Главные вкладки

    Родительский уголок для детей 6-7 лет (информация учителя-логопеда)

    Уважаемые родители!

    Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

    Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

    Мы очень надеемся на Вашу помощь. Уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители!

    Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

    Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

         Мы очень надеемся на Вашу помощь. Уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

    Введение

    Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь  была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже приводятся комплексы упражнений для основных групп звуков:

    - свистящих (С, З, Ц); - шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч);  - сонорных (Л, Р)

    При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

    1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
    2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

    3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

    1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения
    2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
    3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
    4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

    Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

    ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

    ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ.

    Статические упражнения для языка:

    « Птенчики ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    « Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    « Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, середина языка опущена.

    « Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    « Горка »,  « Киска сердится ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    « Трубочка ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    « Грибок ». Рот открыт. Язык присосать к небу.

    Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз.

    Динамические упражнения для языка:

    « Часики »,  « Маятник ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    « Змейка ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    « Качели ». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    « Футбол ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    « Почистим зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

    « Катушка ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык « выкатывается » вперед и убирается в глубь рта.

    « Лошадка » Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    « Гармошка ». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    « Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба и обратно.

    « Вкусное варенье ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

    Упражнения для губ:

    « Улыбка ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    « Заборчик ». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

    « Трубочка ». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    « Хоботок ». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

    « Бублик », « Рупор ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    « Кролик ». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Чередование положений губ: « Заборчик » - « Бублик »; « Улыбка » - « Хоботок ».

    КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ                                       ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ       СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С] [С’] [З] [З’] [Ц].

    « Улыбка »,  « Заборчик »,  « Горка » или « Киска сердится »,  « Качели »,  

    « Катушка »  ( и другие см. комплекс упражнений для языка и губ ).

    А  ТАКЖЕ:

    « Загнать мяч в ворота ».

    Цель: Выработать длительную, направленную воздушную струю.

    Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками.

    « Кто дальше загонит мяч? ».

    Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

    « Почистим зубы ».

    Цель: Учить удерживать кончик языка за нижними резцами.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние резцы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    « Фокус ».

    Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

    Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

    «Открыть – закрыть заборчик»

      Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.


    КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш] [Ж] [Ч] [Щ].

    « Бублик »,  « Рупор »,  « Вкусное варенье »,  « Грибок »,  « Гармошка »,              « Чашечка »    (см. комплекс упражнений для языка и губ ).

    А ТАКЖЕ:

    « Наказать непослушный язык »

    Цель: учить расслаблять мышцы языка.

    Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки   ПЯ – ПЯ – ПЯ…

    « Почистим зубы ».

    Цель: Учить удерживать кончик языка за верхними резцами.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » верхние резцы, делая движения языком из стороны в сторону.

    « Кто дальше загонит мяч? ».

    Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

    « Фокус ».

    Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

    Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

           

    КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ [Л] [Л’] [Р] [Р’].

    “ Иголочка »,  « Змейка »,  « Чашечка »,  « Лошадка »,  « Маляр »,      « Вкусное варенье »,  « Качели »,  « Грибок »,  « Гармошка »              (см. комплекс упражнений для языка и губ ).

    А ТАКЖЕ :

    « Индюк »

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

    Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ – БЛ ( как индюк болбочет ).

    « Пароход гудит »

    Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

    Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].

    « Самолет гудит »

    Цель: Вызывание звука, близкого к звуку [л].

    Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится звук [л].

    « Дятел »

    Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

    Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

    « Капельки дождя »

    Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

    Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердые звуки [д - т]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

    « Ступеньки »

    Цель: Выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

    Приоткрой рот, широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька; широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька; широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.

    « Муха в паутинке »

    Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вызывать дрожание языка.

    Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос [д - ж].

    « Фокус ».

    Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

    Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

    УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    1. Желобок - высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.
    2. Парус - рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удержать язык в таком положении под счет до 10.
    3. Утиный клювик *: губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.
    4. Шторки - рот прикрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется. (5-6 раз),
    5. Утюжок Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: то назад, то вперед. Проводить 20-25 поглаживаний.
    6. Прогони комарика - верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка, приводит его в движение. Язык дрожит.
    7. Катание шарика - губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5-6 кругов; затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5-6 кругов. Скорость движения можно менять.
    8. Мясорубка - губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкивается между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. (3-4 р.)

    1. Прятки - рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка приподнимается и "выглядывает" из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, "прячется". Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять до 10 раз.
    2. Настроение - Губы растянуты в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения олицетворяет хорошее настроение (помогает мимика).

    Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Повторить 5 раз и закончить улыбкой, то есть хорошим настроением.

    Упражнения на преодоление слюнотечения.

    I – упражнения с помощью зондов:

    • зонд « Толкач » - под уздечку и производятся толкательные движения вперед, назад;
    • « Усики » - вместе с зондом « Толкач ».

    II – упражнения:

    • жевание с запрокинутой головой ( можно дать печенье );
    • глотание слюны с жеванием;
    • глотание слюны с подсасыванием;
    • глотание слюны разовым толчком;
    • глотание слюны разовым толчком с последующим выполне- нием определенных артикуляционных поз;
    • глотание слюны разовым толчком с последующим проговариванием отдельных звуков, слогов, слов, фраз;
    • постоянно напоминаем « проглоти, а потом скажи ».




    Предварительный просмотр:

    ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

    В СЕМЬЕ.

    Уточнять и совершенствовать звуковую культуру речи.

    В повседневном общении контролировать произнесение звуков, слов, фраз.

    Способствовать выработке у ребенка самоконтроля собственной речи, используя тактичные приемы воздействия.

    Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха

    (фонетического и фонематического восприятия).

    Для развития фонематического восприятия использовать словесные игры типа: «Замени звук и объясни слово» миска – мишка, игры – иглы и т.д.

    «Найди ошибку» На берегу крякала удочка.

    «Найди отличия в произношении и объясни значение» бочка – точка, душ – тушь.

    Для развития фонетического восприятия предлагать ребенку игровые упражнения: - на закрепление умения производить слоговой анализ и синтез; например, «Выложи на столе столько фишек, сколько частей в слове» (четко произносятся слова, ребенок выкладывает фишки или показывает количество слогов на пальцах); «Придумай слово» (ребенок придумывает слова с заданным количеством слогов в следующей последовательности: с двумя слогами, с тремя, односложные); «Кто больше» (кто больше придумает слов на заданный слог, например: ба-; ба-ран, ба-тон, ба-гаж, ба-рабан и т.д.

    - на закрепление умения производить анализ и синтез предложений по словам; например, «Сколько слов» (выделение из заданных предложений отдельных слов, определение их количества и последовательности); «Придумай предложение» (ребенок придумывает предложения с заданным количеством слов в следующей последовательности: из двух слов; из трех слов; из четырех слов и т.п.).

    Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высота, тембр, сила голоса.

    Отрабатывать выразительность речи ребенка в совместных сюжетных играх, в играх с элементами театрализации, в семейных концертах.

    Собственным примером демонстрировать ребенку выразительность речи, например, при чтении художественных произведений.

    Упражнять в качественном произношении слов.

    Помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения (перестановка и уподобление звуков и слогов; сокращение слов; неправильная расстановка ударений; искаженное произнесение слов и пр.). Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.

    Развивать и совершенствовать словарь детей.

    Рассказывать о близких людях и родственниках, об интересных событиях. По-прежнему интересоваться у ребенка его прожитым днем; обсуждать с ним совместные семейные мероприятия.

    Для развития словаря ребенка необходимо в разговор с ним вставлять слова, незнакомые для него, и давать им объяснение. Слова эти не должны быть оторваны от ситуации, от темы разговора. Они должны соответствовать контексту, тогда они будут понятны и «попадут» в пассивный словарь ребенка. При неоднократном слушании этих слов, они перейдут в активный словарь.


    Учить пользоваться обобщающими понятиями.

    Предлагать речевые игры типа «Дружная семейка» (Я буду называть (показывать картинки) слова, а ты ответь, какие из них относятся к семейке слова «плоды»). «Копилка» (Давай соберем слова (картинки), которые можно назвать одним словом «вещи»).

    Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, прилагательные, глаголы).

    Использовать в общении с ребенком речевые игры: «Найди слово по смыслу похожее на мое» – игровое упражнение на расширение синонимичного ряда; «Наоборот» – игровое упражнение на расширение антонимов (существительные, прилагательные, глаголы).

    Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов.

    Активно использовать в своей речи слова с переносным значением. Предлагать ребенку игровое упражнение «Объяснялки» (Объясни, как ты понимаешь высказывание – золотые руки, светлая голова, черные мысли и п.п.). Обсуждать с ребенком речевые ситуации, где уместно употребление различных слов с переносным значением.

    Совершенствовать и уточнять грамматический строй речи.

    Следить за правильностью речи своего ребенка с точки зрения грамматического оформления. Тактично исправлять допускаемые ошибки.

    При помощи игрового упражнения «Иностранец» упражнять ребенка в правильном использовании различных грамматических форм русского языка (образование существительных родительного падежа множественного числа; согласование слов в предложениях и словосочетаниях и т.п.).

    Развивать связную речь (диалогическую и монологическую).

    Закреплять осознанное отношение ребенка к ведению диалога. Продоолжать формировать и закреплять культуру речевого поведения в разных ситуациях. Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных текстов.

    Упражнять в составлении элементарных описаний (посредством перечисления предметов, признаков и т.п.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров) – комнаты в Кошкином доме, комната Мальвины, интерьер Заюшкиной избушки и т.п.

    Продолжать подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму).

    Активно поддерживать работу педагогов.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 482 г. Челябинск»

    ПОЛОЖИ ТВОЁ СЕРДЦЕ У ЧТЕНИЯ

                                                                         

                                                                                     Составила учитель – логопед

    высшей категории Есина О.В.


    «Положи твоё сердце у чтения»

    Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

    Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!

    Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

    Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

    Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

    У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
    У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

    Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

    Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

    Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».

    Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
    традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Февраль, II

    ТЕМА: «Азбука безопасности. Правила дорожного поведения. Профессии.»

    Родителям рекомендуется:

    • понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта;
    • закрепить названия видов транспорта;
    • спросить у ребёнка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;
    • спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;
    • вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;
    • провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет.
    • рассказать ребёнку о профессии регулировщика.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Февраль, III

    ТЕМА: «Защитники Отечества.  Профессии.»

    Родителям рекомендуется:

    • рассказать ребёнку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;
    • вместе с ребёнком рассмотреть помещённые в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии;
    • воспитывать уважение и любовь к Российской армии:
    • познакомить ребёнка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Февраль, IV

    ТЕМА: «Прощание с зимой. Маленькие исследователи.»

    Родителям рекомендуется:

    • побеседовать с ребёнком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
    • во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;
    • вспомнить названия времён года и зимних месяцев;
    • объяснить, какое время года самое холодное и почему;
    • напомнить ребёнку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;
    • назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;
    • вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребёнок знает;
    • назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы;
    • развивать через чтение представления о мире, в котором живут дети, деятельности взрослых. Расширять круг детского чтения изданиями познавательного, энциклопедического характера.
    • сходить на экскурсию с ребёнком в планетарий;
    • обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения и устанавливать простейшие закономерности;
    • создать дома условия для исследовательской деятельности детей (игры с водой, помощь в приготовлении обеда, особенно в выпечке) – элементарные эксперименты.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Март, I

    ТЕМА: «Международный женский день 8 Марта. Женские профессии»

    Родителям рекомендуется:

    • побеседовать с ребёнком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;
    • научить ребёнка словам поздравления, который он должен сказать  в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;
    • побеседовать с ребёнком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера);
    • прочитать и обсудить стихотворение С.Я Маршака «А что у вас?» (ребёнок должен запомнить названия женских профессий).



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Март, II

    ТЕМА: «Миром правит доброта. Почта. Профессии.»

    Родителям рекомендуется:

    • показать ребёнку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;
    • рассмотреть их с ребёнком;
    • показать ребёнку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;
    • рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;
    • показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребёнком в почтовый ящик;
    • показать ребёнку посылку;
    • рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);
    • предложить ребёнку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;
    • вместе с ребёнком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Март, III

    ТЕМА: «Весна шагает по планете»

    Родителям рекомендуется:

    • поговорить с ребёнком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
    • отметить эти изменения во время прогулки в парке;
    • вспомнить названия перелётных птиц, которые прилетают к нам весной;
    • рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки;
    • обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребёнком о весенних полевых работах, о весенних работах в саду, на огороде.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Март, IV

    ТЕМА: «Встречаем птиц»

    Родителям рекомендуется:

    • вспомнить с ребёнком названия перелётных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки);
    • обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
    • рассказать ребёнку о том, какую пользу приносят перелётные птицы;
    • учить бережному отношению к живой природе;
    • вместе с ребёнком изготовить скворечник и установить его в парке;
    • по возможности понаблюдать за жизнью перелётных птиц весной во время прогулки в парке.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Апрель, I

    ТЕМА: «Цирк. Животные жарких стран.»

    Родителям рекомендуется:

    • показать ребёнку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;
    • рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
    • задать вопросы ребёнку: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоопарке?»;
    • посетить с ребёнком зоопарк.



    Предварительный просмотр:

    Подготовительная к школе группа комбинированной направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Месяц, неделя                         Апрель, II

    ТЕМА: «Космос»

    Родителям рекомендуется:

    • объяснить ребёнку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;
    • рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
    • рассказать ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине.