Художественно-эстетическое развитие

Барсукова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 384 г. Челябинска»

_________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454000,  г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

Выполнила:

воспитатель

Ситникова Т.С.

(Высшая

 квалификационная

категория)

Челябинск, 2018

Тема: «Дорисуй картину» (с элементами пластилинографии)

Задачи:

- познакомить детей  с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией; совершенствовать навыки работы с пластилином, используя  приёмы «надавливание», «размазывание»; инициировать поиск возможностей сочетания пластилина с другими материалами (бусины, семечки подсолнуха);

- развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа; развивать чувство цвета, умение координировать движения руки и глаз;

- воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование: ежик плоскостной в технике «пластилинография», ватман с нарисованной лесной полянкой, аудиозапись (музыка на время работы детей), столы и стулья по количеству детей,  пластилин, клеёнки на стол, заготовки работ, бросовый и природный материал (бусины, семечки подсолнуха), салфетки для рук, музыкальный центр.

Подготовка воспитателя: подготовить рабочие места детей, необходимый материал, изготовить ежика, лесную  полянку.

Предшествующая работа: беседы об осени и диких животных, наблюдения в природе, экскурсии в осенний лес, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа:

  • Обогащение – пластилинография;
  • Активизация – скатывание, размазывание.

Этап

Содержание этапа

Деятельность детей

Хронометраж

I. Орг. момент

Педагог встречает детей.

Я очень рада встрече с вами. Я вижу, что вы пришли с хорошим настроением.

Соберемся дети в круг,

Я - твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Меня зовут – Татьяна Сергеевна. И пришла я к вам не с пустыми руками. А принесла вам картину, которую сама нарисовала. Хотите посмотреть?

Дети заходят в группу. Здороваются.

Да, хотим.

2`

II. Основная часть

Я очень старалась, хотела чтобы вам картина понравилась. Но мне кажется, что в моей картине чего-то не хватает. Как вы думаете? А что бы вы добавили? Ой, и правда! Действительно не хватает животных. Только я забыла, какие животные живут в лесу? Выслушать предположения. Ребята, а давайте мы первым пустим на нашу полянку ежика. Вы согласны? А рисовать ежиков мы будем необычным способом, рисовать мы будем пластилином! Вы умеете рисовать пластилином? Я раньше тоже не умела. Хотите научиться? Рисование пластилином называется – пластилинография.

Садитесь, пожалуйста, за столы. Посмотрите, что у нас с вами разложено  на столах? Обратить внимание детей на заготовки. Значит, чем бы будем рисовать ежиков?  Прежде чем мы начнём мастерить, давайте разомнем наши ручки.

Рассматривают картину.

Не хватает животных.

Выдвигают свои предположения.

Да, хотим.

Пластилин, картон, семечки, бусины. Рисовать будем пластилином.

3`

Пальчиковая гимнастика

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

1,5`

Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем рисовать? Вы правы.  Рисовать мы начнем с головы и плавно перейдем к рисованию туловища. Каким цветом будем рисовать? Но у нас нет серого цвета? Как же быть? Точно! Нужно отщипнуть пластилин черного и белого цветов. И смешать их между собой. Скатываем из получившегося пластилина серого цвета шарик и надавливаем его на основу и размазываем, не заходя за контур. Туловище и голова готовы. Чего не хватает? Приступаем к лепке глаз, носика. Вы можете выбрать любой материал для глаз и носика. У моего ежика глазки будут бусинки. А из  черного пластилина скатываю маленький шарик и слеплю носик. А ротик я прорисую стекой.

Работа детей. Включить фоном тихую, спокойную музыку

Начнем с головы. Затем туловище. Серым цветом. Нужно смешать черный и белый цвета.

Рисуют пластилином ежиков.

Не хвататет глаз, носика и иголок.

8`

Итог

Наши работы закончены. Давайте встанем и хорошо рассмотрим ежиков. Какие у нас с вами замечательные ежики  получились. Все такие разные. У Мишиного ежика иголочки очень остренькие, а у Дианиного ежика глазки самые  яркие. Давайте возьмем своих ежиков и на полянку отпустим. Педагог прикрепляет работы детей на полянку с помощью двустороннего скотча.

 Как вы считаете, теперь картина стала лучше, интересней? Вы все сегодня молодцы! Вы хорошо поработали. Мне понравилось рисовать с вами. Большое вам спасибо. Получившуюся картину я дарю вам, а также еще животных, которых вы сможете в группе нарисовать пластилином и научить других ребят технике рисования пластилином – пластилинографии. А картина украсит вашу группу и порадует воспитателей и родителей. Можете отдыхать.

Рассматривают получившиеся работы.

Прикрепляют работы на полянку.

Да, мы нарисовали  ежиков. Пластилином. Прощаются с педагогом.

4`



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 384 г. Челябинска»

_________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454000,  г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

Тема: «Звонкие колокольчики»

Выполнила:

воспитатель

Ситникова Т.С.

(Высшая

 квалификационная

категория)

Челябинск, 2017г.

Задачи:

  1. Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста.
  2. Развивать чувство формы, пропорции.
  3. Показать разные приёмы, оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин, бисера, горошин и др. семян, нанесения узора стекой и колпачками фломастера.
  4. Воспитывать аккуратность.

Словарная работа:

Активизация: Тесто, лепить, колокольчик.

Обогащение: Углубление, узор.

Предварительная работа: Рассматривание колокольчиков, поиск аналогий по форме и названиям (Цветок, колокольчик), юбка-колокол, сказочный шатёр.

Материал: Мука, соль, вода, бусины, бисер, горох, фасоль, стеки, колпачки фломастеров, нарядная тесьма, иллюстрации о зиме.

Ход

Воспитатель приглашает детей к мольберту, где выставлены иллюстрации о зиме. Предлагает детям рассмотреть их.

Вос-ль: Ребята, какое время года изображено на картинах?

Ответы детей……

Вос-ль: А как вы догадались?

Ответы детей……

Вос-ль: Молодцы, вы правильно мне назвали все приметы зимы.

Идет зимушка зима,

В белых шапках вся дома

Во дворе и за двором

Белый снег лежит кругом!

Вос-ль: Ребята, а какой зимний праздник отмечают все люди на земле, танцуют, поют, одевают, карнавальные костюмы?

Ответы детей……

Вос-ль: Мы с вами тоже готовимся к встрече Нового года, посмотрите, в группе место листьев появились снежинки, снеговики. Но очень хочется, что и вы помогли мне красить нашу группу.

Ответы детей……

Вос-ль: Я хочу предложить вам слепить для украшения группы волшебные, звонкие колокольчики. А как вы думаете из чего можно их слепить?

Ответы детей……

Вос-ль: А давайте, слепим наши колокольчики из теста. Вы когда ни будь лепили из теста?

Ответы детей……

Вос-ль: А лепить мы будем из необычного теста – солёного, оно не съедобное, из него можно делать разные игрушки, украшение. А сделаем это тесто мы вместе с вами.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором стоят соль, вода, мука. Воспитатель с детьми замешивает тесто.

Вос-ль: Присаживайтесь на свои места. Будем вместе лепить наши колокольчики.

Воспитатель показывает и комментирует свои действия.

- Раскатываю кусок солёного теста в шар - вот так: круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стеки колокольчика получились одинаковой толщины, поворачиваю пальцами, будто мой колокольчик пустился плясать. Если его перевернуть, похож на вазу или бокал.

- А как наш колокольчик будет висеть на дверях, елки?

Ответы детей…

Вос-ль: Нужно сделать ушко с дырочкой – прищипнуть пальчиком и проколоть карандашом. В отверстие можно будет вдеть ленточку или нарядную тесьму. А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками подвесками.

Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает перекрепить петельки из нарядной тесьмы.

Вос-ль: Ребята, давайте сделаем наши колокольчики еще красивее для этого, я предлагаю вам их украсить.

Воспитатель предлагает детям бисер, бусины, горошины, фасоль, семечки, стеки и колпачки фломастеров.

Дети украшают предложенным материалом свои поделки, и выкладывают колокольчики на разнос для просушки.

Вос-ль: Ребята, а что мы с вами сегодня сделали?

Ответы детей…

Вос-ль: Чему новому вы научились?

Ответы детей…

Вос-ль: У всех ли, всё получилось?

Ответы детей….

Вос-ль: А кто испытывал трудности?

Ответы детей….

Вос-ль: Какие?

Ответы детей….

Вос-ль:Что больше всего вам запомнилось и понравилось.

Ответы детей….

Вос-ль: Ребята мне тоже понравилось с вами работать, я рада, что вы приняли участи в украшение группы.



Предварительный просмотр:

       

 Взаимодействие  музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач  музыкального развития детей дошкольного возраста

       Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»                                                    

    В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения встает актуальность проблемы взаимодействия  педагогов ДОУ по организации совместной деятельности. Главной целью для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов становится не только формирование у детей определенного объема знаний и умений, но и всемерное  развитие их интереса к музыкальной деятельности.

   Давно назрела необходимость перейти от массовых, фронтальных форм работы с детьми в виде стандартизированных музыкальных занятий к организации совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка, направленной не столько на усвоение системы, сколько на формирование мотивационной сферы дошкольников, вооружение их способами творческой деятельности в разных областях музыкального искусства.  

Задача педагогов-дошкольников создать условия для развития природных  задатков дошкольников и  формирования их музыкальных способностей.

Для решения этой задачи,  в нашем детском саду усилиями всего педагогического коллектива: заведующей детским садом, методиста, музыкального руководителя и воспитателей,  на протяжении многих лет создавалась музыкальная среда, позволяющая ребенку не просто  проявлять себя  в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве, но и активно развивать музыкальные  способности в процессе этой деятельности.

      Чем больше мы занимались с детьми музыкой, чем чаще вовлекали воспитателей в совместную музыкальную деятельность, тем более музыкальными становились дети, тем радостнее и увлекательнее шла работа.

      На первом этапе совместная работа носит развивающий характер и направлена на накопление специальных  навыков: тембрового, ритмического, звуковысотного слуха, музыкальной памяти. Занятия проводим в нетрадиционной форме обучения. Используем музыкальные игры, загадки,  музыкальные сказки, игры с жестами, ритмическими палочками, игры со словом, упражнения. Воспитатели в этот период занимаются развитием основных движений: обучают навыкам разнообразной ходьбы, образно-игровым движениям (зайчики прыгают, машины едут, птички летают, цветок растет). Закрепляют простейшие плясовые движения, упражняют детей в пластичности в упражнениях с предметами (лентами, мячами, обручами), ориентировке в пространстве, в выполнении перестроений. Это является одной из наиболее сложных задач и занимает длительный период времени. Помощь воспитателей здесь очень важна. Они закрепляют навыки, разученные на музыкальных занятиях, доводят их до автоматизации. Для этого воспитатели включают в свой учебный план игры,  упражнения не менее 2-х раз в неделю. Когда навыки будут хорошо усвоены, а движения станут более разнообразными, мы переходим к репродуктивно-творческому этапу совместной музыкальной деятельности. Дети учится импровизировать, сочинять на основе ранее полученных знаний и умений свои песенные и ритмические  варианты.  

     Воспитатели всячески поощряют и стимулируют даже небольшие творческие проявления детей. Так педагог, импровизируя мелодию на заданный текст или ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте, собственным примером ненавязчиво вовлекает детей в музыкальную творческую деятельность. В игровой форме дети овладевают игрой на инструментах, развивают слуховое внимание, мелкую моторику, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, импровизировать несложные мелодии.

      В реализации этих задач я возлагаю большие надежды на активное участие воспитателей. Степень активности воспитателя я ставлю в зависимость не только от их природных данных (слуха, голоса и пластики движений),  но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя. От совместной заинтересованности и взаимопонимания зависит успешное решение задач музыкального воспитания дошкольников.  

         С этой целью в начале учебного года мы  проводим методический час, на котором музыкальный руководитель знакомит воспитателей с возрастными особенностями дошкольников, задачами и  методикой музыкального воспитания.  

      Планируя совместную работу музыкального руководителя и воспитателя, определяем содержание индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, практикумов, кружковой и коррекционной  работы.  В сентябре проводится консультация по проведению музыкальной диагностики, где муз. Руководитель рассказывает воспитателям о методах диагностики и о роли воспитателя в ее проведении. Во время диагностических занятий воспитатель оказывает помощь: фиксирует некоторые показатели развития музыкальных способностей детей. Например, отмечает внешние проявления детей во время слушания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желание повторного слушания, соответствие движений ритму, само ритмическое воспроизведение. Участие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка и в соответствии с этим строить дальнейшую свою работу  с отстающими детьми, включая в свою работу игры и упражнения на развитие музыкальности.

     К   сожалению,  часто воспитатели не владеют навыками руководства музыкальной деятельностью детей. У некоторых отсутствуют навыки нефальшивого, эмоционального  пения, выразительного, четкого исполнения того или иного элемента танцевальных движений, правильного исполнения музыкального произведения  на каком-либо детском музыкальном инструменте. Не все стараются проявить выдумку, творчество при разучивании игр-инсценировок, проведении музыкально-дидактических игр. Наблюдалось неумение планировать разнообразную  музыкальную деятельность с детьми в утреннее  и вечернее время. Порой мелодия, ритм и текст разучиваемых песен искажалась. Слабо осуществлялось руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в повседневной жизни детского сада. Воспитатели не выясняли интересы детей, не использовали разнообразные приемы руководства для ее формирования. Все это, несомненно, отражалось на уровне овладения детьми музыкальными навыками и умениями.

   Решая эту проблему, был составили план по взаимодействию музыкального руководителя с педагогами ДОУ, рекомендовали заведующему д/с, методисту и музыкальному руководителю осуществлять контроль за работой воспитателей по организации музыкальной деятельности на прогулке и в свободное от занятий время. Определили функции, и формы организации музыкальной деятельности  музыкального руководителя и воспитателя.

      Музыкальный руководитель в детском саду, разрабатывает и проводит музыкальные занятия с каждой возрастной группой, составляет с воспитателями сценарии праздников, организовывает развлечения, презентации, музыкальные конкурсы и концерты с участием детей, знакомит воспитателей с планом работы.

  Воспитатели располагают большими возможностями приобщения детей к музыке.  Они  помогают мне в проведении музыкальных занятий. Например, в младших группах воспитатель выступает в роли  «показательного ребенка»: поет, участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В средней и старшей группе разучивает песни вместе с музыкальным руководителем, оценивает исполнение уже выученного произведения, может сам спеть новую песню с фортепианным сопровождением. В подготовительной группе воспитатель – наставник и координатор. Он действует по мере необходимости, показывая какое-нибудь движение, напоминает перестроение, дает отдельные  указания к игре, побуждает детей мыслить, активно проявлять себя (учит сравнивать, обобщать, придумывать варианты), создает проблемные ситуации.

 Воспитатель общается с детьми в быту - руководит самостоятельной музыкальной деятельностью, организует игры,  слушание музыки, готовит  инсценировки, закрепляет музыкальные впечатления детей, полученные на музыкальных занятиях, включает музыку в трудовой процесс, использует  выученный с музыкальным руководителем  материал на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Характер руководства самостоятельной деятельностью становится косвенным. Педагог-музыкант и воспитатель организуют условия, способствующие развертыванию музыкальной деятельности детей. По их инициативе детей взрослые приходят на помощь в нужный момент, могут стать соучастниками игры. В начале года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, музыкальными инструментами, танцами), берет на заметку детей, которые не принимают участия в музицировании, пытается понять, почему это происходит, старается вовлечь каждого ребенка, заинтересовать. Он как - бы советуется с детьми: «Как лучше расставить музыкальные инструменты», «Я вот как умею играть», «Знаете, какую я песню люблю?». Планируя  руководство музицированием, воспитатель готовит новое оборудование: инструменты, пособия, самодельные игрушки, костюмы, атрибуты, позволяющие детям действовать активнее, творчески.  Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию  он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии. Совместно планируют, походы в театр и на экскурсии, организуют праздники и развлечения.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателями организуют зону в группе для занятий музыкой. Педагоги наблюдают за детьми, оценивают их реакцию на разложенный музыкально-дидактический материал, музыкальные игрушки, видят чему дети научились, появилась ли у них потребность  самостоятельного музицирования. Так как это один из показателей того, что музыкальное воспитание построено правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Чтобы добиться хороших  результатов и помочь музыкальному руководителю в музыкальном развитии детей, воспитатель  постоянно повышает свою музыкальную культуру - слушает музыку, совершенствует исполнительские умения. Для этого   один раз в неделю планируется совместная  работа с  воспитателями каждой возрастной группы.  В течении года муз. руководитель проводит  консультации  на  темы:  «Создание музыкальной среды в групповой комнате», «Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальности дошкольников», «Как приобщить детей к музыкальной культуре»,  «Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка» и др.

    В тетради по взаимодействию музыкальный руководитель дает  рекомендации воспитателям по работе с детьми, ставит задачи по закреплению знаний и умений, полученных на музыкальных занятиях.

   В свою очередь воспитатели помогают мне в проведении  занятий, праздников и развлечений, в индивидуальной работе с детьми. Так как воспитатель имеет более глубокую информацию об  их индивидуальных возможностях и психофизических особенностях. От этого зависит  степень сложности  применяемых заданий, рекомендуемых  воспитателям в целях коррекции или закрепления навыков у детей в том, или ином виде музыкальной деятельности.  Особенно хорошо просматривается  совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в подготовке и проведении комплексных занятий.  Воспитатель  подсказывает муз. руководителю, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности,  художественном слове следует опереться. В свою очередь муз. рук. рекомендует воспитателю использование различных методических приемов, занимательные музыкальные игры и забавы, которые он использует с детьми в быту в более свободной форме, не позволяющей их применение в  регламентируемом занятии. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности музыка также  находит широкое применение. Так, например,  сказку «Кот, лиса и петух», я рекомендую воспитателю иллюстрировать рассказ исполнением небольших песенок, характеризующих персонажей. На занятиях по рисованию в младших группах воспитатель учит  делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры: ритмичные мазки называет капельками дождя, говоря: «сначала дождь капает медленно, а потом все быстрее (поет песенку «Дождик»). Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Например, прослушивание пьесы Д. Кабалевского «Клоуны» дает возможность по-своему изобразить веселого и грустного клоуна в рисунке. Перед разучиванием стихотворения «Осень» А.Пушкина впечатляюще звучит грамзапись П.Чайковского «Осенняя песнь».  В разнообразных играх детей часто используется музыка. Дети играют в «Концерт», в «День рождение» поют, танцуют, исполняют попевки, разученные на музыкальных занятиях. В таких играх воспитатель помогает распределить роли, я подбираю подходящий музыкальный материал в записи, рекомендую проведение музыкально- дидактических игр, например на различение видов танцевального жанра: польки, вальса, хоровода. Совместно организуем игры в шумовом оркестре с использованием самодельных–орф инструментов, музыкальные КВН, конкурсы, презентации. Это вносит оживление и закрепляет приобретенные у детей навыки.  

   Для закрепления у воспитателей приобретенных умений и навыков, и проверки теоретических знаний по методике организации музыкальной деятельности, в ДОУ проводятся «Музыкальные семинары», позволяющие оценить уровень знаний воспитателей и их практические умения. Первая часть  - теоретическая. Каждый воспитатель отвечает на вопросы из раздела «Музыкального воспитания», остальные могут поправлять, добавлять ответ товарища. Вторая часть – музыкальный конкурс «Не только для себя». Воспитатели в команде выполняют индивидуально практическое задание: организовывают среди участников инсценировки, разучивают с ними песни или танцы. Участвуя в таких семинарах-практикумах, воспитатель обогащается опытом работы по музыкальному развитию детей. У него нарабатывается практический материал. Такой воспитатель, пользуется у детей любовью и авторитетом, может быстрее добиться успеха и является хорошим помощником музыкальному руководителю в общей реализации музыкально-воспитательных задач.

       Только  планомерная совместная работа воспитателя и музыкального руководителя приблизят к достижению желаемых результатов по развитию музыкальных способностей детей.

 В своей работе  педагоги должны ориентироваться на эмоциональное состояние детей, их интерес, наличие внешних эмоциональных проявлений, двигательную активность. При этом педагоги не  регламентируют деятельность детей, не должны подавлять эмоциональную, двигательную и речевую активность, а, напротив, всячески ее стимулировать.

В курсе методики музыкального развития детей дошкольного возраста воспитатели должны:

  1. Ознакомиться с музыкальными произведениями различных жанров и видов, проявить интерес к музыке и стремление самим приобщаться к исполнительству.
  2. Овладеть практическими умениями во всех видах музыкальной деятельности (вплоть до простейшего анализа музыкальных произведений)
  3. Освоить методику музыкального развития детей дошкольного возраста и уметь применять ее в своей практической работе.

Воспитатель должен работать в контакте с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, активно участвовать в проведении музыкальных занятий. Только увлеченный воспитатель способен добиться желаемого результата от своих воспитанников. Особенно велика его роль в организации условий для детской самостоятельной деятельности.

 К сожалению, наблюдения показывают, что воспитатели в большинстве не владеют навыками  руководства музыкальной деятельностью детей. У многих отсутствуют навыки качественного, нефальшивого, эмоционального исполнения детских песен, выразительного, четкого, исполнения того или иного элемента танцевальных движений, правильного исполнения музыкальных произведении на каком-либо детском музыкальном инструменте. Они не стараются проявить выдумку, творчество при разучивании хороводов, игр-инсценировок, проведении музыкально-дидактических игр. Наблюдается неумение планировать разнообразную деятельность с детьми в утреннее и вечернее время. Порой песни, которые исполняют взрослые с детьми, звучат немузыкально – искажается мелодия, ритм, фразировка и даже текст. Слабо осуществляют руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в повседневной жизни детского сада. Воспитатели не выясняют интересы детей, не используют косвенные приемы руководства для ее формирования. Все это отражается на уровне овладения детьми музыкальными умениями и навыками.

В связи с этим, мы, как руководители музыкального воспитания детей обязаны проводить работу по взаимодействию с педагогами ДОУ.

1. В начале учебного года музыкальный руководитель проводит мини-семинар для воспитателей каждой возрастной группы по ознакомлению с возрастными особенностями и музыкально-воспитательными задачами на год.

2. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями проводит диагностические занятия  для выявления уровня музыкальных способностей детей на начало года и с целью последующей коррекционной работы.

Воспитатель в совместной деятельности с музыкальным руководителем  изучает основные положения музыкального воспитания детей. А в последствии закрепляет музыкальные знания на своём занятии, в свободной деятельности с детьми, на прогулке. В совместной работе с воспитателями музыкальный руководитель большое внимание должен уделять  как теоретическими сведениям, так и обучению воспитателей практическим умениям в области руководства детским музыкальными проявлениями. Важно последовательно, поэтапно начинать формирование у воспитателей практических умений и навыков.

Педагогическое обоснование необходимости развития у дошкольников чувства ритма

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы швейцарского педагога – новатора Э. Жака - Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике, советские педагоги Т.С.Бабаджан, Н.А Метлов, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, С.Д. Руднева и другие  участвовали в создании системы музыкально-ритмического воспитания в дошкольном образовании.  Они  уделили особое внимание подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.

 В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка. Современные педагоги и психологи сделали важный вывод: только органическая связь музыки, ритма и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание.

Работа по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников включает в себя 2 этапа.

     1 этап – развивающий (1-10 занятий). Он направлен на накопление навыков развития: специальных музыкально-ритмических способностей: тембрового, ритмического слуха, музыкальной памяти. Занятия проходят в нетрадиционной форме обучения:  музыкальных игр, упражнений, музыкальных загадок и сказок, что формирует интерес к дальнейшей музыкально - ритмической деятельности и творчеству.

Основная задача этого периода – развитие двигательной сферы (навыков и умений). То есть  развитие основных движений: разнообразная ходьба, прыжки, образно-игровые движения «зайчики прыгают», «машины едут», «куколки танцуют», «цветок растет», разучивание и исполнение простейших плясовых движений, упражнения на развитие пластичности (с мячами, лентами, обручами).  Формирование ориентировки в пространстве, выполнение перестроений (в круг, в шеренги, колонны, парами, по одному). Выполнение перестроений одна из наиболее сложных задач обучения развития ориентировки. Для этого необходим длительный период времени и как нельзя, кстати, пригодится помощь воспитателей в постоянном и систематическом закреплении навыков, для автоматизации умений. Поэтому воспитатель включает в свой учебный план ритмические игры, упражнения не менее 2-х раз в неделю. Естественно задания должны соответствовать возрастным возможностям детей. Для малышей  самым доступным построением является построение в круг и  «в рассыпную», а так же становиться в пары по кругу и произвольно, в колонну друг за другом и стайкой. Дети 4-5 лет уже способны становиться в маленькие кружочки по нескольку человек и в полукруг. В старшем  и подготовительном возрасте перестроения становятся разнообразнее: в колонны, в шеренги, звездочки, в ручеек, змейкой.

     2 этап – репродуктивно-творческий (11-14 занятий). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное  использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. На этом этапе особенно важна роль воспитателя. Только воспитатель сможет

направить самостоятельную деятельность ребенка в нужное продуктивное русло.

Развитием чувства ритма мы  занимаемся с самого раннего возраста, как только ребенок приходит в детский сад. Занятия проходят в доступной для дошкольников форме ритмических игр, сказок и упражнений. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.

 Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций  (дети рисуют начинающийся дождик большими каплями и сильный, с одновременным проговариванием и прохлопыванием  ритма; зернышки для  курицы и цыплят разной величины и отстукиванием ритма на барабане)

Виды практической работы по развитию чувства ритма у дошкольников самые разнообразные – это упражнения и задания на закрепление нового материала, (коллективные и индивидуальные), игровые ситуации, пальчиковые игры, игры с жестами, игры на музыкальных инструментах.

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, воспитателям рекомендовано содействовать развитию его ритмических проявлений: хлопать  ручками ребенка, взяв их в свои руки; отстукивать ритм или дирижировать под несложную музыку его рукой. Педагоги детского сада организуют, направляют самостоятельную деятельность детей. Они всячески поощряют любые ее проявления: будь то импровизированный оркестр из шумовых инструментов или концерт детской самодеятельности с хорошо знакомыми танцами, играми, хороводами, инсценировками детских песен и потешек, русские народные игры «Теремок», «Где был, Иванушка?», двигательные упражнения «Ноги и ножки», «Часы», «Непослушный дождик», «По ровненькой дорожке». Разучивают  игры с жестами «Муха строит новый дом», «Меж еловых мягких лап», «Мы топаем ногами», подбирают рифмующиеся слова в игре «Подскажи словечко», «Какое слово лишнее?».

     Для закрепления разученного на музыкальном занятии материала, воспитатели вносят  в свой учебный план занятия, рекомендованные музыкальным руководителем. Сюда входят ритмические игры, работа по разучиванию и закреплению основных движений (ходьба, бег, прыжки, перестроения, упражнения на гибкость), танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр.

      В последнее время в детский сад все чаще поступают дети, соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации музыкально - ритмической деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.    Цель таких игр – закрепить полученные знания, скорректировать пробелы у отстающих детей, помочь музыкальному руководителю в развитии у детей чувства ритма, памяти, внимания и просто доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности.  

Воспитатель может использовать музыкально-ритмические игры и упражнения, как в своих занятиях, так и  в свободной деятельности с детьми, объединяя для этой работы всю группу или “мини-группы” по 5-6 человек, парами и индивидуально. В разделе “Музыкально-ритмические движения” воспитатели учат детей придумывать свои варианты ритмических импровизаций на попевках  из музыкального букваря Н.Ветлугиной «Шапка да шубка», «Ваза», ритмизации стихов А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Мишка».

В “Игре на детских инструментах” большое внимание уделяю практической работе с воспитателями по освоению технике игры на детских инструментах. Используем практические занятия для воспитателей. Разучиваем несложные ритмические песенки:  “Андрей-воробей”, р.н.м., “Спите куклы”, “Гармошка”, “Смелый пилот”,  “Полька”, р.н.м., “Ах вы, сени”, р.н.м. и  другие. Во время разучивания  добиваюсь исполнения произведений в едином темпе, точного выполнения ритмического рисунка. Провожу консультации для воспитателей  «Роль  чувства ритма в развитии дошкольников», «Использование музыкально-дидактических игр в  развитии музыкальной ритмичности детей».

        Музыка и движение имеют много общих параметров, поэтому музыка оказывает существенное влияние на   развитие двигательных навыков и умений, таких как:

-Основные движения (ходьба, бег, прыжки)

- Образно - игровые («птички летают», «зайчики прыгают», «куколки танцуют»)

- Общеразвивающие упражнения (на различные группы мышц: плавные, пружинные, маховые)

- Простейшие плясовые движения

- Движения из художественной гимнастики (упражнения на гибкость, пластичность, а так же движения с атрибутами: обручами, мячами, лентами)

Как правило, основные танцевальные и образно-игровые движения выполняются в пространстве зала. Поэтому необходимо формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения (в круг, в шеренги, колонны, парами и по одному). Развитие таких навыков является одной из сложных задач. Для этого необходим достаточно длительный период времени и единство требований со стороны всех педагогов, а так же постоянное закрепление навыков вне музыкальных

занятий. Поэтому помощь воспитателя в этом будет как нельзя кстати. Для автоматизации  таких навыков воспитатели включают в свой учебный план  занятия ритмикой  не менее 2-х раз в неделю. Задания соответствуют возрастным возможностям детей и их степени обученности.  Эффективность развития двигательно-ритмических качеств воспитанников зависит от их индивидуальных возможностей и от того насколько они систематически посещают занятия, и, безусловно, от мастерства педагога. Для закрепления у воспитателей приобретенных умений и навыков, и проверки теоретических знаний  по методике организации музыкальной деятельности  вне занятий, в нашем ДОУ проводятся мини-семинары. Форма проведения таких семинаров самая разнообразная: «деловая игра»,  «конкурс», «музыкальный КВН». Такие семинары позволяют нам оценить уровень знаний воспитателей и их умение применить эти знания в работе с детьми.

 Первая часть – теоретическая. Каждый воспитатель отвечает на вопросы из раздела «Музыкального воспитания», остальные могут дополнить, направить ответ товарища. Вторая часть – конкурс “Не только для себя”. Каждый воспитатель в команде выполняет индивидуально практическое задание. Становится на позиции «показательный ребенок» (если это касается младшего и среднего возраста). Или в роли воспитателя - координатора, друга и помощника (старший и подготовительный возраст). Участвуя в таких  семинарах-практикумах, воспитатель обогащается опытом работы по  музыкальному развитию  детей. У него нарабатывается практический материал, который воспитатель может использовать  на своих занятиях, тем самым способствовать:

А)  Общему физическому развитию воспитанников (укрепляется мышечный аппарат, формируется осанка)
Б) Развитию музыкального слуха, чувства ритма, и музыкальной памяти.
В) Формированию навыков вербального и/или невербального общения.
Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также
слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

  Задача педагогов через совместную деятельность, используя вышеизложенные формы работы с детьми, способствовать гармоничному и всестороннему развитию дошкольников средствами музыкального искусства.

Важно не столько научить всех детей выполнять точно и ритмично движения, а доставлять им радость, удовольствие от совместных действий.  Главное чтобы взрослые не отбили у детей интерес к занятиям танцами, музыкально - ритмическим упражнениям, игре в оркестре. То есть не  переусердствовали муштрой, а привили желание действовать самостоятельно и проявлять свои способности в самореализации. Важно организовать непринужденное общение детей и взрослых

                Только увлеченные педагоги добьются успехов в своем деле!

 



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        

                                                          «Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

в средней группе

с использованием нетрадиционной техники

изобразительного творчества - пластилинографии

Тема: «Солнечная система»

Выполнила:

Ситникова Т.С.

(высшая категория)

Челябинск, 2017г.

Программное содержание:

Продолжать обогащать и расширять знания детей о космосе. Развивать мелкую моторику рук.  Закрепить  навыки работы с пластилином, используя  приёмы «надавливание», «размазывание». Развивать  активный словарь (невесомость, скафандр, надавливание, размазывание). Воспитывать чувство сопереживания, аккуратность и позитивное отношение к своей работе

Индивидуальная работа: закрепить с Дианой навыки работы в технике пластилинографии; воспитывать чувство усидчивости у Данила, закрепить с Макаром знания о первых космонавтах,  продолжать учить отвечать полным ответом).

Материалы и оборудование: пластилин, клеёнки на стол, заготовки работ, салфетка, иллюстрации с космическим пространством без планет, диск с аудиозаписями, музыкальный центр.

Подготовка воспитателя: подготовить рабочие места детей, необходимый материал, приготовить иллюстративный материал.

Предварительная работа: беседы о космосе, о первых космонавтах, дружбе и взаимовыручке, рассмотреть Солнечную систему, беседа о планетах, обучение нетрадиционной технике изобразительного творчества – пластилинографии, разучивание пальчиковой гимнастики. Чтение художественной литературы: тение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Вижу Землю», Г. Сапгир «Звезды», Я. Аким «Земля».

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло необычное письмо (в письме электронный носитель с аудиозаписью). Давайте посмотрим что же в нем?

Ход образовательной деятельности:

Включить аудиозапись с обращением Белки и Стрелки с приглашением в космическое пространство. У них произошла беда.  И они просят срочно прилететь к ним.

Воспитатель: Ой, ребята что же произошло в космосе? Вы согласны полететь и посмотреть что случилось? А на чем мы можем туда отправиться?

Дети: Да. На ракете

Воспитатель: Правильно. Но прежде чем нам отправиться в наше путешествие давайте вспомним кто такой космонавт?

Дети: Космонавт-это человек, который летал в космос.

Воспитатель: Хорошо. А кто был первым космонавтом?

Дети: Юрий Гагарин.

Воспитатель: А до Ю. Гагарина в космосе побывали животные. Какие?

Дети: Собаки – Белка и Стрелка.

Воспитатель: Правильно ребята. Умнички! Нам пора отправляться в путь, одеваем специальные костюмы космонавтов – скафандры. И повторяем слова и движения за мной.

Раз-два, стоит ракета                                             (Дети поднимают руки вверх)

Три – четыре - скоро взлет                                        (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца                            (Описывают руками большой круг)

Космонавтам нужен год.                            (Берутся за щеки и качают головой)

Но дорогой нам не страшно    (Руки в стороны, корпус качают вправо- влево)

Каждый ведь из нас – атлет                   (Сгибают руки в локтях, сжав кулаки)

 Пролетая над Землею.                                    (Снова разводят руки в стороны)

Ей передадим привет.                                     (Поднимают руки вверх и машут)

Включить аудиозапись запуска ракеты. Затем космического полета.

Воспитатель: Наш космический корабль путешествует по Вселенной. Мы находимся в космическом пространстве. В нем все кажется замедленным, люди и предметы передвигаются очень медленно. Посмотрите какие звезды, солнечная система, только по-моему чего то не хватает? Вы как считаете?

Дети: Не хватает планет.

Воспитатель: Правильно ребят? И как же без них? Как мы можем помочь Белке?

Дети: Можно создать новые планеты

Воспитатель: А как? Из чего?

Выслушать ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам их нарисовать. Только рисовать мы будем не карандашами и не красками. Вы согласны со мной? А чтобы узнать, чем мы будем их рисовать проходите на свои рабочие места.

Обратить внимание на посадку детей, их осанку.

Воспитатель: Итак, ем мы с вами будем рисовать планеты? Посмотрите, что находится у вас на столах.

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Да сегодня мы попробуем нарисовать планеты пластилином. Что нам для этого необходимо?

Дети: Картон, пластилин.

Воспитатель: Диана, напомни пожалуйста всем ребятам, как правильно рисовать пластилином.

Диана: Мы берем пластилин, греем его в ручках, затем отщипываем от него небольшой кусочек, скатываем его и надавливаем на основу. И размазываем.

Воспитатель: Умничка, все правильно. Берем пластилин в ручки и разомнем наши ручки, а за одно согреем пластин.

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон!

Отщипываем  маленький кусочек, скатываем его, и полученный шарик кладем на основу и размазываем. Делаем это аккуратно, не выходя за контур. Обратите внимание на то, что у каждого есть салфетка, которой вы можете воспользоваться при необходимости. Илюша, напомни мне какой формы наши планеты? На что похожи?

Тихим фоном включить спокойную музыку. В процессе работы по мере усталости детей предложить отдохнуть.

Физминутка:

Над Землёю ночью поздней, 
Только руку протяни, 
Ты ухватишься за звёзды: 
Рядом кажутся они. 
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах, 
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, 
Если бросить в небо взгляд, 
Ты увидишь, словно гроздья, 
Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

Воспитатель: А теперь садимся на свои места и заканчиваем работы.

Работа детей. В процессе проходить и просмотреть все работы детей.

Итог: Вот мы с вами и закончили. Как красиво мы раскрасили наши планеты. Какие они у нас получились замечательные. И у всех такие разные. Каждая планета будет названа вашим именем. Вечером мы с вами приклеим все планеты на нашу Солнечную систему. И у нас будет настоящая Солнечная система.

Итак, кому мы сегодня помогали? Что случилось в космосе? Чем мы рисовали планеты? Что у нас получилось? Вы сегодня молодцы! Я горжусь, что вы у меня такие ловкие и смелые, не побоялись отправиться в это путешествие. И Белка очень рада. Она благодарит вас за помощь. И дарит вам вот такие звёздочки. Спасибо вам за помощь. Можете отдыхать.