«Организация экспериментальной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста»

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация экспериментальной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста»

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Мы решаем эту задачу активно приобщая ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Основные задачи формирования восприятия тесно связаны с задачами развития речи, движений, игровых умений. Опыты, наблюдения и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Нами используются игровые методы и приемы, художественное слово для того, чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность.

В группе раннего возраста открываются для малышей такой большой и непонятный для них мир. Дети очень подвижные и любознательные. Они любят поэкспериментировать, мы стараемся содействовать этому.

 Игры с водой и песком открывают возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

 Нами проводятся опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями, бумагой. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне.

При организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста мы учитываем их возрастные особенности поэтому:

- все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать;

- для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы возвращаемся. За один раз предлагаем рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Экспериментирование с водой

1. «Вода теплая - холодная». Задачи: закрепить понятия «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой». Здесь у нас работает осязание. Что получится, если смешать холодную и горячею воду (теплая).

 2. «Окрашивание воды». Используем разноцветную гуашь.

3. «Рябь на воде» - тренируем дыхательный аппарат.

4. «Круги на воде». Наливаем воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».

 5. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.

 6. «Веселые пузыри». Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки «Мыльные пузыри».

7. «Тонет- не тонет» Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.

8. «Разноцветные кораблики». Ребенку предлагается опускать в воду разноцветные кораблики. В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому с красными.

 9. «Бросаем камешки в воду». Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой.

 10. «Собери большие и маленькие камешки». В емкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие в другую.

 11. «Следы на доске». Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.

12. «Ловим рыбу сачком и удочкой». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро. Начинать эту игру следует с наиболее простого задания - поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом.

Экспериментирование с песком

1«Здравствуй, песок!». Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

 2. «Песочный дождик». Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.

3. «Угадай, что спрятано в песке» (используются мелкие игрушки).

 4. «Цветные заборчики» (цветные счетные палочки). Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

 5. «Необыкновенные следы». «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

Благодаря целенаправленной работе по опытно экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.