9.Наставничество

Письменская Оксана Владимировна
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовании.Цель наставничества в ДОУ - создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

Наставника (учителя-логопеда) с молодым специалистом

на 2022 -2023 учебный год.

Цель работы:

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

 Задачи:

  - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

    - изучение нормативно-правовой документации;

    - помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);

     - применение форм и методов в работе с детьми старше-подготовительной группы;

     - организация НОД, помощь в постановке целей и задач;

     - использование здоровьесберегающих технологий вовремя НОД и других режимных моментах;

     - механизм использования дидактического и наглядного материала;

     - углубленное изучение инновационных технологий;

     - общие вопросы организации работы с родителями.

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1

Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.

Оказание помощи в организации работы с документацией -

- изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

- изучение целей и задач годового плана.

- структура перспективно-календарного планирования.

- структура комплексно-тематического планирования.

Анкетирование

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

2

Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю).

Октябрь

3

Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Родительское собрание.

 

Мониторинг детского развития.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Помощь в организации и проведении собрания.

Подбор диагностического материала.

Ноябрь

4

Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Декабрь

5

Виды и организация режимных моментов в детском саду.

Использование современных здоровьесберегающих технологий.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста.

Январь

6

Составление конспектов и проведение НОД по всем образовательным областям молодым специалистом

Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога.

Февраль

7


Использование в работе проектов.

 

 

Использование в работе ИКТ.

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности.

Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

Март

8

Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Апрель

9

Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

 

Проведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.

Май

10

Создание развивающей среды

Анализ развивающей среды с требованием ФГОС.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

В течении года

11

Методика проведения детских праздников

Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

В течении года

12

Педагогическая этика, культура поведения -

- в работе с родителями;

- в работе с детьми;

- в работе с коллегами.

Консультации, беседы, ответы на вопросы.

В течении года

13

Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

По мере необходимости

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Программа  наставничества

(Наставника - Письменской О.В. и молодого педагога – Гафуровой К.И.)

г. Городовиковск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.

Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Алгоритм данной программы предполагает следующее:

  • Постановка цели, задач;
  • Составление программы;
  • Подбор средств реализации программы;
  • Определение способов реализации программы,
  •  Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат.

  • Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественное изменение отношений в коллективе.
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:

  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
  • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.
  • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи программы:

  • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.
  • Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
  • Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления.

  • Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
  •  Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
  • Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и обсуждение планирования.
  • Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
  • Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.

Формы работы с начинающими педагогами ДОУ.

Условия эффективности работы.

  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • Сочетание теоретических и практических форм;
  •  Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  •  Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информации.

II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

  • Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).
  • Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
  • Наличие опыта практической работы с детьми.
  • Ожидаемый результат педагогической деятельности.
  • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

Содержание и цели работы:

        

Формы и методы работы:

        

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста.
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку индивидуального плана профессионального становления:

  • назначение наставника  из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.

Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:

Наставник – молодой специалист:

  • создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
  • обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
  • обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

Молодой специалист – ребенок и его родитель:

 

  • формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист –ребенок:

  • оказание поддержки со стороны коллег:

В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации  - работодателя.

        

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит

несколько ступеней.

1 ступень – 1 год работы (стажировка)   - самый сложный период как для

новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Адаптационная работа включает в себя:

  • Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места.
  • Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации.
  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге  будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.).
  • Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д.  Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
  • По возможности начинающий педагог направляется на  ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей  и т.д.
  • Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей.
  • Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
  • Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.
  • Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
  • Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

2 ступень – 2 -5- й год работы (развивающий)   -  процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов  и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, признание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое  профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада.

3 ступень – 5-6 й год работы (становления) -  складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

План наставничества

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

тема

рассматриваемые вопросы

1.

Изучение нормативно-правовой базы.

  • ФГОС ДО
  • Закон об образовании

Ноябрь (с 28 по 30)

3.

ООП ДО

● Подборка методической литературы по ОО «Познавательное развитие»

● Собеседование по изученной методической литературе 

Декабрь

3.

Непосредственная образовательная деятельность

  • Посещение НОД  коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт
  • Посещение наставником  НОД   с целью выявления профессиональных затруднений.

ОО «Познавательное развитие»

Декабрь

4.

Работа с родителями

Планирование и осуществление работы с родителями

1 раз в месяц

5

Режимные моменты

  • Организация и проведение прогулки (все составляющие части)
  • Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время

1 раз в месяц В течении года

6.

Владение речью как средством общения и культуры; Развитие речевого творчества

Планирование и осуществление работы по овладению воспитанниками речью как средством общения и культуры,развития их  речевого творчества

Февраль

7

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Планирование и осуществление работы по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Март

8

Знакомство с книжной культурой, детской литературой; Обогащение активного словаря

Планирование и осуществление работы по знакомствувоспитанников с книжной культурой, детской литературой,обогащению их активного словаря.

Апрель

9

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Планирование и осуществление работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности воспитанников как предпосылки обучения грамоте.

Май

10

Досуги и праздники

 Организация подготовки детей к праздникам, досугам и педагогическая позиция при проведении праздников в ДОУ

В течении года

11

Непосредственная образовательная деятельность

  • Посещение НОД  коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт
  • Посещение наставником  НОД   с целью выявления профессиональных затруднений.

1 раз в месяц В течении года

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Наставник  поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

 

Используемая литература.

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
  3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
  4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
  5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.



Предварительный просмотр:

Отчёт педагога-наставника о проделанной работе

за 2022 – 2023 у .г.

Ф.И.О. молодого специалиста: Гафурова Камила Исмаиловна

Ф.И.О. наставника: Письменская Оксана Владимировна

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него  условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую теоретическую помощь на рабочем месте.

Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути.

ФГОС предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу в этом году, мы поставили перед собой цели и задачи:

Цель:

Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога. Оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.

Задачи:

1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса и совершенствование форм и методов организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

4. Оказание помощи по внедрению в работу новых образовательных технологий и разработок.

Прогнозируемый результат:

1. Умение планировать воспитательно-образовательную деятельность,

2. Становление молодого воспитателя.

3. Повышение методической, интеллектуальной культуры воспитателя.

4. Овладение системой контроля и оценки знаний воспитанников.

5. Умение проектировать воспитательную систему, работать с группой на

основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Формы работы:

- индивидуальные, коллективные, консультации;

- посещение занятий;

- мастер-классы, семинары, открытые занятия;

- теоретические выступления, защита проектов;

Основные виды деятельности:

• Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов детского сада.

• Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых занятий.

• Привлечение молодых к подготовке и организации педсоветов, семинаров,

конференций, к работе учебно-методических объединений.

• Посещение занятий молодого специалиста.

• Отслеживание результатов работы молодого воспитателя, педагогическая

диагностика.

• Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.

Основные направления работы:

• ведение документации (работа с планом)

составление календарно-тематического планирования

• организация воспитательно-образовательного процесса;

• общие вопросы методики организации работы с родителями;

• механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Мною, как наставником, проведена консультация по развитию умения пользоваться нормативно - правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», Федеральным законом «об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДОУ, локальными актами ДОУ.Оказана практическая помощь по правильной организации ведения документации группы: проведены консультации по составлению рабочей программы.

Были изучены:

- Основная образовательная программа ДОУ;

- Цели и задачи годового плана ДОУ.

С Камилой Исмаиловной обсуждали вопросы организации образовательного процесса с детьми. В течении учебного года проводила наблюдение за организацией образовательного процесса молодым специалистом, проводила анализ осуществления образовательной деятельности. Обсуждали вопросы здоровьесберегающих технологий.

Для успешной организации режимных моментов Камила Исмаиловна наблюдала за моей работой и работой других педагогов ДОУ. Проведя анализ работы, отметили положительные моменты, а так же недочеты, которые необходимо исправить.

Вывод:     

Период адаптации молодого специалиста прошел успешно. Молодому специалисту оказывается помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства. Молодому   педагогу была  оказана помощь:

-В приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности,

-В выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе,

-В приобретении практического опыта и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения, развития познавательно-мыслительной деятельности дошкольников, коррекционно-логопедической работы.

Я, как наставник, стремилась максимально  заинтересовать Камилу Исмаиловну и помогала реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развивать умения управлять детским коллективом.

Над чем нам нужно ещё работать:

-Углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения совместной деятельности детей и родителей;

-Овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению профессиональной компетентности педагога;

-Пополнять предметно-развивающую среду в группе дидактическими и игровыми пособиями, направленными на развитие сенсомоторных навыков, общей и мелкой моторики, артикуляционной базы речи.

 

 

 

 

 

Наставник: Письменская О.В.- учитель-логопед.