ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ

Социальная инклюзия – это процесс вовлечения детей с особенностями развития и социализации в нормальный ритм общественной жизни посредством создания условий, учитывающих их индивидуальные особенности и возможности как члена общества.

Социальная инклюзия – это реформаторская деятельность, направленная на позитивную социализацию детей с особенностями развития (физического, ментального, личностного), детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и др.). Социальная инклюзия направлена на ликвидацию социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения национальности, социального положения, этнического происхождения, физических возможностей, ментальных способностей, поведения и т.п. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ

Социальная инклюзия – это процесс вовлечения детей с особенностями развития и социализации в нормальный ритм общественной жизни посредством создания условий, учитывающих их индивидуальные особенности и возможности как члена общества.

Социальная инклюзия – это реформаторская деятельность, направленная на позитивную социализацию детей с особенностями развития (физического, ментального, личностного), детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и др.). Социальная инклюзия направлена на ликвидацию социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения национальности, социального положения, этнического происхождения, физических возможностей, ментальных способностей, поведения и т.п. 

При разработке данной проблематики в отечественных исследованиях в настоящее время наиболее актуальными являются следующие научные подходы:

- концепция образования в условиях воспитательных систем авторских школ В.А. Караковского, Е. А. Ямбурга, А.Н. Тубельского;

- концепции  инклюзивного образования детей с ОВЗ (Алехина С.В. и институт проблем инклюзивного образования МГППУ);

-концепция тьюторства как новой образовательной практики (Т.А. Ковалева).

Идеи о необходимости социальной инклюзии для построения более справедливого, демократичного общества в настоящее время актуализированы как в сфере научных исследований, так и в деятельности специалистов-практиков.

Идея разработки моделей социальной инклюзии в среде дополнительного и неформального образования позволит детализировать педагогические и психолого-педагогические методы и технологии, позволяющие реализовать один из стратегических приоритетов социального развития нашей страны, сформулированных в Майском указе Президента РФ 2018 года – идею самореализации личности, развитие творческого потенциала всех категорий детей и подростков, а также ключевые позиции федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках реализации национального проекта «Образование» на период 2019-2024 гг.

В рамках федерального  проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10) Центр стал  экспериментальной  площадкой  Федерального института развития  образования Российской академии народного хозяйства  и государственной службы при Президенте  Российской Федерации по теме «Развитие социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования» что способствовало более глубокому изучению данной темы.

Дидактические сказки в практике

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, она  учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, побуждает к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Дидактические сказки служат для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), помогают решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Помогают адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Они  являются наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. 

       Алгоритм учебного занятия включает в себя:

1. Ритуал «входа» в сказку (настрой на совместную работу, «сплачивающее» упражнение). Как правило,  это музыкальная  игра-приветствие, которая проводится в кругу. Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому перед рассказыванием сказки создаю положительный эмоциональный настрой, стараюсь ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

2. Повторение (вспоминаем прошлый опыт, прошлое занятие). 

Задаю несколько вопросов о том, в какой сказке гостим, кто главные герои.

3. Расширение (расширяем  представления ребенка о чем-либо, показ сказки). В этой части занятия проходит демонстрация изучаемой сказки. Если это первое занятие по сказке, показываю сама, во второй и третий раз прошу помощи у детей, мы вместе участвуем в разыгрывании сюжета сказки.

4. Закрепление (приобретаем новый опыт игры, символические путешествия).

Далее мы отправляемся в путешествие, нам необходимо дойти до сказки. Данный момент служит сменой деятельности и проводится в форме музыкальной физкульт.минутки. Этот приём  использую, если сюжет сказки проходит в одном месте (напр. «Под грибом»,  «Теремок», «Репка»)

Если в действии сказки заложено путешествие (напр.  Сказка «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Кто сказал мяу?»)  мы настраиваемся на путешествие с помощью игрового превращения. 

Надеваем маски, придумываем характер, настроение вспоминаем, если уже знакомы с образом героя. 

Разыгрываем сюжет сказки. 

 5. Интеграция (связываем новый опыт с реальной жизнью). 

Если сказочный  сюжет разыгрывается впервые сохраняю классический, авторский сюжет. Если идет повторение сказки начинаю усложнять. Напр. в сказке «Муха-Цокотуха» добавили сюжетно-ролевую игру «На базаре». Все гости на базаре приобретали за маленькие игрушечные монетки то, что им приглянулось.  

6.Резюмирование (обобщаем приобретенный опыт).

В этой части занятия детям задаются вопросы эмоционального характера.  Правильно или не правильно поступил тот или иной герой, кто помог. Почему?

На развитие логического мышления:  А что было бы если…?

Дети учатся самостоятельно формулировать мысль и отвечать на вопрос. 

7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепляем новый опыт, идет подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде) 

Как правило, занятие заканчивается в кругу. Легкий элемент превращения (поворот вокруг себя, прыжок и т.п.) 

Через проигрывание сюжета сказки решаем сказочные задачи. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он слышит ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Методика обучения дошкольников предусматривает индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении программного материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с более слабыми детьми дается в виде дидактических игр и игровых упражнений.

Как правило,  на занятии инициативу в свои руки берут дети более активные, и раскрепощенные. 

В занятии предусмотрены индивидуальные или парные дидактические игры в которых материал выдается каждому ребёнку или на пару детей. Здесь есть возможность проявить самостоятельность и индивидуальность в решении задачи. 

Во многих сказках после того как все благополучно завершилось, ввожу элемент «Праздничного концерта». Дети вспоминают свою «уникальную» способность и демонстрируют её. Этот приём  позволяет проявить свою индивидуальность всем детям в равной степени.

 Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и помогают «догнать» товарищей, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. 

Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. 

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий, использование различных видов включения детей с особенностями развития в среду сверстников возможно достижение главной задачи инклюзивного образования – создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни.