Внеурочная деятельность 2019-2020 гг

Романенкова Ирина Викторовна

программы внеурочной деятельности

"Математика с увлечением"

"Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» в начальной школе (1–4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие учащихся. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Программа внеурочной деятельности  «Математика с увлечением» предназначена для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Концепция программы. Внеурочная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа внеурочной деятельности выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т. д. Содержание материала направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Занятия по программе внеурочной деятельности «Математика с увлечением» учитывают возрастные особенности младших школьников и предусматривают организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, математические задания, предусматривающие их выполнение на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, что приводит к передвижению учеников по классу и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Таким образом, при организации работы целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Это поможет им не только успешно овладеть общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, способствуют развитию представлений о ее практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

Новизна данной программы определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные А. Г. Асмоловым, Н. А. Криволаповой, О. А. Холодовой.

Принципы программы внеурочной деятельности.

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Системность. Курс строится на принципе от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников и в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.

Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Ценностными ориентирами содержания программы внеурочной деятельности являются:

•  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

•  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

•  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

•  формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

•  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

•  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

•  учить правильно применять математическую терминологию;

•  обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

•  последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

•  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

•  способствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

•  развивать внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение;

•  выявить и развить математические и творческие способности;

•  развивать мелкую моторику рук и глазомера.

Воспитательные:

•  воспитывать интерес к математике;

•  расширять коммуникативные способности детей;

•  формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Сроки реализации. Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (1–4 классы).

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 20 человек. Возраст детей7–10 лет.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2–4 классах, продолжительность занятия 40 минут.

Класс

Количество часов

Продолжительность
занятий

Количество
детей

в неделю

в год

1 класс

1 час

33

35 мин

15–20 чел.

2 класс

1 час

34

40 мин

15–20 чел.

3 класс

1 час

34

40 мин

15–20 чел.

4 класс

1 час

34

40 мин

15–20 чел.

Формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности

«Математика с увлечением». Предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: как теоретические – рассказ учителя, чтение математических сказок, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, – так и практические занятия: решение, построение, измерение, а также математические игры, конкурсы, викторины, соревнования.

В содержание занятий включены нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, включенные в содержание программы, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им не только успешно овладеть общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать, решить сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании тех или иных научных знаний, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающем в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты, то есть на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка.

Формы организации занятий: коллективная; групповая работа; парная работа; индивидуальная.

Основные виды деятельности учащихся:

•  решение занимательных задач, головоломок;

•  составление плана решения нестандартной задачи и объяснение хода решения;

•  построение чертежей, схем, таблиц, необходимых для решения комбинаторных и нестандартных задач;

•  оформление математических газет, буклетов;

•  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

•  участие в проектной и исследовательской деятельности;

•  построение плоских геометрических фигур и объемных тел на клетчатой бумаге;

•  участие в математических конкурсах, олимпиадах;

•  выполнение графического диктанта;

•  объяснение математических понятий и определений;

•  выявление математических закономерностей;

•  проведение мини-исследований и формулировка выводов по наблюдениям;

•  высказывание своих предположений в паре;

•  осуществление самооценки, самопроверки, взаимопроверки.

Характеристика деятельности учащихся

Содержание
курса

Характеристика
деятельности учащихся

Удивительный мир чисел

Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов
с использованием слов:
раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа и др. Находить закономерности в последо-
вательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов

Геометрическая мозаика

Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать
в речи признаки сходства и различия.

Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы
на основании заданного правила.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Описывать свойства простейших фигур.

Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Использовать математическую терминологию. Распознавать
и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка. Конструировать геометрические фигуры из палочек

В мире логики

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Находить закономерности в последовательностях, составлять
закономерности по заданному правилу.

Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. Находить решение разными способами. Наблюдать
за изменением решения задачи при изменении условия

Мир занимательных задач

Планировать поиск пути решения задачи. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному

Математическое справочное бюро

Находить необходимую информацию, оформлять проекты, презентации. Уметь рассказать подготовленное сообщение одноклассникам

Математические игры

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях.

Выполнять задания поискового и творческого характера

Мир величин

Распознавать величины, сравнивать. Моделировать величины. Решать задачи с различными величинами. Решать задачи на движение. Выполнять задания поискового и творческого характера

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Математика с увлечением» будет обеспечено достижение учащимися следующих результатов:

Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у учащихся социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Требования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения программы
внеурочной деятельности

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

•  начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

•  начальные  представления  о  математических  способах  познания мира;

•  начальные представления о целостности окружающего мира;

•  понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;

•  проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

•  проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Математика с увлечением»;

•  освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

•  умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

•  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как поступить;

•  умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

•  понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

•  начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

•  приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

•  основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Математика с увлечением», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям;

•  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

•  способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

•  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

•  проговаривать последовательность действий;

•  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с ил-люстрацией на карточке, доске;

•  выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

•  работать по предложенному учителем плану;

•  отличать верно выполненное задание от неверного;

•  выполнять самооценку своей работы на занятии;

•  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

•  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

•  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

•  понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

•  понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

•  принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

•  выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

•  осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

•  осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

•  понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

•  выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

•  фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД.

Учащийся научится:

•  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

•  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;

•  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

•  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

•  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);

•  понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

•  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

•  проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки;

•  определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

•  выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

•  осуществлять синтез как составление целого из частей;

•  иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

•  находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);

•  выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

•  находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Учащийся получит возможность научиться:

•  понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

•  устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях;

•  применять полученные знания в измененных условиях;

•  объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

•  выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

•  систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

•  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

•  слушать и понимать речь других;

•  читать и пересказывать текст математического задания;

•  включаться в групповую работу;

•  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

•  использовать критерии для обоснования своего суждения;

•  участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

•  совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;

•  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

•  задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

•  воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

•  уважительно вести диалог с товарищами;

•  принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

•  понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

•  осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

•  применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

•  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;

•  слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

•  интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

•  аргументированно выражать свое мнение;

•  совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

•  оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;

•  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

•  употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Предметные результаты

Учащийся научится:

•  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

•  выделять существенные признаки предметов;

•  сравнивать между собой предметы, явления;

•  сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

•  моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

•  применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

•  самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;

•  анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

•  обобщать, делать несложные выводы;

•  решать нестандартные и логические задачи;

•  выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;

•  классифицировать явления, предметы;

•  определять последовательность событий;

•  судить о противоположных математических явлениях;

•  давать определения тем или иным математическим понятиям;

•  выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;

•  сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;

•  строить геометрические фигуры;

•  читать чертеж;

•  выявлять закономерности и проводить аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цели первого года обучения: научить ориентироваться в таких понятиях, как «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по предложенному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

Раздел «Математическое справочное бюро».

Как люди научились считать. Цифры и числа.

Раздел «Удивительный мир чисел».

Названия и последовательность чисел от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.

Раздел «Математические игры».

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Круговые примеры. Магические квадраты. Числовые треугольники. История возникновения ребусов.

Раздел «Геометрическая мозаика».

Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал. Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты и закономерности. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование из геометрических фигур.

Раздел «Мир занимательных задач».

Что такое задача. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке, для ответа на заданные вопросы. Воспроизведение способа решения задачи. Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания. Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных отношений. Множества.

К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся:

•  наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

•  классифицировать предметы по группам;

•  самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

•  решать простые логические задачи;

•  отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 В КЛАССА НА 2019-2020ГГ


п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел «Математическое справочное бюро»

1

Как люди научились считать

1

0,5

0,5

Раздел «Удивительный мир чисел»

2

Тайны и загадки числа 1

1

0,5

0,5

3

Тайны и загадки числа 2

1

0,5

0,5

4

Тайны и загадки числа 3

1

0,5

0,5

5

Тайны и загадки числа 4

1

0,5

0,5

6

Тайны и загадки числа 5

1

0,5

0,5

7

Тайны и загадки числа 6

1

0,5

0,5

8

Тайны и загадки числа 7

1

0,5

0,5

9

Тайны и загадки числа 8

1

0,5

0,5

10

Тайны и загадки числа 9

1

0,5

0,5

11

Тайны и загадки числа 0

1

0,5

0,5

12

Тайны и загадки числа 10

1

0,5

0,5

Раздел «Геометрическая мозаика»

13

Взаимное расположение предметов

1

0,5

0,5

14

Точка. Линии. Отрезок

1

0,5

0,5

15

Геометрические фигуры

1

0,5

0,5

16

Треугольник

1

0,5

0,5

17

Четырехугольники. Квадрат

1

0,5

0,5

18

Круг. Овал

1

0,5

0,5

19

Геометрические лабиринты и закономерности

1

0,5

0,5

20

Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур

1

0,5

0,5

21

Классификация фигур по размеру и форме

1

0,5

0,5

22

Симметрия. Симметричные фигуры

1

0,5

0,5

23

Конструирование из геометрических фигур

1

0,5

0,5

24

Задания на конструирование и трансформацию фигур из счетных палочек

1

0,5

0,5

Раздел «Мир занимательных задач»

25–
26

Логические задачи

2

1

1

27–
28

Задачи на сравнение

2

1

1

29

Нестандартные задачи

1

0,5

0,5

Раздел «Математические игры»

30

Сложение и вычитание

1

0,5

0,5

31

Магические квадраты

1

0,5

0,5

32

История возникновения ребусов

1

0,5

0,5

33

Викторина для знатоков математики

1

0,5

0,5

Итого:

33

16,5

16,5

Литература для учителя:

  1. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  2. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  3. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
  4. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  5. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области»

Соответствует Федеральному государственному образовательному

стандарту начального общего образования

Пояснительная записка

Программа «Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области» для 1 классов составлена в контексте реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», регионального учебного курса «История православной культуры земли Смоленской», запросов родителей по внеурочной деятельности.  Данная Программа разработана соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основного общего образования, основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 им. Героя Советского Союза Д.Е. Кудинова г. Вязьмы Смоленской области.

Данная Программа выражает и обосновывает нашу личную позицию как авторов.Для нас учительство - это жизнь. Свет своего душевного тепла мы дарим воспитанникам.  Наша личная педагогическая позиция предполагает готовность к взаимодействию, обеспечивающему создание условий для принятия учеником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, влияющих на формирование жизненного плана как осознанного ценностного образования, на основании которого выстраиваются перспективные линии развития личности. Данная позиция выражается педагогическими принципами, некоторые из них считаем необходимым воспроизвести: не навреди, не используй по отношению к учащемуся травмирующих методов, формируй у ребенка веру в свои силы и в свое будущее, соблюдай профессиональный такт, не подавляй.

Эта позиция позволяет нам, авторам Программы, профессионально общаясь с учениками, все время развиваться, поскольку в ее основе лежит принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, предполагающий иную шкалу измерений, где точкой отсчета является человек (ребенок, учащийся, учитель) в его движении во времени по отношению к самому себе. Одной из основных функций образования и воспитания является формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имеет определяющее значение в формировании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал, и дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет.

Актуальность, новизна, отличительные особенности и педагогическая целесообразность предлагаемой Программы.

Программа «Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области» способствует формированию мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности; воспитанию патриотизма и гражданственности; укреплению взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Программа имеет определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий, направленные не только на усвоение ребенком знаний, идей, опыта общественного поведения, но и совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Отличительные особенности программы, ее актуальность и новизна заключается в том, что она решает вопрос в укреплении взаимодействия светской и церковной систем образования. Программа интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом анализа детского и родительского опроса на дополнительные образовательные услуги, социального заказа интересов и возрастных особенностей детей. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения, прослеживается организация целостного воспитательного пространства, совместной деятельности, предполагается сотрудничество школы, церкви, детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с представителями церкви, краеведами города Вязьмы.

К Программе прилагаются разработанные методические рекомендации и разработки к занятиям, методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания. (Приложение)

Место курса в учебном плане

Предлагаемая программа «Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области» рассчитана на два года обучения и предназначена для работы в   общеобразовательной школе.

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа, составляет 7-18 лет. Предусмотренные Программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах учащихся. Состав группы может быть однородный и/или смешанный, с участием детей с ОВЗ и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Условия приема детей не предусматривает какого-либо тестирования, собеседования и наличия базовых знаний в области Программы. Форма обучения очная. Количество обучающихся 10-15 человек.

На изучение курса выделено 76 часов на два года обучения, но возможно увеличение часов за счет увеличения количества часов в неделю. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Цель и задачи Программы.

Цель: становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях Российской Федерации.

Задачи.

Образовательные:

- учить различать добро и зло, нравственные ценности;

- ознакомить учащихся с богатой православной историей нашего города; раскрыть учащимся значение храмов и монастырей в истории России и показать их роль как духовных центров города;

- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;

- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры района, города;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; интеграции личности в национальную и мировую культуру;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций; адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; осознанное и уважительное отношение к православию и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

Развивающие

- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения.

Воспитательные

- профилактика ассоциативного поведения;

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, культурным и религиозным традициям;

- воспитывать патриотизм, гражданское самосознание и солидарность чувство гордости, уважения и личной сопричастности к истории Отечества, судьбам жителей; целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании; культуру общения, чувств, творческого взаимодействия; уважительного отношения к родителям.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.  Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности

Весь комплекс используемых технологий и методов деятельности направлен на достижение результатов к окончанию учебного курса.

Личностные результаты.

Будут сформированы: активная жизненная позиция; мировоззрение школьников, опираясь на мировые, российские и региональные православные культурно-исторические традиции; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, церкви, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Будут стремиться: к устанавливанию гармоничных отношений с окружением и проявлением уважительного отношения к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявлением заботы о них); совершенствованию способов организации отношения с окружающими людьми в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Будут обладать следующими качествами: навыками самовоспитания, самоанализа, самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, самокоррекции и регуляции.

Предметные результаты.

 Будут знать: основные этапы развития православной культуры в Вязьме

контексте исторических событий, мировой и российской истории развития христианства и Православия; имена выдающихся русских и зарубежных церковных и общественных деятелей, оказавших влияние на развитие православной культуры Вязьмы; значение храмов и монастырей в истории Вязьмы и России в целом; содержание житийной литературы, основные термины курса и их назначение; православную трактовку понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т. д.

Метапредметные результаты.

Будут уметь: понимать и рассказывать жития святых; работать с учебным и иллюстративным материалом;

Получат навыки: анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки, анализировать различные трактовки одного и того же исторического события; характеризовать и осуществлять добрые дела как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;

Будет стремиться: узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни, раскрывать сущность явлений, изучаемых в Программе, расширять представление о взаимосвязи православной культуры с другими учебными дисциплинами.

Основными критериями результатов изучения Программы, обучающимися является объем и уровень усвоения предложенного материала, а также характер видов деятельности учащихся и соответствие с полученными знаниями. Программа предполагает безотметочный контроль обучения на трех основных уровнях.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного города, этику поведения в церкви, музее, библиотеке, расширят представление о себе как о жителе города. Дети познакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встретятся с настоятелями храмов города и окрестностей, музеев, библиотек и других учреждений. Также школьники приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны, о праздниках русского народа.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появится возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику.

Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся, организация коллективного творческого дела, выставки, защита творческих работ, концерты, научно-практическая конференция, портфолио, праздники (фестивали).

Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения Программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником.

Система определения результативности деятельности по Программе является комплексной и предусматривает:

1 уровень - сбор достижений, обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В «Портфолио» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы. Обучающиеся создают исследовательские мини – проекты. Создание и защита собственных проектов.

2-3 уровень - создание и защита презентаций – представлений по изученной теме; представление индивидуального или коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей; участие в конкурсах и конференциях православных и исследовательских работ школьного, городского уровней; составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов.

При определении результативности используются следующие методы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнения учащимися диагностических заданий, участия детей в мероприятиях и т.п. Мы использовали для фиксации образовательных результатов следующие формы отслеживания: аудиозапись, видеозапись, грамоты (свидетельства), дневник наблюдений, материал анкетирования и тестирования, портфолио, фото, отзыв детей и родителей.

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение при первичном собеседовании с ребенком и его родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года, а также в конце прохождении всего курса. Результативность образовательной деятельности определяется способностью ребенка на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В систему определения результативности входит защита творческих или исследовательских работ. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта реализации собственной компетентности.

Учебно-тематический план. Содержание программы

Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: православной церковью,  музеями, библиотеками города.

Для соблюдения возрастного принципа и индивидуальных особенностей развития личности мы использовали линейно-концентрический подход к распределению учебного материала. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, отбор содержания, используется дифференцированный и индивидуальный подход в работе. Дети имеют возможность выбирать, сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа нацелена на активное и интерактивное включение учащихся, развитие их творческих способностей. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. Учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки по смежным дисциплинам: истории Смоленщины, литературы Смоленщины, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, иностранного языка, «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», регионального учебного курса «История православной культуры земли Смоленской». Данную Программу мы сопроводили иллюстративным, литературным и музыкальным материалом, духовной музыкой.

Содержание программы первого года обучения

Введение. Что такое культура? Источники изучения жизни народа.

Теоретическая часть.

Главные понятия: Русь, православие, культура; православная трактовка понятий «свобода», «нравственность», «добро».

Практическая деятельность.

Беседа: «О чем мы будем говорить на наших занятиях?», «Что узнаем

нового?».

Диспут: «Нужно ли изучать православную культуру?».

Работа с иллюстрацией: просмотр презентации «Святая Русь».

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о России.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России.

Форма подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Почему Русь называют святой?».

Входной (начальный) контроль: беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Мой город. Заочное путешествие по древней Вязьме.

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «свобода», «подвиг». Практическая деятельность.

Беседа: «Вязьма-город Воинской Славы»; разучивание песни «Гимн Вязьмы».  [Приложение]

Диспут: «Почему присвоили Вязьме это звание?».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Вязьма-город Воинской славы»; тест по теме занятия.

Виртуальная экскурсия «По главным улицам города».

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «свобода», «подвиг».

Практическая деятельность.

Практические работа с картой-планом родного города Вязьмы; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи).

Работа с иллюстрацией: просмотр презентации «Город Вязьма — над Вязьмою речкой». [Приложение]

Творческая деятельность: рисование «Герб Вязьмы». Создание положительной мотивации при обсуждении технологии выполнения задания.

Музыкальная деятельность: Прослушивание песен о России; разучивание песни «Гимн Вязьмы». [Приложение]

Что такое музей? Экскурсия в краеведческий музей.

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «свобода», «подвиг», «нравственность», «добро».

Практическая деятельность.

Экскурсия в краеведческий музей.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России.

Моя семья в истории города.

Теоретическая часть.

Главные понятия: культура, духовность, религия, счастье жизни христиан.

Практическая часть.

Форма проведения: беседа.

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о матери и отце.

Формы подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Моя семья в истории моей Родины!»Праздник в моей семье. Именины.

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «любовь», «совесть», «нравственность», «добро», «семья», «уважение».

Практическая часть.

Обсуждаем-размышляем: выбор из предложенных терминов тех, которые

характеризуют человека культурного; притча «О блудном сыне».

Чтение и обсуждение: стихотворения о семье.

Творческая деятельность: праздник «Именины».

Народные праздники.

Теоретическая часть.

Главные понятия: праздники.

Практическая деятельность.

Беседа: «Календарь крестьянина земледельца».

Диспут: «Какие праздники почитались на Руси больше всех?».

Работа с иллюстрацией:  презентация «Двунадесятые  праздники».

Игровая деятельность: викторина по православным праздникам; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи).

Осенины. Песни смоленского края

Теоретическая часть.

Главные понятия: праздники.

Практическая деятельность.

Музыкальная деятельность: слушание народных песен и православной духовной музыки.

Чтение и обсуждение: отрывки И. Шмелёва «Лето Господне».

Рубрика «Знаешь ли ты?».  

Святки. Святочные песнопения

Теоретическая часть.

Главные понятия: святки, колядки.

Практическая деятельность.

Беседа: «Святки. Святочные песнопения».

Работа с иллюстрацией: презентация «Рождество Христово».

Музыкальная деятельность: слушание народных песен и православной

духовной музыки.

Форма подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Русь  святая?».

Коляда. Подготовка к колядкам.

Теоретическая часть.

Главные понятия: колядки.

Практическая деятельность.

Беседа: «Что такое колядки?».

Диспут: «Какие праздники почитались на Руси больше всех?».

Музыкальная деятельность: слушание колядок.

Рубрика «Знаешь ли ты?».  

Форма подведения итогов (творческая деятельность): игры, сценки, исполнение колядок.

Православные праздники.

Теоретическая часть.

Главные понятия: православные праздники.

Практическая деятельность.

Диспут: «Какие праздники почитались на Руси больше всех?».

Работа с иллюстрацией:  презентация «Двунадесятые  праздники».

Музыкальная деятельность: слушание народных песен и православной духовной музыки.

Чтение и обсуждение: отрывки И. Шмелёва «Лето Господне».

Игровая деятельность: викторина «Православным праздники».

Рубрика «Знаешь ли ты?».  

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, опрос.

Вязьма православная.

Теоретическая часть.

Главные понятия:  православие. 

Практическая деятельность.

Работа с иллюстрацией:  просмотр старых фотографий города Вязьмы. Презентация «Вязьма Православная».

Практические работы  с картой-планом родного города Вязьмы.

Творческая деятельность: рисование, аппликация «Вязьма Православная».

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о России, о Вязьме, «Гимн Вязьмы».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ «Вязьма Православная».

Покров Пресвятой Богородицы.

Теоретическая часть.

Главные понятия:  покров Пресвятой Богородицы, тропарь.

Практическая деятельность.

Форма проведения: праздник.  

Музыкальная деятельность: прослушивание церковных песнопений, народных песен.

Работа с иллюстрацией:  презентация «Храмы Вяземского района».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ.

 «Под благодатным покровом «Одигитрии».

Теоретическая часть.

Главные понятия:  «Одигитрия».

Практическая деятельность.

Экскурсия «Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией» главная святыня земли Смоленской. «Смоленская икона в истории России». Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии».

Работа с иллюстрацией:  просмотрфильма  «Одигитрия».

Тест по теме занятия.

Святость как феномен.

Теоретическая часть.

Главные понятия:  святые.

Практическая деятельность.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России;Любовь Стеклова «Одигитрия».

Диспут: «Размышления о прочитанном».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ; тест по теме занятия.

Святые земли Вяземской.

Теоретическая часть.

Главные понятия:  «Одигитрия», святые, святость. 

Практическая деятельность.

Форма проведения:  празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии». Экскурсия.

Презентация «Святые земли Вяземской».

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о России, о Вязьме.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России.Любовь Стеклова «Одигитрия».

Диспут: «Размышления о прочитанном».

Источники Вяземской земли, почитаемые как целебные.

Теоретическая часть.

Главные понятия:  святой источник. 

Практическая деятельность.

Презентация «Мой край».

Творческая деятельность: рисование, аппликация «Святой источник».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ «Святой источник».

Промежуточный контроль: выставка,  презентация творческих работ, тестирование.

Путь женщины в православии.

Теоретическая часть.

Главные понятия: христианская мудрость,  благоверная.

Практическая часть.

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности.

Работа с иллюстративным материалом:  слайды с изображением икон святых.

Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский.

Теоретическая часть.

Главные понятия: христианская мудрость, великомученица, святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский.

Практическая часть.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых», рисование по сюжету.

Формы подведения итогов: дискуссия на тему «Могли ли святые мученицы поступить по-другому?».  

Пути к спасению. Святость как феномен. О юродивых Христа ради.

Теоретическая часть.

Главные понятия: святость как феномен, о юродивых Христа ради.

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Формы проведения: беседа с элементами игры, беседа с элементами исследовательской деятельности.

Форма подведения итогов: участие в диалоге, высказывание своих суждений; игра «Верно-неверно».

Святые и преподобные. Преподобный Аркадий Вяземский.

Теоретическая часть.

Главные понятия: святые, преподобные; преподобный Аркадий Вяземский.

Практическая деятельность.

Работа с иллюстративным материалом:  слайды с изображением икон святых.

Дискуссия на тему: «Монашество – безумие или подвиг?»

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых», составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам.

Мученики и преподобные. Мученик Иоанн Попов.

Теоретическая часть.

Главные понятия: мученик Иоанн Попов, монашество, молитва, монастырь.

Практическая деятельность.

Работа с иллюстративным материалом: презентация «Мученик Иоанн Попов».

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»,

составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам.

Форма подведения итогов: участие в диалоге, высказывание своих

суждений; игра «Согласен - не согласен».

Преподобный Герасим Болдинский.

Теоретическая часть.

Главные понятия: преподобный Герасим Болдинский, монашество, молитва, монастырь, послушания.

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Работа с иллюстративным материалом: просмотр фильма «Монастыри Святой земли», слайды с изображением икон святых.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»,составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам.

Форма подведения итогов: участие в диалоге, высказывание своих суждений; разгадывание кроссворда, составленного по житию святых».

Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев).

Теоретическая часть.

Главные понятия: преподобный Макарий Алтайский (Глухарев), монашество, молитва, монастырь, послушания.

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»,  составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам.

Форма подведения итогов:  слайд-викторина о святых мучениках.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

Теоретическая часть.

Главные понятия: святость как феномен, святитель Питирим, епископ

Тамбовский.

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Работа с иллюстративным материалом:  представление икон святителей.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»; составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам.

Форма подведения итогов:  беседа по предложенным вопросам.

Священномученик Николай Заболотский.

Теоретическая часть.

Главные понятия: священномученик Николай Заболотский, монашество, молитва, монастырь, послушания.

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Формы проведения:  беседа с элементами исследовательской деятельности.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»;составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам.

Форма подведения итогов:  слайд-викторина о святых мучениках.

Великие подвижники.Дни славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Теоретическая часть.

Главные понятия: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, славянская письменность, послушания, «миссионеры», «просветители», «равноапостольные».

Практическая деятельность.

Формы проведения:  беседа об истории создания славянской азбуки, презентация «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».

Практические работы:  передавать в рисунке с помощью средств изобразительного искусства красоту славянской азбуки; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи);составление рассказа о жизни святых Кирилла и Мефодия по данному началу и опорным словам;

Форма подведения итогов: праздник Славянской азбуки.

Промежуточный контроль: концерт, презентация творческих работ.

Итоговый контроль: защита творческих работ; коллективная рефлексия.  

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

Введение.

1

1

-

Мой город.

4

2

2

Моя семья.

3

1

2

Праздники.

6

2

4

Мой город в православии.

8

4

4

Женщины в православии.

2

1

1

Святые и преподобные.

8

3

5

Обобщение изученного и подведение итогов.

1

1

-

Итого

33

15

18

Учебно-тематическое планирование 1 класс (33 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата

Факт

Введение. 1 час

1

Введение. Что такое культура? Источники изучения жизни народа.

1

Мой город. 4 часа

2

Мой город. Заочное путешествие по древней Вязьме.

1

3-4

Виртуальная экскурсия «По главным улицам города».

1

5

Что такое музей? Экскурсия в краеведческий музей.

1

Моя семья. 3 часа

6

Моя семья в истории города.

1

7-8

Праздник в моей семье. Именины.

2

Праздники. 6 часов

9

Народные праздники.

1

10

Осенины. Песни смоленского края.

1

11

Святки. Святочные песнопения.

1

12-13

Коляда. Подготовка к колядкам.

2

14

Православные праздники.

1

Мой город в православии. 8 часов

15

Вязьма православная.

1

16

Покров Пресвятой Богородицы.

1

17-18

«Под благодатным покровом «Одигитрии».

2

19

 Святость как феномен.

1

20-21

Святые земли Вяземской.

2

22

Источники Вяземской земли, почитаемые как целебные.

1

Женщины в православии. 2 часа

23

Путь женщины в православии.

1

24

Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и СимеонМстиславич, князь Вяземский.

1

Святые и преподобные. 9 часов

25

Пути к спасению. Святость как феномен.О юродивых Христа ради.

1

26

Святые и преподобные. Преподобный Аркадий Вяземский.

1

27

Мученики и преподобные. Мученик Иоанн Попов.

1

28

Преподобный Герасим Болдинский .

1

29

Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев).

1

30

 Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

1

31

 Священномученик Николай Заболотский.

1

32

Великие подвижники.Дни славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

2

Обобщение изученного и подведение итогов. 1час

33

Обобщающий урок «Знатоки родного края».

1


Список использованной литературы.  Интернет-ресурсы.

  1. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Павел Пропалов и его музей. Вязьма. 2006.
  2. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Большая жизнь одной средней школы. Вязьма 2005
  3. Аркадий (Недосеков) игумен. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский. Смоленск, 1998
  4. Гурская Н. Прогулки по старой Вязьме. Смоленск 2014
  5. Запорин П.М. Краеведческая работа в школе. Вязьма. 2003.
  6. Клетнова Е.Н. Избранные труды. Вязьма. 2007.
  7. Комаров Д. Материалы по истории вяземского музея и состоянии краеведческой работы в городе в XIX -первой половине XX вв. Сборник «Двойной портрет на фоне города». Вязьма. 2003.
  8. Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Смядынь. 2004.
  9. Павлов Н.Е. Сборник трудов П.М. Запорина и С.И. Борисова с приложением документов и материалов. Вязьма. 2003.
  10. Поклон из Вязьмы. Альманах. М. 1996.
  11. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу- краеведу. М.: русское слово
  12. Хохлова М. С.История святости и главные святыни земли Смоленской. Православное краеведение. Программа с практическими материалами для учителей.  Смоленск, М,: «Ковчег», 2015
  13. Хохлова М. С.Православный календарь «Святые земли Смоленской» Смоленск, М., «Ковчег», 2016
  14. Филарет. Нравственность христианина.- М.: Российский писатель, 1991.
  15. Филадельф, иеромонах. Заступница Усердная.- М.; Русский духовный центр, 1992.
  16. Шаргунов А. Новый мученик за Христа воин Евгений. - М.: Хронос-Пресс, 2002.
  17. Шевченко Л.Л. Православная культура: 3(4) годы обучения: Книга вторая. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.