1. Конкурсное задание эссе "Я - учитель" для регионального конкурса "Педагог года Югры - 2019" в номинации "Учитель года - 2019"

Русских Ирина Сергеевна

 Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zadanie_esse_ya_-uchitel_russkih_i.s.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Русских Ирина Сергеевна

Г. Покачи

«Призвание учителя есть призвание

высокое и благородное. Не тот учитель,

кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко и может

быть доказана только жертвами, которые

человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

Я – учитель,

или

Что скрывает учительская душа…

Я родилась в Свердловской области, в маленьком селе, на самом хвосте «Уральского дракона». Детство моё, как и у всех деревенских ребятишек, протекало в постоянном физическом труде, но очень весело и беззаботно.

1 сентября 1985 года. Моя первая встреча со школой, первая встреча с учителем! Началась бурная, интересная школьная жизнь… И знаете, эта пора напоминает мне фильм с 25 кадром. На своем школьном пути я встречала много разных учителей: улыбчивых и серьёзных, строгих и добродушных, угрюмых и жизнерадостных- но никто из них навязчиво не заставлял меня быть в будущем учителем.

Каждый своей особенностью воздействовал на подсознание, незаметно закладывал определенные установки на выбор будущей профессии – это как фильм с двадцать пятым кадром. 25 кадр, по мнению экспертов, может быть одновременно и мощным оружием влияния, используемым для благих целей, и пропагандой негативных поступков. Все дело в том, что человек не может воспринимать изображение, появившееся на экране, но откладывает данные в свое подсознание. Так и произошло со мной! Я не помню лиц многих учителей школы, преподавателей в училище и институте, но каждый из них заложил маленькое зернышко в моё подсознание, из которого выросло огромное желание быть Учителем!

В город Покачи я приехала в 1997 году юной, девятнадцатилетней девчонкой. Как и за всеми молодыми специалистами, за мной был «закреплен», как тогда говорили, наставник. В нашей профессии мужчина, согласитесь, редкость, да ещё и филолог! Он сразу стал для меня кумиром, идеалом! Это был образец, на который хотелось равняться! Я желала, мечтала стать таким же уважаемым, порядочным, честным, рассудительным, мудрым, любящим свою профессию человеком и педагогом. Тогда было обязательным посещение уроков своих коллег с целью распространения опыта, и я ждала каждый урок своего наставника. Это было для меня долгожданное событие, полное новых открытий, благодаря которым я формировалась как личность, как Учитель.

Очень часто, когда мне тяжело, когда я не могу найти ответы на мучащие меня вопросы, я мысленно обращаюсь к нему, к Воронцову Владимиру Дмитриевичу, наставнику, учителю, Человеку с большой буквы. Его сейчас нет рядом, он уже давно уехал, выйдя на пенсию, но я часто беседую с ним в своих мыслях. Думаю, а что бы сказал он в той или иной ситуации?

    Вот и сейчас в душе я обращаюсь к нему с вопросом: «А каковы были его мотивы выбора педагогической профессии? Почему они вместе с женой стали педагогами?» И что же я слышу в ответ?

- Мы были молодыми людьми, пропитанными советской педагогикой, изучившими наследие великих: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Ш. Амонашвили, С. Соловейчика – и шли в школу «отдать сердце детям». Был ли у нас в головах какой-либо расчёт или корысть: какая будет зарплата, льготы, жилищные условия – ничего этого не было, профессию выбрали душой – и всё! (Помню, девушка-однокурсница рассказала, что стала учителем в память о своей первой учительнице, замёрзшей в мороз, когда шла к детям.)

     А что же я? Почему я стала учителем? Что заставило меня сделать такой выбор? Да то же самое! Я тоже училась в деревенской школе, где дети очень уважали и любили учителей, а сельчане считали самыми первыми, важными людьми в деревне! Вот так и зародилась в моей душе мысль стать учителем. Учитель – это моё призвание, это выбор моей души! Я никогда не задумывалась о получении выгодной профессии – безграничная любовь к детям определила мой выбор.

      Фильм! Фильм! Фильм! – часто мы слышали с экранов телевизоров в советское время. Жизнь любого человека – это кино с таким сценарием, который ни одному режиссёру не придумать. А учительская жизнь – это интереснейшее кино с разнообразной палитрой кадров, это целый сериал, который интригует, заставляет плакать, сопереживать, разочаровываться, но учит быть птицей феникс - сгорать до конца и возрождаться вновь.

Вот он, мой сериал «Моя учительская жизнь».

      Серия первая…Урок литературы… «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова», «Размышления у парадного подъезда»… Страшно! Одиноко и тоскливо на душе. Спрашиваю себя: а верный ли я сделала выбор, а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других, что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Всю ночь готовилась, подбирала интересный материал, чтобы не просто рассказать что-то новое детям, но и заинтересовать, вызвать потребность в самостоятельном добывании знаний. Подобрала кучу картин с изображением тяжёлой крестьянской судьбы, отыскала аудиозапись с песней бурлаков об их нелёгкой доле - и все это во времена отсутствия компьютера и интернета. Вооружившись всем добытым богатством, иду на урок. В душе все замерло, словно ты на качели спускаешься с высоты. В предвкушении чуда захожу в класс, не захожу, а влетаю, окрылённая! Чудо не заставило себя ждать: недовольные лица, опущенные глаза, показное равнодушие, едкие ухмылки. Улыбаюсь, тщетно пытаясь выяснить, что происходит, начинаю урок. На первой парте лежит учебник, на странице картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Боже! Как она изуродована детскими дорисовками ради забавы. Картина, где изображены люди, о которых сегодня я хотела говорить с такой болью и состраданием! Эмоции можно сравнить только с туго натянутой струной, она обрывается! По-детски начинает морщиться нос, какой-то ком перехватывает дыхание… И вот они, слёзы! Словно ребёнок, переходящий из детства в отрочество, впервые я встретилась с реалиями жизни, узнала, что среди радужных есть и темные краски в учительской профессии. Выбегаю из класса, успокаиваюсь, но вернуться стыдно. Что делать? А так обидно за себя, за бессонную ночь, что хочется отомстить своим обидчикам! Но нет, нет! Стоп кадр!

     Боже мой! Что я делаю! Я Учитель! Вот они, дети, ради которых я сделала свой выбор. Кто, как не я, обязан сформировать их личность? Снова бегу к своему наставнику, плачу, прошу совета.

- В советской школе ведущим было воспитание, - говорит Владимир Дмитриевич,- оно первично и ведёт за собой обучение, именно оно превращает человека в ЛИЧНОСТЬ! В ребёнке нужно пробудить душевное движение, потом это воплотится в понятия: идейный, целеустремлённый, гуманный, волевой. Каким должен быть гражданин Советского Союза? Это было чётко сформулировано в Моральном кодексе строителя коммунизма. Вот некоторые положения из него:

     -добросовестный труд на благо общества; кто не работает, тот не ест; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; честность и правдивость, нравственная чистота; непримиримость к несправедливости, нечестности, карьеризму, стяжательству; дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. А пионеры Советского Союза клялись:

     -чтить память погибших борцов; защищать Отечество; хорошо учиться, трудиться, заниматься спортом; быть честным и верным товарищем, смело стоять за правду. Всем этим мы руководствовались в обучении и воспитании гармоничной и всесторонне развитой личности.

     В конце 1980-х годов начала рушиться, казалось бы, незыблемая пирамида коммунистической идеологии, высокие убеждения отступили, на первый план вышли реальные потребности индивида, потребности в еде, одежде, жилище, т.е. победило тело.  В 1990-е годы советская педагогика умерла…

      Стоп кадр! Как умерла?! Я не хочу в это верить! Я не буду в это верить! Я учитель будущего, неужели мы, новое поколение учителей, не сможем воспитать Личность в каждом ребенке? Неужели педагогику похоронили вместе с СССР? Конечно нет! Мы идем вперед!

      Новая серия… 2010 год… Вижу ужасающую и непонятную аббревиатуру ФГОС НОО, затем ФГОС ООО! Что это? Как во сне Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина вижу десятки чудовищ, только за столом сидит не Евгений Онегин, маленькая, сморщенная фигурка ребёнка, ученика за партой. Кто эти монстры?.. Что они хотят от ребёнка? А это всего-навсего ожидаемые от него личностные результаты, добросовестно, красивым почерком записанные разными учителями – предметниками: математиками, историками, языковедами, физруками… Бедный ребёнок, он закрыл глаза, ему страшно. Кто? Кто будет тем Данко, что проведёт его к свету? Наивно думаю, что я… Но я не одна, есть и другие предметники в школе, которые тоже хотят быть «лучиком света в темном царстве». Что, к примеру, написала я в планировании к сегодняшнему уроку, какого личностного результата жду? Читаю, восхищаюсь казённостью и правильностью фраз, умиляюсь своей образованностью в сфере ФГОС (курсы повышения квалификации прослушала не зря): «Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей». Столь разные, необычные двадцать пять человек смотрят на меня, а ожидаемый личностный результат у всех один и тот же? Каким же мастерством я должна обладать? Всё так сложно и в то же время просто: увидеть личность каждого ребёнка. Вот он, личностно – ориентированный подход.

      И это в обычном классе! А после уроков ещё сложнее! Готовясь вечером к очередным встречам со своими учениками, читаю расписание: «Литература 6 «Б», русский язык 5 «А», русский язык 8 «А»…. Настя (письмо)»… Снова до боли в сердце смотришь на эту аббревиатуру ОВЗ…Тяжело, но я учитель! Снова прошла курсы, но разве могут теоретические лекции научить любить такого ребёнка? Надо обладать огромнейшей человечностью, чтобы эти дети раскрылись, доверились тебе, и тогда ты увидишь безграничную, бескорыстную любовь в их глазах. Моя Настя, она не может сказать о своих чувствах, но глядя в её глаза, понимаешь, что она счастлива от общения с тобою! Вот она, очередная моя победа, как учителя!

    И новая серия…Снова обращусь к своему учителю: «Владимир Дмитриевич, вы сожалеете о развале СССР, говорите, что воспитание ушло из стен школы. Исчезло. Дети сейчас другие. Бросается в глаза безразличие, апатия. Взгляды тусклые, энергия всё же есть, но пустая; бессмысленная толкотня; коллективных игр нет; многие замерли, уставившись в телефон, давят кнопки».

     Отвечу Вам, что Вы сгущаете краски. «Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих». – говорил Николай Бердяев.

     Вы говорите о Моральном кодексе во времена СССР, но посмотрите: Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

любящий свой край и своё Отечество…

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи…

осознающий ценность труда, науки и творчества…

умеющий учиться, способный применять полученные знания на практике…

социально активный, уважающий закон и правопорядок…

уважающий других людей…

 выполняющий правила здорового образа жизни…

 понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

    Что Вы ответите? Разве это не тот же Моральный кодекс, о котором мы говорили? Разве сейчас основная задача школы не воспитание ребенка, не формирование его личности, только личности, не похожей на все остальные, а индивидуальной!

   Пионерия? Да это же современные РДШ и ЮНАРМИЯ! Российское движение школьников – это организация, призванная обратить внимание не только на образование, но и на воспитание подрастающего поколения. А Юнармия ставит целью вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма. «В споре рождается истина» - говорил Сократ. В нашем споре мы, думаю, пришли к общему мнению, что и советская школа, и современная школа на первое место ставят Личность ребенка!

   Каждая серия моего фильма посвящена детям, а как же я? Кто думает о жизни учителя? Не буду говорить о низкой зарплате, о неуважении в обществе, о потере имиджа учительской профессии, о недостатке времени на личную жизнь и детей- все это злободневно и всем учителям известно… О нас думают только как о профессионале. Но мы пришли в эту профессию, выбрали для себя этот путь, то должны идти по нему достойно, не сетовать на требования и условия. Меняйте их своим творчеством, подтверждайте свой профессионализм, уважайте себя в своей профессии! Никто ведь и не говорил, что вам будет легко. Пусть наш сериал под названием «Жизнь учителя» всегда имеет 25 кадр, который будет закреплять в нас любовь к своей профессии, любовь к детям!

Учитель! Дорогой мой коллега, может быть, такой же, как я, страдающий от вечной нехватки времени, оставляющий родных детей без внимания и помощи, порой засыпающий над томом «Войны и мира», радующийся, как ребёнок, успехам своих учеников, загнанный воспитательной работой, волнующийся не меньше своих выпускников на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть твоя жизнь напоминает не зебру, а первую весеннюю радугу!