Социально-коммуникативное развитие

Барсукова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

                                   Проблемы детской  агрессивности

Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»


    В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.
    Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
    Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
   Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии.
   Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
   Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание.
    Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.
   Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:
1. совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;
2. восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции
канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.
    Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких детей  еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.
    Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (т.е. становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.
    У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.
    Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность.
    Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих! Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.
    В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше.
   Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми
мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.
    Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.
     Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.
    На всех этапах совместной работы поведение педагога является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность - основным "инструментом" его профессиональной деятельности. Считается, что педагоги и психологи, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.
     С первого же этапа педагог должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшее профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, дружественные (с подростком - партнерские) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать зависимости ребенка от умного старшего товарища и повысить ответственность маленького пациента за свое поведение и терапию. Очень важно соблюсти меру и не освобождать ребенка от ответственности за агрессивные реакции, непослушание или невыполнение порученных заданий, не дать свалить на специалиста решение всех проблем.
     При грамотной работе можно увидеть, как у ребенка уменьшается чувство тревоги и недоверия, и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Педагог  достигает большего успеха, если он не давит на ребенка, не выясняет, что и почему произошло, не требует от него самоанализа и информации о поведении других.

Можно (в рамках разумного) заступиться за ребенка перед родителями или учителями, решить какие-нибудь проблемы, но при этом нельзя ставить никаких условий типа: "Я скажу, чтобы мама сделала так... если ты...". Это будет проинтерпретировано ребенком как хитрость и манипуляция, а не истинный интерес к маленькой личности. В то же время нельзя, чтобы ребенок принял специалиста за слабого и уступчивого человека, которым можно манипулировать. Для младших детей на этапе знакомства хороши тридцатиминутные сеансы арт-терапии или игротерапии, для более старших - сорокаминутные беседы о хобби, музыке, автомобилях, киноартистах и т. п.
     В процессе бесед и подобранных игр ребенок  усваивает нормы и ценности, предлагаемые специалистом, и они становятся частью его личности. Свидетельством становления внутреннего контроля становится то, что ребенок  начинает руководствоваться самоодобрением или самоосуждением.
Педагогу категорически запрещается:
1. Навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям.
2. Не учитывать психофизиологические и характерологические особенности ребенка: пытаться изменить его темперамент, "переделывать" на свой вкус черты характера, сензитивность, эмоциональность и пр.
3. Делать ребенка единственным ответственным за результаты коррекции (хотя он, разумеется, должен нести свою долю ответственности).



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        

                                                          «Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

 в подготовительной группе

                   Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

                                                               Составила: Ситникова ТС.

                                                                  (первая категория)

                2017г.

Задачи:

  • Познакомить детей со статьей 12 Конвенции о правах ребенка;
  • Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению товарища;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения в коллективе.

Оборудование:

книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки, стенд для размещения картинок и рисунков, краски, карандаши. Фломастеры, листы бумаги

Ход занятия:

     Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Вопросы:

- О чем спросил мальчик отца?

- Какие поступки отец назвал хорошими?

- Какие поступки он назвал плохими?

- Что ответил мальчик отцу?

- Как вы думаете, что значит «поступать хорошо»?

  Обобщить высказывания детей.

    Дидактическая игра «Хорошо и плохо». Предложить детям разобрать картинки, назвать поступок ребенка, изображенный на ней, и дать ему оценку. В зависимости от того, какой это поступок, хороший или плохой, поместить картинку на белое или черное поле.

    Затем предложить детям поместить картинки с «белого» поля на стенд «Наши правила».

   Обобщить знания детей, полученные на занятии. Обратить внимание детей на то, что сегодня каждый из них имел возможность высказать свое мнение о том, какие поступки и дела мы называем хорошими, а какие плохими. Всем было интересно знать мнение каждого  своего товарища, и это позволило всем вместе оформить стенд.

  Предложить детям нарисовать свои хорошие поступки.

   



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        

                                                          «Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной

деятельности по социально нравственному развитию

                         во второй младшей группе

                                 Тема: «Соберём бусы»

                                                 Составила: Ситникова ТС.

                                                                  (первая категория)

                2017г.

Задачи:

Учить детей элементарным нормам поведения: не брать и не портить чужие вещи.

Закреплять умения использовать в речи вежливые слова: Здравствуйте, пожалуйста, извините, до свидания.

Развивать связную речь, внимание.

Вызвать у детей желание помогать в беде, доставлять радость другим.

Оборудование:

Кукла Винкс, игрушка-котенок, бусы для куклы, карточки на каждого ребенка с изображением бус (круги разного цвета методом чередования), маски на голову каждому ребенку «бусинки».

Предшествующая работа:

Чтение стихотворения С. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Разучивание стихотворения А. Барто «Зайка», «Мишка». Сюжетно-ролевая игра «Поможем кукле Кате».

Словарная работа:

Обогащение: извините, пожалуйста.

Активизация: бусинки, до свидания.

Ход:

(В группе раздается плач)

Вос-ль: Ребята послушайте, мне кажется, кто-то плачет. Давайте с вами посмотрим, кто же это плачет.

Дети: Это кукла Катя

Вос-ль: Здравствуй Катя! Ребята, давайте спросим у нее, почему она плачет?

Вос-ль: Катя мне сказала, что её любимые бусы порвал кот Васька и убежал.

Дети: Посмотрите, кот Васька сидит под креслом.

Вос-ль: Вот он проказник, сидит и глазки опустил. Как вы думаете, почему он сидит такой грустный?

Ответы детей:

Вос-ль: Васька разве можно брать чужое без проса?

Ответы детей:

Вос-ль: А если он уже взял чужое, что он должен сделать?

Дети: Отдать и извиниться.

Вос-ль: Правильно Васька должен извиниться перед Катей и отдать ей бусы.

Васька: Катя, извини меня, пожалуйста, я больше не буду брать чужое и рвать.

Катя: Хорошо, я думаю, Васька ты так  больше делать не будешь.

Васька: Точно не буду.

Вос-ль: Ребята чтобы наша Катя не плакала, мы для нее сделаем бусы.

Игра «Бусы»: Дети одевают ободки бусинок. Пока звучит музыка, дети-бусинки гуляют по группе. Музыка заканчивается, бусинки собираются в одни большие бусы.

Катя: Спасибо вы меня очень порадовали.

А теперь присаживайтесь за столы и мы с вами для куклы Кати соберём бусы по моему образцу. Я вам даю карточки с бусами, бусинки чередуются, вы выкладывайте такие же бусы правой рукой с лева направо.

Вос-ль: Молодцы! Очень красивые бусы получились. Катя тебе понравилось?

Катя: Спасибо ребята за бусы, теперь у меня много бус и нам с котом Васькой пора уходить домой. До свидания.

Дети: До свидания.

Вос-ль: Ребята кто приходил к нам в гости?

- Научили ли мы кота Ваську не брать чужое?

- Что вам понравилось?



Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

«Знакомство с профессией – «орнитолог»»

Задачи:

- познакомить детей с профессией «орнитолог», показать значимость его труда; уточнить и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц;

- развивать умение анализировать, делать выводы, рассуждать;

- воспитывать доброе, уважительное отношение к труду людей разных профессий, любознательность, инициативность.

Материалы и оборудование: игра «Кому что нужно для работы», иллюстрации с изображением людей разных профессий (продавец, почтальон, врач, орнитолог, пожарный), птиц, фрагментов работы орнитолога; перья птиц; лупа; емкости с водой; пипетки; игра «Четвертый лишний» (птицы).

Подготовка воспитателя: подготовить рабочие места детей, необходимый материал.

Предшествующая работа: наблюдения за птицами; беседы о птицах, профессиях людей; чтение произведений о птицах; организация игр: «Кому что нужно для работы?», «Четвертый лишний».

Словарная работа:

  • Обогащение – орнитолог;
  • Активизация – щебечет.

Этап

Содержание этапа

Деятельность детей

Хронометраж

Орг. момент

- Ребята, я решила сделать уборку в группе и посмотрите, что я нашла. Это очень интересная игра «Кому что нужно для профессии». А вы знаете, что такое профессия? А все ли профессии вы знаете? Проверим?

Педагог показывает иллюстрации с изображением людей различных профессий.

Педагог показывает иллюстрацию, на которой изображен человек с птицами.

- Эта профессия называется орнитолог. А наука, которую он изучает называется орнитология. Хотите узнать о данной профессии?

Дети, занимаясь свободной деятельностью, обращают внимание на воспитателя.

- Профессия – это деятельность человека, то чем он занимается на работе. Мы знаем много профессий. Проверим.

Дети садятся на стульчики по краю ковра, и называют какие предметы нужны определенной человеку профессии.

Называют предположения.

- Да, хотим узнать.

5`

Знакомство с новым материалом.

Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же всё это они узнают? Для того, чтобы получить все эти знания учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные орнитологи   кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок. А нужно изучать жизнь птиц? А какую пользу?

- Орнитолог много знает,

Птиц повсюду изучает:

Где живут и что едят?

Как птенцов своих растят?

Вьют ли гнёзда и когда?

Улетают ли? Куда?

Знает все повадки птиц –

Голубей, грачей, синиц.

Точный им ведёт подсчёт,

Знает всех наперечёт.

Охраняет их и лечит,

Словно добрый Айболит.

Если птицам где-то плохо-

Он на помощь им спешит…

Если вы хотите, дети,

Птиц беречь и изучать,

Значит, надо непременно

Орнитологами стать!

- Хотите попробовать стать орнитологами?

Слушают педагога.

- Нужно. Потому что они приносят пользу.

- Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой.

- Да, хотим.

7`

Практическая деятельность

Переход в импровизированную лабораторию

- Рассмотрите птиц (иллюстрации), подумайте и скажите, в чем их

сходство и различие?

- Обратите внимание на строение пера.

- Это маховое перо птиц, мы видим стержень и прикрепленное к нему опахало.

- Посмотрите, как оно падает, быстро или медленно? Почему оно медленно, плавно кружится

- Возьмите по одному перу, помашем пером. Что происходит, когда птица машет крыльями? Перо эластичное пружинит, не расцепляя волоски, сохраняя поверхность.

- Рассмотрим опахало через лупу.  На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера. Вот как на замке «молния». Такое строение махового пера позволяет держаться птице в воздухе.

- У птиц, есть пуховое перо. Чем оно отличается от махового пера? Пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру. - Зачем птицам такие перья?

- Перо не продуваемое?

-Перо непромокаемое?

Сходство: крылья, туловище покрыто перьями, клюв,

высиживают яйца, летают. Различия: размер, цвет, форма, голос, место

обитания, питание.

Рассматривают перья птиц.

Выполняют опыты.

- Перо легкое, так как внутри стержня - пустота.

Дети делятся с педагогом своим мнением.

- Они служат для сохранения тепла. Дуют на перо. Капают воду из шприца. 
Делают вывод: на всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло

8`

Актуализация имеющихся представлений о птицах.

 - Орнитолог должен хорошо разбираться в птицах. Давайте проверим насколько хорошо вы знаете птиц.

Игра «Четвертый лишний»

- гусь, сорока, воробей, скворец. Почему гусь лишний?

- соловей, жаворонок, скворец, грач. Почему грач?

- воробей, синица, ворона, грач. Почему грач?

- сорока, синица, воробей, ворона, галка, снегирь. Кто лишний?

Дидактическая игра «Кто как прощается?»

Утки - ?

Ласточка – ?

Грач – ?

Кукушка – ?

Журавль – ?

- Гусь - это домашняя птица.

- Грач - это не певчая птица.

 -  Грач - перелетная птица.

- Лишних нет, все зимующие птицы.

Утки - крякают.

Ласточка – щебечет.

Грач – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует.

Журавль – курлычет.

6`

Итог

- С какой профессией мы сегодня познакомились? Чем занимается орнитолог? Каким должен быть орнитолог? Хотите ли вы стать орнитологом и почему? Что интересного вы узнали сегодня? Я благодарю вас за работу сегодня. Мне было интересно с вами.

Отметить индивидуальные успехи детей.

- Мы познакомились с профессией – орнитолог. Это человек, который изучает птиц. Орнитолог должен любить птиц, природу, внимательным, усидчивым и терпеливым.

4`