Дидактические игры образовательная область «Познавательное развитие» направление «Ознакомление с социальном миром» Тема: «Познаю свой Башкортостан»

Баязитова Регина Рашитовна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек и с его окружением. Знакомясь с родным городом, Республикой, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через  игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые  дидактические   игры  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rb.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Дидактические игры образовательная область «Познавательное развитие» направление «Ознакомление с социальном миром» Тема: «Познаю свой Башкортостан» Выполнил : воспитатель Баязитова Р.Р Имеющаяся категория: первая 2019 год

Слайд 2

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек и с его окружением. Знакомясь с родным городом, Республикой, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд. Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Слайд 3

Дидактическая игра: «Соберем государственную символику Башкортостана: флаг». Цель: Закрепить представления детей о государственном символе Республики Башкортостан – флаге. Задачи: Образовательные: знакомить детей с государственной символикой – флагом РБ, его цветами, символом – кураем , их расположением; Развивающие: развивать образное мышление и познавательные потребности; Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю. Предварительная работа: Беседа о Республики Башкортостан, чтение художественной литературы о Родине, рассматривание иллюстраций и фотографий с достопримечательностями республики Башкортостан, разучивание песен, стихотворений, пословиц о родном крае, слушание мелодии курая ». Словарная работа: Башкортостан; прямоугольная форма; курай ; стебель, лепестки; холмы , леса, луга. Возрастная категория: Данную игру можно использовать с детьми 3-7лет. Участвуют от двух и более игроков .

Слайд 4

Ход игры : Дети сидят за столом, перед ними лежат детали прямоугольной формы. Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, как называется республика в которой мы с вами проживаем ? Дети: -Башкортостан. (Индивидуальные и хоровые ответы ). Воспитатель:- Правильно, мы с вами живем в Республике Башкортостан. Воспитатель обращает внимание детей на книгу, на которой изображён флаг РБ. Воспитатель : -Дети, посмотрите, что у меня в руке? Дети: -Книга. Воспитатель: -Что изображено на книге? Дети: -Флаг. Воспитатель:-Правильно дети, это флаг Республики Башкортостан. Какого цвета полоски у нашего флага? Дети: - Синего, белого и зеленого цвета. Воспитатель:-Какого цвета верхняя (средняя, нижняя) полоска? Ответы детей. Воспитатель: -Какую форму имеет наш флаг? Дети: -Прямоугольную. Воспитатель: -Что вы видите на белой полосе? Дети: - Цветок. Воспитатель:-Как называется этот цветок? Дети: - курай .

Слайд 5

Воспитатель: -Да, это цветок курая . Он растет в наших лесах. -Назовите, из каких частей он состоит? Дети: -Стебель, лепестки . Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Флаг моей Республики Три цвета носит флаг республики, Окрашен он самой природой Цветок курая золотом на флаге Древнейший символ моего народа. Три цвета на полотнище-зеленый, белый, синий, Цвет синий - это ясность помыслов и чистота, Доброжелательность, спокойствие народа, Как рек башкирских чистая вода! Цвет белый - миролюбие, открытость, Здоровье нации, сотрудничать стремленье И обретенье силы в суверенном государстве И гордости национальной пробужденье. Зеленый – это цвет свободы, вечной жизни, Как зелены холмы, леса, луга, Как ветер вольный из степей башкирских Ласкает Агидели берега. Цветок курая - символ дружбы,

Слайд 6

А семь соцветий означают семь племен, Начало положивших единенью Народов с незапамятных времен. И флаг моей республики взмывает Над Курултаем в мирной синеве! И первый Президент Башкортостана Желает счастья и добра тебе и мне! Перевод И. Ковалевой. Воспитатель: -Что означает синий цвет? Дети: -реки Башкирий, чистая вода. Воспитатель: -Правильно, что означает белая полоса? Дети: -Миролюбие, здоровье. Воспитатель: -Молодцы, что означает зеленая полоса? Дети: -холмы, леса, луга. Воспитатель: -А что же означает курай ? Дети: -цветок дружбы. Воспитатель: -А сколько соцветий у курая . Дети: -Семь. Воспитатель: -Молодцы дети. У вас на столах есть детали, и я предлагаю вам каждому составить флаг Республики Башкортостан. Самостоятельная деятельность детей . Рефлексия: -Как называется Республика в которой мы проживает? -Какой формы флаг? -Какие цвета есть на флаге? -Что изображено на белой полосе?

Слайд 7

Дидактическая игра: «Путешествие по юрте». Цель: Формировать знания детей о национальном жилище башкирского народа. Задачи : Образовательные: формировать умение детей собирать целые предметы из частей. Закрепить геометрические фигуры, круг, полу-круг , квадрат, ромб. Развивающие : развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Развитие мелкой моторики рук. Воспитательные : воспитывать интерес к башкирскому народу. Предварительная работа: Беседа о коренных жителях Башкортостана; Рассматривание иллюстрации с изображением юрты; беседа о жилищи башкир; Рассматривание иллюстраций башкирского орнамента ;ООД рисование: «Нарисуем башкирский коврик». Словарная работа: Башкортостан, б ашкиры; юрта- тирмэ ; сагармак ; круг, полу-круг; квадрат, ромб; орнамент. Возрастная категория: Данную игру можно использовать с детьми 3-7лет. Участвуют два игрока .

Слайд 8

Ход игры : Воспитатель: Дети, в какой Республике мы с вами проживаем? Дети:- Башкортостан. Воспитатель: -Давайте вспомним с вами о коренных жителях Башкортостана. Как они себя называют? Дети:- Башкиры. Воспитатель: Правильно, дети. В далекие времена когда башкиры еще не умели строить жилье, они искали, где бы им спрятаться. Искали и нашли. Это была пещера. Там можно было спрятаться от непогоды, от разных зверей. Прошли столетия, тысячелетия, и они начали строить дома. Придумывать разные конструкции. Сегодня мы с вами поговорим о жилище башкир. Может, кто из вас знает как оно называется? Дети:- Юрта. Воспитатель: -Правильно, дети это юрта, а по Башкирски тирмэ . Индивидуальные и хоровые ответы детей. Воспитатель: -Дети, в этом доме нет углов, и его можно переносить с мета на места. Она быстро собирается и легко собирается. Верхняя часть юрты называется сагармак . Индивидуальные и хоровые ответы детей. Воспитатель: -На что похожа верхняя часть юрты? Дети:- полу-круг, солнышко. Воспитатель: -На что похожа нижняя часть юрты? Дети:- квадрат. Самостоятельная деятельность детей (Игра собери юрту .) ( В книге на липучках две геометрические фигуры: квадрат и полу-круг). Дети поочерёден собирают юрту, и называют геометрические фигуры.

Слайд 9

Воспитатель обращает внимание детей на юрту: -Дети, посмотрите двери нашей юрты зашнурованы. Попробуйте, расшнуровать их. Самостоятельная деятельность. (Игра расшнуруй и расстегни). Дети расшнуровывают шнуровку и находят под ней замок, под которым находятся башкирские разрезные коврики. Воспитатель предлагает детям рассмотреть коврики: -Дети, как вы думаете, а чем занимались башкиры в зимние вечера? Дети:- шили, вязали, делали ковры, вышивали, украшали одежду. Воспитатель:- Вот вы сказали, делали ковры, а как вы думаете чем они их украшали ? Дети:-узорами. Воспитатель: - а что такое узор? Дети:- Орнамент. Воспитатель предлагает детям собрать из частей целый ковер. Самостоятельная деятельность детей. (Собери башкирский коврик). Воспитатель: -Из каких геометрических фигур состоит башкирский орнамент? Дети:- квадрат, ромб, круг и т.д. Воспитатель:- Молодцы ! Рефлексия: -Назовите коренных жителей Башкортостана? –Как называется жилье башкир? –Как называется узор на ковре? -Из каких геометрических фигур он состоит?

Слайд 10

Дидактическая игра: « Б ашкирское угощение». Цель: Формирование у детей представления о культуре, традициях, национальной самобытности народов Башкортостана через знакомство с национальной кухней. Задачи : Образовательные : Вызвать интерес у детей к истории и культуре татарского народов . Развивающие: Познакомить с названиями различных блюд национальной кухни. Воспитательные: воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость. Предварительная работа: Беседа о национальной башкирской кухне; рассматривание иллюстрации с изображением (чак-чак, эчпочмак , вак беляш) Словарная работа : чак-чак , сладкий, вкусный, эчпочмак , треугольной, вак беляш; Возрастная категория: Данную игру можно использовать с детьми 5-7лет . Участвуют 1-3 игрока .

Слайд 11

Ход игры : Воспитатель: - Дети, а вы любите ходить в гости? Дети: - Да. Воспитатель: -А принимать гостей у себя в доме? Дети:-Да. Воспитатель: -Как ваша семья готовится к приходу гостей? Ответы детей. Воспитатель: - Знаете, дети, по тому, как человек принимает гостя, можно судить о его культуре. Наш край еще с древних времен славится своим гостеприимством. Послушайте, что рассказывает древняя легенда. Давным-давно это было, говорят. Создал бог мир, расселил людей в разных местах и каждому дал свой язык, одежду, пищу, и решил бог подарить им всем праздники . Погрузили люди праздники на телеги и повезли каждый в свой край. Но по пути у башкира телега сломалась. Что ему было делать? Раздал он свои праздники соседям и пошел домой пешком. И вот в других краях начались празднества: смех, веселье да песни. Только на башкирской земле тишина да покой. Невесело башкирским людям - ведь нет у них никаких праздников. Думали они, думали, как быть, и решили снова отправить к богу того человека. Возвратился башкир к богу и рассказал обо всем, что с ним случилось. И тогда бог сказал ему: «кончились у меня праздники. Если они очень вам нужны, приглашайте соседей. Каждый гость принесет с собой праздник». И с тех пор, говорят, приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. И славится наш край своим гостеприимством. Пришел гость - значит, пришел в дом праздник . У каждого народа есть свои национальные блюда. А знаете ли вы башкирские национальные блюда? Ответы детей. Воспитатель, предлагает детям книгу, на странице которой изображена тарелка. Воспитатель: -Дети разложите на тарелку башкирское национальное угощение.

Слайд 12

Самостоятельная деятельность детей. (Игра «Угощение для гостей») Воспитатель: -Это что за угощение? Дети: -Чак-чак. Воспитатель:- Скажите какой чак-чак на вкус? Дети:-Сладкий, вкусный. Индивидуальные и хоровые ответы . Воспитатель:-Из чего делают чак-чак? Дети:-Мука, яйца сахар, мед. Воспитатель: - Правильно, дети. Посмотрите, а какие еще есть угощения. Дети убирают чак-чак с тарелки и выкладывают эчпочмак . Воспитатель: -Эта очень популярное блюдо, а называется оно эчпочмак . Индивидуальные и хоровые ответы. Воспитатель: - Какой формы эчпочмак ? Дети:-Треугольной. Воспитатель:- Как вы думаете, что внутри него находится? Дети:- картофель, мясо, лук. Воспитатель: -Молодцы! Посмотрите есть еще башкирское угощение. Это вак беляш. Дети выкладывают на тарелку вак беляш. Воспитатель: -Какой формы вак беляш? Дети: -Круглой. Воспитатель: -Что же находиться внутри ? Дети: - Мясо, картофель. Воспитатель: - Молодцы дети .

Слайд 13

Индивидуальная работа с детьми: Воспитатель предлагает детям нарисовать или слепить из глины башкирское национальное блюда на выбор детей. Рефлексия: -С каким национальными блюдами мы познакомились? -Какой формы эчпочмак ? -Какой формы вак беляш? - Блюда какого народа они?

Слайд 14

Дидактическая игра: «Башкирский национальный костюм мальчика и девочки». Цель: Познакомить детей с культурой и традициями Башкортостана. Задачи : Образовательные: закрепить с детьми названия башкирской национальной одежды (платье, камзол, штаны) Развивающие: р азвивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов. Воспитательные: воспитывать уважение и чувство гордости за свою родину. Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; д.и «Найди пару», индивидуальные беседы, чтение художественной литературы. Словарная работа: камзул , елян , бишмет , салбар , тюбетейка, башмак, кулдек , камзул . Возрастная категория: Данную игру можно использовать с детьми 3-7лет. Участвуют два игрока .

Слайд 15

Ход игры: Воспитатель показывает детям книгу на страницах которой изображены башкирские мальчик и девочка. -Дети, к нам в гости сегодня пришли башкирские куклы. Вот эту куклу зовут Айгуль . Как зовут куклу ? (Хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: -Что это у Айгуль ? Дети: -Платье. Воспитатель: -Платье по башкирски будет кулдек . ( Хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: -Какое оно, какого цвета, чем украшено? ( Дети называют цвет, элементы украшения). Воспитатель: -Что есть у платья? Дети: -Воротник , рукава длинные, оборки внизу. Воспитатель:- Что это у Айгуль на ногах? Дети:- Башмаки. Воспитатель:- По башкирски башмаки – башмак. ( Хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: -Какого они цвета? Ответы детей. Воспитатель:- Молодцы. А эту куклу зовут Азат . Давайте посмотрим, во что одет Азат . Он одет по-другому. Что это у Азата ? Дети: -Штаны. Воспитатель:- Штаны по башкирски – салбар . (Хоровые и индивидуальные ответы).

Слайд 16

Воспитатель:- Какого цвета салбар , какие они? Дети называют цвет. Воспитатель:- А это что? Дети: -Рубаха. Воспитатель:- Правильно, это рубаха, а по башкирски – күлдәк . (Хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель:- А это что? Дети :- Камзул . (Хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: -Что у А зата на ногах? Дети:-сапоги. Воспитатель: -Сапоги, а по башкирски- итэк . (Хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: --- Айгуль и Азат – друзья. У Айгуль платье, а у Азата … рубаха. У Айгуль камзул , а у Азата … тоже камзул . У Айгуль башмак, а у Азата – итэк . Молодцы , дети, мы с вами рассмотрели башкирскую одежду мальчика и девочки. Надеюсь, вы хорошо запомнили её название. Дети:- Да . Самостоятельная деятельность детей (Игра одень Айгуль и Азата ) Рефлексия: -Дети, что мы сегодня делали с вами? -Какую одежду мы с вами рассматривали?

Слайд 17

Дидактическая игра: «Башкирский мед». Цель: Дать детям первоначальное представления о том кто и как производит мед, о лечебных свойствах башкирского меда . Задачи : Образовательные: Формировать знание детей о пчелином промысле. Развивающие : развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; Воспитательные : воспитывать любовь к Р еспублике Б ашкортостан Предварительная работа : рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему. Словарная работа: нектар, улей соты, сладкоежка Возрастная категория: Данную игру можно использовать с детьми 5-7лет . Участвуют два игрока .

Слайд 18

Ход игры : Воспитатель: -Дети, сейчас я Вам загадаю загадку, послушайте меня внимательно, и вы сразу догадаетесь, о ком мы сегодня будет речь. Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит - будет плохо. Над цветами летает, Медок собирает Дети: - Пчела. Воспитатель показывает дидактическую книгу детям : -Правильно, это пчела. А вы знаете, чем занимается пчелы? Дети: - они собирают мед. Воспитатель: -Молодцы, где пчела там и мед, а Башкирский мед славится не только на всю страну, но и за ее пределами. Какой на вкус мед? Дети: -Вкусный, сладкий. Воспитатель: - А где пчелы собирают мед? Дети: - С цветов. Самостоятельная деятельность детей (Игра: пчела собирает мед). Воспитатель: -Для того чтобы получить мед, пчела должна облететь много, много цветов и собрать с них нектар - сладкий сок растения. Хоровые и индивидуальные ответы детей . Воспитатель: -Опустившись на цветок, пчела опускает свой хоботок в него и пьет из цветка сладкий нектар. Этот нектар пчела несет к себе домой. Как называется дом в котором живут пчелы?

Слайд 19

Дети: - улей. Хоровые и индивидуальные ответы детей . Самостоятельная деятельность детей (Игра: пчела полетела в улей) Воспитатель: -Правильно, улей - жилище пчел,. В улье пчела складывает нектар в соты. (Показ соты ). Так в сотах получается мед. Хоровые и индивидуальные ответы детей . Самостоятельная деятельность детей (Игра: пчела влетает в соты). Воспитатель: -дети, а кто еще очень-очень любит мед ? Дети : -Медведь. Воспитатель : -Да, правильно медведь любит сладкий мед. Как мы можем назвать медведя? Дети: - Сладкоежка. Хоровые и индивидуальные ответы детей. Воспитатель предлагает детям вспомнить подвижную игру, но обыграть ее за столом в книге : « Пчелы и медведь» Пчёлы – летают и жужжат. Медведь – спит . Ход игры: В книге на странице изображены соты. Первый ребенок – берет в руки пчёлку и сажает ее в улей : «пчёлка в домике сидит и в окошечко глядит».

Слайд 20

Второй ребенок: «а медведь всё спит и на пчёл не глядит». Первый ребенок: пчёлка «полетать вдруг захотела и за мёдом полетела». Пчёлка летит за мёдом. Ведущий: «просыпается медведь, хочет мёду он поесть». Первый ребенок: пчела собирает нектар. Медведь машет руками. Задача медведя – добраться до сот с мёдом. Задача пчелы – успеть занять своё место, пока медведь не добрался до сот . Самостоятельная деятельность детей. Рефлексия: -Что собирают пчелы с цветов? - Как называется дом для пчел? -Куда складывают мел? -Как называет медведя?

Слайд 21

Соберем флаг Башкортостана Дидактическая игра :

Слайд 22

Дидактическая игра: ». Собери Башкирскии коврик

Слайд 23

Дидактическая игра: «Башкирское угощение».

Слайд 24

Дидактическая игра: « Башкирский национальный костюм мальчика и девочки».

Слайд 25

Дидактическая игра: «Пчелы и медведь». Дидактическая игра: «Пчелы полетели в соты». Дидактическая игра: « Пчелы полетели в улей».