Детское экспериментирование

Любовь Александровна Лосева

Активное внедрение детского экспериментирования позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать  знания самостоятельно, детям предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Исследовательское поведение для дошкольника-главный источник для получения представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_srednyaya_gruppa_v.docx19.32 КБ
Microsoft Office document icon proekt_den_materi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10

Летнее экспериментирование в средней группе

                                                                           Выполнил: Л.А.Лосева

г.Богородск

2018г.

Игры с ветром, водой, песком летом на участке

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него  появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой, не используя при этом сложных и дорогостоящих игрушек? 

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Цель способствовать развитию у детей познавательной активности, любознателньости, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. 

Задачи:

1.      Развивать представление о свойствах песка, воды и воздуха.

2. Развивать творческие и конструктивные способности при взаимодействии с песком.

3.   Дать представление детям о о свойствах воды и плавучести предметов на воде.

4.   Дать представление детям о свойствах воздуха (невидимости, о движении предметов).

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

1. "Сравнение мокрого и сухого песка по весу".

Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

2. "Ветер". 

 Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

3. "Песочные часы".

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».

Игры с водой  – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой,  они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

1. "Тонет, не тонет". 

В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Чудесные спички”.

Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).

3. "Веселые кораблики".

 Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

Игры с воздухом:

1. "Помашем веером". 

Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.

2. "Поймаем воздух".

Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».

3. "Живая змейка".

Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку.

Все опыты и эксперименты сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать и  рассуждать.



Предварительный просмотр:

Проект: «Порадовать маму, как это просто».

 Средняя группа.

 Информационная карта проекта. Проект «Порадовать маму, как это просто»

Тип проекта: творческий.

Сроки реализации: краткосрочный проект (13 октября -27 ноября).

 Участники проекта:

 • дети

 • воспитатели

 • родители

Возраст детей: средняя группа.

Актуальность:

Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране»,

«День матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

Этот праздник служит, напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

 Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.

 

Цель проекта: обобщение социального опыта ребенка через его творческую и речевую активность, положительное отношение к своей маме.

Задачи проекта:

 • углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе,

• воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

 • развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности • создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.

Предполагаемый результат:

• Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.

 • Осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме.

• Осознание детьми о необходимости быть милосердным и заботится о людях пожилого возраста.

• Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности. • Создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: праздник.

Название игрового мероприятия проекта: Праздник «Порадовать маму, как это просто»

Продукты проекта:

• Стенгазета «Моя мамочка».

• Презентация проекта.

• Дидактические игры. Подвижные игры

• Презентация проекта «Мама».

Для родителей: Литературно – игровой досуг

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

• Милосердие и забота о маме;

• Развитие познавательной активности, любознательности;

Для педагогов:

• Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи.

• Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

• Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.

 • Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.

• Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Для родителей:

• Участие в создании рисунков, вязания, вышивки, поделок, «Мамины руки», анкетирование мам

 • Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды;

Проект «Порадовать маму, как это просто»

Познавательно-речевое развитие.

 Коммуникация

Тематические занятия «Моя любимая мама», «Девочки-будущие мамы».

Составление рассказов по сюжетным картинкам и «Моя мамочка самая лучшая», дидактические игры «Животные и их детѐныши», «Угадай настроение», «Весѐлый грустный». Пословицы и поговорки о маме. Рассказы детей о своей маме

Познание

 Беседы о профессиях мам, игры-рисование «Цвет маминых глаз, волос» (использование семейных альбомов, дидактические игры на занятии «Знакомство с окружающим»:

«Части тела», дидактические игры на занятии РЭМП «Накрой правильно стол».

Конструирование «Наш дом», «Наша улица». Обсуждение рассказа Мошковской Э. «Я маму мою обидел… ». Словесные игры «Как зовут твою маму» «Назови ласково» «Профессия мамы».

Чтение художественной литературы.

Стихи о маме, пословицы поговорки, рассказы о маме, вечер стихов «Я маму свою люблю», знакомство с художественными произведениями о маме. Сценка «Три мамы».

Социально-личностное развитие. Социализация Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Варианты игры: «Мама и дети», «Встреча гостей», «Мамин праздник».

Труд

Беседа и практические приемы «Чем можно порадовать маму».

Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке.

 Безопасность

Беседы и чтение художественной литературы о бытовых приборах и правилах безопасности.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество Занятие по изобразительной деятельности «Цветы для мамы», Аппликация

Нарядное платье для мамы». Лепка «Доску разделочную для мамы украшу».

Создание книги рецептов мамами средней группы «Б» «Любимое блюдо моего ребенка».

Выставка портретов мамы,

Стенгазета « Моя мамочка».

Музыка Разучивание песен о маме, слушание музыки,  музыкально- дидактические игры (диск СД).

Физическое развитие.

Физкультура

Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Здоровье

Беседа «Здоровое питание в нашей семье», дидактическая игра «Витаминная корзинка».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Книги для чтения, рассматривания и обсуждения:

 • Артюхова «Трудный вечер»

 • Барто А. «Разлука»

 • Барто А. «Мама поѐт»

 • Берестов В. «Праздник мам»

 • Благинина Е. «Мамин день»

 • Демыкина Г. «Мама»

 • Емельянов Б. «Мамины руки»

 • Кубилинкас К. «Мама»

 • Михалков С. «А что у вас? »

 • Мошковская Э. «Я маму мою обидел… »

 • Раджаб У. «Мамочка»

 • Саконская Н. «Разговор о маме»

 • Успенский Э. «Если был бы я девчонкой»

 • Цыферов Г. «Как стать большим»

Пословицы: При солнышке тепло, при матери добро. Нет такого дружка, как родная матушка. Птица рада весне, а младенец – матери. Материнская ласка конца не знает. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Центр сюжетно-ролевых игр:

 Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.

 Варианты игры: «Мама и дети», «Встреча гостей», «Мамин День рождения» и др.

Дидактические и развивающие игры «Животные и их детѐныши», «Угадай настроение», «Весѐлый - грустный».

Словесные игры «Как зовут твою маму» «Назови ласково» «Профессия мамы». «Витаминная корзинка».

Центр продуктивных видов деятельности:

Картины о маме.

Материалы и инструменты для рисования.

Взаимодействие с семьей.

Создание стенгазеты «Моя мамочка».

Итог: Расширились представления детей о семье и отношениях с близкими, о занятиях мамы, семейных праздниках; укрепилась привязанность к маме, уважение, готовность помогать и сочувствовать старшим.