КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"

Меченова Светлана Юрьевна

Работа содержит обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_k_konkursu_2021.docx22.1 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Учитель года - 2021»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Меченова Светлана Юрьевна, учитель физики

МБОУ Пильнинская СШ № 2 имени А. С. Пушкина

Первая квалификационная категория

« Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю,

 я делаю и постигаю»

(китайская мудрость)

Организация учебно- исследовательской деятельности
как средство развития личностного потенциала обучающихся .

Каждый учитель должен помочь обучающемуся выйти на проблему, а затем максимально стимулировать ее самостоятельное решение и обеспечивать оптимальные условия для успеха.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования о принципы педагогической деятельности,

  • научно-исследовательские условия (поисково-исследовательская деятельность):

 Разработка  диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга подготовки к ОГЭ;

  • методические условия:
  •        Деятельностный метод обучения .
  •      Использование информационно – коммуникационных технологий.
  • Личностно-ориентированный подход  при подготовке обучающихся .
  •        Здоровьесберегающие технологии
  • Организационно – педагогические условия
  • предметные курсы;
  •  работа в методических объединениях района;
  •  самообразование;
  •  самоанализ деятельности;
  •  открытые уроки;
  •  педсоветы, методсоветы;
  •  работа в творческих группах;
  •  система семинаров;
  •  аттестация.

Актуальность личного вклада  в развитие образования

В соответствии с требованиями ФГОС в моей практике  приоритетным является научно – исследовательская деятельность и  личностно-ориентированный подход в обучении физики. Он     основывается    на      учёте   индивидуальных  особенностей обучаемых,  которые  рассматриваются  как  личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Работа над учебным проектом или исследованием  позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить процесс образовательный в результативную созидательную творческую работу. 

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету? 


Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. 

Учебно- исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:


  1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности. 

  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.


Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе - формирование исследовательской культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

2. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, 
знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В настоящее время учебно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – 
стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. 

Важно отметить значимость учебно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

          Чтобы хорошо учить, нужно самому много и постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, использую инновационные технологии и методы обучения.

               Занимаясь учебно-исследовательской (проектно- исследовательской)  деятельностью в школе не один год могу констатировать , что работа с учащимися , занимающимися исследованиями чрезвычайно сложна. Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно – исследовательском  обучении. Из носителя знаний  и информации , всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности , консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием  позволяет выстроить бесконфликтную  педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный  из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пильнинская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина п. Пильна, Нижегородской области Меченова Светлана Юрьевна учитель физики mechenovasveta@yandex.ru 2021 год Практические достижения профессиональной деятельности (личный вклад в развитие образования) « Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и постигаю» (китайская мудрость)

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования организационно-педагогические условия : предметные курсы; работа в методических объединениях района; самообразование; самоанализ деятельности; открытые уроки; педсоветы, методсоветы; работа в творческих группах; система семинаров; аттестация. научно-исследовательские условия ( поисково-исследовательская деятельность ) : Разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга подготовки к ЕГЭ; методические условия: Деятельностный метод обучения . Использование информационно – коммуникационных технологий. Личностно-ориентированный подход при подготовке учащихся . Здоровьесберегающие технологии

Слайд 4

Актуальность личного вклада в развитие образования

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Слайд 6

Методика организации учебного проекта

Слайд 7

Методика исследования- это способ достижения цели исследования

Слайд 8

Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 9

Организационные формы научной работы Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Кабинет физики № 312

Слайд 10

Использование исследовательских методов Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты ДИАГНОСТИКА Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 12

Список источников информации Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. С. 42-55. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева . Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал « Исследовательсакя работа школьников», 2007. – 56с. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.- Избранные психологические исследования. М,1956 Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1990. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности. Автореф . дисс . канд. пед . наук. М., 2001. – 24 с. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие. – М., 2001. – 144 с. Исследовательская работа школьника. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Выходит с января 2002 года; Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.2003; Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал // http://www.researcher.ru/servermap.html