Презентации к урокам

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Цех поэтов» Осенью 1911 ряд поэтов -Н.Гумилёв, А.Ахматова, С. Городецкий, М. Лозинский, М. Кузмин — создали своё общество и назвали его «Цех поэтов». Задуман был «Цех» по типу ремесленной гильдии. Создатели мыслили себя ремесленниками, но в отличие от других мастеровых, имеют дело с таким материалом, как слово.

Слайд 2

Акмеизм Из широго круга участников «Цеха» выделяется более сплочённая группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. От слова АКМЕ — высшая степень чего-то,острие, расцвет. Акме означало высоту искусства, к которой надлежит приближаться, и ясность обозримого мира. В 1912 О. Мандельштам и его друзья во главе с Н. Гумилёвым заявляют о создании нового литературного течения — акмеизма.

Слайд 3

Акмеизм Акмеизм — литературное течение, возникшее в России в нач. 1910-хгг и своим происхождением связанная с символизмом. В основе- интерес к чувствам, к вещественному миру, к ясным зримым предметам, точности слова. Свои взгляды на задачи творчества акмеисты во многом противопоставили символистским. Вместо обращённости к иным, высшим туманным мирам они выбирали конкретность и вещественность изображаемого. Они полагали, что От Вечности нужно вернуться к человеку и его чувствам.

Слайд 4

Журнал «Гиперборей» Основным журналом, где печатались акмеисты стал журнал «Гиперборей»

Слайд 5

А.Ахматова и акмеизм Запишите названия сборников Ахматовой.

Слайд 6

О. Мандельштам и акмеизм Запишите сборники Мандельштама.

Слайд 7

Н. Гумилёв и акмеизм Спишите названия сборников.

Слайд 8

А. Ахматова и сборник «Вечер» Как соломинкой, пьешь мою душу. Знаю, вкус ее горек и хмелен. Но я пытку мольбой не нарушу. О, покой мой многонеделен. В 1912г вышел сборник Ахматовой «Вечер». Все стихи сборника передают интонации живой речи. Чтобы добиться этого, Ахматова использует дольники. Речь может быть обращена к конкретному собеседнику (любимому): «Как соломинкой пьёшь мою душу». Стихи могут передавать диалог («Песня последней встречи»). Но чаще внутренний монолог лирической героини.

Слайд 9

«Маски» лирической героини Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнём. Для тебя в окошке створчатом Я всю ночь сижу с огнём. Рассветает. И над кузницей Подымается дымок. Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять побыть не мог. Каждое стихотворение сборника — это рассказ лирической героини об одном из моментов любовной драмы:о встрече, уходе, расставании. Лирическая героиня этих стихов многолика. Это и андерсеновская русалочка («Мне больше ног моих не надо» ), и женщина из русского средневековья (« Муж хлестал меня узорчатым »), и царевна ( «Ты поверь, не змеиное острое жало» ), и героиня народной песни( « Хорони, хорони, меня ветер»)

Слайд 10

Деталь в стихотворении Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Душевное состояние говорящей/говорящего в стихах передаётся конкретной, осязаемой деталью, которая показана крупным планом. Это может быть предмет - «На столе забыты хлыстик и перчатка», и жесты, позы - «Я на правую руку надела/Перчатку с левой руки», и характер движения - «Я сбежала, перил не касаясь»

Слайд 11

Деталь Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне. 1909 Для акмеистов важны вещественные детали. Задание: охарактеризуйте данное стихотворение с точки зрения вещественного мира. Назовите осязаемые детали, подберите характеристики к ним. Назовите чувства лирической героини. Контрастируют ли они со зримым вещественным миром?

Слайд 12

Романное начало в стихах Хочешь знать, как все это было? Три в столовой пробило, И, прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все… Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!" – "Да". 1911 « Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века» , - писал Мандельштам. Задание: 1) сколько героев в стихотворении «Хочешьзнать...»? 2) сколько временных плана? (укажите настоящее, прошлое, будущее, если есть) 3) Предположите, кому рассказано. 4) на что похоже стихотворение: на поэзию или роман? Докажите, какая здесь доминирует форма(монолог, диалог)

Слайд 13

Темы Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 24 сентября 1911, Царское Село Для сборника характерны темы несчастной любви и разбитой жизни. Также тема памяти. В сборнике есть два портрета - пушкинский и гумилёвский. рет Портрет Н.С. Гумилёва О.Л. Делла-Вос-Кардовская 1909 Пушкин-лицеист

Слайд 14

Портреты Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики … А я была его женой . Задание: Определите , кому принадлежат стихотворения («Смуглый отрок..» и «Он любил три вещи…): какое — Гумилёву,какое Пушкину. Назовите зримые конкретные предметы вещественного мира, окружавшие поэтов .

Слайд 15

Итоговое задание Назовите мотивы стихотворения, характерные для всего сборника. 1.К кому обращена речь? 2. О каком моменте любовной драмы рассказ лирической героини? 3. Какую «маску» использует здесь лирическая героиня? 4. В чём выражено романное начало (диалог, монолог, эпичность)? Как построено? 5. Назовите конкретные осязаемые детали. СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: "Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой". Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: "Нет на земле твоего короля..." 1910


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматово. А.Блок Летние месяцы Блок проводил с роднымив подмосковном имении Шахматово., которое было куплено А.Н. Бекетовым. Здесь в 1895 г происходитзнакомство юного Блока с будущей женой, Любовью Дмитриевной Менделеевой. Её отец — знаменитый создатель Переодического закона и таблицы химических элементов, друживший с Бекетовым (дедом поэта), также купил имение, находившееся в семи верстах от Шахматов, - Боблово. Увлечение Блока Любовью Дмитриевной начинается летом 1898г, когда в Боблове устраивались домашние спектакли — в сценах их «Гамлета» Шекспира. Гамлета играл Блок, Офелию — Любовь Дмитриевна.

Слайд 2

Шахматово

Слайд 3

«Стихи о прекрасной Даме» В 1903г в церкви с. Тараканова, находившемся между Шахматовым и Бобловом, венчались Л.Д. Менделеева и А.Блок. Блоко было свойственно особым образом мифологизировать обстоятельства собственной жизни — его отношения с Л.Д. Менделеевой-Блок представлялись ему в 1901-1903гг воплощением отношений Прекрасной Дамы (Вечной Женственности, Жены, облечённой в солнце) с Поэтом.Дополняя и перерабатывая книгу «Стихов о Прекрасной Даме», он превращает её в подобие лирического дневника, повествующего о жизни лирического героя, который становится равен автору стихов.

Слайд 4

«Стихи о прекрасной Даме» 1904 В 1904г вышла первая книга Блока - «Стихи о прекрасной Даме». В этой книге воплотилось отношение к поэзии как к религиозному поприщу, на котором поэт даже не служитель своеобразной новой религии, а одно из главных «действующих лиц» преображения мира по законам этой религии. Эти представления Блока возникла под влиянием идей Владимира Соловьёва о грядущем преображении мира, когда в мир снизойдёт некое таинственное, вечное премудрое женское начало (София Премудрость Божия), которому надлежит соединиться с земным творческим мужским началом. Их соединение приведёт к преображению мира.

Слайд 5

«Стихи о прекрасной Даме» «В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва», - А. Блок. Основные мотивы связаны: с атмосферой таинственности, неясности, недоговорённости. Наиболее таинственен образ сам Прекрасной Дамы Лирический Герой Блока выступает как служитель религиозного Культа воспеваемой им Дамы. *** Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. «Вхожу я в тёмные храмы» Я, отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеётся берегу. «Я, отрок, зажигаю свечи...»

Слайд 6

Основные мотивы сборника В каком состоянии находится Лирический герой? Какие знаки прихода Прекрасной Дамы?. Получает ли Прекрасная Дама воплощение, видим ли её конкретные черты? Назовите приметы её появления. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно и низко, Не одолев смертельныя мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 1902

Слайд 7

Мотивы сборника Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своём терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму. Ты, заслышав меня издалёка, Свой костёр разведёшь ввечеру, Стану, верный велениям Рока, Постигать огневую игру. И когда среди мрака снопами Искры станут кружиться в дыму, Я умчусь с огневыми кругами И настигну Тебя в терему. 18 августа 1901 Реальны ли эти встречи? Где место встречи? Назовите пространственные характеристики. Назовите приметы появления Прекрасной Дамы. Назовите фольклорные образы.С чем можно ассоциировать Прекрасную Даму?

Слайд 8

Мотивы сборника Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным, Твоей лазурью процвести. 22 июня 1901 1. Назовите пространственные характеристики, где происходит свидание. 2. Опишите цвет, сопровождающий появление Прекрасной Дамы. 3. Докажите, что Блок описывает как национальный русский пейзаж, так и небесный.

Слайд 9

Итоговое задание Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота. Дольнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга. Терем высок, и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама? Каждый конек на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе. Купол стремится в лазурную высь. Синие окна румянцем зажглись. Все колокольные звоны гудят. Залит весной беззакатный наряд. Ты ли меня на закатах ждала? Терем зажгла? Ворота отперла? 1. Назовите основные мотивы сборника А. Блока на примере стихотворения. 2. Какие качества приобретает Прекрасная Дама? 3. Световые и цветовые образы. Охарактеризуйте лирического героя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма «Двенадцать» После Октяря 1917 года поэма Блока «Двенадцать» (январь 1918-го) — один из первых опытов изображения русской революции в литературе. В ней сочетаются традиционные для поэзии Блока темы, мотивы, образы (метели и судьбы, города, пути и тайны, России и конкретного женского образа; высокого сакрального и низкого) с картинами происходящего на петроградских улицах зимой 1918г. Поэма представляет символическую картину всего мира, охваченного грандиозными, меняющего его устройствами событиями.

Слайд 2

Петроград Достаточно точно определяется и место действия действия поэмы — Петроград. Город предстаёт как охваченный стихиями — революционной стихией народного бунта( е воплощают 12 красногвардейцев, их реплики, их действия) и стихиями природными (метель, вьюга, мороз, ветер). Стихийность, разрушительность революции проявляется в угрозах «пальнём-ка пулей...», и в удалых присказках: Эх!эх! Позабавиться не грех! Буржуй

Слайд 3

Красноармейцы Можно определённо судить о конкретном времени действия поэмы ( с точностью до трёх-четырёх суток): плакаты «Вся власть Учредительному собранию» были развешены в Петрограде 3 и 4 января 1918г, 5 января Собрание открылось, и вночь с 6 на 7 января оно было принудительно распущено по приказанию большевистских властей. Первые строки представляют контрастное соединение общего и крупного планов изображения, обобщённого и конкретного значений, огромного и крохотного. В первой строфе — речь идёт о человеке вообще и ветер-стихия, воздействующая на огромный мир.

Слайд 4

Шествие двенадцати Идущие двенадцать вооружённых человек перебрасываются репликами о Катьке и Ваньке, в их словах слышна угроза и этим двоим, и всей «Святой Руси». Найдите примеры употребления разных стихотворных размеров в первой и второй главе. Найдите примеры выражений, которые можно назвать вульгаризмами (2 гл)? Какие природные силы оказываются приравнены во второй главе к 12-ти красногвардейцам с помощью одинаковых синтаксических конструкций и употребления глаголов «гулять» и «идти»? Вульгаризм — слово или выражение, свойственное фамильярной или грубой речи.

Слайд 5

Катька Драматический сюжет поэмы выстраивается вокруг случайного убийства из ревности. Как характеризуются Ванька с Катькой. Напоминают ли строфы этой главы какой-нибудь фольклорный жанр? (4 гл) Какой основной стихотворный размер использован для описания летящих на лихаче? Вспомните, каким размером вводилось появлений 12-ти. От чьего лица звучат насмешки — красногвардейцев, ветра, автора? Какие средства использует в этой главе автор для создания сниженной стилистики? ( просторечия, слова с уменьшительными суффиксами)

Слайд 6

Смерть гл. 5,6 В 6 гл. Происходит кульминация драматического сюжета: красногвардейцы, пытаясь остановить лихача, открывают стрельбу, но не попадают в «буржуя» Ваньку — с простреленной головой в снег падает Катька, а Ванька на лихаче уносится прочь Определите основной размер, используемый в этих главах. Обратите внимание на сравнительную стабильность ритма в самой сюжетно напряжённой драматической главе. Найдите три строки, написанные другим размером. Обратите внимание на стилистический контраст двух характеристик Катьки - «девочка» и «падаль». С какой целью он используется?

Слайд 7

Петька гл. 7,8 Продолжаются шествие 12-ти, из которого выбивается - Петруха. Остальные упрекают его в чрезмерной «чувствительности».Их речь представляет смесь революционно-пропагандистского и вульгарно-уличного («стервец») языка. Проанализируйте язык и ритм этих глав. В каком контексте появляется цитата из молитвы в финале главы? (« Упокой, Господи, душу рабы Твоея…)

Слайд 8

9,10,11 глава Что в этих главах можно определить как признаки «старого мира», противостоящего 12-ти революционерам? Проанализируйте язык и ритм. Можно ли приурочить шествие 12-ти к какому-то конкретному времени?

Слайд 9

Музыка революции Как вы поняли, что означает образ Христа, появляющийся в финале поэмы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Степанович Гумилёв 1886-1921 Жизнь Н. Гумилёва была полна неожиданностей и сюрпризов, приключений и испытаний. Она оборвалась трагически, попав по «красное колесо» русской революции (растрелян в 1921г)

Слайд 2

«Путь конквистадоров» Конквистадоры — завоеватели Латинской Америки. В октябре 1905г на средства автора в Петербурге печатается первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров». К читателям он пришёл со словами: Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Гумилёв пришёл в русскую поэзию как завоеватель новых, неведомых ей миро

Слайд 3

Н. Гумилёв - путешественник Н. Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. Гумилёв написал «Африканский дневник», где рассказывал о лместных племенах, об их легендах и поверьях, о тех приключениях, которые ему довелось испытать.

Слайд 4

Вторая экспедиция 1913 Вторая экспедиция состоялась в 1913г. Вместе с Гумилёвым в качестве фотографа в Африку поехал его племянник Николай Сверчков. В Харраре Гумилёв не без осложнений купил муллов, там же познакомился с губернатором Харрара — Тафари, впоследствии императором Хайле Селассие I. Поэт подарилбудущему императору ящик вермута и сфотографировал его, его жену и сестру. В Харраре Гумилёв начал собирать свою коллекцию. «Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна, один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом» , — напишет Гумилев из своего очередного путешествия по Африке. Н. Л. Сверчков. 1913 По заданию Музея антропологии и этнографии, - докладывал Гумилев, - я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, харраритов.

Слайд 5

«Жемчуга» 1910. Посвятил Валерию Брюсову. В. Брюсов Стихи навеяны поездкой по Африке. «Волшебная скрипка», «Старый конквистадор», «Рощи пальм и заросли алоэ», «Капитаны».

Слайд 6

Цикл стихотворений «Капитаны» Для цикла характерна экзотичность, эмоциональная напряжённость. Герой — покоритель новых земель. Задание: 1) определите тематику каждого из четырёх стихотворений цикла 2) дайте определение слов мальстремы, фелуки, фрегат,флибустьеры, огни св. Эльма (стихи в файле)

Слайд 7

«Огненный столп» 1921 Стихи этого сборника обрели глубокую метафоричность и точность, четкое и выверенное по форме звучание, мудрость жизненного опыта . Это поздние стихи, они неизмеримо выше предыдущих. Стихотворение «Шестое чувство» . Дом, любовь, хлеб, женщина — опорные категории переживаний лирического героя., реалии радости Бытия.

Слайд 8

«Шестое чувство» Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Вторая строфа стихотворения - это вопросы, мучающие лирического героя, это его размышления вслух. Как относиться к жизненным явлениям, которые «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать»? Зачем они человеку? Как они тешат его пять вполне земных чувств? Полезно ли любование «розовой зарей над холодеющими небесами»? Какой прок от «бессмертных стихов»?.

Слайд 9

«Шестое чувство» Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья; Но развитие «шестого чувства» сопряжено с болью: эта «тварь» «ревела от сознания бессилья...», не разумея (если это слово можно отнести к земноводным), что, «рожденная ползать», она получает возможность летать.

Слайд 10

«Шестое чувство» Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства. Финал стихотворения Н. Гумилева высокий. В нем чувствуется уверенность в том, что «органом для шестого чувства» будут наделены все. Нужно время («век за веком»), работа духа и плоти и вмешательство «природы и искусства». Поэт торопит этот момент, призывает его, обращается к Господу с просьбой о приближении этого часа («Скоро ли, Господь?»).

Слайд 11

«Шестое чувство» Задание: 1) выпишите эпитеты, метафоры, сравнения из стихотворения 2) определите тему 3) определите размер 4) выучить наизусть это стихотворение Шестое чувство . Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо. Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем; Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья; Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувств а.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В мою жизнь Шолохов вошёл ещё в юности своим первым романом - «Тихий Дон». Когда Шолохов напечатал 1 том этой четырёхтомной эпопеи, ему было 23. Мне, когда я прочёл этот том, было 12. Я не всё понял тогда в этой книге, но меня она захватила своей силищей, и эта силища протащила меня насквозь без отрыва, даже через те места книги, что по возрасту мне было ещё трудно понять.». К. Симонов «Ещё не законченный роман Шолохова «Тихий Дон» - произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времён» А.В. Луначарский «Огромное знание того, о чём рассказывает. Тонкий схватывающий глаз… Люди у него не нарисованные, а вывались живой сверкающей толпой, и у каждого свой смех, каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему» А. Серафимович

Слайд 2

Место действия романа Действие романа происходит не только на хуторе Татарском. События романа разворачиваются на русско-австрийской границе. «Трупами истлевали на полях Галиции и Восточной Пруссии, в Карпатах и Румынии — всюду, где полыхали зарева войны и ложился копытный след казачьих коней». Описывается в романе и Петроград. Сюда попадает 14-й Донской казачий полк, куда после Февральской революции назначают Евгения Листницкого. Неоднократно в романе появляется и Москва. Московские главы связаны с образами Григория Мелехова, попавшего сюда в глазную клинику после ранения, и большевика Гаранжи, встреча с которым окажется очень важной для Григория.

Слайд 3

Роман-эпопея В романе более 800 персонажей, большинство из них — эпизодические. Шолохов создаёт в романе эпическую картину России. Эпопея — широкий панорамный охват жизни народа; в центре — судьба человека, вписанная в исторический процесс народной жизни. Во время работы над «Тихим Доном» настольной книгой Шолохова был роман-эпопея «Война и мир».

Слайд 4

Тихий Дон» - книга о донском казачестве. Казачество в дореволюционной России представляло собой особую социальную группу и резко отличалось от обычного крестьянства. Это было военно-служилое сословие, обязанное поголовно проходить воинскую службу. Казаки войска Донского, достигшие 18 летнего возраста, обязывались нести военную службу в течение 20 лет (с 1909- 18 лет). Из них 3 года в «приготовительном разряде» (с 1909 — 1 год) К началу XX века существовало 11 казачьих войск - Донское, Кубанское, Уральское, Сибирское. В Первую мировую войну воевало 300 000 казаков. В 1920 казачество как сословие было упразднено.

Слайд 5

Вся история России сделана казаками. Екатерина II освободила их от крепостного гнёта и многих налогов, отдала в полное владение занимаемые ими земли, разрешила элементы казачьего самоуправления. Правительство старалось не ссориться с казаками и превратило в привилегированное военное сословие. Во главе Донского войска — войсковой атаман; станичные атаманы, походные. Установление советской власти на Дону происходило особенно сложно — в ожесточённой борьбе казаки отстаивали свою экономическую независимость. Раскол между казаками произошёл в Гражданскую войну: зажиточные на стороне белых, беднота- на стороне красных.

Слайд 6

Своеобразие языка и культуры Ярко и своеобразно передаётся в романе своеобразие языка донских казаков. «Просто,ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество» (А. Серафимович)

Слайд 7

Пейзаж 1. Метафоры, сравнения, олицетворения. Горбатились вербы Коверкалась молния Поговаривает гром Вылупливается месяц Ставни царапал дождь Звёздное просо (мет) Ветер скупо кропил дождевыми каплями, будто милостью сыпал. Холод обручем стянул сердце (ср) Метелицей порошили бабочки (ср) Вода, как липкое тесто 2. Эпитеты. Л ипкий холод Хлобыстающий ветер Колёсистый месяц

Слайд 8

Принцип зоологизации Гусыней поплыла Ильинична Дуняшка ласточкой чертила баз Кошачьи глаза Митьки Коршунова В улыбке было что-то звероватое у Григория Григорий вымотался, как лошадь Чёрная рука Степана ястребом упала к ней на голову Ослепил белизной своих волчьих зубов Степан пошёл на Гришку медведем Григорий махнул птицей По-волчьи оскалил зубы Григорий по-кочетиному стукнул ногой Пантелей Прокопьевич прыгнул молодым петухом

Слайд 9

Связь с природой Хмелем невыбродившим бьёт в ноздри острый сладковатый бабий пот Гриша, колосочек мой Перебирает на голове Григория жёсткие, как конский волос , завитки Петро посмеивался в пшеничные усы свои Пусто, как на затравевшем лебедою и бурьяном гумне, стало на душе у Аксиньи Погоди, ягодка моя ежевишная Запах смолистого едкого мужского пота

Слайд 10

Чувственность Аксинья несла мимо красивое, стосковавшееся по нём тело, бесстыдно глядела в чёрную дичь его глаз Аксинья ласкала мутным от слёз взором его сильные ноги Аксинья целовала глазами этот крохотный кусочек любимого тела -Люб мне Гришка! Гришкины глаза ласкали её тяжело и исступлённо

Слайд 11

Бранная лексика Стебанёт кнутом Напаскудил кобель Потаскун, бабник Поганец Нехай Моль в юбке Чёртово семя

Слайд 12

Роман-эпопея «Тихий Дон» Действие романа растянулось почти на 10 лет: оно начинается в мае 1912 и заканчивается в марте 1922г. Так, в романе «Тихий Дон» описываются события, происходящие перед и во время Первой мировой войной, в Гражданскую войну. Старшее поколение вспоминает о русско-турецкой войне. Все эти события исторического масштаба показываются через судьбы героев романа — жителей казачьего хутора Татарский на Дону. На первом плане в романе судьбы нескольких семей: Мелеховых, Астаховых, Коршуновых.

Слайд 13

Памятники героям Шолохова