ОГЭ по литературе

Здесь размещены материалы для подготовки учащихся к ОГЭ по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уныло юноша глядел

На опустелую равнину

И грусти тайную причину

Истолковать себе не смел.

С ним черноокая Земфира,

Теперь он вольный житель мира,

И солнце весело над ним

Полуденной красою блещет;

Что ж сердце юноши трепещет?

Какой заботой он томим?

 

Птичка Божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдёт:

Птичка гласу Бога внемлет,

Встрепенётся и поёт.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт 

И туман и непогоды            

Осень поздняя несёт:

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальные страны,

В тёплый край, за сине море

Улетает до весны.

 

Подобно птичке беззаботной

И он, изгнанник перелётный,

Гнезда надёжного не знал

И ни к чему не привыкал.

Ему везде была дорога,

Везде была ночлега сень,

Проснувшись поутру, свой день

Он отдавал на волю Бога,

И жизни не могла тревога

Смутить его сердечну лень.

Его порой волшебной славы

Манила дальная звезда;

Нежданно роскошь и забавы

К нему являлись иногда 

Над одинокой головою

И гром нередко грохотал;

Но он беспечно под грозою

И в вёдро1 ясное дремал. 

И жил, не признавая власти

Судьбы коварной и слепой 

Но Боже! как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Давно ль, на долго ль усмирели?

Они проснутся: погоди!

 

Земфира.

Скажи, мой друг: ты не жалеешь

О том, что бросил навсегда?

 

Алеко.

Что ж бросил я?

 

Земфира.

Ты разумеешь:

Людей отчизны, города.

 

Алеко.

О чём жалеть? Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышут утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Предрассуждений приговор,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.

 

Земфира.

Но там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты!..

 

Алеко.

Что шум веселий городских?

Где нет любви, там нет веселий.

А девы... Как ты лучше их

И без нарядов дорогих,

Без жемчугов, без ожерелий!

Не изменись, мой нежный друг,

А я... одно моё желанье

С тобой делить любовь, досуг

И добровольное изгнанье!

(А.С. Пушкин. «Цыганы»)

________________

 

Вёдро  летняя сухая и ясная погода.

 

Что является причиной «тайной грусти» Алеко?

 

С какой целью А.С. Пушкин включает в поэму песню «Птичка Божия не знает...»?

 

Сопоставьте приведённый фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (монолог Печорина). В чём сходство и различие внутреннего мира Алеко и Печорина?

Послушайте, Максим Максимыч,  отвечал он,  у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение  только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим,  но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, 
учиться 
 науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди  невежды, а слава  удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живёт под чеченскими пулями  напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров,  и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу 
в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как 
и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, 
 только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь  только не в Европу, избави Боже!  поеду 
в Америку, в Аравию, в Индию, 
 авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, 
с помощью бурь и дурных дорог.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)



Предварительный просмотр:

АНГЕЛ

По небу полуночи Ангел летел, 
И тихую песню он пел; 
И месяц, и звёзды, и тучи толпой 
Внимали той песне святой.


Он пел о блаженстве безгрешных духов 
Под кущами райских садов; 
О Боге Великом он пел, и хвала 
Его непритворна была.


Он душу младую в объятиях нёс 
Для мира печали и слёз. 
И звук его песни в душе молодой 
Остался 
 без слов, но живой.


И долго на свете томилась она, 
Желанием чудным полна, 
И звуков небес заменить не могли 
Ей скучные песни земли.

(М.Ю. Лермонтов, 1831)

 

Как соотносятся земной и небесный миры в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ангел»?

 

Какую роль в раскрытии содержания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» играют эпитеты?

 

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» со стихотворением А.К. Толстого «Горними тихо летела душа небесами…» В чём схожи и чем различаются эти произведения?

 

* * *

Горними тихо летела душа небесами,

Грустные долу она опускала ресницы;

Слёзы, в пространстве от них упадая звездами,

Светлой и длинной вилися за ней вереницей.

 

Встречные тихо её вопрошали светила:

«Что так грустна? И о чём эти слёзы во взоре?»

Им отвечала она: «Я земли не забыла,

Много оставила там я страданья и горя.

 

Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,

Праведных души не знают ни скорби, ни злобы  

О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,

Было б о ком пожалеть и утешить кого бы».

                                                    (А.К. Толстой, 1858)



Предварительный просмотр:

АНЧАР1

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит 
 один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит 

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принёс  и ослабел и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

(А.С. Пушкин, 1828)

_________________________________________

1 Древо яда. (Прим. Пушкина.)


 

В чём заключается особенность композиции стихотворения «Анчар»?

 

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»  с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Чем различаются взаимоотношения человека и природы, показанные в этих стихотворениях?

 

ТРИ ПАЛЬМЫ

(Восточное сказание)

 

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зелёных листов,

От знойных лучей и летучих песков.

 

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студёной

Ещё не склонялся под кущей зелёной,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.


 

И стали три пальмы на Бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

 

И только замолкли  в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шёл, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

 

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И чёрные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

 

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, поражённый стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копьё на скаку.

 

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их весёлый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студёный ручей.

 

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнём.


 

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

 

И ныне всё дико и пусто кругом 

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит 

Его лишь песок раскалённый заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

 

(М.Ю. Лермонтов, 1839)

 

Каково иносказательное значение образа древа яда  Анчара?



Предварительный просмотр:

ЛИСТЫ И КОРНИ

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что
б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем? 
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», 

Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» 
 
Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, 
Им снизу отвечали, 

Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,
 
Не станет дерева, ни вас».

          (И.А. Крылов, 1811)


 

Как Вы понимаете аллегорический смысл басни «Листы и Корни»?

 

К каким художественным средствам прибегает автор, противопоставляя образы Листов и Корней?

 

Сопоставьте басни И.А. Крылова «Листья и Корни» и «Камень и Червяк». 
В чём близость проблематики двух произведений?

 

КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК

«Как расшумелся здесь! Какой невежа!»
Про дождик говорит на ниве Камень, лёжа:
«А рады все ему, пожалуй 
 посмотри!
И ждали так, как гостя дорогого,
А чтó же сделал он такого?
Всего-то шёл часа два-три.
Пускай же обо мне расспросят!

Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда.
Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят:
А не слыхал себе спасибо никогда.
Недаром, право, свет поносят:
В нём справедливости не вижу я никак». 
 
«Молчи! 
 сказал ему Червяк. 
Сей дождик, как его ни кратко было время,
Лишённую засухой сил
Обильно ниву напоил,
И земледельца он надежду оживил;
А ты на ниве сей пустое только бремя».

Так хвалится иной, что служит сорок лет:
А проку в нём, как в этом Камне, нет.

                                 (И.А. Крылов, 1814)



Предварительный просмотр:

Акакий Акакиевич шёл в весёлом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения. Но, однако ж, он тут же остановился и пошёл опять по-прежнему очень тихо, подивясь даже сам неизвестно откуда взявшейся рыси. Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже  масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне её домами, которая глядела страшною пустынею.

Вдали, Бог знает где, мелькал огонёк в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света. Весёлость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть»,  подумал и шёл, закрыв глаза, и, когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах, забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!»  сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытством, желая знать, какого чёрта бежит к нему издали и кричит человек. Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал, что то были его приятели; а что пусть он, вместо того чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет, кто взял шинель. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, ещё водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу.

(Н.В. Гоголь. «Шинель»)

 

С помощью каких художественных средств в приведённом фрагменте показано изменение психологического состояния героя?

 

В чём заключается смысл сравнения петербургской площади с пустыней 
и морем?

 

Сопоставьте фрагмент повести Н.В. Гоголя «Шинель» с приведённым ниже фрагментом повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Что сближает образы Башмачкина и Самсона Вырина?

Рано утром пришёл он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушёл и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?»  спросил он его. Сердце старика закипело, слёзы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую Божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повёл в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие!  продолжал старик,  что с возу упало, то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею, не погубите ж её понапрасну».  «Что сделано, того не воротишь,  сказал молодой человек в крайнем замешательстве,  виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она  вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл... Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился... но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошёл!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней 
и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял 
 да и пошёл.

(А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»)

День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти её до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении... «Чего же ты боишься?  сказал ей отец,  ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошёл сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошёл в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились ещё в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошёл домой ни жив, ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила её крёстная мать. 
В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил её. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его. Он уверил смотрителя, что молодой человек был совсем здоров и что тогда ещё догадывался он о его злобном намерении, но молчал, опасаясь его нагайки. Правду ли говорил немец или только желал похвастаться дальновидностию, но он ни мало тем не утешил бедного больного. Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своём намерении, пешком отправился за своею дочерью. Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вёз его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось,  думал смотритель,  приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился 
в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски.

 

 (А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»)

 

 

Как и почему на протяжении фрагмента меняется внутреннее состояние смотрителя Вырина?

 

 

Какие детали и подробности являются важными для понимания смысла приведённого эпизода?

 

 

 

Сопоставьте фрагменты повестей А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н.В. Гоголя «Шинель». Оба персонажа тяжело переживают свои утраты. Какие различия между ними проявились в описанных ситуациях?

 

«Нет, лучше и не глядеть»,  подумал <Акакий Акакиевич> и шёл, закрыв глаза, и, когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!»  сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытством, желая знать, какого чёрта бежит к нему издали и кричит человек. Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал, что то были его приятели; а что пусть он, вместо того чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет, кто взял шинель. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые ещё водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу. Старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной только ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукою рубашку; но, отворив, отступила назад, увидя в таком виде Акакия Акакиевича. Когда же рассказал он, в чём дело, она всплеснула руками и сказала, что нужно идти прямо к частному, что квартальный надует, пообещается и станет водить; а лучше всего идти прямо к частному, что он даже ей знаком, потому что Анна, чухонка, служившая прежде у неё в кухарках, определилась теперь к частному в няньки, что она часто видит его самого, как он проезжает мимо их дома, и что он бывает также всякое воскресенье в церкви, молится, а в то же время весело смотрит на всех, и что, стало быть, по всему видно, должен быть добрый человек. Выслушав такое решение, Акакий Акакиевич печальный побрёл в свою комнату, и как он провёл там ночь, предоставляется судить тому, кто может сколько-нибудь представить себе положение другого.

(Н.В. Гоголь. «Шинель»)



Предварительный просмотр:

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,  говорила она,  чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я  тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени  найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут  дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал; «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура* пребывала в молчании.

Лиза рыдала  Эраст плакал  оставил её  она упала  стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся  далее  
далее 
 и, наконец, скрылся  воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

(Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»)

* Природа.

 

 

Какую роль в приведенном фрагменте играет пейзаж?

 

Почему Лиза, прощаясь с Эрастом, «прощалась с душою своею»?

 

Что могла чувствовать Лиза во время диалога матери и Эраста?

 

Как эпитеты, использованные в приведённом фрагменте, помогают передать авторскую позицию по отношению к Лизе?

 

Во фрагменте описывается расставание главных героев повести. Сравните его со сценой прощания Андрея Соколова с семьёй в рассказе 
М.А. Шолохова «Судьба человека». В чём сходство и различие этих ситуаций?
 

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий  пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери  Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей  не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый, год шёл, Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают, и я,  ничего не помогает!

Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете...» Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами.  Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...



Предварительный просмотр:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино 
 печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть 
 на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

 

(А.С. Пушкин, 1830)

 

 

О чём грустит и на что надеется лирический герой приведённого стихотворения?

 

 

Каковы особенности композиции стихотворения?

 

 

Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» и  Е.А. Баратынского «Весна». В чём состоит сходство мотивов и образов данных произведений?

 

 

 

ВЕСНА

(элегия)

Мечты волшебные, вы скрылись от очей!
       Сбылися времени угрозы!
Хладеет в сердце жизнь, и юности моей
       Поблекли утренние розы!

Благоуханный Май воскреснул на лугах,
       И пробудилась Филомела,
И Флора милая, на радужных крылах,
       К нам обновлённая слетела.

Вотще! не для меня долины и леса
       Одушевились красотою,
И светлой радостью сияют небеса!
       Я вяну, 
 вянет всё со мною!

О, где вы, призраки невозвратимых лет,
       Богатство жизни 
 вера в счастье?
Где ты, младого дня пленительный рассвет?
       Где ты, живое сладострастье?

В дыхании весны всё жизнь младую пьёт
       И негу тайного желанья!
Всё дышит радостью и, мнится, с кем-то ждёт
       Обетованного свиданья!

Лишь я, как будто чужд природе и весне?
       Часы крылатые мелькают;
Но радости принесть они не могут мне
       И, мнится, мимо пролетают.

(Е.А. Баратынский, 1820)



Предварительный просмотр:

Крылов

Грибоедов

Пушкин

Лермонтов

Гоголь

Образы из мира природы и их роль в баснях Крылова. (На примере одной-двух  басен по Вашему выбору)

Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? 

Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов.

Почему басни И.А. Крылова с течением времени не теряют своей актуальности? 

Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? 

Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова?

В чём Ч принципиально противоположен Молч-у? 

Почему Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои?

Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Каковы причины конфликта между Фамусовым и Чацким? 

Против чего и во имя чего борется Чацкий?

Тема столкновения различных мировоззрений в комедии.

Что объединяет представител фамусовского общества?

В чём суть противоп-ния Чацкого и Репетилова?

Почему именно Молчалин становится избранником Софьи?

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? 

В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи?

Значение женских образов в комедии. 

Каким предстаёт консервативное московское дворянство в комедии ?

На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»?

В чём, с Вашей точки зрения, заключается современность звучания комедии «Горе от ума»?

Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

 

ЛИРИКА

Какой смысл вкладывает Пушк в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Как соотносятся политическая свобода и внутренняя независимость личности в поэзии Пушкина? 

Что дало основание П в стих «Я памятник...» утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви?

Мир природы в лирике А.С. Пушкина. 

Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. 

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы?

Тема Лицея и лицейского братства в произведениях А.С. Пушкина.

В чём П видит предназнач истинного поэта?

Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина.

Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина?

Какие «чувства добрые» пробуждает пушкинс лирика?

Как в творчестве Пушкина проявился интерес к романтизму? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).

Какие особенности творчества Пушк позволили современнику назвать его «властителем дум века»? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

ЛИРИКА

Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагическ судьбы?

Как в лирике Лермонтова раскрывается тема поэта и толпы? 

Как в лирике проявляется трагизм его мировоззрения?

В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова?

Как в поэзии М.Ю. Лермонтова тема одиночества связана с размышлениями о творчестве?

Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны темы любви и одиночества? 

В чём своеобразие любовной лирики М.Ю. Лермонтова?

В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу?

Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы.

Философские раздумья в лирике М.Ю. Лермонтова. 

РЕВИЗОР.

Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим?

Почему никто из чиновников города N не осознаёт, что Хлестаков не ревизор?

Каким предстаёт мир чиновничества в комедии?

Роль женских образов в комедии.

Каково значение немой сцены в комедии?

Хлестаков и его слуга Осип.

Какие общественные и нравственные пороки обличает Н.В. Гоголь 
в комедии?

 Почему мелкого чиновника Хлестакова принимают за важное лицо?

Образ городничего в комедии.

Сатирический портрет губернского города в комедии.

Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех  единственное «честное, благородное лицо, действовавшее»  в комедии «Ревизор»?

РОМАНТИЗМ

Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей  «верой в Провиденье»?

Почему, размышляя над вечными законами жизни, В.А. Жуковский обращается к миру природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору)

Черты романтизма в балладах В.А. Жуковского.

Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского?

Почему В.А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма?

ЦЫГАНЫ

Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе?

Каково значение образа старого цыгана в поэме?

В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана?

Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

МЦЫРИ

Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан 
с образом главного героя?

Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? 

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?

ШИНЕЛЬ

Почему, по Вашему мнению, свою повесть Н.В. Гоголь назвал «Шинель»?

Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести.

Каково отношение Н.В. Гоголя к главному герою повести «Шинель»?

Какова идея «Шинель»?

Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?

КЛ-ЗМ. НЕДОРОСЛЬ

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

Почему русский бунт назван «бессмысленным» и «беспощадным»?

Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою?

Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Почему, по Вашему мнению, свой роман А.С. Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва?

Как проявляют себя Швабрин и Гринёв в ситуации выбора? 

Какие авторские идеалы отражены в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Каковы важнейшие черты личности Савельича?

Как эпиграф к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду») связан с идейным содержанием произведения?

ПЕСНЬ О КУПЦЕ

Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Образ Кирибеевича в поэме .

Какие черты характера царя проявляются в разных эпизодах поэмы ?

Как в «Песне про царя» раскрывается тема чести и достоинства человека?

Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу?

Как в названии «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника 
и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отразилось идейно-художественное своеобразие поэмы?

МЕРТВЫЕ ДУШИ

Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?

Сатирическое изображен чиновников в поэме.

Каким предстаёт в поэме губернский город?

Женские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Что приводит к омертвлению души?

В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв?

Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой?

Почему наибольшие затруднения при покупке мёртвых  душ Чичиков испытывает с Коробочкой и Ноздрёвым?

Какова роль лирических отступлений в поэме?

Тема дороги в поэме.

Как в поэме раскрывается внутренняя сущность Чичикова?

Почему афера Чичикова закончилась разоблачением?

Какие человеческие пороки обличает Гоголь в поэме?

Образ Плюшкина и его роль в поэме.

В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? 

Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? 

Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ?

Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?

В чём своеобразие жанра «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя?

Как «Повесть о капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?

В чём состоит своеобразие финала первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

Какие ценности утверждаются М.В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?

Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

Какие «вечные» вопросы поднимает Г.Р. Державин в своих стихотворениях?

На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?

Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов 
и Г.Р. Державин? (На примере одного из стихотворений каждого поэта)

В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие поэзии Г.Р. Державина?

Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана?

Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Каково значение последнего явления в комедии?

Какова роль положительных персонажей в комедии?

В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? 

Какие авторские идеалы воплощены в комедии?

Как в комедии раскрывается тема воспитания?

Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей?

Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» трагедией?

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к такому направлению, как сентиментализм?

Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Каково отношение автора повести к Эрасту? 

В чём смысл названия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

СТАНЦИОННЫЙ СМОТР

В чём сила и слабость характера Самсона Вырина?

Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?

Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей)

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Каким предстаёт мир горцев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа?

Почему Печорин одинок и несчастлив?

Каким предстаёт  Печорин в главе «Тамань»?

Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»?

Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной?

 Своеобразие характера Печорина.

Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»?

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Бэлой? 

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери?

Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений 
с Верой?

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким? 

Какую роль в романе играют женские образы?

Тема дружбы и особенности её звучания в романе .

Что даёт основание Печорину утверждать: «Я к дружбе неспособен…»?

Как раскрывается личность Печорина в его самооценке «Я никогда ничем не дорожу»?

Какую роль в играют авторские предисловия?

Печорин и Вулич .

Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»?

Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»?

Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность 
в расположении глав романа?

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»?

Почему юная Татьяна чувствует себя чужой в среде провинциального дворянства? 

Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями?

В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского?

Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа?

Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

В чём истоки «хандры» Онегина?

Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»?

Как изменяется главный герой романа?

Изображение петербургск жизни в романе.

Что сближает и что различает автора и его главного героя в романе?

Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским?

Что привлекает Татьяну в Онегине?

Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически?

В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому?

В чём смысл противопоставления Ольги  и Татьяны?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственная итоговая аттестация по литературе в 9 классе Цыренова И.П., МАОУ «СОШ №49» г.Улан -Удэ

Слайд 2

Структура ОГЭ по литературе Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – на анализ лирического стихотворения (или басни).

Слайд 3

Формулировка задания Выбрав для работы один из вариантов, выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.

Слайд 4

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно- плеснеющих низменных рядов её, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперек каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесется мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж.

Слайд 5

Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он или просто только что начавший жизненное поприще, и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире. Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка!» – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. «Но ведь что главное, в ней хорошо?... 1.1.1. Какие черты натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе? 1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Слайд 6

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча… 1.1.1. На основании приведённого фрагмента определите, в чём, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера? 1.1.2. Почему Печорин решает «раскрыть… душу» в разговоре с доктором Вернером?

Слайд 8

Первые задания обоих вариантов С1.1 и С2.1 ориентируют экзаменуемых прежде всего на осмысление основного содержания, постижение смысла представленного текстового фрагмента. Это, например, ответ на вопрос КИМа : Как характеризует А.П. Гринева его решение не посылать сына в Петербург? При ответе на вопрос задания важно было не пересказывать предложенный текст, а характеризуя персонажа А.П. Гринева, отметить характерологические свойства: отца, озабоченного воспитанием и становлением своего наследника, желающего воспитать подлинного сына Отечества, и обозначившиеся в наставлении отца главные ценности рода Гриневых – честь, служба, верность

Слайд 9

Характер вторых вопросов направлен на продолжение аналитического исследования того же фрагмента текста. Экзаменуемый призван уже осмыслять средства речевой и стилевой выразительности, с помощью которых и передано смысловое содержание. Например, вопрос того же варианта: С какой целью Пушкин обращает внимание на деталь: матушка подает паспорт «дрожащею рукою»? Здесь важно было говорить о роли детали в создании образа персонажа. Указанная деталь («дрожащею рукою») передает сложные переживания матери Петра, невозможности и бестактности в данной ситуации возражения мужу и, наконец, выражает бесконечную любовь и жалость.

Слайд 10

Задания 1.2.1–1.2.3. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... (Ф.И. Тютчев. 1857) 1.2. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»? 1.2.2 Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Слайд 11

Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Слайд 12

Элегия «Море» В.А.Жуковского . 1.2.1 Каковы основные темы стихотворения? 1.2.2 Какую роль в стихотворении «Море» играет приём олицетворения? 1.2.1 Каковы основные темы стихотворения «Море»? Стихотворение Жуковского "Море" изображает пейзаж, но по тематике оно не только пейзажное. (Что я имею в виду?) Его можно отнести к философской лирике. (Почему я так думаю?) Во-первых, Жуковский затрагивает вечную тему борьбы добра и зла. (Что я вижу в тексте?) Поэт противопоставляет "лазурному морю" "враждебную мглу". Но побеждают светлые силы, и "тучи уходят". Во-вторых, в стихотворении показано вечное стремление души к идеалу . (Что я вижу в тексте?) Как море "тянет из земныя неволи" небо, так и человек желает достичь своего абсолюта . (Каков вывод?) В стихотворении показано романтическое двоемирие : земное и небесное, реальность и мечта. Олицетворение передаёт основную идею стихотворения (какую?) : море для романтика Жуковского, как и любое явление природы – одушевлено. (Почему я так думаю?) У моря есть свои страхи, своя любовь. Для него, как и для нас, существует добро и зло. Лирический герой говорит с морем на “ты” и тем самым подчёркивает родство человека с природой. (Что я вижу в тексте?) Герой обращается к морю с вопросами, словно к живому существу: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” (Каков вывод?) Олицетворение подчеркивает сходство внутреннего мира человека и жизни морской стихии. "Бездна" моря сопоставляется с лирическим "я".

Слайд 13

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А.С.Пушкин 2.1.1.Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?

Слайд 14

2.1.2.Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? При помощи пейзажа в стихотворении А.С.Пушкина создается эмоциональный фон, на котором изображаются переживания лирического героя. (Что это значит? Что я имею в виду?) Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлые размышления героя о возлюбленной, которой нет сейчас рядом с ним. (Почему я так думаю? Как это можно доказать?) Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву , слушает шум реки и отдается воспоминаниям. (Что я вижу в тексте?)

Слайд 15

Повтор во второй строфе «тобой, одной тобой» и градация «не мучит, не тревожит» как бы отражает шум волн : он убаюкивает, несёт умиротворение. Обращает на себя внимание рифма мгла-светла: она словно подчеркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово мгла, а не тьма. Шум Арагвы нарушает ночную тишину (что подчеркнуто звукописью «шумит Арагва предо мною») – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства лирического героя, описанные эпитетами : ему «грустно и легко», его печаль «светла». (Каков вывод?) Итак, автор, используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства («сердце вновь горит и любит»).

Слайд 16

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 б) экзаменуемый и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки - 1 в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок - 0

Слайд 17

2. Следование нормам речи а) допущено не более двух речевых ошибок 1 б) допущено более двух речевых ошибок 0 Максимальный балл 3

Слайд 18

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений).

Слайд 19

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж? Г-жа Простакова . Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали. Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой , как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар... Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная…. …Г-жа Простакова . Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Слайд 20

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке . Г-жа Простакова . Неужели тебе эта девчонка так понравилась? Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка. Простаков. Так по соседству её деревеньки? Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота. Г-жа Простакова . До чего же, братец? Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. (Д.И. Фонвизин. «Недоросль») Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Слайд 21

XX Домой приехав, пистолеты Он осмотрел, потом вложил Опять их в ящик и, раздетый, При свечке, Шиллера открыл; Но мысль одна его объёмлет ; В нём сердце грустное не дремлет: С неизъяснимою красой Он видит Ольгу пред собой. Владимир книгу закрывает, Берёт перо; его стихи, Полны любовной чепухи, Звучат и льются. Их читает Он вслух, в лирическом жару, Как Дельвиг пьяный на пиру… 1.1.3. Сравните поведение перед дуэлью Печорина и Ленского, героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент главы шестой). Какие выводы можно сделать по итогам сопоставления?

Слайд 22

Сопоставьте плач Ярославны из приведенного фрагмента «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А. Жуковского «Светлана» («Тускло светится луна В сумраке тумана…»). Что сближает двух героинь? Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с финалом рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем различаются описания бегства героев из плена? Сопоставьте фрагмент «Слова о полку Игореве» с фрагментом комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Какова роль дурных снов героев в каждом из произведений? Сопоставьте фрагмент рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» с фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» («Есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…» . В чём близость проблематики приведённых фрагментов? Сопоставьте басню И.А. Крылова «Волк на псарне» и фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»? Чем различается поведение двух волков в сходных ситуациях?

Слайд 23

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф.И.ТЮТЧЕВ 1.2.3. Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Тютчева и Некрасова? Перед дождем Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт; И "пошел!" - привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит... Н.А.Некрасов

Слайд 26

Сравнительно-сопоставительная характеристика. Слова-помощники Оба поэта (лирических героя)…, в обоих стихотворениях… Так же как в стихотворении … Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный И… и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется Однако… Между тем… Тем не менее… При этом…Очевидно и различие… Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе

Слайд 27

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! А.А.ФЕТ К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты… ( А.С.Пушкин ) 1.2.3 В чем сходство и различие двух стихотворений о любви?

Слайд 28

Оба поэта повествуют о любви, пронесенной через разлуку, и возродившей жизнь в лирических героях: при долгожданной встрече с любимой женщиной герой Фета ощущает, что «жизни нет конца», а для пушкинского «воскресли вновь и жизнь, и слезы, и любовь». (Сходство) И для Пушкина, и для Фета любовь есть чувство "музыкальное". Для первого память о встрече воплощается в звучании «чудного» голоса возлюбленной, для второго это "рыдающие звуки», вызванные пением возлюбленной: «Ты пела до зари». (Текст) Однако надо сказать, что Фет прежде всего "слышит" свою возлюбленную, а у Пушкина это, главным образом, зрительное впечатление: «мимолетное виденье», «милые черты». (текст) О времени, проведенном без любимой, каждый лирический герой говорит по-своему. Для обоих оно растянулось на долгие годы. Но если в пушкинском стихотворении описание «тянувшихся дней» занимает целых две строфы, то Фет уместил свою разлуку в одну строчку: "И много лет прошло, томительных и скучных", как бы желая поскорее забыть эти годы. (различия) И если для Фета главное - показать в двух мгновениях любвивсю силу страсти, то Пушкин изображает свою любовь более философски – как жизненный путь человека. (7предложений)

Слайд 29

1. Умение сопоставлять художественные произведения а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику - 2 б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики - 1 в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа и/или не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику - 0

Слайд 30

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел), и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки - 1 в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок - 0

Слайд 31

3. Следование нормам речи а) допущено не более двух речевых ошибок - 1 б) допущено более двух речевых ошибок - 0 Максимальный балл 5

Слайд 32

Часть 2 содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Слайд 33

2.1 Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 2.2 Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях? 2.3 Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) 2.4 Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)

Слайд 34

Вступление Основная часть 1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Переход к аргументации (Рассмотрим систему персонажей пьесы. Обратимся к тексту) 2. Аргументация-1. 3. Аргументация-2. 4. Аргументация-3. ВЫВОД (возвращение к тезису на новом уровне, перефразирование тезиса)

Слайд 35

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 3 б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает одну-две фактические ошибки - 2 в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учёта авторского замысла), и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает три-четыре фактические ошибки – 1 г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок -0

Слайд 36

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют - 2 б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает одну-две ошибки в их употреблении - 1 в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более двух ошибок в их употреблении - 0

Слайд 37

3. Обоснованность привлечения текста произведения а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) - 2 б) текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) - 1 в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются - 0

Слайд 38

4. Композиционная цельность и логичность изложения а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности - 2 б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, Но мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы сочинения - 1 в) в сочинении не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей - 0

Слайд 39

5. Следование нормам речи а) допущено не более двух речевых ошибок - 3 б) допущено три речевые ошибки - 2 в) допущено четыре речевые ошибки - 1 г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок) - 0 Максимальный балл 12

Слайд 40

Фактические ошибки Ошибки в названии мест событий В Белгородской крепости (нужно: в Белогорской крепости). Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Москве (нужно: в Петербурге). Искажение жизненной и художественной правды Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву» призывает к революции; стихотворение «Бородино» посвящено Великой Отечественной войне; в стихотворении Б. Окуджавы «Прощай. Позабудь…» (нужно: в стихотворении И. А. Бродского «Прощай. Позабудь…»). Искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении После трагической дуэли с Ленским Онегин едет в Петербург, где вновь встречает Татьяну (нужно: отправляется в путешествие). Вначале Чичиков посещает Коробочку, потом едет к Плюшкину (последовательность визитов иная).

Слайд 41

Искажения в указании литературного жанра В романе «Мертвые души» (нужно: в поэме); трагедия «Гроза» (нужно: драма «Гроза»); в поэме В.А. Жуковского «Светлана» (нужно: в балладе). Ошибки в использовании литературоведческих терминов Стихотворение Лермонтова «Утес», несомненно, проникнуто той же темой, но здесь автор использует синтаксический параллелизм, людей, их отношения представляет тучкой и утесом (нужно: здесь автор использует прием олицетворения). Неточности в цитировании «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» (нужно: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Плюшкин – «прореха на теле человечества» (нужно: «прореха на человечестве»). «Черный ветер, белый снег» (нужно: «Черный вечер./ Белый снег»).

Слайд 42

Речевые ошибки Лексические ошибки 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) нарушение лексической сочетаемости; 3) употребление лишнего слова (плеоназм); 4) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 5) необоснованный пропуск слова; 6) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 7) неудачный порядок слов.

Слайд 43

К стилистическим ошибкам следует относить: 1) употребление иностилевых слов и выражений; 2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 4) смешение лексики разных исторических эпох.