«Семья как основа воспитания дошкольника»

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_osnova_vospitaniya_doshkolnika.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семья как основа воспитания дошкольника»

 

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период "первоначального фактического складывания" личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье. 

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие разную литературу по вопросам воспитания и развития детей. Но, даже имея большой запас теоретических знаний, они не всегда могут правильно применить их на практике. Поэтому 

мы стараемся помочь родителям перевести их теоретические знания в практику радостного общения с ребенком. Нашей задачей является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

Когда ребенок поступает в детский сад, родители не должны всю ответственность перекладывать на детский сад, педагоги являются только помощниками в воспитании детей. Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада – главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса – гармоничное развитие личности ребенка. При взаимодействии с семьей стараемся установить партнерские отношения, приобщать родителей к жизни детского сада. Используемые нами формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

         Первым шагом в организации взаимодействия стало в соответствии с программой разработка годового плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников, который предусматривает: установление доверительных, деловых отношения с целью приобщения их к жизни детей в группе, используя консультации, беседы, постановку спектаклей, открытые мероприятия и др. Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является совместное проведение праздников, театрализованных представлений, и т.д. «День рождение группы», «Бал карапузов», родители были не просто зрителями, но и участниками праздника. Родители помогали украсить музыкальный зал и группу. Вместе с детьми пели, танцевали. Показали детям сказку, где родители были артистами, а дети зрителями. Не все родители охотно включались в совместную деятельность с детьми и педагогами. Но здесь помогли дети, которые за руку выводили своих родителей на танец или игру.  В средней группе дети сами показывали сказку «Белкин дом», а потом в сопровождении родителей показывали сказку в реабилитационном центре. В старшей, подготовительной группе показали сказки «Три поросенка и веселая салатная компания», «Сказка о непослушном огурчике». Родители помогали в подготовке и изготовлении костюмом и декораций для сказок. На сайт детского сада родители написали слова благодарности.

Активное участие приняли родители в организации прогулки выходного дня в детскую библиотеку. Родители и дети в непринуждённой обстановки с заинтересованностью слушали работника библиотеки. Много полезной и интересной информации узнали не только дети, но и родители. Некоторые родители записали детей в библиотеку, и посещают ее регулярно. 

Со средней группы проводим Дни открытых дверей, в основе которых лежат современные принципы общения педагога и родителей «В гостях у сказки», «Давайте растить детей здоровыми», «Письмо от Незнайки», «Лучики здоровья». Родителям предварительно раздавались пригласительные о проведении мероприятия, каковы его задачи, тактично предупреждали родителей, что бы они не одергивали детей, не делали им замечания. Родители, а также другие близкие ребенку люди сначала наблюдали деятельность педагога и детей, но постепенно становились полноценными участниками. Родители заранее разучивали разминки, изготавливали пособия для мероприятий, совместно с детьми лепили, выполняли задания, изготавливали поделки и делали многое другое. Если кто – то из родителей не смог прийти на день открытых дверей, то у них была возможность в своей группе родителей в Viber посмотреть запись или фотографии, так как у нас сейчас все родители с телефонами, поделиться своим мнение о прошедшем мероприятии, тем самым привлекая к участию других родителей.  

Так же в своей работе активно используем проектный метод. Совместно с детьми и родителями были реализованы такие проекты, как «Моя маленькая Родина», «Дети и природа», «Покормите птиц зимой», «Пожарная безопасность», «Лето красное – безопасное», «Зимушка-зима». Родители совместно с детьми подбирали материал по теме проекта, фотографии, картинки, книги, рисовали рисунки, делали макеты и поделки. При проведении проекта «Дети и природа» Никита принес плакат с фотографиями, где они с родителями и сестрой отдыхали. По фотографиям рассказал о своих путешествиях. После этого дети стали просить своих родителей сделать плакаты. Кто-то делал плакат путешествий, кто - то оформил в виде альбома, а родители Даниила, они глухонемые, сделали открытку в виде ангела с совместными фотографиями. Работая над проектом «Покормите птиц зимой», дети самостоятельно раскрашивали листовки и потом с родителями развешивали их на двери подъездов, магазинов, ит.д. А Аня повесила листовку у себя дома в квартире, и сказала, что, когда к ним будут приходить гости, они будут читать стихотворение про птиц. Каждый проект завершался итоговым событием который приносил большое удовольствие и детям, и родителям, а также становился стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой – то причине не смогли сделать этого раньше.

Интересной формой работы считаем участие в выставках и конкурсах совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Дипломы и благодарности мы вручаем детям в торжественной обстановке и с каждым годом число участников конкурса возрастает. В ноябре 2019г. дети участвовали в международной олимпиаде «Глобус» по дисциплине основы безопасности, выполнение задания в группе были отправлены на интернет ресурс. Победителей награждали после проведенного праздника, посвященного Дню матери. Это был еще один сюрприз для мам.  

Такой подход к взаимодействию с родителями повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования полноценной личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип "делай как я". Взаимодействие семьи и детского сада дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Творческий подход к взаимодействию с семьями, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками, а жизнь детей в детском саду становится ярче, разнообразнее и радостнее. 


Список литературы

1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., - стереотип - М.: издательский центр "Академия", 2002 г., с 160

2. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений - М.: Прометей, 1995 г., с 464

3.Макаренко А.С. Книга для родителей – М:. Педагогика, 1988г.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и педагогических колледжей. Под ред.П.И. Пидкасистого

5. Свердлов О.Г. Диалоги о воспитании - М.: Педагогика, 1979 г., с 371

6. Мудрость воспитания Книга для родителей/ Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б.Корнетов – М:. Педагогика, 1989.