Опыт работы воспитателя

Бобрусёва Наталья Леонидовна

Педагогический опыт работы воспитателя ДОУ

Я считаю, что детский сад это второй дом для ребенка. Не просто дом, а сказочный, интересный, где всегда царит любовь, дружба. В этом домике для ребят всегда найдется, что-нибудь загадочное, не исследованное, увлекательное. А для того, чтобы ребенку было интересно, нам воспитателям необходим опыт работы, профессиональные достижение, знания, терпения и любовь к детям. Тогда мы сможем достичь абсолютной гармонии между ребенком и воспитателем.

Темы работы по самообразованию:

2015-2019гг-«Система работы педагога в ДОУ, по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности».

2019-2022гг- "Развитие речевой активности и мелкой моторики рук дошкольников через пальчиковые игры".

2023-2025гг-"Развитие способностей к логическим дейтвиям и операциям дошкольников с помощью занимательного игрового материала"

Обобщение педагогического опыта 

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОУ, ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Данный опыт работы обобщён мной, воспитателем Бобрусёвой Натальей Леонидовной. Я как воспитатель провожу целенаправленную работу по ознакомлению с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на дорогах. Я уверена, знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Обобщение педагогического опыта 

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ »

Данный опыт работы обобщён мной, воспитателем Бобрусёвой Натальей Леонидовной.В обобщении опыта рассмотрено развитие мелкой моторики, как одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста. Определяется взаимосвязь моторики рук и пальцев с развитием речи и мышления малыша, отражены основные виды работ с воспитанниками. Приведен ряд методов по данной теме. Отмечены результаты использования пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики. В результате использования данной технологии улучшается мелкая моторика, координация движений кистей пальцев рук, совершенствуется словарный запас, развивается воображение, внимание, наглядно – образное мышление. Формируется благоприятный эмоциональный фон в группе. Положительная динамика в развитии мелкой моторики детей раннего возраста достигается через использование разнообразных форм, методов и приемов в игровой деятельности, в частности посредствам пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

«Система работы педагога в ДОУ,

по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности»

(из опыта работы)

Подготовила:                                                                                                         Бобрусёва Наталья

Леонидовна

воспитатель

первой квалификационной

категории

с. Владимировка

2019 год

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.

Автор данного опыта работы: Бобрусёва Наталья Леонидовна, 1979г.

Образование: высшее. «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный педагогический институт» педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, 2010 год.

Квалификационная категория: первая, 2017 год

Адрес: Ставропольский край, Левокумский район, с. Владимировка, ул.Сунжа ,54

Контактный телефон: 9887371065

Опыт работы представлен следующими материалами:

-текстовый материал;

-презентация;

- фотоматериалы.

Материалами данного опыта работы пользуются коллеги МКДОУ «Детский сад №15»

АННОТАЦИЯ.

Данный опыт работы обобщён воспитателем Бобрусёвой Натальей Леонидовной.

Опыт работы состоит из введения, основной аналитической части, выводов и рекомендаций, списка использованной литературы, приложений.

В первом разделе обоснована актуальность, адресная направленность, условия возникновения и становление опыта, новизна данного опыта, раскрыты цели и задачи.

В основной аналитической части определены направления работы:

* создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения у детей;

*  разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию основ безопасного поведения у детей;

*  пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

*   знакомство педагогов с теоретическими знаниями по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности.

В этом разделе проанализирован теоретический и практический материал по данной теме. Анализируется психолого-педагогическая литература по теме «Система работы педагога в ДОУ, по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности».

В заключительной части даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта.

В приложении содержатся материалы, дополняющие опыт работы педагога.

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

Наименование разделов

Стр.

1.

Информационный лист.

1

2.

Рецензия.

2

3.

Аннотация.

3

4.

Оглавление

4-5

5.

Введение.

6-9

6.

Основная аналитическая часть.

10-18

7.

Выводы и рекомендации.

19-22

8.

Литература.

23-24

9.

Приложение.

25

9.1.

Тематические  беседы с детьми на темы по ОБЖ «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность       в доме».

26-28

9.2.

Конспект НОД по познавательному развитию  «Опасные предметы дома».

29-32

9.3.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей  группе   «Осторожно микробы».

33-37

9.4.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сохрани своё здоровье сам».

38-40

9.5.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья».

41-51

9.6.

Конспект НОД по познавательному    развитию в старшей  группе    «Встреча с Бармалеем».

52-55

9.7.

Конспект НОД по познавательному развитию  «Безопасность на дорогах».          

56-59

9.8.

Досуг – викторина  «Знатоки дорожных правил»

60-64

9.9.

Сюжетно- ролевая игра в подготовительной группе  «Светофорчик».

65-68

9.10.

Конспект НОД по познавательному развитию «Будь  осторожен  с огнём»

69-72

9.11.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей  группе     «Путешествие в Простоквашино».  

73-76

9.12.

Игра викторина «Что? Где? Когда?»  

77-81

9.13.

Театрализованное    развлечение   «Сказочная история об огне» и  учебно-тренировочное мероприятие по эвакуации детей на случай возникновения пожара

82-88

9.14.

Развлечение «Кошкин дом» (пожарная безопасность).

89-91

9.15.

Конспект занятия по познавательному развитию «Умеешь ли ты обращаться с животными?».

92-94

9.16.

Конспект занятия по познавательному развитию       «Безопасность на природе».

95-98

9.17.

 Консультация - практикум для педагогов «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах».

99-106

9.18.

Мастер-класс для педагогов «Формирование основ безопасного поведения ребенка в быту и обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения через дидактические игры и пособия»

107-113

9.19.

Мультимедийные презентации дидактических игр по формированию навыков безопасного поведения(Фото)

114-119

9.20.

Консультация для родителей   «Безопасные сказки для дошколят».

120-122

9.21.

Памятки для родителей: «Правила дорожного движения безопасности на дорогах», «Дорожные ловушки».

123-129

9.22.

«Неделе здоровья»(фото)

130-134

9.23.

 Конкурс «Мой безопасный маршрут»(фото)

135

9.24.

Семинары - практикумы     «Безопасность детей на улицах города» , «Формирование  у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности»

136-147

9.25.

Центры безопасности (фото)

148-156

9.26.

Презентация опыта работы «Система работы педагога в ДОУ, по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности»

157-191

Безопасности формула есть:

 «Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности-всё избежать,

а где  надо – на помощь позвать!»

  1. ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизни ребенка, и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать дошкольника от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

 Вопросами безопасности жизнедеятельности личности занимались многие ученые, освещая в своих исследованиях реальное многообразие идей и подходов к данной проблеме.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам безопасности дома , но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

1.1 Актуальность.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Я выбрала эту тему потому, что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире и связана она  с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Важно, как можно раньше научить детей правилам безопасного поведения.

Так как я только начала работать над темой формирования навыков безопасного поведения у детей, передо мной встал вопрос: Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», я поняла то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. 

Итак, актуальность темы – «Система работы педагога в ДОУ, по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

В настоящий момент,  мои  воспитанники  дошкольники, постоянно окруженные  вниманием взрослых,       но скоро – в школу, там родители не смогут  постоянно опекать их. Кроме этого современные дети  с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых  они могут прожить несколько жизней, однако, наряду с этим возникает проблема,   заключающаяся в том,    что у детей чувство страха  отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и  их жизнь  и здоровье это главная ценность. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.  Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

Я начала эту  работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на  рассматриваемую  проблему. Для  этого  использовала анкетирование, как одну из неформальных  форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

            Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно  всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют  чему учить ребенка в определенном возрасте.

        Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

        Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

группы

Культура поведения

Знаки

«Ловушки»

Сведения о родителях

Номера телефонов экстренных служб

2 младшая группа

 

 

 

 

-

Средняя групп

 

 

 

 

-

Старшая группа

 

 

 

 

 

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

- высокий уровень

 

- средний уровень

 

- низкий уровень

Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность мне спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. Высказывание С.Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители  пример ему» - стала девизом такой работы.

        Вся система  работы  даже самых  опытных  педагогов  сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает  Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине,  и они  подчас  становятся  свидетелями  нарушений  правил  родителями – водителями.

                Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя».

Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование и систематизацию   у детей,  осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни,  стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:                                     

  • изучить теоретические основы воспитания безопасного  поведения детей   дошкольного возраста;
  • научить детей  выполнять основные правила безопасного поведения:  предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;
  • разработать перспективный план и конспекты по  правилам безопасности жизнедеятельности;
  • внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;  
  • создать систему в работе с родителями по формированию основ  безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

1.2 Адресная направленность, условия возникновения и становления опыта.

Опыт посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:

 - возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;

- необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно – методических пособий, в том числе электронных, для изучения безопасного поведения в детском саду;

- знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников (родителей, знакомых, родственников)

Педагогический коллектив МКДОУ «Детский сад №15» целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам безопасного поведения.

Ежегодно пополняется материально-техническая база. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.

Развивающая среда для обучения основ безопасного поведения включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта (спецслужб, маршрутный), дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (мчс, нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры.

Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу.  Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и  педагогическая позиция педагога  должна быть деликатной и незаметной.

Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать  степень увлечённости педагога данной проблемой,  и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя.

Необходимость работы по данному направлению обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое федеральным государственным  образовательным  стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями дошкольников.  Поэтому большую  тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице  и дома на основе полученных знаний.

1.3 Новизна данного опыта.

Новизна опыта заключается:

- в том, что показан путь адаптации федеральной программы  «Безопасность» к требованиям ФГОС  и условиям  конкретного дошкольного учреждения, чётко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения осуществляется  через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников,  насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.  

-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;

- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам безопасного поведения  с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки  России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).

Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и формами работы.  

Работая над данной проблемой, стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации.  Результатом такой деятельности стали самостоятельные разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме  в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями.

  1. ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Свою работу я распланировала по этапам, исходя из поставленных задач:

1 этап - «Организационно – диагностический» (изучение нормативно-правовых основ, научной и методической литературы  по вопросам  основ  безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, пыта работы дошкольных учреждений.).

2 этап - «Основной» (постановка цели, задач, определение алгоритма действий,  разработка конспектов НОД, сценариев  досугов и развлечений, внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы ,выявление уровня родительской компетентности, разработка нетрадиционных форм взаимодействия  с семьями воспитанников).

3 этап – «Заключительный» (анализ результатов работы, распространение   педагогического опыта в  ДОУ).        

    Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

На первом этапе  я  изучила  литературу .Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению учёных, поможет художественная литература Т.А. Шорыгина, Л.П. Князева, А.М. Виноградова,   а так же : 

  • П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
  • Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
  • С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
  • К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
  • Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей  дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Ознакомилась с опытом работы педагогов на тему: «Система работы педагогов в ДОУ, по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности»

Результат работы на данном этапе:  оформление копилки педагогического мастерства  и создание  картотеки . 

Основной этап я начала  с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволило создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года.

2.1Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения у детей.

Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО, в группе должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В группе оборудован стенд по ПДД «Школа дорожных наук». Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.

Мною были создан уголок по безопасности и ПДД ,в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД. Были сделаны «Дорожные знаки» (карточки); «Правила дорожного движения (карточки), сюжетные картинки «Ситуации на дороге», «Транспорт». Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература. Куплены настольно-печатные игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе. Мною были изготовлены игры «Часы безопасности», «Лото безопасности», «Собери знак», «Лото дорожные знаки. (Приложение  25)

Центры безопасности были оснащены разнообразными игровыми пособиями: - универсальными (многотемными), позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: макеты «Дорога», «Перекресток», «Пожарная часть», «Заправочная станция», имитирующие технику спасателей и пожарно-техническое вооружение, а также различного рода строениями — гаражи, бензозаправочные станции. Также в центрах безопасности представлены: - разрезные картинки, пазлы и дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Назови причины пожара», «Хорошо-плохо», «Сложи картинку», лото «Дорожные знаки» и т.п.; - настольно-печатные игры: «Опасные ситуации в доме», «Поучительные истории», «Позовём на помощь» и другие, направленные на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках тематики формирования основ безопасности жизнедеятельности; - альбомы для рассматривания «Виды транспорта», «Улицы нашего города», «Моя безопасность», «Прогулки по лесу», ребусы «Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы «Безопасный переход», кроссворды «Дорога», «Безопасность» и т.п. (Приложение № 25)

Обратила внимание, что  игры, сделанные своими руками нравятся детям, они играют с ними более охотно, чем с покупными. Вполне, вероятно, что такие игры  есть  дома, и интерес к ним пропадает автоматически. Игры, которые я делаю сама, так же красочны, как и покупные, но более информационны. Также считаю, что с помощью таких игр любое занятие провести намного интересней и продуктивней. Игры и пособия обновляю часто, чтобы у детей не угасал интерес  и желание объединяться, решая ту или иную проблему.

Работа по формированию основ безопасного поведения у детей ведется по трем направлениям:

- Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию основ безопасного поведения у детей.

- Знакомство педагогов с теоретическими и практическими знаниями по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности.

- Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.

2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию основ безопасного поведения у детей.

Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дома основывается на комплексном подходе.

  Задачи в работе с детьми

  • формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
  •  формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширять и систематизировать знания детей о правилах общения   с незнакомыми людьми;
  • расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;
  • закрепить у детей знания о правилах поведения на улице,  дороге, транспорте;
  • развить основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе.

В своей работе я использую  наиболее приемлемые формы работы с  детьми дошкольниками:  непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций,  игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги,  игры-беседы, игры-инсценировки,  прогулки,  экскурсии,  дидактические игры,  развлечения по каждой теме.,  основой  которого является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего здоровья  и здоровья окружающих.

Я проводила ознакомительные беседы по темам «Запомните, детки таблетки – не конфетки»,  «Скорая помощь», «Безопасность       в доме» и др.   (Приложение 1).   Проводила  НОД «Опасные предметы дома», на котором закрепила  у детей представление об  опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для  человека, о правилах пользования ими.   (Приложение 2).     Я   создавала  ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности,   «Осторожно микробы» (Приложение 3).   Формировала  умение у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучала несложным приёмам самооздоровления,   учила  оказывать себе элементарную помощь, прививала  любовь к физическим упражнениям, «Сохрани своё здоровье сам» (Приложение 4).        Формировала у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни;  о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины   «Путешествие в страну здоровья» (Приложение 5).   Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми.  В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др.,  обращала  внимание детей на то, что может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Старалась  убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями, НОД «Встреча с Бармалеем (Приложение 6).  

 Вспоминались и драматизировались русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок я знакомила  детей с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации  «Правила безопасности для дошкольников».  В играх-тренингах закреплялось  представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток»,   «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматривались  потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома,  ребята учились  мерам предосторожности. На занятие «Безопасность на дорогах», (Приложение 7).      В игровой форме формировались  знания о дорожных знаках, их классификация, назначении.  

Расширила     представления  детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом   специального назначения  «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их   особыми правилами движения по улице.  Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт», закрепила     понятие о  правилах  поведения в общественном транспорте.

  Итогом  работы  был проведённый  Досуг – викторина  «Знатоки дорожных правил» (Приложение 8),  участвуя     в котором ребята получили массу положительных эмоций от встречи со сказочным  персонажем и помогли ему.

А дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился» , сюжетно- ролевая игра в подготовительной группе  «Светофорчик» (Приложение 9 )помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности    провела  такие занятия    «Будь  осторожен  с огнём»  (Приложение10),    «Путешествие в Простоквашино»  (Приложение 11).  Закрепить понятие «Пожарная безопасность», сформировать умение правильно действовать  в экстренных ситуациях; обобщить знания о правилах техники безопасности в быту, детям помогла Игра викторина «Что? Где? Когда?»  (Приложение 12),    детям было интересно участвовать в  викторине, и они с большой гордостью рассказывали об этом своим родителям, показывали награды. Итогом работы стали театрализованное    развлечение   «Сказочная история об огне» и  учебно-тренировочное мероприятие по эвакуации детей на случай возникновения пожара (Приложение 13).  

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе мы  беседовали с детьми на темы «Домашние и бездомные животные»,  «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения»  и др.  

  В играх-тренингах закреплялось  представление:  о правила поведения на воде, встрече с насекомыми.   Рассматривались  потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх с бездомными животными,  ребята учились  мерам предосторожности  с незнакомыми растениями и насекомыми и т.д.  Просматривая  презентацию  «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра  самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.  Ребята с огромным интересом       высказывали  предположения, свою точку зрения, рассуждали   в занятиях  «Путешествие в лесу»  (Приложение 14),  закрепили  правила поведения в лесу, знания о диких животных о том,    что каждое животное приносит пользу.   На занятие   «Умеешь ли ты обращаться с животными?» (Приложение 15),     ребята получили знания о правилах поведения  с  домашними животными;  учились    понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.  На занятие  «Безопасность на природе», (Приложение 16),      я объясняла детям правила безопасного поведения   во время грозы, молнии, во время пожара в лесу

2.3Знакомство педагогов с теоретическими и практическими  знаниями по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности.

Во взаимодействии с педагогами я старалась использовать разнообразные формы работы по обмену опыта. На этом этапе моей главной целью было заинтересовать педагогов данной работой и предоставить возможность на практике попробовать разнообразные формы работы с детьми по безопасности жизнедеятельности.

   Задачи в работе с педагогами

  • создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
  • повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания  детей старшего дошкольного возраста;
  • создать систему анкетирования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

Я подобрала и проанализировала теоретический и практический материал по данной теме. Изучала педагогическую литературу и для расширения представления педагогов об особенностях формирования основ безопасного поведения у детей, уточнения представления о современных методах работы по данному вопросу, были подготовлены консультации для воспитателей (Приложение №17) «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» и (Приложение №18) проведены мастер-классы «Формирование основ безопасного поведения ребенка в быту и обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения через дидактические игры и пособия» .     Мастер-классы  состояли из двух частей: теоретической и практической. В первой части мастер-класса я представила свой опыт работы,  интересную информацию по данному вопросу.  Во второй части мастер-класса мной были созданы условия для активной работы педагогов. Представленный мастер – класс, на мой взгляд, был актуален и имел практическую направленность, так как приобретенные знания помогут педагогам вывести образовательный процесс на более высокий уровень.     Была создана атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Также, для коллег были представлены  презентации дидактических игр по формированию навыков безопасного поведения (Приложение №19)  мультимедийная  дидактическая  игра «Знак заблудился», мультимедийный тренажер «Съедобные и несъедобные грибы», мультимедийный тренажер «Съедобные и несъедобные грибы», мультимедийная  дидактическая  игра «Вредные продукты». Я презентовали игры коллегам, таким образом, происходил обмен опытом.

2.4 Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.

Конечно, нельзя эту работу вести без поддержки родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности я старалась осуществлять в тесном контакте с родителями воспитанников

В своей работе с родителями я  ставила перед собой такие цели и задачи :

  • знакомить родителей с работой МКДОУ по формированию   основ безопасности жизнедеятельности;
  • повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;
  • воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и                                                 безопасность  детей, их эмоциональное благополучие.

Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями  всегда  актуален  и проблематичен.  Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям,  нужен  особый  подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт  с детским садом. Поэтому, повышенное внимание уделяю внедрению новых,  нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников.

Так в своей   работе, помимо традиционных, я использовала нетрадиционные  формы  работы  с  родителями,  для  установления  контактов ,  привлечения внимания родителей к  ДОУ, повышения их образованности  в вопросах развития и  воспитания детей.  

  • информационно - аналитические,
  •  досуговые,
  •  познавательные,
  •  наглядно - информационные.

Работа с родителями носит информационно- практический характер. Особенность данной работы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.).

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. Так и я свою работу начала с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности показало, что почти 75% опрошенных не уделяют

особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам безопасного поведения дома, а 15% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют, чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют недостаточно времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по данной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности.

Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, содержание папок-передвижек.По результатам анкетирования я старалась проводить индивидуальные или коллективные беседы с родителями, в зависимости от того, с какой целью они проводились. Так же проводилось и индивидуальное консультирование  «Безопасные сказки для дошколят»    (Приложение 20)  и опрос родителей по различным вопросам.

Так на  самом первом родительском собрании я познакомила родителей с планом работы на год, объявила родителям, что в этом учебном году годовая задача, это работа по теме «Основы безопасности жизнедеятельности». Сказала, в каких проектах нам придется принимать участие.

 В сентябре уже приняли участие в акции «Ребенок в кресле».  С детьми беседовали на эту тему, у всех ли родителей имеются кресла, и как это важно для безопасности детей. И родители, которые обходятся без кресел для своих детей призадумались, потому, что они уже начали слышать упреки от своих детей, что папы или мамы нарушают правила дорожного движения.

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают нам встретиться с ними лично, на помощь приходят формы письменного общения, в виде памяток . Мною были подготовлены памятки (Приложение 21) «Правила дорожного движения безопасности на дорогах» «Дорожные ловушки»

Наши родители приняли активное  участие в  «Неделе здоровья» (Приложение 22), где дети совместно с родителями изготовили книжки – малышки, сочинили сказку  про маленькую принцессу, которая ела много сладкого, и у нее разболелись зубы.

Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей (рекомендации, буклеты)  представленный в виде стендов и поделок:   «Азбука безопасности», «Правила важные - правила безопасные»,   информационный стенд для родителей по формированию  навыков ОБЖ у дошкольников.   Так наши родители приняли участие, совместно с детьми, в конкурсе рисунков по правилам дорожного движения, и в конкурсе «Мой безопасный маршрут» (Приложение 23) , изготавливали совместно модели машин, домов ,  изготовили в группу подставки для дорожных знаков, светофор, о чем я уже выше говорила, говоря о развивающей среде.

Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду вместе с мамой или папой. Но не всем родителям это удается, в силу обстоятельств. Но, когда на собрании мы обсуждаем, как прошел тот или иной досуг,  родители, рассказавшие с восхищением о совместных играх с детьми, дают повод и стремление другим родителям принять участие в мероприятиях.   Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

  Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.     Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинары - практикуму  совместно с детьми  Семинары - практикумы     «Безопасность детей на улицах города» , «Формирование  у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности» (Приложение 24).    
Очень  эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.    Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками. Преследуя  данные цели, мы проводим мероприятия, совместно с родителями:  мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые занятия,  совместные  творческие выставки. Просмотр и участие родителей в подобных мероприятиях позволяют им увидеть своего ребенка в другой, не домашней, обстановке,  сблизиться с ним.  

  Внедрение  нетрадиционных  форм работы с семьями  дает свои положительные  результаты: дети радуются своим  достижениям, получают положительные   эмоции, внимание родителей к их проблемам.  

 А  родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада,  приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с  коллективом родителей и педагогов  ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.  

   Только  взаимодействие семьи и  детского  сада  создают  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

 

  1. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Предложенный мною опыт работы – попытка показать на практике, систему деятельности по обучению малышей основным правилам безопасного поведения  и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Используемые в ходе работы над опытом, ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагога, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения.

Проведенная мною работа по теме «Система работы педагога в ДОУ,

по формированию навыков безопасного поведения у детей в различных видах деятельности» принесла свои результаты.

3.1 Анализ результативности.

Надеюсь, что данный опыт работы вызовет практический интерес для педагогов, родителей, позволяющий доступно разъяснять детям правила безопасного поведения у детей.

Анализ мнения родителей показал, что став активными участниками общественной жизни, в процессе обучения своих детей безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, и приобретают все новые умения.Я убедилась, что такая система работы, дает положительные результаты по обучению детей правилам безопасного поведения.

Систематическая работа с детьми по обучению основам  безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

    Для выявления результативности  опыта работы, мною была проведена диагностика  с детьми старшего дошкольного возраста.    Тема:  «Формирование элементарных основ безопасности жизни и здоровья  старших дошкольников».

Цель: Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизни  и здоровья  старших дошкольников.

Критерии:

- Овладение знаниями о правилах безопасности дорожного движения,  пожарной безопасности,  об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

- Формирование  элементарных знаний по  предупреждению детского травматизма,   сохранению  здоровья  и здоровом образе жизни.

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

- Формирование предпосылок экологического сознания.

Уровни развития заданных критериев:

Высокий  – знает все, в соответствии с программой; развиты интегративные качества. Все критерии проявляются как в совместной, так и самостоятельной деятельности.

Средний – знает все в соответствии с программой; развиты интегративные качества (но не всегда устойчивые). Все критерии проявляются, но иногда требуется помощь взрослого.

Низкий – знания, представления, побуждения не проявляет; выполняет в общей с взрослым деятельности не всегда или не выполняет.

 Результаты диагностики представлены в таблице.

Сравнительные результаты сформированности у детей навыков соблюдения правил дорожного движения выглядят следующим образом (в разрезе 2018-2020 учебного года):

Средняя группа

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

8%

2 чел.

72%

18 чел.

20%

5 чел.

40%

10 чел.

60%

15 чел.

-

Старшая группа

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

8%

2 чел.

57%

15 чел.

34%

9 чел.

47%

12 чел.

53%

14 чел.

-

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

10%

3 чел.

90%

23 чел.

-

87%

22 чел.

13%

4 чел.

-

Сводная таблица результатов диагностики уровня детей

 по ПДД за 2018-2020 учебный год

группы

критерии

Культура поведения

Знаки

«Ловушки»

Сведения о родителях

Номера телефонов экстренных служб

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Средняя

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

-

-

Старшая

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

 

- высокий уровень

 

- средний уровень

 

- низкий уровень

Итоговое диагностическое обследование

3.2 Вывод

 Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 87%.

В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы  по основам  безопасности жизни и здоровья у детей» и в результате реализации моего опыта  работы, получила следующие результаты:

-Дети теоретически знают, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми; научились  разбираться в ситуациях, которые  несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

        - Дети научились соблюдать элементарные правила безопасного поведения  в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе; умеют разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Дети разбираются в пожароопасных ситуациях, знают как вести при пожаре.

         - Дети знают, как сберечь и приумножить здоровье, что делать и чего стоит избегать, в тех или иных жизненных ситуациях, которые приносят вред здоровью, умеют применять полученные знания в повседневной жизни для сохранения здоровья.

         -  Дети знают элементарные правила безопасного поведения на улице, в транспорте, соблюдают правила дорожного движения.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят:
- определять и называть все части тела;
- определять незнакомцев и доброжелательных людей;
- вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;
- звонить по номеру 01 в критическом случае;
- позволять физические ласки только членам семьи;
- просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу.
        Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И, чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.                                                                                                                

Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья, как собственного ребенка, так и здоровья детей, которых нам доверили  родители.                                              

 Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. В наших домах появляется новая бытовая техника, облегчающая наш труд, но вместе с тем и требующая осторожного, безопасного обращения с ней. И конечно, всегда необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.                     

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Мой опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла ожидаемые результаты.

В ходе совместной деятельности продолжают развиваться детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях: как правильно и безопасно развести на отдыхе костер, как оказать первую помощь при получении травмы. Родители понимают необходимость участия в проектной деятельности, в экскурсиях, походах и др. мероприятиях ДОУ. С помощью родителей созданы проекты, макеты, творческие  выставки      домашние копилки по сбору информации по безопасности.

Анализ взаимодействия педагогов показал:

-Повысился интерес к данной теме;

-Появилась мотивация к проведению и использованию теоретических и практических наработок по данной теме;

-Отбор грамотных приемов, которые способствовали решению данной проблемы;

-Подключение педагогов на любом этапе проектной деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем следующий результат:

-В ДОУ  организована, система работы по формированию элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей.

- Педагоги совместно осуществляют воспитательно-образовательный процесс по данному направлению.

- Родители вовлечены в воспитательно-образовательную деятельность.

- У детей развиваются основы безопасности жизнедеятельности.

Считаю, что комплексная работа  педагогического опыта очень результативна, поэтому буду продолжать её  по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути работы по обучению детей безопасному поведению. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

3.3 Трудоемкость опыта.

При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую  необходимо систематизировать,  осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.

1. От рождения до школы. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.В.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

2. БоголюбскаяМ.К., Хрестоматия по детской литературе: учеб. Пособие для дошкольных педагогических училищ/М.К.Боголюбская, Л.А.Табекина; под ред. Е.Е.Зубаревой. 8-е изд., перераб. И доп. - М.:Просвещение, 1976.-479с.: ил.
3. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.

4. Гарнышева т.П.Как научить детей ДТП? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры/ Т.П.Гарнышева. - Спб.: Детство-Пресс,2010.
5. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71
6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

7. Дошкольное воспитание: журн. - 1993. - №2.
8. Лучич М.В. Детям о природе: пособие для воспитателей детских садов/ М.В.Лучич. - М.: Просвещение, 1973.
9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.
10. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

11 . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
12. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с.

13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.
14. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001-511с.

15. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина …: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аркти, 2004. – 80 с.
16. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2010.

17. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1985.

19. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/

20.Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

21. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.

22. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.

23.Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

24. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.

25. Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.

26. www.vospitatel.com

27.  www.razumniki.com


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  №15 «Березка»

Левокумского муниципального округа  Ставропольского края

                                                                           

Презентация на тему

 «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

 (из опыта работы)

        Подготовила

                                                                                           воспитатель

                                                                                           Бобрусёва Н.Л.

с.Владимировка

2023 г.

1 СЛАЙД   Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня, я познакомлю вас со своим опытом работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

2 СЛАЙД. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом. Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги - психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Это самое благодарное времяпрепровождение.Как играть с ребёнком, чтобы эта деятельность приносила не только удовольствие, но и пользу? В наше время стоит уделить большое внимание «пальчиковым» играм. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением – то назвать сложно! 

3 СЛАЙД. Дошкольный возраст - это тот период, когда ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения.  Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Эти выводы не случайны. ! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. В свое время И. Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека» Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

4 СЛАЙД   Актуальность выбранной темы: 

Проблема формирования мелкой моторики является социальной потребностью общества и работа в этом направлении своевременна и актуальна. Мои наблюдения и опыт показывают, что слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

 5 СЛАЙД   

Жизнь показывает, что у медали две стороны. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками.

6 СЛАЙД

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Я, считаю, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Играя в пальчиковые игры ,  у моих детей развивается мелкая моторика ,память, внимание, а также словарный запас, дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.

     Есть ли такая детская игра, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

7 СЛАЙД

Чтобы ответить на эти вопросы я подробно занялась их изучением. Исходя из всего вышесказанного,        я поставила перед собой цель и задачи. Определила гипотезу и методы исследования.

В дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста.

8 СЛАЙД

Работая над своим опытом, я прилагала все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. В начале были определенные трудности в работе:

- надо было самостоятельно изучить много методической литературы;

- приобрести необходимые пособия;

- заинтересовать и вовлечь родителей в данный процесс, т.к. материально-техническую базу организовать трудно без поддержки родителей.

Но, главное - желание!

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы

9 СЛАЙД

Свою работу проводила  в  соответствии следующих дидактических принципов:

 - от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс.

связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

принцип развивающего обучения, (основан на развитие творческого мышления детей), с использованием развивающих методов обучения:

  • проблемно-поисковый (ребенок сам выбирает материал для определенного изображения сказки)
  • моделирование (сюжетная игра - моделирует ситуацию которую будет изображать ребенок)

10 СЛАЙД   

В практическом этапе моя работа велась по трем направлениям:

  • Работа с детьми.
  • Родителями.
  • Педагогами

11 СЛАЙД

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.   Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращались в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекали детей и приносили им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе, а как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш и аккуратно рисуют.

12 СЛАЙД  

Для развития детей и обогащения развивающей среды в группе, я решила создать центр «Пальчиковых игр». Мою идею поддержали родители. Этот центр в дальнейшем стал моим союзником и помощником. Вместе с родителями и детьми мы собрали коллекцию дидактических игр по развитию мелкой моторики рук ,принесли разноцветные камешки, ракушки, бусинки, красивые пуговицы, многие игры были сделаны своими руками и руками родителей, один из них вязаный конструктор. Родители сделали центр «Песка и воды».

13 СЛАЙД   

Мною была  создана «Картотека игр для детей». Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игры, при желании воспроизводить и продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, проявлять свое творчество, реализовать свои замыслы.

14 СЛАЙД   

В.А. Сухомлинский писал, что « Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

          Игра с пальчиками - одно из самых любимых занятий  моих детей. Но пальчиковая игра  - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

15 СЛАЙД 

  При использовании пальчиковой гимнастики ,необходимо помнить три важных правила!

16 СЛАЙД   

Так же специалисты выделяют две формы работы по развитию мелкой моторики рук. В своем опыте я постаралась дать обзор этих форм  развития мелкой моторики, которые я использовала в работе с детьми. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики, лепка из соленого теста и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, пуговиц, ленточек и других доступных материалов.

17 СЛАЙД   

Опыт моей работы показывает, что в образовательных учреждениях можно и даже нужно уделять большое внимание работе именно с нетрадиционным материалом, так как он, как никакой другой, вызывает у детей очень сильные эмоции, дает мотив к творческой деятельности. Нетрадиционный материал, это, так сказать, «бросовый» материал, который экономичен и его часто используют в своей работе педагоги. Это и втулки от бумаги, и природный материал, и поролон, и овощи, и семечки, и различные крупы, и соль и много другое.

18 СЛАЙД

           Играя с детьми в  пальчиковые игры , придумывая различные истории, мы, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему свои знания и жизненный опыт, знакомим с событиями и законами окружающего мира.

19 СЛАЙД

Мои дети с удовольствием включились в увлекательный мир «пальчиковой страны». Они не только любят играть, но и любят экспериментировать. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д.

20 СЛАЙД

Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

21 СЛАЙД

Пальчиковые игры вносят в душу ребёнка веселье и радость и, вместе с тем, способствуют его развитию. При этом формируются тактильные ощущения, появляются такие эмоции как: восторг, удивление, волнение, радость, развиваются творческие способности и целый аспект умений, в том числе, исследовательские, а главное для нас, воспитателей, - речь и моторика.

22 СЛАЙД

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой ,песком и льдом. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Они рисуют на песке и манке  причудливые узоры, «ходят» ладонями и кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно,погружают свои пальчики в бассейн с ледяными шариками. И если он плохо говорит и не может рассказать мне о своих переживаниях, то в таких играх с песком и водой все становится возможно.Именно поэтому я решили использовать песочницу и воду на  занятиях и вне их ,входе этой работы был разработан проект «Песочные сказки, мокрые загадочки»,ведь технология песочной ,аква и криотерапии многофункциональна.

23 СЛАЙД  

В стране» пальчиковых игр» ребёнок и воспитатель легко обмениваются идеями, все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

   24 СЛАЙД       Большая работа была проведена с родителями. Я познакомила родителей с огромными возможностями этой маленькой страны под названием «Пальчиковые игры». В работе с родителями использовала такие формы работы, как консультации, рекомендации и советы, папки – передвижки, мастер – класс, проектная деятельность В ходе всех этих мероприятий рассказывала об играх, в которые можно играть с детьми, предлагала родителям на время стать детьми и поиграть в  игры  и упражнения «Чувствительные ладошки», «Песочный ветер», «Картина из льда». Многие родители заинтересовались моим опытом и постарались использовать игры у себя дома.

25 СЛАЙД  

            Все педагоги были ознакомлены с информацией «Мы делимся опытом. Что же такое пальчиковые игры и как в них играть?»  Работа с педагогами способствовала внедрению в их практику  инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребѐнка - дошкольника.    

26 СЛАЙД

Вывод:

           Дошкольный возраст – это время фантазѐров, неиссякаемых вопросов,

разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень

высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Чрезвычайно

важно в этом возрасте поддерживать стремление детей получать новую

информацию об окружающем мире. Все это осуществляется у детей через

игру. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

27 СЛАЙД

Перспектива.

           В своей работе  я буду продолжать использовать пальчиковые игры для всестороннего развития детей.  Планирую пополнить картотеку игр, привлекать к активному сотрудничеству родителей воспитанников, обмениваться опытом работы с коллегами.  

        Отдельно хочу отметить, что для взрослых подобная форма работы даже более эффективна, чем для детей. Пальчиковые игры формируют у взрослого человека особое мироощущение, освобожденное от обыденности, стереотипов, ощущения нереализованности.

Свое выступление я хотела бы завершить словами: «Лучший способ сделать детей хорошими- сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. И когда в своей работе ты видишь искреннюю лучезарную счастливую улыбку ребенка, понимаешь этот день прожит не зря.

28 СЛАЙД

Спасибо за внимание!