Речевое развитие

Барсукова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей

Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении.

Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребенком в этот период, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи.

К концу второго года жизни, армируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха. условий воспитания.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования / "мама, дай", "папа, иди", "Лиле пить дать"/. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. (11, с. 15)

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью, произносят в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором "главное" слово стоит на первом места. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.

Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь - это все - таки речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто " думанье вслух". Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь использовать интонацию, логическое /фразовое/ ударение /ударение/ выделение наиболее важных, ключевых слов/, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому,

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, раньше.

Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере чем, например, реплика в диалоге.

2. связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам.

Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению, выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребенка.

Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в усвоении всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительностью речи.

Известный советский языковед и методист А.М.Пешковский считал сознательной пользование языковыми средствами основным отличием литературной речи от речи обыденной. "Всякое осознание фактов языка основано, прежде всего, на сознательном выхватывании над выхваченным, т.е. прежде всего на расчленении процесса речи - мысли. Само собой разумеется, что там, где нет сноровки к такому расчленению, там, где речевые комплексы движутся в мозгу с ловкостью медвежьего пользования, - там не может быть и речи о сознательном пользовании фактами языка, об их выборе, сличении, оценке. (9, с.32)

Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий "р". Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

Артикуляционная программ в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.

К пяти годам ребенок овладевает типам усваивает обиходный словарь.

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контексной речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое сообщение.

По мнению Р.Е.Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение ребенка относится не только к содержанию контексной речи, но и к ее лексико-грамматическому оформлению.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным /Р.Е.Ленина , 1969/. (29, с.25)

Ряд авторов /Н.М.Аксарина, Е.К.Каверина, Ф.И.Фрадкин/ (30 с.25) выделяют факторы, влияющие на развитие речи:

1. Слуховое внимание.

2. моторное развитие.

3. интеллектуальный рост.

4. эмоциональное развитие.

5. общение.

Режимные моменты, самостоятельная игра и специально организуемые занятия с педагогической точки зрения, как формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных и на занятиях.

Важным в ранние периоды развития печи является общение ребенка с взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь логопеда является также образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, богословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно, важное значение имеет интонационная выразительность речи учителя - логопеда. Установлено, что раньше всего малыш начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.



Предварительный просмотр:

 Организация речевой развивающей среды в ДОУ

Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Речевая развивающая среда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности, не только речевую, но и умственную, физическую, игровую, т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности, условием для своеобразной формы «лингвистического самообразования» каждого ребенка.

Организация речевой развивающей среды в ДОУ несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Принимая во внимание исследования, посвященные теоретическому обоснованию организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (В.А. Петровский, С.Л. Новоселова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др.), следует отметить, что принципы ее организации, принятые в дошкольной педагогике и психологии, в полной мере относятся и к организации речевой развивающей среды.

Так, принципы активности, стабильности и динамичности речевой развивающей среды позволяют ребенку не просто прибывать в среде, но и активно с ней взаимодействовать, создавая, дополняя и изменяя в зависимости от личных интересов, потребностей и речевых возможностей, что позволяет ему чувствовать себя свободно, уверенно и комфортно, максимально активизирует речевые умения и навыки в отсутствии взрослого.

В дошкольной педагогической науке под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение, важно чтобы она была особым образом организована, чтобы наиболее аффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Требования к организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

1.        В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).

2.        Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в  укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием использовать уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2-3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.

  1. Динамичность - статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
  2. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
  3. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим  интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития» ребенка.

6.        Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.

Таким образом, на основе анализа существующих психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения могут быть выделены следующие:

- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

- методы и приемы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

- специальное оборудование каждой возрастной группы.

Характеристика всех составляющих речевой развивающей среды каждой возрастной группы может быть представлена с учетом не только возрастных особенностей и возможностей детей, но и на основе выделения приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

___________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351) 741-24-21, Email: mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе

Тема: «Спасаем весну»

Выполнила:

Ситникова Т.С.

    (высшая категория)

Челябинск, 2018

Задачи:

  1. формировать умение отвечать на вопросы полными ответами, участвовать в коллективном разговоре;
  2. формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  3. учить различать и называть птиц;
  4. актуализировать представления о весне, весенних и зимних явлениях;
  5. развивать фонематический слух, умение определять наличие заданного звука в слове;
  6. воспитывать желание помогать.

Словарная работа:

Обогащение: капель

Активизация: перелетные птицы

Предшествующая работа: беседы о весне и перелетных птицах, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной литературы, речевые игры:  «Поймай звук», «Ласковые имена».

Материалы и оборудование:  посылка,  диск, аудиозаписи, музыкальный центр, иллюстрации птиц (ласточка, грач, скворец, лебедь, соловей),  мяч, дорога-пазл, магнитная доска, магниты, изображения явлений весны и зимы, солнышко-наклейки

Ход:

Воспитатель вносит в группу «посылку» и обращает внимание детей на нее. Дети совместно с  педагогом рассматривают ее, выдвигают предположения от кого пришла  посылка.

В: Ребята, как вы думаете от кого эта посылка? Как вы догадались? Посмотрите, кто изображен на посылке.

Педагог открывает посылку и находит в ней диск. Слушают аудиозапись от весны.

Весна: Здравствуйте, ребята! Я прошу вас мне помочь. Зима не хочет уступать мне место, напустила вьюгу, перепутала все явления и приметы. Теперь я заблудилась. Помогите разобраться и найти дорогу. Помогут вам мои друзья – перелетные птицы. Ищите их в группе. Будьте внимательны!

В: Вы хотите помочь весне? Или хотите оставить зиму? Что нам нужно искать? Только перелетных птиц. Кто такие, перелетные птицы? А вот и подсказки, каких именно.

В посылке находят картинки птиц. В группе находят первую из птиц – ласточка.

В: Что это за птица? Да, ребята, это ласточка. Ласточка – это перелетная птица? Ласточка предлагает нам поиграть в игру «Почемучки?». Я буду бросать вам поочередно мяч, при этом задавая вопрос, а вы возвращаете мне мяч и отвечаете на вопрос полным ответом.

- Почему стало мало снега?

 - Почему мы сняли валенки и шубы?

- Почему уже нельзя кататься на лыжах?

- Что весной появляется на деревьях?

- Что происходит с животными весной?

- Что происходит с птицами весной?

- Какие цветы появляются первыми весной?

- Почему на улице не стало снеговиков?

- Почему появляются лужи?

В: Справились с заданием.  Ласточка дает нам элемент пазла, и говорит о том, что он поможет нам построить дорогу для весны. Теперь нам нужен грач.

Прикрепляют элемент пазла на магнитную доску. Дети ищут в группе изображение грача.

В: Грач - это перелетная птица или зимующая? Рассмотрите картинки с изображением явлений весны и зимы, и разложить их по разным группам. Одна подгруппа будет выбирать приметы весны, а другая приметы зимы. Будьте внимательны.

В: Умнички! Смогли забрать еще один элемент пазла. Теперь нам нужен скворец.

Прикрепляют элемент пазла на магнитную доску. Находят изображение скворца.

В: Скворец – это какая птица? Скворец хочет посмотреть, как мы умеем двигаться. Повторяйте движения за мной.

На орех взобрался Мишка

(имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

В: Ура! Еще один элемент пазла у нас. Теперь нам предстоит выполнить задание лебедя. Лебедь – это перелетная птица или зимующая? Так как лебедь очень ласковая птица, то просит нас назвать слова ласково.

солнце - солнышко

лужа - лужица

дождь -

облако -

вода-

жук -

ветка-

капля -

трава -

В: Я очень рада, что вы такие ласковые. Элемент пазла найден! Осталось найти лишь соловья. Перелетная ли птица соловей? Соловей очень красиво поет, и хочет проверить умеете ли вы слушать. Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы  хлопните, если услышите звук [с]: солнце, дерево, цветок,  дождь,  капель, подснежник, скворец. Последний элемент пазла. Дорога готова. Весна сможет теперь к нам прийти.

Дети самостоятельно собирают пазл. И получают изображение дороги.

В: Ребята, мне кажется, мы справились со всеми заданиями. Помогли весне найти дорогу.  Сложно ли вам было? Какие задания нам попадались? Что нового мы узнали?

В группе также присутствует изображение вороны.  Обсудить, почему ее задание выполнять не нужно.

Включается аудиозапись от весны.

Весна: Спасибо ребята вам большое! Вы правильно выполнили все задания и помогли найти дорогу. Надеюсь, скоро увидимся. В знак благодарности вас ждут подарки, на ваших шкафчиках.

Дети проходят к шкафчикам и видят на дверцах картинки - солнышко.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

__________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351) 741-24-21, Email: mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

(формированию звуковой стороны речи)

 в подготовительной группе

Тема: «Постановка звука [Р]»

Выполнила:

Ситникова Т.С.

    (высшая категория)

Челябинск, 2018

Цель: формирование правильного произношения звука Р в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

образовательные: формирование звуковой стороны речи, совершенствование фонематического слуха, развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.

развивающие: развитие речевой моторики; развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы.

воспитательные: воспитание самоконтроля, самостоятельности, активности, усидчивости.

Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях», пеналы

План:

          I. Организационный момент.

  • Приветствие.

II. Основная часть.

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика
  • Характеристика звука.
  • Игра «Чистоговорки»
  • Игра «Найдем домик звуку Р»
  • Физминутка

III. Подведение итогов.

        Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Этап

     Содержание

     Деятельность      

        ребенка

     № Слайда

I. Орг.момент

Здравствуйте! Сегодня мы будем продолжать тренироваться произносить звук [ р ] К нам в гости пришел мальчик Рома. Он пригласил нас на день рождения. Но прежде чем мы пойдем нужно хорошо подготовиться.

Здравствуйте.

    2

II. Объявление темы и анализ артикуляции звука

Какой первый звук в его имени? А звук Р он какой?

Звук Р. Дают характеристику звука Р.

     2

III. Артикуляционная гимнастика

Давайте покажем Роме, как нужно делать гимнастику для язычка.

  1.  «заборчик»
  2. «чистим зубы
  3. «грибок»
  4. «блинчик»
  5.  «чашечка»
  6. «горка»

Молодцы!

Выполнение артикуляционной гимнастики.

     3

IV. Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать.

1. «Задуй упрямую свечу» Ребёнок дует на «свечу», направляя воздушную струю далеко вперёд. Глубокий вдох через нос, выдох – через рот.

2. «Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

Выполнение дыхательной гимнастики

      4

      5

V. Развитие фонематического слуха

Ну вот мы с вами и пришли на день рождение Ромы. Все гости уже собрались и подарили подарки. ( Показ картинок) Назовите их. Дети называют по очереди. А сейчас я назову подарки, а вы услышав звук Р  должны хлопнуть.

робот, пирамидка, тигр, ракета, экскаватор, грузовик, барабан, карандаш, картина, светофор, труба, гитара

Выполняют задание

      6-8

VI. Дифференциация в слогах

Рома очень любит петь песенки. Давайте мы вместе с ним споем.

ра-ра-ра — во дворе гора ро-ро-ро — на морозе не легко                                  ру-ру-ру — начинаем мы игру                                  ры-ры-ры — прокачусь с горы

Пропевание слоговых дорожек

       -

VII. Игра «Найдем домик звуку Р»

Хорошо справились, Роме очень понравились ваши песенки. А теперь Рома предлагает вам поиграть в такую игру. «Найдем звуку Р домик». Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук (в начале, середине или конце). Рукав, руль, ручка, парашют, паровоз, актер, шахтер.

Выполняют все правила игры

       -

VIII. Анализ слов

А Рома приготовил каждому из вас небольшой подарок. Это слова со звуком Р. Вы должны их проанализировать. Каждый самостоятельно. Шахтер, пожарник, рука, арбуз.

Анализируют каждый своё слово.

      -

IX. Итог

Итак, ребята, с каким звуком мы с вами сегодня работали? Какой он звук Р?  Молодцы! И еще мы сегодня учились определять местоположение звука Р в слове, выделять его из других звуков. Роме и мне очень понравилось с вами играть. Большое вам спасибо. Все, ребята, тихонечко идите в группы.

Со звуком Р. Он согласный, твердый, звонкий. Мы ходили на день рождения к Роме.

      -



Предварительный просмотр:

Рекомендации


C:\Users\Татьяна\Desktop\ааа.jpg

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе)
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею)
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок)
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю)
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее)
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка)
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Например

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов».  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.



C:\Users\Татьяна\Desktop\мамк.png