Воспитательная работа
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья, нравственности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.67 МБ | |
| 36.5 КБ | |
| 44 КБ | |
| 18.24 КБ | |
| 190 КБ | |
| 511.58 КБ | |
| 34.61 КБ | |
| 1.64 МБ | |
| 928.49 КБ | |
| 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Технология подготовки и проведения родительских собраний
Примерное положение о классном родительском собрании
1. Общие положения
Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.
2. Классное родительское собрание
- Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.
- Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию.
- Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления.
- Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.
- Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.
- Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.
- Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.
- Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов.
- Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.
3. Правила проведения собраний
- Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
- Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
- Главным методом проведения собрания является диалог.
- Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
- Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.
- Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
- Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
- Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
- Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
4. Принципы проведения родительского собрания
- Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
- Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
- У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.
Примерная структура родительского собрания
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).
- Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).
- Обсуждение проблемы родителями (20 мин).
- Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
- В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.
Для чего нужны родительские собрания
Родительские собрания нужны:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т. д.);
- как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- как собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей.
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании
- Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
- Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
- Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
- Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Предварительный просмотр:
ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ СКАЖИ «НЕТ!»
(анализ конкретных ситуаций)
Цели: показать пагубное воздействие алкоголя на здоровье человека и особенно подростка; рассказать о новой науке – валеологии, которая призвана не только оградить людей от вредных привычек, но и способна бороться с ними; способствовать воспитанию неприятия любых соблазнов, отрицательно влияющих на здоровье.
Предварительная подготовка: проведение анкетирования по проблеме здорового образа жизни.
Анкета «Мое отношение к проблеме здорового образа жизни»
Найди правильный ответ на вопрос и зачеркни номер ответа.
1. Какое, по вашему мнению, отрицательное воздействие оказывает алкоголь на молодой организм?
- вредное влияет в целом;
- способствует развитию умственной отсталости;
- ведет к развитию хронического алкоголизма;
- негативно влияет на потомство;
- не оказывает вредного воздействия;
- не знаю.
2. Что вы знаете о влиянии алкоголя на потомство?
- рождается мертвый ребенок;
- рождается ребенок с различными уродствами;
- рождается психически неполноценный ребенок;
- не знаю;
- рождаются нормальные дети.
3. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя на ваш организм?
- на уроках;
- дома;
- по телевидению;
- через печать;
- из бесед психолога или врача.
4. Проводилась ли с вами в школе разъяснительная работа, связанная с вредным влиянием алкоголя на организм?
- на уроках;
- беседы во внеурочное время;
- беседа с врачом, психологом;
- работа не проводилась.
5. Считаете ли вы, что учащиеся не должны употреблять алкоголь?
- считаю;
- не считаю.
6. Какие напитки считаются алкогольными?
- пиво;
- квас;
- лимонад;
- газированный коктейль;
- кефир.
7. Когда впервые вы узнали вкус алкоголя?
- до школы;
- в 1-3 классе;
- в 4-6 классе;
- в 7 классе;
- не пробовал.
8. Употребляете ли вы алкогольные напитки сейчас?
- не употребляю;
- употребляю;
- употребляю иногда.
9. Испытывали ли вы чувство опьянения?
- не испытывали;
- испытывали.
10. Знают ли родители, что вы употребляете алкогольные напитки?
- знают;
- не знают.
11. Как родители реагируют на то, что вы употребляете алкогольные напитки?
- никак;
- осуждают;
- пьют вместе со мной.
12. Знают ли педагоги, что вы употребляете алкогольные напитки?
- знают;
- не знают;
- догадываются.
13. Как педагоги реагируют на то, что вы употребляете алкогольные напитки?
- никак;
- осуждают;
- сообщают родителям.
14. Как вы проводите свободное время?
- занимаюсь в спортивной секции или кружке;
- читаю книги;
- хожу на дискотеку;
- посещаю кино;
- встречаюсь с друзьями;
- смотрю телевизор;
- нет определенных занятий.
15. Как вы смотрите па дружбу со сверстниками, употребляющими алкоголь?
- отрицательно;
- положительно;
- у меня нет таких друзей.
Ход мероприятия
1. Введение в тему.
Преподаватель предлагает ребятам прочитать вслух тему мероприятия.
Преподаватель. Как вы понимаете слово «привычка»?
Привычка - вторая натура. У людей сами собой возникают не только полезные привычки, но и вредные.
Какие же вредные привычки вы знаете? Назовите привычки, которые приносят вред вашему здоровью. (Курение, наркомания, пьянство.)
О вреде курения мы уже говорили на предыдущих занятиях, сегодня же предлагаю повести разговор об алкоголизме.
- Что вы знаете об алкоголизме?
Послушайте краткую информацию об истории этого общественного явления.
Пьянство существует не одно тысячелетие. В 1428 году «воду» привезли в Россию из Генуи. Но как только познакомились с ее действием, ввоз водки был запрещен. Лишь спустя 150 лет водка стала распространяться на Руси вновь. Это было при Иване Грозном, по его распоряжению в Москве был открыт первый «царев кабак», однако царь быстро спохватился и запретил пить водку всем, кроме своих опричников. При Петре I водка стала вновь поступать в открытую продажу.
2. Беседа «Что представляет собой алкоголь».
Преподаватель. Что же представляет собой алкоголь?
Алкоголь - наиболее распространенный наркотик среди молодых людей. Ученые всего мира все чаще говорят об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение - детей, подростков, молодежь. Речь идет о катастрофическом росте потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Немного цифр (лучше в виде таблицы вывесить на доске).
США - 91 % (шестнадцатилетние дети).
КАНАДА - 90 % (учащиеся 7-9 классов).
ФРГ - 1 % (дети 8-10 лет).
РОССИЯ - 86 % (семнадцатилетние дети).
Вопрос. Является ли алкоголь наркотиком?
Преподаватель. В 1985 году Международное общество здравоохранения официально признало алкоголь наркотическим средством.
Вопрос. С какого возраста зафиксировано употребление детьми алкоголя?
Пьянство и алкоголизм помолодели, из анкет мы увидели, что некоторые пробовали шампанское в 8-9 лет и предлагали его им сами родители.
Из анкет мы увидели, что алкоголь - наиболее распространенный среди молодежи наркотик. Большинство ребят начали употреблять алкоголь дома, при этом не встречая возражений со стороны родителей. Это, как правило, происходит на семейных торжествах, праздниках.
Вопрос. Почему же вы начинаете употреблять спиртное? С какой целью?
Предполагаемые ответы:
- чтобы расслабиться;
- снять психологическое напряжение;
- нет контакта с родителями;
- проблемы в школе, дома, с одноклассниками.
У пьющих родителей дети, скорее всего, будут злоупотреблять спиртными напитками. Хронический алкоголизм развивается в семье. Ученые выявили три важных фактора, которые способствуют развитию алкоголизма у несовершеннолетних:
- отклонение от общепринятых норм поведения, поиски необычных ощущений;
- влияние сверстников;
- употребление алкоголя родителями или протест против власти родителей.
Вопрос. Почему считается, что алкоголь приводит к распаду личности, его деградации?
Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений. Человек становится грубым, злобным, развязным, раздражительным, агрессивным, проявляется сексуальная расторможенность, грубые нарушения памяти.
В настоящее время появился новый вид алкоголизма - пивной. Современные исследования утверждают, что алкоголизм поражает все органы и ткани человека.
Преподаватель. Очень часто вы все попадаете в такое положение, когда вам предлагают выпить. Как вы поступите? Каким будет ваш выбор? Только это сейчас вы не расскажете, а проиграете, как актеры, в сценках. Давайте попробуем найти из той или иной ситуации. Скорее всего, вы откажетесь принять участие в подобном. Но надо убедительно суметь продемонстрировать свой выбор.
3. Анализ конкретных ситуаций.
Ситуация 1
Подросток вместе с родителями в гостях у родственников. Дядя настойчиво предлагает племяннику пригубить вино. Продемонстрируйте и обоснуйте ваши действия.
Ситуация 2
Миша пришел на день рождения к однокласснице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал и сказал...
- Что сказал Миша?
Ситуация 3
Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошел приятель и показал спрятанное под куртку горлышко бутылки. «Нет!» — сказал Андрей...
Этого ответа достаточно, чтобы к вам больше не приставали с подобными просьбами? Проиграйте, что вы еще предпримете.
4. Заключение.
Преподаватель. Здоровье является самым ценным для каждого человека. В настоящее время существует наука о здоровье - валеология, которая не только пропагандирует здоровый образ жизни, но и помогает сохранить и укрепить здоровье человека.
Предварительный просмотр:
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
(Личностные УУД)
Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»
1. | Как ты чувствуешь себя в школе? | а) мне в школе нравится; б) мне в школе не очень нравится; в) мне в школе не нравится |
2. | С каким настроением ты идешь утром в школу? | а) с хорошим настроением; б) бывает по-разному; в) чаще хочется остаться дома |
3. | Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? | а) пошел бы в школу; б) не знаю; в) остался бы дома |
4. | Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? | а) мне не нравится, когда отменяют уроки; б) Бывает по-разному; в) мне нравится, когда отменяют уроки |
5. | Как ты относишься к домашним заданиям? | а) я хотел бы, чтобы домашние задания были; б) не знаю, затрудняюсь ответить; в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было |
6. | Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? | а) нет, не хотел бы; б) не знаю; в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены |
7. | Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? | а) рассказываю часто; б) рассказываю редко; в) вообще не рассказываю |
8. | Как ты относишься к своему классному руководителю? | а) мне нравится наш классный руководитель; б) не знаю, затрудняюсь ответить; в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. |
9. | Есть ли у тебя друзья в классе? | а) у меня много друзей; б) у меня мало друзей; в) у меня нет друзей в классе |
10 | Как ты относишься к своим одноклассникам? | а) мне нравятся мои одноклассники; б) мне не очень нравятся мои одноклассники; в) мне не нравятся мои одноклассники |
Бланк ответов анкеты мотивации
1. а. б. в. | 2. а. б. в. | 3. а. б. в. | 4. а. б. в. | 5. а. б. в. |
6. а. б. в. | 7. а. б. в. | 8. а. б. в. | 9. а. б. в. | 10. а. б. в. |
Обработка результатов
I. Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
- ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
- 5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
- 4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
- 2-й уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
- 1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
II. Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.
При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й»можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.
Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.
При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Джидинская средняя общеобразовательная школа»
671900 Бурятия Джидинский район с. Джида ул. Школьная-19 тел. 8-301-34-97-4-84
факс 8-301-34-97-4-84 e-mail chkolag-da@mail.ru
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
«Союз беспокойных сердец»
на 2015-2016 учебный год (7 класс)
Классный руководитель: Петухова Александра Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Джида
2015
Пояснительная записка.Программа по воспитательной работе составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года №21 «Об утверждении методических рекомендаций, об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Я – гражданин своего села, своей страны» с 2014-2019 г.
- Модель воспитательной работы «Событие как основа взаимодействия с детьми»
- ФГОС ООО
Понятие «Воспитание».
В педагогике существует несколько разных определений этой категории, но нет общепризнанного.
Рассмотрим несколько определений.
Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»).
Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)
Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей морали (этики), включающей в себя честность, справедливость и человечность (Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин из взглядов К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина).
Таким образом, в определениях можно выделить общие признаки:
- целенаправленность воздействий на воспитанника;
- социальная направленность этих воздействий;
- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.
Воспитательный процесс – это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).
Воспитательная работа – это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций. Включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации (М.И.Рожков).
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)
Основные функции классного руководителя.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребёнка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Классный руководитель контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребёнка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Основные принципы организации воспитания.
- Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
- Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
- Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
- Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
- Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Для успешной реализации воспитательной работы используются различные формы работы с детьми.
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степени педагогического воздействия, уровня развития личностей обучающихся, сформированности классного коллектива.
Количество форм работы бесконечно:
- беседы;
- дискуссии;
- игры;
- состязания;
- походы и экскурсии;
- конкурсы;
- общественно-полезный и творческий труд;
- художественно-эстетическая деятельность;
- ролевой тренинг и т.д.
При этом важнейшей задачей остаётся актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, в то числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Возрастные особенности учащихся.
7 класс (12-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Семиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности;
-развитие чувства собственного достоинства;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие сочувствия, сопереживания другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Занятость учащихся 7 класса во внеурочное время.
№ | ФИ учащихся | Кружок, секция |
1 | Аксенов Олег | Секция футбола |
2 | Анашкевич Андрей | Секция футбола |
3 | Афанасьев Станислав | Секция футбола |
4 | Возный Рафаэль | Технологический кружок |
5 | Грыдин Константин | Технологический кружок |
6 | Дамиранова Аюна | Секция волейбола |
7 | Ежеменских Антон | Авиамодельный кружок, секция футбола |
8 | Елисеев Александр | Борьба |
9 | Задиренко Павел | Технологический кружок |
10 | Исаков Данил | Авиамодельный кружок |
11 | Каратаев Антон | Секция волейбола |
12 | Киселева Анна | Секция волейбол |
13 | Кондратьев Дмитрий | Технологический кружок |
14 | Роземблюм Никита | Борьба |
15 | Рыбаков Роман | Технологический кружок |
16 | Селецкий Руслан | Технологический кружок, борьба |
17 | Семенова Валентина | Легкая атлетика |
18 | Симонов Андрей | Технологический кружок |
19 | Солодова Майя | Секция волейбол |
20 | Сухарева Кристина | Секция волейбол |
21 | Цегельник Александр | Легкая атлетика |
22 | Шарифуллина Жаргалма | Секция волейбол |
Вывод: Все учащиеся (100 %) во внеурочное время заняты в кружках технического направления и спортивных секциях.
Информация о состоянии здоровья учащихся 7 класса.
№ | ФИ уч-ся | Группа здоровья, наличие хронического заболевания |
1 | Аксенов Олег | II, основная |
2 | Анашкевич Андрей | II, основная |
3 | Афанасьев Станислав | II, основная |
4 | Возный Рафаэль | II, основная |
5 | Грыдин Константин | II, основная |
6 | Дамиранова Аюна | II, основная |
7 | Ежеменских Антон | II, основная |
8 | Елисеев Александр | II, основная |
9 | Задиренко Павел | II, основная |
10 | Исаков Данил | II, основная |
11 | Каратаев Антон | II, основная |
12 | Киселева Анна | II, основная |
13 | Кондратьев Дмитрий | II, основная |
14 | Роземблюм Никита | II, основная |
15 | Рыбаков Роман | II, основная |
16 | Селецкий Руслан | II, основная |
17 | Семенова Валентина | II, основная |
18 | Симонов Андрей | II, основная |
19 | Солодова Майя | II, основная |
20 | Сухарева Кристина | II, основная |
21 | Цегельник Александр | II, основная |
22 | Шарифуллина Жаргалма | II, основная |
Вывод: в 7 классе на 2015-2016 учебный год все учащиеся абсолютно здоровы. Продолжить формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни: личной гигиене, здоровом питании, профилактики или избавление от вредных привычек.
Цель программы:
- формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности.
Задачи программы:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Содержание программы.
Основные направления программы:
1.Ученик и его нравственность.
2. Ученик и его здоровье.
3. Ученик и его отношение к природе
4. Ученик-гражданин, патриот
5. Ученик и мир прекрасного
6.Ученик и его отношение к труду
Основные этапы реализации программы.
с 01.09.2015 по 01.09.2016
БЛОК | ЦЕЛЬ | ЗАДАЧИ | ФОРМЫ РАБОТЫ | СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО |
1.Ученик и его нравствен-ность. | Способствовать осмыслению общечеловечес-ких ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я». Формировать у учащихся знания о правовых нормах и отношениях между людьми, требующих осознанного выбора поведения. | 1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию. 2.Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки. 3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые нормы, законы. 4.Воспитывать уважение к духовно-нравственным ценностям народа. 5.Воспитывать честность, порядочность, доброжелательность, умение и желание делать добро, проявлять заботу к людям. 6.Формировать у учащихся правовую культуру. 7. Осознать свои права и права других людей. | 1.Организация и проведение тематических бесед, классных часов, диспутов на нравственные и этические темы. 2.Организация экскурсий. 3.Проведение праздников и мероприятий. 4.Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. | Поселковый клуб Музеи Джидинского района Социальный педагог школы (Хороших Н.В.) |
2.Ученик и его здоровье. | Владеть знаниями, связанными со здоровым образом жизни: здоровое и правильное питание, личная гигиена, вредные привычки и их профилактика. | 1.Создать условия для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочное время. 2.Воспитывать сознательное отношение к сохранению собственного здоровья, стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, воспитывать привычку заниматься спортом. | 1.Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня. 2.Участие в спортивно – оздоровительных мероприятиях. 3.Тематические классные часы, викторины, встречи с интересными людьми. | Школьная медсестра Психолог школы (Разуаева С.Н.) |
3.Ученик и его отношение к природе | Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде. | 1.Развивать интерес к природе и активной роли человека в природе. 2.Развивать ценностное отношение к природе и всем формам жизни 3.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным | 1.Классные часы по экологическому воспитанию. 2. Участие в праздниках, акциях по экологическому воспитанию | Сельская администрация |
4.Ученик-гражданин, патриот
| Формировать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, бережное отношение к народным традициям и обычаям. | 1.Воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к людям, которые проживают на территории Родины, и к людям различных национальностей. 2.Воспитывать преданность Отчизне, готовность к защите Родины. 3.Воспитывать уважение к гос. символике, народным традициям. 4.Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу. 5.Способствовать осознанию учащихся своей причастности к судьбе своего родного города. | 1.Организация и проведение праздников, тематических классных часов и бесед. 2.Встреча с интересными людьми, участниками войны. 3.Организация и проведение конкурсов, творческих работ, газет к праздничным датам. | Учитель ОБЖ (Марадудин Р.А.) |
5.Ученик и мир прекрасного | Развивать творческие способности у учащихся, эстетический вкус. | 1.Воспитывать эстетический вкус. 2.Формировать нормы поведения, необходимые учащимся в быту, в общении, общественных местах, природе. 3.Воспитывать порядочность, обязательность. 4.Соблюдать этикет, наличие тактичности, деликатности в отношении с людьми. | 1.Походы в театры, музеи. 2.Встречи с людьми искусства. 3.Проведение бесед и дискуссий на тему развития эстетических чувств и эмоций. 4.Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры. | Театры, кинотеатры, музеи города Улан-Удэ. |
6.Ученик и его отношение к труду | Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду и жизни | 1.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников 2. Развивать навыки коллективной работы, в том числе разработка социально-трудовых проектов 3. Формировать представление о различных профессиях | 1. Трудовые акции 2. Выставки детского творчества, проектов 3. Экскурсии на предприятия 4.Классные часы, беседы, встречи | Сельская администрация Предприятия села Родители |
Структура школьного самоуправления.
П Р Е З И Д Е Н Т «ОКНО» (СТАРШЕКЛАССНИК, ВЫБИРАЕТСЯ 1 РАЗ В 2 ГОДА) |
П Р Е З И Д Е Н Т С К И Й С О В Е Т |
Планета любознательных (начальная школа) | Союз Беспокойных Сердец (средняя школа) | Союз старшеклассников – юность наша | МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА | МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ | МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА | МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ | МИНИСТЕРСТВО ОПЕКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ | МИНИСТЕРСТВО ТРУДА |
К Л А С С Ы Г О Р О Д А |
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление класса.
Взаимодействие с социальными институтами.
- ИКДЦ «Вдохновение»
- Администрация с. Джида
- МАУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
- Детско-юношеская спортивная школа
- Предприятия с. Джида
- Музеи района, республики
Взаимодействие с социальными институтами необходимо и является частью воспитательного процесса.
Педагогическое сопровождение семьи.
Очень важно умело продумать и организовать педагогическое просвещение родителей. Одной из главных и наиболее распространённых форм работы с родителями являются родительские собрания. Как классный руководитель ставлю перед собой следующие цели и задачи:
Цель: Сблизить интересы родителей и детей, родителей и педагогов для формирования развитой личности.
Задачи:
- Организация и проведение совместных праздников.
- Проведение тематических родительских собраний.
- Проведение консультаций, бесед для родителей.
- Работа со школьным психологом, соц. педагогом по решению различных вопросов.
Тематика родительских собраний
КЛАСС | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ |
7 класс | 1. Возрастные особенности учащихся 13 – 14 лет. Особенности контакта с подростками. 2. Потребности и желание подростков. Ограничение и дисциплина желаний. 3. Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей. 4. Половое развитие и половое воспитание: проблемы и решения 5. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, ПБ, ТБ). | Сентябрь Ноябрь Январь Март Май |
Ожидаемые результаты.
Основные блоки программы | Ожидаемые результаты |
Духовно-нравственное воспитание | Ученик 7 класса – свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой созидательной деятельности и нравственному поведению. Сформированность нравственных норм и правил. |
Здоровье учащихся | Владение учащимися 7 класса знаниями здорового образ жизни: личная гигиена, здоровое питание, профилактика или избавление от вредных привычек. Привлечение учащихся к занятиям спортом. |
Правовая и социальная защита детства | Повышение уровня правовой культуры учащихся 7 класса. Профилактическая работа с учащимися и родителями по предупреждению правонарушений. |
Гражданско-патриотическое воспитание | Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина. |
Культура личности | Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. |
Школа и семья | Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы. Создание положительной репутации школы. |
Критерии оценки системы воспитания.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
В МБОУ «Джидинская СОШ» используются следующие диагностики при изучении личности учащихся:
1) Методики изучения коллектива по А.Н. Лутошкину, А.Т. Кирпичнику
2) Изучение уровня воспитанности по Капустину.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На уроке немецкого Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий, нажав на кнопку с номером задания. Введение Думаем, что вам уже известны рассказы Юрия Марковича Нагибина. Сегодня мы предлагаем вам прочитать небольшой отрывок из его рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный», в котором писатель вспоминает о своём лучшем друге. Надеемся, вам захочется прочитать весь рассказ.
На уроке немецкого Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. Нам было лет по четырнадцати, когда я на своей шкуре испытал, каким непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Елена Францевна никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки, чего же ещё надо? Вдруг, ни с того ни с сего, она вызвала меня к доске. Как раз перед этим я пропустил несколько дней и понятия не имел о домашнем задании. Я проспрягал какой-то глагол, прочёл по учебнику текст и пересказал содержание. — Прекрасно, — поджала узкие, бледные губы Елена Францевна . — Теперь стихотворение. — Какое стихотворение? — То, которое задано! — отчеканила она ледяным тоном. — Да я же не был в школе! Я болел. Ну что она могла мне сделать? Поставить «неуд»? Едва ли. И тут я нашёл другой выход из положения. О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверное. Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически. — Встань! — приказала она Павлику. — Это правда? Он молча наклонил голову. И я тут же понял, что это неправда. Как раз о немецком я его не спрашивал. О математике, русском, истории, биологии спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего достоинства! Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. Он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. Вот так всё и обошлось. Ан не обошлось. Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. Исчезли его учебники, тетрадки. Я оглянулся: он сидел за пустой партой, через проход, позади меня. — Ты чего это?.. Он не ответил. Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. Никому не хочется признаваться в собственной низости. Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. Как ни крути, он всё-таки подвёл меня, пусть и невольно, и мне пришлось защищаться. Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. А вот окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык. И вдруг я понял, что это не пустые слова. (По Ю. Нагибину)
Почему главного героя удивило, что Елена Францевна вызвала его к доске?
В тексте есть предложение: «И тут я нашёл другой выход из положения». Запишите, что это за выход.
Какое предложение доказывает, что герой рассказа не хотел специально обвинить Павлика?
Какие предложения объясняют, почему Павлик в ответ на вопрос учительницы «молча наклонил голову».
Был ли Павлик виноват в случившемся? Своё мнение подтвердите, опираясь на текст.
В тексте встретилось несколько устойчивых выражений (фразеологизмов). Найдите два таких выражения и запишите их.
Цифровые ресурсы 1 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» • открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost / • демонстрационные материалы http:// skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php 2 ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» • Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti 3 Российская электронная школа • Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/ 4 Веб- Грамотей https://gramotei.cerm.ru/ 5 ЯКласс https://www.yaklass.ru/ 6 Skysmart — онлайн-школа для детей и подростков https://skysmart.ru/
СПАСИБО
Предварительный просмотр:
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (6 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1. «НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО» (1 ИЗ 6). МФГ_ЧТ_6_013_01_А7 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 3 (Потому что она никогда не спрашивала его, как других учеников). |
0 | Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 2. «НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО» (2 ИЗ 6). МФГ_ЧТ_6_013_02_А7 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Дан ответ, в котором говорится о том, что герой решил сказать, что друг не предупредил его об этом задании / герой решил переложить вину (ответственность) на своего друга / герой сказал учительнице, что о домашних заданиях он спрашивал у Павлика, а тот ни словом не обмолвился о стихотворении. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 3. «НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО» (3 ИЗ 6). МФГ_ЧТ_6_013_03_А7 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 4 (И я тут же понял, что это неправда). |
0 | Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 4. «НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО» (4 ИЗ 6). МФГ_ЧТ_6_013_04_А7 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Выбраны ответы: 2 (Он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось), 5 (А вот окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык) и никакие другие. |
1 | Выбран только один правильный ответ из двух и никакие другие, ИЛИ выбраны два верных ответа и один неверный. |
0 | Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 5. «НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО» (5 ИЗ 6). МФГ_ЧТ_6_013_05_А7 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Дан ответ, в котором говорится о том, что Павлик НЕ был виноват в случившемся, и приводится объяснение, в котором указано, что герой не спрашивал у Павлика, что было задано по немецкому языку. В качестве объяснения могут быть приведены следующие цитаты: Как раз о немецком я его не спрашивал. О математике, русском, истории, биологии спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего достоинства. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 6. «НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО» (6 ИЗ 6). МФГ_ЧТ_6_013_06_А7 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан ответ, в котором приводятся два устойчивых выражения из следующего списка:
|
1 | Дан ответ, в котором приводится одно устойчивое выражение из списка выше. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
6 класс Читательская грамотность стр. из
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф ункциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений . психолог и лингвист А. А. Леонтьев
компьютерная Разновидности функциональной грамотности читательская математическая экономическая естественно-научная юридическая
1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий; 2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных ( неучебных ) ситуациях; 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации; 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач. Уровни функциональной грамотности
умение найти связь предложений в тексте; умение анализировать структуру текста; умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте; умение работать с неявно заданной информацией; умение проанализировать информацию условия задачи и структурировать имеющуюся там информацию; умение оценивать достаточность представленной информации или ее избыточность; умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос; умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию — оценивать получившийся результат. Ключевые элементы работы с текстом
Главный вопрос, на который отвечает исследование: • Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
Мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать, например, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или понять газетную статью о глобальном потеплении.
Тест оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике Проходит раз в три года В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества» Впервые прошёл в 2000 году
Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 33 г. Улан-Удэ»
Родительское собрание на тему: «Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи:
#1057;пособствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению у детей.
2. Показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению.
3. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
4. Развивать навыки сотрудничества, совместного обсуждения и решения проблем и желание общаться.
#1056;аскрыть понятие «читательская грамотность»
Ход собрания:
Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».
Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в Интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.
Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.
Сегодня к нашим услугам самые разные источники информации, альтернативные книги: подкасты (это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн) , аудио- и видеолекции, радио, телевидение.
Ресурсы для формирования читательской грамотности
1. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов –
- демонстрационные материалы -
#1060;ГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
- открытый банк оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (I-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы, базовый и углубленный уровни) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку –
#1048;здательство «Просвещение»
|
4. Российская электронная школа
5. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность, 8 класс -
6. Банк текстов с многоуровневыми заданиями при формировании читательской грамотности учащихся на уроках литературы -
#1061;арактеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов)
#1063;Г_5_2019_характеристики%20и%20система%20оценивания.pdf
#1044;иагностическая работа для учащихся 7 классов. Читательская грамотность
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Когда-то люди полагались на единственный источник знаний — печатную книгу, а процесс поиска информации был долгим и сложным. В современном мире получить информацию на любую тему совсем просто — достаточно ввести поисковый запрос в Интернете.
Сегодня к нашим услугам самые разные источники информации, альтернативные книге: подкасты(это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн) , аудио- и видеолекции, радио, телевидение. Несмотря на такое изобилие, умение читать остается важнейшим навыком, вот только пониматься читательская грамотность стала намного шире.
Важная составляющая читательской грамотности — умение анализировать тексты, понимать их смысл.
