«Использование театрализованной деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста»

    Сегодня важнейшая задача дошкольного образования - сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик; развивать способность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Использование театрализованной деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста»

 

 

    Сегодня важнейшая задача дошкольного образования - сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик; развивать способность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности.

Мы сейчас в своей работе активно реализуем Федеральный государственный образовательный стандарт, и вся наша деятельность строится в соответствии с этим документом. Один из основных принципов дошкольного образования в условиях перехода на   ФГОС ДО звучит так: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Проявлением такой формы деятельности для дошкольника становится прежде всего театрализованная, поскольку:   основывается на театральном искусстве, близка к игре,  - является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей , вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.

      Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. 

В рамках кружка «Весёлый балаганчик» происходит социально – коммуникативное развитие воспитанников. 

      В ходе работы над постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечаниям сверстников и взрослых, делать свои выводы. В ходе выступлений дети согласовывают свои действия и желания, поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или страха. И как важно, когда, преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель, чувствуют поддержку и одобрение друг друга. Свои сценические и актерские навыки, полученные на занятиях кружка дети продемонстрировали в театральной постановке сказки «Красная шапочка на новый лад», которая   стала призёром конкурса «Хрустальный ключик». 

       Для усвоения детьми общественных норм и ценностей была подобрана картотека игр- инсценировок и проблемных ситуациях. Для наших коллег мы провели открытый показ совместной деятельности. Показали театрализованную игру «Идём в гости». В ходе этой игры дети знакомили Незнайку с правилами поведения в гостях и за столом. Играя, они сами оценивали свои поступки и поступки других.

С целью получения детьми знаний о театре, его видах, профессиях людей, работающих в театре, создали систему работы в данном направлении, которая включает методы и приёмы, которые стимулируют познавательное развитие детей:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Также используем нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребёнка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

     В своей работе мы используем полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность.

       Особое значение театрализованная деятельность имеет в речевом развитии детей. В группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей. Для развития умения пересказывать нам очень нравится в своей работе использовать инсценировки небольших сказок. Сначала выразительно читаем сказку, затем объясняем значение непонятных слов и выражений, рассматриваем картинки, называем персонажей, обсуждаем черты характера. Далее предлагаем ответить на серию вопросов, которые составлены соответственно с сюжетом и способствуют запоминанию. Далее с группой детей мы инсценируем сказку. Для этого не нужно сложное оформление. А сколько радости маленький спектакль доставляет детям. В нём принимают участие как активные, так и застенчивые дети. Можно сыграть длинную роль, а можно сказать одно предложение, главное – участие. Посмотрев сказку, потом легко можно её всем рассказать.

     Учеными установлено, что театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре 

    Творчество детей в театрально деятельности нашей группы проявляется в том, что они сочиняют собственные сюжеты или интерпретируют заданный сюжет. Например, мы предлагаем им разыграть ситуацию, в которой детям дарят один подарок на всех. Ребята должны сочинить продолжение. Было очень интересно наблюдать, как дети придумывали дальнейшее развитие этой ситуации. Кто-то брал на себя роль отрицательного героя, который не хочет делиться ни с кем. Кто –то решил взять на себя ответственность за то, чтобы объяснить всем, как выйти из такой ситуации. В результате было придумано такое окончание, где никто из героев не поссорился.

      Положительный эффект театрализованная деятельность даёт в физическом развитии воспитанников.

Двигательное творчество проявляется, когда дети выходят на сцену. В действии передаётся характер, душа героя. Этому мы учимся, когда играем в артистов. Например, воспроизводим этюды у зеркала «Страх», «Гнев», «Радость». Очень интересно наблюдать, как дети упражняются в ритмопластике, изображая прогулку, танцы Лисы, Волка, Лягушонка.

Очень нравится детям выполнять ритмические упражнения, которые ускоряют становление двигательных и речевых функций.

Речь, музыка и движение – вот три компонента, помогающих речевому развитию. Я использую разнообразные музыкальные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, стихи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы развивают общую моторику, подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата, а также стимулируют развитие мозга, и, соответственно, развитие речи.

То есть, любые ритмические движения и звуки активизируют определенные мозговые центры, что стимулирует мыслительный процесс и возникновение осознанной речи.

В процессе обучения детей используем имитационные движения. Дети с удовольствием превращаются в кошечек, собачек, птичек, медвежат и т.д., имитируют движения разных животных показывают их пластику.

А как же обойтись без театрализованной деятельности в подвижных

играх? Здесь дети исполняют свои роли, которые оговорены правилами игры.

(«Кот и мыши», «Лохматый пес», «Воробышки и автомобиль» и т.д.)

В ходе досугов и развлечений, как правило, дети становятся участниками какого-то спектакля, им приходится перевоплощаться в различные образы, чтобы выполнить задания, победить зло...

Театрализованная деятельность в детском саду включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей. Для этого необходима специально организованная предметно-пространственная развивающая среда которая является основой самостоятельного творчества каждого ребенка. В нашем детском саду в результате организации конкурса «Лучший театральный уголок» в каждой группе была пополнена предметно –пространственная развивающая среда центров театрализованной деятельности. Это различные виды театров, ширмы, куклы, маски, костюмы, картотеки творческих игр.

    Таким образом можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является неотъемлемой частью физического развития детей.




Литература:                

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] — М.: Центр педагогического образования, 2014.             

2.Томчикова, С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]. — Магнитогорск: МаГУ, 2002..             

3.Мингазеева, Н. В. Волшебный мир театра для дошкольников [Текст]/ Мингазеева Н. В. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012.