Для родителей
Родители, для вас!!!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.52 КБ | |
| 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Дюймовочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан | Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районың муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем учреждениясы “Балалар бакчасы “Дюймовочка” төре №26” |
адрес: 422540, Республика Татарстан, г.Зеленодольск,
ул. Тургенева, д.31, тел. 8(84371) 5-60-09
Сообщение
на родительском собрании
«Изучение татарского языка в ДОУ»
на тему:
«Обучение дошкольников государственным языкам РТ на основе УМК»
Воспитатель по обуч. тат. яз.:
Ганиева Э.Ш.
Февраль, 2018 г.
«Работа с УМК в условиях реализации ФГОС»
Исторически сложилось так, что в Республике Татарстан проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. В связи с утратой татарами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку. Существующая проблема заставляет родителей искать те учреждения образования, где в полной мере могли бы удовлетворить их социальный заказ на образовательные услуги. Кроме того, Закон “Об образовании в РФ” рекомендует создание целостной образовательной системы, обеспечивающей развитие ребенка в пределах единого социокультурного и образовательного пространства. Сложившаяся ситуация подсказывает, что необходимо создать такую языковую среду в детском саду, которая бы с позиции научности, компетентности могла обеспечить систему национального образования детей через интеграцию всех взаимосвязей детского сада.
В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее» в соответствии с приказом Министерства образования и науки РТ № 527/12 от 31.01.2012 года сегодня в дошкольных организациях городов и районов Республики Татарстан ведется активная работа реализации УМК по обучению дошкольников татарскому языку по учебно-методические комплектам.
В МБДОУ №26 эта деятельность развернута с 2012 года во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. С 1 сентября 2012 года в МБДОУ начата работа по УМК в средней, старшей группах и в подготовительной группах.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Педагогические работники детского сада совместно проводят работу по приобщению детей дошкольного возраста к татарскому языку в игровой форме. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.
Педагог поддерживает интерес к игре при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях не утомляются, раскрепощены, сохраняют заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение татарской речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Специалисты, работающие в МБДОУ, имеют высокий образовательный уровень, постоянно повышают квалификацию на разных семинарах.
С 2012 года было проведено несколько педсоветов, консультаций. В кабинете татарского языка созданы все условия для успешного обучения детей татарскому языку. Воспитатель по обучению детей татарскому языку проводит практические консультации по планированию и организации работы по закреплению пройденного на занятиях материала .
Говоря о ФГОС ДО , хочется отметить, что 20 мая 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Педагогическим коллективам в новом учебном году будет необходимо изучить ее, внедрить в работу, сделать коррективы в свою основную образовательную программу. И, конечно, будем ждать методического обеспечения примерной программы.
Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить. Необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. При реализации УМК воспитатель по обучению детей татарскому языку использует информационно-коммуникативные технологии, игры- ситуации, игры-драматизации, наглядный материал, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей. Применение инновационных компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков. Для размещения информации родителям разработаны стенды с логотипом, где представлены материалы по татарскому языку , информация заменяется по мере усвоения материала. В помощь воспитателям и родителям используются соответствующие различным ситуациям памятки на татарском языке. Очень важна способность педагогов в воспитательно- образовательном процессе создать языковую среду для общения в группах. Для организации работы в режимных моментах по обучению детей татарскому языку воспитатели используют диалоги, дидактические, раскраски, полумаски, пальчиковые игры, демонстрационный и раздаточный материал, необходимое оборудование для сюжетно- ролевых игр. Имеется картотека словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Очень важна работа воспитателей в группах в взаимодействии с воспитателем по обучению татарскому языку. Их работа идет по следующем направлениям:
- усвоение программного материала в группах,
- работа с родителями,
- создание языковой среды и закрепление пройденного материала в режимных моментах,
- проведение развлечений, праздников, утренней гимнастики, прогулок.
Творческой группой детского сада разработаны положения и проведены конкурсы с педагогами : «Мир татарских сказок», где все группы активно участвовали. В этом году также планируется семейные конкурсы в нашем детском саду «Татарский национальный костюм ребенка». Ежегодно наш детский сад участвует в республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад».
В ДОУ для поддержания интереса детей к изучению татарского языка, к культуре и искусстве родного края проводятся творческие конкурсы и выставки по мотивам татарских сказок, мультфильмов среди детей и родителей нашего детского сада.
Разработаны комплексно-тематические, календарные планы , планы индивидуальной и коррекционной работы с детьми. Новая форма планирования воспитательно-образовательной деятельности педагогов позволяет системно вести работу по закреплению пройденного материала и это наглядно прослеживается в структуре планирования ОД. Ведется работа и по НРК где идет ознакомление с культурой народов Поволжья, и по УМК которая используется для обучения детей языкам. Все это делается в соответствии с ФГОС ДО. Также в нашем детском саду есть «Музей татарского быта», где идет работа по ознакомлению детей с культурой и традициями татарского народа. Также здесь дети знакомятся с бытом и национальным колоритом татарского народа.
При реализации УМК используем информационно-коммуникативные технологии, игры- ситуации, игры-драматизации, наглядный материал, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей.
Применение инновационных компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков
Для размещения информации родителям в каждой группе разработаны стенды с логотипом, где представлены материалы по татарскому языку , информация заменяется по мере усвоения материала. В помощь воспитателям и родителям используются соответствующие различным ситуациям памятки на татарском языке.
Очень важна способность педагогов в воспитательно- образовательном процессе создать языковую среду для общения в группах. Для организации работы в режимных моментах по обучению детей татарскому языку воспитатели используют диалоги, дидактические, раскраски, полумаски, пальчиковые игры, демонстрационный и раздаточный материал, необходимое оборудование для сюжетно- ролевых игр. Имеется картотека словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Особо интересны для детей сюжетно- ролевые игры. Играя, дети свободно и непринуждённо повторяют речевой материал, задают вопросы на татарском языке, включая в процесс игры родителей, братьев и сестер.
Работа педагогов не принесла бы плодов, если бы не поддержка наших родителей. На собраниях, круглых столах, в дни открытых дверей, через консультации педагоги и воспитатели по обучению детей татарскому языку с помощью презентаций помогают родителям лояльно воспринимать изучение татарского языка как второго государственного языка в РТ. Родителям рекомендовали сайты, где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления и использования по закреплению пройденного материала по татарскому языку в семье и другая необходимая информация.
Родители закрепляют материал дома, создают такую же языковую среду как и в детском саду . Принимают активное участие в конкурсах . Также созданы страница «УМК в ДОУ» на сайте нашего детского сада, где выставляется материал для родителей..Родители имеют возможность работать с детьми в рабочих тетрадях и тем самым усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме. Во время работы в тетрадях дети задают другу вопросы, общаются с родителями на татарском языке. Русскоязычным родителям легко их использовать, так как все задания даны на русском языке. Очень важно ,что и сами родители овладевают татарским языком в пределах программы детского сада, а это к выходу в школу составляет 167 слов. Такой объем словарного запаса соответствует возрастным особенностям дошкольников, доступен им для усвоения и направлена на общение детей.
Таким образом слагаемыми успеха для более легкого и интересного овладению дошкольниками татарского языка стали:
-применение новой педагогической технологии (УМК),
-применение современных методических пособий, интерактивного оборудования;
-организация языковой среды непосредственно в группах, в кабинете татарского языка и дома;
-формирование мотивации речевой активности, мотивом совместной деятельности на неродном языке становится радостью, удовольствием от общения, от взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре. Способность детей использовать объем словарного запаса татарских и русских слов по новой программе в свободном общении со сверстниками и взрослыми;
- мотивированность и сотрудничество всего коллектива нашего детского сада.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Дюймовочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан | Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районың муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем учреждениясы “Балалар бакчасы “Дюймовочка” төре №26” |
адрес: 422540, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Тургенева, д.31, тел. 8(84371) 5-60-09
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
С ВОСПИТАНИКАМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
на 2016-2017 уч.год
«Минем оем» (уртанчылар торкеме)
Тема: «Гаилә» – семья
С 14 сентября – 14 октября
Актив сузләр – активные слова | Сөйләм үрнәге – пример разговора |
әти әни | - Бу кем? - Әти (әни, бабай,әби, кыз, малай). |
Малай кыз | - Кем юк? - Әти (әни,бабай, әби, малай, кыз) |
Мин Исәнмесез Сау булыгыз | - Исәнмесез. - Син кем? - Мин Коля (Оля). - Мин малай. - сау булыгыз! |
исәнме | - Исәнме,әни(әти,бабай,әби,кыз, Малай, Мияу, Акбай). -Сау бул, әни(әти,бабай,әби,кыз, малай). |
Эт песи | - кем анда? - Мин песи. Мин – Мияу. -Кил монда. - Мин эт. Мин – Акбай. -Кил монда. |
Әйе Юк Сау бул | -Син Коля? -Әйе, Коля. -- Син малай(кыз)? -әйе(юк). |
әби бабай | -Әти? (әни,бабай,әби,кыз,малай). -Әйе. -Әни?(әти,бабай,әби,кыз,малай). -Юк. -Малай? -Юк, кыз. -Кыз? -Әйе,кыз. |
Әйбәт | -Хәллэр ничек? -Әйбәт. |
Тема «Ашамлыклар» - Продукты
С 16 октября – 26 декабря.
Актив сузлэр – активные слова | Сөйләм үрнәге – примеры разговоров |
Ипи | -Мә ипи (алма, сөт, чәй) -Рәхмәт әби. |
Алма Сөт Чәй Мә рәхмәт | -Коля, мә ипи(алма,сөт,чәй) -Рәхмәт. |
Тәмле Кил монда | -Мияу, кил монда. Утыр.(Акбай,Коля, Оля) |
Утыр | - Оля, кил монда. Мә ипи -Ипи (алма,сөт,чәй) тәмле. Рәхмәт. -Мә, тәмле алма(ипи) |
Аша эч | -Мә ипи(алма) аша. -Мә сөт(чәй) эч. |
Тема: «Уенчыклар» - Игрушки
С 28 декабря – 10 марта.
Актив сүзләр – активные слова | Сөйләм үрнәге – пример разговора |
Бир туп | -Бу нәрсә? - Туп (курчак,куян,аю). |
Зур кечкенә | -Курчак(туп,куян,аю)бир. -Мә курчак(туп,куян,аю). |
Матур Курчак Куян аю | - Бу нәрсә? - Аю (курчак,куян,туп) - Аю (курчак,куян,туп)нинди? - Аю (курчак,куян,туп) зур (матур,кечкенә,әйбәт) - Аю (курчак,куян,туп)нинди? - Аю (курчак,куян,туп) зур (кечкенә,матур,әйбәт) - Аю (курчак,куян,туп)? -Әйе. -Курчак(аю,куян,туп)? -Юк. -Бу нәрсә? Аю (курчак,куян,туп)? -Мә аю (курчак,куян,туп). Уйна. -Коля,кил монда.Уйна -Оля,кил монда.Уйна. Аю (курчак,куян,туп)бир. Аю (курчак,куян,туп)нинди? Аю (курчак,куян,туп)зур. Аю (курчак,куян,туп)кечкенә. |
Хәлләр ничек? уйна | -Мә зур аю(курчак,куян,туп). -Мә, кечкенә аю(курчак,куян,туп) -Аю(курчак,куян)кил монда.Аша (утыр,эч,уйна) -Коля(Оля),аю(курчак,куян,туп)ю. |
Пычрак Чиста ю | -Туп(курчак,куян,аю)нинди? -Туп(курчак,куян,аю)пычрак(чиста). -Туп ю.-Туп чиста. -Юк,туп пычрак.(Әйе,туп чиста)ю,ю,ю-туп(курчак,аю,куян)ю |
Тема: «Саннар» - числа
С 13 марта – 31 марта.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге – пример разговора |
Бер Ике Өч Дүрт биш | -Ничә? -Бер(ике,өч,дурт,биш) алма. -Ничә малай? -Бер (ике,өч,дүрт,биш) малай. -Ничә кыз? -Бер (ике,өч,дүрт,биш) кыз -Өч? -Юк. -Ике? -Әйе. -Ничә аю(туп,курчак,куян)? -Бер (ике,өч,дүрт,биш) аю |
Тема: «Кабатлау»- Повторение
С 03 апреля– 31 мая.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйлэм үрнәге – пример разговора |
-Бу кем? -Бабай(әби) -Кем юк? -Әти юк(кыз,эби,бабай,әни)юк. -Нәрсә юк? -Куян юк(туп,курчак,аю) |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Дюймовочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан | Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районың муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем учреждениясы “Балалар бакчасы “Дюймовочка” төре №26” |
адрес: 422540, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Тургенева, д.31, тел. 8(84371) 5-60-09
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
С ВОСПИТАНИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
на 2016-2017 уч.год
«Уйный – уйный усәбез»
(Зурлар төркеме – старшая группа)
Тема: «Кабатлау» - Повторение
Минем өем
С 06 сентября – 13 сентября.
Актив сүзләр – активные слова | Сөйләм үрнәге – пример разговора |
-нинди? -Бу кем? -Хәлләр ничек?Әйбәт. -Әни(әти,бабай,әби,малай,кыз) -Әни кил монда и т.д. -Кем юк? |
Тема: «Яшелчәләр» - овощи.
С 15 сентября – 02 октября.
Актив сүзләр активные слова | Сөйләм үрнәге – пример разговора |
кишер | -Бу нәрсә? -Кишер. -Мә кишер. |
Баллы Ничә Суган бәрәңге | -Нинди кишер?(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр) Зур(кечкенә)кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр) -Мә зур(кечкенә)кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). -Рәхмәт. |
Кыяр Кәбестә нинди | -Зур кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр) -Кечкенә кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). -Кечкенә кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). -Чиста кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). -Пычрак кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). |
Алты Җиде Сигез Тугыз ун | -Кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр)нинди? Кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр)тәмле,зур(кечкенә),матур, чиста(пычрак). -Кишер баллы. -Алма баллы. -Мә кишер (алма)аша. Баллы? -Әйе,баллы.Рәхмәт. -Ничә кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр)?сана. -Ике(1-10)кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). -Оля,кил монда.Мә,ике(1-10)кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр). Оля,кыяр(суган,бәрәңге,кәбестә,кишер)бир. -Мә, кыяр(суган,бәрәңге,кәбестә,кишер) -Рәхмәт. -Коля,(1-10)кәбестә(суган,бәрәңге,кишер,кыяр). -Сау бул,Коля. -ничә кыяр(суган,бәрәңге,кәбестә,кишер)? -Бер(1-10)кыяр(суган,бәрәңге,кәбестә,кишер) -Кыяр(суган,бәрәңге,кәбестә,кишер)пычрак. |
Тема: «Төсләр» - цвета.
С 1 ноября – 16 ноября.
Актив сузлэр – активные слова | Сойлэм урнэге- пример разговора |
Кызыл Сары яшел | -Бу туп. -Туп(алма)нинди? -Туп(алма)сары(кызыл,яшел) -Нинди туп(алма)юк? -Кызыл(сары,яшел)туп(алма)юк. |
Нәрсә кирәк? | -Кишер(суган,бәрәңге,кәбестә,кыяр)кирәк? -Кирәк. |
Тема: «Ашамлыклар» - продукты
С 21 ноября -14 декабря.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Аш Ботка Ипи Сөт чәй | ипи(аш,ботка,сөт,чәй)тэмле. -нинди аш?(ботка,ипи,сөт,чәй) -Мә аш(ботка,ипи,сөт,чәй). -Нәрсә кирәк? -Сөт(чәй,ботка,ипи,аш)кирәк. -Мә сөт(чәй)эч. -Рәхмәт. -Сөт(чәй)тәмле. -нинди аш(ипи,ботка)? -Тәмле аш(ботка,ипи,сөт,чәй) |
Тема: «Савыт - саба» - посуда.
С 5 декабря – 14 декабря.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Кашык тәлинкә | - Бу нәрсә? -Кашык(тәлинкә) -Бу кашык(тәлинкә)? -Юк,бу тәлинкә,(кашык). -Бу тәлинкә(кашык)? -Юк,бу кашык(тәлинкә) -Кашык(тәлинкә)бир. -Нинди кашык? -Зур кашык(кечкенә,кызыл,сары,яшел) -Ничә кашык? -Ике кашык. -Мә, ике кашык. -Кашык(тәлинкә) нинди? -Кашык(тәлинкә)чиста. |
чынаяк | - Мә, сары чынаяк. - Нәрсә кирәк? -Тәлинкә(чынаяк)кирәк. -Нинди чынаяк? -Кызыл чынаяк(тәлинкә,кашык) -Мә, кызыл чынаяк(тәлинкә,кашык) -Рәхмәт. |
зәнгәр | -Зәнгәр чынаяк. -Мә,зәнгәр чынаяк. -Матур,чиста чынаяк. -Чынаяк бир(кашык,тәлинкә) -Нинди чынаяк(кашык,тәлинкә)? - Зэнгэр чынаяк(кашык,тәлинкә). -Рәхмәт. |
Тема: «Киемнәр» - одежда.
С 19 декабря – 29 декабря.
Актив сүзләр – активные слова | Сөйләм үрнәге – пример разговора |
кулмәк | -Бу нәрсә? -Бу, футболка(сарафан). -Бу күлмәк. -Күлмәк нинди? -Яшел(сары,кызыл,зәңгәр). -Матур(чиста)күлмәк. |
чалбар | -Бу нәрсә? -Бу чалбар. - Чалбар нинди? -Яшел(сары,кызыл,зәңгәр) -Матур(чиста)чалбар. -Сары күлмәк(чалбар)бир. -Мә, сары күлмәк(чалбар). -Рәхмәт. |
ки | -курчак,чалбар ки. -курчак, күлмәк ки. |
Сал йокла | -курчак,чалбар сал. -курчак,күлмәк сал. -курчак, йокла. |
Тема: «Части тела»
С 9 января – 16 января.
Актив сүзләр-активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Бит Кул Хәерле көн | -Бит, кул. -Мә су,бит(кул)ю. -Бу бит(кул). -Бит чиста(кул). -Бит(кул)чиста? -әйе, бит(кул)чиста. -Ю,ю,ю |
Тема: «Мебель»
С 16 января – 31 января.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Өстәл Урындык карават | -Бу өстәл(урындык,карават) -Зур карават(урындык,өстәл) - Нәрсә кирәк? - Карават(урындык,өстәл)кирәк. -Нинди карават(урындык,өстәл)? -Зур(кечкенә,кызыл,сары,зәңгәр)карават. Мә, зур карават. -Рәхмәт |
Тема: «Мебель»
С 5 февраля - 29 марта.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Аю Курчак Куян Туп Машина Эт Песи самолет | -Исәнмесез, хәлләр ничек? -Әйбәт. -Нәрсә кирәк? -Туп(аю,курчак,куян,машина,эт,песи,самолет)кирәк. -Нинди туп? -Зур(кечкенә,яшел,зәңгәр)матур. -Ничә туп? -Бер(2-10)туп. -Рәхмәт. -Сау бул. |
Тема: «Кабатлау» - Повторение
С 2 апреля – 30 апреля
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Яратам Бар | -Яратам. -Мин алма яратам. -Нәрсэ бар? -Туп(алма) бар. -Кәрзиндә нәрсә бар? -Кәрзиндә алма бар. -Тәмле кызыл алма бар. |
Тема: «Сабантуй уеннары» - игры Сабантуя
С 8 мая- 30 мая.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора | |
Сабантуй бәйрәме | Сабантуй җыры -йөгер,сикер,уйна,җырла,бие. 1.капчык киеп сикерү. 2.агач кашыкка йомырка салып йөгерү 3.ат чабышы 4. чүлмәк вату 5.кумәк бию. | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Дюймовочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан | Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районың муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем учреждениясы “Балалар бакчасы “Дюймовочка” төре №26” |
адрес: 422540, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Тургенева, д.31, тел. 8(84371) 5-60-09
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
С ВОСПИТАНИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
на 2016-2017 уч.год
«Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар».
(Мәктәпкә әзерлек төркеме – подготовительная группа)
Тема: «Танышу» - знакомство
С 4 сентября – 24 сентября
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Син кем? Хәерле көн | -Мин Оля. -Мияу кил монда. -Хәерле көн, Маша. |
Тема: «Гаилә» - семья
С 24 сентября – 4 октября.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Тычкан Бу кем? | -Бу әти(әни,кыз,малай) -Әйе,әни(әти,кыз,малай) -Бу тычкан. - |
Тема: «Уенчыклар» - игрушки
С 4 октября – 11 октября.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Бу нәрсә? Нишли? Йоклый Утыра | -Бу туп(курчак,машина,аю,эт,песи,тычкан) -Нинди туп? Кечкенә(зур)туп(курчак,машина,аю,эт,песи,тычкан) Зур(матур,чиста) -Песи нишли? -Песи йоклый. -Куян нишли? -Куян утыра. |
Тема: «Ашамлыклар» - продукты
С 11 октября – 23 октября.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Ашый Эчә Нишлисең? Ашый Эчәм Банан Ипи Чәй Сөт Бәрәңге ботка | -Коля нишли? -Коля ашый(эчә). -Мияу, нишлисең? -Ашыйм(эчәм) -Акбай нишлисең? -Эчәм(ашыйм). -Аня, нишлисең? -Банан(ипи,алма,бәрәңге,ботка)ашыйм. -Петя,нишлисең? -Сөт(чәй)эчәм. -Сау бул Петя,Аня. |
Тема: «Куңелле уеннар» - веселые игры
С 23 октября – 30 октября.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Уйный Уйныйм Барам Кая барасың? Сикер-сикерәм сикерә йөгерә | -Коля нишлисең? -Уйныйм. -Кая барасың? -Кафега барам. -туп,туп -Матур туп. -Сикер,сикер. -Матур туп. -Куян сикерә(йөгерә) -Туп сикерә. |
Тема: «Спорт бәйрәме – Спортивные праздники»
С 1 ноября – 19 ноября.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Йөгер Йөгерәм Чәк – чәк өчпочмак Яшь | -Йөгер! -Син нишлисең? -Мин йөгерәм. -Мин чәк- чәк ашыйм. -Мин өчпочмак ашыйм. -Сиңа ничә яшь? -Мина 6 яшь. -Син нишлисең? -Мин сикерәм(йөгерәм). -Рәхмәт. -Оля, мә туп,йөгер. |
Тема: «Безнен дуслар- кыргый хайваннар – Наши друзья – дикие животные»
С 20 ноября – 26 ноября.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Бүре Керпе Төлке Аю Куян Тычкан | -Бу нәрсә? -Бу куян(аю,төлке,керпе,тычкан). -Бу бүре? -Бүре. -Мин бүре. -Мин зур,матур,чиста. -Бүре йокла. -Бу төлке(аю,куян,керпе)? -Юк. -Бу куян? -әйе. |
Тема: «Йорт кошлары – домашние птицы»
С 29 ноября – 10 декабря.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Тавык Әтәч Үрдәк Чана, шуа Шуам Бие Бии биим | -Бу әтәч(тавык) -Әтәч нинди? -Әтәч зур(матур). -Тавык кечкенә,матур -Син нәрсә? -Мин урдэк. -Зур,матур урдәк. -Бу нәрсә? -Санки- чана. -Төлке(куян,аю,бүре,керпе,әтәч,тавык,үрдәк)нишли? - Төлке(куян,аю,бүре,керпе,әтәч,тавык,үрдәк)чана шуа. -Мин чана шуам. - Үрдәк(тавык,әтәч)әйдә бие. -Үрдәк бии. -Мин биим. |
Тема: «Төсләр - цвета»
С 10 декабря – 20 декабря.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Ак Кара Яшел Кызыл Зәңгәр Сары Җырла Җырлыйм | -Оля кызыл шар ярата? -Юк. -Оля яшел шар ярата? -Әйе, мин яшел шар яратам. -Оля кил монда. -Оля,ак шар ярата? -Юк. -Оля кара шар ярата? -Юк. -Оля кызыл шар ярата? -Эйе. Мин кызыл шар яратам. -Син нишлисең? -Мин җырлыйм. -Җырлыйбыз. - |
Тема: «Саннар - счет»
С 20 декабря – 27 декабря.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Бер Ике Өч Дүрт Биш Алты Җиде Сигез Тугыз ун | -Ничә шар? -Биш(1-10) шар. -Маша сиңа ничә яшь? -Миңа алты яшь. |
Тема: «Куңелле сәяхәт – веселые экскурсии»
С 09 января – 17 января.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Китап укый Зур рәхмәт Рәсем ясый Укыйм | -Кыз китап укый -Малай нишли? -Читает книгу/Китап укый. -Әйе китап укый. -Зур рәхмәт. -Рәсем ясыйм,алма ясыйм. -Мин рәсем ясыйм. -Укыйм. -Кем укый? -Мин укыйм. |
Тема: «Мәктәп - школа»
С 21 января – 28 января.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Тәмле дәфтәр | -Портфельда нәрсә бар? -Алма бар? -Юк. -Китап бар? -Әйе. -Аш(сөт,чәй,өчпочмак)нинди? -Аш(сөт,чәй,өчпочмак)тәмле. -Мин аш яратам. -Бу нәрсә? -Китап(линейка,клей) -Нинди китап? -Зур(кечкенә,матур,чиста,ак) |
Тема: «Театр»
С 31 января – 15 февраля
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
«Теремкәй» Тычкан Бүре Куян Төлке Аю «Кем нәрсә ярата» Эт Песи Әтәч Кәҗә | -Терем – теремкәй. -Зур түгел,кечкенә. -Теремкәйдә тычкан(куян,бүре,төлке,аю) яши. -Алар бик дус. -Кәҗэ кая? -Әнә,кәҗә кәбестә ашый. -Кәҗә кәбестә ярата. -Мин ипи яратам. -Песи син нәрсә яратасың? -Мин сөт яратам,сөт тәмле. -Мә кәҗә ботка аша. -Юк, мин кәбестә яратам,кәбестә тәмле. |
Тема: «Белем иленә сәяхәт – путешествие в страну знаний»
С 18 февраля – 29 марта.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Тәрбияче китапнын беренче битен ача. Беренче биттә «гаилә,ашамлыклар»темасына караган рәсемнәр.Бу кем,нәрсә? Какая красивая книга. Ребята,это книга волшебная.В каждой ее страничке таится секрет волшебство. Давайте посмотрим вместе какая тайна спрятана в этой волшебной книге. |
Тема: «Кабатлау - повторение»
С 1 апреля – 20 мая.
Актив сүзләр- активные слова | Сөйләм үрнәге- пример разговора |
Савыт - саба Уенчыклар Яшелчәләр Ашамлыклар һ.б. | Алдагы уткән темалар лексикасы һәм сөйләм урнәкләре кулланыла |
