Для родителей

Письменская Оксана Владимировна

Материал  для  родителей, который обычно размещают в "Уголке логгопеда".  Данные рекомендации логопеда помогут родителям детей с задержкой в речевом развитии развить речь в соответствие с возрастными нормами и улучшат состояние звукопроизношения.  Кроме того даны рекомендации по организации работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение 
детский сад «Солнышко»



План работы учителя-логопеда с родителями
на  логопункте ДОУ на 2022-2023 учебный год


Составила:
учитель-логопед
Письменская Оксана Владимировна



Городовиковск

План работы учителя-логопеда с родителями на логопункте

ДОУ на 2022-2023 учебный год


п/п

Формы работы

Содержание

Сроки выполнения

1

Общее родительское собрание

«Знакомство родителей с целью и задачами коррекционно-развивающей работы в логопункте ДОУ»

По плану воспитательно-образовательной работы ДОУ на 2022-2023 учебный год

2

Сообщения на групповых родительских собраниях

«Развитие речи детей в онтогенезе»

«Речевые ошибки детей: неправильное произношение звуков

«Речевая готовность детей к школе» и т.д.

По плану воспитательно-образовательной работы воспитателей ДОУ на 2022-2023 учебный год

3

Родительское собрание на  логопункте

«Что такое дошкольный логопедический пункт»

«Результаты логопедического обследования речи детей»

«Итоги коррекционно-развивающей работы за 2018-2019 учебный год» и т.д.

Октябрь

Май

4

Консультации с родителями

  • Индивидуальные беседы с родителями по результатам логопедического обследования, сбор анамнестических данных, обсуждение плана коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • Рекомендации для родителей по закреплению звуков в свободной речи ребенка и пройденным темам групповых занятий (индивидуальные консультации с элементами занятия, контроль над выполнением рекомендаций учителя-логопеда);
  • Ознакомление родителей со специализированной литературой по развитию речи детей.

В часы индивидуального консультирования родителей согласно графику работы учителя-логопеда ДОУ в течение 2022-2023 учебного года

5

Беседы с родителями

«Родительские пятиминутки» в виде кратковременной личной консультации в режимные моменты ДОУ

По запросу родителей и личной инициативы учителя-логопеда в течение 2022-2023учебного года

6

«День открытых дверей»

Групповые, индивидуально- подгрупповые занятия в присутствии родителей

По плану воспитательно-образовательной работы ДОУ и согласно расписанию ООД учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год

7

Наглядное логопедическое просвещение родителей

Оформление информационно-консультативных центров в приёмных четырёх возрастных групп:

  • «Советы логопеда»:
  • Старшая группа
  • Младшая группа;
  • «Говорим правильно»

  • средняя группа;
  • Выставки книг, пособий, памятки, образцы выполненных заданий

В течение 2022-2023 учебного года

8

Семинары-практикумы

Встречи с родителями с целью демонстрации и обучения их методам и приемам развития речи детей, а также памяти, внимания, мышления:

  • «Значение артикуляционной гимнастики для формирования у детей правильных речевых звуков»
  • «Развитие грамматических способностей детей с помощью игры»
  • «Что мы знаем и умеем» (подготовка к обучению грамоте) и т.д.

В течение 2022-2023 учебного года

9

«Круглый стол»

(дискуссии, тесты, рекомендации)

Встречи с родителями с целью обмена опытом по организации логопедических игр дома:

  • «Готов ли Ваш ребенок к чтению?»
  • «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?»

В течение 2022-2023 учебного года

10

Открытый показ ООД для родителей

Итоговое мероприятие (занятие/театрализованное представление совместно с музыкальным руководителем) с участием детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий в логопункте ДОУ.

Апрель

11

Анкетирование

Анкеты, опросники по итогам проведения мероприятия, форм взаимодействия с родителями.

В течение 2022-2023  учебного года.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей  “Речевое развитие ребенка”

1. Фамилия, имя ребенка .............................................................................................................................

Ф.И.О. родителя ..........................................................................................................................................

2. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

.....................................................................................................................................................................

3. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6 - 7 лет) (да, нет)

4. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)

5. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

........................................................................................................................................................................

6. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)

.........................................................................................................................................................................

7. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, воспитателя)

8. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- работа над слоговой структурой слова;

- развитие лексики;

- развитие грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики:

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие психических процессов.

9. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

10. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).

.......................................................................................................................................................................

11. Ваши вопросы и предложения. ...............................................................................................................

.......................................................................................................................................................................

Дата ............................................. Подпись родителя: ................................................................................



Предварительный просмотр:

Анкета-опросник для родителей

(дошкольный логопункт МКДОУ д/с «Солнышко»

  1. Фамилия, имя вашего ребёнка, возраст, группа: __________________________________________________________
  2. Ф.И.О. родителя (родителей), место работы: __________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. В какой период посещал ваш ребёнок логопедические занятия? с______ ___по_______________20___/20____
  2. Нравится ли посещать ребёнку занятия логопеда?

ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)

  1. Устраивает ли вас качество и результативность работы логопеда с вашим ребёнком? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
  2. Имеете ли вы представление о работе ребёнка на логопедических занятиях, о содержании логопедической работы с вашим ребёнком? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
  3. Проявляете ли вы содействие логопедическому процессу (в выполнении домашних заданий, рекомендаций логопеда)?

ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)

  1. Повлияли ли, по вашему мнению, занятия логопеда на развитие личности ребёнка, улучшение его  способностей, общение и пр.?   ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
  2.  Отзывы о работе и пожелания логопеду:  

  1. Подпись, дата заполнения:

Памятка

«Правила работы при выполнении домашних заданий»

1. Логопедические домашние задания выдаются раз в неделю – крайний срок – в пятницу и возвращаются в папке в понедельник (даже в случае болезни ребёнка). Папки не должны оставаться в саду на выходные дни! 

2. Домашние задания лучше выполнять ежедневно – начиная от 10-15 минут и до 25 (детям дошкольного возраста) можно по 2-3 раза в день – особенно на этапе постановки звука!  На выходных заниматься обязательно!

3. Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей. При работе за компьютером необходимо придерживаться регламента : 7-10 минут не более 3 раз в неделю.

4. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

5. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время. Если у ребёнка вообще нет интереса  к занятиям, чтению и любым  развивающим упражнениям – это должно вас насторожить – это могут быть симптомы несформированности эмоционально-волевой сферы, со стойкими проявлениями которых должен работать психолог.

6.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда. Практикум по Артикуляционной гимнастике был проведён на первом родительском собрании.

7. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные  для восприятия слова– обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!

8. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

9. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

10. После каждого выполнения домашнего задания в домашней тетради оставьте дату и свою подпись.

11. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.

12. Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками – их необходимо раскрасить самому ребёнку,  а не родителям  – таким образом развиваются графические навыки ребёнка

Успехов Вам!

Уважаемые родители!

Приглашаю вас на консультацию в кабинет логопеда

(с рёбёнком,   без ребёнка)  Дата: _______________

Просьба не опаздывать и не путать время. В случае отказа от консультации или просьбе переноса на другое время – сообщите об этом логопеду не позднее, чем за день.

С уважением – Письменская О.В.



Предварительный просмотр:

Протокол родительского собрания в старшей группе МКДОУ детский сад «Солнышко»

ПРОТОКОЛ №2

родительского собрания в старшей группе « Белочка»

14  декабря  2022 г. Общее количество родителей – 16 чел.

Присутствовало: 14 чел.

Отсутствовало: 2 чел.

Причины отсутствия: – по причине болезни

     Повестка родительского собрания:

1 вопрос. Особенности развития словаря дошкольного возраста.

2 вопрос. Подготовка к Новогоднему празднику.

3 вопрос. Благодарности родителям.

4 вопрос. Разное.

Тема:  «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

По-первому вопросу слушали  учителя-логопеда –Письменскую Оксану Владимировну, которая  рассказала об особенностях развития словаря у детей дошкольного возраста.

Количественный  рост  словаря.  Дошкольный  возраст  –  период  быстрого  обогащения словаря.  Его  рост  находится  в  зависимости  от  условий  жизни  и  воспитания,  поэтому  в литературе  данные  о  количестве  слов  дошкольника  разнятся  между  собой.  К  концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов.

Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Развитие  словаря  осуществляется  за  счет  слов,  обозначающих  предметы  ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. Так же Оксана Владимировна дала ряд рекомендаций родителям:

 1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

· обращать внимание детей на глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);

· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

По   второму    вопросу   слушали   воспитателя  Кобелеву Ю.В.   Она  объявила,  что Новогодний праздник состоится 26 декабря в 15 час. 30 мин. В музыкальном зале детского сада. Попросила родителей подготовить новогодние костюмы, соответствующие теме праздника  «Новогодний  бал»,  а  именно  девочки  могут  быть  -  снежинками,  красными

шапочками, феями, принцессами, королевами…, а мальчики могут быть  –  мушкетерами, котами в сапогах, пажами, принцами, шутами, звездочетами, гусарами…

В  связи  с  тем,  что  дети  на  празднике  будут  участвовать  в  танцах  («Снежинки», «Дровосеки»,  «Добрый  Жук»)  на  ногах  должны  быть  у  всех  девочек  белые  чешки,  у мальчиков черные чешки.

Планируется  новогодняя  съемка  на  общий  диск,  который  будет  вручаться  после выпускного бала.

По третьему  вопросу выступила  воспитатель  Кобелева Ю.В. Она поблагодарила родителей за приобретение  для  группы - мольбертов,  салфеток настольных, 2-х кукол, машинок, настольных игр, мишуры.

По четвертому  вопросу. Обсудили разное. Родители решили общим голосованием, что новогодние подарки  будут  закупаться  родительским  комитетом  в виде  сладких подарков-кульков.

Постановили:

В  случае  непосещения  ребенком  детского  сада  воспитатели  убедительно  попросили родителей предупреждать по телефону.

Председатель: Савченко А.В.

Секретарь: Беликова Е.Ю.



Предварительный просмотр:

Ребенок плохо говорит. Что делать?

Советы логопеда для родителей младших дошкольников

Вы обеспокоены состоянием речи вашего малыша? Вашему ребенку 3 или 4 года, но его речь мало понятна для окружающих, что же делать?

Следующие советы помогут заботливым и терпеливым родителям избавить своих детей от недостатков произношения.

Делайте артикуляционную гимнастику.  Это гимнастика для губ, языка и нижней челюсти. Язык – орган артикуляции. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. «Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Достаточно 5 - 10 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.

Делайте дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Для развития речевого дыхания можно использовать цветы.  Предлагая дуть на одуванчик (не раздувая щек) вырабатываем направленную воздушную струю, понюхав цветок  - вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом.

Развивайте мелкую моторику.  Так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока…», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т д. В дальнейшем

Обогащайте словарный запас вашего ребенка. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Известно, что основой речевого развития в раннем возрасте является предметная деятельность, которая развивается при помощи анализаторов (обоняние, вкус, зрение, слух). Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научиться видеть, слышать и говорить. Ребенку надо разрешить трогать все!

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту вашего ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте иллюстрации. Говорите о том, что? Кто? изображен на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами:  за, на, над, под и др.

      Фольклор – лучший речевой материал,  накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию.  Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, четко выговаривая каждый звук, затем темп увеличивается.

Отказывайтесь понимать жестовую речь ребенка. Нашу речь дополняют жесты. Если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов.  Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Следите за правильностью своей речи. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатства словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть речь взрослых.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Подражание свойственно всем малышам. Поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

Отучите ребенка от соски как можно раньше. Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Соблюдайте режим дня. Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенного гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.



Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Солнышко»

 

   

Консультация для родителей:

Тема:  «Что такое мелкая моторика»

« Игры и упражнения»

 

Подготовила:

Учитель-логопед-

Письменская Оксана Владимировна

                                                           

г. Городовиковск

Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: Статические (удержание приданной пальцам определенной позы). Динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую). Расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев,  ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания. Навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур. Затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

8. Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнуровками.  Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

9. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

10. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

11. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть  такие  как: перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

детей, посещающих логопункт ДОУ на тему:

«Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

                                                       Подготовила и провела:

              Письменская О.В.  - учитель-логопед

                                                        МКДОУ детский сад «Солнышко» 

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
                                Задачи родителей:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
          Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
           Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

Можно использовать различные формы работы:
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальные консультации;
- занятия-практикумы;
- организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.
        Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Логопед обозначает цели и задачи совместной работы, рассказывает о системе логопедических занятий (ежедневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. До сведения родителей доводятся результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Логопед объясняет, что недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Далее логопед проводит практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это не легко. Поэтому организуется совместная работа родителей и детей по выполнению домашних логопедических заданий. В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие ребенка. Перед собранием необходимо подобрать книги, изучение которых может помочь родителям в данной проблеме. После собрания им предлагается просмотреть эту литературу.
             Аналогичные собрания проводятся 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и мае. На каждом из них подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и те родители, которые занимаются с ними. В мае даются рекомендации на летний период.
        В работе с родителями широко используются вспомогательные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг.
      В приёмной группы  размещается полезная информация, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Эту информацию рекомендуется оформить интересно, необычно (например, в виде веселого кораблика с прозрачными окошками для статей и советов).
      В качестве справочного материала вывешиваются статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели.
       В этой же приёмной  можно оформить стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики (например, в виде человечка-язычка, выглядывающего из своего домика-рта), рисунками и описаниями упражнений для языка, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д. Также важна информация о том, как, а главное, зачем нужно этим заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так «без костей» – неясно.
        Поэтому логопед объясняет, что язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм,  постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 мин. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
      Рекомендации о том, как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т.д.) также можно поместить на стенд «Несколько советов родителям».
     Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над  чем еще поработать.
        Рекомендуется в течение года проводить в детском саду «День открытых дверей», чтобы родители посетили все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.
   Со старшими дошкольниками, помимо занятий по формированию лексико-грамматических категорий, проводятся занятия и по обучению грамоте. К концу года дети вместе с родителями мастерят буквы из разного материала (поролона, пенопласта, пластилина, природного материала). Все эти поделки оформляются в общую картину-коллаж (например, «Трудный звук учу – с буквами дружу!», или «Трудный звук – ты наш друг») с фотографиями детей с логопедических занятий.
     Рассматривание результатов своего труда радует и детей, и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь при создании картин, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось выше, безотказно действуют на дошкольников.

             Семья для ребенка — одновременно и среда обитания,  и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
                Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
            Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.
          Во-первых, родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.
         Во-вторых, родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
              Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, прогулок помогает родителям лучше узнать детей.
            «Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на правильность воспитания ребенка. Познать педагогику, овладеть секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка...       

К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки раз вития речи. Обеспокоенные его речевым развитием, они обращаются к разным источникам информации: читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.
        Результаты анкетирования родителей детей, имеющих недостатки в развитии речи и посещающих старшую и подготовительную к школе группы общеобразовательного детского сада, показали, что 81% родителей осознают проблемы своих детей и хотели бы им помочь, но не обладают для этого достаточными знаниями и умениями. К счастью, они выражают  желание освоить приемы коррекционной работы для более продуктивных домашних занятий. Поэтому, помимо разных форм работы с родителями (собрания, индивидуальные консультации, посещения занятий), может возникнуть  необходимость организовать «Логопедические практикумы для родителей», задачей которых является  получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков и  оказание помощи в правильной организации логопедических занятия дома.

            Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только паны и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.
         На занятиях родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные упражнения, составляют схемы слов и т.д., т.е. все те задания, которые предстоит выполнять их ребенку. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребенком задания и не позволяют исправлять правильное на неправильное (как показывает практика, это иногда случается: ребенок, оправдываясь перед логопедом за ошибку, поясняет: «Я говорил маме, что звук стоит в середине, а она говорит, что в конце»). Помимо этого, родители получают рекомендации о том, каким играм, книгам отдать предпочтение, как правильно общаться с ребенком.


             Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога. Большую помощь в этом оказывает использование компьютерной техники.

 «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ    КОНСУЛЬТАЦИЯ»

(от четырёх до пяти лет)

                                                       Подготовила и провела:

              Письменская О.В.  - учитель-логопед

                                                        МКДОУ детский сад «Солнышко» 

 На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Его речь становиться разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становиться ребёнок, тем больше влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку возможность точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов (при определении цвета ребёнок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, оранжевый, тёмный), отражение временных и пространственных отношений. Всё шире ребёнок использует притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, из-за и др.). В словаре появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты) однако он их употребляет ещё пока очень редко. Свои высказывания четырёхлетний ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений. Сложноподчинённые и сложносочинённые предложения он использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), нарушают структуру предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие всё ещё не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребёнок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырёхстишия.  Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие мышц артикуляционного аппарата. Их подвижность даёт возможность осуществлять более точные движения  языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л],[р],[рь], отчётливо произносят многосложные слова, точно сохраняя многосложную структуру; правильно употребляя ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение определённых групп звуков(например, свистящих и шипящих  - в одних словах звук произносится  правильно, в других неверно); неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звук и или они не чётко дифференцируются на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но всё это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у него фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребёнка даёт ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это даётся в сравнении) улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети умеют уже не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учётом содержания высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения( стихотворения).

В этом возрасте у детей удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 сек., свободный выдох несколько короче (от 2 до 5 сек).

К концу пятого года жизни многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые всё ещё неправильно произносят шипящие звуки, звук [р] (не за счёт колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого нёба или  язычка). У ряда детей отмечается искажённое произношение звуков  [с], [з] (при высунутом между зубами кончике языка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжёлых случаях оказывает логопед.

Итак, к пяти годам, у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений  более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.



Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок левша.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:

- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;

- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

 - левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;

 - они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;

 - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;

 - левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);

 - они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;

 - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;

 - левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Советы родителям будущего первоклассника

1) Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2) Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево

3) Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.

4) Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Список использованной литературы

  1. Интернет – сайт azbyka.ru, https://azbyka.ru/deti/esli-rebenok-levsha
  2. Интернет – сайт psyco.ru, http://psyco.ru/stati/esli-rebenok-levsha.html



Предварительный просмотр:

Данные рекомендации логопеда помогут вашему ребёнку развить речь в соответствие с возрастными нормами и улучшат состояние звукопроизношения.

1.        Проводите с ребёнком  артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».

2.        Используйте  игры для развития воздушной струи:  поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.

3.        Развивайте слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)

4.        Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза.

5.        Обогащайте пассивный и активный словарный запас:

•        учите называть предметы ближайшего окружения;

•        знакомьте со значением слов, обозначающих:

•        основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);

•        форму предметов (круглый, квадратный, овальный);

•        параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);

•        различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);

•        обозначайте словами свои и чужие действия.

6.        Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.

7.        Вводите в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).

8.        Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты.

9.        Проводите пальчиковые игры.

10.        Включайте в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.

11.        Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.

12.        Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию.

13.        Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их.

14.        Учите детей выполнять двухактные инструкции.

Успехов Вам!

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

1.        Учите детей общаться со взрослыми и друг с другом:

•        здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;

•        показывать другим людям то, что ему понравилось;

•        ждать исполнения своих желаний;

•        играть рядом с другими детьми;

•        играть вместе с другими детьми.

2.        Продолжайте знакомить детей с названиями окружающих его предметов, учите узнавать их на картинках.

3.        Учите детей ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).

4.        Учите детей различать понятия «большой», «маленький».

5.        Учите детей подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы (би-би, тук-тук, бух, мяу, ням-ням и т. д.).

6.        Побуждайте детей повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».

7.        Формируйте у детей элементарную фразовую речь (Ляля топ-топ, киса мяу).

8.        Упражняйте детей в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учите понимать действия, изображенные на картинке.

9.        Учите ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».

10.        Упражняйте детей в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку).

11.        Учите детей соотносить предметы по цвету.

12.        Учите понимать значение предлогов «в», «на», «под» в ситуациях с игрушками и при рассматривании иллюстраций.

Успехов Вам!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА [ Ш ] «в ГОСТЯХ У Веселого Язычка» Учитель-логопед: Письменская Оксана Владимировна МКДОУ д /с «Солнышко» г.Городовиковск

Слайд 2

гщщ Жил-был Язычок в своем домике.

Слайд 3

Каждое утро Язычок чистил зубы. Давай и мы с тобой почистим зубки вместе с Язычком. Улыбнись, приоткрой рот. Кончиком языка води по верхним резцам влево-вправо, снаружи и внутри. То же самое действие повтори с нижними резцами. Молодец!

Слайд 4

Язычок выглянул из домика (рот приоткрой, язык высунь наружу, движения вверх-вниз). Посмотрел вверх – не идет ли дождик? На небе были тучки и шел дождь. Затем Язычок посмотрел вниз – есть ли лужицы? На земле были лужи. Язычок посмотрел опять вверх – не выглянуло ли солнышко? На небе появилось солнце. Язычок посмотрел вниз, не высохли ли лужи? Лужи все еще не высохли.

Слайд 5

Язычок решил попить чай. Он пил его из чашечки. Сделаем упражнение «чашечка». Чай был горячим. Давай подуем, чтобы остудить его. Заведи «чашечку» за верхние резцы и подуй. (струя воздуха должна быть направлена на верхние резцы). Молодец!

Слайд 6

Сегодня к Язычку должна пожаловать гостья, поэтому он сел у окошка, чтобы подождать ее. Упражнение «окошко» (губы округлены, верхние и нижние зубы сближены друг с другом».

Слайд 7

В гости к Язычку ползет змейка Шуша. Она поет песенку «ш-ш-ш». Посмотри, как пою ее я, попробуй спеть тоже. Пока она ползет, пой песенку – «ш – ш –ш»

Слайд 8

Язычок услышал песенку змейки и она ему очень понравилась. Он попросил Шушу научить его петь такую песенку. Шуша с радостью согласилась. Приоткрой рот, сделай из язычка «чашечку», заведи ее в рот, подними кверху. Верхние и нижние зубы сблизь, губы округли «окошечком». Подуй! Ш-ш-ш – зашипел Язычок. Язычку очень понравилась эта песенка. И когда он пошел гулять, то пел эту песенку, присоединяя к ней другие. А что у него получилось, узнаете перейдя на другой слайд.

Слайд 9

У Язычка получились такие песенки– « ша », «шу», « шо », «ши». Попробуй их спеть

Слайд 10

Язычок очень любил петь веселые песенки. Спой и ты вместе с ним. Каждый раз, когда Язычок будет перепрыгивать с пенька на пенек, пой – « ша ». Получится « ша – ша – ша – ша – ша ».

Слайд 11

Каждый раз, когда Язычок будет перепрыгивать с цветка на цветок, пой песенку – «шу», получится «шу – шу – шу – шу – шу».

Слайд 12

Каждый раз, когда Язычок перепрыгивает с грибочка на грибочек пой – « шо », получится « шо – шо – шо – шо – шо ».

Слайд 13

Когда Язычок прыгает из лужицы в лужицу, пой - «ши», получится «ши – ши – ши – ши – ши».

Слайд 14

А что произошло дальше мы узнаем в следующий раз! МОЛОДЕЦ !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука [ л ] в чистоговорках подготовила учитель-логопед МКДОУ детский сад «Солнышко» Письменская О.В . Городовиковск 2016

Слайд 2

Лу- лу - лу – лужа на полу

Слайд 3

Лы-лы-лы - Маша вымыла полы

Слайд 4

Ол-ол-ол - какой чистый пол!

Слайд 5

Ла-ла-ла – торт Маша испекла

Слайд 6

Ла-ла-ла – друзей в гости позвала!

Слайд 7

МОЛОДЕЦ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-презентация «Чья это нора?» для автоматизации звука [ р ] в чистоговорках подготовила учитель-логопед МКДОУ детский сад «Солнышко» Письменская О.В. Городовиковск 2018

Слайд 2

Ра- ра - ра чья это нора?

Слайд 3

Ра- ра - ра - лисичкина нора.

Слайд 4

Ру-ру-ру вырыл крот нору.

Слайд 5

Ра- ра - ра и у ежика нора.

Слайд 6

Ра- ра - ра - у зайца есть нора.

Слайд 7

Ра- ра - ра у барсука нора.

Слайд 8

Ра- ра - ра и у мышек есть нора.

Слайд 9

Ра- ра - ра и у суслика нора.

Слайд 10

Роге-роге-роге медведь живет в берлоге!