ТРИЗ

Любовь Александровна Лосева

Технология ТРИЗ в детском сад.

 

План-конспект занятия по окружающему миру 
Конспект НОД с элементами ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx18.68 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_vozduh.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ-теория  решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это Программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Принципы технологии

Игра плюс сказка
Первым принципом технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. 

Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии

Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
В своей работе я использую игры, придуманные мною.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?

«Необитаемый остров»

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

«Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

«Эмпатия»

Примеры:

  1. «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».
  2. «Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».



Предварительный просмотр:

Конспект НОД с элементами ТРИЗ

 

Программные задачи:

-   Знакомить детей с особенностями такого природного явления, как ветер, его свойствами и свойствами воздуха, используя опытническую деятельность; подвести детей к принятию и выделению противоречий, решению элементарных поисковых задач.

-   Закрепить умения детей узнавать предметы из резины, рассказывать о её свойствах.

- Формировать понятие о жизненной необходимости чистого воздуха для всего живого (взаимосвязь живых организмов со  средой обитания);    

развивать желание любоваться природой, беречь её. Развивать интерес к экспериментам, любознательность.

Словарная работа:

-   Обогащение: загрязненный воздух.

-   Активизация: резина, резиновый, прозрачный.

Материал к занятию:

картинки-иллюстрации с изображением работы    ветра, «Шарик-Смешарик»;

«вертушки»      на   каждого,      стаканы   с   водой,   соломка   для   коктейля,

полиэтиленовые мешочки, веера.

Предварительная работа:

-   Наблюдение на прогулке за деревьями в ветреную погоду, за рыбками в аквариуме; игра-эксперимент «Узнай все о себе, воздушный шарик», рассказывание р.н. сказки «Колосок» и рассматривание иллюстраций;

-   Дид.игра «Хорошо - плохо».

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Воспитатель вносит «наряженый» воздушный шарик. Воспитатель:

-   Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Познакомьтесь! Шарик:

-   Меня зовут Шарик-Смешарик. А вас как зовут? (подходит ко всем детям

по очереди; дети называют свои имена). Шарик:

-   Ну-ка садитесь все за столы, я рассмотрю вас как следует (дети садятся). Какие вы все красивые, нарядные. А я красивый? Расскажите, какой я? (нарядный, веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).

-   А почему шарики делают из резины? (резина легко растягивается - его

легко можно надуть). Воспитатель:

-   Какие ещё вещи человек сделал из резины? (дети перечисляют: резиновые перчатки, сапоги, мяч, шины для автомобиля, игрушки различные). (Слайд).

-   Ну, Шарик, как ты думаешь молодцы у нас ребята? (Шарик хвалит ребят: Да, молодцы ребята, как вы много знаете).

- Шарик, мы очень рады твоему приходу, приглашаем тебя на наше, занятие, устраивайся поудобнее (укрепляет шарик).

Шарик:

-А я знаю «невидимку», которая помогла мне стать вот таким круглым, легким, воздушным. Вы не догадались, что это? (воздух; если не ответят, Шарик «говорит» сам).

- Где он находится? (вокруг нас). Скажите, а что вы знаете про воздух, какой он?  (прозрачный как стекло, невидимый).

Воспитатель:

-Верно, и я знаю, что воздух находится везде, вокруг каждого из нас, на улице, в помещениях. Можем мы без него прожить? (нет). Почему? (воздухом мы дышим). А кому еще нужен воздух? (животным, растениям). Хорошо или плохо, если воздух грязный или по-другому говорят -

ЗАГРЯЗНЕННЫЙ? (плохо, потому что и люди, и животные, и растения будут болеть). (Воспитатель просит детей хором повторить словосочетание «загрязненный воздух»).

На экране две картинки: на одной картинке - мальчик на лесной полянке, на другой - в городе (дым из труб, автомобили). Слайды.

-   Определите, на какой картинке чистый воздух, а на какой загрязненный? (чистый воздух на природе - в лесу, на лугу; там, где нет машин и заводов).

-   Верно, ведь мы уже знаем - чистый воздух нужен всему живому - и растениям, и животным, и людям. Но, чтобы воздух был по-настоящему чистым и свежим - нужно, чтобы было как можно больше растений, это они очищают воздух.

- Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (машины, труба котельной).

-   Что же нужно сделать, чтобы мы могли дышать чистым, свежим воздухом? (сажать деревья, цветы, ремонтировать машины, чтобы они меньше дымили). Весной вы можете с родителями посадить деревца и цветы  возле своего дома, или в детском саду.

- А чтобы быть здоровыми - будем чаще гулять на свежем воздухе. Шарик:

- Воздух прозрачный, как стекло, и поэтому мы его не видим, но и «невидимку»-воздух тоже можно обнаружить. Кожа может помочь почувствовать не только тепло и холод, но и воздух.

-Посмотрите на предметы, лежащие на столе, с помощью каких предметов мы можем заставить воздух двигаться? (веер). Заставьте воздух двигаться, колебаться. Что почувствовали? Да, легкий ветерок.

-Что же заставляет качаться ветки деревьев?

-Верно, это тоже ветер.

-Но что же такое тогда ветер? Давайте поразмышляем вместе.

-Помашите еще раз веерами.

- Значит ветер – это движение воздуха. Какие же вы молодцы! Мы вместе со Смешариком сделали открытие: ветер получается,  когда движется воздух (можно предложить посмотреть в окно на качающиеся ветки деревьев).

Воспитатель:

-Я тоже могу вам рассказать кое-что о работе «невидимки»-воздуха. Когда человек обнаружил, что воздух может двигаться, он заставил его работать

по- разному.

-Хотите знать как? Тогда давайте заставим воздух поработать: возьмите вертушки и сделайте ветер, подуйте, направив сильную струю воздуха на вертушку.

-Что происходит? (вертушка вертится) Значит, с помощью ветра мы заставили вертушку работать.

- Нет ветра - и наша вертушка не движется. Подуйте сильно-сильно, а теперь

тише - не сильно. Когда вертушка   вращается быстрее, сильнее? (когда дуем

сильно).

Значит, чем сильнее ветер, тем быстрее вращается вертушка. И с помощью

этой вертушки мы сможем с вами определять силу ветра.

- Подумайте,  какие  корабли     движутся  по морю с помощью ветра? Да,  это

парусники (слайд). Ветер работает, надувает паруса и наш парусник быстро

бежит по волнам.

-Вы   помните   сказку   «Колосок»?   Где   Петушок   молол   муку?   (на   ветряной

мельнице). Крылья ветряной мельницы крутит ветер. (слайд).

- Растения   тоже   используют  работу   ветра.   Посмотрите на этот одуванчик. (слайд). Как вы думаете, кто  разносит  их  легкие  парашютики  с семенами? ( ветер).

Смешарик:

- Ребята, так что же помогло мне стать таким круглым и большим? (воздух).

Воспитатель:

- Да, верно, можно направить струю воздуха в шарик, воздух заполнит шарик, ему там будет тесно и тогда он растянет резиновый шарик и тот надуется.

-Давайте попробуем обнаружить «невидимку»-воздух. Возьмите пакеты и надуйте их - направьте в пакет струю воздуха. Но постарайтесь сразу поймать «невидимку», зажмите пакет внизу.

- Поймали  «невидимку»?  Молодцы.     Поднимите  пакеты.   Что  внутри  пакета? (воздух). Тяжелый пакет? (Нет, легкий). Так расскажите все, что вы знаете про воздух? (легкий, прозрачный, невидимый, чистый и т.п.). А теперь выпустите его на волю. (Разжимают, разглаживают и убирают пакеты).

Динамическая пауза «Ветер-ветерок»

Жарко, душно детям нашим – тянутся.

А мы ручками помашем - машут на себя руками.

Вот он - легкий ветерок, он нам здорово помог - машут на себя руками.

Дует ветер, задувает,  и деревья он качает - руки вверху, наклоны туловища в стороны.

Ветер тише, ветер стих - опустились ветки вниз – руки медленно     опускаются,     туловище     наклоняется     вперед.     Затем выпрямляются и потягиваются.

Смешарик:

-Вот интересно находится ли воздух в воде?

Воспитатель:

-Посмотрите на экран (слайд), что вы видите в аквариуме? (плавают рыбки, пузырьки поднимаются вверх).

-Эти пузырьки наполнены воздухом. Ведь рыбы тоже дышат воздухом. Только тем, который находится в воде.

-Попробуем и мы сделать выдох в воду.

-Возьмем соломинки, сильно вдохнем, а выпустим струю воздуха через соломинку в воду.

-Что произошло? (поднимаются из воды пузырьки). Что находится в пузырьках?

(воздух).

Вот какое открытие мы с вами сделали - воздух может находиться даже в воде.

Как необходим нам воздух! Как полезен ветер!

Воспитатель :

Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Ветер - хорошо и плохо».

-На экране будут появляться картинки, вы рассмотрите каждую, и скажете - что хорошего в работе ветра, и что плохого.

•   Парусник (хорошо - парусник может плыть только когда дует ветер;

плохо – если ветер слишком сильный, парусник может утонет.)

•   Одуванчик (хорошо – ветер разносит семена одуванчика, плохо – от одуванчика остается только стебелек).

•   Открытое окно (хорошо – в комнате свежий воздух, легко дышать, плохо – можно простудится).

•   Ветряная мельница (хорошо – если дует ветер, мельница работает, плохо – когда нет ветра – мельница не работает).

Шарик-смешарик:

- Ребята, какие же вы молодцы! Как много всего вы знаете про воздух и ветер!  За это я дарю вам волшебные вертушки, возьмите их с собой на прогулку и поймайте ветерок.

До свидания!