Открытые мероприятия

Житова Ольга Владимировна

Конспекты и материалы к открытым урокам/мероприятиям

Презентация по теме "Отклоняющееся поведение"

Конспект открытого урока по теме "Отклоняющееся поведение"

Рабочие листы к открытому уроку по теме "Отклоняющееся поведение"

Презентация игры "Что? Где? Когда?" на тему волонтерства и добровольчества

Конспект открытого мероприятия "Что? Где? Когда?" на тему волнтерства и добровольчества

Презентация игры "Что? Где? Когда?" к Дню прав человека и Дню Конституции

Конспект открытого мероприятия "Что? Где? Когда?" к Дню прав человека и Дню Конституции

Презентация "Своя игра" на тему Эпоха дворцовых переворотов

Презентация "Наука и образование в России во второй половине XVIII в."

Конспект открытого урока по теме "Наука и образование в России во второй половине XVIII в."

Приложение к уроку "Наука и образование в России во второй половине XVIII в." "письма из прошлого"

Приложение к уроку "Наука и образование в России во второй половине XVIII в."  "записная книга ученого"

Презентация к уроку "Репрессии: боль и трагедия народа"

Конспект открытого урока ""Репрессии: боль и трагедия народа"

исторические источники  к уроку "Репрессии: боль и трагедия народа"

источники к уроку "Репрессии: боль и трагедия народа"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Либеральные реформы 1860-70- х гг.». 8 класс (2 ч.)

Цель урока: сформировать компетенции обучающихся в виде системы исторических представлений  о реформах Александра II

Задачи урока:

 - образовательная (изучение и закрепление нового материала, знакомство с внутренними реформами в России в период правления Александра II),

 -  развивающая (развитие у учащихся способность к формированию выводов, к указанию причинно-следственных связей, способность к логическому мышлению; развитие навыков работы с текстом, с графическими схемами, таблицами, критический анализ источников)

 - воспитательная (развитие самостоятельности в обучении, воспитание уважения к истории собственной страны).

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: земства, земские собрания, земские управы, курии, городские думы, городские управы, мировой суд, присяжные заседатели, автономия университетов, «Временные правила», всеобщая воинская повинность

Основные даты: 1864 – земская реформа, 1870- городская реформа, 1864 - судебная реформа, 1865 – «Временные правила», 1861-1874 - военная реформа, 1 января 1874 – введение всеобщей воинской повинности

Персоналии: Александр II, Н.А.Милютин, С.И.Зарудный, Д.А.Милютин

Оборудование: презентация Power Point, раздаточный материал  по каждой реформе (извлечения из исторических источников, извлечения из научных статей, графические схемы, сравнительные таблицы)

Содержание урока/действия учителя

Действия учеников

Организационный этап.

 Учитель представляется, приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку

Ученики приветствуют учителя

Этап подготовки к усвоению нового материала.

Подведение учеников к теме урока с помощью уточняющих вопросов, актуализация уже имеющихся знаний

Постановка проблемного задания на урок («насколько либеральными были реформы Александра II?»)

Предоставление плана урока:

1. Предпосылки реформ Александра II

2. Основные преобразования

3. Итоги «великих» реформ

Ученики вместе с учителем формирует тему и цель урока, делают записи в тетради и знакомятся с планом урока

Этап изучения нового материала.

 Прежде, чем приступить к новому материалу, учитель актуализирует знания учащихся.

Вопрос к классу: «Вспомните, пожалуйста, какое важное событие произошло в 1861 г?» (отмена крепостного права)

Вопрос к классу: Отмена крепостного права повлекла за собой изменения во многих сферах жизни.

Как вы думаете, какие это изменения? Почему после отмены крепостного права необходимо было реформировать практически все отрасли жизни?

Реформы Александра  II в историографии называли по разному «буржуазными», «великими», «половинчатыми». Сегодня мы с вами должны выяснить, насколько  либеральными были преобразования Александра II.

Работа в группах, с раздаточным материалом (Приложение 2)

Работа с группами в форме беседы. Заполнение таблицы (название реформы, дата, суть, консервативные и либеральные черты).

2 последних столбца заполняются в ходе совместного обсуждения с классом.

I. Реформы 1860-70-х гг.

1) Земская реформа 1864 г.

Вопросы к 1 группе:

«расскажите о структуре земских органов самоуправления»

«проанализируйте данные таблицы» ( «сословный состав земских гласных в 1865-1867 гг.»)

«выделите полномочия земств»

«назовите источники финансирования хозяйственных мероприятий земств»

2) городская реформа 1870 г.

Вопросы ко 2 группе:

««расскажите о структуре городских органов самоуправления»

«в чем недостаток выборов  в городские думы»

 «выделите полномочия городских органов самоуправления»

«были ли городские органы самоуправления бесконтрольными подразделениями»

3) судебная реформа 1864 г.

Вопросы к 3 группе:

«В чем вы видите связь судебной реформы с отменой крепостного права»

«Расскажите о структуре судебной власти. Какие новые судебные органы были образованы»

« Сформулируйте основные принципы нового судопроизводства»

4) реформа в  области образования и цензуры

Вопросы к 4 группе:

«Сравните предметы в реальных и классических гимназиях. В чем главное отличие»

«Сформулируйте понятие «прогимназии»»

«Проанализируйте данные таблицы» (состав учащихся в 1874 г.)

« Чем объяснялось отстранение студентов от участия в университетском самоуправлении»

5) Военная реформа 1861-1874 гг.

Вопросы к 5 группе:

«предпосылки реформы»

« Какова связь отмены рекрутчины с уничтожением крепостного права»

«Какие льготы были установлены по семейному положению»

«Каким образом образование влияло на срок службы (приведите выдержки из текста)»

6) Значение реформ.

Вопрос к классу: «Можно ли реформы Александра II назвать либеральными и почему?»

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

Ученики с помощью учителя делают выводы о предпосылках реформ

Ученики делятся на 5 групп, получают раздаточный материал, работаю с ним

Ученики чертят таблицу и заполняют ее в ходе урока

Ученики 1 группы отвечают на вопросы

Ученики 2 группы отвечают на вопросы

Ученики 3 группы отвечают на вопросы

Ученики 4 группы отвечают на вопросы

Ученики 5 группы отвечают на вопросы

Ученики с помощью учителя  делает обобщающий вывод о характере и  значение реформ 1860-70-х гг.

Этап обобщения и систематизации новых знаний

Учитель говорит о противоречивости реформ 1860-70- гг., называет основные консервативные и либеральные черты. Делает обобщающий вывод о прогрессивности преобразований Александра II

Этап постановки домашнего задания

1) индивидуальное сообщение о личности Александра III

2) Задание на выбор:  а) составить кроссворд с новыми терминами  

б) Найти мнения ученых, историков о реформах 1860-1870- х годов

Ученики записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Группа №1.Земская реформа (1864)

Земства - выборные органы местного управления, созданные в 1864 г., вскоре после отмены крепостного права

Губерния - высшая административно-территориальная единица в России (XVIII – нач.  XX вв.)

Уезд - административно-территориальная единица в России. С начала XVIII в. уезд входил в губернии.

Курия -  разряд избирателей, образуемый разделением на группы по сословному, имущественному или иному признаку.

В дореформенной России помещик был не только владельцем земли и крепостных душ, но и представителем власти в пределах своего имения. Он вершил суд и расправу, разбирал конфликты между крестьянами, заботился, в меру своей заинтересованности, о благосостоянии крепостных, о дорогах, школах и лечебницах.

Отмена крепостного права заставляла правительство решительно изменить систему управления и суда. Осуществлять всё местное управление руками чиновников было невозможно: у государства не было ни кадров, ни средств для содержания такого гигантского бюрократического аппарата.

Да и дворянство требовало усилить свою роль в местном управлении — в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами.

С другой стороны, после отмены крепостного права невозможно было сохранить прежнее безраздельное господство дворянства в уездах, поскольку это создало бы невыносимое положение для других сословий.

1 января 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Система земских органов самоуправления

Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких членов..

Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели были разделены на три курии: землевладельческую, городскую и крестьянскую.

Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз.

Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

Настоящего сотрудничества разных сословий в земских собраниях не получилось. Дворянские гласные поглядывали сверху вниз на «мужичьих» депутатов. Крестьяне, в свою очередь, нередко относились к участию в заседаниях земских собраний как к повинности

Сословный состав земских гласных в 1865—1867 гг. (в процентах)

29 губерний

Уездные собрания

Губернские собрания

Дворяне

41,7

74,2

Купцы

10,4

10,9

Крестьяне

38,4

10,6

Прочие

9,5

4,3

На службу в земства пошли многие либерально и демократически настроенные разночинцы-шестидесятники, мечтавшие облегчить жизнь народа. Благодаря подвижничеству земских врачей сельское население впервые получило квалифицированную медицинскую помощь. Днем и ночью, в летний зной и в зимнюю стужу добирался он за десятки верст к больным и роженицам и иной раз оперировал прямо в крестьянской избе. Земские учителя стали настоящими просветителями русской деревни

В Калужской губернии, где до создания земства действовали всего 145 школ, уже к 1868 г. было открыто 168, а к 1876 г. — 281 земская школа.
В России в 1865—1880 гг. насчитывалось 12 тыс. сельских земских школ, а к 1917 г. их было свыше 28 тыс. В них обучились грамоте свыше 2 млн крестьянских детей.

Появление земств впервые с XVII в. создало в России выборное самоуправление, в котором совместно принимали участие представители различных сословий.

Какая-либо политическая деятельность земствам была решительно запрещена, хотя в обществе и даже в правительственной среде раздавались голоса в пользу «увенчания здания» земства созданием всероссийских земских органов. Правительство считало, что такой шаг приведет к созданию парламента и замене самодержавия конституционным строем.

Почти сразу после создания земств правительство стало всячески ограничивать их деятельность. Решения земских собраний подлежали утверждению губернатора или министра внутренних дел. Губернаторы получили право отстранять от должности земских деятелей, признанных «неблагонадежными». Земствам разных губерний запретили сноситься друг с другом и публиковать без разрешения властей свои отчеты.

Полномочия земских учреждений

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.)

2.Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями.

V. Управление делами земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие …в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений…

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

7.Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел…

9. Начальник Губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время.

Дополнительные вопросы:

1) Расскажите о структуре земских органов управления

2) В чем состоит недостаток выборов в земства?

3) Проанализируйте данные предоставленной таблицы. Какой вывод можно сделать на их основе?

4) Выделите компетенцию (полномочия) земских органов самоуправления

5) Можно ли назвать земские органы самоуправления бесконтрольными подразделениями?

6) Назовите источники финансирования хозяйственных мероприятий, которые проводились земствами


Группа №2. Городская реформа (1870)

Губернатор - высшая административная должность в губернии. Учреждена в 1708 г. Выполнял административные, полицейские, финансовые, судебные функции; с 1802 г. в подчинении МВД.

Городская дума - в 1785 -1918 гг. распорядительный орган городского самоуправления.

Городской голова - в 1785-1917 гг. председатель гор. думы и управы.

Городская управа  - в России в 1870-1917 исполнительный орган городского самоуправления. Избиралась городской думой, возглавлялась городским головой

 Структура городского самоуправления

Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов. Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов (самая малочисленная группа - богатые дворяне, купцы, финансисты), во второе – более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье – все остальные (самая многочисленная группа состояла из мелких лавочников и ремесленников). Каждая группа выбирала треть от общего числа гласных. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы самоуправления). 

Городовое положение
       16 июня 1870 г.

                                                 (извлечение)

1) Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением – губернатору на точном основании правил настоящего Положения.

2) К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:

... Дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласие утвержденному плану; заведывание ... устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение ... об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений ...

17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3) если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам. ...

55) Городской думе предоставляется:

  1. назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства; ...
  2. установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов; ...

Дополнительные вопросы:

1) Расскажите о структуре городских органов самоуправления

2) В чем состоит недостаток выборов в городские думы?

3) Выделите предметы ведомства городского общественного управления.

4) Были ли городские органы самоуправления бесконтрольны?

5) Назовите источники финансирования хозяйственных мероприятий

7)Почему правительство охотно передало в руки земств и городских дум вопросы местного хозяйства, образования, медицинского обслуживания, но категорически не допускало их участия в политической жизни?

Группа №3.Судебная реформа

Мировые судьи - судебная инстанция 2-й пол. XIX в. Входили в состав местных судов; рассматривали незначительные уголовные и гражданские дела, с вознаграждением за ущерб не более 500 рублей.

Мировой съезд (съезд мировых судей) - апелляционная инстанция для мирового суда, организованного по реформе 1864 г.

Присяжные заседатели - участники судебного заседания, образующие независимую от профессиональных судей коллегию. Выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а также о наличии или отсутствии отягчающих его вину обстоятельств.

Судебная палата - судебный орган, создан в ходе судебной реформы 1864. Рассматривала наиболее крупные уголовные и гражданские дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.

Окружной суд - в России в 1864.1917гг. -одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены судов назначались Императором по представлению министра юстиции

«Русское судопроизводство начинается во мраке, тянется в безмолвии, украдкой, часто без ведома одной из участвующих сторон и оканчивается громадою бестолковых бумаг. Нет адвоката, чтобы говорил за дело, нет присяжных, чтобы утвердить событие и, в особенности, нет гласности, чтобы просветить, удержать и направить облеченных судебной властью» (декабрист М.С.Лунин)

В 1864 г. были изданы новые "судебные уставы", изменившие старые формы судоустройства и судопроизводства.

Устав уголовного судопроизводства

1. Никто не может быть наказан за преступления или проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу. < ...>
6. Приговор постановляется не иначе как по поверке и дополнении в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием.
7. Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходят публично. <...>
10. По делам о преступлениях и проступках, влекущих за собою наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или с потерею всех или некоторых особенных прав и преимуществ, определение вины или невинности подсудимых предоставляется особым присяжным заседателям. Сие правило не распространяется на дела о преступлениях государственных. <...>
17. Различие подсудности по сословиям отменяется.

Структура судебной власти

…Мелкие дела были отнесены к ведомству мирового суда. Мировые судьи, избираемые уездными земскими собраниями и городскими думами, должны были судить в уездах и городах мелкие уголовные преступления, разбирать тяжбы, склоняя по возможности стороны к примирению и полюбовному решению дел. Недовольные приговором мирового судьи могли жаловаться на него в местный съезд мировых судей. Мировым судьям было подведомственно все население «мировых участков», кроме крестьян, которым были дарованы особые волостные суды для решения дел, возникающих в крестьянской среде. Для суда по делам более важным в губернских городах были открыты окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. Дела в них решались судьями (председателем и членами суда), назначаемыми правительством. По наиболее важным уголовным делам в состав суда сверх того входили присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из местного населения. Присяжные заседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого; судьи же на основании вердикта присяжных или освобождали его от суда, или приговаривали к соответственному наказанию. На решения окружных судов, постановленные без присяжных заседателей, можно было приносить жалобы в судебные палаты, учрежденные в важнейших городах. На решения же судов с присяжными заседателями жалобы направлялись в правительствующий сенат. В сенат же поступали жалобы и на приговоры съездов мировых судей и судебных палат. Таким образом, сенату (его кассационным департаментам) принадлежал общий надзор за отправлением правосудия в государстве.
При таком порядке новые суды, во всех инстанциях, были обособлены от администрации. Судьям была дана несменяемость и независимость. В суды был введен общественный элемент в лице присяжных заседателей и выборных мировых судей.

*** В суде присяжных, где вердикт выносили не профессиональные юристы, роль адвоката была огромна. Знаменитые адвокаты К.К.Арсеньев, Н.П.Карабчевский, Ф.Н.Плевако, В.Д.Спасович и другие были выдающимися ораторами, настоящими кумирами публики.
Однажды Ф.Н.Плевако заключил пари, что выиграет дело, причем его речь продлится не более минуты. Приятели охотно приняли условия, будучи уверены, что за такой срок нельзя привести веских аргументов в защиту подсудимого. Судили старика-священника, укравшего деньги из церковной кружки.
Прокурор метал громы и молнии против пастыря, обманувшего доверие паствы. Когда же пришла очередь адвоката, Плевако произнес: «Господа присяжные заседатели! Сорок лет мой подзащитный отпускал вам грехи ваши. Отпустите один раз вы ему, люди русские!» Священника оправдали.


Из «Основных положений преобразования судебной части в России»

Власть судебная отделяется от исполнительной и законодательной...
Различие подсудности по сословиям отменяется...
Основною формою судопроизводства принимается процесс состязательный...
Гражданское судопроизводство должно быть гласным.

Дополнительные вопросы:

1) В чем Вы видите связь судебной реформы с отменой крепостного права?

2) Расскажите о структуре судебной власти. Какие новые судебные органы были образованы?

3) Сформулируйте основные принципы нового судопроизводства.

4) О каких особенностях суда присяжных свидетельствует история со стариком-священнослужителем.


Группа №4. Реформы в области образования и цензуры

Цензура - система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

Народные училища - в России до революции 1917 общее название начальных образовательных учреждений, доступных для народных масс.

Автономия - самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.

В 1864 г. были утверждены «Положение о народных начальных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий». В программу начальной школы входило обучение чтению, счету, письму, Закону Божьему.
Начальное образование в пореформенной России можно было получить в государственных, земских и церковноприходских школах со сроком обучения 1—3 года. Для небогатых горожан учреждались четырехлетние городские училища.
Среднее образование давали гимназии. В 1871—1872 гг. реальные гимназии были преобразованы в семилетние реальные училища.
Выпускников восьмилетних классических гимназий принимали в университет без экзаменов. «Реалисты» для поступления в университет должны были сдать серьезные экзамены по древним языкам. Поэтому они чаще поступали в технические высшие учебные заведения.
Одновременно шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.А. Вышнеградский; по его мысли, при женских гимназиях были основаны "Педагогические женские курсы» для приготовления преподавательниц (1863). Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К.Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты «высшие венские курсы» («бестужевские») в Петербурге. Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 г.) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы.

 Университетская реформа. в июне 1863 г. Университеты получили широкую автономию. Полиция не имела права входить на их территорию — там действовали собственная охрана и университетский суд в составе трех профессоров.

Советы университета и факультетов, в которые входили все профессора, свободно избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, открывали новые кафедры, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Университеты имели собственную цензуру. Они получали иностранную литературу без досмотра на таможне. Численность профессоров и преподавателей возросла, их оклады были повышены вдвое.

Головнин предусматривал создание студенческих организаций и представительство студентов в университетском самоуправлении, однако Государственный совет исключил эти предложения из устава.

Из устава гимназий и прогимназий (1864 г.)

 «1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии подразделяются на классические и реальные.

3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где по численности и потребностям народонаселения они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается по крайней мере одна гимназия, но по мере потребности в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные…

39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:

1) Закон Божий;2) русский язык с церковно-славянским и словесность;3) и 4) латинский и греческий языки;5) математика;6) и 7) физика и космография;8) история;9) география;10) естественная история;11) и 12) немецкий и французский языки;13) чистописание, рисование и черчение.

40. В реальных гимназиях преподаются:

А) в одинаковом объеме сравнительно с классическими:

1) Закон Божий;2) русский язык с церковно-славянским и словесность;3) история;4) география;

5) чистописание;

Б) в большем объеме сравнительно с классическими:

6) математика;7) естественная история с присоединением к ней химии;8)  и 9) физика и космография;

10) и 11) немецкий и французский языки (обязательно);12) рисование и черчение;

В) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

Состав учащихся в 1874 г. (в процентах)

Родители учащихся

Классические гимназии

Реальные училища

Дворяне и чиновники

59

53

Купцы

28

33

Духовные лица

6

3

Крестьяне

5

7

Прочие

2

4

Смягчение цензурного гнета произошло уже в первые месяцы царствования Александра II. В 1857 г. была создана комиссия при МВД для разработки нового цензурного устава. К 1861 г. русские журналы сравнительно свободно обсуждали важнейшие вопросы общественной жизни, о чем всего несколькими годами раньше невозможно было и помыслить.
Тем не менее, печать вызывала явное недоверие царя и его окружения. После отмены крепостного права, в связи с резкими выступлениями «Современника», «Русского слова» и других радикальных изданий, правительственная политика ужесточилась. На основании Временных правил о печати 1862 г. несколько известных столичных журналов были закрыты.
В 1865 г. были изданы новые Временные правила, действовавшие в течение следующих сорока лет. Была отменена предварительная цензура для книг объемов более 10 печатных листов. Периодические издания освобождались от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел. (На практике эта мера коснулась лишь столичных изданий.) В этом случае предварительную цензуру заменяла карательная: газета или журнал, получившие три предупреждения за «неблагонамеренные» статьи, могли быть закрыты.
Таким образом, установленная в результате цензурной реформы свобода печати оказалась весьма ограниченной, но и она вскоре была урезана.

Дополнительные вопросы:
1) Сравните предметы в реальных и классических гимназиях. В чем главное отличие?

2) Сформулируйте понятие «прогимназии»

3) Проанализируйте данные таблицы.

4) Чем объяснялось отстранение студентов от участия в университетском самоуправлении?

5) Почему именно в вопросе о свободе печати Александр II был наиболее осторожен?

Группа №5  Военная реформа

Военный округтерриториальное общевойсковое объединение соединений, частей, военно-учебных заведений и различных местных военных учреждений.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской регулярной армии в XVIII–XIX вв. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена всеобщей воинской повинностью.

Всеобщая воинская повинность - установленная законом обязанность населения служить в вооружённых силах

При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, податные сословия — поставкою рекрут. Когда законами XVIII в. дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, и притом беднейших, так как богатые могли отступаться от солдатства, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинность стала тяжелым и ненавистным бременем для населения. Она разоряла бедные семьи, лишая их кормильцев, которые, можно сказать, навсегда уходили от своих хозяйств. Срок службы (25 лет) был таков, что человек, попав в солдаты, на всю жизнь отрывался от своей среды.

Устав о воинской повинности

1874 г.

(Извлечение)

1) Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.
11) Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
12) К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жребия в качестве вольноопределяющихся. <...>
17) Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...
18) Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. <...>
20) Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность. <...>
45) По семейному положению устанавливаются три разряда льгот.
Первый разряд: а) для единственного способного к труду сына при отце, к труду неспособном, или при матери-вдове; б) для единственного способного к труду брата при одном или нескольких круглых сиротах братьях или сестрах; в) для единственного способного к труду внука при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына, и г) для единственного сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.
Второй разряд: для единственного способного к труду сына при отце, также способном к труду, и братьях до восемнадцати лет.
Третий разряд: для лица, непосредственно следующего по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе или умершим на ней. <...>
56) Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образований, при отбывании ими воинской повинности по жеребию устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:
1) окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда или выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе шесть месяцев и в запасе армии четырнадцать лет и шесть месяцев;
2) окончившие курс шести классов гимназий или реальных училищ, или второго класса духовных семинарий, или же курс других учебных заведений второго разряда, а равно выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе год и шесть месяцев и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев;
3) окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьего разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет;
4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ... или курса других учебных заведений четвертого разряда состоят: на действительной службе четыре года и в запасе армии одиннадцать лет. <...>

Дополнительные вопросы:

1) Назовите предпосылки реформы

2) Какова связь отмены рекрутчины с уничтожением крепостного права?

3) Какие льготы были установлены по семейному положению?

4) Каким образом образование влияло на срок службы? (приведите выдержки из текста)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Либеральные реформы 1860-1870-х годов

Слайд 2

Насколько либеральными были реформы 1860-1870-х годов?

Слайд 3

С чем были связаны грандиозные преобразования во многих отраслях?

Слайд 4

Земская (1864 год) Н.А.Милютин Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Распорядительные земские органы: собрания Исполнительные земские органы: управы

Слайд 5

Курия городских обывателей Курия землевладельцев Курия крестьян Сельский сход Уездный съезд Волостной сход Земские собрания Земские управы Земские органы

Слайд 6

29 губерний уездные собрания губернские собрания дворяне 41,7 74,2 купцы 10,4 10,9 крестьяне 38,4 10,6 прочие 9,5 4,3 Сословный состав земских гласных в 1865—1867 гг. (в процентах)

Слайд 7

Земства: - занимались хозяйственными вопросами местного значения - не имели политической силы - находились под контролем губернаторов - финансовая опора – местные сборы - куриальная система строилась по сословному признаку

Слайд 8

Г.Мясоедов. «Земство обедает»

Слайд 9

Земская школа

Слайд 10

2)Городская (1870 год) Суть: Введение городского самоуправления Распорядительные органы: городские думы Исполнительные органы: городские управы Во главе Думы и Управы – городской голова

Слайд 12

Компетенция городского самоуправления - только хозяйственные вопросы - не имели политической силы и находились под контролем губернаторов

Слайд 13

3)Судебная (1864 год) С.И.Зарудный Суть: - утверждены новые Судебные уставы - новые формы судоустройства и судопроизводства

Слайд 15

Принципы судопроизводства - Равенство всех перед законом Состязательность Гласность Независимость и несменяемость судей Выборность некоторых судебных органов - Разделение судебной и административной власти - Презумпция невиновности - Создание суда присяжных - Учреждена адвокатура

Слайд 16

4) Реформы в области образования и цензуры (1863-1864) Суть: изменение в системе образования - увеличение сети начальных и средних учреждений - реорганизована система среднего образования (классические и реальные гимназии) - расширение автономии университетов - демократизация образования - возникновение Высших женских курсов 1865 – «Временные правила» - упразднение предварительной цензуры

Слайд 17

ПРОГИМНАЗИЯ общеобразовательное учреждение. появлялись в городах, где не было гимназий. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии.

Слайд 18

Родители учащихся Классические гимназии Реальные училища Дворяне и чиновники 59 53 Купцы 28 33 Духовные лица 6 3 Крестьяне 5 7 Прочие 2 4 Состав учащихся в 1874 г. (в процентах)

Слайд 19

5) Военная реформа (1861-1874) - Введение новых воинских уставов - Расширена сеть военно-учебных заведений (Военно-юридическая и Морская Академия) - Создана система военных округов. - Осуществлено перевооружение армии. - Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.). Д.А.Милютин Все мужчины с 20 лет

Слайд 20

Срок службы зависел от уровня образования призывника - с начальным образованием (4 года) - со средним образованием (1,5 года) - с высшим образованием (6 месяцев)

Слайд 21

Насколько либеральными были реформы 1860-1870-х годов?

Слайд 22

Домашнее задание 1) Индивидуальное сообщение «Личность Александра III » 2) Задание на выбор: А) Составить кроссворд с новыми терминами *Б) Найти мнения ученых, историков о реформах 1860-1870- х годов