Познавательное развитие

Барсукова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Содержание регионального компонента при реализации

программы дошкольного образования

Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»

История Урала самобытна и неповторима, она как величественное дерево, уходит корнями глубоко в прошлое. Наше время вернуло интерес к своим корням, больше хочется знать о национальной культуре и  обычаях своего народа.

             Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

            Приобщение детей к народной культуре стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Мы не должны забывать о духовной преемственности между поколениями, о тех традициях, обычаях и нравах, которые передаются от отцов к детям.

          На наш взгляд, основной целью  регионального  компонента дошкольного образования   является обеспечение условий для формирования у воспитанников целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам населения Челябинской области и призван обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью. Он позволяет организовать занятия, направленные на изучение родного языка и литературы, исторических, природных, социокультурных и экономических особенностей региона,  духовными ценностями той местности, в которой проживает человек, с его «малой родиной» как частью России.

Очевидно, что для решения этих задач необходим комплекс мер на основе реализации регионального компонента образования на всех его ступенях – от  дошкольной  до вузовской.

  

                Дошкольное воспитание и образование  включает: 

1. Насыщение предметно-пространственной среды в соответствии с традициями  родного края.

2. Дополнение  реализуемой   программы  фольклорным  материалом (пестушки, пословицы,  колыбельные, колядки, хороводы, сказки, народные  песни, игры).

3. Приобщение к духовным и культурным традициям (проведение утренников, праздничных мероприятий, посвященных  Рождеству,  Масленице  и т.д.) знакомство с праздниками народов населяющих Урал.

            Думая о серьезной работе по проблеме, педагоги ДОУ решили вопрос целесообразности расширения собственного базиса личностной культуры, изучали первоисточники, этнографический материал, предметы народно прикладного искусства Урала, посещали выставки, музей, фольклорные праздники, творчески переосмысливая и грамотно перерабатывая его для малышей.

                Формы организации работы с детьми разнообразны: специально организованные занятия с учетом регионального компонента, фольклорные праздники, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность дошкольников. Разрабатываются конспекты бесед, экскурсий, познавательных рассказов, сценарии праздников и развлечений, планы кружковой работы.

            С целью ознакомления педагогов ДОУ с национальной культурой, повышения их ручных умелостей в ДОУ проводятся разнообразные формы методической учебы: консультации, семинары-практикумы, организационно-деятельностные игры и др.

            Работу по воспитанию в детях духовности, начал патриотических чувств воспитатели осуществляют в тесном контакте с родителями, так как эффективность данной работы во многом обеспечивается совместными усилиями детского сада и семьи.

           

Содержание и формы реализации регионального (национально-регионального) компонента   в ДОУ

 Региональный компонент  образования раскрывается через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение дошкольниками конкретным видом культуры.

        В дошкольном возрасте выделяются особые содержательные линии, отражающие специфику психофизического и социального развития ребенка до 7 лет.

         Содержание регионального компонента определяет последовательность приобщения ребенка социальному опыту.

В целях обогащения целостной воспитательной работы по реализации образовательной программы Л.А. Венгера «Развитие», мы учитываем приоритеты общего развития детей и направляем методику воспитания и обучения дошкольников на их  приобщение к культуре родного края, на формирование патриотических чувств и развитие духовности

        Программа «Развитие» предполагает использование материала региона в котором находиться данное ДОУ.

        Содержание программы «Развитие» представлено следующими разделами: учебно-познавательное, художественно-эстетическое, физическое, игра.

     Остановимся подробно на каждом из них.

                         Учебно - познавательное развитие:

            Раздел  «Развитие экологических представлений»

      Занятия строятся с учетом регионального компонента. По  мнению авторов программы, знакомство с природой родного края с младшего возраста является основной частью развития представлений детей об окружающем мире и о себе. Наблюдая с  детьми за явлениями погоды (снегом, дождем),  за объектами живой природы (кошкой, голубями, воробьем) в естественных условиях, тем самым с самого раннего детства, мы помогаем детям познакомиться с природой родного края, учим любить и уважать её.

        Со средней группы детям даются представления о последовательности смены времен года, уточняются представления о характерных признаках каждого сезона с учетом региона. Знакомим  детей с природой Урала, растительным и животным миром, с изменениями происходящими в жизни природы в условиях нашего климата.         В старших группах идет освоение использования модели взаимосвязи растений и   животных с условиями жизни в природной зоне  региона,  в котором мы проживаем.

        В разделе «Конструирование» программа предполагает знакомство с архитектурой родного города, конструирование зданий родного  города: детского сада, музея, театра и т.д., изготовление различных  макетов: своего двора,  улицы на которой ты живешь.  

Раздел «Ознакомление с пространственными отношениями» предполагает знакомство с различными  картами. Сначала детей знакомят с картой  района, затем города и  области,  в которой мы проживаем.

Раздел «Развитие элементов логического мышления» так же предполагает использование материала региона,  в котором находиться ДОУ.

Например,  при ознакомлении с классификационными отношениями между понятиями,   используем растительный и животный мир региона.

Говоря о таких разделах программы, как  «Обучение грамоте», «Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой» обращаем  особое внимание на:

  • Создание развивающей среды, стимулирующей развитие навыков общения на родном языке;
  • Формирование основ речевой и знаковой культуры национального языка;
  • Нормативное звучание слов, словосочетаний и фраз на родном языке. Пересказ содержания сказок, мифов, легенд. Рассказ о бытовой ситуации на родном языке. Основные нормы орфоэпии.
  • Национальная художественная литература для детей и фольклор. Народные календарные и обрядовые праздники. Негативное отношение к ненормативной лексике.
  • Использование художественной литературы (поэзия, устное народное творчество: потешки, пословицы, скороговорки, загадки, сказки, кукольный театр, национальные танцы, песни, поэзия поэтов народов Урала, устное народное творчество).

                         "Художественно-эстетическое развитие"

        В дошкольном детстве особенно остро воспринимается художественная деятельность: рисование, аппликации, лепка, музыкальная деятельность, потребность в творческом самовыражении.  Работу  по данному направлению мы включаем в разные виды деятельности.

         Большинство тем, в разделе «Изобразительная деятельность» предполагает  использование регионального компонента. Все зависит от педагога, его желания, творческого подхода. Например, при создании живописной композиции с изображением пейзажа и овладением действием детализации, создаем пейзажи родного края. При создании графического предметного изображения – рисуем  деревья и кусты, растущие в нашем регионе (или «Цветы на лугу»). Создавая объемное изображение объекта в движении, используем тему «Звери нашего леса», осваивая действия детализации, дети изображают здания города, городской транспорт и т.д.

        В программе «Развитие» по разделу  «Изодеятельность» (за исключением подготовительной группы: 1-2 занятия) отсутствует декоративное рисование.

        Так, в совместной деятельности педагога с детьми по рисованию, ручному труду знакомим детей с декоративно-прикладным искусством  Урала.  Это: каслинское литье, златоустовская гравюра, уральская роспись на бураках, камнерезное искусство.  

        Педагоги в ДОУ создают широкие возможности для обогащения чувственных впечатлений при соприкосновении с искусством  нашего края. Дети старшего дошкольного возраста постоянно посещают Краеведческий  музей. Большое впечатление произвела  последняя  выставка  «Легенды и мифы Башкирии».

        После посещения выставок, получив массу ярких впечатлений, дети рисуют  национальные костюмы и узоры. Создают национальные украшения из теста и глины. В ДОУ организуются выставки по мативам народного творчества: «Каменный пояс» (изготовление украшений из теста),  «Уральских дел мастер» (лепка скульптуры), персональные выставки, такие как  «Моя бабушка – рукодельница», на которой представляются работы по вязанию или вышевке наших бабушек и пробабушек. Приобщение детей к истокам народного творчества в ДОУ носит систематический целенаправленный характер.

        С младшего возраста включаем в культурно-досуговую деятельность фольклорные праздники, где знакомим детей с традициями Урала («В гостях у бабушки», «На птичьем дворе», «Осенины», «Уральская масленица», «Рождественские колядки», «Капустные посиделки», «Праздник урожая» и т.д.)

        Стала  традицией проведение «Дня города». В этом   году проведена  литературно-музыкальную композицию «Челябинск – мой город родной». На которой педагоги познакомили детей с творчеством челябинского композитора О. Кульдяева, исполнили его песни «Над вечерним Челябинском», «Челябинск - ты любовь моя».

                                       "Физическое развитие"

  • Способы закаливания с учетом особенностей климата Южного Урала.
  • Рассматриваем правила рационального питания дошкольников с учетом индивидуальных особенностей. Традиционные для Южного Урала продукты питания и блюда. Особенности национальной кухни.
  • Говорим о специфике национальной одежды тех   этносов, с которыми осуществляется общение. Правила выбора одежды в соответствии с конкретными погодными условиями. Детская мода для мальчиков и девочек.
  • Даем детям представление о традиционных для Урала видах спорта, спортивных играх.
  • Представление об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья в природных, климатических условиях Урала, конкретного места проживания.

         Разучиваются и проводятся народные национальные подвижные игры. Создана картотека игр народов населяющих Южный Урал.

                         "Социально-личностное развитие"

  • Даем представления о себе как члене семьи, детского сообщества, жителей конкретной территории. Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на  Южном Урале и месте проживания.
  • Знакомим основными нормами этикета и культурными традициями представителей этносов, с которыми осуществляется общение на территории проживания;
  • Учим соблюдать основные нормы этикета, традиции и обычаи своего народа;

        В познавательном развитии, в совместной деятельности, даем детям первичные представления о современной и древней культуре Урала. Знакомим с прошлым и настоящим нашего города, через экскурсии, беседы (экскурсия  «Мой город», «Челябинск   военный: о вкладе города в Победу»). Через игру знакомим  с основными видами производства и профессиями, широко распространенными на Южном Урале (металлурги, шахтеры, строители).

        Мой дом, улица, двор, населенный пункт. Формы взаимодействия с ближайшим окружающим миром. Основные достопримечательности родного края. Базовые представления о верованиях, религии, быте и образе жизни населения  на Урале на основе сказок, мифов и легенд, литературных произведений. Образы добра и зла, основные представления о   фольклоре народов Южного Урала.

     Широко  используем художественную  литературу (поэзия, устное народное творчество: потешки, пословицы, скороговорки, загадки, сказки, кукольный театр, национальные танцы, песни, поэзия поэтов народов Урала, устное народное творчество).

          Постепенно дети рано или поздно приходят к осознанию себя в социальном мире: семье, детском саду, месту, где живут и он становится принадлежным этому месту, словно за этим стоит не только география места обитания, но и особая “тайна”, особый стиль жизни, особая традиция в быту, играх, праздниках, манере одеваться, разговаривать, вести себя дома и в общественных местах.

        Уже в дошкольном возрасте отмечается совместная деятельность ребенка и педагога с учетом индивидуальности детей, склонностей и интересов, понимание закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, специфики культурных и социокультурных  явлении своего региона, осмысление на этом основе исторической традиции в жизни своей территории. Умение использовать плоды человеческой культуры, ценить тот факт, что духовные и материальные ценности, накопленные взрослыми их педагогами, родителями и т.д. могут быть не только востребованы, но и созданы своим личным трудом (дома, детском саду и других образовательных местах).

        Педагоги дошкольного учреждения не ставят самоцелью введение регионального компонента в содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ как дань моде, а видят смысл своей работы через воспитание у ребенка любви к ближнему, родному городу, родной земле, научить уважать свое историческое прошлое, общечеловеческие ценности и в будущем стать истинным патриотом и гражданином.



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        

                                                          «Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

                                                  Составила: Ситникова Т.С.

                                                                               Воспитатель первой категории

        2017г.

ТЕМА:  «Путешествие в страну математики»

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить умение детей устанавливать правильную последовательность чисел в числовом ряду.
  • Закрепить с детьми  состав числа 6 из двух меньших чисел.
  • Упражнять детей в решении задач, ориентировке в пространстве по словесному указанию.
  • Развивать мышление, творческое воображение, внимание, память, навыки самоконтроля, умение детей работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Демонстрационный материал:  плакат «состав числа 6», шесть фишек.

Раздаточный материал: карточки с заданием «соотношение чисел», карточки с цифрами от 0 до 10; двадцать счетных палочек.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение словаря: сумма, разность.

Активизация словаря: сравнение, последовательность.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

Состав числа «6», дидактические игры на составление задач, игры со счетными  палочками, сравнение чисел, игры по ориентировке в пространстве.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите,  к нам  сюда пришло приглашение от самой царицы Математики. Она приглашает нас в гости. Хотите отправиться в путешествие?

      (Ответы детей)

  Воспитатель: А путь к ней ох и сложный, тернистый. А может не пойдем, и не отправимся никуда. Посидим в группе, поиграем,  как вы думаете?

     (Ответы детей)

Воспитатель: Раз, вы, не боитесь, тогда отправимся в путь. Ребята, а как вы думаете,  на чём мы отправимся в путешествие?

    (Ответы детей)

 Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться в путешествие с помощью волшебной палочки. Я  дотронусь до вас волшебной палочкой, и мы с вами сможем  перемещаться во времени. Закрываем глаза и отправляемся.

      (Пока у детей закрыты глаза, произношу слова-заклинания, достаю ширму с  изображением ворот)

 Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в стране математики. Но, что же,  это? Пригласили в гости, а ворота закрыты. Посмотрите, здесь что-то написано.

(Читаю задание: Запишите пропущенные цифры в пустые кружочки. Если задание  выполните верно,  вы  получите  указания,  как пройти к царице Математики»)        (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились. А вот и конверт с указанием, куда идти дальше.    (Читаем задание)     

Воспитатель: Надо от ворот повернуть на право и сделать 6 больших шагов.                         (Дети осуществляют движение по группе)

Воспитатель:  посмотрите, здесь еще одно задание. Что же необходимо сделать? Надо поставить знак сравнения между заданными числами. Давайте присядем и выполним задание.

                 (Дети выполняют задание)

Воспитатель: А теперь поменяйтесь местами и проверьте друг у друга, верно ли выполнено неравенство.

                 (Дети проверяют выполнение задания в парах)

Воспитатель: А вот и следующий указатель: обернитесь вокруг себя три раза, пройдите четыре  шага налево и сделайте два прыжка на право.

            (Дети осуществляют движение по группе)

 Воспитатель: А вот и следующее задание: мы должны заполнить пустые окошечки так, чтобы в сумме равнялось 6,  а поможет нам в этом наш волшебный квадрат (плакат «Состав числа 6»). И так что мы видим?

           (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились. А теперь отдохнем и  поиграем. Я спрячу в руках 4 фишки, а вы должны отгадать, сколько в одной руке у меня фишек, сколько в другой. Кто отгадает, тот и загадывает.

Воспитатель: Ну, что, мы продолжаем наш не легкий путь  царице Математики?  (Да)  Вот  и следующее указание: повернитесь на право и прыгните четыре раза по-лягушачьи

              (Дети осуществляют движение по группе)

Воспитатель: Посмотрите, а здесь у нас задачи - загадки. Любите решать задачи? Тогда слушайте.

                              Ёжик по лесу шел.

                              На обед грибы нашел.

                              Два – под березой,

                              Три у осины,

                              Сколько их будет

                              В плетеной корзине?  (5)

Воспитатель: А как получили  ответ «5»?

             (Ответы детей)

Воспитатель: А вот еще одна задача:

                              Высоко задравши нос,

                              Заяц шесть морковок нес,

                              Спотыкнулся и упал –

                              Две морковки потерял,

                              Сколько морковок у зайца осталось? (4)

Воспитатель: Верно, а как вы получили «4»?

          (Ответы детей)

А вот и следующее указание: пройти спиной вперед 10 шагов.

Воспитатель: А теперь мы попали в страну «Весёлой математики». Здесь живут волшебные палочки. Вы, хотите, познакомиться сними поближе?

        (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда послушайте внимательно задание. На карточках нарисована картинка, вам нужно построить такую же фигуру из палочек.

       (Пока дети выполняют задание, переодеваюсь в царицу Математики)

  Царица математики: Здравствуйте ребята. Какие вы молодцы, хорошо справились со всеми моими заданиями.  Давайте посмотрим, у  кого  какая фигура получилась?

         (Выслушиваем ответы детей)

Мне  очень понравилось,  как вы выполняли задания. Со всеми справились и дошли до меня. А за это я вам подарю игру.  Играйте, учитесь и скоро я вас приглашу еще в гости. До свидания!

Ребята закрывайте глаза, и вы отправитесь обратно в группу.

(Дети закрывают глаза,  и я с помощью волшебной палочки возвращаю их в группу,  снимаю наряд)

Воспитатель: Вот мы и очутились в своей любимой группе. Ребята, вам понравилось путешествие?  И мне тоже очень понравилось. Что интересного вы узнали, пока путешествовали?  

          (Выслушиваю ответы детей)

А как вы считаете, все нам сегодня  удалось? У кого из вас были трудности в выполнении какого-либо задания? А какое больше всего задание понравилось вам?   А кто сегодня потрудился лучше всех?

        (Выслушиваю ответы детей)

                                                                                   



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        

                                                          «Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

                                                  Составила: Ситникова Т.С.

                                                                               Воспитатель первой категории

2018г.

Тема: «Морское путешествие»

Задачи:

  • Дать обобщённое представление об окружающем мире.
  • Содействовать широкому самостоятельному использованию детьми полученных знаний в различных ситуациях.
  • Воспитывать у детей чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Ход занятия:  

        Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, который появился в группе.

        1 этап.

        Воспитатель: Ребята! Давайте посмотрим, что в этом конверте.

Воспитатель вскрывает конверт, откуда достаёт письмо от капитана Врунгеля и фрагменты рисунка (карты). Воспитатель читает письмо, в котором капитан обращается за помощью к детям: «SOS! Тот, кто получит эту записку, узнает моё теперешнее местонахождение после кораблекрушения. Жду с нетерпением! Капитан Врунгель».

        Воспитатель: Я думаю, что это будет нелёгкое дело. Готовы ли вы к такому путешествию? На каком транспортном средстве мы сможем путешествовать по океану? К какому виду транспорта он относится?

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на корабле. Вы не возражаете? У нас будет три команды и нам понадобится три корабля.

Дети, вытаскивая картинки с видами транспорта (воздушный, водный, наземный), делятся на три команды.

Воспитатель: А как же нам найти остров?

Ответы детей.

Воспитатель привлекает внимание детей к фрагментам разного цвета, находящимся в конверте.

Капитаны складывают разрезные картинки соответствующего цвета и получают 3 карты.

Воспитатель: Мы получили 3 карты, у нас три маршрута. Каждая команда отправляется по своему маршруту, посмотрим, кто доберётся быстрее. В путь.

        2 этап.

Первый остров, который встречают дети на своём пути, – Остров Грамматики

        1 задание: Необходимо произнести слог БА или ПА, чтобы правильно закончить слово:

Жа...

Шай...

Ла...

Ры...

Сту....

Нер...

Тор...

Ла....

        2 задание: Угадайте, из чего сделан предмет? Например, мост из камня - каменный.

Якорь из металла - металлический

Кувшин из глины – глиняный

Кораблик из бумаги – бумажный

Паруса из ткани – тканевые

        Второй  остров, который встречают дети на своём пути, – Остров «Зелёный»

        1 задание: распределить предложенные картинки животных по различным сообществам: лес, озеро, болото.

        2 задание: Игра «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты». На одном столе выкладываются три разноцветных листа бумаги: зеленый – для травоядных, красный – для хищников, двуцветный – для всеядных. На другом столе лежат картинки различных животных (изображением вниз). Дети берут по одной картинке, становятся вокруг стола с цветными листами бумаги. Далее работа идет по цепочке. Каждый ребенок называет животное на своей картинке, говорит, чем оно питается, и кладет на соответствующий лист бумаги.

        Третий остров, который встречают дети на своём пути, – Остров «Сосчитайка»

        1 задание: Необходимо решить задачу: «При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 м. Какова длина забора?»

        2 задание: Ответить, сколько треугольников потребовалось, чтобы выкроить парус.

        Четвёртый  остров, который встречают дети на своём пути, – Остров «Размышляйка»

        1 задание: назвать одним словом предметы, изображённые на картинках: животные (муравей, рыба, ворона, заяц, корова, бабочка); профессии (повар, строитель, учитель, врач, капитан); морские обитатели (скат, акула, кит, дельфин); движения (ребёнок бежит, ловит рыбу, плывёт, лезет по мачте, бросает якорь).

        2 задание: необходимо подобрать противоположную пару к слову: холод – жара; день – ночь, утро – вечер, вышел – зашел, веселый - грустный, прямой – кривой, сухой – мокрый.

        По окончании выполнения заданий команды встречаются на последнем этапе путешествия. Здесь их ожидает последнее испытание – встреча с Цифрозавром, который охраняет вход на остров.

        Воспитатель:         Не откладывай на завтра!

                                        Нужен срочно твой ответ:

                                        Исполина Цифрозавра

                                        Победил ты или нет?

        Победит Цифрозавра тот, кто сумеет в кружочках на зубцах его гребня расставить цифры от 1 до 10, так чтобы сумма двух рядом стоящих цифр не равнялась какому-либо соседнему числу.

        3 этап.  Дети встречаются с капитаном Врунгелем, который спрашивает их о трудностях, которые они встречали на своём пути. Подводятся итоги работы всех и каждого.



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        

                                                          «Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(развитию экологических представлений)

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

                                                  Составила: Ситникова Т.С.

                                                                               Воспитатель высшей категории

        2018г.

                    Тема: «Вода – источник жизни»

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знание детей о воде: где, как используется человеком.
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение.
  3. Воспитывать бережное и разумное отношение к  использованию  воды.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Банка с водой, глобус, стаканы с грязной водой, фильтры, яблоко, магнитофонная запись (шум ручейка, фонтана, моря).

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

     Эксперименты с водой, чтение литературы о воде, рассматривание иллюстраций о   воде,  дидактические игры по экологии.

     СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение: фильтры.

Активизация: солёная и пресная вода, реки, моря.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  • Ребята, я вам хочу загадать загадку: «Она и в озере, она и в лужице.

                                                                                Она и в чайнике у нас кипит.

                                                                                Она и в речке бежит, шумит»

              Что это? (ответы детей) Правильно, это вода.

  • Ребята, предлагаю сесть на стульчики и продолжить наше занятие.
  • (звучит журчание реки) Как вы думаете, кто это с вами разговаривает? (река)
  • (звучит шум моря) Как вы думаете, а кто сейчас с вами разговаривает? (море)
  • (звучит запись шума воды в фонтане) А сейчас что вы слышите? (фонтан) Да, это звуки фонтана. Закройте глаза и представьте фонтан. Посмотрите, как он красив, как много маленьких, прозрачных капелек играет в нём. Полюбуйтесь ими. (даю детям 1-2 минуты)
  • Ребята, летом я слышала разговор двух мальчишек. Хотите узнать какой? (ответы детей)
  • Ну, тогда слушайте:

«- Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Нашли целую ванну воды, и пускали, там кораблики. А потом наполнили водяные пистолеты  и пошли на улицу.

- А кран то закрыли? – спрашивает Юра.

- А зачем? Воды и так много, пусть себе течёт. Потом закроем.

Стали брызгать друг в друга. Столько воды разлили. Зато весело было!»

  • Дети, как бы вы оценили поведение этих мальчиков? Хорошо ли они поступили? И почему? (ответы детей)
  • Вы считаете, что воду надо беречь? А зачем её беречь? (ответы детей)
  • Мы так привыкли, что у нас всегда в кранах течёт вода, что совсем её не замечаем. Вот послушайте стихотворение: «Вы слыхали о воде?

                                                                                 Говорят она везде.

                                                                                 Мы её не замечаем.

                                                                                 Мы привыкли, что вода

                                                                                 Наша спутница всегда!»

  • А  для чего,  нужна вода?  (Умываться,  поливать растения, поить животных, стирать бельё, мыть полы, готовить обед,  и.т.д.)
  • Как вы думаете, много на земле воды, и хватит ли её всем? (ответы детей) Давайте посмотрим на глобус и вспомним, каким цветом обозначают воду. (синим)

Покажите на глобусе, где вы видите воду. Действительно много воды. Это четыре океана и много морей. Я сейчас вам это продемонстрирую.

  • У меня в руке яблоко. Представим, что это наша земля  ¼  часть это суша. (показываю ¼  часть яблока) А вот это всё вода. Вот сколько много воды на нашей планете. Но вся ли она пригодна для нас?
  • Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто из вас знает какая у нас на вкус вода в море и океане? Хотите узнать? (предлагаю детям воду с морской солью) Можно ли её пить? (нет) Пить можно только пресную воду.
  • А как вы думаете,  где в природе есть пресная вода? (ответы детей)
  • Кто покажет на глобусе, где находятся реки и озёра? (выходит ребёнок, показывает)
  • Давайте представим, что вся вода на нашей планете это трёхлитровая банка, то пресной воды всего лишь пол стакана. (показываю трёхлитровую банку и переливаю пол стакана воды)
  • Так много или мало пресной воды? (Мало) Ребята, а можем ли мы пить пресную воду из рек? (Нет) Почему? (Грязная) А что делать?  (Очистить).
  • А как называются все приспособления, которые чистят воду?  (ответы детей) Правильно, фильтры. (Показываю рисунок, на котором изображены фильтры для очистки воды) Я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам и мы с вами проведём эксперимент:

Здесь у нас стакан с грязной речной водой. В ней встречаются камешки, грязь, песок, мусор. Мы берём эту воду и через марлю, как через фильтр переливаем в чистый стакан. Что мы видим на марле? (ответы детей) Какой стала вода в стакане? (ответы детей) А теперь перельём воду ещё раз и посмотрим какой станет у нас вода? (обращаю внимание детей на то, что фильтр плотнее: из марли и ваты) (проводится опыт: дети переливают) А теперь ребята какой стала вода? (ответы детей) Вот какой долгий путь проходит вода чтобы, добраться к нам в дом.

  • Давайте мы с вами превратимся на время в изобретателей, которые могут всем людям решить проблему бережного отношения к воде. И каждый из вас предложит свой вариант бережного отношения к воде. (Предложения детей)
  • Мне нравятся ваши идеи. А какая машина,  вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей) Давайте вечером нарисуем свои изобретения и пошлём их в научно-исследовательский институт. И может быть они смогут помочь нашим учёным решить проблему бережного отношения к воде. (дети рисуют свои изобретения, затем рассказывают о них)
  • Чем мы сегодня занимались на занятии? Как вам кажется, кто лучше всех занимался и почему?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351) 741-24-21, Email:mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

во 2 младшей группе

Тема: «Помоги Вороне вернуть друзей»

                                                                                                     Составила: 

Ситникова Т.С

(Высшая категория)

                                                                                                     

Челябинск, 2016

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о признаках весны. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопрос, выслушивать и не перебивать товарища. Учить различать птиц от животных, называть признаки отличий. Учить выделять лишнее из общей цепочки.
  2. Развивать умение работать в коллективе. Развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  3. Воспитывать интерес  к живой природе, желание помогать друг другу и окружающим, любовь и уважение к пернатым

Оборудование: конверт с письмом от вороны; конверты с заданиями; презентация включающая изображения колдуньи, вороны, птицы и животного для сравнения, скрипичного ключа;  цепочки: волк-грач-лиса-заяц, скворец-стрекоза-аист-журавль, утка-курица-петух-карп; клей; кисточки для клея; цветная бумага;  заготовки птиц; образец.

Индивидуальная работа: активизировать Макара и Максима на совместное участие с другими детьми в ходе образовательной деятельности.

Предварительная работа:

Беседа о птицах и признаках весны; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры: «Кто лишний»

Подготовка воспитателя: Продумать приёмы активизации детей, подготовить демонстрационный и раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Организационный момент

Воспитатель:

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая колдунья их заколдовала

 (слайд 2). Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Воспитатель: От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (слайд 3). Поможем расколдовать птиц? (да)

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут. Тогда дослушайте письмо.

«Карр-карр! Я помогу вам расколдовать птиц. Злая волшебница разбросала оставила конверты с заданиями от ее колдовства. И если выполнить эти задания, то колдовство пропадет, и птицы смогут вернуться».

Воспитатель: Давайте откроем первый конверт и посмотрим что в нем. Ребята, в какое время года птицы прилетают из теплых стран обратно домой? (Весной). А какие признаки весны вы знаете? (Тает снег. Длиннее день. Начинается капель. Растет трава. Цветут деревья. Прилетают птицы).  Правильно ребята, солнце пригревает всё сильнее. Снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Весна пришла, а птиц колдунья не пускает. Давайте с вами сделаем зарядку для пальчиков, чтобы подготовиться и набраться сил для борьбы со злой колдуньей.

Пальчиковая гимнастика

Пришла весна,                                      (сжимают, разжимают кулачки)

Журчат ручьи                                       (перебирают пальчиками с продвижением      

                                                               вперед)

И солнце пригревает,                          (ладошка на ладошке, пальцы раздвинуты)

К нам возвращаются грачи                 (имитация движений крыльев птицы) 

И все в округе тает                              (описывают круг руками)

Воспитатель: С первым заданием вы справились давайте теперь скорей смотреть следующее задание. Ой, ребята колдунья решила нас совсем запутать. Вы знаете чем отличаются животные от птиц? (у птиц есть клюв, крылья, покрыты перьями) Сравнивают с опорой на рисунки (слайд 4).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Давайте откроем следующий конверт (в задании скрипичный ключ. Ритмодекламация «Птицы»). Решила колдунья проверить, как мы умеем двигаться. Чтобы выполнить это задание нам нужно на ножки встать и за мною повторять. Аккуратно, не спешим. Смотрим на меня внимательно и стараемся повторить (слайд 5).

Ритмодекламация «Птицы»

Звонко капают капели, (наклон вправо, наклон, влево приложив руку к ушку)

Птицы весело запели

Покинув страны южные,                          

Спешат к нам птицы дружные. (бегают  в свободном направлении машут                                                                        крыльями)

На ветку сели скворушки         (сидя на корточках, похлопывают себя рукой с

И стали чистить перышки       одного бока, затем другой рукой с другого бока)                  

Воробьиный слышим крик      (прыжки на месте, все говорят «чик-чирик)          

Приглашает всех с собой,       

Поздороваться с весной.

Смотрит удивленно                  (поворот головы в одну, потом в другую)

Вокруг себя ворона

Всюду лужи…Ужас…Кошмар              (имитация походки вороны)

Но на всякий случай                   (остановиться, каркнуть, взмахнуть «крыльями»)

Прокричала «Кар-р-р!»                            

Воспитатель:  Умнички, все старались, как могли. А вот следующее испытание которое приготовила колдунья. Тут она всех перепутала. Поэтому будьте внимательны. Посмотрите на слайд и найдите кто здесь лишний (слайды 6,7,8).

Волк, ГРАЧ, лиса, заяц (все животные, грач – птица)

Скворец, СТРЕКОЗА, аист, журавль (стрекоза-насекомое, остальные птицы)

Утка, курица, петух, КАРП (карп – рыба, остальные домашние птицы)

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Осталось последнее задание. Пришло время расколдовать наших птиц. Приготовьте ручки и давайте попробуем превратиться в настоящих волшебников. Размяли наши ручки, потрясли пальчиками. А теперь запоминайте волшебное заклинание:

«Снип-снап-снуре

Птиц мы раскалдуем

Мы колдунью победим

Всех друзей освободим»

Повторяем заклинание и движения руками. Что-то не получается, давайте попробуем еще раз. Теперь  злая ведьма повержена, заклинанье снято и птицы смогут прилететь к нам (слайд 9).

Итог:  Кому мы с вами сегодня помогали? Что случилось с птицами? Кто их заколдовал? Какое испытание злой колдуньи было самым сложным для вас?

А сейчас я предлагаю вам сделать выставку наших птичек, которые теперь уже совсем скоро прилетят к вам. Садимся на свои рабочие места, спинки прямые, стульчики подвигаем к столу, вспоминаем правила работы с клеем. Я предлагаю вам сделать аппликацию «Встречаем птиц».  Сначала посмотрите как делаю я, и затем делаем сами. Образец перед вами. Если возникнут трудности я помогу. Из ваших работ мы оформим выставку для родителей, чтобы они придя вечером могли полюбоваться на наших красивых птичек.

C:\Users\Татьяна\Desktop\работа\ворона\фото.JPG

C:\Users\Татьяна\Desktop\работа\ворона\Фото0433.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351) 741-24-21, Email:mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Тема: «Ознакомление с космосом»

                                                                                                     Составила: 

Ситникова Т.С.

                                                                                                 

Челябинск, 2017

Программное содержание:  

Образовательные задачи:

1. Продолжать обогащать знания детей и расширять представление о космосе

2. Напомнить детям, что первым русским космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин

3. Формировать  знания детей о планетах Солнечной системы

Развивающие задачи:

1. Развивать фантазию, художественное воображение

2. Развивать восприятие, внимание, память, мышление

3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику

4. Активизировать словарный запас по теме "Космос"

Воспитательные задачи:

1. Способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;

2. Создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: фотографии Белки, Стрелки, Ю. Гагарина; несколько наборов геометрических фигур для постройки ракеты; аудиозаписи; плакат Солнечной системы; картинки с изображением планет; цветные карандаши; заготовки планет; макет солнечной системы.

Индивидуальная работа: активизировать внимание Макара в процессе непосредственной деятельности; закрепление знаний о первом космонавте с Ильей

Словарная работа: Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, скафандр.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, фотографии космонавтов, чтение   художественной   литературы,   работа с глобусом и картой мира.

Подготовка воспитателя: Продумать приёмы активизации детей, подготовить демонстрационный и раздаточный материал, музыкальное сопровождение

Организационный момент:

Здравствуйте, наши ладошки, (хлопают три раза)

Здравствуйте, резвые ножки, (топают три раза)

Эй, язычки, просыпайтесь, (цокают языком три раза)

Глазки скорей открывайтесь, (моргают глазами)

Здравствуй дружок, здравствуй дружок (поворачиваются друг к другу, улыбаются)

Давай оживим наш волшебный кружок (встают в круг)

Руку мне дай, и я тебе дам (подают друг другу руки)

И будет весело нам!

Крикнем мы дружно на весь белый свет:

«Солнце, привет! » (машут солнцу)

«Гости, привет! » (машут гостям)

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: 12 апреля мы отмечаем праздник День космонавтики. Это праздник космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет. А кто такие космонавты?

Дети: Это люди, которые летают в космос.

Воспитатель: А знаете ли вы что самыми первыми космонавтами были собаки – Белка и Стрелка, и они благополучно вернулись на Землю (фото). И затем в 1961 году  в космос полетел первый человек (фото). Вы знаете, кто был первым космонавтом? Правильно ребята Юрий Гагарин

В небе звёзды ярко светят,

Словно бусины, блестят.

Наш Гагарин – знают дети –

Раньше всех людей на свете

Побывал у звёзд в гостях.

-Он – пример для всех ребят 
Его зовут героем. 
Гордо носит космонавт 
Звание такое.

Воспитатель: А как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Выслушать ответы детей). В космос могут лететь только сильные, смелые люди. Вы хотели бы побывать в космосе? Для этого необходимо на земле хорошо потренироваться, как следует подготовиться к полёту. Давайте попробуем вместе.

Чтобы космонавтом стать, 
Надо потрудиться: 
День с зарядки начинать                                                                                     Вовсе не лениться.                                                                                                Показаться и врачу – 
Здесь экзамен строгий. 
Слабакам не по плечу 
Звездные дороги. 
На корабль могут взять 
Только сильных, ловких. 
И поэтому нельзя 
Здесь без тренировки.

Воспитатель: А вы бы хотели полететь в космос?

Дети: Да.        

Воспитатель: А на чем летают в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель:                 

А давайте-ка, ребята                                                                                                              Поиграем в космонавтов,                                                                                        В  космос все мы полетим                                                                                  Собираемся в полет,                                                                                        Строим новый звездолет.

(Предложить на своих столах в 2-3 подгруппах собрать из геометрических фигур ракету и проявить творчество и фантазию).

Воспитатель: Теперь наши ракеты готовы к полету. Вам хочется посмотреть поближе, что же там есть в космосе?   Тогда давайте туда слетаем. Для того чтобы совершить полет нужно сначала размяться. Посмотрите внимательно на меня и повторяйте движения за мной.

Раз-два, стоит ракета                                             (Дети поднимают руки вверх)

Три – четыре - скоро взлет                                        (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца                            (Описывают руками большой круг)

Космонавтам нужен год.                            (Берутся за щеки и качают головой)

Но дорогой нам не страшно    (Руки в стороны, корпус качают вправо- влево)

Каждый ведь из нас – атлет                   (Сгибают руки в локтях, сжав кулаки)

 Пролетая над Землею.                                    (Снова разводят руки в стороны)

Ей передадим привет.                                     (Поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель:  А как вы думаете, что  нам еще не хватает для космического путешествия? Ведь ракета у нас есть, что еще нам нужно? Нам нужен специальный костюм. А как он называется?  

Дети: Скафандр.

Воспитатель: Да ребята, молодцы! Каждый из нас представляет сейчас свой скафандр и надеваем его. (Имитация движений). Итак, мы отправляемся. Для этого нам всем надо произнести заклинание. Закрываем глаза и произносим заклинание:  «5,4,3 звездный космос полети».

(Звучит космическая музыка. Внести доску, на которой  висит плакат солнечной системы, воспитатель обращает внимание на него, когда музыка стихает и дети открывают глаза).

Воспитатель: Наш космический корабль путешествует по Вселенной. Перед нами солнечная система. Это солнце - огромный огненный шар. Солнце – это центр солнечной системы. Вокруг него вращаются девять больших планет: Меркурий, Венера,  Земля,  Марс,  Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета по своей дорожке. Дорожки эти называются орбитами.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета                                                       Залит он лучами горячего света,                                                                          Так много ему достаётся лучей,                                                                                  Что эта планета других горячей!                                                                          Так быстро Меркурий бежит по орбите,                                                                 Как будто торопит «Меня догоните! »

Несётся в пространстве далёкий Плутон,                                                                 Он Солнца лучами едва освещён.                                                                          А чтоб не скучал в одиночестве он,                                                                       С ним спутник летит под названьем Харон.

Юпитер больше всех планет,                                                                                      Но суши на планете нет.                                                                                      Повсюду жидкий водород.                                                                                      И лютый холод круглый год!

В честь богини красоты                                                                                               Названа Венера, ты!                                                                                                 В тёмных небесах сияешь,                                                                                     Красотой нас озаряешь.

Марс – таинственная планета.                                                                                   Она по размерам чуть больше Луны,                                                                          Из-за кроваво-красного цвета                                                                                 Назвали планету в честь бога войны.

Сатурн – красивая планета                                                                                    Жёлто-оранжевого цвета,                                                                                            И кольцами камней и льда                                                                                        Окружена она всегда.

Уран – лежебока, и встать ему лень,                                                                 Подняться планете невмочь,                                                                          Сорокалетие длится там день                                                                                     И сорокалетие – ночь.

Воспитатель: А как вы думаете, как называется наша планета?

Дети: Земля.                                                                                             Воспитатель: Правильно. Она находится на третьем месте от солнышка. Но только на нашей планете есть жизнь. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром голубого цвета. Потому, что на Земле больше воды, чем суши.

От Солнца третья по счёту планета,                                                                          Наша Земля поменьше звезды,                                                                                 Но ей хватает тепла и света,                                                                                  Чистого воздуха и воды.                                                                                      Жизнь на земле – это разве не чудо?                                                              Бабочки, птицы, жучок на цветке…                                                                      Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-                                                                   В самом далёком глухом уголке!

Воспитатель: Ну а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Все готовы к полету домой? Тогда закрываем глазки, приготовились, и повторяем за мной: Внимание! Внимание! Звездолет к полету готов, начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

Раз-два – скорость света,                                                                                                 Три-четыре – мы летим                                                                                                  На родную нам планету                                                                                           Мы попасть скорей хотим.                                                                                Невесомость наступает                                                                                        Всё кружится и летает (изображают невесомость)                                           Вот мы с вами и вернулись на планету Земля в наш детский сад.                  (звучит музыка, дети кружатся по комнате. Музыка затихает, дети открывают глаза).

Итог:  Воспитатель: ну вот мы и дома. Понравилось вам путешествие? Куда мы с вами сегодня летали? А на чем? Какие планеты солнечной системы вы запомнили? А сейчас я предлагаю вам сесть на свои рабочие места, и нарисовать каждому свою планету, ту которой еще не существует. Она будет названа вашим именем. А позже когда вы закончите мы из ваших планет построим свою солнечную систему.  И вечером покажем ее нашим родителям. Согласны? Тогда проходите на свои рабочие места, все необходимое уже находится на ваших столах.

Позже работы собираются воспитателем и в свободной деятельности вместе с детьми составляют одну солнечную систему. Итоговая работа вывешивается на стенд для родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

___________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351) 741-24-21, Email: mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

(развитие элементарных математических представлений)

в средней группе

Тема: «Сундучок от числа 7»

Выполнила:

воспитатель

Ситникова Т.С.

(I квалификационная

категория)

Челябинск, 2018

Задачи:

  1. показать родителям организацию непосредственно образовательной деятельности;
  2. продемонстрировать родителям процесс формирования элементарных математических представлений у детей;
  3. систематизировать представления детей о числе 7;
  4. совершенствовать  навыки прямого и обратного счета в пределах 7;
  5. развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  6. воспитывать умение уступать.

Индивидуальная  работа: поупражнять Вику в прямом и обратном счете в пределах 7

Предшествующая работа: беседы и НОД по теме «число 7»,  создание игровых ситуаций на пересчет предметов в пределах семи.

Материалы и оборудование:  стулья по количеству детей, столы для работы подгруппами, сундучок с раскрасками и книгой сказок, карта, изображения различных предметов и явлений в цифрах, изображения божьих коровок с различным количеством точек, изображения цифр 1-7, ключи с различными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

Ход:

Воспитатель зовет детей к себе, чтобы сообщить важную новость.

В: Ребята, мне сейчас позвонило число 7, и рассказало удивительную историю. Хотите послушать? Тогда садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики и слушают педагога.

В: Число 7 очень любит путешествовать. В каких странах только оно не было. На прошлой недели оно приходило к нам на занятие. Помните? А после нас отправилось в гости в страну сказок и так как вы ему очень понравились, решило оно отправить вам в подарок вот такой сундучок. Только он закрыт. А чтобы посмотреть, что внутри нужно найти ключ! Для этого есть карта, следуя которой мы найдем ключик. Вы хотите открыть сундучок? Приступим к выполнению заданий.

Дети соглашаются помочь и рассматривают карту. Согласно пометкам карты выполняют задания. Все метки карты есть в группе.

В: Первым на карте изображен кот Леопольд. Где же он в нашей группе? Кто сможет найти? Леопольд очень мудрый и хочет проверить, как вы умеете считать. Слушайте внимательно.

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Три книжки у Павлушки,

Четыре – у Андрюшки.

Сколько книжек у детей?

Посчитай пожалуйста скорей.

В: Справились с заданием кота Леопольда. Куда теперь нам нужно? Посмотрите на карте. Красная Шапочка гуляя по лесу увидела очень интересную картину.

Дети рассматривают карту. И ищут следующую метку карты - Красная Шапочка.

В: На столах лежат картинки. На них цифры решили с нами поиграть и спрятались. Нужно внимательно посмотреть на них и найти цифру 7. Будьте внимательны.

Несколько столов. Дети работают подгруппами.

В: Умнички! И с этим заданием замечательно справились! Что дальше следует на нашей карте? Да действительно, это три поросенка. Они очень похожи между собой. И задание приготовили сложное. Я раздам каждому из вас картинку с изображением божьей коровки. Как же среди них найти число 7? Конечно, вы правы! Количество точек на крылышках разное! Нужно найти только тех божьих коровок, количество точек, которое соответствует 7.

Педагог раздает всем детям изображения божьих коровок и просит встать лишь тех, у кого семь точек на крылышках.

В: Какие вы молодцы! Очень точно определили количество точек. Какая следующая метка на нашей карте? Ой, да это же зайчонок. Он не может усидеть на месте. И просит нас подвигаться вместе с ним.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Если видим семь квадратов

Сделаем мы столько махов.

Дети выполняют движения совместно с педагогом.

В:  Ура! Мы уже у цели. Осталось выполнить задание лисички-сестрички. Она не хочет отдавать нам ключ и перепутала все цифры. Кто из вас сможет разложить их и посчитать в правильном порядке? А кто сможет посчитать в обратном порядке?

Дети выполняют задание.

В: Какие вы у меня умные! Все правильно сделали. Но лисичка хочет нас перехитрить. И дает нам три ключа. Как же нам отгадать какой нам нужен? Посмотрите на ключи. Какой они формы? А отверстие на сундучке для ключа, какой формы?

Дети рассматривают ключи и сундучок. И выдвигают свои предположения.

В: Ребята, мне кажется, вы правы.  Подойдет ключ треугольной формы. Ведь на сундучке отверстие тоже треугольной формы!

Дети вместе с педагогом открывают сундучок и достают раскраски сказочных героев. И новую книжку сказок.

В: Ребята число 7 очень радо, что мы справились! Не зря оно собирало для нас подарки! Вы правильно выполнили все задания и смогли открыть сундучок. Сложно вам было? С какими заданиями мы столкнулись? Какое задание было самым сложным?

Дети по желанию выбирают дальнейшее занятие.



Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе

«Звук [щ] буква Щщ»

Челябинск, 2018

Задачи:

- уточнить артикуляцию звука [щ]; продолжать учить определять  количество слогов в слове и местоположение заданного звука в слове; упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ; ознакомить с буквой Щщ;

- развивать    фонематический слух, грамматический строй речи;

- продолжать воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога; воспитывать навыки самоконтроля за произношением звуков.

Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, столы, мольберт, магнитная доска, картинка с изображением Емели, удочка, ведёрко, рыбки-картинки, магниты, указка, схема характеристики звука, схема артикуляционной характеристики звука [щ], мяч, задания на определение местоположения звука в словах.

Подготовка воспитателя: изготовить удочку, рыбки-картинки; подготовить материалы и оборудование.

Предшествующая работа: НОД по обучению грамоте; д/и: «Поймай звук», «Схема слова»; разучивание чистоговорок.

Словарная работа:

  • Обогащение – клещи;
  • Активизация – щётка.

Этап

Содержание этапа

Деятельность детей

Хронометраж

I. Орг. момент

Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится изображение Емели.

- Ребята, вы узнали этого героя? 

- Да, вы правы. Это Емеля, который поймал волшебную….?.

- Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку. Я предлагаю вам немного порыбачить, закидываем удочку. Интересно, кто же нам попадется.

Педагог забрасывает удочку в ведерко. И достаёт рыбок, с изображением картинок, со звуком [щ]. Прикрепляет их на мольберт.

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какой звук стоит первым во всех этих словах. Сегодня, мы будем работать со звуком [щ].

- Да, это Емеля.

- Емеля поймал щуку.

Отвечают, показывают, как забрасывать удочку.

Дети имитируют движения. 

Дети рассматривают картинки.

-Во всех словах первый звук – [щ].

2 `

Артикуляция звука

Выставить схему анализа артикуляции  звука.

-Прежде чем нам дать характеристику звука, нужно понять местоположение наших органов артикуляции при произношении звука. Итак, губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.

Слушают педагога, рассматривают схему.

1`

Характеристика звука

Выставить схему характеристики звука.

- Кто из вас, ребята, сможет дать характеристику звуку [щ]?

Выслушать ответ ребенка, и  подвести итог ответа.

- Звук [щ] очень хитрый. Он тянется и поётся, но во рту есть преграда, поэтому он согласный. Горлышко отдыхает, значит звук глухой. Всегда мягкий. Значит, в какой домик, мы его поселим?

Звук [щ] – согласный, глухой, всегда мягкий. Живет в зеленом домике.

Ребенок дает характеристику звуку по схеме. Остальные дети проверяют правильность ответа.

1,5 `

Развитие самоконтроля

 за произношением

Характеристику звуку мы дали, теперь потренируемся правильно его произносить. Слушайте внимательно и повторяйте, следите за своим произношением.

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Проговаривают чистоговорку за педагогом.

0,5`

Развитие фонематического слуха и выработка умения определять количество слогов в слове

Я буду называть звуки, слоги, слова. Ваша задача поймать звук [щ], хлопнув в ладоши. И если в слове есть звук [щ], то прохлопать количество слогов.

[а], [ш], [ж], [ч], [щ], [з], [ф], ща, ще, ощ, ро, да, ит, щу,  роща, кошка, стол,  пища, клещи, бегемот, шорты, овощи, прищепка, шоколад.

Внимательно слушают педагога, Хлопают в ладошки, если услышат звук [щ].И определяют количество слогов в слове.

1,5`

Использование  суффикса

- Я сейчас буду каждому из вас бросать мяч и называть слово, а вы будете это слово делать сильнее и больше при помощи суффикса -ищ. Кулак - кулачище, сила - силище, рука, сапог, голос, топор, нога, глаза, нос, карман, карандаш, язык, телефон, змея, кот, ус, кровать, зубы, машина, дождь, зонт, мяч, бегемот, слон, очки, дом.

Педагог показывает образец, затем каждому ребенку бросает мяч, называя слово, а ребенок его словооизменяет по образцу.

Дети изменяют слово с помощью суффикса – ищ.

2,5`

Знакомство с буквой Щ

Ребята, напомните мне, чем отличается звук от буквы?

Звук [щ] обозначается буквой Щ (ща).  

На расческу Щ похожа,

3 зубца всего, ну что же.

Из каких элементов состоит буква Щ?

Дети прописывают букву и определяют ее местоположение в слове, закрашивая соответствующий квадратик.

Звуки мы слышим, а буквы читаем и пишем. Буква состоит из трех больших вертикальных палочек и одной горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек.

10`

Итог

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук? Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

Отвечают на вопросы.

1`