Методическая копилка
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта самооценки состояния и эффективности педагогического труда
Оцените свои профессиональные знания и умения по шкале:
- 2 балла – владею;
- 1 балл – владею частично;
- 0 – не владею.
№ | Показатели | Самооценка в баллах |
1 | Знание теоретических основ и методов науки преподаваемого предмета | |
2 | Знание содержания образовательных стандартов НОО, ООО и СОО | |
3 | Знание содержания программы и учебника используемого УМК | |
4 | Постановка и комплексное решение на уроке образовательных, воспитательных и развивающих задач | |
5 | Использование системно-деятельностного подхода, методов развивающего обучения, современных образовательных технологий | |
6 | Обеспечение взаимосвязи содержания, форм и методов обучения с целью урока | |
7 | Формирование у обучающихся универсальных учебных действий | |
8 | Развитие у обучающихся интереса к учению и потребности в знаниях | |
9 | Развитие на уроках у обучающихся навыков смыслового чтения | |
10 | Приемы получения обратной связи и педагогического мониторинга | |
11 | Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении | |
12 | Использование формирующего оценивания | |
13 | Осуществление индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения | |
14 | Обеспечение самостоятельной и активной деятельности обучающихся в течение всего урока | |
15 | Осуществление межпредметных связей в процессе обучения | |
16 | Обеспечение сознательной дисциплины обучающихся | |
17 | Реализация практической направленности обучения | |
18 | Знание психолого-педагогических особенностей обучающихся, их учет в обучении | |
19 | Умение организовать учебную деятельность детей с особыми образовательными потребностями | |
20 | Использование информационных технологий и компьютерной техники при подготовке к уроку и на уроке | |
21 | Организация внеурочной деятельности по предмету | |
22 | Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся | |
23 | Подготовка и проведение открытых уроков | |
24 | Описание и обобщение педагогического опыта | |
25 | Ведение школьной документации | |
ИТОГО: |
Предварительный просмотр:
Анкета для педагогов
«Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога»
Анкета составлена по материалам В.Д. Шадрикова.
Цель: выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Анкета содержит 81 вопрос, отражающий шесть направлений базовых компетентностей педагога:
- Личностные качества.
- Постановка целей и задач педагогической деятельности.
- Мотивация учебной деятельности.
- Информационная компетентность.
- Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
- Компетенции в организации учебной деятельности.
Инструкция для педагогов: отметьте один из вариантов ответов. После ответов на вопросы, заполнить таблицу обработка анкеты. Затем отправить на почту elena_basarova@mail.ru
№ п/п | Вопрос | Варианты ответа | ||
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | ||
1 | Верите ли Вы в силы и возможности своих учеников? | + | ||
2 | Умеете ли Вы находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития? | + | ||
3 | Знакомы ли Вы с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся? | + | ||
4 | Умеете ли Вы создавать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося? | + | ||
5 | Готовы ли Вы поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие его успешность? | + | ||
6 | Умеете ли Вы выстраивать систему формирования материальных и духовных интересов обучающихся? | + | ||
7 | Умеете ли Вы обеспечить успех в деятельности обучающегося? | + | ||
8 | Владеете ли Вы теоретическими знаниями по психологии, характеризующими индивидуальные особенности обучающихся? | + | ||
9 | Умеете ли Вы составить письменную и устную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира? | + | ||
10 | Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик обучающихся? | + | ||
11 | Учитываете ли Вы индивидуальные образовательные потребности ученика? | + | ||
12 | Умеете ли Вы раскрыть ученику личностный смысл обучения? | + | ||
13 | Реализуете ли Вы в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные методы образования? | + | ||
14 | Учитываете ли Вы мнение учащихся при оценивании? | + | ||
15 | Считаете ли Вы свою точку зрения единственно правильной? | + | ||
16 | Готовы ли Вы гибко реагировать на высказывания обучающихся? Менять свою точку зрения? | + | ||
17 | Знакомы ли Вам игры, музыка, кинофильмы, популярные среди учеников? | + | ||
18 | Способны ли Вы анализировать свою педагогическую деятельность? | + | ||
19 | Читаете ли Вы газеты, журналы, книги не по профилю профессиональной деятельности? | + | ||
20 | Умеете ли Вы найти выход из эмоционально напряженной ситуации? | + | ||
21 | Учитываете ли Вы поведение обучающегося при оценивании? | + | ||
22 | Известны ли Вам критерии отметок за письменные и устные ответы? | + | ||
23 | Сохраняете ли Вы спокойствие в трудных ситуациях? | + | ||
24 | Верите ли Вы в собственные силы как педагога? | + | ||
25 | Осознаете ли Вы ценность и ответственность педагогической деятельности? | + | ||
26 | Позитивно ли Вы настроены на профессиональную деятельность? | + | ||
27 | Присутствует ли у Вас ли желание эффективно работать? | + | ||
28 | Считаете ли Вы себя профессионалом? | + | ||
29 | Имеете ли Вы в собственной библиотеке методические материалы по ФГОС? | + | ||
30 | Владеете ли Вы способами перевода темы урока в учебную задачу? | + | ||
31 | Умеете ли Вы сформулировать цель урока согласно предложенной теме? | + | ||
32 | Умеете ли Вы выбрать УУД, адекватные цели урока? | + | ||
33 | Используете ли Вы знания по психологии в организации учебного процесса? | + | ||
34 | Учитываете ли Вы возрастные особенности учащихся при формулировании цели и задач урока? | + | ||
35 | Учитываете ли индивидуальные особенности учеников при организации познавательной деятельности? | + | ||
36 | Владеете ли Вы методиками и приемами формирования позитивной мотивации к познавательной деятельности на уроке? | + | ||
37 | Умеете ли Вы создать ситуацию на уроке, позволяющую обучающемуся поверить в свои силы? | + | ||
38 | Демонстрируете ли Вы учебные достижения учеников родителям, одноклассникам? | + | ||
39 | Владеете ли Вы знаниями современных достижений в области методики обучения? | + | ||
40 | Владеете ли Вы различными методами оценивания? | + | ||
41 | Знакомы ли Вы с методическими рекомендациями по вопросам оценивания учебной деятельности? | + | ||
42 | Считаете ли Вы педагогическое оценивание инструментом осознания обучающимися своих достижений и недоработок? | + | ||
43 | Умеете ли Вы показать роли и значение изучаемого материала для реализации личных планов ученика? | + | ||
44 | Способствует ли используемый Вами учебный материал для ориентации обучающихся в культуре? | + | ||
45 | Учитываете ли Вы свои индивидуальные особенности в проектировании педагогической деятельности? | + | ||
46 | Свободно ли Вы владеете учебным материалом? | + | ||
47 | Умеете ли Вы сочетать теоретические знания с практикой? | + | ||
48 | Умеете ли Вы показать ученику возможность применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений? | + | ||
49 | Можете ли Вы решать олимпиадные задачи разного уровня? | + | ||
50 | Владеете ли Вы современными образовательными технологиями и методами преподавания? | + | ||
51 | Формируете ли Вы банк своих методических находок? | + | ||
52 | Используете ли Вы в своей практике информационные технологии? | + | ||
53 | Знаете ли Вы методики и методы, соответствующие обучению по ФГОС? | + | ||
54 | Имеете ли в собственной библиотеке методические рекомендации обучения по ФГОС? | + | ||
55 | Используете ли Вы знание психологии для организации учебного процесса? | + | ||
56 | Учитываете ли Вы знание своих психологических особенностей в деятельности? | + | ||
57 | Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик учащихся? | + | ||
58 | Используете ли Вы индивидуальные задания для обучающихся? (с учетом их возможностей) | + | ||
59 | Умеете ли Вы самостоятельно вести поиск информации? | + | ||
60 | Используете ли Вы информационно-поисковые технологии для подготовки и проведения урока? | + | ||
61 | Знакомы ли Вы с требованиями к составлению рабочей программы? | + | ||
62 | Осознанно ли Вы разрабатываете рабочие программы? | + | ||
63 | Умеете ли Вы обосновать выбранные методы и средства обучения? | + | ||
64 | Знакомы ли Вы с УМК, использующимися в школе? | + | ||
65 | Обоснован ли выбор УМК в Вашей деятельности? | + | ||
66 | Знаете ли Вы типичные педагогические ситуации, требующие участия педагога для своего решения? | + | ||
67 | Владеете ли Вы набором решающих правил, используемых для различных педагогических ситуаций? | + | ||
68 | Владеете ли Вы набором знаний нетипичных конфликтных ситуаций? | + | ||
69 | Способны ли Вы устанавливать субъект-субъектные отношения? (сотрудничество, взаимопонимание) | + | ||
70 | Осознанно ли Вы включаете новый учебный материал в систему освоенных обучающимися знаний? | + | ||
71 | Умеете ли Вы продемонстрировать практическое применение изучаемого материала? | + | ||
72 | Умеете ли Вы перейти от педагогического оценивания к самооценке? | + | ||
73 | Знаете ли Вы, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности? | + | ||
74 | Владеете ли Вы различными методами оценивания и грамотно их применяете? | + | ||
75 | Владеете ли Вы знаниями функции педагогической оценки? | + | ||
76 | Знаете ли Вы типичные трудности при изучении конкретных тем? | + | ||
77 | Умеете ли Вы организовать поиск дополнительной информации? | + | ||
78 | Умеете ли Вы использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик умеет определить, чего ему недостает для решения задачи)? | + | ||
79 | Умеете ли Вы использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам? | + | ||
80 | Умеете ли Вы организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче? | + | ||
81 | Знаете ли Вы систему интеллектуальных операций? | + |
Обработка анкеты
Компетентности | Номера Вопросов | Количество ответов | ||
да | Нет | отчасти | ||
1. Личностные качества | ||||
1.1 | 1–7 | 7 | ||
1.2 | 8–13 | 5 | 1 | |
1.3 | 14–16 | 1 | 1 | 1 |
1.4 | 17–19 | 2 | 1 | |
1.5 | 20–24 | 2 | 1 | 2 |
1.6 | 25–28 | 3 | 1 | |
Итого | 20 | 4 | 4 | |
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности | ||||
2.1 | 29–32 | 4 | ||
2.2 | 33–35 | 3 | ||
Итого | 7 | |||
3. Мотивация учебной деятельности | ||||
3.1 | 36–38 | 3 | ||
3.2 | 39–42 | 3 | 1 | |
3.3 | 43–45 | 3 | ||
Итого | 9 | 1 | ||
4. Информационная компетентность | ||||
4.1 | 46–49 | 3 | 1 | |
4.2 | 50–54 | 3 | 1 | 1 |
4.3 | 55–58 | 3 | 1 | |
4.4 | 59–60 | 2 | ||
Итого | 11 | 2 | 2 | |
5.Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений | ||||
5.1 | 61–65 | 5 | ||
5.2 | 66–68 | 2 | 1 | |
Итого | 7 | 1 | ||
6. Компетенции в организации учебной деятельности | ||||
6.1 | 69 | 1 | ||
6.2 | 70–71 | 2 | ||
6.3 | 72–75 | 4 | ||
6.4 | 76–78 | 3 | ||
6.5 | 79 | 1 | ||
6.6 | 80–81 | 2 | ||
Итого | 11 | 2 | ||
Итого | 65 | 6 | 10 |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов
Инструкция. Поставьте в графу «Оценка» балл, который соответствует уровню развития компонента каждой компетенции. Оптимальный уровень – 2 балла, достаточный уровень – 1 балл, критический уровень – 0 баллов.
№ п/п | Критерии | Оценка | ||
Самооценка | Руководитель ШМО | Замдиректора по УВР | ||
1. Предметно-методологическая компетенция | ||||
1.1 | Требования ФГОС к предметному содержанию | _ | _ | _ |
1.2 | Выбор форм и методов работы для учеников | _ | _ | _ |
1.3 | ИКТ-компетентность | _ | _ | _ |
1.4 | Индивидуализация учебного процесса | _ | _ | _ |
1.5 | Развитие и формирование УУД | _ | _ | _ |
2. Психолого-педагогическая компетенция | ||||
2.1 | Учет и развитие познавательной сферы ученика | _ | _ | _ |
2.2 | Психолого-педагогическая поддержка учеников | _ | _ | _ |
3. Валеологическая компетенция | ||||
3.1 | Организация здоровьесберегающей среды | _ | _ | _ |
3.2 | Организация обучения детей с ОВЗ | _ | _ | _ |
4. Коммуникативная компетенция | ||||
4.1 | Взаимодействие с учениками | _ | _ | _ |
4.2 | Взаимодействие с коллегами | _ | _ | _ |
5. Управленческая компетенция | ||||
5.1 | Управление качеством процессов и результатов в системе «учитель – ученик» | _ | _ | _ |
5.2 | Управление качеством трансляции собственного опыта | _ | _ | _ |
5.3 | Управление качеством разработки и внедрения педагогических инноваций | _ | _ | _ |
5.4 | Управление профессиональным ростом | _ | _ | _ |
5.5 | Управление участием в работе коллектива | _ | _ | _ |
Максимальный балл | __ | |||
Итоговый балл | __ | __ | __ |
Предварительный просмотр:
УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
УРОК - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки отработки умений и рефлексии
- Уроки общеметодологической направленности
- Уроки развивающего контроля
№ | Этап урока | Цель этапа | Условия реализации цели |
1.Урок открытия нового знания (ОНЗ) | |||
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | |||
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов | |||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
установить тематические рамки учебной деятельности («могу») |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии |
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
|
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | выбор способа и средств их реализации |
|
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из^ ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. | |||||
5 | Этап реализации построенного проекта | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
| ||
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | ||
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях |
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | ||
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности | ||
9 | Этап рефлексии УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | ||
2. Урок отработки умений и рефлексии | |||||
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. | |||||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности |
| ||
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок) | ||
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений | осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
| ||
4 | Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.: |
| ||
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. |
|
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый сспооб действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях |
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
| |
9 | Этап рефлексии УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | |
3. Урок общеметодологической направленности | ||||
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов | ||||
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. | ||||
1 | этап мотивации | Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода | ||
2 | этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | |||
3 | этап закрепления с проговариванием во внешней речи | |||
4 | этап включения изученного в систему знаний | |||
5 | этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Урок развивающего контроля проводится в два этапа 1. Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Этапы проводятся на 2-х уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы обучающихся на первом уроке (время не должно превышать 1-2дней). | |||
Деятельностная цель: написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Содержательная цель: согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применени и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. | |||
Первый урок-Проведение контрольной работы | |||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности |
|
2 | Этап актуализации пробного и учебного действия | подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности |
предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию |
| |||
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы |
• проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя Учащиеся, которые допустили ошибки:
|
4 | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.) |
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий |
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) |
6 | Этап обобщения затруднений во внешней речи | закрепление способов действий, вызвавших затруднение |
проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха |
• зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения |
8 | Этап решения заданий творческого уровня | применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. | положительном результате предыдущего этапа:
• повторяют предыдущий вариант, но другой вариант |
9 | Этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности |
осознание механизма контрольно коррекционной деятельности |
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов оценивают полученные результаты собственной деятельности при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) намечают цели последующей деятельности |
Критерии результативности урока
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода
- Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
- Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
- Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
- Сколько учеников получили оценки (должны все).
- Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
- Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
- Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
- Соответствует ли объем домашнего задания норме (да - нет)
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.