Художественно-эстетическое развитие
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска»
_________________________________________________________________________________________
Российская Федерация, 454000, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе
Выполнила:
воспитатель
Ситникова Т.С.
(Высшая
квалификационная
категория)
Челябинск, 2018
Тема: «Дорисуй картину» (с элементами пластилинографии)
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией; совершенствовать навыки работы с пластилином, используя приёмы «надавливание», «размазывание»; инициировать поиск возможностей сочетания пластилина с другими материалами (бусины, семечки подсолнуха);
- развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа; развивать чувство цвета, умение координировать движения руки и глаз;
- воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
Материалы и оборудование: ежик плоскостной в технике «пластилинография», ватман с нарисованной лесной полянкой, аудиозапись (музыка на время работы детей), столы и стулья по количеству детей, пластилин, клеёнки на стол, заготовки работ, бросовый и природный материал (бусины, семечки подсолнуха), салфетки для рук, музыкальный центр.
Подготовка воспитателя: подготовить рабочие места детей, необходимый материал, изготовить ежика, лесную полянку.
Предшествующая работа: беседы об осени и диких животных, наблюдения в природе, экскурсии в осенний лес, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
- Обогащение – пластилинография;
- Активизация – скатывание, размазывание.
Этап | Содержание этапа | Деятельность детей | Хронометраж |
I. Орг. момент | Педагог встречает детей. Я очень рада встрече с вами. Я вижу, что вы пришли с хорошим настроением. Соберемся дети в круг, Я - твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Меня зовут – Татьяна Сергеевна. И пришла я к вам не с пустыми руками. А принесла вам картину, которую сама нарисовала. Хотите посмотреть? | Дети заходят в группу. Здороваются. Да, хотим. | 2` |
II. Основная часть | Я очень старалась, хотела чтобы вам картина понравилась. Но мне кажется, что в моей картине чего-то не хватает. Как вы думаете? А что бы вы добавили? Ой, и правда! Действительно не хватает животных. Только я забыла, какие животные живут в лесу? Выслушать предположения. Ребята, а давайте мы первым пустим на нашу полянку ежика. Вы согласны? А рисовать ежиков мы будем необычным способом, рисовать мы будем пластилином! Вы умеете рисовать пластилином? Я раньше тоже не умела. Хотите научиться? Рисование пластилином называется – пластилинография. Садитесь, пожалуйста, за столы. Посмотрите, что у нас с вами разложено на столах? Обратить внимание детей на заготовки. Значит, чем бы будем рисовать ежиков? Прежде чем мы начнём мастерить, давайте разомнем наши ручки. | Рассматривают картину. Не хватает животных. Выдвигают свои предположения. Да, хотим. Пластилин, картон, семечки, бусины. Рисовать будем пластилином. | 3` |
Пальчиковая гимнастика | Ежик, ежик колкий, Покажи иголки. Вот они. Вот они. Вот они. Ежик, ежик колкий, Спрячь свои иголки. | Выполняют пальчиковую гимнастику. | 1,5` |
Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем рисовать? Вы правы. Рисовать мы начнем с головы и плавно перейдем к рисованию туловища. Каким цветом будем рисовать? Но у нас нет серого цвета? Как же быть? Точно! Нужно отщипнуть пластилин черного и белого цветов. И смешать их между собой. Скатываем из получившегося пластилина серого цвета шарик и надавливаем его на основу и размазываем, не заходя за контур. Туловище и голова готовы. Чего не хватает? Приступаем к лепке глаз, носика. Вы можете выбрать любой материал для глаз и носика. У моего ежика глазки будут бусинки. А из черного пластилина скатываю маленький шарик и слеплю носик. А ротик я прорисую стекой. Работа детей. Включить фоном тихую, спокойную музыку | Начнем с головы. Затем туловище. Серым цветом. Нужно смешать черный и белый цвета. Рисуют пластилином ежиков. Не хвататет глаз, носика и иголок. | 8` | |
Итог | Наши работы закончены. Давайте встанем и хорошо рассмотрим ежиков. Какие у нас с вами замечательные ежики получились. Все такие разные. У Мишиного ежика иголочки очень остренькие, а у Дианиного ежика глазки самые яркие. Давайте возьмем своих ежиков и на полянку отпустим. Педагог прикрепляет работы детей на полянку с помощью двустороннего скотча. Как вы считаете, теперь картина стала лучше, интересней? Вы все сегодня молодцы! Вы хорошо поработали. Мне понравилось рисовать с вами. Большое вам спасибо. Получившуюся картину я дарю вам, а также еще животных, которых вы сможете в группе нарисовать пластилином и научить других ребят технике рисования пластилином – пластилинографии. А картина украсит вашу группу и порадует воспитателей и родителей. Можете отдыхать. | Рассматривают получившиеся работы. Прикрепляют работы на полянку. Да, мы нарисовали ежиков. Пластилином. Прощаются с педагогом. | 4` |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска»
_________________________________________________________________________________________
Российская Федерация, 454000, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе
Тема: «Звонкие колокольчики»
Выполнила:
воспитатель
Ситникова Т.С.
(Высшая
квалификационная
категория)
Челябинск, 2017г.
Задачи:
- Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста.
- Развивать чувство формы, пропорции.
- Показать разные приёмы, оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин, бисера, горошин и др. семян, нанесения узора стекой и колпачками фломастера.
- Воспитывать аккуратность.
Словарная работа:
Активизация: Тесто, лепить, колокольчик.
Обогащение: Углубление, узор.
Предварительная работа: Рассматривание колокольчиков, поиск аналогий по форме и названиям (Цветок, колокольчик), юбка-колокол, сказочный шатёр.
Материал: Мука, соль, вода, бусины, бисер, горох, фасоль, стеки, колпачки фломастеров, нарядная тесьма, иллюстрации о зиме.
Ход
Воспитатель приглашает детей к мольберту, где выставлены иллюстрации о зиме. Предлагает детям рассмотреть их.
Вос-ль: Ребята, какое время года изображено на картинах?
Ответы детей……
Вос-ль: А как вы догадались?
Ответы детей……
Вос-ль: Молодцы, вы правильно мне назвали все приметы зимы.
Идет зимушка зима,
В белых шапках вся дома
Во дворе и за двором
Белый снег лежит кругом!
Вос-ль: Ребята, а какой зимний праздник отмечают все люди на земле, танцуют, поют, одевают, карнавальные костюмы?
Ответы детей……
Вос-ль: Мы с вами тоже готовимся к встрече Нового года, посмотрите, в группе место листьев появились снежинки, снеговики. Но очень хочется, что и вы помогли мне красить нашу группу.
Ответы детей……
Вос-ль: Я хочу предложить вам слепить для украшения группы волшебные, звонкие колокольчики. А как вы думаете из чего можно их слепить?
Ответы детей……
Вос-ль: А давайте, слепим наши колокольчики из теста. Вы когда ни будь лепили из теста?
Ответы детей……
Вос-ль: А лепить мы будем из необычного теста – солёного, оно не съедобное, из него можно делать разные игрушки, украшение. А сделаем это тесто мы вместе с вами.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором стоят соль, вода, мука. Воспитатель с детьми замешивает тесто.
Вос-ль: Присаживайтесь на свои места. Будем вместе лепить наши колокольчики.
Воспитатель показывает и комментирует свои действия.
- Раскатываю кусок солёного теста в шар - вот так: круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стеки колокольчика получились одинаковой толщины, поворачиваю пальцами, будто мой колокольчик пустился плясать. Если его перевернуть, похож на вазу или бокал.
- А как наш колокольчик будет висеть на дверях, елки?
Ответы детей…
Вос-ль: Нужно сделать ушко с дырочкой – прищипнуть пальчиком и проколоть карандашом. В отверстие можно будет вдеть ленточку или нарядную тесьму. А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками подвесками.
Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает перекрепить петельки из нарядной тесьмы.
Вос-ль: Ребята, давайте сделаем наши колокольчики еще красивее для этого, я предлагаю вам их украсить.
Воспитатель предлагает детям бисер, бусины, горошины, фасоль, семечки, стеки и колпачки фломастеров.
Дети украшают предложенным материалом свои поделки, и выкладывают колокольчики на разнос для просушки.
Вос-ль: Ребята, а что мы с вами сегодня сделали?
Ответы детей…
Вос-ль: Чему новому вы научились?
Ответы детей…
Вос-ль: У всех ли, всё получилось?
Ответы детей….
Вос-ль: А кто испытывал трудности?
Ответы детей….
Вос-ль: Какие?
Ответы детей….
Вос-ль:Что больше всего вам запомнилось и понравилось.
Ответы детей….
Вос-ль: Ребята мне тоже понравилось с вами работать, я рада, что вы приняли участи в украшение группы.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста
Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»
В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения встает актуальность проблемы взаимодействия педагогов ДОУ по организации совместной деятельности. Главной целью для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов становится не только формирование у детей определенного объема знаний и умений, но и всемерное развитие их интереса к музыкальной деятельности.
Давно назрела необходимость перейти от массовых, фронтальных форм работы с детьми в виде стандартизированных музыкальных занятий к организации совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка, направленной не столько на усвоение системы, сколько на формирование мотивационной сферы дошкольников, вооружение их способами творческой деятельности в разных областях музыкального искусства.
Задача педагогов-дошкольников создать условия для развития природных задатков дошкольников и формирования их музыкальных способностей.
Для решения этой задачи, в нашем детском саду усилиями всего педагогического коллектива: заведующей детским садом, методиста, музыкального руководителя и воспитателей, на протяжении многих лет создавалась музыкальная среда, позволяющая ребенку не просто проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве, но и активно развивать музыкальные способности в процессе этой деятельности.
Чем больше мы занимались с детьми музыкой, чем чаще вовлекали воспитателей в совместную музыкальную деятельность, тем более музыкальными становились дети, тем радостнее и увлекательнее шла работа.
На первом этапе совместная работа носит развивающий характер и направлена на накопление специальных навыков: тембрового, ритмического, звуковысотного слуха, музыкальной памяти. Занятия проводим в нетрадиционной форме обучения. Используем музыкальные игры, загадки, музыкальные сказки, игры с жестами, ритмическими палочками, игры со словом, упражнения. Воспитатели в этот период занимаются развитием основных движений: обучают навыкам разнообразной ходьбы, образно-игровым движениям (зайчики прыгают, машины едут, птички летают, цветок растет). Закрепляют простейшие плясовые движения, упражняют детей в пластичности в упражнениях с предметами (лентами, мячами, обручами), ориентировке в пространстве, в выполнении перестроений. Это является одной из наиболее сложных задач и занимает длительный период времени. Помощь воспитателей здесь очень важна. Они закрепляют навыки, разученные на музыкальных занятиях, доводят их до автоматизации. Для этого воспитатели включают в свой учебный план игры, упражнения не менее 2-х раз в неделю. Когда навыки будут хорошо усвоены, а движения станут более разнообразными, мы переходим к репродуктивно-творческому этапу совместной музыкальной деятельности. Дети учится импровизировать, сочинять на основе ранее полученных знаний и умений свои песенные и ритмические варианты.
Воспитатели всячески поощряют и стимулируют даже небольшие творческие проявления детей. Так педагог, импровизируя мелодию на заданный текст или ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте, собственным примером ненавязчиво вовлекает детей в музыкальную творческую деятельность. В игровой форме дети овладевают игрой на инструментах, развивают слуховое внимание, мелкую моторику, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, импровизировать несложные мелодии.
В реализации этих задач я возлагаю большие надежды на активное участие воспитателей. Степень активности воспитателя я ставлю в зависимость не только от их природных данных (слуха, голоса и пластики движений), но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя. От совместной заинтересованности и взаимопонимания зависит успешное решение задач музыкального воспитания дошкольников.
С этой целью в начале учебного года мы проводим методический час, на котором музыкальный руководитель знакомит воспитателей с возрастными особенностями дошкольников, задачами и методикой музыкального воспитания.
Планируя совместную работу музыкального руководителя и воспитателя, определяем содержание индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, практикумов, кружковой и коррекционной работы. В сентябре проводится консультация по проведению музыкальной диагностики, где муз. Руководитель рассказывает воспитателям о методах диагностики и о роли воспитателя в ее проведении. Во время диагностических занятий воспитатель оказывает помощь: фиксирует некоторые показатели развития музыкальных способностей детей. Например, отмечает внешние проявления детей во время слушания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желание повторного слушания, соответствие движений ритму, само ритмическое воспроизведение. Участие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка и в соответствии с этим строить дальнейшую свою работу с отстающими детьми, включая в свою работу игры и упражнения на развитие музыкальности.
К сожалению, часто воспитатели не владеют навыками руководства музыкальной деятельностью детей. У некоторых отсутствуют навыки нефальшивого, эмоционального пения, выразительного, четкого исполнения того или иного элемента танцевальных движений, правильного исполнения музыкального произведения на каком-либо детском музыкальном инструменте. Не все стараются проявить выдумку, творчество при разучивании игр-инсценировок, проведении музыкально-дидактических игр. Наблюдалось неумение планировать разнообразную музыкальную деятельность с детьми в утреннее и вечернее время. Порой мелодия, ритм и текст разучиваемых песен искажалась. Слабо осуществлялось руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в повседневной жизни детского сада. Воспитатели не выясняли интересы детей, не использовали разнообразные приемы руководства для ее формирования. Все это, несомненно, отражалось на уровне овладения детьми музыкальными навыками и умениями.
Решая эту проблему, был составили план по взаимодействию музыкального руководителя с педагогами ДОУ, рекомендовали заведующему д/с, методисту и музыкальному руководителю осуществлять контроль за работой воспитателей по организации музыкальной деятельности на прогулке и в свободное от занятий время. Определили функции, и формы организации музыкальной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальный руководитель в детском саду, разрабатывает и проводит музыкальные занятия с каждой возрастной группой, составляет с воспитателями сценарии праздников, организовывает развлечения, презентации, музыкальные конкурсы и концерты с участием детей, знакомит воспитателей с планом работы.
Воспитатели располагают большими возможностями приобщения детей к музыке. Они помогают мне в проведении музыкальных занятий. Например, в младших группах воспитатель выступает в роли «показательного ребенка»: поет, участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В средней и старшей группе разучивает песни вместе с музыкальным руководителем, оценивает исполнение уже выученного произведения, может сам спеть новую песню с фортепианным сопровождением. В подготовительной группе воспитатель – наставник и координатор. Он действует по мере необходимости, показывая какое-нибудь движение, напоминает перестроение, дает отдельные указания к игре, побуждает детей мыслить, активно проявлять себя (учит сравнивать, обобщать, придумывать варианты), создает проблемные ситуации.
Воспитатель общается с детьми в быту - руководит самостоятельной музыкальной деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки, закрепляет музыкальные впечатления детей, полученные на музыкальных занятиях, включает музыку в трудовой процесс, использует выученный с музыкальным руководителем материал на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Характер руководства самостоятельной деятельностью становится косвенным. Педагог-музыкант и воспитатель организуют условия, способствующие развертыванию музыкальной деятельности детей. По их инициативе детей взрослые приходят на помощь в нужный момент, могут стать соучастниками игры. В начале года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, музыкальными инструментами, танцами), берет на заметку детей, которые не принимают участия в музицировании, пытается понять, почему это происходит, старается вовлечь каждого ребенка, заинтересовать. Он как - бы советуется с детьми: «Как лучше расставить музыкальные инструменты», «Я вот как умею играть», «Знаете, какую я песню люблю?». Планируя руководство музицированием, воспитатель готовит новое оборудование: инструменты, пособия, самодельные игрушки, костюмы, атрибуты, позволяющие детям действовать активнее, творчески. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии. Совместно планируют, походы в театр и на экскурсии, организуют праздники и развлечения.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями организуют зону в группе для занятий музыкой. Педагоги наблюдают за детьми, оценивают их реакцию на разложенный музыкально-дидактический материал, музыкальные игрушки, видят чему дети научились, появилась ли у них потребность самостоятельного музицирования. Так как это один из показателей того, что музыкальное воспитание построено правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.
Чтобы добиться хороших результатов и помочь музыкальному руководителю в музыкальном развитии детей, воспитатель постоянно повышает свою музыкальную культуру - слушает музыку, совершенствует исполнительские умения. Для этого один раз в неделю планируется совместная работа с воспитателями каждой возрастной группы. В течении года муз. руководитель проводит консультации на темы: «Создание музыкальной среды в групповой комнате», «Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальности дошкольников», «Как приобщить детей к музыкальной культуре», «Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка» и др.
В тетради по взаимодействию музыкальный руководитель дает рекомендации воспитателям по работе с детьми, ставит задачи по закреплению знаний и умений, полученных на музыкальных занятиях.
В свою очередь воспитатели помогают мне в проведении занятий, праздников и развлечений, в индивидуальной работе с детьми. Так как воспитатель имеет более глубокую информацию об их индивидуальных возможностях и психофизических особенностях. От этого зависит степень сложности применяемых заданий, рекомендуемых воспитателям в целях коррекции или закрепления навыков у детей в том, или ином виде музыкальной деятельности. Особенно хорошо просматривается совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в подготовке и проведении комплексных занятий. Воспитатель подсказывает муз. руководителю, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности, художественном слове следует опереться. В свою очередь муз. рук. рекомендует воспитателю использование различных методических приемов, занимательные музыкальные игры и забавы, которые он использует с детьми в быту в более свободной форме, не позволяющей их применение в регламентируемом занятии. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности музыка также находит широкое применение. Так, например, сказку «Кот, лиса и петух», я рекомендую воспитателю иллюстрировать рассказ исполнением небольших песенок, характеризующих персонажей. На занятиях по рисованию в младших группах воспитатель учит делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры: ритмичные мазки называет капельками дождя, говоря: «сначала дождь капает медленно, а потом все быстрее (поет песенку «Дождик»). Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Например, прослушивание пьесы Д. Кабалевского «Клоуны» дает возможность по-своему изобразить веселого и грустного клоуна в рисунке. Перед разучиванием стихотворения «Осень» А.Пушкина впечатляюще звучит грамзапись П.Чайковского «Осенняя песнь». В разнообразных играх детей часто используется музыка. Дети играют в «Концерт», в «День рождение» поют, танцуют, исполняют попевки, разученные на музыкальных занятиях. В таких играх воспитатель помогает распределить роли, я подбираю подходящий музыкальный материал в записи, рекомендую проведение музыкально- дидактических игр, например на различение видов танцевального жанра: польки, вальса, хоровода. Совместно организуем игры в шумовом оркестре с использованием самодельных–орф инструментов, музыкальные КВН, конкурсы, презентации. Это вносит оживление и закрепляет приобретенные у детей навыки.
Для закрепления у воспитателей приобретенных умений и навыков, и проверки теоретических знаний по методике организации музыкальной деятельности, в ДОУ проводятся «Музыкальные семинары», позволяющие оценить уровень знаний воспитателей и их практические умения. Первая часть - теоретическая. Каждый воспитатель отвечает на вопросы из раздела «Музыкального воспитания», остальные могут поправлять, добавлять ответ товарища. Вторая часть – музыкальный конкурс «Не только для себя». Воспитатели в команде выполняют индивидуально практическое задание: организовывают среди участников инсценировки, разучивают с ними песни или танцы. Участвуя в таких семинарах-практикумах, воспитатель обогащается опытом работы по музыкальному развитию детей. У него нарабатывается практический материал. Такой воспитатель, пользуется у детей любовью и авторитетом, может быстрее добиться успеха и является хорошим помощником музыкальному руководителю в общей реализации музыкально-воспитательных задач.
Только планомерная совместная работа воспитателя и музыкального руководителя приблизят к достижению желаемых результатов по развитию музыкальных способностей детей.
В своей работе педагоги должны ориентироваться на эмоциональное состояние детей, их интерес, наличие внешних эмоциональных проявлений, двигательную активность. При этом педагоги не регламентируют деятельность детей, не должны подавлять эмоциональную, двигательную и речевую активность, а, напротив, всячески ее стимулировать.
В курсе методики музыкального развития детей дошкольного возраста воспитатели должны:
- Ознакомиться с музыкальными произведениями различных жанров и видов, проявить интерес к музыке и стремление самим приобщаться к исполнительству.
- Овладеть практическими умениями во всех видах музыкальной деятельности (вплоть до простейшего анализа музыкальных произведений)
- Освоить методику музыкального развития детей дошкольного возраста и уметь применять ее в своей практической работе.
Воспитатель должен работать в контакте с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, активно участвовать в проведении музыкальных занятий. Только увлеченный воспитатель способен добиться желаемого результата от своих воспитанников. Особенно велика его роль в организации условий для детской самостоятельной деятельности.
К сожалению, наблюдения показывают, что воспитатели в большинстве не владеют навыками руководства музыкальной деятельностью детей. У многих отсутствуют навыки качественного, нефальшивого, эмоционального исполнения детских песен, выразительного, четкого, исполнения того или иного элемента танцевальных движений, правильного исполнения музыкальных произведении на каком-либо детском музыкальном инструменте. Они не стараются проявить выдумку, творчество при разучивании хороводов, игр-инсценировок, проведении музыкально-дидактических игр. Наблюдается неумение планировать разнообразную деятельность с детьми в утреннее и вечернее время. Порой песни, которые исполняют взрослые с детьми, звучат немузыкально – искажается мелодия, ритм, фразировка и даже текст. Слабо осуществляют руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в повседневной жизни детского сада. Воспитатели не выясняют интересы детей, не используют косвенные приемы руководства для ее формирования. Все это отражается на уровне овладения детьми музыкальными умениями и навыками.
В связи с этим, мы, как руководители музыкального воспитания детей обязаны проводить работу по взаимодействию с педагогами ДОУ.
1. В начале учебного года музыкальный руководитель проводит мини-семинар для воспитателей каждой возрастной группы по ознакомлению с возрастными особенностями и музыкально-воспитательными задачами на год.
2. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями проводит диагностические занятия для выявления уровня музыкальных способностей детей на начало года и с целью последующей коррекционной работы.
Воспитатель в совместной деятельности с музыкальным руководителем изучает основные положения музыкального воспитания детей. А в последствии закрепляет музыкальные знания на своём занятии, в свободной деятельности с детьми, на прогулке. В совместной работе с воспитателями музыкальный руководитель большое внимание должен уделять как теоретическими сведениям, так и обучению воспитателей практическим умениям в области руководства детским музыкальными проявлениями. Важно последовательно, поэтапно начинать формирование у воспитателей практических умений и навыков.
Педагогическое обоснование необходимости развития у дошкольников чувства ритма
Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы швейцарского педагога – новатора Э. Жака - Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике, советские педагоги Т.С.Бабаджан, Н.А Метлов, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, С.Д. Руднева и другие участвовали в создании системы музыкально-ритмического воспитания в дошкольном образовании. Они уделили особое внимание подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка. Современные педагоги и психологи сделали важный вывод: только органическая связь музыки, ритма и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание.
Работа по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников включает в себя 2 этапа.
1 этап – развивающий (1-10 занятий). Он направлен на накопление навыков развития: специальных музыкально-ритмических способностей: тембрового, ритмического слуха, музыкальной памяти. Занятия проходят в нетрадиционной форме обучения: музыкальных игр, упражнений, музыкальных загадок и сказок, что формирует интерес к дальнейшей музыкально - ритмической деятельности и творчеству.
Основная задача этого периода – развитие двигательной сферы (навыков и умений). То есть развитие основных движений: разнообразная ходьба, прыжки, образно-игровые движения «зайчики прыгают», «машины едут», «куколки танцуют», «цветок растет», разучивание и исполнение простейших плясовых движений, упражнения на развитие пластичности (с мячами, лентами, обручами). Формирование ориентировки в пространстве, выполнение перестроений (в круг, в шеренги, колонны, парами, по одному). Выполнение перестроений одна из наиболее сложных задач обучения развития ориентировки. Для этого необходим длительный период времени и как нельзя, кстати, пригодится помощь воспитателей в постоянном и систематическом закреплении навыков, для автоматизации умений. Поэтому воспитатель включает в свой учебный план ритмические игры, упражнения не менее 2-х раз в неделю. Естественно задания должны соответствовать возрастным возможностям детей. Для малышей самым доступным построением является построение в круг и «в рассыпную», а так же становиться в пары по кругу и произвольно, в колонну друг за другом и стайкой. Дети 4-5 лет уже способны становиться в маленькие кружочки по нескольку человек и в полукруг. В старшем и подготовительном возрасте перестроения становятся разнообразнее: в колонны, в шеренги, звездочки, в ручеек, змейкой.
2 этап – репродуктивно-творческий (11-14 занятий). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. На этом этапе особенно важна роль воспитателя. Только воспитатель сможет
направить самостоятельную деятельность ребенка в нужное продуктивное русло.
Развитием чувства ритма мы занимаемся с самого раннего возраста, как только ребенок приходит в детский сад. Занятия проходят в доступной для дошкольников форме ритмических игр, сказок и упражнений. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.
Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций (дети рисуют начинающийся дождик большими каплями и сильный, с одновременным проговариванием и прохлопыванием ритма; зернышки для курицы и цыплят разной величины и отстукиванием ритма на барабане)
Виды практической работы по развитию чувства ритма у дошкольников самые разнообразные – это упражнения и задания на закрепление нового материала, (коллективные и индивидуальные), игровые ситуации, пальчиковые игры, игры с жестами, игры на музыкальных инструментах.
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, воспитателям рекомендовано содействовать развитию его ритмических проявлений: хлопать ручками ребенка, взяв их в свои руки; отстукивать ритм или дирижировать под несложную музыку его рукой. Педагоги детского сада организуют, направляют самостоятельную деятельность детей. Они всячески поощряют любые ее проявления: будь то импровизированный оркестр из шумовых инструментов или концерт детской самодеятельности с хорошо знакомыми танцами, играми, хороводами, инсценировками детских песен и потешек, русские народные игры «Теремок», «Где был, Иванушка?», двигательные упражнения «Ноги и ножки», «Часы», «Непослушный дождик», «По ровненькой дорожке». Разучивают игры с жестами «Муха строит новый дом», «Меж еловых мягких лап», «Мы топаем ногами», подбирают рифмующиеся слова в игре «Подскажи словечко», «Какое слово лишнее?».
Для закрепления разученного на музыкальном занятии материала, воспитатели вносят в свой учебный план занятия, рекомендованные музыкальным руководителем. Сюда входят ритмические игры, работа по разучиванию и закреплению основных движений (ходьба, бег, прыжки, перестроения, упражнения на гибкость), танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр.
В последнее время в детский сад все чаще поступают дети, соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации музыкально - ритмической деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Цель таких игр – закрепить полученные знания, скорректировать пробелы у отстающих детей, помочь музыкальному руководителю в развитии у детей чувства ритма, памяти, внимания и просто доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности.
Воспитатель может использовать музыкально-ритмические игры и упражнения, как в своих занятиях, так и в свободной деятельности с детьми, объединяя для этой работы всю группу или “мини-группы” по 5-6 человек, парами и индивидуально. В разделе “Музыкально-ритмические движения” воспитатели учат детей придумывать свои варианты ритмических импровизаций на попевках из музыкального букваря Н.Ветлугиной «Шапка да шубка», «Ваза», ритмизации стихов А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Мишка».
В “Игре на детских инструментах” большое внимание уделяю практической работе с воспитателями по освоению технике игры на детских инструментах. Используем практические занятия для воспитателей. Разучиваем несложные ритмические песенки: “Андрей-воробей”, р.н.м., “Спите куклы”, “Гармошка”, “Смелый пилот”, “Полька”, р.н.м., “Ах вы, сени”, р.н.м. и другие. Во время разучивания добиваюсь исполнения произведений в едином темпе, точного выполнения ритмического рисунка. Провожу консультации для воспитателей «Роль чувства ритма в развитии дошкольников», «Использование музыкально-дидактических игр в развитии музыкальной ритмичности детей».
Музыка и движение имеют много общих параметров, поэтому музыка оказывает существенное влияние на развитие двигательных навыков и умений, таких как:
-Основные движения (ходьба, бег, прыжки)
- Образно - игровые («птички летают», «зайчики прыгают», «куколки танцуют»)
- Общеразвивающие упражнения (на различные группы мышц: плавные, пружинные, маховые)
- Простейшие плясовые движения
- Движения из художественной гимнастики (упражнения на гибкость, пластичность, а так же движения с атрибутами: обручами, мячами, лентами)
Как правило, основные танцевальные и образно-игровые движения выполняются в пространстве зала. Поэтому необходимо формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения (в круг, в шеренги, колонны, парами и по одному). Развитие таких навыков является одной из сложных задач. Для этого необходим достаточно длительный период времени и единство требований со стороны всех педагогов, а так же постоянное закрепление навыков вне музыкальных
занятий. Поэтому помощь воспитателя в этом будет как нельзя кстати. Для автоматизации таких навыков воспитатели включают в свой учебный план занятия ритмикой не менее 2-х раз в неделю. Задания соответствуют возрастным возможностям детей и их степени обученности. Эффективность развития двигательно-ритмических качеств воспитанников зависит от их индивидуальных возможностей и от того насколько они систематически посещают занятия, и, безусловно, от мастерства педагога. Для закрепления у воспитателей приобретенных умений и навыков, и проверки теоретических знаний по методике организации музыкальной деятельности вне занятий, в нашем ДОУ проводятся мини-семинары. Форма проведения таких семинаров самая разнообразная: «деловая игра», «конкурс», «музыкальный КВН». Такие семинары позволяют нам оценить уровень знаний воспитателей и их умение применить эти знания в работе с детьми.
Первая часть – теоретическая. Каждый воспитатель отвечает на вопросы из раздела «Музыкального воспитания», остальные могут дополнить, направить ответ товарища. Вторая часть – конкурс “Не только для себя”. Каждый воспитатель в команде выполняет индивидуально практическое задание. Становится на позиции «показательный ребенок» (если это касается младшего и среднего возраста). Или в роли воспитателя - координатора, друга и помощника (старший и подготовительный возраст). Участвуя в таких семинарах-практикумах, воспитатель обогащается опытом работы по музыкальному развитию детей. У него нарабатывается практический материал, который воспитатель может использовать на своих занятиях, тем самым способствовать:
А) Общему физическому развитию воспитанников (укрепляется мышечный аппарат, формируется осанка)
Б) Развитию музыкального слуха, чувства ритма, и музыкальной памяти.
В) Формированию навыков вербального и/или невербального общения.
Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также
слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Задача педагогов через совместную деятельность, используя вышеизложенные формы работы с детьми, способствовать гармоничному и всестороннему развитию дошкольников средствами музыкального искусства.
Важно не столько научить всех детей выполнять точно и ритмично движения, а доставлять им радость, удовольствие от совместных действий. Главное чтобы взрослые не отбили у детей интерес к занятиям танцами, музыкально - ритмическим упражнениям, игре в оркестре. То есть не переусердствовали муштрой, а привили желание действовать самостоятельно и проявлять свои способности в самореализации. Важно организовать непринужденное общение детей и взрослых
Только увлеченные педагоги добьются успехов в своем деле!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________
Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
в средней группе
с использованием нетрадиционной техники
изобразительного творчества - пластилинографии
Тема: «Солнечная система»
Выполнила:
Ситникова Т.С.
(высшая категория)
Челябинск, 2017г.
Программное содержание:
Продолжать обогащать и расширять знания детей о космосе. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить навыки работы с пластилином, используя приёмы «надавливание», «размазывание». Развивать активный словарь (невесомость, скафандр, надавливание, размазывание). Воспитывать чувство сопереживания, аккуратность и позитивное отношение к своей работе
Индивидуальная работа: закрепить с Дианой навыки работы в технике пластилинографии; воспитывать чувство усидчивости у Данила, закрепить с Макаром знания о первых космонавтах, продолжать учить отвечать полным ответом).
Материалы и оборудование: пластилин, клеёнки на стол, заготовки работ, салфетка, иллюстрации с космическим пространством без планет, диск с аудиозаписями, музыкальный центр.
Подготовка воспитателя: подготовить рабочие места детей, необходимый материал, приготовить иллюстративный материал.
Предварительная работа: беседы о космосе, о первых космонавтах, дружбе и взаимовыручке, рассмотреть Солнечную систему, беседа о планетах, обучение нетрадиционной технике изобразительного творчества – пластилинографии, разучивание пальчиковой гимнастики. Чтение художественной литературы: тение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Вижу Землю», Г. Сапгир «Звезды», Я. Аким «Земля».
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло необычное письмо (в письме электронный носитель с аудиозаписью). Давайте посмотрим что же в нем?
Ход образовательной деятельности:
Включить аудиозапись с обращением Белки и Стрелки с приглашением в космическое пространство. У них произошла беда. И они просят срочно прилететь к ним.
Воспитатель: Ой, ребята что же произошло в космосе? Вы согласны полететь и посмотреть что случилось? А на чем мы можем туда отправиться?
Дети: Да. На ракете
Воспитатель: Правильно. Но прежде чем нам отправиться в наше путешествие давайте вспомним кто такой космонавт?
Дети: Космонавт-это человек, который летал в космос.
Воспитатель: Хорошо. А кто был первым космонавтом?
Дети: Юрий Гагарин.
Воспитатель: А до Ю. Гагарина в космосе побывали животные. Какие?
Дети: Собаки – Белка и Стрелка.
Воспитатель: Правильно ребята. Умнички! Нам пора отправляться в путь, одеваем специальные костюмы космонавтов – скафандры. И повторяем слова и движения за мной.
Раз-два, стоит ракета (Дети поднимают руки вверх)
Три – четыре - скоро взлет (Разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (Описывают руками большой круг)
Космонавтам нужен год. (Берутся за щеки и качают головой)
Но дорогой нам не страшно (Руки в стороны, корпус качают вправо- влево)
Каждый ведь из нас – атлет (Сгибают руки в локтях, сжав кулаки)
Пролетая над Землею. (Снова разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (Поднимают руки вверх и машут)
Включить аудиозапись запуска ракеты. Затем космического полета.
Воспитатель: Наш космический корабль путешествует по Вселенной. Мы находимся в космическом пространстве. В нем все кажется замедленным, люди и предметы передвигаются очень медленно. Посмотрите какие звезды, солнечная система, только по-моему чего то не хватает? Вы как считаете?
Дети: Не хватает планет.
Воспитатель: Правильно ребят? И как же без них? Как мы можем помочь Белке?
Дети: Можно создать новые планеты
Воспитатель: А как? Из чего?
Выслушать ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам их нарисовать. Только рисовать мы будем не карандашами и не красками. Вы согласны со мной? А чтобы узнать, чем мы будем их рисовать проходите на свои рабочие места.
Обратить внимание на посадку детей, их осанку.
Воспитатель: Итак, ем мы с вами будем рисовать планеты? Посмотрите, что находится у вас на столах.
Дети: Пластилином.
Воспитатель: Да сегодня мы попробуем нарисовать планеты пластилином. Что нам для этого необходимо?
Дети: Картон, пластилин.
Воспитатель: Диана, напомни пожалуйста всем ребятам, как правильно рисовать пластилином.
Диана: Мы берем пластилин, греем его в ручках, затем отщипываем от него небольшой кусочек, скатываем его и надавливаем на основу. И размазываем.
Воспитатель: Умничка, все правильно. Берем пластилин в ручки и разомнем наши ручки, а за одно согреем пластин.
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон!
Отщипываем маленький кусочек, скатываем его, и полученный шарик кладем на основу и размазываем. Делаем это аккуратно, не выходя за контур. Обратите внимание на то, что у каждого есть салфетка, которой вы можете воспользоваться при необходимости. Илюша, напомни мне какой формы наши планеты? На что похожи?
Тихим фоном включить спокойную музыку. В процессе работы по мере усталости детей предложить отдохнуть.
Физминутка:
Над Землёю ночью поздней, | Руки вверх, в стороны вниз потянулись вверх, руки вверх |
Воспитатель: А теперь садимся на свои места и заканчиваем работы.
Работа детей. В процессе проходить и просмотреть все работы детей.
Итог: Вот мы с вами и закончили. Как красиво мы раскрасили наши планеты. Какие они у нас получились замечательные. И у всех такие разные. Каждая планета будет названа вашим именем. Вечером мы с вами приклеим все планеты на нашу Солнечную систему. И у нас будет настоящая Солнечная система.
Итак, кому мы сегодня помогали? Что случилось в космосе? Чем мы рисовали планеты? Что у нас получилось? Вы сегодня молодцы! Я горжусь, что вы у меня такие ловкие и смелые, не побоялись отправиться в это путешествие. И Белка очень рада. Она благодарит вас за помощь. И дарит вам вот такие звёздочки. Спасибо вам за помощь. Можете отдыхать.