Наблюдения гр. раннего возраста 2 - 3 года

Баринова Наталья Александровна

Весна.

Наблюдение за снегом

Цельпродолжать знакомить детей с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы хо­дим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем-то? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

  • Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?

  • Для озимых стал я периной теплою,
    Для сосенок — кружевною периною,
    Для зайчишек стал — подушкой пуховою,
    Для детишек — их любимою игрой.

  • Наблюдение за небом

    Цели:

    продолжить знакомство с различными природными явлени­ями;

    — научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, об­лака, тучи).

    Ход наблюдения

     

    Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чис­тое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пас­мурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.

  • Наблюдение за проезжающим транспортом

    Цели:

    • закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);

    • отмечать большое разнообразие машин, их назначение;

    — воспитывать уважение к труду.

    Ход наблюдения

    При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую ма­шину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначе­ние — привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за про­езжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузо­вые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Ско­рая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать о их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

    На улице нашей машины, машины —

    Машины-малютки, машины большие.

     

    Спешат грузовые, фырчат грузовые, Торопятся, мчатся, как будто живые. У каждой машины дела и заботы Машины выходят с утра на работу.

  • Наблюдение «Следы на снегу»

    Цельпродолжать обучение в определении следов на снегу: дет­ские, взрослые, следы птиц и животных.

    Ход наблюдения

     

    Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты остав­ляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на сне­гу, сравнить следы взрослого и ребенка.

  • Наблюдение за снегирем

    Цели:

    • закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде;

    • вызывать желание заботиться о птицах.

    Ход наблюдения

    Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.

    От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг

    И к зиме не улетает на далекий знойный юг.

    Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,

    Рад красавец красногрудый — житель

    Севера — снегирь.

     

    Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная груд­ка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как рас­правляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на зем­лю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.

  • Наблюдение за сосульками

    Цели:

    • познакомить с различными явлениями природы;

    • показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
      Ход наблюдения

    Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают Упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теп­лую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

    Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

    Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Поче­му сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

    Шаловливые сосульки сели на карниз,

    Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

    Надоело им свисать, стали капельки бросать.

     

    Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

  • Наблюдение за рябиной

    Цельрасширять знания о живой природе.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Что это за дерево? (Рябина.)

    • Дерево стоит какое? (Красивое, листья опали, остались висеть
      гроздья красных ягод.)

    • Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.)

    Эти камушки, рубиновые

    И ягодки рябиновые

    На холмах и на равнинах

    Одевают кисти на рябинах.

  • Приметы ранней весны

    Цели:

    • закреплять знания о времени года;

    • изучать приметы ранней весны.

    Ход наблюдения

    В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые об­лака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

    Скоро-скоро быть теплу —

    Эту новость первой

    Барабанит по стеклу

    Серой лапкой верба.

    Надоела нам зима, уходи зима сама!

    В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

    И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

    Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

  • Наблюдение за березой и елью

    Цели:

    • расширять представления детей о деревьях;

    • воспитывать желание защищать и оберегать природу.

    Ход наблюдения

    Тонкая березка, ростом невеличка,

    Словно у подростка, у нее косички!

    Деревце на славу за год подросло!

    До чего ж кудряво, до чего бело!

    Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.

    Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.

    Меня всегда в лесу найдешь,

    Пойдешь гулять и встретишь:

    Стою колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем.

  • Наблюдение за работой дворника

    Цели:

    • продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

    • учить приходить на помощь окружающим.

    Ход наблюдения

    Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вы­звать у детей желание соблюдать чистоту.

  • Наблюдение за природой

    Цельпри знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

    Разбежались по опушке

    В белых платьицах подружки. (Березы.)

     

    • Почему вы думаете, что это именно березы?

    • Какого цвета ствол у березы?

    • Как свисают у березы веточки?

    • Какую пользу приносит береза?

    • Наблюдение за снегирями и свиристелями

      Цели:

      • углублять и пополнять знания о жизни птиц в зимний период;

      • вызывать желание заботиться о них.

      Ход наблюдения

      На деревьях появились красногрудые снегири и свиристели. Они летают стаями. Таежные жители, они неторопливо лущат семена ясе­ня, плоды рябины. Рассмотреть и найти различие в птицах. (Самцы у снегирей яркие, самочки серые, невзрачные.)

      Чернокрылый, ясногрудый

      И зимой найдет приют.

      Не боится он простуды,

       

      С первым снегом тут как тут.

    • Наблюдение за деревьями в морозный день

      Цели:

      • расширять знания о растительном мире;

      • воспитывать любовь к природе.

      Ход наблюдения

      Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться.

      Под снегом спят кусты и сад,

       

      И пруд, и огород.

    • Наблюдение за набуханием почек на деревьях

      Цели:

       закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
      в природе;

       вызывать радостные чувства.

      Ход наблюдения

      Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

      Набухают почки,

      Пробиваются листочки,

      Начинают муравьи

       

      Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

    • Наблюдение за птицами весной

      Цели:

      • познакомить с жизнью птиц весной;

      • воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

      Ход наблюдения

      С приближением весны к кормушке больше не прилетают си­нички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

       

      Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.

    • Наблюдение за проталинами и зеленой травой

      Цельзакреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

      Ход наблюдения

      Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где про­ходит теплотрасса).

      Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поста­вить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

      Уж верба пушистая

      Раскинулась кругом.

      Опять весна душистая

       

      Повеяла крылом. А. Фет

    • Наблюдение за растениями и кустарниками

      Цели:

      — закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;

      — воспитывать бережное отношение к природе.
      Ход наблюдения

      Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.

       

      • Каково состояние кроны деревьев на участке?

      • Какие еще произошли изменения?

      • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви
        по краям кроны.)

      • Наблюдение за тополем весной

        Цельрасширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.

        Ход наблюдения

        Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилинд­рические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»

        Эти маленькие почки

        Распечатает весна.

        А пока в них спят листочки

         

        И растут во время сна.

      • Наблюдение за елочкой

      • Цели:

        • закреплять умение находить и описывать данное дерево;

        • учить выделять дерево из группы других на основе внешних
          признаков.

        Ход наблюдения

        Рассмотреть красавицу-елочку на прогулке. Спеть ей добрую пе­сенку, прочитать стихи, поводить хороводы.

        Ели на опушке — до небес макушки —

        Слушают, молчат, смотрят на внучат.

        А внучата-елочки, тонкие иголочки,

        У лесных ворот водят хоровод.

        И. Токмакова

      • Наблюдение за насекомыми

        Цельформировать реалистические представления о природе.

        Ход наблюдения

        Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

        С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

         

        • Как выглядит муха?

        • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые
          подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подуше­
          чек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удер­
          жаться практически везде.)

        • Почему мух называют вредными насекомыми?

        • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

        • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

        • Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)

        • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

        • Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)

        • Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они
          могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

        • Наблюдение за транспортом

          Цельрасширять знания о транспорте.

          Ход наблюдения

          Воспитатель задает детям вопросы.

          • Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны,
            лесовоз, автобус.)

          • Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.) В чем сходство легковых и грузовых машин? (Уних есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

          Едем, едем мы домой

           

          На машине легковой.

        • Наблюдение за птицами

          Цельрасширять знания о птицах, прилетающих на участок дет­ского сада.

          Ход наблюдения

          Воспитатель задает детям вопросы.

          • Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)

          • Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)

          • Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)

          Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше(иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

        • Наблюдение за собакой

          Цельрасширять знания о животном мире.

          Ход наблюдения

          Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на во­просы.

          С хозяином дружит,

          Дом сторожит,

          Живет под крылечком,

          А хвост — колечком. (Собака.)

          • Кто это? (Собака.)

          • Какая по величине? (Большая, маленькая.)

          • Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)

          • Кто заботится о собаке? (Хозяин.)

          Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.

          Трудовая деятельность

          Наведение порядка на территории. Цели:

           

          • учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в
            яму для компоста;

          • объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится
            удобрение.

          • Наблюдение за состоянием природы

            Цели:

            формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети лег­ко одеты и играют с песком и водой);

            • обогащать и активизировать словарь;

            • вызвать радостные переживания от общения с природой.

            Ход наблюдения

            Очень добрым, очень светлым. Золотистым, ясным днем

            Мы поедем в гости к лету,

            В гости к солнышку пойдем. Земляникой и цветами

            Встретят нас и лес и луг,

            Наши песни вместе с нами

            Будут птицы петь вокруг.

            Рано утром яркий лучик

            Зазвенит в густой листве,

            Речка плавать нас научит,

             

            Ветер — бегать по реке. К. Ибраев

          • Наблюдение за солнцем

            Цели:

            — формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;

            — поддерживать радостное настроение.

            Ход наблюдения

            В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

            Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

            Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду, ит солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогрева­ет всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они Поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют

             

            на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

          • Весна в жизни лесных зверей

            Цельрасширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свой гнезда, норы, выводят потомство.

            Ход наблюдения

            Воспитатель задает детям вопросы.

            • Как медведица проводит зиму?

            • Кто рождается в берлоге?

            • Чем питаются медведи весной?

            • Как медведи забавляются?

            Без забот и без тревог

            Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны

            И, наверно, видел сны.

            Вдруг проснулся косолапый, Слышит: каплет — вот беда!

            В темноте пошарил лапой И вскочил — кругом вода. Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна! Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла весна.

             

            Г. Ладонщиков

          • Наблюдение за деревьями и кустарниками

            Цельформировать бережное отношение к растениям.

            Ход наблюдения

            Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

            Плакала Снегурочка, зиму провожая.

            Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

            Там, где шла и плакала, трогая березы,

            Выросли подснежники — снегурочкины слезы.

             

            Г. Ладонщиков

          • Наблюдение за коровой

            Цельсформировать конкретное представление о корове как до­машнем животном.

            Ход наблюдения

            Воспитатель читает детям потешку.

            Рано-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровка вслед ему: «Му-му-му, му-му-му».

            Воспитатель задает детям вопросы.

            • Кто это? (Корова.)

            • Где она живет? (В коровнике.)

            • Что она дает людям? (Молоко.)

             

            • Как человек ухаживает за коровой? (Пастухи пасут коров на пастбище; доярки ухаживают за коровами, кормят их сеном, доят утром и вечером, а молоко отправляют в магазин и детские садыветеринарный врач лечит коров.)

          •