Программа: «Выявление и развитие способностей к творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»

Клюева Ирина Даниловна

  Цель программы – создание системы по выявлению и развитию творческих, интеллектуальных способностей и способностей к познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка, а также создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа: «Выявление и развитие способностей к творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»

Составитель: Клюева Ирина Даниловна,

учитель английского языка  МАОУ «СОШ №49» г. Улан – Удэ, высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она  призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности.  

Данная Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования и предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.

  Цель программы – создание системы по выявлению и развитию творческих, интеллектуальных способностей и способностей к познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка, а также создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа общества.

  Задачи:

1. Определение уровня творческих, интеллектуальных способностей и способностей к познавательной деятельности обучающихся до начала реализации программы.

2. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе

3. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету английский язык.

4. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

5.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах.

6.  Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

Методические принципы:

1.  Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

2.  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

3.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

4.  Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.

5.  Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

6.  Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Основные направления реализации программы:

1.  Выявление одаренных  обучающихся.

2.  Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.

3.  Разработка индивидуальных форм работы.

4.  Внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий.

5. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.

6.  Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.

7.  Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных,  всероссийских   олимпиадах, конкурсах.

8. Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные, всероссийские  научно – исследовательские  конференции с публикацией работ.

8.   Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих  обучающихся.  

Педагогические методики:

А) Степень творческой активности по Е.В. Коротаевой

Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким учащимся выполнять лишь часть творческого задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.

2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.

3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.

4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Моя задача - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 – ой  группы, но и  помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Б) Методика «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской на выявление интеллектуальной активности:

Метод работы в креативном поле позволил выделить три главных уровня интеллектуальной активности, которые условно обозначены как “репродуктивный”, “эвристический”, “креативный”.

Если при самой добросовестной и энергичной работе испытуемый остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, мы относим его интеллектуальную активность к репродуктивному (стимульно-продуктивному), или, как мы его еще называем,— к пассивному уровню. Мы вводим второе определение (“пассивный”), чтобы подчеркнуть не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется каким-то внешним стимулом. Пассивный уровень — это не состояние бездеятельности, не стремление избежать умственного напряжения. Это — пассивное, безынициативное принятие в своей деятельности того, что задано человеку извне. У одних сама новая деятельность вызывает интерес и доставляет удовольствие, которое (при отсутствии утомления) не иссякает на протяжении всего эксперимента. У других она вызывает бурный интерес, пока она нова и сложна. Но как только они овладевают этой деятельностью, и она становится для них монотонной, интерес у них иссякает, и интеллектуальную деятельность их уже ничто не стимулирует.

Отсутствие внутреннего источника стимуляции — познавательного интереса — и позволяет нам говорить о единой качественной определенности рассматриваемого уровня интеллектуальной активности, главным показателем которого является репродуктивность мыслительной деятельности, отсутствие интеллектуальной инициативы.

Второй уровень — эвристический. Испытуемых этого уровня отличает проявление в той или иной степени интеллектуальной инициативы, инициативы спонтанной, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Их интеллектуальная инициатива выражается в стремлении находить самостоятельно новые способы действия, более совершенные или просто отличные от того, которым испытуемый уже овладел. При отнесении к эвристическому уровню для нас важен не только и даже не столько продукт (та или иная эвристика), а тот процесс, который к нему ведет. Имея достаточно надежный способ работы, испытуемый продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит к открытию новых, более эффективных способов решения. В этом смысле интеллектуальную инициативу на эвристическом уровне характеризует постоянный вопрос: “а как еще?” Каждая новая закономерность оценивается и переживается самим эвристом как открытие, творческая находка. В то же время она оценивается только с точки зрения усовершенствования и более успешного, более быстрого решения поставленных ему задач. Отсюда — предел интеллектуальной активности эвриста.

Высший уровень интеллектуальной активности — креативный, при котором обнаруженная испытуемым эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить предложенную ему в эксперименте деятельность. Креативные учащиеся нередко просят позволить подумать над “мистикой” цилиндрической доски и не давать им больше задач. Перед ними теперь (по их убеждению) — их собственная проблема и решение ее для них более важно, чем успех в эксперименте. Опыты показали, что постановка проблемы, ее формулирование — мучительный процесс. Испытуемый обрекает себя на это “мученичество” добровольно (это, конечно, частный случай постановки проблем, которому в истории науки соответствует опережение своего времени выдающимися учеными). Самостоятельная, не стимулированная извне постановка проблемы — качественная особенность интеллектуальной инициативы таких испытуемых. Отсюда и качественная определенность высшего уровня интеллектуальной активности, обозначенного нами как креативный. Мы используем этот термин, а не общепринятый термин “творческий” потому, что последним обозначается и процесс мышления, и литературная, артистическая, художественная и т. п. деятельность. Кроме того, у нас нет никаких оснований отказывать эвристам в признании их интеллектуального творчества. Вместе с тем, при сопоставлении эвристического и креативного уровней, налицо два принципиально разных уровня интеллектуального творчества, соответствующих двум качественно различным уровням интеллектуальной активности, которым, в свою очередь, соответствуют и два типа мышления — эмпирическое и теоретическое.

В) Тест Джона Карлайла  Равена  на интеллектуальное развитие:

В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими уровнями:

1) Высокий интеллект -  I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого 95%

2) Интеллект выше среднего – II степень: незаурядный интеллект 75-95%

3) Интеллект средний –  III степень 25-74%

4) Интеллект ниже среднего –  IV степень 5-24%

5) Дефект –  V степень: дефектная интеллектуальная способность 5 и менее %

Развитие познавательных  способностей предполагает:

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
2. Проведение школьных олимпиад .
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих
приемов
- творческие ответы; 
- выполнение творческих тематических заданий; 
- выполнение проблемных поисковых работ; 
- выступления в лекторских группах; 
- назначение ответственными за проведение предметных недель; 
- приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
- повышение степени сложности заданий; 
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

1.   Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности:

- анализ,

- беседы,

- деловые и ролевые игры,

- тестирование, опрос,

- совместная деятельность, в том числе проектная,

- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

2.   Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 

1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся.

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 

Ожидаемые результаты:

-  Формирование системы работы с одаренными обучающимися;

-  Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

-  Повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах; повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня, соревнованиях.

-  Изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.

-  Расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся.

-  Публикация исследовательских работ  обучающихся.

-  Нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Результаты стартовой и итоговой диагностики  степени творческой активности по Е.В. Коротаевой за период 2021/22; 2022/2023/; 2023/24 учебные годы

Тест Д. Равена на интеллектуальное развитие за период 2021/22; 2022/2023/; 2023/24 учебные годы

2021 – 2022        Группа 9Б класса ( УМК Комаровой Ю.А. «Английский», углубленный уровень)

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

7%

3%

 6%  (высокий интеллект)

6%  (высокий интеллект)

14%

18%

  17%    (выше среднего)

  17%   (выше среднего)

60%

60%

  71%  ( средний)

  71%    ( средний)

19%

19%

  6%   (ниже среднего)

   6%    (ниже среднего)

2022 – 2023       Группа 10Б класса ( УМК Комаровой Ю.А. «Английский», углубленный уровень)

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

3%

0%

 6%  (высокий интеллект)

 6%  (высокий интеллект)

11%

8%

  23%  (выше среднего)

   23%  (выше среднего)

53%

55%

  71%    (средний)

   71%    ( средний)

33%

37%

  0%   ( интеллект ниже среднего)

2023 – 2024        Группа 11Б класса ( УМК Комаровой Ю.А. «Английский», углубленный уровень)

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

0%

?

6%   (высокий интеллект)

?

6%

?

35%    (выше среднего)

?

72%

?

 59%   (средний)

?

22%

?

 0%   ( интеллект ниже среднего)

.

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

Показатели результативности:

1.  Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

2.  Повышение качества знаний.

3.  Положительная динамика результатов усвоения обучающимися общеобразовательных программ.

4.  Реализация индивидуальных возможностей каждого ребенка.

5.  Обобщение и внедрение опыта работы по исследуемой проблеме.

6.  Способность к рефлексии и самоанализу.

7.  Развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией.

8.  Развитие творческой и интеллектуальной активности.

9.  Участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы. Большую роль по выявлению способностей играют  контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей. Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

Перспективные задачи по реализации

Программы по выявлению и развитию способностей обучающихся

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со  всеми  учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие.  Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности. Учитель  может  максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. В основе работы учителя по раскрытию образовательного потенциала учащихся заложена реализация  следующих задач:

     1.    Диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

   2.  Привлечение способных  учащихся к внеурочной деятельности ( участие в мини-проектах, предметных кружках, творческих конкурсах, фестивалях  школьного/ мунийипального/ российского/ международного уровней в очной форме и на интернет – сайтах).

   3.  Мотивировать учащихся к углубленному изучению английского языка через участие в    предметных сообществах ( языковые курсы БГУ, подготовительные группы по программам ОГЭ и ЕГЭ, музыкальные центры современной музыки и танца).

         4.   Привлекать одаренных школьников  к участию в ВсОШ по английскому языку.

         5.   Привлекать одаренных школьников  к участию в научно – практических конференциях.

    10. Поощрять результативность учащихся (грамоты, сертификаты, благодарности    учащимся / родителям ).

Использованные источники:

1. Методика экспертных оценок по определению одарённых детей // А.А. Лосева.

http://dar.stavedu.ru/ru/3psihologicheskoe-soprovozhdenie/diagnostika-odarennosti/diagnostika-povedeniya/metodika-ekspertnyh-ocenok-po-opredeleniyu-odaryonnyh-detej/

2. Методики психолого – педагогической диагностики одаренности детей. Учебно-методическое пособие по курсу «Методы педагогических исследований» http://www.elib.grsu.by/katalog/114757-191395.pdf

3. Психологический тест Хорста Зиверта «Тест на определение уровня языкового интеллекта»

http://www.de-online.ru/index/test_dlja_opredelenija_urovnja_jazykovogo_intellekta/0-1188

908822

4. Методы педагогических исследований /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.