Методическая копилка

Намсараева Людмила Борисовна

Предварительный просмотр:

Диагностическая карта самооценки состояния и эффективности педагогического труда

Оцените свои профессиональные знания и умения по шкале:

  • 2 балла – владею;
  • 1 балл – владею частично;
  • 0 – не владею.

Показатели

Самооценка в баллах

1

Знание теоретических основ и методов науки преподаваемого предмета

2

Знание содержания образовательных стандартов НОО, ООО и СОО

3

Знание содержания программы и учебника используемого УМК

4

Постановка и комплексное решение на уроке образовательных, воспитательных и развивающих задач

5

Использование системно-деятельностного подхода, методов развивающего обучения, современных образовательных технологий

6

Обеспечение взаимосвязи содержания, форм и методов обучения с целью урока

7

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий

8

Развитие у обучающихся интереса к учению и потребности в знаниях

9

Развитие на уроках у обучающихся навыков смыслового чтения

10

Приемы получения обратной связи и педагогического мониторинга

11

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении

12

Использование формирующего оценивания

13

Осуществление индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения

14

Обеспечение самостоятельной и активной деятельности обучающихся в течение всего урока

15

Осуществление межпредметных связей в процессе обучения

16

Обеспечение сознательной дисциплины обучающихся

17

Реализация практической направленности обучения

18

Знание психолого-педагогических особенностей обучающихся, их учет в обучении

19

Умение организовать учебную деятельность детей с особыми образовательными потребностями

20

Использование информационных технологий и компьютерной техники при подготовке к уроку и на уроке

21

Организация внеурочной деятельности по предмету

22

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

23

Подготовка и проведение открытых уроков

24

Описание и обобщение педагогического опыта

25

Ведение школьной документации

ИТОГО:



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов
«Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога»

Анкета составлена по материалам В.Д. Шадрикова.

Цель: выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Анкета содержит 81 вопрос, отражающий шесть направлений базовых компетентностей педагога:

  1. Личностные качества.
  2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Информационная компетентность.
  5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
  6. Компетенции в организации учебной деятельности.

Инструкция для педагогов: отметьте один из вариантов ответов. После ответов на вопросы, заполнить таблицу обработка анкеты. Затем отправить на почту elena_basarova@mail.ru

№ п/п

Вопрос

Варианты ответа

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Верите ли Вы в силы и возможности своих учеников?

+

2

Умеете ли Вы находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития?

+

3

Знакомы ли Вы с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся?

+

4

Умеете ли Вы создавать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося?

+

5

Готовы ли Вы поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие его успешность?

+

6

Умеете ли Вы выстраивать систему формирования материальных и духовных интересов обучающихся?

+

7

Умеете ли Вы обеспечить успех в деятельности обучающегося?

+

8

Владеете ли Вы теоретическими знаниями по психологии, характеризующими индивидуальные особенности обучающихся?

+

9

Умеете ли Вы составить письменную и устную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира?

+

10

Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик обучающихся?

+

11

Учитываете ли Вы индивидуальные образовательные потребности ученика?

+

12

Умеете ли Вы раскрыть ученику личностный смысл обучения?

+

13

Реализуете ли Вы в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные методы образования?

+

14

Учитываете ли Вы мнение учащихся при оценивании?

+

15

Считаете ли Вы свою точку зрения единственно правильной?

+

16

Готовы ли Вы гибко реагировать на высказывания обучающихся? Менять свою точку зрения?

+

17

Знакомы ли Вам игры, музыка, кинофильмы, популярные среди учеников?

+

18

Способны ли Вы анализировать свою педагогическую деятельность?

+

19

Читаете ли Вы газеты, журналы, книги не по профилю профессиональной деятельности?

+

20

Умеете ли Вы найти выход из эмоционально напряженной ситуации?

+

21

Учитываете ли Вы поведение обучающегося при оценивании?

+

22

Известны ли Вам критерии отметок за письменные и устные ответы?

+

23

Сохраняете ли Вы спокойствие в трудных ситуациях?

+

24

Верите ли Вы в собственные силы как педагога?

+

25

Осознаете ли Вы ценность и ответственность педагогической деятельности?

+

26

Позитивно ли Вы настроены на профессиональную деятельность?

+

27

Присутствует ли у Вас ли желание эффективно работать?

+

28

Считаете ли Вы себя профессионалом?

+

29

Имеете ли Вы в собственной библиотеке методические материалы по ФГОС?

+

30

Владеете ли Вы способами перевода темы урока в учебную задачу?

+

31

Умеете ли Вы сформулировать цель урока согласно предложенной теме?

+

32

Умеете ли Вы выбрать УУД, адекватные цели урока?

+

33

Используете ли Вы знания по психологии в организации учебного процесса?

+

34

Учитываете ли Вы возрастные особенности учащихся при формулировании цели и задач урока?

+

35

Учитываете ли индивидуальные особенности учеников при организации познавательной деятельности?

+

36

Владеете ли Вы методиками и приемами формирования позитивной мотивации к познавательной деятельности на уроке?

+

37

Умеете ли Вы создать ситуацию на уроке, позволяющую обучающемуся поверить в свои силы?

+

38

Демонстрируете ли Вы учебные достижения учеников родителям, одноклассникам?

+

39

Владеете ли Вы знаниями современных достижений в области методики обучения?

+

40

Владеете ли Вы различными методами оценивания?

+

41

Знакомы ли Вы с методическими рекомендациями по вопросам оценивания учебной деятельности?

+

42

Считаете ли Вы педагогическое оценивание инструментом осознания обучающимися своих достижений и недоработок?

+

43

Умеете ли Вы показать роли и значение изучаемого материала для реализации личных планов ученика?

+

44

Способствует ли используемый Вами учебный материал для ориентации обучающихся в культуре?

+

45

Учитываете ли Вы свои индивидуальные особенности в проектировании педагогической деятельности?

+

46

Свободно ли Вы владеете учебным материалом?

+

47

Умеете ли Вы сочетать теоретические знания с практикой?

+

48

Умеете ли Вы показать ученику возможность применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений?

+

49

Можете ли Вы решать олимпиадные задачи разного уровня?

+

50

Владеете ли Вы современными образовательными технологиями и методами преподавания?

+

51

Формируете ли Вы банк своих методических находок?

+

52

Используете ли Вы в своей практике информационные технологии?

+

53

Знаете ли Вы методики и методы, соответствующие обучению по ФГОС?

+

54

Имеете ли в собственной библиотеке методические рекомендации обучения по ФГОС?

+

55

Используете ли Вы знание психологии для организации учебного процесса?

+

56

Учитываете ли Вы знание своих психологических особенностей в деятельности?

+

57

Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик учащихся?

+

58

Используете ли Вы индивидуальные задания для обучающихся? (с учетом их возможностей)

+

59

Умеете ли Вы самостоятельно вести поиск информации?

+

60

Используете ли Вы информационно-поисковые технологии для подготовки и проведения урока?

+

61

Знакомы ли Вы с требованиями к составлению рабочей программы?

+

62

Осознанно ли Вы разрабатываете рабочие программы?

+

63

Умеете ли Вы обосновать выбранные методы и средства обучения?

+

64

Знакомы ли Вы с УМК, использующимися в школе?

+

65

Обоснован ли выбор УМК в Вашей деятельности?

+

66

Знаете ли Вы типичные педагогические ситуации, требующие участия педагога для своего решения?

+

67

Владеете ли Вы набором решающих правил, используемых для различных педагогических ситуаций?

+

68

Владеете ли Вы набором знаний нетипичных конфликтных ситуаций?

+

69

Способны ли Вы устанавливать субъект-субъектные отношения? (сотрудничество, взаимопонимание)

+

70

Осознанно ли Вы включаете новый учебный материал в систему освоенных обучающимися знаний?

+

71

Умеете ли Вы продемонстрировать практическое применение изучаемого материала?

+

72

Умеете ли Вы перейти от педагогического оценивания к самооценке?

+

73

Знаете ли Вы, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности?

+

74

Владеете ли Вы различными методами оценивания и грамотно их применяете?

+

75

Владеете ли Вы знаниями функции педагогической оценки?

+

76

Знаете ли Вы типичные трудности при изучении конкретных тем?

+

77

Умеете ли Вы организовать поиск дополнительной информации?

+

78

Умеете ли Вы использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик умеет определить, чего ему недостает для решения задачи)?

+

79

Умеете ли Вы использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам?

+

80

Умеете ли Вы организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче?

+

81

Знаете ли Вы систему интеллектуальных операций?

+

Обработка анкеты

Компетентности

Номера

Вопросов

Количество ответов

да

Нет

отчасти

1. Личностные качества

1.1

1–7

7

1.2

8–13

5

1

1.3

14–16

1

1

1

1.4

17–19

2

1

1.5

20–24

2

1

2

1.6

25–28

3

1

Итого

20

4

4

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

29–32

4

2.2

33–35

3

Итого

7

3. Мотивация учебной деятельности

3.1

36–38

3

3.2

39–42

3

1

3.3

43–45

3

Итого

9

1

4. Информационная компетентность

4.1

46–49

3

1

4.2

50–54

3

1

1

4.3

55–58

3

1

4.4

59–60

2

Итого

11

2

2

5.Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

61–65

5

5.2

66–68

2

1

Итого

7

1

6. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1

69

1

6.2

70–71

2

6.3

72–75

4

6.4

76–78

3

6.5

79

1

6.6

80–81

2

Итого

11

2

Итого

65

6

10



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов

Инструкция. Поставьте в графу «Оценка» балл, который соответствует уровню развития компонента каждой компетенции. Оптимальный уровень – 2 балла, достаточный уровень – 1 балл, критический уровень – 0 баллов.

№ п/п

Критерии

Оценка

Самооценка

Руководитель ШМО

Замдиректора по УВР

1. Предметно-методологическая компетенция

1.1

Требования ФГОС к предметному содержанию

_

_

_

1.2

Выбор форм и методов работы для учеников

_

_

_

1.3

ИКТ-компетентность

_

_

_

1.4

Индивидуализация учебного процесса

_

_

_

1.5

Развитие и формирование УУД

_

_

_

2. Психолого-педагогическая компетенция

2.1

Учет и развитие познавательной сферы ученика

_

_

_

2.2

Психолого-педагогическая поддержка учеников

_

_

_

3. Валеологическая компетенция

3.1

Организация здоровьесберегающей среды

_

_

_

3.2

Организация обучения детей с ОВЗ

_

_

_

4. Коммуникативная компетенция

4.1

Взаимодействие с учениками

_

_

_

4.2

Взаимодействие с коллегами

_

_

_

5. Управленческая компетенция

5.1

Управление качеством процессов и результатов в системе «учитель – ученик»

_

_

_

5.2

Управление качеством трансляции собственного опыта

_

_

_

5.3

Управление качеством разработки и внедрения педагогических инноваций

_

_

_

5.4

Управление профессиональным ростом

_

_

_

5.5

Управление участием в работе коллектива

_

_

_

Максимальный балл

__

Итоговый балл

__

__

__



Предварительный просмотр:

УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

УРОК - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки отработки умений и рефлексии
  3. Уроки общеметодологической направленности
  4. Уроки развивающего контроля         

Этап урока

Цель этапа

Условия реализации цели

1.Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

3

Этап выявления места и причины затруднения

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

выбор способа и средств их реализации

  • сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
  • выбрали способ построения нового знания (как?) - метод

уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из^ ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5

Этап реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

8

Этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
  • довести его до уровня автоматизированного навыка
  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

9

Этап рефлексии УД на уроке

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

• организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

2. Урок отработки умений и рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.
  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа
  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому

образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

3

Этап локализации индивидуальных затруднений

осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения
  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений

4

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

5

Этап реализации построенного проекта

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки
  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки
  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать алгоритм

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый сспооб действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

8

Этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
  • довести его до уровня автоматизированного навыка
  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

9

Этап рефлексии УД на уроке

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

• организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

                                                                                              3. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

1

этап мотивации

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода

2

этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3

этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4

этап включения изученного в систему знаний

5

этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Урок развивающего контроля  проводится в два этапа

1. Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Этапы проводятся на 2-х уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы обучающихся на первом уроке (время не должно превышать 1-2дней).

Деятельностная цель: написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

Содержательная цель: согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применени и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Первый урок-Проведение контрольной работы

1

Этап мотивации (самоопределения) к

контрольно-коррекционной

деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

  • определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность («хочу»)
  • актуализировать требования к ученику со стороны контрольно- коррекционной деятельности («надо»)
  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»)
  • установить форму и процедуру контроля
  • предъявить критерий выставления оценки

2

Этап актуализации пробного и учебного действия

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности

  • организовать повторение контролируемых способов действий (норм)
  • активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы
  • организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа
  • организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы
  • организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок)

предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

  • Второй урок- Анализ контрольной работы

3

Этап локализации индивидуальных затруднений

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы

  • организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока

• проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя Учащиеся, которые допустили ошибки:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода)
  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений 
  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы правила и т.д.)


4

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

5

Этап реализации построенного проекта

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки
  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки
  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки

решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)

6

Этап обобщения затруднений во внешней речи

закрепление способов действий, вызвавших затруднение

  • обсуждение типовых ошибок

проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение

7

Этап самостоятельной работы     с самопроверкой по эталону

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха

  • выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки
  • провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты

• зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения

8

Этап решения заданий творческого уровня

применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате предыдущего этапа

• повторяют предыдущий вариант, но другой вариант

9

Этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности

  • самооценка результатов контрольно- коррекционной деятельности
  • осознание метода преодоления затруднений в деятельности

осознание механизма контрольно коррекционной деятельности

  • проговаривают механизм деятельности по контролю
  • анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение

фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов оценивают полученные результаты собственной деятельности при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) намечают цели последующей деятельности


Критерии результативности урока

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

  1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
  2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
  3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
  4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
  5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
  6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
  7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
  8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да - нет)

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.