7. КОНСУЛЬТАЦИИ, СЕМИНАРЫ

Павлова Алла Николаевна

Консультации, семинары-практикумы, мастер-классы с педагогами:

1. Консультация для педагогов "Организация разнообразных видов игровой деятельности на разных возрастных группах. (Презентация)

2. Выступление на педагогическом совете: "Технология педагогического проектирования в развитии речи дошкольников с ОНР" (Презентация+ доклад)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация разнообразных видов игровой деятельности на разных возрастных группах Воспитатель: Павлова А.Н. Псков 2017

Слайд 2

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Слайд 3

Существует следующая классификация игр дошкольников по С. Л. Новоселовой : - сюжетно-ролевые - театрализованные - подвижные - дидактические.

Слайд 4

Сюжетно-ролевые игры Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения». • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт). • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Слайд 5

В структуре ролевой игры выделяют компоненты : • роли, которые исполняют дети в процессе игры; • игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли; • игровое использование предметов; • отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Слайд 6

Особенности организации сюжетно-ролевых игр на разных возрастных группах . Младший дошкольный возраст 1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку. 2. Темы игр в основном бытовые. 3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко. 4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. 5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители.

Слайд 7

Средний дошкольный возраст 1. В игре появляются группы по 2-3 человека (групповая форма организации). 2. Расширяется тематика игр. Усложняются сюжеты. 3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация) 4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Слайд 8

Старший дошкольный возраст 1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная. 2. В игре используется большое разнообразие тем. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями. 3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. 4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно. 5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. 6. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. 8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Слайд 9

Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3-4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет - цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию 5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых 6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах

Слайд 10

- являются средством воспитания; - выполняют обучающую функцию; - развивают сенсорные способности детей; - развивают речь детей; формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающему; - воспитывают уважение к труду; - развивают эстетический вкус; - способствуют физическому развитию. Дидактические игры Значение дидактических игр:

Слайд 11

Структура дидактической игры: 1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности. 2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. 3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. 4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Слайд 12

Классификация дидактических игр . По содержанию: игры по ознакомлению с окружающим , развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др. По степени активности детей и воспитателя: игры-занятия и автодидактические игры. По наличию игрового материала : игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные. Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях : -подготовка к проведению дидактической игры - проведение - анализ

Слайд 13

Особенности организации дидактической игры у детей младшего возраста: - объяснение правил нужно объединять с показом игрового действия; -если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу; - воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

Слайд 14

Особенности организации дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста - здесь также воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей; - правила игры объясняются до ее начала; -подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь; -могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода; -широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Слайд 15

Особенности организации дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста - дети легко воспринимают чисто словесные объяснения игры, лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. -с детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения, поэтому можно вводить в игру элементы соревнования. -в играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). - дети классифицируют предметы по материалу, назначению. -широко используются словесные игры. - воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Слайд 16

Театрализованные игры Своеобразие театрализованных игр дошкольников : - строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения; - от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями; - действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни; - передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями; - состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Слайд 17

- формируют у детей чувство партнерства; - развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни; - способствуют эстетическому воспитанию детей; - способствуют умственному развитию детей: развивают фантазию, воображение, творческое мышление; - нравственная направленность игр; - содействуют физическому развитию детей; - способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей. Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

Слайд 18

Виды театрализованных игр дошкольников : 1. Настольные театрализованные игры : - настольный театр игрушек -настольный театр рисунков. 2. Стендовые театрализованные игры: - стенд-книжка; - фланелеграф ; - теневой театр. 3. Игры-драматизации, включающие : - пальчиковый театр; - театр би-ба-бо ; - кукольный театр; -игра-драматизация с шапочками на голове; - импровизация.

Слайд 19

Подготовка к театрализованной игре : 1 этап - освоение литературного текста 2 этап - дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса 3 этап - сама театрализованная игра

Слайд 20

Особенности организации театрализованных игр на разных возрастных группах: Младшие группы: главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности. Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр; б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Средние группы: перед воспитателем стоят следующие задачи: -углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства; -продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо ); -содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; -продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; -начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений. Старшие группы : -дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, -упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой; -осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; -дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Слайд 21

Подвижные игры Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами

Слайд 22

Значение подвижных игр: -способствуют физическому развитию детей. -оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. -они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов : бег, прыжки, лазанье и т. д. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль : ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры.

Слайд 23

Особенности организации подвижных игр: -в младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. -подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. -воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. - старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 42 «Журавлик» Технология педагогического проектирования в развитии речи дошкольников с ОНР. Презентацию подготовила воспитатель: Павлова Алла Николаевна

Слайд 2

Приоритетное направление деятельности нашего ДОУ компенсирующего вида - коррекция и развитие речи!

Слайд 3

Определение речи и речевого развития: Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей, речевого аппарата ребенка особенностей развития всех его психических функций.

Слайд 4

Задачи речевого развития в ФГОС ДО Овладение речью, как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Развитие связной речи; грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 5

Общее недоразвитие речи (ОНР) Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи характерны функциональная незрелость и психосоциальная дисгармония , которые проявляются у детей в виде следующих признаков : Нарушения внимания Импульсивность Двигательная расторможенность Недостаточно сформированная зрительно-пространственная координация; слухо - и речемоторные координации; удерживание равновесия; сохранение ритма Несформированность организующей, регулирующей и контролирующей функций осложняющие развитие вербально-логического мышления как главнейшего механизма эффективной учебно-познавательной деятельности. Слабая концентрация внимания, неусидчивость, отвлекаемость , неумение сосредотачиваться и доводить до конца какие-либо задания.

Слайд 6

Актуальность проблемы речевого развития: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким

Слайд 7

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует внедрения новых технологий речевого развития дошкольников

Слайд 8

Современные образовательные технологии проектная деятельность т ехнология исследовательской деятельности технология проблемного обучения игровые технологии мнемотехнология т ехнологии обучения образной речи технология диалогового общения з доровьесберегающие технологии Синквейн т ехнология исследовательской деятельности Современные образовательные технологии проектная деятельность т ехнология исследовательской деятельности технология проблемного обучения игровые технологии мнемотехнология т ехнологии обучения образной речи технология диалогового общения з доровьесберегающие технологии Синквейн т ехнология исследовательской деятельности

Слайд 9

Технология проектной деятельности Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, так как затрагивает все сферы развития личности ребенка, в т.ч. и речевое развитие. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта: альбома рисунков, рассказов, выставки поделок, праздника и т. п.

Слайд 10

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов.

Слайд 11

Метод проектов дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ; помогает осваивать окружающую действительность; способствуют развитию творческих способностей; помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; развивают речь, память, мышление, воображение; формирует коммуникативные навыки и нравственные качества

Слайд 12

Педагогический проект «Книжки- игрушки своими руками » Вид проекта: групповой, познавательно-творческий Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-октябрь 2019) Участники: дети, педагоги, родители.

Слайд 13

Проблема Отсутствие интереса к книге и чтению у детей Замена книги на мультфильмы и компьютер Утрачена традиция семейного чтения

Слайд 14

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создать условия для развития интереса к чтению, к книге, как важнейшей составляющей речевого развития дошкольников

Слайд 15

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Развивать познавательный интерес к книге и чтению Развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать словарный запас Развивать творческие способности детей при изготовлении книжек-игрушек Формировать устойчивые навыки бережного обращения с книгой Повышать педагогическую грамотность родителей и вовлекать их в целенаправленный процесс развития речи ребенка. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы.

Слайд 16

Планируемые результаты при реализации проекта Повысился интерес к книгам, произведениям художественной литературы. Произошли позитивные изменения в речи детей. Созданы книжки-самоделки по тематическим блокам. Родители обобщили и распространили опыт по созданию книжки – самоделки.

Слайд 17

План-график по реализации проекта Этапы Формы работы Сроки Подготовительный Составление плана реализации проекта Подбор иллюстративного материала теме проекта Подбор загадок, пословиц о книге Подбор книг по жанрам: сказки, рассказы, стихотворения, энциклопедии, журналы Беседа с родителями о значении создания книги-игрушки 2.09.2019-13.09.2019г. Практический Беседа с детьми: «История возникновения книги» Консультация для родителей: « Роль книги в речевом развитии ребенка» Беседа: «Как к нам попадает книга» Экскурсия в библиотеку Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» 16.09.2019-21.10. 2019г.

Слайд 18

Оформление книжного уголка в группе Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Ремонт «больных» книг. Конструирование из бумаги: книжка «Цветы» Конструирование из бумаги: книжка «Цифры» Совместное творчество детей и родителей: изготовление книжек- игрушек. Ручной труд: «Изготовление закладки для книги» Театрализация любимых произведений с помощью самодельных книжек-игрушек. Рисование: «Мой любимый сказочный герой» Викторина : «Угадай сказку» Заключительный Презентация книжек игрушек детьми Выставка книжек-игрушек 22.10.2019г- 25.10.2019г.

Слайд 19

Фотоотчет проекта Книга очень всем нужна: И маленьким, и взрослым, Потому что без неё Нелегко, непросто. В книгах ты найдёшь всегда Ответы на вопросы: Про животных, про моря, Про людей и космос. Что такое «хорошо», Что такое «плохо»… Книга ждёт тебя всегда! Открывай! Не бойся!

Слайд 20

Как делают книгу мы рассмотрели, И сделать такую же все захотели!

Слайд 21

В библиотеке мы побывали, все про книжки мы узнали

Слайд 22

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре библиотека

Слайд 23

Сюжетно-ролевая игра библиотека

Слайд 24

Изготовление закладки для книги

Слайд 25

Рисование: «Мой любимый сказочный герой»

Слайд 26

« Книжкина больница» Заболела эта книжка: Порвал ее братишка. Я больную пожалею: Я возьму ее и склею.

Слайд 27

Я художник и писатель И рассказчик и издатель!

Слайд 30

Театрализация любимых произведений

Слайд 31

Сами сказки сочиняем, сами книжки оформляем, Их друзьям презентовали, свою речь мы развивали!

Слайд 32

Выставка книжек -игрушек

Слайд 33

К оррекция и развитие речи у дошкольников с ОНР является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью технологии проектирования, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Слайд 34

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

     Тема моего доклада «Технология педагогического проектирования в развитии речи дошкольников с ОНР» (из опыта работы).

      Приоритетное направление деятельности нашего ДОУ  -коррекция и развитие речи.

      Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности , способность формулирования и формирования мысли посредством языка.

      Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.

     Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.

                   Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • Овладение речью, как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Развитие связной речи;
  • Грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи характерны функциональная незрелость и психосоциальная дисгармония, которые проявляются у детей в виде следующих признаков:

•        Нарушения внимания (снижение избирательности внимания, трудности его удерживания, частая отвлекаемость и т.д.), осложняющие развитие и формирование способности ребенка к произвольным действиям.

•        Импульсивность (неравномерность динамической организации движения), осложняющая развитие социальных навыков и умений (способность выслушать другого, вступить в контакт, договориться и т.д.) и процесс социализации в целом.

•        Двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность, не соответствующая требованиям конкретной обстановки), осложняющая эмоциональный фон организации деятельности и формирование умений подчинять свои действия поставленной задаче.

•        Недостаточная сформированность мелкой моторики и праксиса, осложняющая формирование графических навыков, а впоследствие (в младшем школьном возрасте) - овладение письмом.

•        Недостаточно сформированная координация движений (зрительно-пространственная координация; слухо- и речемоторные координации; удерживание равновесия; сохранение ритма и т.д.), осложняющая развитие предметного и символического зрительно-пространственного представления; прочность запечатления дифференцированных групп слухо-речевых следов; фонематического слуха; прочность запечатления слов, когда слово выступает не предметом запоминания, а предметом деятельности и т.д..

•        Несформированность организующей, регулирующей и контролирующей функций речи (трудности ориентировки и выполнения существенных признаков при анализе содержания серии картинок или текста), осложняющие развитие вербально-логического мышления как главнейшего механизма эффективной учебно-познавательной деятельности.

•        Слабая концентрация внимания, неусидчивость, импульсивность, отвлекаемость, неумение сосредотачиваться и доводить до конца какие-либо задания даже при игре.

                    Актуальность проблемы речевого развития:

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует внедрения новых технологий  речевого развития дошкольников

   

                         Технология проектной деятельности

          Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, так как затрагивает все сферы развития личности ребенка, в т.ч. и речевое развитие.

            Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта: альбома рисунков, рассказов, выставки поделок, праздника  и т. п.

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов.

Преимущества данной технологии:

  • дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;
  •  помогает осваивать окружающую действительность;
  •  способствуют развитию творческих способностей;
  •  помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;
  •  способствуют развитию навыков   обобщать и   анализировать;
  •  развивают речь, память, мышление, воображение;
  •  формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества

         Хочу подробнее рассказать об одном из реализованных мною проектов: "Книжки-игрушки своими руками"

  • Вид проекта: групповой, познавательно-творческий
  • Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-октябрь 2019)
  • Участники: дети, педагоги, родители.

Проблема

    К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают как важен процесс развития речи. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, интерес к книгам как правило отсутствует. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее важном значении в жизни человека. Участие детей в проекте «Книжка-игрушка» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, развить связную речь, творческие способности детей.

          Для того, чтобы заинтересовать детей и родителей,  я решила использовать так называемые книжки – игрушки, изготовленные своими руками (детей и взрослых). Они ярко и красочно оформлены, материал представленный в них, разнообразен и объединен по темам, например, «Насекомые» ,  « Овощи», «Фрукты», «Профессии», «Транспорт» При изготовлении книги ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя, развивается речь, ручная умелость

Цель: Создать  условия  для развития интереса к чтению, к книге, как важнейшей составляющей речевого развития дошкольников

Задачи:

  • Развивать  познавательный  интерес  к книге и чтению
  • Развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать словарный запас
  • Развивать  творческие способности детей при изготовлении книжек-игрушек
  • Формировать устойчивые навыки бережного обращения с книгой
  • Повышать педагогическую  грамотность  родителей

и вовлекать их в целенаправленный  процесс  

развития речи ребенка.

  • Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы.

Планируемые результаты при реализации проекта:

  • Повысился интерес к книгам, произведениям художественной литературы.
  • Произошли позитивные изменения в речи детей.
  • Созданы книжки-самоделки по тематическим блокам.
  • Родители обобщили и распространили опыт по созданию книжки – самоделки.

          Можно выделить три основных этапа при реализации проекта.

  Подготовительный:

 На этом этапе была определена тема. цель, задачи, содержание проекта, Составлен план реализации проекта. С родителями  проведена беседа о значении создания книжек игрушек. Проведена предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала; загадок, пословиц о книге; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.

Практический:

 На данном этапе используется деятельный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время, а также дома в семье. При осуществлении этого этапа я проводила  различные мероприятия, предлагала детям решить проблемные ситуации, направляла  детей на создание развивающей среды в группе – библиотеки, использовала разнообразные формы и методы работы для всестороннего развития детей.

Заключительный:

На этом этапе проходит презентация книжек- игрушек и оформление выставки в группе.  А  также дается оценка результатов выполнения проекта, анализируются достигнутые успехи и неудачи, проводится мониторинг детского развития.

   Фотоотчет проекта

 Книга очень всем нужна: 
И маленьким, и взрослым, 
Потому что без неё 
Нелегко, непросто. 

В книгах ты найдёшь всегда 
Ответы на вопросы: 
Про животных, про моря, 
Про людей и космос. 

Что такое «хорошо», 
Что такое «плохо»… 
Книга ждёт тебя всегда! 

Как делают книгу мы рассмотрели,
И сделать такую же все захотели!

        Для детей показывала презентацию, о том  какой долгий путь проделывает книга прежде чем попадает к нам в руки.

       Ну  и как же может быть знакомство с книгами без экскурсии в библиотеку.

 В библиотеке мы побывали,
все про книжки мы узнали

     Побывав в библиотеке, дети многое для себя открыли. Узнали  что такое библиотека, какие отделы есть в библиотеке, познакомились с профессией "библиотекарь". И затем решили применить свои знания на "практике", играя в игру "библиотека".  Прежде были изготовлены атрибуты к игре - формуляры читателя.

     Одним из мероприятий с детьми стало изготовление закладок для книг в форме карандашей

     Рисование: "Любимый сказочный герой"

      "Книжкина больница"- дети ремонтируют порванные книги

    Изготовление книжек -игрушек

    Я художник и писатель
   И рассказчик и издатель

 При изготовлении книги ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя, развивается речь, ручная умелость

      Здесь мы  видим ,  как можно использовать книжку-игрушку "Сказки" в  театрализованных играх. В книге представлены герои  сразу нескольких сказок, их можно менять с помощью липучек, застежек, пуговиц и т.д. Детям очень нравится и они играют в нее в свободное время.

      Презентация книжек-игрушек детьми.

Сами сказки сочиняем, сами книжки оформляем,
Их друзьям презентовали, свою речь мы развивали!

       Выставка книжек-игрушек. Были сделаны книги по разным темам: "Насекомые", "Транспорт", "Овощи", "Фрукты", "Домашние животные", "Цветы", "Профессии", "Зимующие птицы", "Перелетные птицы", "Продукты питания", "Времена года", "Одежда, обувь", "Сказки", "Цифры".

       Я  считаю, что проект был реализован полностью. Активное участие в реализации проекта приняли родители. Дети стали бережнее обращаться с книгами, у них появился интерес к рассматриванию книжек и рассказыванию по картинкам сюжетов сказок.
     Участие детей, родителей и педагогов в проекте позволило обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей.

       Коррекция и развитие речи у дошкольников с ОНР является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью технологии проектирования, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.