Кружок "Учимся играя"

Ганиева Эльмира Шамиловна

Кружкова работа по татарскому языку "Учимся играя", направлен на развитие всех компонентов устной татарской речи детей через театральную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                         2 стр.
  2. Перспективный план работы кружка на татарском языке

«Учимся играя»                                                                                      6 стр.

  1. Литература                                                                                            12 стр.

Пояснительная записка

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Важнейшим в детском театральном творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим играм-сказкам «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Борын-борын заманда...», игра по сказке А.Алиша «Чукмар белән Тукмар», Р.Валиевой «Ак песи». Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности детей.

         Программа  по сказкам разработана на основе программ «Воспитание и обучение в детском саду» К.В.Закировой, Р.А.Бургановой, «Сөенеч» Р.К.Шаехова, «Күңел ачыйк  бергәләп» К.В. Закирова,  «Балалар бакчасында проект эшчәнлеге» Зарипова З.М., «Иң матур сүз» хрестоматия К.В.Закирова, «Уйнап укый сабыйлар» Ф.М .Зиннурова.

         Цель программы: приобщение детей дошкольного возраста к устной татарской речи, практическое овладение нормами речи через театральную деятельность;

         Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к сказкам .

         Задачи:

1) развитие логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей и мелкой моторики рук;

2) формирование наблюдательности, усидчивости, самостоятельности;

3) обогащение и активизирование словаря детей словами на татарском языке.

4) воспитание устойчивого интереса к театральной игровой деятельности.

         Работа кружка «Учимся играя» организована по запросам родителей и стоится на основе положения о кружковой работе в ДОУ.

         Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю.

         Длительность занятия: средняя группа- 20 мин

       

         Форма организации: подгрупповая.                                                    

         Ожидаемые результаты: Овладение нормами речи татарского языка через театральную деятельность; заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать  в этом виде деятельности и самостоятельно участвовать в сказках.

       Кружковая работа проводится на основе разработанного перспективного плана  в  игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В кружке на татарском языке «Учимся играя»» используются чтение сказок, настольный театр, кукольный театр, инсценировки. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.

         Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей.

           В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.

        В результате изучения ребёнок должен:

- пополнить  и активизировать свой словарный запас татарскими словами;

- сформировать интонационную выразительность речи ;

- импровизировать на тему знакомых сказок;

- стимулировать внимание, память, мышление, воображение;

- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.    

Формы подведения итогов работы кружка:

- итоговое занятие

- фотовыставка

Учебный  план

группа

Количество занятий

неделя

месяц

Год

средняя

1

4

32


Перспективный план работы кружка на татарском языке «Учимся играя»

Ме-сяц

Неделя

Тема недели

Программное содержание

Работа с родителями и социальными партнерами

Сентябрь

3 неделя

Муз. игра “Көз” («Осень») (Г.Гәрәева сүз., көе)

Познакомить с новой музыкальной игрой. Учить слушать без наглядного сопровождения. Воспитывать внимание.

Консультация «Театральная деятельность в детском саду»

Помощь муз.руководителя в организации праздника “Алтын көзгә сәяхәт”

4 неделя

Муз. игра “Көз” («Осень») (С.Сабирова сүз., көе)

Познакомить с новой музыкальной игрой. Учить слушать без наглядного сопровождения. Умение детей правильно произносить слова.

Октя-брь

1 неделя

Чтение и разучивание стих-ия “Көз” («Осень») (Х.Халиков)

Умение детей внимательно слушать. Воспитывать любовь к поэзии.

2 неделя

Инсценировка сказки “Шалкан”

Учить детей разговорной речи, умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание обыгрывать роль, знать всех героев сказки. Воспитывать любовь, желание играть в сказки.

3 неделя

Чтение татарской народной сказки «Өч кыз»

Познакомить с новой сказкой. Учить слушать текст без наглядного сопровождения. Познакомить с новыми словами: тиен, гөберле бака, үрмәкүч.

Консультация «Театральная деятельность в ДОУ»

Помощь муз.руководителя в подборе мелодий.

4 неделя

Настольный театр  «Өч кыз»

Знакомство детей с культурой народов Поволжья через устное народное творчество, музыку. Вызвать интерес к проигрыванию сказки.

Ноя-брь

1 неделя

Кукольный

Умение детей

театр  «Өч кыз»

 внимательно слушать, наблюдать за показом. Закрепить слова главных героев сказки. Воспитывать любовь к сказке.

2 неделя

Инсценировка сказки «Өч кыз»

Учить детей разговорной речи, умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание обыгрывать роль. Знать всех героев сказки. Воспитывать любовь и желание играть в сказку.

3 неделя

Чтение татарской народной сказки «Батыр Әтәч»

Познакомить со сказкой. Учить слушать текст без наглядного сопровождения. Познакомить с новыми словами: кәҗә, әтәч

Консультация «Балалар бакчасында әкияттерапия һәм бармак уеннары»

Консультация «Театр дома»

Помощь муз.руководителя в подборе мелодий.

4 неделя

Настольный театр  «Батыр Әтәч»

Продолжать знакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать и наблюдать. Заинтересовать детей в показе театра. Закрепить название новых слов по-татарски. Умение правильно произносить слова.

Декабрь

1 неделя

Кукольный театр  «Батыр Әтәч»

Умение внимательно слушать, наблюдать за показом. Закрепить слова главных героев сказки. Воспитывать любовь к сказке.

2 неделя

Инсценировка сказки «Батыр Әтәч»

Учить детей разговорной речи, умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание инсценировать сказку. Знать всех героев сказки. Воспитывать любовь, желание играть в сказку.

3 неделя

Чтение сказки А.Алиша «Куян кызы»

Познакомить со сказкой А.Алиша «Куян кызы». Рассмотреть портрет татарского писателя А.Алиша. Сказать, что у него много произведений для детей. Учить слушать текст. Познакомить с новыми словами.

Консультация “Балага әкият”

Помощь муз.руководителя в подборе мелодий и организации инсценировки

4 неделя

Настольный театр  А.Алиша «Куян кызы»

Продолжать знакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать и наблюдать. Заинтересовать детей в показе театра. Закрепить название новых слов по-татарски. Умение правильно произносить слова.

Январь

Февраль

2 неделя

Кукольный театр  А.Алиша «Куян кызы»

Умение внимательно слушать, наблюдать за показом. Закрепить название героев сказки.  Воспитывать любовь к сказке.

3 неделя

Чтение сказки А.Алиша «Сертотмас Үрдәк»

Познакомить с новой сказкой А.Алиша «Сертотмас Үрдәк». Учить слушать текст без наглядного сопровождения. Познакомить с новыми словами: хуҗа, үрдәк, керпе, капкын.

Консультация «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Помощь муз.руководителя в подборе мелодий и организации инсценировки

4 неделя

Настольный театр  А.Алиша «Сертотмас Үрдәк»

Продолжать знакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать, заинтересовать детей в показе театра. Закрепить название новых слов по-татарски. Умение правильно произносить слова.

1 неделя

Кукольный театр  А.Алиша «Сертотмас Үрдәк»

Умение внимательно слушать, наблюдать за показом. Закрепить названия героев сказки. Воспитывать любовь к сказкам.

2 неделя

Инсценировка сказки А.Алиша «Сертотмас Үрдәк»

Учить самостоятельно обыгрывать роль, учить разговорной речи, умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание инсценировать сказку. Воспитывать любовь, желание играть в сказку.

3 неделя

Чтение татарской народной сказки «Ике кыз»

Познакомить с новой сказкой. Учить слушать текст без наглядного сопровождения. Познакомить с новыми словами.

Консультация «Сәхнәләштерү эшчәнлеге аша балаларның сөйләм телен үстерү»

Помощь муз.руководителя в подборе мелодий и организации инсценировки

4 неделя

Настольный театр  «Ике кыз»

Продолжать знакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать. Заинтересовать детей в показе театра. Закрепить названия новых слов по-татарски, умение правильно произносить слова.

Март

1 неделя

Кукольный театр  «Ике кыз»

Умение внимательно слушать, наблюдать за показом. Закрепить названия героев сказки. Воспитывать любовь к сказке.

2 неделя

Инсценировка сказки «Ике кыз»

Учить самостоятельно обыгрывать роль. Учить разговорной речи. Умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание инсценировать сказку. Воспитывать любовь, желание играть в сказку.

3 неделя

Чтение и разучивание стихотворения  Г.Тукая «Кызыклы шәкерт»

Познакомить с творчеством Г.Тукая. Учить слушать текст без наглядного сопровождения. Познакомить с новыми словами.

Рекомендация для родителей «Организация домашнего театра»

Помощь муз.руководителя в организации литературного вечера, посвященного Г.Тукаю

4 неделя

Разучивание стихотворения  Г.Тукая «Кызыклы шәкерт»

Продолжать знакомить детей с поэзией. Учить внимательно слушать. Заинтересовать детей в обыгрывании по ролям. Закрепить названия новых слов по-татарски, умение правильно  произносить слова.

Апрель

Май

1 неделя

Чтение и разучивание стихотворения  Г.Тукая «Эш беткәч уйнарга ярый»

Продолжать знакомить с творчеством Г.Тукая. Умение внимательно слушать. Закрепить названия героев. Воспитывать любовь к творчеству Г.Тукая.

2 неделя

Разучивание стихотворения  Г.Тукая «Эш беткәч уйнарга ярый»

Учить самостоятельно обыгрывать роль, учить разговорной речи, умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание инсценировать. Воспитывать любовь к татарской поэзии.

3 неделя

Чтение сказки А.Алиша «Койрыклар»

Познакомить с новой сказкой. Учить слушать текст без наглядного сопровождения. Познакомить с новыми словами.

Викторина для родителей «Путешествие по страницам произведений для детей татарских авторов»

Консультация «Театр дома»

Помощь муз.руководителя в подборе мелодий и организации инсценировки

4 неделя

Показ настольного театра А.Алиша «Койрыклар»

Продолжать знакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать. Заинтересовать детей в показе театра. Закрепить новые слова по-татарски. Умение правильно  произносить татарские слова.

1 неделя

Показ кукольного театра А.Алиша «Койрыклар»

Умение внимательно слушать и наблюдать за показом. Закрепить название героев сказки. Воспитывать любовь к сказкам.

2 неделя

Инсценировка сказки А.Алиша «Койрыклар»

Учить самостоятельно обыгрывать роль, разговорной речи. Умение передавать роль по-татарски. Вызвать желание инсценировать сказку. Воспитывать любовь, желание играть в сказку.

Литература:

  1. Рабочая программа «Веселимся вместе», разработана на основе парциальной программы«Балалар бакчасында тәрбия hэм белем бирү программасы» К.В.Закировой, Р.Г.Бургановой
  2. Воспитание и обучение в детском саду К.В. Закирова, Р.А. Бурганова.
  3. Воспитание и обучение в детском саду программа М.А. Васильева.
  4. «Гөл бакча» хрестоматия Ф.Ю. Юсупов, З.Ф. Камалова, Р.А. Бурганова.
  5. «Раушан көзге » хрестоматия Р.Ш. Халикова.
  6. «Ин матур сүз» хрестоматия К.В. Закирова.
  7. «Балалар бакчасында проект эшчәнлеге» методик кулланма З.М. Зарипова.
  8. Региональная программа дошкольного образования «Сөенеч”

 Р.К. Шаехова.

  1. «Балачак аланы » хрестоматия К.В. Закирова.
  2. «Яратам мин сине Татарстан» З.М. Зарипова.
  3. «Татар теле өйрәнә нәниләр» Р.А. Бурганова, Ф.М. Хисамова.
  4. «Уйнап укый сабыйлар» Ф.М. Зиннурова.
  5. «Ин гүзәл тел-туган тел» М.Ф. Кашапова.