Система оценивания образовательных достижений учащихся.

Клюева Ирина Даниловна

Современные критерии оценивания образовательных достижений обучающихся. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках английского языка. Именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала. При выставлении отметок необходимо соблюдать :

-   объективность оценки результатов;

-   единство требований ко всем школьникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений 

Современные критерии оценивания образовательных достижений обучающихся. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках английского языка. Именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала. При выставлении отметок необходимо соблюдать :

-   объективность оценки результатов;

-   единство требований ко всем школьникам.

Для выставления объективных отметок используются следующие формы контроля:

-   текущий контроль (осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний обучающихся в соответствии с учебной программой);

-   промежуточный контроль (промежуточная аттестация обучающихся 2-8,10 классов проводится в конце учебного года для диагностики уровня усвоения образовательных программ каждой ступени общего образования);

-   итоговый контроль (итоговая аттестация обучающихся 9, 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ).

       В условиях традиционной системы обучения оценивались главным образом знания, а основным средством проверки являлось их воспроизведение. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально-ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. При этом оценивались только результаты освоения отдельных предметов; оценочные задания межпредметного (универсального, метапредметного) характера практически не использовались.

        В соответствии с новым стандартом система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.

При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру. В повседневном образовательном процессе оценка личностных результатов необходима. Учитель не может оставить без внимания и оценки нравственные или, наоборот, безнравственные суждения, поступки школьника. Оценка (но не отметка) проявляется характеристики типа «you are right», «your choice is correct» и.т.п. В процессе оценивания ученик становится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить «в форме, не представляющей угрозу личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащихся».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как способность, принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др. на уроках можно проверить и такие компетенции, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, такие умения как, взаимодействие с партнером, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве и др.

В рамках ФГОС каждый урок должен включать формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов.

Предметные результаты, кроме некоторых личностных компетенций, содержат предметные знаний и систему формируемых предметных действий.

В системе предметных знаний выделяют опорные знания (знания, освоение которых необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курса.

Однако, при оценке предметных результатов основную ценность представляют не собственно знания и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, в данном случае (с содержанием курса иностранного языка).

В основе многих предметных действий лежат универсальные действия, и прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов.

По традиционной системе оценивания образовательных достижений далеко не всегда принималась во внимание их динамика. В новой системе оценивания динамике образовательных достижений учащихся (индивидуальному прогрессу) уделяется большое внимание. Определение индивидуального прогресса или прироста образованности другими словами осуществляется путем сравнения результатов входной и выходной диагностик.

Таким образом, в качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений (прогресс).

Что касается вопроса соотношения оценки и отметки в процедуре оценивания, то он может решаться следующим образом: оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксироваться отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования.

Лист самооценки 

Description of achievement 

poor

fair

good

excellent

I can read and understand the information about

I can listen and understand the information about

 

 

 

 

I can write

 

 

 

 

I can speak about

 

 

 

 

I can ask and answer the questions about

 

 

 

 

 

1. Критерии оценивания письменных работ 

За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ 

Оценка «3» 

Оценка «4» 

Оценка «5» 

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Тестовые работы,

словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

 

Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:

1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).

2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);

3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4.Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5.Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

  Критерии оценки творческих письменных работ 

(письма,  сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)

Баллы

  Критерии оценки

«5»

1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью.

2.Организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3.Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения.

4.Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку,

грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.

5.Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.

«4»

1.Содержание: коммуникативная задача решена полностью.

2.Организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки.

4.Грамматика:использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи.

5. Орфография и пунктуация:незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.

«3»

1.Содержание: Коммуникативная задача решена,

2.Организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден.

3. Лексика: местами неадекватное употребление лексики.

4.Грамматика:имеются грубые грамматические ошибки.

5.Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

«2»

1.Содержание: Коммуникативная задача не решена.

2.Организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы.

3. Лексика: большое количество лексических ошибок.

4. Грамматика:большое количество грамматических ошибок.

5.Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не

соблюдены основные правила расстановки запятых.

 

2. Критерии оценки устных развернутых ответов 

(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)

Оценка

Содержание

Коммуникативное взаимодействие  

Лексика

Грамматика

Произношение

   «5»

Соблюден объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены.

Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач.

 

Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку.

 

Использованы разные грамматич.

конструкции в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации.

Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.

 

 

«4»

Не полный объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены.

Коммуникация немного затруднена.

Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

 

Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

 

Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация

обусловлена влиянием родного языка.

3

Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере  соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены.

Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы.

Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок.

 

Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.

 

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.

 

Соотнесение оценки с планируемыми результатами.

Традиционно оценка, получаемая школьниками на уроке, не привязывалась к целям (задачам) обучения. Цели обучения (в контексте учителя) и оцениваемые результаты существовали как бы сами по себе. Понятие «планируемые результаты» в процедуре оценивания не использовалось.

В настоящее время в качестве целей обучения выступают «планируемы результаты», которые доводятся до школьников, например в форме «планируемых достижений». А сама процедура оценивания заключается в соотнесении того,  что было запланировано, с тем, что получилось.

Итоговая оценка. Одной из составляющей итоговой оценки является накопительная система оценки  - портфолио учащихся (портфель достижений или языковой портфель). «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

Портфолио широко применяется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Портфолио – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио – организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Известно несколько типов портфолио: портфолио достижений, портфолио-отчет и портфолиосамооценка. Есть и иная типология портфолио: практико-ориентированные, проблемноориентированные и тематические портфолио. Выбор типа зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

-   Ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

-   Ученик собирает материал в портфолио;

В основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка. Создание портфолио нацелено и на формирование определенных умений:

-   Отбирать и оценивать информацию;

-   Точно определять цели, которых он хотел бы достичь;

-   Планировать свою деятельность;

-   Давать оценки и самооценки;

-   Отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

 Языковой портфель - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Он позволяет проследить прогресс в изучении английского языка, развивать индивидуальные языковые способности.

Языковой портфель служит средством неформального оценивания его достижений, не являясь инструментом контроля.

Цель введения языкового портфеля: 

-   Прослеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

-   Оценивание его образовательных достижений и дополнение (замена) результатов тестирования и других традиционных форм контроля.  

Цель портфеля: 

-   формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;

-    формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России/ мира);

-  формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие Европы.

- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.

 

  Задачи портфеля: 

-  отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося; отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;  исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;  изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность;  

-    развивать письменные навыки; обеспечивать преемственность в процессе обучения (при переходе в другое учебное заведение, изучение языков на протяжении всей жизни);  -  подготавливать к поступлению в среднее/ высшее учебное заведение и на работу.

Функции портфеля:  портфель демонстрирует:

-   способности ученика по иностранному языку;

-  портфель позволяет ученику, а также учителю оценить, в какой степени учащийся способен общаться на иностранном языке.

Структура и содержание портфеля 

Структура «Портфолио для учащихся младших классов» состоит из трех разделов, предваряемых автобиографической страничкой.

Раздел I. «Языки, которые я знаю». 

Здесь ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также определяет свой  уровень владения соответствующим языком.

Данный раздел может включать в себя следующие пункты:

-   Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои родственники.

-    Где я учился/училась.

-    Языки, которые я изучал/изучала в школе.

-    Языки, которые я изучал/изучала вне школы.

-    Пребывание за границей.

-     Анкеты для выявления интересов, увлечений и т.д. учащегося.

Раздел II. «Мои успехи». 

Предназначен для формирования  самостоятельной оценки детьми своих успехов в изучении неродного языка как средства межкультурного общения. Здесь представлены контрольные листы  для самооценки по 4 видам речевой деятельности .

Раздел III. «Моя копилка». 

Данный раздел содержит  материал, который кажется ученику интересным и информативным. Этот материал ученик помещает в портфель в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языки, которые я знаю» и «Мои успехи».

Структура «Портфолио для учащихся» средних и старших классов 

1. языковой паспорт

2. языковая биография

3. досье

Раздел 1. «Языковой паспорт» 

В паспорте учащийся отражает свой уровень владения иностранным языком; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период времени.

Паспорт включает в себя следующие разделы:

-   информация об ученике

-    обзор достижений в изучении иностранного языка

-   сведения об изучении языков

-    перечень сертификатов и дипломов

-   языковые навыки, описанные на основе уровней

Раздел 2. «Языковая биография» 

Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию изучения языков. В этом разделе ученик представляет:

- свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс и подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии;

-    перечень межкультурного опыта, т.е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.

В «Языковой биографии» также представляются  контрольные листы для самооценки. Параметры, по которым уточняется и оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения иностранным языком учащегося, составляют: коммуникативные умения устной и письменной речи; стратегические умения; компенсационные умения; качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.

 Раздел 3. «Досье» 

Досье включает материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Ученик собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка:

-   «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)

-   стихи и рассказы, написанные учащимся

-    индивидуальные и групповые проекты

-    работы, выполненные на компьютере

-    письма, открытки

-    письменные доклады, рефераты;

-   рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.

-    грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося

-   памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).

 Каждая работа предваряется комментариями ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы комментарии были сделаны на английском  языке): что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что не получилось; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Главная цель комментирования – развитие самооценки учащегося  на основе рефлексии в виде рассуждения, аргументации,  обоснования.

 Родители оценивают портфель, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости? Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал?  

Используя такую стратегию, обучающийся научится:

-определять свой  уровень владения иностранным языком  в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;

-ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;

-самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в Языковом Портфеле.

Оценка портфолио 

Оценка портфолио – это новая форма контроля полученных знаний, позволяющая школьникам учиться на собственных ошибках. Последовательность оценки портфолио такова: сначала учитель объясняет ученикам, какие задачи им предстоит решить и за ккакое время. Затем они договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда же занятия по теме подойдут к концу, учащиеся должны будут, во-первых, отобрать лучшее из своих работ по изученному материалу, во-вторых, составить отчет о проделанной работе, втретьих, самим себе выставить оценку. Только после выполнения трех условий ученические работы передаются учителю, который пишет на них критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил себе сам.

Памятка для учителя

7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС

ЧТО?   Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи

КТО?   Ученик + учитель  в диалоге

СКОЛЬКО?   Одна задача – одна отметка

ГДЕ?   В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА?   Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи)

КАК?  По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)

ПРЕДМЕТНЫЕ?  по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.

 

 Список использованной литературы

1. Алейникова А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы. -1989. -№12. С.29-34.

 2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1987 -139 с.

4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа просто устойчивое сочетание // Педагогика. - 1998. - №3.-С.36-41.

5. Брушлинский А.В. Воображение и познание творчества. М., 1964.

6. Вербицкий А., Бакшаева Н. Развитие мотивации в контекстном обучении // Alma mater, 1998. - №1-2. - С.47-50.

7. Дубровин М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы // ИЯШ. 1978. - №1. - С.28-34.

8. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. - №3. - С.43-49.

9.Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде. Дисс. канд. пед. наук. -Карачаевск. -2003.-е. 186.