Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.

Попова Лариса Сергеевна

Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические, нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические, нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности

Основные принципы программыдля детей первого года обучения:

1. Региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно – воспитательном процессе).

2. Гуманитаризации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания).

3. Раскрытие исторической обусловленности тех или иных процессов, явлений.

4. Культуросообразности.

5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.

6. Комплексности и интеграции.

Задачи программы:

1. Формировать представления детей о музыкальном наследии Донского края.

2. Приучать детей вслушиваться в звучание мелодий, создающих художественно – музыкальные образы казачьего народа, эмоционально на них откликаться.

3. Обучать музыкально – ритмическим движениям казачьих плясок, синтезируя имеющийся опыт, выражать свои чувства, эмоции, фантазию в танцевальных композициях.

4. Развивать эмоционально – эстетическую сферу дошкольников в процессе восприятия литературных и изобразительных произведений искусства Дона.

5. Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему Донского края.

Содержание программы включает в себя четыре раздела.

Старшая группа:

«Разродимая моя сторонка».

«Казак без коня, что пуля без ружья».

Подготовительная группа:

«Играй и пой казачий Дон»

«Казаку на Дону и камешек подпевает»

Педагогические мероприятия составляют 40% от «Основной общеобразовательной программы» ДОУ, проводятся с сентября по май, 2-3занятия в месяц, продолжительность 25 – 30 минут.

Старшая группа.

Слушание.

Знакомство детей с произведениями донских композиторов, с народными песнями, музыкальными былинами о природе Дона, о его жителях, о любви казаков к своей земле.

Развитие умения различать средства музыкальной выразительности, жанры музыкальных произведений; умения высказываться о характере, настроении, музыкально – художественном образе, детально анализировать произведение.

Музыкальный репертуар:

Гимн Донского казачества- «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»«Ой, да ты станица Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А Браславского, «Посадила я сады» казачья песня«Казачье сердце»казачья колыбельная.

Пение.

Знакомить детей с жанрами казачьих песен: колыбельная, хороводная, лирическая. Учить детей петь чисто интонируя мелодию, петь по подражанию музыкального руководителя с колоритом присущим казакам Донского края. Петь ярко, эмоционально, выразительно, с музыкальным сопровождением и без него. Развивать тембровый и динамический слух.

Музыкальный репертуар:

Казачья колыбельная «Казачье сердце»«Ой, на горе –то калина»«а горушке, на горе»«Ай, во поле липонька»«Косил сено казачок»

Музыкально – ритмические движения.

Формировать музыкально-ритмические навыки средствами казачьего фольклора. Обучать детей движениям казачьего пляса: для девочек - казачий шаг (шаг с припаданием) и плавные движения с согнутыми в локтях руками; кружения с припаданием; для мальчиков – движения «штаны»«хлопота»«топота»«молоток».

Различные виды танцевального шага: простой хороводный, шаг кадрили, дробный шаг, «топающий».

Музыкальный репертуар:

Пляска «Варенька», хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», пляска для мальчиков «У плетня».

Музыкальные игры, хороводы.

Содействовать проявлению творчества детей, активизировать их творческие проявления, побуждать детей участвовать в играх – драматизациях, инсценировках. Обучать детей, используя творческие задания придумывать комбинации танцевальных движений, создавать образные ситуации.

Музыкальный репертуар:

Хороводная игра «Селезень»«Сокол и лебедушка», игра «На горушке, на горе»«Колечко».

Игра – драматизация

Познакомить детей с театральным искусством на Дону

Формировать представления детей о традициях и обрядах Донского края. Побуждать детей участвовать в праздниках и развлечениях, досугах и спектаклях. Развивать творческие способности, артистичность.

Праздники«Посвящение в казаки»«Покровская ярмарка», ,«Щедровочка щедровала»«Святая Пасха»«Зеленые святки».

Спектакли по мотивам казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка»«Кот Бромбеус»

Подготовительная группа

Слушание

Знакомить детей с героическими песнями Донских казаков. Активизировать знания о жанрах в музыке, умения выделять средства музыкальной выразительности, анализировать произведения, выделять музыкальные части.

Активизировать внимание детей на то, что конь являлся главным в жизни казака.

Музыкальный репертуар:

Казачьи песни«Про Атамана Платова»«Конь бьявой с походным вьком»«Судьба казака» сл. и муз. В Волкова. Казачья притча «Сон Степана Разина»«Ты воспой в саду соловейко»«Славьтесь, славьтесь казачки».

Пение

Совершенствовать певческие навыки, петь естественным голосом, без напряжения, подчеркивая характерную манеру казачьего народного пения. Знакомить с жанрами казачьих песен: плясовая, военная, частушка.

Музыкальный репертуар:

«Всадники – други» (марш – сигнал, казачьи песни «Из- за леса, леса копий и мечей»«Ой при лужку, при лужку»«Как донские казаки»«Молодая, молода»«Ой, долина»«Ой сад во дворе».

Музыкально – ритмические движения.

Формировать интерес дошкольников к танцевальным движениям. Учить движениям казачьего пляса: «на нижнем уровне «подвал», т. е. упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах, на среднем уровне — упражнения в стойке и упражнения в прыжках», «молоток»«хлопушка»«мячик»«козлик» - движения для мальчиков; «выбрасывание платочка», кружения с шагом припадания.

Закреплять выразительное исполнение движений, умение передавать а пластике характер музыки, танцевальный образ. Активизировать словарный запас дошкольников

Музыкальный репертуар:

Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня»

Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол»

Общий перепляс – «Казачок»

Музыкальные игры, хороводы.

Формировать музыкально – игровое творчество. Побуждать инсценировать музыкальные игры и хороводы, умение импровизировать разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.

Музыкальный репертуар:

«На горушке, горе»казачья хороводная песня«Тетера»«Кони и всадники»«Яшка»«Ремешок»«Клубочек»«Кот на квашне»«Ай, во поле липонька»,

«Я у батюшки жила»«Капусточку я полола».

«Из- за леса, леса копий и мечей»«Ой при лужку, при лужку»

Игра – драматизация

Продолжать знакомить детей с театральным искусством Дона, дать понятие «Театр балаган». Совершенствовать знания детей об обрядовых праздниках казаковРазвивать творчество, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.

Музыкальный репертуар:

Постановка «Проводы казака в армию»«Казачьи посиделки»«Казачья свадьба».

Праздники «Святой вечерок»«Пасха на Дону»«Святая Троица»

Кукльный спектакль «В гости к нам пришел Чигуша».