«Скоро в школу!» долгосрочный проект для подготовительной группы 2016-2017 год

Иванцюх Елена Владимировна

Начало обучения в школе – это новый этап в жизни будущего первоклассника и его родителей, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу – учебной деятельности. Современная школа требует от ребёнка наличия определённого уровня развития произвольности поведения, мышления и речи, мелких движений кистей рук; ориентировки в окружающем мире, сформированности желания идти в школу, определённой мотивации к обучению, определённого «типа школьной зрелости», достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности. Важной задачей дошкольного учреждения  является помощь в развитии и социализации детей, подготовка к школе. Безусловно, готовность к обучению – это комплексное понятие и охватывает все сферы жизни ребенка (психологическую и социальную подготовку,  физическое развитие и др.).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu.docx417.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

Люберецкий муниципальный район Московской области

«Скоро в школу!»

Долгосрочный  проект

для подготовительной группы

Составитель:

 (воспитатель I кв. категория)

г. Люберцы, 2016 г.

Тип проекта: познавательно-информационный проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный проект.

Срок  реализации: с 1 сентября 2016 года по 31 мая  2017 года.

Участники  проекта:  воспитатель, дети подготовительной  группы, родители воспитанников.

Предмет исследования:  Формирование навыков к самостоятельной работе; развитие предпосылок к учебной  деятельности.

Актуальность проекта:

Начало обучения в школе – это новый этап в жизни будущего первоклассника и его родителей, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу – учебной деятельности. Современная школа требует от ребёнка наличия определённого уровня развития произвольности поведения, мышления и речи, мелких движений кистей рук; ориентировки в окружающем мире, сформированности желания идти в школу, определённой мотивации к обучению, определённого «типа школьной зрелости», достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности.

Важной задачей дошкольного учреждения  является помощь в развитии и социализации детей, подготовка к школе. Безусловно, готовность к обучению – это комплексное понятие и охватывает все сферы жизни ребенка (психологическую и социальную подготовку,  физическое развитие и др.).  Не все дошкольники имеют высокий  уровень готовности к школьному обучению, по результатам диагностического обследования, эти вопросы требуют пристального внимания педагогов, логопедов, психологов. Все-таки у определенной части детей имеются различные нарушения: недоразвитие высших психических функций (памяти, мышления, восприятия, воображения, речи). Кроме того, дети в детском саду имеют разный опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Все это способствовало возникновению идеи создания познавательно-информационного  проекта «Скоро в школу!» в группе № 5 МБДОУ детский сад №5 «Золотой ключик».

Считаем, что достигнуть положительных результатов в развитии у дошкольников навыков к самостоятельной работе, формирования предпосылок к учебной  деятельности возможно только при комплексном подходе в сочетании с уважением и доверием к личности ребенка. В связи с этим, проект не ограничивается рамками нашей группы. Участниками проекта становится все окружение дошкольников (сотрудники ДОУ, члены семьи, друзья и т.д.).

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:  

  • Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
  • Сниженное внимание  родителей  к  психологической и социальной готовности дошкольников (родители отдают предпочтение к механическому процессу получения знаний).
  • Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.

ЦЕЛЬ: 

Способствовать формированию у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учебной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с организацией школьной жизни, режимом дня в школьников.
  • Способствовать развитию у детей познавательных процессов, необходимых для обучения в школе (память, логическое мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, речь).
  • Обучать дошкольников навыкам произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к школе.
  • Привлекать к работе над проектом родителей, способствовать сплочению коллектива детей и родителей.
  • Поддерживать формирование правильной позиции родителей будущих первоклассников.
  • Подобрать диагностические методики психологической готовности ребенка к школе.

ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ: 

  1. Приобщение каждого ребенка к пониманию значимости обучения в школе и накопление большого багажа знаний о школьной жизни.
  2. Повышение  мотивации каждого  ребёнка – участника  проекта к школьному обучению, снижение тревожности у детей.
  3. Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной к школе группы.
  4. Увеличение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  5. Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей и педагогов, художественной литературы школьной тематики.

План  реализации  проекта

п/п

Этапы  работы

Сроки реализации

Мероприятия

Подготови-тельный этап

с 01.09.16 по 30.09.17г.

         

        Предварительная работа:

  • Выявление первоначальных знаний детей о школе.
  • Тестирование воспитанников.
  • Опрос и анкетирование родителей.
  • Информирование родителей о предстоящей деятельности и мотивация для сотрудничества.
  • Проведение родительского собрания.
  • Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, видеоматериалов по теме.

Основной этап

с 01.10.16 по 15.05.17г.

Работа с воспитанниками:

  • Тематические беседы по формированию целостной картины мира:

«Школа»,

«Будущий первоклассник», «Школьные правила»,

«Урок»,

«Класс»,

«Первоклассник»,

«Я расту»,  

«Школьная жизнь» и др.

  • Прослушивание музыкальных произведений и песен о школе: «Если б не было школ»,

«Теперь мы первоклашки»,

«Песни о школе»,

«Песни первоклассника», «Песня первоклассника», «Наташка-первоклашка», «Учат в школе» и др.

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий  на тему: «Скоро в школу».
  • Изучение стихотворений и литературных произведений о школе.
  • Отгадывание загадок на школьную тематику.
  • Коллективная творческая работа «До свидания, детский сад!».
  • Просмотр видеоматериала «Первый раз в первый класс».
  • Художественно-эстетическая деятельность: выполнение рисунков «Мой первый день в школе».
  • Встреча с выпускницей нашего детского садика и группы, первоклассницей Гудзь Златой.
  • Дидактическая игра:

«Собери портфель»,

«Какие предметы помощники в учебе»,

«Школьный режим», 

«Кто работает в школе?» и др.

  • Сюжетно-ролевая игра:

«Школа»,

«Урок математики»,

«Урок чтения»

«Домашнее задание» и др.

(после игры дети отвечают на вопросы:

Понравилось вам игра?

Какие роли вы выполняли в игре?

Что делали ваши персонажи?

и др.)

  • Рассматривание дидактических картин о школьной жизни.
  • Сочинение рассказов о школе.
  • Сочинение – рассуждение на тему:

«Времена года»,

«Семья»,

«Мой выходной день»,

«Я люблю заниматься…»,

«Как я помогал…»,

«Дорога в школу»,

«Поздравляю с днем рождения, желаю…» и др.

Понравилось вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи?

         

         Работа с родителями

  • Просветительская и мотивационная работа с родителями.
  • Подготовка буклетов для  родителей на тему: «Скоро в школу!», «Родительские ошибки воспитания», «Как помочь будущему первокласснику?», «Развиваем память и мышление»,
  • Посещение детьми и родителями районной библиотеки по адресу улица Наташинская дом 12, в Люберцах.
  • Посещение детьми отделения почты, стоматологической клиники и др.
  • Анкетирование родителей на тему: «Готов ли мой ребенок пойти в школу?!»
  • Сочинение всей семьей сказочных историй о добрых поступках.

Итоговый этап

с 15.05.17

по 16.05.17г.

  • Ознакомление родителей с итогами тестов воспитанников.
  • Подготовка информационного материала для педагогов и родителей на тему проекта.

Вывод:

В процессе работы над проектом «Скоро в школу!» значительно расширились  представления  дошкольников  о школьной жизни, учебной деятельности,  школьных символах.

Тема психологической подготовки детей к школе вызвала положительный отклик среди семей воспитанников. Повысилась    педагогической   компетентности   родителей   в   вопросах  готовности дошкольников к школе (подготовлены памятки для  родителей «Скоро в школу!», «Родительские ошибки воспитания», «Как помочь будущему первокласснику?», «Развиваем память и мышление»). При поддержке родителей состоялись экскурсии в библиотеку, оформлены папки творческих работ детей подготовительной группы, подготовлены и напечатаны фотографии. Материал проекта был оформлен в виде презентации.

Расширился кругозор и  познавательное развитие  по формированию целостной картины мира «Первоклассник», «Я расту»,  «Школьная жизнь», «Безопасное поведение детей на улице и в общественных местах. Музыкальные и литературные произведения о школе способствовали формированию интереса к учебной деятельности, школьным традициям.

Дети активно участвовали в сюжетно-ролевых и дидактических играх, что способствовало развитию навыков и умений познавательной активности. Работа над проектом «Скоро в школу» благоприятно повлияла на развитие у дошкольников коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми.

Список литературы:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Подготовительная группа, 2014г.
  2. Лучич. М. В. «Детям о природе», М.: «Просвещение», 2009 г.
  3. Соловьева Е.В., Царенко Л.И.  Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
  4.  «Мир эмоций» авторы Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова социально-коммуникативное развитие дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2014г.
  5. «Патриотическое воспитание в детском саду: методическое пособие» авторы М.Ю.Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева  – М.: ДРОФА, 2015г.
  6. «Растим патриотов России» Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007г.
  7. Интернет-сайт:

http://www.pravmir.ru/pesni-pro-shkolu-stixi-pro-shkolu/#i-3