Факультатив

Багатыров Нариман Телеевич

Факультатив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«КОГАЛЫМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Обществознание для поступающих в ВУЗ

                          Автор: Багатыров Нариман Телеевич,

                                    преподаватель истории и обществознания,

                                        первая квалификационная категория,

                              БУ «Когалымский политехнический колледж»

г. Когалым

Пояснительная записка

    Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка качества знаний и учебных навыков обучающихся. Формирование государственной системы объективного контроля качества образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на образование, прежде всего обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию. Факультативный курс включает материал курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

     В элективном курсе представлены следующие разделы: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность курса.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.

    Настоящий курс предназначен для подготовки к ЕГЭ И рассчитан на 34 часа. Он позволит активно вовлечь в процесс познания и эффективно подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    Целью курса является повышение качества подготовки к ЕГЭ.

    Задачи курса:

    - расширить знания учащихся по обществознанию;

    - создать условия для формирования и развития у обучающихся теоретических  знаний в области       обществознания;

    - повысить уровень знаний и умений, которые позволят обучающимся успешно сдать экзамены.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа элективного курса предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предполагается, что участие в факультативном курсе обеспечит развитие у обучающихся следующих умений:

— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

— распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

—  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

—  перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

_  раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

— применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

   Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, работа с источником, выполнение тестовых заданий, заполнение таблиц, написание эссе.

Ожидаемый результат. В результате изучения курса  у обучающихся получают знания и смогут проконтролировать уровень усвоения того или иного раздела, выполнить задания различной сложности и качественно сдать ЕГЭ.

Основное содержание (34 часа)

Программа  предоставляет в полном объеме  материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.

Структура курса соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Курс представлен следующими темами: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к ЕГЭ.  Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Раздел 1. ОБЩЕСТВО (3 часа)

Тема 1. Общество

Социум как особенная часть мира.  Системное строение общества. Общество как динамичная система. Взаимосвязь общества и природы.

Тема 2. Сферы общественной жизни

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.  Социальные институты. Общественные отношения.

Тема 3. Многовариантность общественного развития. 

Типология общества. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество. Понятие общественного прогресса. Противоречивость прогресса.  Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.   Глобальные проблемы человечества

Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (3 часа)

Тема 1.   Культура и духовная жизнь

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Доминирующая культура: суб- и контркультуры.  Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления

Тема 2.   Наука  

Образование и самообразование. Социальная и личностная  значимость образования. Мораль, ее категории. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 3.   Религия

Религия как феномен культуры. Роль религии в жизни общества. Религиозное сознание и религиозные ценности.  Мировые религии.

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК (3часа)

Тема 1. Человек  

Антропогегез: теория происхождения человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции.  Бытие человека.

Тема 2.   Деятельность 

Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения.

Тема 3.   Индивид, индивидуальность, личность

 Человек как личность, ее социализация и воспитание. Цель и смысл жизни человека.  Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности

Раздел 4. ПОЗНАНИЕ (3часа)

Тема 1.   Познание мира  

Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Тема 2.   Истина, ее критерии

Истина и ее критерии. Агностицизм. Объективная истина. Субъективная истина. Относительность истины.

Тема 3.   Многообразие форм человеческого познания

Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Ненаучное познание. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка. Науки о человеке и обществе.

Раздел 5. ПОЛИТИКА (5 часов)

Тема 1. Политика и ее роль в жизни человека

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы. Власть, ее происхождение и виды. Разделение властей. Политическая система,  ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства.  Государственный аппарат. Национально-государственное устройство.

Тема 2. Политическое участие граждан

Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология.

Тема 3.   Политический режим

Типы политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Тема 4. Политическое участие граждан

Местное самоуправление. Гражданское общество. Правовое государство. Признаки правового государства. Политическая жизнь современной России.

Тема 5. Политическая культура

Политические знания. Политические ценностные ориентации. Способы практических политических действий. Охлократия. Политическое сознание.

Раздел 6. ЭКОНОМИКА (5 часов)

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы. Правомочия собственника.

Тема 2. Экономические системы

Традиционная экономика. Командно-административная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Рынок. Многообразие рынков. Спрос и предложение.

Тема 3. Денежно-кредитная политика

Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Налоговая политика.  Государственный бюджет. Государственный долг.

Тема 4. Экономика потребителя

Экономика производителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост.

Тема 5.     Рынок труда

Безработица. Виды безработицы. Россия в условиях рыночной экономики.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (5 часов)

Тема 1. Социальные отношения и взаимодействия

Многообразие социальные групп, их классификации. Социальный статус. Социальная роль.

Тема 2.  Неравенство и социальная стратификация

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Люмпены. Маргиналы.

Тема 3.   Социальные нормы

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль и самоконтроль.

Тема 4. Семья и брак как социальные институты

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.

Тема 5.  Этнические общности

Межнациональные отношения. Национальное самосознание. Социальный конфликт и пути его разрешения. Шовинизм. Толерантность. Национальная политика.

Раздел 8. ПРАВО (7 часов)

Тема 1.   Право в системе социальных норм

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты.                

Тема 2.   Правоотношения. Правонарушения

Правоспособность и дееспособность. Правонарушение и виды. Вина. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 3.   Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя. Права и свободы человека.  Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.

Тема 4. Нормы права

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового,    семейного  и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи.

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция. Конституционный строй. Президентская республика. Парламентская республика. Федерация, ее субъекты.          

Тема 6. Принцип разделения властей 

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации. Парламент. Федеральное собрание. Государственная дума. Правительство. Высшие судебные инстанции.

Тема 7. Правовая культура

Правовые знания. Уважение к праву и закону. Правомерное поведение.

Тематическое планирование элективного курса  

 

Название раздела,  темы

 

Количество часов

 

 

Форма проведения

 

Образовательный продукт

 

Раздел 1.

Общество

 3 часа 

 

 

 

1

 Социум как особенная часть мира.  Системное строение общества.   Общество и природа.

 1час

 

 лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

2

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.  Социальные институты.

 1час

беседа

Решение тематического теста

3

Многовариантность общественного развития. Типология общества.  Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества.   Глобальные проблемы человечества

 1час

дискуссия

Решение тематического теста

Раздел 2

Духовная жизнь общества

 3 часа

1

Культура и духовная жизнь.   Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура.  Искусство, его формы, основные направления

 1 час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

 2

  Наука.  Социальная и личностная  значимость образования. Мораль. Нравственная культура.

 

 1 час

 

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

3

 Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии

 1 час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

Раздел 3. Человек

 3 часа

1

 Человек как результат биологической и социальной эволюции.   Потребности и интересы человека

1 час

Лекция, беседа.

Решение тематического теста.

2

Деятельность человека, ее основные формы

1час

дискуссия

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

3

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.  Самопознание. Свобода и ответственность личности

1час

беседа

Решение тематического теста.

Раздел 4. Познание

 3 часа

1

  Познание мира.  Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Истина, ее критерии. Относительность истины

1час

лекция

Решение тематического теста.

3

Научное познание. Ненаучное познание.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

Раздел 5. Политика

5 часов

1

 Политическая система,  ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства.  Государственный аппарат.

1час

беседа

Решение тематического теста

2

Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

Эссе.

3

 Политический режим. Типы политических режимов.

1час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы

4

 Местное самоуправление. Гражданское общество. Правовое государство.

1час

беседа

Решение тематического теста

5

Политическая культура.

1час

беседа

Эссе.

Раздел 6. Экономика

5 часов

1

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Экономические системы. Многообразие рынков.

1час

беседа

Решение тематического теста.

Эссе.

3

Денежно-кредитная политика. Налоговая политика.  Государственный бюджет

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

4

Экономика потребителя. Экономика производителя Измерители экономической деятельности.

1час

лекция

Решение тематического теста.

5

   Рынок труда. Безработица.

1час

дискуссия

Решение тематического теста.

Эссе.

Раздел 7. Социальные отношения

5 часов

 1

    Социальные группы, их классификации. Социальный статус. Социальная роль

 1 час

 

 

лекция

Решение тематического теста

2

Неравенство и социальная стратификация.   Социальная мобильность.

 1 час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

3

Социальные нормы.  Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

 1 час

дискуссия

Решение тематического теста.

Эссе.

 4

 Семья и брак как социальные институты.

 1 час

беседа

Решение тематического теста.

Эссе.

5

Этнические общности. Межнациональные отношения.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

Раздел 8. Право

7 часов

 1

 Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты.

 1 час

 

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды.

1 час

беседа

Решение тематического теста.

3

Конституция Российской Федерации.

 1 час

Работа с источником

Решение тематического теста

4

 Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового,    семейного  и уголовного права в Российской Федерации.

 1 час

лекция

Решение тематического теста.

5

Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты.          

 1 час

Работа с источником

Решение тематического теста.

6

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации.

 1 час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

7

Правовая культура.

 1 час

дискуссия

Решение тематического теста.

Эссе.

Список литературы

Баранов ПА. Обществознание в таблицах. 10-11 классы: справ, материалы. М.: Астрель : ACT : Ермак, 2012.

Баранов ПА., Воронцов А.В. Обществознание. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: ACT : Астрель, 2014.

Баранов ПА., Воронцов А,В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: ACT : Астрель, 2015.

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 1. С.26-38.

Введение в политологию: книга для учащихся старших классов / Гаджиев К. С, Каменская Г. В., Родионов А, Н. и др. М.: Просвещение, 1999.

Единый государственный экзамен 2012. Контрольные измерительные материалы. Обществознание/А.Ю. Лазебникова,

Единый государственный экзамен. Обществознание. Контрольные измерительные материалы. 2018/ Авт.-сост. П.А. Баранов, А.В. Воронцов. М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2018.

Задания и тесты по обществознанию. 11 класс / Ю.И. Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; Науч. ред. Л.Н. Боголюбов; Ред-сост. Е.И. Жильцова. М.: Школа-Пресс, 2016.

Кашанина Т. В., КашанинА. В. Политология. 10—11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2017.

Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.: Издательство «Омега — Л», 2008.

Краюшкина СВ. Тесты по обществознанию. 10 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина СЗ. Тесты по обществознанию. 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина С. В. Обществознание. Краткий курс для поступающих в вузы: учеб. пособие. М<: Издательство «Экзамен», 2016.

Лазебникова А.Ю., Боголюбов Л.Н. и др. Единый государственный экзамен. Обществознание. Задания для подготовки. М.: Просвещение, 2016.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2016.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: метод, пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 1998.

Лазебникова А.Ю.% Рутковская ЕЛ. и др. ЕГЭ — 2017. Репетитор. М.: Просвещение : ЭКСМО, 2017.

Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 класс / Сост. Л.Ф. Иванова. М.: Дрофа, 2011.

Международные документы по правам человека. Сборник. СПб.: Специальная литература, 1995.

Нижников С. А. Тесты по обществознанию: учеб.-метод. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Обществознание. Базовый уровень. 10 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.

Обществознание. Базовый уровень. 11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2017.

Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2012.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. Л. Н. Боголюбов; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2012.

Певцова Е^А. Обществознание. 10—11 классы. Книга для учителя: метод, пособие к учеб. А. И. Кравченко «Обществознание. 10—11 классы». М.: ТИД «Русское слово — PC», 2013.1

Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. 2018. Обществознание /Авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: ACT: Астрель, 2018.

Человек и общество. Обществознание. 10—11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2014.

Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. М.: «Ответ», 2017.

Раздел 1. Общество

Тема 1. Социум как особенная часть мира.

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие общество в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова — это:

—         круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

—       отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

—         исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

—    человечество в целом.

Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

—   производство материальных благ и услуг;

— распределение продуктов труда (деятельности);

—  регламентация и управление деятельностью и поведением;

—  воспроизводство и социализация человека;

— духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие' между различными социальными группами.

Материальные отношения

Духовные (идеальные) отношения

Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него

Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями

Производственные отношения; экологические отношения; отношения по дето-производству

Моральные отношения; политические отношения; правовые отношения; художественные отношения; философские отношения; религиозные отношения

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения (организации)

Экономическая

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Социальная

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Политическая

Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Духовная

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Базовые потребности человека

• Материальные потребности

• Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности

•   Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке

•  Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании

Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6.  Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Образец задания

Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1)    постоянное развитие

2)     часть материального мира

3)    обособление от природы

4)    способы взаимодействия людей  Ответ: 4.

Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

В широком смысле слова

Весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений

Природа

В узком смысле слова

Весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Общество

Природа

Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели

Действуют слепые, бессознательные силы

Взаимосвязь

Гармоничная

Конфликтная

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы

Исторический период

Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом -

Античность

Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое

Средневековье

Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой

Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога

Возрождение

Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека

Новое время

Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой

Современность

Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

Образец задания

Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

 Тема 2. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Образец задания

| ВЗ. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧРЕЖДЕНИЯ

СФЕРЫ ЖИЗНИ

(ОРГАНИЗАЦИИ)

ОБЩЕСТВА

А

парламент

1)

социальная сфера

Б

система здравоохранения

2)

политическая сфера

В

общественные организации

Г

правительство

Д

коммунальные службы

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

Ответ: 21221.

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

Рассмотрено на заседании МО                                            Утверждено на методическом Совете

протокол №                                                                                                                     протокол №

от «_» _____ 2013 г.                                                                                        от «_» ______ 2017 г.

Факультативный курс по подготовке к ЕГЭ

по обществознанию для обучающихся колледжа

Багатыров Нариман Телевич

Преподаватель обществознания

БУ «Когалымский политехнический колледж»

первая квалификационная категория

г. Когалым 2017г.