Учитель года 2022

Методический семинар

Презентация https://disk.yandex.ru/i/cgxuh3fsipf-Fw "Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы в 5-11классах"

Урок литературы 8кл. Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель":мечта и реальность. https://drive.google.com/file/d/1-JgXgpZyreT3ZNumdLScXNGRvhhE5MFw/view?usp=sharing

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару

«Технология  использования художественной иллюстрации

на уроках литературы в 5-11 классах»

Работа на уроках литературы с использованием художественной иллюстрации — это всегда интересный и творческий процесс, который обогащает наше понимает текста, усиливает исследовательский поиск, помогает совершать открытия и решать непростые авторские загадки произведения.

   Сама художественная иллюстрация служит некой интерпретацией текста, комментарием авторского замысла. Выполняя разные виды работ с помощью иллюстрации, обучающиеся развивают эстетическую восприимчивость, воспитывают художественный вкус, расширяют кругозор, выстраивают метапредметные связи с произведениями графики, живописи, обогащают воображение и творчески реализуются, создавая сочинения и собственные рисунки.

   Достаточно много исследований в области использования в педагогической практике иллюстративного материала было уделено Колокольцовым Е.Н. (Иллюстрации к стихотворениям  М. Ю. Лермонтова. VI класс / Е. Н.Колокольцев// Уроки литературы. - 2004. № 5., Иллюстрации к сказу Н. С. Лескова "Левша" / Е. Н.Колокольцев// Литература в школе. - 2005. № 10 и другие). 

В пособии А. Т. Сотникова «Художественная иллюстрация на уроках литературы» рассматриваются разнообразные приемы использования произведений изобразительного искусства, помогающие эффективному осуществлению задач эстетического и нравственного воспитания учащихся. Автор интересно и подробно рассказывает, как работать над образом-персонажем, сопоставляя иллюстрации двух или нескольких художников. Например, изображение гоголевских героев в комедии «Ревизор» художниками Д. Кардовским и П. Боклевским

Что же такое иллюстрация и какой исторический путь прошла иллюстрация?

Иллюстрация – это любое изображение, которое сопровождает текст, при этом дополняет или поясняет его. Само слово имеет латинское происхождение и переводится как «наглядное изображение». Человека, который создает подобные картинки, называют иллюстратором.

Иллюстрация является одновременно произведением графического искусства и ключом к пониманию и осмыслению идейно-художественного своеобразия литературного произведения. Примерную типологию можно найти в работах искусствоведа М. Чегодаева «Русская советская художественная иллюстрация 1955-1980 гг.».

Типология иллюстраций по М. Чегодаеву:

  1. Иллюстрация классическая – иллюстрации к произведениям писатей-классиков. Таковы работы Н. Куприянова, Д. Кардовского, Д. Шмаринова, Б. Басова.
  2. Иллюстрации романтического плана. Художники-романтики В. Конашевич, Н. Кузьмин, М. Митурич тяготеют к романтической литературе, поэзии, фантастике.
  3. Иллюстрация, синтезирующая фантастичность реального и реальности фантастики. Характерными являются работы Кукрыниксов по произведениям Н.В.Гоголя, Н.С. Лескова и др.
  4. Иллюстрация-ксилография - разновидность тиражной графики. К таким художникам-конструктивистам относятся В. Фаворский, А. Гончаров, Д. Бисти, Л. Ильин.
  5. Аcсоциативно-метафорическая иллюстрация. Иллюстрация дает свободную интерпретацию текста, не исключая привнесения дополнительного значения в ту или иную изображаемую ситуацию.

Чегодаев говорит о целых этапах развития графики и иллюстрации как графического искусства, начиная с 30-х гг. 20 века. Названы художники-классики и художники, работающие в определённых жанрах.

  На современном этапе я могу выделить для себя несколько любимых художников-иллюстраторов: Ника Гольц, Д. Шмаринов, А. Иткин, Б. Кустодиев, Кукрыниксы. Открытие этих имён приходило в процессе работы над художественным произведением.

  Работа с текстом выдвигает разные задачи, и они носят разнообразный исследовательский характер. Так, по характеру исследовательских задач, стоящих перед учеником, можно выделить несколько основных типов творческих работ при использовании иллюстрации:

1) аналитико-интерпретационные, где найденный подход помогает дать новое толкование произведения, увидеть неизведанные ранее грани его (иллюстрации А.Иткина к «Капитанской дочке», Е. Самокиш-Судковской и П. Соколова к «Евгению Онегину»);

2) классифицирующие - классификация иллюстративного материала разных художников на основе нескольких эпизодов одного произведения (иллюстрации А.Иткина, С. Герасимова, А. Бенуа, П. Соколова, Д. Шмаринова к «Капитанской дочке»); классификация иллюстраций в одном произведении (на примере романа «Евгений Онегин»);

3) дискуссионные - выстроенные на столкновении существующих противоположных точек зрения на один и тот же художественный факт (образ Иуды Искариота в рисунках Л. Андреева и Н.Ге );

4) творческие - художественный опыт ученика при создании собственной иллюстрации на основе освоения стилистики текста и работы иллюстратора (иллюстрации к роману «Дубровский», «Капитанская дочка» и др.);

5) сопоставительные - сравнительный анализ иллюстраций разных художников к данному эпизоду/фрагменту («Пожар в Кистинёвке» в изображении Б. Кустодиева и Д. Шмаринова, «Отповедь Онегина» в изображении Лидии Тимошенко и Е.П. Самокиш-Судковской).

Эти задачи предлагаю обучающимся решать на уроках разного типа:

  • урок-мастерская;
  • урок словесности;
  • урок контроля;
  • урок развития речи;
  • урок-игра;
  • урок-путешествие.

Как реализуются задания классифицирующего характера?

Рассмотрим на примере романа «Евгений Онегин». Можно увидеть, что одни художники иллюстрируют роман в виде образов-силуэтов (В. Гельмерсен), другие   делают акцент в работе с портретом, интерьером, бытовой сценой  (Е.П. Самокиш-Судковская, Д. Белюкин, Н. Кузьмин).

Поэтому можно выделить разные виды работ с иллюстрацией - портретом, иллюстрацией - силуэтом, иллюстрацией - пейзажем, иллюстрацией - бытовой сценой, иллюстрацией - повествованием, иллюстрацией - интерьером, иллюстрацией - загадкой, иллюстрацией - лирическим описанием.

Как реализуются исследовательские задачи сопоставительного характера?

Сопоставлять можно как портрет персонажа в работах разных авторов, так и портрет писателя.  Кроме того, можно работать над сопоставлением отдельных эпизодов. Например:

1. Сопоставление эпизодов одного произведения в изображении разных художников (н-р, эпизод «Пожар в Кистенёвке» в изображении Кустодиева и Д. Шмаринова, «Отповедь Онегина» в изображении Самокиш-Судковской и Белюкова).

2. Сопоставление портретов писателя (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Л. Андреев, А. Ахматова) в работах разных художников.

3. Сопоставление портретов персонажей в изображении разных художников (Левша в изображении Н. Кузьмина и Кукрыниксов).

Как реализуются исследовательские задачи творческого характера?

Чтобы создать собственную иллюстрацию, необходимо:

  1. прочитать текст;
  2. ознакомиться с иллюстрациями разных художников-иллюстраторов;
  3. выбрать понравившийся эпизод;
  4. на основе стилистики данной иллюстрации создать собственную работу.

Другой вариант — дополнить своими рисунками понравившиеся эпизоды произведения.

Как реализуются исследовательские задачи дискуссионного характера?

Дискуссией (в переводе с латинского - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Элементы дискуссии также применяю при обсуждении затемнённых, непонятных «мест» произведения. Здесь можно также использовать иллюстрации, которые помогут аргументированно доказывать свою точку зрения с опорой на высказывание автора или критика. Так, например, решаем вместе с обучающимися, каково значение финального эпизода повести «Шинель» Н.В. Гоголя для раскрытия идейного смысла произведения?

Задачами аналитического характера могут выступать следующие задания:

  • устный рассказ по иллюстрации при анализе эпизода (например, «В Бердской слободе»),
  • разъяснение иллюстрации чтением фрагмента текста («точь в точь»),
  • защита и инсценирование собственной работы,
  • сочинение-описание по иллюстрации. Здесь требуется проводить анализ как иллюстрации, так и текста.

  Таким образом, деятельностный аспект использования иллюстрации на уроках литературы достаточно широкий. Формы работы с иллюстрациями могут быть разнообразными:

1. Сопоставление иллюстраций разных художников к одному эпизоду («Отповедь Татьяны» в изображении Е.П.  Самокиш-Судковской  и Л. Тимошенко),

2. Включение различных видов иллюстраций при анализе произведения (иллюстрация-портрет, иллюстрация-пейзаж, иллюстрация- бытовая сцена и др.).

3. Включение иллюстрации для интерпретирования «затемнённых» фрагментов текста или фантастических элементов (Н. Гоголь «Шинель» )

4.Выстраивание хронологических цепочек событий на основе иллюстраций (проверка знаний теста).

5. Ответы на проблемные вопросы с помощью иллюстрации.

6. Историко-культурный комментарий текста.

7. Сочинение по иллюстрации.

8. Включение иллюстраций в уроки контроля, диагностические и итоговые письменные работы.

9. Создание собственных иллюстраций.

10. Создание электронных презентаций, иллюстрированных каталогов к произведениям.

11. Установление межпредметных связей при сопоставлении текста с  произведениями искусства («Гефсиманский сад» Б. Пастернака и картина Н. Ге «Христос в Гефсиманском саду»).

По теории А.Б. Есина портрет вмещает в себя следующие формы портретной характеристики: портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление, характеристический портрет и психологический портрет. При этом именно в такой последовательности характеризуется степень сложности разновидности данных портретов. В чём акцент при работе с портретом автора? Можно выделить следующие виды работ:

а) образ автора в серии картин разных художников;

б) психологические черты в портрете автора как способ проникновения во внутренний мир;

в) знакомство с исторической эпохой, профессией автора с помощью портрета;

г) портрет-шарж как художественная интерпретация современников.

д) экскурсия по галерее портретов.

Аналогичной становится и работа при работе с портретом персонажа:

1. Устный рассказ.

2. Сравнительный анализ иллюстраций в изображении разных художников (например, Татьяны Лариной).

3. Проблемный вопрос.

4. Составление синквейнов.

5. Сочинение по портрету персонажа.

6. Контрольные, зачётные, письменные работы.

7. Работа с сайтами (иллюстрированные альбомы).

Неотъемлемым методом на уроке литературы становится проблемно-поисковый метод. Это метод-помощник при работе на разных этапах урока, а также на уроках контроля при работе с произведением и художественной иллюстрацией:

  • Составьте хронологические цепочки событий (с помощью иллюстративного материала);
  • Определите название произведения и героев по иллюстрации;
  • Озаглавьте эпизод. Назовите героев произведения;
  • Соотнесите название произведения и иллюстрацию.

Очень нравятся детям проведение уроков-мастерских, где можно погрузиться в творческую работу и создавать собственные работы:

1) создание иллюстраций и их защита;

2) разработка маршрутного пути: «Путешествие в дом-усадьбу писателя»

3) оформление альбомов «Действующие лица пьесы», «Портреты героини», «Портреты главного героя», «В окрестных местах»;

4) озвучивание иллюстрации «Диалог с героем» (на основе иллюстраций).

Одним из приоритетных направлений является проектная деятельность. Интересный и новый продукт проекта - это электронный иллюстрированный альбом. Тематика их очень разнообразна, а доступ к иллюстрациям открыт на многих сайтах, в том числе, посвящённых целым художественным произведениям, например, роману «Евгений Онегин»: https://evgenij-onegin.ru/illyustratsii/. Учащимися были созданы электронные альбомы: «Мцыри» в иллюстрациях Ф.Д. Константинова», «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина», «Герои комедии «Горе от ума» и их исполнители», «Иллюстраторы романа «Евгений Онегин», «Иллюстраторы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Петербург начала 19 века и его обитатели в повести «Шинель», «Герои комедии «Ревизор» и их исполнители», «Кавказские пейзажи в рисунках М.Ю. Лермонтова», «Анна Ахматова в рисунках и портретах», «Поэма «Двенадцать» А.Блока в иллюстрациях Ю.Анненкова, Шаржи Л.Шехтеля».

 Ежегодно в школе проводится неделя русского языка и литературы, во время которой обязательно привлекаю иллюстративные материалы для проведения квестов, конкурсных заданий, викторин и т.д. Были проведены  предметные недели, посвященные творчеству писателей: «Андерсеновская неделя», «Пушкинская неделя», «Тургеневская неделя», «Лермонтовская неделя», «Чеховская неделя».

Во время проведения различных квестов (путешествие по станциям), предлагаю задания на составление хронологических цепочек, соотнесение иллюстрации и произведения, поиски ответов на проблемные вопросы, решение кроссвордов, путешествий по авторским местам и т.д.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению, в частности, по разработке «авторских листов» (работа с фотографиями писателей 20 века).



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока: «Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»: мечта и реальность».

Подготовила и провела урок учитель русского языка и литературы Гроза Е.Б.

 «Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

Характеристика класса. В 8 классе учатся 14 обучающихся, из них 6 мальчиков и 8 девочек. Дети в классе заинтересованы в учёбе, нацелены на результат. Могут творчески подходить к выполнению заданий, умеют высказать свою позицию, отстоять свою точку зрения. Как правило, активны и любознательны.

Внешние связи урока. Данный урок по литературе в 8 классе является вторым  в системе уроков по творчеству Н.В. Гоголя. Урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности повести «Шинель» в единстве содержания и формы.

Основные виды деятельности: поиск примеров, иллюстрирующих понятие «крушение мечты» и «столкновение мечты и реальности», понятие «фантастическое»; выразительное чтение по ролям, решение задач дискуссионного характера, сопоставление текста и иллюстраций к произведению.

Цели и задачи урока.  Для данного  урока была определена цель: раскрыть идейно-тематическое содержание повести «Шинель», выявить роль фантастики и способы её воплощения в тексте произведения.

Поставлены следующие задачи: 

Обучающая: отрабатывать у обучающихся умение работать с художественным текстом, анализировать и систематизировать материал; анализировать произведение в единстве содержания и формы, характеризовать образы героев, анализировать и интерпретировать эпизоды с использованием цитат из текста произведения и иллюстративного материала.

Развивающая: развивать аналитические умения и навыки, творческие способности обучающихся;

Воспитательная: формировать положительные нравственные ориентиры, воспитывать уважительное отношение к творческому наследию писателя.

Задачи, которые решались на уроке, были взаимосвязаны, в них были учтены особенности класса.

В результате проведенного урока были получены следующие результаты:

Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы и творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для сопоставления, строить  логическое рассуждение и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения.

Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; умение проводить сопоставительный анализ текста произведения с иллюстративным материалом.

Тип урока: комбинированный

Он включал в себя следующие этапы.

  1. Этап мотивации учебной деятельности;
  2. Этап актуализации знаний;
  3. Этап целеполагания;
  4. Этап «открытия нового знания» и первичное закрепление;
  5. Самостоятельная работа (дискуссия);
  6. Этап рефлексии учебной деятельности;
  7. Сообщение домашнего задания.

Выбранная структура была рациональна для решения поставленных задач, правильно распределено время между этапами урока. Все этапы урока логично связаны, переходы от одного вида деятельности к другому плавные, обоснованные.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:

1. Технология проблемного обучения на этапе мотивации учебной деятельности, открытия нового знания, что способствовало развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.

2. Технология опережающего вопроса была использована на этапе постановки учебной задачи, что позволило на  уроке подключить всех учеников, приковывая внимание к анализируемому тексту, к проблеме как интриге, которую необходимо разрешить в конце урока. Решение данного вопроса стало актом эмоционального и интеллектуального наслаждения. Данная технология позволила придать уроку структурную четкость и завершенность.

3. Технология использования художественной иллюстрации, которая стала основной для данного урока.

Иллюстрация – это любое изображение, которое сопровождает текст, при этом дополняет или поясняет его. На уроке были использованы иллюстрации различных художников-иллюстраторов: Саввы Бродского «В холодных пространствах Петербурга» и др, братьев Кукрыниксов, Т. Шишмарёвой, Н. Альтмана, Ю.Игнатьева. Этот метод вызывает живой интерес обучающихся, повышает мотивацию к изучению литературного произведения, расширяет возможности понимания и интерпретации художественного текста, а также помогает выявлять новые идейные смыслы и решать «загадки» произведения.

В ходе урока была организована фронтальная,  групповая работа обучающихся.

Наиболее сложной и эффективной оказалась самостоятельная работа (дискуссия), которую дети выполняли в группах, потому что обучающимся была предоставлена возможность не только доказать справедливость утверждений литературоведов, но и проявить фантазию, так как дети сформулировали свое представление о фантастическом финале повести, мнения разделились даже внутри групп. Экспертам, которые оценивали убедительность высказываний групп, пришлось достаточно сложно при принятии решения, но обучающиеся справились.

Данный урок был построен на основе системно-деятельностный подхода, который заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

 Была, прежде всего, усилена  мотивация учеников к познанию  литературы путем демонстрации того, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Структура  данного   урока динамичная, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.  На протяжении всего урока я старалась  поддерживать инициативу учеников в нужном направлении, и обеспечивать приоритет их деятельности по отношению к своей собственной, так как   ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Исходя из этого, считаю, что моя задача,  состоящая в организации условий, провоцирующих детское действие и творчество, выполнена и цели, поставленные при создании урока, достигнуты. На мой взгляд, совместный шаг вперед, о котором говорил К.Д. Ушинский, нам сегодня удалось сделать.