Консультации для родителей

Баринова Наталья Александровна

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. В данном разделе можно найти интересные тематики и варианты бесед с родителями, конспекты проведения консультаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_igrat_s_rebyonkom.docx43.62 КБ
Файл pochitay_mne_skazku_mama.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играйте дома вместе с детьми»

Группа раннего возраста 2- 3 года

Работу выполнила:

Воспитатель

Баринова Н.А.

Играем дома вместе с детьми 2 – 3 лет.

В 2–3 года ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с огромной скоростью, активно учится говорить. А к 3 годам он войдет в кризисный период – будет учиться осознавать себя как самостоятельную, взрослую, социальную личность. И родителям важно помогать малышу в развитии важных сфер его деятельности. А лучший способ сделать это – игровой. Какие игры для детей 2–3 лет особенно полезны? Любая игровая деятельность должна учитывать интересы маленького человека. А что нравится детям в 2–3 года? Любые игры, подразумевающие двигательную активность (бегать, прыгать, лазать, скакать). Природа устроила это, чтобы малыши могли развивать и укреплять мышцы, связки, тренировать вестибулярный аппарат, ориентироваться и уверенно двигаться в пространстве.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка.

Ребенок, с которым правильно и эффективно занимались в раннем детстве, в старшем возрасте более восприимчив к наукам и творчеству.

Обязательно нужно ежедневно выделять время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. И вы увидите, сколько положительных эмоций получите сами и ваш малыш.

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук. Приобретите кубики, конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Только не играйте молча, все время разговаривайте с ребенком и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его. В этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте ребенку возможность помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

Почему так важно развивать мелкую моторику? Потому что при работе пальцев рук нервные импульсы провоцируют развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат. Значит, мелкая моторика отвечает за развитие речи ребенка.

Младшие дошкольники не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае ваши игры будут полезны для развития ребёнка.

Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Для разностороннего развития малышей этого возраста существует множество игровых упражнений и игр. Активное физическое развитие ребенку обеспечивают такие игры: догонялки; жмурки; игры с мячом (ребенок бросает мяч об стенку, ловит, бросает родителям); прыжки на двух ногах; бег на носочках; имитация движений животных и птиц (заяц, медведь, лягушка, цапля, воробей, слон, гусеница, коршун); ходьба по скамейке или бревну («переправа»); бег с огибанием препятствий (в доме – стулья, подушки, на улице – скамейки, столбы, деревья); ходьба с преодолением препятствий (ям, возвышений, ступенек, луж); ходьба по размеченной траектории (кривая, ломаная линия);  ходьба на руках («тачка»). Дома можно предложить ребенку игру в «меткого стрелка». Поставьте два пластиковых ведра и бросайте в них «снаряды», скрученные из мягкой бумаги: мама – в свое ведерко, малыш – в свое. Выберите для бросков расстояние, с которого кроха сможет попасть в цель. По окончании игры наградите юного «снайпера» игрушкой или сладким сюрпризом. Развивая меткость, ребенок учится координировать движения рук. Старайтесь менять вид деятельности малыша каждые 10–15 минут: чередуйте двигательные развивающие занятия с занятиями за столом, чтением. В этом возрасте ребенок не сможет концентрировать внимание на чем-то дольше.

Познавательные игры -  это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти. Можно предложить 2–3-летнему малышу: найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе; найти пару из нескольких похожих предметов; найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные); отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде; сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки); разложить предметы по местам, используя понятия «право-лево», «позади-впереди», «выше-ниже»; собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали; складывать матрешки друг в друга; отгадывать рифмованные загадки; отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки); подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет; найти, какой детали на картинке не хватает; найти предмет по двум указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный); поиграть во «что пропало» или «что появилось»; поиграть в прятки; поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком; рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель).

Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.

Развитие сенсорных ощущений. Для развития сенсорики в 2 – 3 года можно позаниматься с ребенком: изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный); изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране); описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий); поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).

Развиваем слух у малышей. Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно: узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.);  находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота); играть на детских музыкальных инструментах; слушать пение мамы и подпевать; пританцовывать или отстукивать в такт музыке.

Что развивает речь? Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию) , побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь. Мышление, координацию, воображение ,  мелкую моторику развивают: рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких); рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам; лепка из теста или пластилина; игры с песком – простым и кинетическом (о нем мы рассказали здесь); аппликация; игры с мозаиками, пазлами, наклейками; занятия с сортерами, пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами; шнуровки; пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть статья). Артикуляцию задействуют такие занятия: проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек; игры-подражания (голосам птиц,  животных, бытовых приборов или устройств); произнесение фраз громко, тихо, шепотом. Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку. Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха!

 Ребенок стремится разделить с мамой все бытовые хлопоты – это примета возраста. Пусть поможет, например, разложить салфетки, ложки, хлеб на столе, расставить тарелки, почистить вареные овощи, выбросить фантики или бумажки в урну, полить цветок, рассортировать белье для стирки по цветам – неважно, что потом мама все переделает заново! Пусть малыш развивает бытовые навыки, чтобы чувствовать себя полноценным, взрослым членом общества. Подержите его устремления игрой в «сортировщика». Соберите в одну кучу чистую обувь и смешайте. Пусть ребенок разберет ее попарно, а затем расставит на места (либо разложит в несколько разных корзин по группам: тапочки, сапоги, туфли). Игр для детишек этого возраста можно найти или придумать множество. Главное, чтобы они соответствовали уровню развития и интересам малыша, не утомляли длительностью процесса и не вызывали скуки.

 Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Играйте всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

«ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА!»

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

БАРИНОВА Н.А.

В наше время, когда компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребёнку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребёнок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать.

А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает, что достаточно включить ребенку мультфильм на компьютере или телевизоре, что бы он не мешал заниматься своими делами.

И всё-таки каждый ребёнок с надеждой ждёт, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком-мамой.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев сказки.

Читая ребёнку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего ребёнка на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка-очень действенный инструмент в воспитании ребёнка. Ребёнок хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло. Да и общие интересы с мамой или папой очень важны для ребёнка.

Чтение сказок для детей – это не только интересно и полезно, но и приятное время провождение для родителей и детей. Это развитие речи и памяти. Ребенок со временем начинает повторять движения, знакомые слова и строчки, некоторые стихи знает наизусть, открывает книжку и по знакомым картинкам сам себе все показывает и рассказывает.

Благодаря сказкам ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость.

Читать желательно с интонацией, периодически делая небольшую паузу, чтобы ребенок мог оценить ситуацию. Уединитесь с ребенком, в тихой спокойной обстановке прижмите его к себе и начинайте читать. Будет особенно хорошо и полезно, если вы будите уделять время чтению сказок на ночь. Это поможет малышу успокоиться и спокойно заснуть, а также будет способствовать умственному развитию, развитию фантазии, формированию правильного и «здорового» лексикона, отличающегося от уличного и телевизионного.

Конечно же, сказки должны быть добрыми, яркими и небольшими.

Возможно, ребенку понравилась одна сказка и он будет просить перечитывать ее снова и снова. Не отказывайте ему. Перечитайте. Будут появляться новые книжки, новые сказки и какая-то станет его новой любимой сказкой.

Выделите полчаса своего времени, чтобы почитать добрые детские сказки своим деткам.

Как вы6ирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — чёткие и лаконичные. Если   страница    представляет   собой    яркую    картинку,   текст   должен располагаться на светлом фоне.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками  хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, — приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Чтение сказок способствует:
Развитию словаря. Речь становится богаче, ярче, пополняется словарный запас.
Развитию грамматического строя речи.
Развитию и совершенствованию диалогической и монологической речи.
Совершенствованию звуковой стороны речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии детей очень велика. Чтение оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, речевое, психологическое развитие ребенка!

Уважаемые родители, выделите полчаса своего времени, чтобы почитать добрые детские сказки своим детям. И помните: «Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить!»