«Малая Родина», проект долгосрочный на 2017-2018 учебный год

Иванцюх Елена Владимировна

Некоторые родители полагают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания. Патриотическое воспитание дошкольников – это актуальная проблема в условиях современной России. Воспитание у дошкольников любви к родному городу,  дому, семье, детскому саду начинается с ранних лет жизни. Считаем, что патриотическое воспитание приносит пользу, если несет комплексный подход, охватывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни, в образовательной деятельности, в семье. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malaya_rodina_pechat.docx237.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

городского округа Люберцы Московской области

 «Малая Родина»

Долгосрочный  проект

для средней, старшей и подготовительной группы.

Составители:

г. Люберцы, 2017 г.

Введение:

Воспитание у дошкольников любви к родному городу, дому, семье, детскому саду начинается с ранних лет жизни. Патриотическое воспитание приносит пользу, если несет комплексный подход, охватывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности, в семье. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в семье, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует формированию патриотического воспитания, развитию у детей самостоятельности, умению работать сплоченного  в коллективе. Знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектом, усваиваются на всю жизнь, повышается качество воспитания и образования.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.

Реализация проекта будет осуществляться в течение в трех лет: с сентября 2017 года по май 2020 года. Основной этап разделен на три  части – три учебных года (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Итоги подводятся в конце каждого учебного года.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей стране,  малой родите, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, ознакомятся с бытом наших предков, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный проект.

Срок  реализации проекта: с 1 сентября 2017 года по 31 мая  2020 года.

Место проведения проекта:  МДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик» г. Люберцы Московской области.

Участники  проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Предмет исследования:  Формирование патриотического воспитания через разнообразные формы деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи.

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю, малую родину и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.        

Причины проблемы:  

Большинство родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.

ЦЕЛЬ: 

Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей семье,  чувства любви к Родине и семье, традициям наших предков.

ЗАДАЧИ:

  • расширить знания детей о родном городе;
  • формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
  • развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье, Родине, природе;
  • формировать чувства любви к своей стране, малой родине на основе приобщения к культуре и традициям предков;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации);
  • вызвать интерес к литературе по данной тематике;
  • привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.

Ожидаемый  результат: 

  1. сплочение участников проектной деятельности;
  2. формирование у воспитанников интереса к истории страны, своего города, достопримечательностям, к своей семье;
  3. активное  вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  4. поднятие гражданской ответственности семей воспитанников, через вовлечение в социально значимых событиях нашей страны (общегородские субботники, выборы, акция бессмертный полк и др.);
  5. осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей. 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ:

  • Диагностика детей и анкета для  родителей;
  • Наблюдение, беседы, дискуссии;
  • Результаты совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
  • Отзывы, предложения родителей и сотрудников ДОУ.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • театральная деятельность;
  • оснащение предметно-пространственной среды;
  • работа с родителями (памятки и рекомендации);
  • продуктивная деятельность (фотографии, открытки и газеты);
  • презентация проекта.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ:

  • разработчики проекта:  

педагоги группы № 11

  • партнёрство: родители воспитанников и сотрудники ДОУ.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный (аналитический)
  • Основной этап 1 часть (реализация намеченных планов)
  • Подведение итогов средний возраст
  • Основной  этап 2 часть (реализация намеченных планов)
  • Подведение итогов старший возраст
  • Основной  этап 3 часть (реализация намеченных планов)
  • Заключительный (подведение итогов)

План  реализации  проекта:

Подготовительный этап сентябрь 2017 г

п/п

Средняя возрастная группа

Задачи

1.

  1. Анкетирование родителей по теме.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Составление плана работы по этапам на текущий учебный год.
  4. Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
  5. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
  6. Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
  7. Подбор художественной литературы.
  8. Создание предметно-развивающей среды.

Активное  вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Основной этап 1 часть средний возраст: сентябрь 2017г – май 2018г

   №

п/п

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Задачи

Подготовка наглядно-дидактического материала:

  1. «Жизнь и быт наших предков»  – создание мини музея.
  2. «Огород» – изучение труда, земледелия наших предков.
  3. «Народные промыслы» - изучение культурного наследия нашего народа.
  4. Настольные игры и литература на тему проекта.
  5. «Мой город Люберцы».

Формирование у воспитанников интереса к истории страны, изучение жизни наших предков.

Экскурсия по территории и зданию  детского сада

Уточнить знания детей о детском саде, о  постройках на территории детского сада, о сотрудниках детского сада.

Беседы с воспитанниками:

  1. «Моя дружная семья»,
  2. «Традиции семьи»,
  3. «Семейный выходной день с родителями»,
  4. «Наш любимый детский сад»,
  5. «Что я знаю про городской округ Люберцы»,
  6. «Семейный досуг»,
  7. «Улицы нашего города»,
  8. Государственные праздники (День Матери, Новый год, День Защитника отечества, Масленица, 8 марта, День Победы, День России и др.)

Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях. Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада. Расширить и уточнить знания детей о своем городе. Закрепить знания воспитанников о государственных символах, государственных праздниках.

ООД Познавательное развитие:  

  1. «Моя семья»,
  2. «Малая Родина»,
  3. «Мой родной город Люберцы»,
  4. «Достопримечательности города», 
  5. «Традиции семьи»,
  6.  «Моя дружная семья»,
  7. «Наш детский сад – правила поведения».

Расширить знания детей о родном городе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.

ООД Художественно- эстетическое развитие:

  1. «Дом, в котором я живу» (рисование),
  2. «Овощи» и «Фрукты»

(лепка),

  1. Рисование   «Предметы быта наших предков»,
  2.  «Одежда наших предков» аппликация.

Учить передавать впечатления через рисунок, лепку. Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть о семье, о Родине, маме, родителях, бабушке.

Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными  произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи.

Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье.

Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок.

Тематический праздник «День Матери в России.

Повышение значимости роли матери у дошкольников.

Обогащение игрового опыта дошкольников

Дидактические игры:

«Растения нашего леса»,

«Кто где живет?»,

«Животные нашего леса»,

«Кому что нужно для работы»,

«Кто с тобой живет?»,

«Народные промыслы» и др.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «День рождения»,

«Больница»,

«Путешествие по городу»

Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры.

 Оформление ширмы

 «Люберцы»,

Фотовыставка «Путешествие по улицам нашего города».

Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию.

Взаимодействие с родителями сентябрь 2017г – май 2018г

1.

  • Заполнение анкет по теме проекта.
  • Привлечение родителей к участию  в создании наглядно-дидактического материала по теме проекта.
  • Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
  • Участие семей в мероприятиях ДОУ («День Матери в России», утренники, конкурсы, помощь в подготовке игрового и дидактического материала и др.)
  • Консультация «Семья и семейные ценности».
  • Совместное с детьми рисование на тему «Моя семья».
  • Делимся опытом «Наш семейный выходной».
  • Участие в фотовыставке «Достопримечательности города».

Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей через вовлечение в проектную деятельность.

Подведение итогов апрель – май 2018г

  • Анкетирование родителей на тему проекта.
  • Ознакомление родителей с итогами тестов воспитанников.
  • Подготовка информационного материала для педагогов и родителей на тему проекта (работа с компьютером, формирование папки проекта, составление диаграммы по анкетам родителей, выполнение презентации и др.)

Просветительская и мотивационная работа с родителями воспитанников, защита проекта в ДОУ.

 

Подведение итогов средняя возрастная группа

Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:

  • созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
  • подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
  • положительная динамика в формировании представлений об истории  родного города;
  • у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
  • повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.

Заключение:

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей,  развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.  Используемые в ходе работы  формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в расписание, как дополнительная формы работы во внеплановое время.

Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Анкетный опрос родителей показал: необходимость продолжения работы в данном направлении. Об эффективности данного проекта можно говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д. 

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и  считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей. Намечены планы на следующий учебный год для старшей возрастной группы.