Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

О выявлении и развитии способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

       Каждый ребенок талантлив, но талантлив по – своему. Как найти заветный ключик к каждому? Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Одной из приоритетных задач  школа ставит «развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Главное, чтобы у него был интерес. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию. «Слово – дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы, которые развивают творческие способности. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и, как считает психолог О. Дьяченко, «...не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности». В своей деятельности развитие творческих способностей учащихся строю на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Провожу нестандартные формы уроков: урок-путешествие ; урок мужества ; урок-суд; урок-игра ;  урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ. При проведении традиционных уроков литературы использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, использование ИКТ. Например, после изучения творчества поэтов «серебряного века» в 11-м классе провожу урок-презентацию «Письмо любимому поэту», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, а кто и стихами) , изучение творчества Есенина заканчивается уроком-концертом и др.

         Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся пронизывала весь учебный процесс как на уроках литературы, так и на уроках  русского      

       В 5-6 классах при прохождении темы «Фольклор» предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. А на уроке литературы, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой М.Горького «Данко»», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду; нарисовать, каким представляется им герой Данко, написать письмо герою и т.д. Творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

       Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, начинаю всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учу искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий находим, например, при работе над темой «Лишние люди» в русской литературе».

       Анализ текста, как и любой анализ вообще, способствует развитию творческого мышления. Форм работы по развитию творческих способностей достаточно много и охватить их все практически невозможно, поэтому подробно остановлюсь на описании наиболее эффективных, с моей точки зрения.

      Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Образы из народа» в поэме Н.А. Некрасова учащимся можно предложить следующую работу:

1. Разделиться на малые группы.

2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру об одном из героев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь Святорусский.

3. Учащиеся выбирают героя, о котором будут писать в сочинении.

4. Обсуждение предстоящей работы, как пишется сочинение – эссе.

5. Написание сочинения.

6. Обсуждение работы в группе, затем между группами. Подведение итогов.

      Альтернативной работой может быть задание – написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, после изучения образов из народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» учащиеся создают синквейн:

Матрёна Тимофеевна.
Красивая, трудолюбивая.
Работает, борется, защищает.
Женщина с трудной судьбой, которая защищает своих детей, свою семью, и не «гнётся» перед трудностями.
Крестьянка.

        Еще один путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить при чтении по ролям, инсценировании эпизодов произведения, пересказ от лица одного из персонажей , написании сочинения на свободную тему.

        Управление развитием творческого мышления имеет свою специфику. Работа должна идти изнутри, от самого школьника, ею нельзя управлять так же жестко, как, например, умением решать математические задачи. Поэтому я на своих уроках только стимулирую работу воображения, создаю условия для его включения.

Необходимо добавить, что помимо зрительного воображения, рисующего картины на «мысленном экране», существует и эмоциональное воображение — способность к переживанию радости, печали, гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах. Можно назвать, на мой взгляд, два основных пути развития эмоционального воображения: эмоциональное воздействие учителя и творчество самих детей.

         Развитию творческих способностей также способствует исследовательская деятельность. При написании исследовательской работы, на мой взгляд, весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. Необходимо, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребёнка. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий и не даст необходимых педагогических результатов. Исследовательские проекты по культуре речи «Экология слова», «Лишь слову жизнь дана» и др.разработаны и внедряются в жизнь. Ребятами была проведена огромная работа по изучению военного жаргона, слов-паразитов, которые наиболее часто встречаются в нашей речи. В ходе этого проекта ребята встречались с местными жителями, учащимися школы, проводили различные опросы по выявлению засилья в нашем языке жаргонных слов, варваризмов, нестилевой лексики. Традиционным стало ежегодное проведение «Недели русского языка и литературы». В рамках предметной недели проходят конкурсы и викторины, инсценировки и постановки, внеклассные мероприятия, расширение кругозора, выпуск тематических газет, участие в школьной выставке творческих работ учащихся. Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности. Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Способы развития у обучающихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой

деятельности

Первичная диагностика способностей

. Тестирование. Наблюдения.

Вовлечение в проектную деятельность

Вовлечение в исследовательскую

деятельность

Вовлечение в конкурсную деятельность

Самооценка способностей, мотивации, интересов

Включение элементов ТРИЗ-педагогики в учебные занятия, во внеурочную деятельность

Психодиагностика творческого мышления

Экскурсии

Диагностика вербальной мотивации (по С.Медник)

Нестандартные уроки

Вербальный тест «Необычное использование» (по К.А.Хеллер)

Делегирование части преподавательских полномочий одарённым детям. Подготовка обучающимися дополнительного материала.

Опросник для выявления одарённых школьников (по А.А.Лосевой)

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

Работа обучающихся в роли руководителя группы

Привлечение к участию в конференциях, конкурсах, смотрах, чтениях, олимпиадах, эстафетах, викторинах

Прогностические задания, индивидуальные творческие задания;

 


Предварительный просмотр: