Инновационная/экспериментальная деятельность

Олзобоева Оксана Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль исследовательской деятельности младших школьников в обучении

Раньше, как только заговорили об исследовательских работах в начальной школе, я относилась к этому с большим недоверием и осторожностью. Помогая своей дочери в работе над исследованием, у меня возник вопрос: как с младшими школьниками написать проект или исследовательскую работу, да ещё на несколько страниц?

Дети начальных классов, а особенно учащиеся 1 – 2 классов не могут оформить свои мысли грамотно. Следовательно, понадобиться помощь взрослых т.е родителей и учителя. А для того чтобы грамотно провести эту работу я поняла, что надо самому учителю хорошо знать все этапы работы и научить не только детей, но и родителей. Чтобы не они сами выполняли проекты и исследовательские работы, а только помогали детям, записывали не свои мысли, а мысли детей, были не главными героями, а только помощниками.

Передо мной возникли и другие вопросы. Как развить у ребёнка способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, делать выводы? Как правильно излагать свои мысли?

Тем более введение ФГОС направлено на повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов. 

Формирование личности школьника стоит во главе стандарта. 
Главная задача современной школы - раскрытие творческих способностей каждого ребенка, развитие его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

Поисковая и учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование личностных и предметных результатов, установленных стандартом.

1 Актуальность исследовательской деятельности учащихся начальной школы

В Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание образования.

У выпускника современной школы при помощи использования инновационных педагогических средств и методов должны быть сформированы общеучебные умения и навыки как основа учебной деятельности. 

Особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

Исследовательская деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Работу эту следует начинать уже в начальной школе.

Проведения учебных исследований с младшими школьниками может быть как особое направление внеклассной или внешкольной работы. Она тесно связана с учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний.

Важность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов.

Включение учащихся в такие этапы исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана, наблюдение, систематизация собранного материала. Ребёнок обдумывает, рассуждает, доказывает, делает выводы. Для этого требуется самостоятельная умственная деятельность школьников. Сами учащиеся используют разнообразные источники: текст учебника, дополнительную литературу, периодическую печать, документы, ресурсы Интернета. Очень важно при этом, что новые знания добываются не для сведений, а для решения проблемы, что вырабатывает умения и навыки самостоятельного научного поиска, включает его творческое мышление, формирует всесторонне развитую личность.

Цель моей работы: развитие исследовательской деятельности младших школьников

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  -

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме
  2. осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию исследовательских умений; -
  3. разработать уроки-исследования; -
  4. создать банк заданий, способствующих развитию исследовательской активности; -
  5. подобрать (разработать) материалы проверочных работ, позволяющих оценить развитие исследовательских умений.
  6. организовать внеурочную деятельность.

Методологическую основу концепции составили:  

психологическая теория Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к проблеме усвоения знаний;  

теория развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, данное Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным, И.С. Якиманской.  

исследования Л.С. Выготского о движущей силе обучения – сотрудничестве ребенка с взрослым для обеспечения перехода ребенка от "зоны ближайшего развития" к "зоне актуального развития";  

 теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной

Школа, в которой я работаю, сельская, удалена от районного центра. Начальные классы малокомплектные, где занимаются учащиеся с различным уровнем развития, способностями. Для сельских детей ограничены возможности получения информации, общения, выезда в культурные центры. В школе нет возможности создать классы разного уровня. Но все же дать нашим детям качественное образование, заложить основы для саморазвития личности важнейшая задача для коллектива школы и для меня как учителя.  Обучение в сельской школе имеет и определенные положительные стороны. Учителя школы хорошо знают своих учащихся, их возможности и проблемы. У них есть возможность наладить тесную связь родителями, социумом. Небольшая наполняемость классов позволяет больше внимания уделить каждому ребёнку, учитывать личностные потребности и опыт.

Уважаемые коллеги, ответьте, что по-вашему мнению может включать исследовательская деятельность?

Исследовательская деятельность включает в себя  наличие проблемной ситуации, группы единомышленников (детей или взрослых), и управление процессом, а также привлечение субъективного опыта каждого участника.

У нас имеется проблема как развивать исследовательскую деятельность младших школьников. Здесь присутствуют увлеченные своей профессией и небезразличные люди, профессионалы своего дела, и надеюсь мы сможем поделиться своим опытом работы. Нам необходимо разбиться на 2 группы.

Процесс развития исследовательской деятельности представляет собой поэтапное с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов  исследовательских умений школьника.

Исследовательская деятельность проводится как на уроке, так и во внеурочное время.

Сразу отметим: не следует отождествлять такие понятия, как исследовательская деятельность учащихся и урок-исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 минут. Перед учащимися ставится исследовательская задача, в подавдяющем большинстве случаев известно, (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

1 группа – ваша задача расположить по порядку структурные части урока – исследования и научно-исследовательской работы учащихся. Следует помнить, что при проведении урока -исследования и исследовательской работы   существуют  некоторые отличия, которые необходимо знать каждому педагогу.

2 группа –соотнести следующие группы исследовательских умений младшего школьника с упражнениями и заданиями, которые формируют данные умения.

Я приглашаю по одному представителю от группы и узнаем какие же есть отличия урока-исследования и исследовательской работы, 2 группа какие упражнения и задания формируют исследовательские умения.

Вывод: мною подобраны материалы для проведения проверочных работ, которые позволяют оценить сформированность таких универсальных и исследовательских умений как:

-формулировать исследовательские вопросы

-Формулировать гипотезы и обосновывать их

- находить  в тексте факты для подтверждения гипотезы

- находить и выделять в тексте факты для ответа на поставленный вопрос

-формулировать заключение на основе имеющихся фактов

- выдвигать разные варианты решения проблемы

- установить последовательность событий на основе выделенных в тексте фактов

Задача педагога – научного руководителя является не только руководство исследованием младшего школьника, но и установление тесного контакта с его родителями, разъяснение, в чем может заключаться их помощь. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором исследовательской деятельности учащихся  начальнойшколы. Родители оказывают помощь ребятам при проведении экспериментов, проектов, а также присутствуют на защите проектов.

Доказательством всего ранее изложенного является то, что мои учащиеся стали активно принимать участие и побеждать в различных конкурсах, предметных олимпиадах, выставках. Число победителей с каждым годом растет, а некоторые дети имеют дипломы победителей по нескольким предметам. Результаты вы видите на экране.

Учебный год

Класс

Количество учащихся в классе

Количество участников

Результаты

Фамилия, имя ученика

секция

место

2016-2017

1 кл

8 уч-ся

3 (37%)

1. Бадмаев Эрдэм

2. ЦыбенжаповаТуяна

3.Камалова Кристина

Экология

Литература

2 место

2 место

2017-2018

2 кл

8уч-ся

4 (50%)

1.Зориктуев Батожаргал

2.Бадмаев Эрдэм

3.Камалова Кристина

4.Цыбенжапова Туяна

Математика

Животный мир Здоровье

Творческая

3 место

2 место

2018-2019

3 кл

7 уч-ся

5 (71%)

1.Мункожапова Виолетта

2.Цыренова Саша

3. Бадмаев Эрдэм

4.Зориктуев Батожаргал

5.Камалова Кристина

История семьи

История семьи

1 место

3 место

На мой вопрос: что дает вам применение исследовательской деятельности на уроках дети ответили:

- уроки стали интереснее- 89%

- мы лучше понимаем тему – 70 %

- появилась возможность проявить себя – 65%

- исчезает страх при выступлении перед классом – 30%

По результатам опроса, можно сделать вывод о том, что применение технологии исследования  положило начало формированию основных ключевых компетенций у младших школьников. Результат представлен на экране.

Личностные

Метапредметные

Предметные: Успешность овладения программного материала по предметам за последние три года составила 100% . качество знаний – 71 %

У обучающихся наблюдается положительная динамика формирования таких групп предметных умений как работа со специфической информацией, прогнозирование и выявление свойств, проведение эксперимента. Формирование этих умений напрямую связано с развитием исследовательских умений. Мои ученики постоянные участники районной НПК «Первые шаги». Ребята представляют:

  1. «Утилизация бытовых отходов. Мусор в нашем селе»;
  2. «Эко-азбука Боргойской степи»;
  3. «Кто придумал цифры?»;
  4. «Мой прадедушка»;
  5. «Мой любимый питомец»
  6. «Образ Баба-яги в русских народных сказках»

Перспективы собственного профессионального развития

Опыт моей работы по данной теме был представлен и обобщен на уровне школы, района, в более полном объеме представлен на моем персональном сайте (ссылка дана на экране)

Подводя итог моей работы, я хочу сказать что буду продолжать работать таким образом,  чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать, чтобы выпускник начальной школы перешел в среднее звено с большим багажом знаний, умений и навыков.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

    «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности»

Олзобоева Оксана Борисовна –

учитель начальных классов

МБОУ «Боргойская СОШ»,

высшей квалификационной категории.

Творческая работа — это прекрасный, необычайно

тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский

         Сегодня я вам представляю программу по организации внеурочной деятельности как средства развития творческих способностей учащихся Боргойской школы.

Внеурочная деятельность является составной частью  образовательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Начальная школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. С самого начала обучение строится как общая система непрерывного образования и воспитания. В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Внеурочная деятельность помогает ребенку реализовать себя, развить свои задатки и способности, способствует углублению знаний учащихся, развитию творческих способностей, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение, ибо её цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий  вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную работу, вовлечь в поисковую, познавательную деятельность, повысить уровень знаний, умений и навыков, сформировать творческие и исследовательские навыки.

Данная программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Выбранная тема считается актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознаётся необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития нестандартно и творчески мыслить в современном мире.  Каждый ребенок талантлив, но талантлив по своему. Как найти заветный ключик к каждому? К его внутреннему миру? Зажечь искру знаний, вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания начальной школы. Решение пришло само собой. Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями и исполнителями, но и творцами.

Цель: Формирование у детей познавательных, конструктивных, художественно – творческих способностей в процессе создания образов, при использовании различных материалов и технологий.

Задачи:

  • Обучать детей способам создания самостоятельных предметов и поделок, познакомить с различными приемами применения различных материалов: бумаги, ткани, соленого теста, природного и бросового материалов, укреплять мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать  интерес к национальной культуре, культуре других народов, желание сделать приятное друг другу, родным и даже незнакомым людям.
  • Развивать эстетическое чувство, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

Объект исследования:

Учащиеся начального звена МБОУ «Боргойская СОШ»

Предмет исследования:

Развитие творческих способностей учащихся младших классов во внеурочной деятельности (кружок «Умелые ручки»)

Гипотеза:

Процесс развития творческих способностей детей будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности.

Этапы реализации:

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на занятии-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Презентация.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Условия организации внеурочной деятельности

Учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;

Использование технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера;

Использование методов и приёмов для успешной реализации  поставленных целей и задач.

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся проявили творческий подход в работе и используют данный вид деятельности на других уроках при подготовке дополнительного материала.

2. Раскрылись творческие способности, повысился уровень активности у многих учащихся.

3. В результате общего досуга у родителей и  детей проявилась совместная творческая занятость.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источник получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

 

В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.  

Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках и во внеурочной деятельности.

Важнейшими направлениями внеурочной деятельности считаю:

- развитие национального самосознания;

- изучение и углубление знаний родного языка;

- изучение основ этнокультуры;

-изучение культуры своего края;

-развитие интереса, уважения к культуре других народов;

-воспитание мужества, чувства любви к Отчизне;

Много лет я веду кружок «Умелые ручки». На занятиях ученики знакомятся с различными техниками, материалами, традиционными и современными. Применяя новые знания, изготавливают  подарки для родных и близких к праздникам и выставкам. У  детей есть большие возможности проявить творчество. При проведении занятий применяю разные виды деятельности: лепку, аппликацию, торцевание, квиллинг, оригами и т.д.

Особое внимание уделяю развитию самобытного национального самосознания, опираясь на  традиции и обычаи бурятского народа.  На занятиях широко раскрывается  тематика быта бурят, их самобытность и неповторимость. Здесь наглядно представлено  изучение жилища кочевого народа, предметы обихода, ведение домашнего хозяйства, 12-летний цикл  по Восточному летоисчислению.

Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды  на основе бурятской национальной культуры; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Вывод:  Проведенная работа по реализации основных мероприятий проекта в целом дала положительные результаты. Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народного творчества через различные формы работы. Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных традициях Это свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к творчеству, к традиционной народной культуре.

Начиная с первого года обучения, мои ученики принимают участие в школьных, районных и республиканских конкурсах,  занимают призовые места.

Также ежегодно проводятся ярмарки, в которых активно участвуют и родители. Они с удовольствием, как и их дети, изучают новые технологии рукоделия, материалы, создают своими руками эксклюзивные вещи, которые высоко оценивают, а жители села могут полюбоваться и приобрести понравившиеся сувениры на выставке работ кружковцев.

        Чтобы ребенок представлял что он делает и какой результат получится я стараюсь направлять его практические действия. Организуя деятельность, помню, что ребенку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:

Хочу сделать!

Могу сделать!

Я сделал!

        Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребенка своей работой и у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать все лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной, и во внеклассной деятельности. Причем деятельность эта должна координироваться.

Хотелось бы, чтобы в основе работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческих способностей лежали слова  Сократа: В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить!

Дополнительный материал:

Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.

Таким образом, систематическая работа по развитию творческих способностей во внеурочной деятельности дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться. Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям: развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

 Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические  сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны

На уроках и кружковых занятиях прикладного творчества мною созданы все условия для развития творческих способностей учащихся. Для достижения определённых учебно – воспитательных целей я использую следующие передовые педагогические технологии:

Педагогика сотрудничества, которая предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Технология проектного обучения. Данная технология ориентирована на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, творческих способностей.

Теория активизации учебной деятельности школьников. Т.И. Шамова. Эта теория помогает ориентировать весь учебный процесс на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Игровые технологии на основе активизации и интенсификации деятельности человека (Авторы О.С.Газман, С.Ф. Зинько, В.В. Петрусинский). Эта технология активизирует практическую деятельность учащегося в различных занимательных формах, которые помогают развивать интеллект и ярче проявлять свои способности к самостоятельному мышлению.

В соответствии с поставленной целью и намеченному плану я как педагог произвожу корректировку на стадии мотивации к деятельности, для развития готовности к включению в исследовательскую и проектную деятельность для реализации своих творческих возможностей. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы обществу. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда «свеча зажжёт огни». Всё это я успешно внедряю через:

Повышение интереса учащихся к предмету и использование различных видов деятельности на уроках и кружках.

Использование метода проектной деятельности на внеурочных занятиях  для развития творческих способностей и повышения качества знаний

Включение в программу игровых технологий с целью закрепления пройденного материала.

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды  на основе бурятской национальной культуры; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Вывод:  Проведенная работа по реализации основных мероприятий проекта в целом дала положительные результаты. Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народного творчества через различные формы работы. Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных традициях Это свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к творчеству, к традиционной народной культуре.

Творческая деятельность является необходимым компонентом гармоничного развития человека. Процесс формирования и развития творческих способностей – это длительный системный процесс, который не терпит авторитарности со стороны педагога и родителей.

Воспитание творческой личности предполагает развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом.

С целью развития творческих способностей детей рекомендуется использовать набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное - это увлечь ребят в процесс творческой игры, настроить его на волну созидания.

Очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил продолжение и в среднем звене школы, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.

 Кроме этого к концу работы над развитием творческих способностей, дети смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая работа на занятиях необходима. Она способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышает мотивацию детей к получению новых знаний, к развитию новых умений.



Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в моей работе

     Педагог учится всю жизнь. Я – не исключение. Моя педагогическая деятельность состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития всех учащихся в классе.

      В современной начальной школе ребёнка необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

Учителю начальных классов необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учёбе, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнёт получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

      В педагогическом процессе огромную роль играют инновационные технологии, с помощью которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения основами личной гигиены и здорового образа жизни.

    Для повышения качества образования, реализации задач государственного стандарта нового поколения я использую в своей педагогической деятельности следующие инновационные технологии:

Информационно - компьютерная технология

ИКТ я внедряю на следующих этапах работы:  

1) изложение нового материала;

2) закрепление изученного материала;

3) в самостоятельной работе;

4) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

5) при проведении занятий по методу проектов;

6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся (исследовательские работы, творческие работы)

        Особое внимание уделяю мультимедийным презентациям. Они способствуют усвоению теоретического материала, расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение современных средств ИКТ позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность школьников в образовательной деятельности, повышают уровень усвоения и закрепления учебного материала. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создаёт положительный эмоциональный фон. Также с помощью интернета многие учащиеся моего класса принимают участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах.

Здоровьесберегающая технология

Для примера приведу фрагмент урока математики в 3 классе

Тема: «Устные и письменные приемы умножения и деления»

1. Организационный момент

Цель: дать положительный психологический настрой на работу

 Здравствуйте, ребята!  

Утром ранним кто–то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось

Ярко рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.    

  2. Введение в тему. Мотивация.

Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? (Здоровье)

        На доске вы видите девиз нашего занятия, прочитаем его вместе

                                                  Я умею думать, я умею рассуждать,

                                Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!

 Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь.  

Кто догадался, о чем пойдет речь? (Ответы детей)

        Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.                                                                                

Как вы оцениваете поведение девочки? Встаньте те, кто поступил бы так же, как Женя?  

Молодцы! Я рада за вас!

     Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел, и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Вы хотите помочь мальчику создать модель цветка-здоровья?

За каждое выполненное задание вы получаете один лепесток.

3.Минутка чистописания

Цель: закрепить умение каллиграфически правильно писать цифру 5, снять напряжение глаз и шеи

Отгадайте загадку:  

-Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой …(пять)

Сегодня конкурс красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза.  (упражнение для шеи).

А теперь напишем большую «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)

Пропишите в тетради две строки, тщательно копируя с образца написания.

5  55  555   5555

5555    55   555   5

Молодцы! Вы открыли секрет первого лепестка - режим дня

  Как вы понимаете значение этого лепестка?

4.Устный счет

Цель: актуализировать знания детей, необходимые на уроке; развивать регулятивные, коммуникативные УУД

         а). Сравним выражения:

на доске:

60*7 и 500                     240:6 и 40

(72+8) *3 и 70        (64+6):7 и 12

(50+60):2 и 30             (13+27)*4 и 250

        

б) Решим шуточную задачу:

Ваня мылся за неделю 10 раз, а Миша – 5 раз. Во сколько раз Петя чище Миши? (в 2 раза)

Как узнали?  Какое правило мы знаем?

 (чтобы узнать, во сколько одно число больше другого, нужно большее     разделить на меньшее)

Как мы назовем это правило здоровья? (правило личной гигиены)

 (третий лепесток)

Что еще относится к правилам личной гигиены? (Ответы детей)

5. Физкультминутка с использованием звуков природы

Цель: создать условия для снятия усталости учащихся, восстановления психологического комфорта; развивать личностные УУД

Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! В нем всегда можно различить пение птиц.

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох… Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.)    Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

Вы чувствуете, как пахнет черемуха, ощущаете на себе дуновение ветерка, слышите, как поют птицы. А сейчас откройте глаза…

Я хочу, чтобы всегда было так, как вы сейчас представляете.

Технология проблемного обучения

Суть проблемно обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися с помощью специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, затем организует поиск решения или «открытие» нового знания.

У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемного обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления. Самый большой «плюс» технологии проблемного обучения состоит в том, что она носит универсальный характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.

Работу с использованием этой технологии можно организовать с первых уроков обучения грамоте. Так на уроке по теме «Слова-названия. Схемы слов» мною создаётся проблемная ситуация с затруднением.

- Посмотрите на картинки на с. 6-7. Что изображено?

(Дети отвечают: попугай, шишки, земляника, дятел, гусеница, бабочка, гриб, лиса, медведь, ёжик, козёл, воробей, ель.)

- Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.)

- Мы ещё не умеем писать.

- Какой возникает вопрос?

- Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.

- Тема нашего урока – схемы слов.

При открытии новых звуков и букв осуществляется продуктивная деятельность первоклассников, близкая к исследовательской. Так, при открытии звука {ш} первоклассники сталкиваются с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления. Вниманию учащихся предлагается неоформленная схема - «человечек», который держит восклицательный знак (с ним дети познакомились ранее).

- Ребята, посмотрите на схему.

- Как вы думаете, у нас урок повторения или открытия новых знаний?    

- Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- О чём хочет предупредить вас схема- «человечек» восклицательным знаком?

(Дети: о том, что новый звук особенный, необычный, надо быть к нему внимательнее).

- Какой вопрос у вас возникает?

(Дети: какой это звук и чем он отличается от других).

- Вот это нам и предстоит сегодня открыть.

Пример: урок русского языка в 1 классе по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Пример: урок русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2.  самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

Проблемное обучение

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
  • способствует развитию познавательной активности;
  • осознанности знаний;
  • предупреждает появление формализма, бездумности;
  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Вывод: Проблемная технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы.  Эта технология формирует регулятивные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Кроме описанных выше технологий я применяю в своей работе игровую технологию, проектную технологию и другие. Также к инновационной деятельности относятся научно – исследовательские конференции и НПК «Первые шаги».

Мои учащиеся являются постоянными участниками районной научно-практической конференции «Первые шаги». Ребята получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях.