Самообразование педагога : Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Баязитова Регина Рашитовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

План самообразования

На тему: «Нравственное воспитание детей

младшего дошкольного возраста»

2018-2019 учебный год                  

                         

               

 

                                                                                                             

                                            Выполнил: воспитатель

                                 Баязитова Р.Р

                                                 Стаж работы 2года,5 месяцев                                       

                                                    

 

                                

                                                                                

Туймазы 2018год
 

 

      Актуальность темы:

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств в детском саду и в семье. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Младший дошкольный возраст - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания.

Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

 

 

 

 

 

 

Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.

Задачи:

- расширить знания о нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста;

-обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр).

- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Семья и семейные ценности».)

Ожидаемый результат:

 - Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.

 

 

 

 

 

 

Дата

Литература

Краткая аннотация

Сентябрь

Ознакомилась:

 

Маркова, В.

Дошкольное воспитание: Нравственное воспитание в отечественной педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка:

 

Педагогического проекта

На тема «Мама, папа я дружная семья».

 

 

 

Составление: Перспективного плана работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

 

 

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении морального облика ребёнка. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности. Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым. И воспитатель является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благоприятные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти, поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания».

 

-Создание предметно -развивающий среды;

-Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме;

-Подбор настольно-печатных и дидактических игр;

-Создание альбома «Моя семья».

-Наглядный материал для родителей: Консультация для родителей на тему «Роль отца в семейном воспитании», «Семья и семейные ценности», «Кризис 3-х лет», «Как разговаривать с ребенком, чтобы он слушался», «Потребности детей в совместной деятельности».

 

Цель проекта: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.      

Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей представление о семье; профессии родителей.

Развивающие: Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам семьи; воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.

Ожидаемый результат:

Дети смогут рассказать о своих родственниках, о своей семье; Отношения у детей к своим родителям будет уважительнее, они будут меньше капризничать и скандалить при общении с близкими родственниками.

 

Дата

Литература

Краткая аннотация

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Май

Мониторинг развития детей.

 

Создание: Индивидуального маршрута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание игр для развития эмоционального интеллекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание картотека коммуникативных игр для детей 3-4 лет (младшая группа)

 

 

 

 

 

Ознакомилась:

Колесникова О. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление:

Консультаций для родителей

 

 

Ознакомилась

Островская, Л.Ф. «Педагогические знания родителям».

«Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна». А. С. Макаренко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка:

 

Педагогического проекта

На тема «Дружат в нашей группе мальчики и девочки».

 

 

 

 

 

Составление: Перспективного плана работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомилась

Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй

 

 

Елена Кудрявцева «Детский сад и родители»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр для развития эмоционального интеллекта.

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр.

 

 

 

Повторный мониторинг нравственного развития детей.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности). Использовали педагогическую диагностику «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группе. ФГОС ДО.

Критерии определенные нами следующие:

-способствовать усвоению морально-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;

-формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь;

-создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим;

-формировать доброжелательного отношения друг к другу, умение делиться с товарищем, учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами\ помогать друг друга.

-создавать условия для формирования личности ребенка.

-способствовать первичным проявлениям целенаправленности и само регуляций собственных действий; поощрять стремление детей к самостоятельности (я «сам»), развивать умение инициативно обращаться к знакомому взрослому или сверстнику (с вопросом, просьбой, предложением и т.п), умение самостоятельно находить себе интересное занятие;

- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; приучать детей общаться спокойно, без крика;

-приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

 

Игры, развивающие нравственные качества ребенка!

«Копилка добрых дел», «Выбрасываем злость», «Ласковые имена», «Комплименты», «Пирамида любви», «Цветотерапия», «Карточки – эмоции», «Давайте поздороваемся!» «Опиши друга», «Что изменилось?», «Найди друга», «Как ты себя чувствуешь?», «Мое настроение», «Подарок на всех (цветик - семи цветик)», «Лица», «Портрет самого лучшего друга», «Маски», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Волшебные средства понимания», «Рисование», «Ролевое проигрывание ситуаций», «Художник слова», «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Зеркало», «Игрушка», «Настроение», «Школа улыбок», «Общее настроение», «Я хороший – я плохой», «Ветер дует на...», «Рукавички», «Сочиним историю», «Дракон», «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи», «Есть или нет?», «Тень», «На что похоже настроение?», «Психологическая лепка», «Прогулка по ручью»

 

«Чей предмет?», «Зевака», «Ау!», «Кого укусил комарик?», «Две игрушки – поменяемся местами», «Раздувайся, пузырь», «Слушай команду», «Ласковое имя», «Найди отличие», «Где твой домик?», «Веселые старты», «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем», «Что это такое?», «Изобрази эмоции», «Как меня зовут?», «Хорошие слова», «Самый лучший», «Розовые очки», «Колючий зверь», «В зоопарке», «Отвечай – не зевай», «Живые игрушки», «Наши маленькие друзья», «У птички болит крылышко», «Листочек падает», «Проснись», «Покажу, как я люблю», «Прошу – не надо», «Звериное пианино», «Расследование», «Лебедь, рак и щука».

 

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст — именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви, и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.

 

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка», «Нравственное воспитание дошкольника», «Что может сделать папа, что бы ребенок был счастливым?», «Заповеди для родителей», «Правила для взрослых, при воспитание ребенка», «Семь правил, как можно и нельзя воспитывать ребенка» и т.д

 

Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма.

Чтобы правильно воспитывать детей необходимо принимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Чтобы помочь родителям овладеть азами педагогики, предлагаем вам методические рекомендации подготовленные на основе обобщённого педагогического опыта. «Нельзя» - первое нравственное понятие, регулирующее поведение ребёнка. С этим понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращённую к нему речь взрослых. Слово «нельзя» приобретает конкретность для него, если оно непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, соответствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способны понять совсем маленькие дети до 1 года. Ребёнок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом даётся взрослым. Ребёнок растёт, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь не упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавить ещё одно слово «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих. Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Родителям необходимо уметь предъявлять детям требования авторитетно, соблюдая твердость и серьёзность тона, при этом быть справедливыми и последовательными. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно располагали ребёнка к препирательству, «выговариванию» исполнения своих желаний. Родительская непомерная строгость, проявляющаяся в наказаниях за любую провинность, и детская «ложь во спасение» - величины прямо пропорциональные: чем суровее кара, тем изворотливее ложь. Не бейте своих детей! Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним и помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они ещё маленькие и беззащитные, но когда они подрастут, вы не дождётесь от них радости, любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души. Вместе с ростом материальных возможностей для многих родителей стало стремление что-то дарить детям – «лишь бы порадовать маленького». Мотивация у родителей может быть самая разная. Но даже незначительные по стоимости, но частые преподношения не могут не сказаться на воспитании ребёнка. Детская избалованность… Где искать её причины? Ответ не может быть однозначным. Однако, одна из причин заключается в том, что взрослые не умеют регулировать и дозировать детские удовольствия. Они исполняют все до единого пожелания чада. А когда удовольствия через край, то наступает пресыщение. Со временем, всё это становится одной из серьёзных причин трудностей воспитания. У ребёнка формируется эгоизм, потребительское отношение к близким. «Что бы такого ещё попросить у безотказных папочки и мамочки?». Часто такой ребёнок привыкает лишь за подарок одаривать близких послушанием, делать признания в любви, оказывать внимание, заботу, проявлять самостоятельность. Существует немало причин избалованности, в результате которых взрослые невольно уродуют характер растущего ребёнка. В одних семьях, если не задаривают ребёнка, то и не предъявляют к нему должных требований. В результате создаётся простор для всякого рода негативных проявлений - своеволия, непослушания, упрямства, капризов; в других – освобождают ребёнка от любых обязанностей – трудовых и моральных. Его кормят, одевают, подают, отстраняют от всего, что связано с какими бы то ни было усилиями. Нельзя воспитывать ребёнка так, чтобы он был, свободен от всяких обязанностей и ему всё было разрешено только потому, что он маленький.

 

-Создание предметно -развивающий среды;

-Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме;

-Подбор настольно-печатных и дидактических игр;

- Разработка конспектов ООД по разным областям программы;

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

-Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах».

-Подготовка консультации для родителей «Детская дружба»; «Если у ребенка нет друзей»; «Помогите ребенку дружить».

 

Цель проекта: Учить детей доброжелательному отношению друг к другу, объяснить в чем ценность настоящей дружбы.

Задачи проекта:

Образовательные: Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Развивающие: Развивать эмоциональную сторону детской личности; развивать социально-коммуникативные качества.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем; воспитывать эмоциональную отзывчивость, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Ожидаемый результат: Расширятся знания детей по теме «Дружба»; Познакомятся с правилами дружеских отношений; научатся бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание; Повысится интерес к художественной литературе; Научатся правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей; Научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Статья посвящена рассмотрению основных направлений педагогической поддержки семейного воспитания в условиях дошкольной образовательной организации. Рассмотрены понятия «партнерство», «взаимодействие» и «сотрудничество» как составляющие данного направления деятельности современного воспитателя.

 

Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берег свое название «детский сад»? Ф. Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность ее «питания», «возделывания» завещал нам, садовникам и садовницам, нежное обращение с детьми.

До того, как ребенок, ведомый за руку родителями, приходит в детский сад, он проживает большую (с точки зрения его ощущений) жизнь в семье. У него есть своя история жизни. Это история встречи его мамы и папы, история их совместного творения образа ребенка: сначала в мечтах, а потом в реальности; история рождения! Кто-то из малышей легко, сопровождаемый песней мамы и поддерживаемый отцом, вошел в мир, а кто-то пережил страшные минуты борьбы за жизнь. Именно поэтому так дороги они друг другу: мать, отец и их дитя! Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы разнообразно взаимодействующих миров, и, прежде всего, – мира семьи. Ему предстоит провести огромную внутреннюю работу, чтобы получить и упорядочить представление о семье – о родителях, бабушках, дедушках, братьях и сестрах, и других родственниках. Каким должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой душе ребенка, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства? Ученые разработали перечень важнейших требований, которым он должен соответствовать: -сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели, умеющие заинтересовать и вовлечь ребят в различные игры и занятия;

-регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;

-поощрение детей;

-безопасное оборудование помещений;

-наличие необходимых детям вещей: игрушек, мебели, оборудования; оборудования для физических упражнений и тренировок;

-разнообразие игровых занятий и материалов для них;

-предоставление детям возможности выбора вида активности;

-участие родителей в жизни детского сада;

-вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища (а для ослабленных, больных детей – диетическое питание);

-регулярное проведение родительских конференций с привлечением персонала детского сада;

-постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Игры для развития доброты и сопереживания.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких.

Доброта — готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым.

Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы и, как и шаблонного поведения, является шагом вперед в направлении социализации ребенка.

В детстве и юношестве доброта — одно из самых надежных средств обращения ребенка и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к сотрудничеству.

 

В картотеке представлено множество интересных и полезных игр, которые помогут детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. С помощью этих игр дети научатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.

 

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Выявленные результаты: Дети стали проявлять заботу и сочувствие к сверстнику и играть с ним, адекватно реагируют на просьбы и замечания взрослого. Все дети отражают в игре действие с предметом, инициативно обращаются к знакомому взрослому или сверстнику (с вопросом, просьбой, предложением), умеют самостоятельно находить себе интересное занятие. Знают, как нужно себя вести в детском саду, дома, на улице. Умеют спокойно общаться, без крика. Сформированы навыки вежливого общения.

Любят и уважают близких родственников, умеют проявлять заботу о них.