Наставничество

Русских Ирина Сергеевна

Программы по наставничеству по модулям: учитель-учитель, учитель-ученик

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией

протокол от ____ №__

______________      Русских И.С  

Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

________   _____________

    Подпись                ФИО

       

Утверждено:

     Приказ от           №

Директор МАОУ СОШ №1

_________ Квасова Н.А. Подпись             ФИО

 ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

                                    со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

      учителя русского языка

         (форма наставничества: учитель-ученик)

Улправда - В регионе стартовал прием заявок на конкурс «Лучший наставник»

Составитель рабочей программы:

Русских Ирина Сергеевна

Квалификационная категория:

высшая

 

2021- 2022 уч.год

      ЦЕЛЬ:  Повышение качества образования отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы.

ЗАДАЧИ:

Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН учащихся.

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.

Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.

Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).

Учитель-предметник после первичного контроля знаний должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль;

Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)

Учитель-предметник должен определить время , за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.

Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

Учитель-предметник  должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти;

Учитель-предметник должен поставит в известность  классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося;

Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика;

Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

Ликвидация неуспеваемости.

Повышение уровня  успеваемости учащихся.

Повышение качества знаний учащихся.

Повышение мотивации к учению.

  Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

  Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто дети с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы.

  Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

 

 Цели программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку;

- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

 

Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  • изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
  • ориентировать детей на ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности. 

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими

учащимися на учебный год

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: беседы с классным руководителем,  встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, индивидуальные домашние задания 

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению

1-й этап

2-й этап        

3-й этап

К содержанию учебного материала         

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого         

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)         

Действует учитель – ученик только воспринимает         

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса         

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам         

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий         

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий         

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет         

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие         

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока        

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся         

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала         

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке         

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса         

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,

выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень  понимания учащимися основных  элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса  к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие  методов обучения, позволяющих всем учащимся  активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания  по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь  большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения  по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах  программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

 Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

  • нормализация учебной деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие темповых показателей учащихся;
  • обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

План работы с неуспевающими 6 В класса

  1. Алекперов Эльшан
  2. Дубровская Анна
  3. Кириллова Дарья
  4. Нуртдинов Динар
  5. Умаханова Джахбат

Время проведения: пятница 14.30

Занятие 1. Безударные гласные, непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные в корне.

Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

Занятие 2. Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных.

Имя существительное.

Занятие 3. Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц.

Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения.

Занятие 4. Разделительные твердый и мягкий знаки.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Занятие 5. Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -роен-.

Занятие 6. Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-.

Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях.

Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда.

Занятие 7. Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-).

Занятие 8. Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную.

Занятие 9. Соединительные гласные о—е в сложных словах.

Занятие 10. Слова с корнями пол-, полу-.

Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Занятие 11. Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-.

Занятие 12. Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь.

Занятие 13. Не с именами существительными. Имя прилагательное.

Занятие 14. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные

Занятие 15. Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных.

Занятие 16. Одно и два н в именах прилагательных.

Занятие 17.  Не с полными и краткими прилагательными.  Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение.

Занятие 18. Сложные прилагательные.

Занятие 19. Глагол. Наклонение глаголов.

Занятие 20. Спряжение глаголов.  Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения

Занятие 21. Переходные и непереходные глаголы.

Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами. Безличные глаголы.

Занятие 22. Местоимение. Разряды местоимений.

Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь

Занятие 23. Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие.

Занятие 24. Числительные количественные, порядковые.

Числительные простые, сложные, составные.

Занятие 25. Правописание числительных.  Сложные слова с числительными.

Занятие 26. Употребление большой буквы в написании названий и имен.

Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог.Обобщаем и повторяем.

Занятие 27. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Занятие 28. Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-. Слова с чередованием я—им.

Чередование согласных в корнях.

Занятие 29. Приставки на с—з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную.Учимся ставить знаки препинания. Повторение.

Занятие 30. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов.

Занятие 31. Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам.

Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий.

Занятие 32. Безударные окончания глаголов I и II спряжения.

Окончания глаголов повелительного наклонения.

Занятие 33.  Правописание порядковых числительных.

Занятие 34. Одно и два н в именах прилагательных.

Занятие 35. Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях.  Состав слова. Части речи. Члены предложения.

Найдите «ошибки» в тексте «Детство Темы».

График проведения дополнительных занятий с отстающими и слабоуспевающими учащимися

по русскому языку

Дата

Учащиеся

Отметка о явке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

(образец)

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….


 

  Планируемые мероприятия.                                      Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Приложение №2

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося  _______класса

Ф И  учащегося  _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ______________________________________

_____________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты прове-

дения индиви

дуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выпол

нения

Отмет

ка

Подпись

учащегося,

родителя

Приложение №3

Список неуспевающих учащихся

Фамилия, имя неуспевающего

Класс

Образовательная область

Педагог

1

2

3

4

5

Приложение №4

Выполнение  учащимся  домашних  заданий.

Ф.И.  учащегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 202___ г.  по  «____»_____________ 202___ г.

Цель  контроля: отслеживание  систематичности  выполнения  домашних  заданий

                          «трудными»    учащимися.

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Работа  учителя  за  период  контроля:

с учащимся  ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

с классным руководителем _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

с родителями  ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись  учителя______________________________________________________________

Приложение №5

Проверка  посещаемости  занятий  учащимся.

Фамилия,  имя  учащегося    -     __________________________________________________

Класс  -  ________   

Заместитель директора  по охране прав детства  -  ______________________________

Сроки  проверки:  с _______   по  _______   20__  г.

Цель  проверки:  упорядочение  посещаемости  занятий  учащимся, склонным  к  пропуску   уроков  без  уважительных  причин.

Дата

Пропущенные  уроки

Причина

За  период  контроля  пропущено  ___ уроков,  

из  них  по  уважительной  причине___ уроков, по  неуважительной  причине  ___ уроков.

Беседы с родителями____________________________________________________________

Проверку  проводил ______________

Приложение №6

Промежуточный  контроль  успеваемости  и  посещаемости  занятий  учащимся.

Фамилия,  имя  учащегося  ______________________________________________  Класс_____________

Классный  руководитель     __________________________________________

Период,  за  который  проводится  контроль:

 с  «_____»___________по  «_____»_______________ 20 __г.

Предметы

Количество  уроков  за  период  контроля

Количество  пропущенных  уроков

Оценки  за  период  контроля  (включая  к/р)

Оценки  за  контрольные  работы

Подпись  классного  руководителя  ________________

Приложение №7

ОТЧЕТ

классного руководителя _____ «____» класса

о работе со слабоуспевающими учащимися за ______________ 202_г.

Количество учащихся всего в классе

Количество слабо-успевающих учащихся

Посещения на дому

Проведение профилактических бесед

Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам

Результативность работы со с/у учащимися за прошедший месяц

Ф.И. с/у учащегося

Дата посещения

Ф.И. с/у учащегося

Дата проведения беседы

Ф.И.О. учителя-предметника

Предмет

Классный руководитель__________________________________________________________________                                      подпись                                        Ф.И.О.

Приложение №8

ОТЧЕТ

учителя -предметника о работе со слабоуспевающими учащимися

по состоянию на __________________

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Учитель _________________________Подпись___________________

Приложение №9

Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

Ученик____________________________ класс______ школа________

Состояние здоровья:

Слабое; Удовлетворительное; Хорошее

Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения____________________________________________________________________

Предметы, по которым возникла неуспеваемость:__________________________________

____________________________________________________________________________

Причины неуспеваемости по мнению учителя______________________________________

_____________________________________________________________________________

Причины неуспеваемости по мнению ученика______________________________________

_____________________________________________________________________________

Знание учеником критериев оценивания___________________________________________

Понимание изучаемого материала на уроках

Умение концентрировать внимание_______________________________________________

Оперативное (быстрое) запоминание______________________________________________

Умение повторить изложенное___________________________________________________

Умение самостоятельно выполнять задания на уроках_______________________________

Уровень развития учебных умений:

Чтение_______________________________________________________

Письмо_______________________________________________________

Счет_________________________________________________________

Речь_________________________________________________________

Понимание прочитанного_______________________________________

Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_______________________________________________

Владение приемами развития памяти_____________________________________________

Уровень ответов без конспектов__________________________________________________

Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)

Посещение дополнительных занятий:

По предметам_________________________________________________________________

Виды учебной деятельности  на занятиях__________________________________________

Самостоятельные дополнительные занятия________________________________________

Выполнение домашних заданий:

Частота выполнения домашних занятий___________________________________________

Причин отсутствия домашних занятий____________________________________________

Последовательность выполнения домашних заданий________________________________

_____________________________________________________________________________

виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения_________________________

_____________________________________________________________________________

виды помощи при выполнении домашнего задания__________________________________

_____________________________________________________________________________

Дополнительные занятия в каникулярное время:

Предметы____________________________________________________________________

Виды занятий_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией

протокол от ____ №__

______________      Русских И.С  

Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

________   _____________

    Подпись                ФИО

       

Утверждено:

     Приказ от           №

Директор МАОУ СОШ №1

_________ Квасова Н.А. Подпись             ФИО

 ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

 (модель «Учитель – Учитель»)

Наставник - кто это? | "Пророк" в своем Отечестве | Яндекс Дзен

Составитель рабочей программы:

Русских Ирина Сергеевна

Квалификационная категория:

высшая

 

2021- 2022 уч.год

Пояснительная записка

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из ключевых задач кадровой политики МАОУ СОШ№1.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи сведением профессионального стандарта педагога и новых ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.

Начинающему учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его педагогической деятельности.

Решению стратегических задач кадровой политики МАОУ СОШ№1 будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации и карьерному росту. В системе наставничества должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему адресную практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь организовать деятельность наставников с молодыми педагогами на уровне общеобразовательной организации.

Срок реализации программы: 1 год

Цель

 -  развитие профессиональных умений и навыков молодого учителя, оказание методической помощи и поддержки в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы;

- обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога для обеспечения эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу. Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, вовлечение их в трудовой процесс и общественную жизнь образовательной организации.

Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
  • определить уровень профессиональной подготовки;
  • выявить профессиональные дефициты молодого учителя (затруднения в педагогической практике) и оказать адресную методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;
  • помочь молодому педагогу  организовать работу в рамках педагогических сообществ (ШМО, ГМО, педагогические ассоциации и т.д.);
  • помочь молодому педагогу организовать работу с одаренными и профориентированными обучающимися;
  • научить анализировать, оформлять и представлять достижения педагогической деятельности в рамках профессиональных конкурсов (Педагогическое портфолио, сайт учителя);
  • поддержать инициативу молодого педагога в вопросах внедрения современных педагогических технологий в УВП.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста и организация взаимопосещения.

3. Планирование и анализ педагогической деятельности (по четвертям).

4. Помощь молодому учителю в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Привлечение молодого педагога к участию в работе педагогических сообществ.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др.).

Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Ожидаемые результаты:

Для молодого педагога

  • успешная адаптации начинающего педагога в общеобразовательном учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах методики преподавания, психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий;
  • участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие разработанного методического продукта (рабочая программа, конспект урока, проект, статья и т.д.)
  • наличие портфолио у каждого молодого педагога;
  • успешная подготовка к процедуре аттестации.

Для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых педагогов;
  • повышение эффективности кадровой политики МАОУ СОШ№1;
  • омолаживание педагогического коллектива;
  • сплочение педагогического коллектива;
  • повышение качества образования.

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество: Шинкевич Анна Викторовна

Образование: высшее

Какое учебное заведение окончил:

Омский «Саргатский индустриально – педагогический колледж»

Омский государственный педагогический университет

Год окончания учебного заведения: 2009, 2014

Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы; Учитель-логопед

Педагогический стаж: 11 лет

Место работы: МАОУ СОШ №1

Должность: учитель

Предмет: русский язык и литература

Учебная нагрузка: 30,5 ч.

Классы: 5, 9 (Инклюзия)

Классное руководство: нет

Квалификационная категория: первая

Сведения о педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество: Русских Ирина Сергеевна

Образование: высшее

Какое учебное заведение окончил:

Нижневартовский государственный педагогический университет

Год окончания учебного заведения: 2004

Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 24 года

Место работы: МАОУ СОШ №1

Должность: учитель

Предмет: русский язык и литература

Учебная нагрузка: 28 ч.

Классы 6, 7 (ОВЗ), 8 (ОВЗ), 11 классы

Квалификационная категория: высшая

Планируемые  мероприятия

Сентябрь

 Инструктаж: 

  • Нормативно – правовая база МАОУ СОШ№1 (программы, методические пособия, ФГОС), правила внутреннего распорядка учреждения; виды и организация режимных моментов.
  • Изучение инструкций: Как вести текущую документацию, работа с методической литературой. Выполнение единых требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Беседа: 

  • Работа с УМК. Методической литературой.
  • Структура урока. Конспект урока.
  • Методы оценки уровня усвоения программы обучающимися.
  • Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
  • Профессиональные дефициты молодого педагога. Профессиональный запрос на КПК.

Консультации:

  • Структура урока и методика преподавания в соответствии с ФГОС.
  • Технологическая карта урока.
  • Рабочая программа воспитательной работы МАОУ СОШ№1. План воспитательной работы классного руководителя (при наличии классного руководства).
  • Коллективный договор. Система стимулирующих выплат.

Практическое занятие:

  • Планирование и организация работы по учебно-воспитательной деятельности:

- составление рабочей программы по предмету;

- составление рабочей программы ВУД, ДО;

- работа с учебно- методической литературой;

  • Посещение молодым специалистом открытых занятий педагога-наставника, педагогов – стажистов.
  • Разработка технологической карты урока.

                         Октябрь

Беседа 

  • Организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности.
  • Особенности организации УВР с обучающимися ОВЗ, детьми-инвалидами. Адаптированные рабочие образовательные программы.
  • Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.        
  • Ознакомление учителя-наставника с конспектами урока, технологическими картами уроков и занятий ВУД, ДО (еженедельно).  
  • Лучшие традиции школы.
  • Работа молодого педагога в  ШМО.
  • Определение темы по самообразования.

Консультации:

  • Взаимодействие учителя –предметника с классным руководителем по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в классе, индивидуальной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний.
  • Реализация плана воспитательной работы классного руководителя (при наличие классного руководства).
  • Участие молодого педагога в работе профессиональных сообществ.
  • Формирование и развитие универсальных учебных действий на основе использования современных образовательных технологий, активных формы и методы обучения.
  • Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению учебных затруднений.
  • По текущим проблемам реализации рабочих программ.

Практическое занятие:

  • Отработка структура урока в условиях реализации ФГОС.
  • Посещение молодым специалистом открытых занятий педагога-наставника, педагогов – стажистов.
  • Участие в муниципальной программе наставничества.
  • Посещение уроков  молодого педагога.

Ноябрь

Беседа:

  • Педагогические проблемы молодого специалиста.
  • Участие в общественной жизни школы.

Консультации:

  • Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.
  • Участие молодого педагога в реализации инновационной деятельности МАОУ СФМЛ.
  • Дифференцированное обучение.
  • Критериальная оценка знаний обучающихся.

Практическое занятие:

  • Мастер – класс учителя – наставника "Активные способы и методы формирования и развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС".        
  • Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника, учителей – стажистов.
  • Посещение уроков  молодого педагога.

Декабрь

Беседа:

Портфолио учителя (участие в конкурсных мероприятиях, фестивалях, способы проявить таланты и возможности детей и педагога)

Консультации:

  • Корректировка календарно – тематического планирования рабочих программ;
  • Эффективность реализация плана воспитательной работы классного руководителя (при наличие классного руководства).
  • «Здоровьесберегающие технологии».
  • Качественная рефлексия урока.

Практическое занятие:

  • Методическая разработка: «Мой первый урок».
  • Подготовка к  декаде молодого учителя.
  • Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника и коллег.
  • Посещение уроков  молодого педагога.

Круглый стол: «Психологические проблемы повышения эффективности педагогического взаимодействия учителя и ученика».

Январь

Консультации:

  • Личностно –ориентированное обучение. Дифференциация образования.
  • Олимпиадное движение школьников.
  • Портфолио ученика.

Практикум:

  • «Декада молодого учителя».
  • Посещение уроков.

        

Февраль

Практикум:

  • Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника и коллег.

Консультации:

  •  «Проектная деятельность учителя».
  • Виды уроков.
  • Участие молодого педагога в конкурсах профессионального мастерства.

Март

Консультации:

  • Текущим проблемы организации УВП.
  • Корректировка рабочих программ.
  • «Факторы, которые влияют на качество учебно-воспитательного процесса»;

Практикум:

  • Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника и коллег.
  • Открытое занятие молодого специалиста.
  • Тематические мастер – классы.

Апрель

Практикум: «Мой первый шаг педагогической деятельности» (выступление молодого специалиста на ШМО по теме самообразования)

Май

Круглый стол в кабинете директора:

«От молодого специалиста к успешному педагогу»

Практикум:

  •  Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение.
  • Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за 2021-2022 учебный год. Обсуждение итогов и рекомендаций.

Консультации:

Разработка рабочих программ на 2022-2023уч.г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией

протокол от ____ №__

______________      Русских И.С  

Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

________   _____________

    Подпись                ФИО

       

Утверждено:

     Приказ от           №

Директор МАОУ СОШ №1

_________ Квасова Н.А. Подпись             ФИО

 ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Проектно – исследовательская деятельность»

для     10 «А» класса

(форма наставничества: учитель-ученик)

Составитель рабочей программы:

Русских Ирина Сергеевна

Квалификационная категория:

высшая

                                                                 

                                                                                     

                                                                                         

 

 

2020- 2021 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Проектно-исследовательской деятельности» (индивидуальный проект) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Приказ № 413 от 17 мая 2012 год

Форма наставничества: учитель-ученик

Целевая аудитория: 10 класс

Срок реализации программы: сентябрь 2020-декабрь 2021 года.

Форма работы: индивидуальные консультации, беседы, практические занятия.

Список наставляемых: Адвахова Екатерина

Цель проектно-исследовательской деятельности:

  • для обучающихся:
  • развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно- исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира;

  • умение проявлять социальную ответственность;
  • формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, работа над развитием интеллекта;
  • навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.
  • для педагогов:
  • создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
  • формирование у обучаемых представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование первичных исследовательских умений и навыков);
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
  • современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
  • формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом;
  • формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов;
  • приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
  • формирование навыков работы с архивными публицистическими материалами.

Место проектно-исследовательской   деятельности   в   рамках

реализации ФГОС СОО

В рамках реализации ФГОС СОО отводит 68 часов для проектно- исследовательской деятельности на этапе среднего (полного) общего образования.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предмет- ной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

        Личностные результаты освоения основной образовательной программы     должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

2)         сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  6. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  7. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  8.         бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  9. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  10. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  11. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

        Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
  2. достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

                3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

              4)готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

            5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

             6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

             8)владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

           9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой из- бранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

  • Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  • сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, ин- теллектуальной деятельности;
  •         сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

        Предметные результаты освоения основной образовательной про граммы должны отражать:

  • знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проект ной работы.
  • Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной ра-

боты; ты;


  • определять цель и задачи исследовательской и проектной рабо-

  • работать с различными источниками, в том числе с первоис-

                             очниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки,

                             составлять           библиографический список по проблеме;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты ис- следовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную ра-

боты;

  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными

явлениями;

  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить резуль-

таты;

  •         проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

           

              По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны   владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

  1.         Содержание учебного курса

  1. Способы получения и переработки информации (3 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

                  Проект (6 ч.). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта.

                   Ресурсное      обеспечение. Виды проектов: практико- ориентированный, исследовательский,                    информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование

  1. проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
  2. Создание индивидуальных проектов (41 ч)

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы ис- следовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);       методы,       используемые      как       на эмпирическом,       так и на теоретическом   уровне    исследования    (абстрагирование,    анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word. Электронная презентация проекта. Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel

  1. Публичное выступление (8 ч)

Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции

План реализации программы.

N№ п/п

Темы разде- лов

Ко- личе- ство часов

Темы уроков

Характеристика основных видов деятельности обу- чающихся (УУД) по разделам

1

Способы по- лучения        и переработки информации

3

Введение.

Виды        источников        ин- формации.

План информационного текста

Личностные (далее, ЛУ- УД): развивать положительное отношение к изучению различных наук.

Регулятивные (далее РУ- УД): развивать умение составлять план к текстам.

Познавательные УУД (да- лее ПУУД):

развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию.

Коммуникативные УУД (далее КУУД):

Развивать умение планировать сотрудничество с учи телем.

2

Проект

6

Особенности и структура проекта. Виды проектов. Критерии оценки. Требования к проектам.

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания.

РУУД: развивать умения со- ставлять планы проектов.

ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в планировании проектов.

КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно

выражать свои мысли.

3.

Создание индивиду-

альных        про- ектов

41

Тема проекта и обосно- вание актуальности.

Планирование учебного проекта.

Основные методы ис- следования.

Обзор литературы по темам.

Составление индивиду- ального рабочего плана. Проведение опытно- экспериментальной ра- боты.

Создание компьютер- ной презентации.

Подготовка тезисов вы- ступления.

Отзыв и рецензия на проект.

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания о планировании и работе над исследовательским проектом.

РУУД: принимать учебную задачу, удерживать цель де-ятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности.

ПУУД: развивать умение извлекать нужную информацию из текстовых и графических объектов

КУУД: оформлять диалоги- ческие высказывания, пони- мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать

в коллективное учебное со- трудничество.

4

Защита        ин- дивидуаль- ных проектов

8

Предзащита проекта.

Конференции. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания.

РУУД: развивать умения правильно оформлять и пре- зентовать выполненные про екты.

ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в оформлении результатов и защите проектов.

КУУД: развивать умения оформлять диалогические

высказывания, понимать по- зицию партнера.

Общая характеристика деятельности учащихся

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 классов.

Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.

Проекты могут быть разных видов:

-исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы);

-информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);

-прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат деятельности. Это могут быть: документ, созданный на основе полученных результатов исследования, программа действий, словарь, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, в какой-либо организации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);

- креативные (творческие) проекты;

-социальные (в ходе реализации которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности).

Формы контроля за результатами освоение программы.

        Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.

Обучающиеся 10 классов обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один проект (учебный).

Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

        Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержатся информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.

В течение учебного года осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль за выполнением проекта.

Текущий контроль: проверка знаний обучающихся через опросы,

самостоятельную деятельность, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока и этапов реализации индивидуального проекта.

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Итоговый контроль: Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:

защита темы проекта/исследования (идеи) - предзащита;

защита реализованного проекта/исследования – защита на общешкольной конференции.

Оценивание производится на основе критериальной модели:

  •         Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
  • Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);

Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое всех вышеуказанных оценок (Приложение 3).

Критерий 1: Целеполагание Работа может получить максимальный балл по этому критерию, если в ней конкретно сформулированы цели проекта и проблемы, которые проект решает; обоснована актуальность проекта; чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей. Заявленные показатели назначения измеримы. Экспертную комиссию могут интересовать ответы на такие вопросы: - Что этот проект может изменить в жизни человека/общества? - Какую проблему он решает? - Кто заказчик или потребитель результатов проекта? - На основании чего сделан вывод об актуальности проекта? - Насколько проект отвечает на актуальные вызовы (технологические, социокультурные)? - Какие измеримые характеристики хотелось достигнуть в ходе проекта?

        Критерий 2: Анализ существующих решений и методов Должны быть представлены: актуальный список литературы, анализ существующих в практике решений, сравнительная таблица аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения Возможные вопросы: - Какие есть аналоги (методы, устройства, исследования)? В чем их достоинства и недостатки? - Какие общепринятые методы работы, технологии, методики применяются? - Есть ли отличие проекта участника от аналогичных разра- боток, исследований? - Проект привносит что-то новое или является повторением готовых образцов, известных результатов? - В чём преимущества предлагаемого решения? Почему это является преимуществом?

          Критерий 3: Планирование работ, ресурсное обеспечение проекта Должны присутствовать: подробный план работы, описание использованных ресурсов и способов их привлечения для реализации проекта. Возможные вопросы: - Решение каких промежуточных задач, прежде всего, влияет на качество финального результата? - Как взаимосвязаны решаемые задачи? - Насколько в процессе работы над проектом корректировался план? - Могут ли участники проекта указать те этапы проекта, в которых возможно было двигаться по другому пути? - Какими ресурсами обеспечен проект, каких ресурсов недостаточно? - Как осуществляется (осуществлялась) работа по привлечению ресурсов, в том числе во взаимодействии с внешними партнерами? - Каков план развития/ внедрения проекта?

        Критерий 4: Качество результата Работа считается качественной, если в ней представлено подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения в полной мере соответствуют заявленным. Возможные вопросы жюри: - Как именно функционирует та или иная деталь? - На каких принципах работает устройство? - Почему был использован такой дизайн, способ компоновки, такие материалы? - Как оцениваете качество итогового результата? - Как проводились испытания? - Удалось ли достичь заявленных характеристик? Если нет, то почему? - Как сами участники оценивают качество полученных результатов? - Что бы они поменяли в своей методике, решении и т.п.? - Как рассчитывалась экономическая выгода от реализации проекта? - Как он может принести выгоду в будущем?

        

Критерий 5: Самостоятельность работы над проектом и уровень командной работы Для организаторов и экспертов, входящих в состав Жюри Конкурса очень важно, чтобы участники во время работы над проектом приобрели новые компетенции, с одной стороны, а с другой, понимали, что если они работают не самостоятельно, а в команде и с наставниками, - обязательно надо уметь определять свою зону ответственности, а также понимать, как задачи, лежащие в этой зоне, соотносятся с задачами других участников. Возможные вопросы: - Что участники делали в проекте? - Что у них получилось, а что не подучилось сделать в проекте? - Изменялись ли функции участников в процессе работы над проектом? - В чем отличие его работы от работы остальных участников? - В чем вклад в работу участника других участников, в том числе взрослых, как строилась работа со взрослыми (педагоги, родители, научный руководитель и т.п.)?

  1. График совместной работы наставника с наставляемым

Номер урока

Разделы

Тема

Содержание

1

Способы полу- чения

и переработки информации

Вводный урок

Основные понятия проектной деятельности. ТБ

2

Виды источников инфор- мации

Источники. Выборка информа- ции

3

План информационного текста

Составить план текста.

4

Проект

Особенности и структура проекта.

Теоретическая составляющая структуры проекта. Выбор направления

5

Особенности и структура проекта.

Составление структуры проекта

6

Виды проектов

Формирование представления о видах проектов. Выбор темы

7

Требования к проектам.

Обзор различных требований к проектной деятельности

8

Критерии оценивания.

Особенности оценивания раз- личных проектов

9

Урок-обобщение. Тести- рование

Оценка полученных знаний

10

Создание инди- видуальных проектов

Формулировка и выбор темы

проекта

Анализ направлений актуальных конкурсов

проектных и исследовательских работ.

11

Формулировка и выбор

Формулировка темы будущего

        

темы проекта

проекта. Актуальность, цели и задачи

12

Утверждение индивиду- ального

плана

13

Актуальность

Обоснование актуальности вы- бранного проекта

14

Актуальность

Обоснование актуальности вы- бранного проекта

15

Постановка цели и задач

Формулирование задач в соот- ветствии

с поставленной целью

16

Постановка цели и задач

Корректировка и утверждение цели и задач

17

Обзор литературы по теме проекта

Работа с печатными и интернет ресурсами

18

Обзор литературы по теме проекта

Работа с печатными и интернет ресурсами

19

Текстовое оформление работы

Оформление работы в соответ- ствии

с требованиями предзащиты

20

Основные критерии оформления

мультимедиа-презентации

Знакомство с требованиями оформления

21

Оформление презентации

Оформление работы в соответ- ствии

с требованиями мультимедийно- го

оформления предзащиты

22

Предзащита

Выступление. Анализ тезисов и презентаций.

23

Предзащита

Выступление. Анализ тезисов и презентаций.

24

Предзащита

Выступление. Анализ тезисов и презентаций.

25

Предзащита

Выступление. Анализ тезисов и презентаций.

26

Подведение итогов предзащиты

Промежуточные итоги и выде- ление ошибок

        

27

Анализ и корректировка материалов

Работа с материалами после предзащиты

28

Анализ и корректировка материалов

Работа с материалами после предзащиты

29

Основные методы иссле- дования

Обзор основных методов

30

Подбор и обоснование методов

Оформления главы "Методы и материалы исследования"

31

Работа с научной теоре- тической частью

Оформление основных глав

32

Работа с научной теоре- тической частью

Оформление основных глав

33

Работа с научной теоре- тической частью

Оформление основных глав

34

Работа с научной теоре- тической частью

Оформление основных глав

35

Практическая часть работы

Работа над исследованием, мо- делированием,

конструированием

36

Практическая часть рабо ты

Работа над исследованием, мо- делированием,

конструированием

37

Практическая часть работы

Работа над исследованием, мо- делированием,

конструированием

38

Практическая часть работы

Работа над исследованием, мо- делированием,

конструированием

39

Практическая часть работы

Работа над исследованием, мо- делированием,

конструированием

40

Практическая часть работы

Работа над исследованием, мо- делированием,

конструированием

41

Обработка полученных результатов

Построение графиков, таблиц, схем

42

Обработка полученных результатов

Построение графиков, таблиц, схем

43

Обработка полученных

Построение графиков, таблиц,

результатов

схем

44

Обработка полученных результатов

Построение графиков, таблиц, схем

45

Формулировка выводов и заключения

Работа над заключительным этапом проекта

46

Формулировка выводов и заключения

Работа над заключительным этапом проекта

47

Составление списка лите- ратуры

Работа над заключительным этапом проекта

48

Составление списка лите- ратуры

Работа над заключительным этапом проекта

49

Оформление работы в со- ответствии

с требованиями городских конкурсов

составление текстового материала и презентации в соответ- ствии с требованиями

50

Оформление работы в со- ответствии

с требованиями городских конкурсов

составление текстового матери ала и презентации в соответ-

ствии с требованиями

51

Оформление работы в со- ответствии

с требованиями городских конкурсов

составление текстового матери ала и презентации в соответ-

ствии с требованиями

52

Оформление работы в со- ответствии

с требованиями городских конкурсов

составление текстового матери ала и презентации в соответ-

ствии с требованиями

53

Отзывы и рецензии на проект

Внешняя оценка работ

54

Подведение итогов.

Анализ выполненной ра- боты

Консультация с научным руко- водителем

55

Подведение итогов.

Анализ выполненной ра- боты

Консультация с научным руко- водителем

56

Подготовка проектной папки

Создание архива

57

Подготовка проектной папки

Создание архива

        

58

Подготовка проектной папки

Создание архива

59

Подготовка к школьной конференции

Создание итогового презентационного материала

60

Подготовка к школьной конференции

Создание итогового презентационного материала

61

Защита индиви- дуальных про- ектов

Защита проектно-

исследовательских работ

Общешкольная конференция по секциям

62

Защита проектно-

исследовательских работ

Общешкольная конференция по секциям

63

Защита проектно-

исследовательских работ

Общешкольная конференция по секциям

64

Защита проектно-

исследовательских работ

Общешкольная конференция по секциям

65

Подведение итогов защи- ты

Работа комиссии, награждение

66

Подведение итогов защи- ты

Работа комиссии, награждение

67

Создание сборника про- ектных и исследователь- ских работ

68

Создание сборника про- ектных и исследователь- ских работ

        Материально – техническое обеспечение образовательного про цесса.

  1. Материально- техническая база лаборатории информационных технологий.

Рекомендуемая литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
  2. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
  3. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для

        учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015

Приложение 1.

Шкала оценки исследовательского проекта. Баллы. Оценка

  1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность

Обоснована; аргументы целесообразны – 2 балла Обоснована; целесообразна часть аргументов – 1 балл Не обоснована, аргументы отсутствуют – 0 баллов

  1. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие

теме


Конкретны, соответствуют – 2 балла

Неконкретны или не соответствуют – 1 балл

Целей и задач нет или не соответствуют теме – 0 баллов

  1. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет

достижение цели

целесообразна, обеспечивает – 2 балла сомнительна – 1 балл

явно нецелесообразна – 0 баллов

  1. Фундаментальность обзора – использование современных осново полагающих работ по проблеме

Использованы достаточное количество источников информации - 2 Использовано недостаточное количество информации - 1

Необоснованный подбор информации - 0

  1. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

Освещена значительная часть проблемы - 2 Проблема освещена фрагментарно - 1 Проблема не освещена - 2

  1. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы.

Доступны для самостоятельного выполнения - 2 Выполнимы под наблюдением специалиста - 1

        Выполнимы только специалистом - 0

  1. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения),   обусловленность логикой изучения объекта.

Эксперимент логичен и обоснован - 2 Эксперимент частично логичен и обоснован - 1 Эксперимент не логичен и не обоснован - 0

  1. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.)

Использованы все необходимые способы - 2 Использована часть способов - 1

Использован только один способ - 0

  1. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

Приводятся и обсуждаются разные позиции - 2 Разные позиции приводятся без обсуждения -1 Приводится и обсуждается одна позиция - 0

  1.         Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам

Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать-2

Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать - 1

Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения) - 0

10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе

Соответствуют, гипотеза оценивается автором - 2 Соответствуют частично - 1

Не соответствуют, нет оценки гипотезы - 0

14. Конкретность выводов и уровень обобщения

Выводы конкретны, построены на обобщении результатов - 2 Выводы неполные - 1

Выводов нет, неконкретны - 0

Максимальный балл 28 Оценка проекта

Приложение 2.

Шкала оценивания выступления при защите исследовательско го проекта

Максимальный балл 18

Оценка защиты исследовательского проекта

Приложение 3.

        Общий балл за индивидуальный проект

(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)

28 – 25

18 – 16

23 – 21

«5»

24 – 21

15 – 13

20 – 17

«4»

20 – 17

12 – 9

16 – 13

«3»

Приложение 4

Критерии оценки содержания проекта

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на те- му проекта, применены элементы творчества - 2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта - 3

Критерий 7. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы - 0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы - 1

Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте - 2

Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы - 3

Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письмен- ной части

Письменная часть проекта отсутствует - 0

В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

- 1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения - 2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями - 3

Максимальный балл: 24

Приложение 5

Критерии оценки защиты проекта

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) - 1

Проектный продукт не полностью соответствует требованиям каче ства - 2

Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) - 3

Максимальный балл: 15

Приложение 6

Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку

Пониженный 41 – 74

17 – 29

3

Базовый 75 – 90

30 – 35

4

Повышенный 91 – 100

36 – 39

5

Высокий

Приложение 7

Лист оценки

выполнения проектной ( учебно-исследовательской) работы

                      ___________________________________________________ФИ ученика класс_________

          тема_______________________________________________________________________________

Самостоятельность выполнения работы

Глубина содержания работы

Исполнительность

Оценка проектных

(исследовательских) умений*

Общий балл

Краткий отзыв или рекомендации руководителя

   *(постановки проблемы и выдвижения гипотез, планирования и прогнозирования результата,      понимание способов оценки своей работы, работа с информацией, оформление работы в соответствии с   требованиями

     1 балл- низкий уровень;

     2 балла - средний уровень;

    3 балла -высокий уровень.

       дата заполнения__________________

      Подпись руководителя__________________________________________________

Приложение 8

Лист продвижения // Рефлексивный лист ученика  (ФИ)__________             класс___ Руководитель______________

Тема_________________________________________________________________________________

Объектная область_____________________________________________________________________

Предмет______________________________________________________________________________

Цель______________________________________________________________________

Этапы деятельности

Цель этапа

Время выполнения

Что удалось?,

что не удалось?,

причина затруднений

Отметка руководителя

план

факт

1 этап

Цель этапа: определение проблемы, темы и целей проекта

2 этап

Цель этапа: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков.

Определение источников информации,

 способов сбора и анализа информации,

 вида продукта,

возможных форм презентации результатов проекта,

 сроков презентации.

Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

3 этап

Цель этапа: реализация проекта (осуществление деятельности по решению проблемы)

Самостоятельная работа по задачам проекта.

Промежуточные обсуждения полученных данных на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Написание:  

введения

1 главы (теоретической)

2 главы (описание эксперимента)

Выводов.

4 этап

Цель этапа: оформление результатов работы.

Структурирование полученной информации.

Оформление работы в соответствии с требованиями

5 этап

Цель этапа: презентация результатов (демонстрация материалов, представление результатов).

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

- подготовка тезисов, аннотаций и т.п.;

– презентация проекта.

6 этап

Цель этапа: оценка результатов и процесса проектной деятельности Самоанализ проектной деятельности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: