Главные вкладки
Программа: «Выявление и развитие способностей к творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»
Цель программы – создание системы по выявлению и развитию творческих, интеллектуальных способностей и способностей к познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка, а также создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа: «Выявление и развитие способностей к творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»
Составитель: Клюева Ирина Даниловна,
учитель английского языка МАОУ «СОШ №49» г. Улан – Удэ, высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности.
Данная Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования и предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.
Цель программы – создание системы по выявлению и развитию творческих, интеллектуальных способностей и способностей к познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка, а также создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа общества.
Задачи:
1. Определение уровня творческих, интеллектуальных способностей и способностей к познавательной деятельности обучающихся до начала реализации программы.
2. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе
3. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету английский язык.
4. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
5. Расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах.
6. Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
Методические принципы:
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
5. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.
6. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
Основные направления реализации программы:
1. Выявление одаренных обучающихся.
2. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
3. Разработка индивидуальных форм работы.
4. Внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий.
5. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
6. Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.
7. Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах.
8. Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные, всероссийские научно – исследовательские конференции с публикацией работ.
8. Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Педагогические методики:
А) Степень творческой активности по Е.В. Коротаевой
Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):
1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким учащимся выполнять лишь часть творческого задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости отсутствие страха чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.
Моя задача - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 – ой группы, но и помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Б) Методика «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской на выявление интеллектуальной активности:
Метод работы в креативном поле позволил выделить три главных уровня интеллектуальной активности, которые условно обозначены как “репродуктивный”, “эвристический”, “креативный”.
Если при самой добросовестной и энергичной работе испытуемый остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, мы относим его интеллектуальную активность к репродуктивному (стимульно-продуктивному), или, как мы его еще называем,— к пассивному уровню. Мы вводим второе определение (“пассивный”), чтобы подчеркнуть не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется каким-то внешним стимулом. Пассивный уровень — это не состояние бездеятельности, не стремление избежать умственного напряжения. Это — пассивное, безынициативное принятие в своей деятельности того, что задано человеку извне. У одних сама новая деятельность вызывает интерес и доставляет удовольствие, которое (при отсутствии утомления) не иссякает на протяжении всего эксперимента. У других она вызывает бурный интерес, пока она нова и сложна. Но как только они овладевают этой деятельностью, и она становится для них монотонной, интерес у них иссякает, и интеллектуальную деятельность их уже ничто не стимулирует.
Отсутствие внутреннего источника стимуляции — познавательного интереса — и позволяет нам говорить о единой качественной определенности рассматриваемого уровня интеллектуальной активности, главным показателем которого является репродуктивность мыслительной деятельности, отсутствие интеллектуальной инициативы.
Второй уровень — эвристический. Испытуемых этого уровня отличает проявление в той или иной степени интеллектуальной инициативы, инициативы спонтанной, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Их интеллектуальная инициатива выражается в стремлении находить самостоятельно новые способы действия, более совершенные или просто отличные от того, которым испытуемый уже овладел. При отнесении к эвристическому уровню для нас важен не только и даже не столько продукт (та или иная эвристика), а тот процесс, который к нему ведет. Имея достаточно надежный способ работы, испытуемый продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит к открытию новых, более эффективных способов решения. В этом смысле интеллектуальную инициативу на эвристическом уровне характеризует постоянный вопрос: “а как еще?” Каждая новая закономерность оценивается и переживается самим эвристом как открытие, творческая находка. В то же время она оценивается только с точки зрения усовершенствования и более успешного, более быстрого решения поставленных ему задач. Отсюда — предел интеллектуальной активности эвриста.
Высший уровень интеллектуальной активности — креативный, при котором обнаруженная испытуемым эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить предложенную ему в эксперименте деятельность. Креативные учащиеся нередко просят позволить подумать над “мистикой” цилиндрической доски и не давать им больше задач. Перед ними теперь (по их убеждению) — их собственная проблема и решение ее для них более важно, чем успех в эксперименте. Опыты показали, что постановка проблемы, ее формулирование — мучительный процесс. Испытуемый обрекает себя на это “мученичество” добровольно (это, конечно, частный случай постановки проблем, которому в истории науки соответствует опережение своего времени выдающимися учеными). Самостоятельная, не стимулированная извне постановка проблемы — качественная особенность интеллектуальной инициативы таких испытуемых. Отсюда и качественная определенность высшего уровня интеллектуальной активности, обозначенного нами как креативный. Мы используем этот термин, а не общепринятый термин “творческий” потому, что последним обозначается и процесс мышления, и литературная, артистическая, художественная и т. п. деятельность. Кроме того, у нас нет никаких оснований отказывать эвристам в признании их интеллектуального творчества. Вместе с тем, при сопоставлении эвристического и креативного уровней, налицо два принципиально разных уровня интеллектуального творчества, соответствующих двум качественно различным уровням интеллектуальной активности, которым, в свою очередь, соответствуют и два типа мышления — эмпирическое и теоретическое.
В) Тест Джона Карлайла Равена на интеллектуальное развитие:
В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими уровнями:
1) Высокий интеллект - I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого 95%
2) Интеллект выше среднего – II степень: незаурядный интеллект 75-95%
3) Интеллект средний – III степень 25-74%
4) Интеллект ниже среднего – IV степень 5-24%
5) Дефект – V степень: дефектная интеллектуальная способность 5 и менее %
Развитие познавательных способностей предполагает:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад .
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
1. Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности:
- анализ,
- беседы,
- деловые и ролевые игры,
- тестирование, опрос,
- совместная деятельность, в том числе проектная,
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.
2. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- Повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах; повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня, соревнованиях.
- Изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
- Расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся.
- Публикация исследовательских работ обучающихся.
- Нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Результаты стартовой и итоговой диагностики степени творческой активности по Е.В. Коротаевой за период 2021/22; 2022/2023/; 2023/24 учебные годы | Тест Д. Равена на интеллектуальное развитие за период 2021/22; 2022/2023/; 2023/24 учебные годы | ||
2021 – 2022 Группа 9Б класса ( УМК Комаровой Ю.А. «Английский», углубленный уровень) | |||
Стартовая | Итоговая | Стартовая | Итоговая |
7% | 3% | 6% (высокий интеллект) | 6% (высокий интеллект) |
14% | 18% | 17% (выше среднего) | 17% (выше среднего) |
60% | 60% | 71% ( средний) | 71% ( средний) |
19% | 19% | 6% (ниже среднего) | 6% (ниже среднего) |
2022 – 2023 Группа 10Б класса ( УМК Комаровой Ю.А. «Английский», углубленный уровень) | |||
Стартовая | Итоговая | Стартовая | Итоговая |
3% | 0% | 6% (высокий интеллект) | 6% (высокий интеллект) |
11% | 8% | 23% (выше среднего) | 23% (выше среднего) |
53% | 55% | 71% (средний) | 71% ( средний) |
33% | 37% | 0% ( интеллект ниже среднего) | |
2023 – 2024 Группа 11Б класса ( УМК Комаровой Ю.А. «Английский», углубленный уровень) | |||
Стартовая | Итоговая | Стартовая | Итоговая |
0% | ? | 6% (высокий интеллект) | ? |
6% | ? | 35% (выше среднего) | ? |
72% | ? | 59% (средний) | ? |
22% | ? | 0% ( интеллект ниже среднего) |
.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).
Показатели результативности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
2. Повышение качества знаний.
3. Положительная динамика результатов усвоения обучающимися общеобразовательных программ.
4. Реализация индивидуальных возможностей каждого ребенка.
5. Обобщение и внедрение опыта работы по исследуемой проблеме.
6. Способность к рефлексии и самоанализу.
7. Развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией.
8. Развитие творческой и интеллектуальной активности.
9. Участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы. Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей. Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
Перспективные задачи по реализации
Программы по выявлению и развитию способностей обучающихся
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие. Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности. Учитель может максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. В основе работы учителя по раскрытию образовательного потенциала учащихся заложена реализация следующих задач:
1. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
2. Привлечение способных учащихся к внеурочной деятельности ( участие в мини-проектах, предметных кружках, творческих конкурсах, фестивалях школьного/ мунийипального/ российского/ международного уровней в очной форме и на интернет – сайтах).
3. Мотивировать учащихся к углубленному изучению английского языка через участие в предметных сообществах ( языковые курсы БГУ, подготовительные группы по программам ОГЭ и ЕГЭ, музыкальные центры современной музыки и танца).
4. Привлекать одаренных школьников к участию в ВсОШ по английскому языку.
5. Привлекать одаренных школьников к участию в научно – практических конференциях.
10. Поощрять результативность учащихся (грамоты, сертификаты, благодарности учащимся / родителям ).
Использованные источники:
1. Методика экспертных оценок по определению одарённых детей // А.А. Лосева.
http://dar.stavedu.ru/ru/3psihologicheskoe-soprovozhdenie/diagnostika-odarennosti/diagnostika-povedeniya/metodika-ekspertnyh-ocenok-po-opredeleniyu-odaryonnyh-detej/
2. Методики психолого – педагогической диагностики одаренности детей. Учебно-методическое пособие по курсу «Методы педагогических исследований» http://www.elib.grsu.by/katalog/114757-191395.pdf
3. Психологический тест Хорста Зиверта «Тест на определение уровня языкового интеллекта»
http://www.de-online.ru/index/test_dlja_opredelenija_urovnja_jazykovogo_intellekta/0-1188
908822
4. Методы педагогических исследований /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.