ПЕДСОВЕТ
Выступление на педагогическом совете на тему «Роль математики, физики и информатики в будущей жизни ученика».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА
Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.
Выдающийся педагог Иоганн Генри Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл. Если человек силён в математике, то это всегда значило высшую степень учёности человека.
Если задуматься всерьез, то мы используем знание математики каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами – на циферблате часов, на денежных банкнотах, в расписании уроков. Нам все время приходится выполнять простые и сложные математические операции – подсчитать, через сколько минут начнётся урок, сколько сдачи должны дать в магазине, сколько денег нужно на расходы, сколько потребуется продуктов и т.д.
Цифры окружают нас повсюду, мы многократно сталкиваемся с ними каждый день, каждый час, практически каждую минуту.
Но в жизни большинство людей относятся к математике как к неинтересной и недоступной науке.
Математика – метод и язык познания окружающего мира.
Математика приносит порядок в нашу жизнь. Благодаря ей можно планировать свое время. Уроки математики учат аккуратности и внимательности, потому что стоит ошибиться всего на единицу, и ответ на задачу будет уже неверным. Поэтому люди, которые работают инженерами, бухгалтерами, программистами обязательно знают математику на высоком уровне. И если хочешь в будущем иметь хорошую работу, нужно учить математику.
тому же самому порядку, что царит в математике!
Язык, на котором говорит природа, мы успешно можем перевести на язык математики и осознать структуру взаимосвязей какого-либо явления.
Возьмем, к примеру, квадратные уравнения. Разумеется, в обычной жизни они не пригодятся, а мы тратим на них уйму времени. Но в этой теме важны не сами уравнения, а то, что ребенок учится выполнять некоторые умственные операции. И не правы те, кто говорит, что нам неизвестно, чему учить в школе, так как мы не знаем, что понадобится человеку через десять лет. Мы знаем, что ему понадобится умственное развитие. А как развивать ум с помощью квадратных уравнений — это нам хорошо известно. Так что квадратным уравнениям учить надо. Это похоже на то, зачем человек учится вращаться на турнике. В жизни ему делать «солнце» не понадобится, но оно очень хорошо развивает мышцы. Изучая математику, человек овладевает не только многими специфическими знаниями. Изучая математику, главная задача – развивать математический стиль мышления, то есть мы учимся
Умению обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
Развиваем способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
Формируем умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
Приобретаем способность быстро соображать и принимать решения.
Формируем навыки планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.
РОЛЬ ФИЗИКИ В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА
Почему жизненно необходимо изучать физику? Так как это наука об общих законах природы, она вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрение, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передачи суммы готовых знаний, а знакомству с методом научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физики, географии, технологии, ОБЖ.
Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
А теперь хочется привести статистику физики в свете современного рынка труда:
Физика необходима в:
- пожарной безопасности
- землеустройстве и кадастре
- организации перевозок, движения и использования транспорта
- агроинженерии
- лесохозяйственном деле.
На технические науки и технологии из 74 специальностей физика необходима в 39, а именно:
- горное дело
- автоматизация и управление
- информационные системы
- геология
- нефтегазовое дело
- металлургия
- морская техника
- приборостроение
- электроэнергетика
- строительство
- ОБЖ
- стандартизация и метрология и многие другие.
Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
Физика необходима для продолжения высшего и среднего профессионального образования инженерных и технических специальностей. Об этом говорит тот факт, что даже в кризис инженеры и техники, обращавшиеся в центры занятости, трудоустраивались намного быстрее экономистов и финансистов. Именно на производстве молодежь ждет интенсивное продвижение в карьере: пожилые руководящие кадры массово уходят на пенсию. Чтобы убедить молодежь в хороших перспективах технических специалистов главное управление по труду и занятости займется социальной рекламой на языке плаката. Школьникам объяснят где заработать реальные деньги, т.е как став технарем быстро и частно пересесть с велосипеда за руль престижного авто.
Как я могу увлечь моих учеников?
Мой предмет изучать жизненно необходимо для того, чтобы обеспечить безопасное существование в этом мире. Например, в грозу от молнии лучше укрыться на открытом пространстве, чем под высоким деревом. Чтобы не замерзнуть, нужно надеть не одну теплую вещь, а многослойную одежду. Чтобы таким образом уменьшить теплопроводность за счет прослойки воздуха.
Почему жизненно необходимо изучать мой предмет?
- Основательно заложенные физические знания используются в жизни на уровне подсознания. Например:
- Чтобы быстрее сварить ужин кастрюлю закрывают крышкой (скороварка), повышается давление, следовательно температура кипения, ускоряется процесс варки
- Духи наносят на места усиленной циркуляции крови – усиливается испарение
- Пудру применяют для получения рассеянного изображения
- Загар уменьшает зрительно объем тела, так как темная поверхность поглощает световые лучи и т.д.
Чтобы обеспечить безопасное существование в этом мире. Например:
- В грозу от молнии укрыться лучше в машине, чем на открытом пространстве, так как металлический каркас обеспечивает электростатическую защиту.
- Электрический заряд кардиостимулятора может спасти жизнь «завести» сердце.
- Чтобы не замерзнуть, нужно надеть не одну толстую, теплую вещь, а многослойную одежду, чтобы уменьшить теплопроводность за счет прослойки воздуха
- Чтобы показать возможность человеческих сил покорять природу и противостоять природным катаклизмам. Например:
- Используя физические приборы термометр, барометр, психрометр можно предсказать погоду
- Предсказать землетрясение (сейсмограф)
Любому человеку
- Нужна база основных физических знаний, чтобы опять и опять не «изобретать велосипед» или то, что не возможно в принципе по законам природы, закону сохранения энергии.
- Изучение физики развивает логическое мышление, которое необходимо человеку вообще: прежде чем что-то делать, подумать, к чему это может привести, искать смысл в своих действиях.
- Физика учит анализировать ситуацию, пониманию того, что все происходит не просто так и что нужно сделать, чтобы чего-то добиться.
- Физика формирует мировоззрение. Изучая ее, можно сделать вывод – мир един (мы состоим из пыли и звезд), все изменяется в мире, развивается, и мы вместе с ним
Особая роль физики в развитии общества
В настоящее время динамично развивается научно-технический прогресс. Произошли глубокие, качественные изменения во многих областях науки и техники. Появление НТП связанно с великими открытиями в области фундаментальной физики. Открытие радиоактивности, электромагнитных волн, ультразвука, реактивного движения и т.д. привело к тому, что человек применяя эти знания, двинул далеко вперед развитие техники. Человек научился передавать на расстоянии не только звук, но и изображение. Человек вышел в космос высадился на луну, увидел ее обратную сторону. С помощью уникальных оптических приборов возможно узнать из какого вещества состоят далекие планеты. Полученные новые данные когда-нибудь позволят человеку сделать новые невероятные открытия, которые приведут к новым достижениям в науки и технике. Во всем мире наблюдаются глубокие качественные перемены в основных отраслях техники. НТП коренным образом изменил роль науки в жизни общества. Наука стала непосредственной производительной силой.
Изобретение транзистора привело к настоящей революции в области радиоэлектроники. На основе транзисторной технологии появилось новое направление в науке и технике - микроэлектроника. Что позволило человеку построить первые полупроводниковые ЭВМ. Физика вносит решающий вклад в создание современной вычислительной техники, представляющей собой материальную основу информатики. За короткий промежуток времени вычислительная техника шагнула далеко в перед. Современные персональные компьютеры имеют огромную скорость обработки информации, большие объемы памяти, позволяющие осуществлять практически любые расчеты. С помощью периферийных устройств компьютер видит, слышит, рисует, чертит, печатает, говорит, показывает, играет в игры, обучает, управляет технологическими процессами на производстве, следит за космическим полетом и т.д. Трудно представить себе сегодняшний день без компьютера. С помощью компьютера в наши дни осуществляется связь по компьютерной сети с любой точки земного шара.
Таким образом, идет обмен видео, аудио и текстовой информации между людьми в разных странах. Это позволяет людям понять друг друга лучше, узнать много нового друг о друге, получить требуемую информацию. Электронная почта в считанные секунды доставит ваше сообщение огромного объема в любой уголок земли. Развитие компьютерной техники и технологии, дают возможность ученым физикам производить сложнейшие расчеты, анализировать вероятностные ситуации, строить математические модели различных процессов. Т.е. развитие самой физики не возможно без участия ее собственного детища.
Необдуманные действия человека, вооруженного достижениями той же самой науки и техники, приводят к необратимым и часто разрушительным последствиям для природы и самого человека.
РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА
Кто мой ученик? Ребенок XXI века – информированный в области последних достижений техники, любознательный, мобильный, полноправный молодой член информационного общества. Интересы многих подростков связаны с миром компьютеров, и именно этот ресурс необходимо использовать и применять для формирования положительной мотивации учащихся в новых образовательных условиях.
3 Чему учит информатика ( ФГОС) подготовка к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества; воспитание информационной культуры, адекватной современным информационным технологиям; обеспечение прочного и сознательного овладения основами информатики - знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации; раскрытие значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационных технологий в развитии современного общества; привитие навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, а затем и в профессиональной деятельности; создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
4 Как я хочу научить своих учеников? Концентрация на тех сведениях, которые потребуются учащемуся в реальной работе. Найти баланс между огромным ростом ресурсов информации и ограниченным количеством часов.
5 Почему жизненно необходимо изучать мой предмет? Пример1 Изучение темы: "Связывание таблиц в многотабличных базах данных" в 11-м классе Базы данных играют особую роль в современном мире. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, скорее всего, зарегистрировано в той или иной базе данных. Умение работать с базами данных сегодня является одним из важнейших навыков в работе с компьютером, а специалисты в этой области никогда не окажутся безработными.
7 Почему жизненно необходимо изучать мой предмет? Пример2 Реальностью нашего времени стали крылатые выражения: Информация - это власть. Информация правит миром. Нужно уметь выделить своевременную и достоверную информацию.
8 Почему жизненно необходимо изучать мой предмет? По последним данным в мире работает около двух миллиардов персональных компьютеров. Каждый шестой взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.
9 Где пригодиться выпускнику умение работать на компьютере?
- в дальнейшем образовании
- в профессиональной деятельности
- в повышении квалификации
- в социально–правовой деятельности
- в финансово-экономической деятельности для организации отдыха и досуга
10 Что в первую очередь в современном человеке должно быть совершенно? знания навыки компетентности
11 Кем быть? профессии, связанные с информационными технологиями
- 1Программист -это человек, который пишет программы для компьютера; программирование – это не математика, это гораздо более живое дело. Именно язык программирования, вечный спутник этой профессии, отличает профессию программиста от других многочисленных профессий, связанных с работой компьютера; программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
- Системный администратор - это человек, который поддерживает работоспособность всей вычислительной системы, организует взаимодействие пользователей и программистов; системный администратор должен соединять "железо", софт и людей; должен уметь подключить оборудование, установить новое ПО, устранить ошибки в системе, обучить пользователей, защитить компьютерную сеть от взломов и многое другое.
- Директор по ИТ, или Chief Information Officer - переводчик с языка бизнеса на язык ИТ, и наоборот. это человек, который разговаривает с руководством предприятия на языке бизнеса. Он понимает как организовать бизнес, обнаруживают его узкие места и знают, зачем нужна система автоматизации; разрабатывает стратегию, создает и развивает корпоративную информационную систему. Он направляет и координирует работу ИТ- специалистов.
- Дизайнер дизайнер создает единое художественное пространство книги, дома или сайта; дизайнер отличается от художника наличием системного мышления. Он видит место создаваемого им предмета среди других предметов и явлений; с появлением компьютера изменился тип работы дизайнера: из рисовальщика картинок, из оформителя он превращается в фигуру, которая организует весь информационный поток; компьютер дает дизайнеру возможность обработки иллюстраций в интересах авторской идеи.
- Верстальщик верстальщик реализует и организует визуальное решение информации, т.е. оформляет текст; отличие от дизайнера верстальщику не нужно оканчивать художественных школ, хотя знание азов художественного мастерства не помешает. Главное – это правильно разместить предлагаемый материал на странице, чтобы текст хорошо читался, а иллюстрации не отвлекали от основного документа; от верстальщика требуется безусловное владение компьютером и издательскими программами.
- Электронщик электронщик занимается начинкой компьютера – микросхемами, платами и прочими деталями и узлами. Собственно, электронщики и создают компьютер; паяльник, лупа, печатные платы, микросхемы – это и есть объект приложения сил электронщика. этих людей интересуют в компьютере то, что называют "железом".
- Профессии со знанием ПК Продавец - консультант ВТ Художник Стилист Экономист Композитор Врач Исследователь Связист Писатель Маркетолог Инженер Работник банка Метеоролог Диспетчер автоматизированного производства и многие другие…
ИКТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКА компьютерное моделирование электронные библиотеки ЭВМ в управлении экспериментом ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОТДЫХ и пр. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ делопроизводство отраслевые информационные системы автоматизированные системы управления геоинформационные системы СМИ информационные службы ИНТЕРНЕТ цифровое телевидение ОБРАЗОВАНИЕ образовательные электронные издания информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ дистанционное обучение
