Проектная и исследовательская деятельность

Швец Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Семейные ценности » Составила: Худжина Евгения 3 «В»

Слайд 2

Семья… Семья – это ячейка общества. «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский

Слайд 3

Человек и семья Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Слайд 4

СЕМЬЯ – ЭТО: Любовь - это тепло, нежность, радость. "Я люблю, и значит, я живу…" ( В.Высоцкий ) Идеальная семья немыслима без любви.

Слайд 5

Дом , в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым.

Слайд 6

Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Слайд 7

В семье Р ебенок получает основные знания об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру с емейных ценностей .

Слайд 8

КОНЕЦ.



Предварительный просмотр:

Проект

 «Система оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе»

Пояснительная записка

        

Выполнила:

                                                                              Швец Людмила Владимировна                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                               МБОУ «СШ№6»

                                                                                                  г. Нижневартовск

Представлен фрагмент проекта, который раскрывает сущность оценивания деятельности обучающихся в начальной школе. Выделены основные принципы современного оценивания в условиях реализации федерального государственного стандарта. Дан пошаговый алгоритм учителю для формирования умения самооценки у обучающихся и использованию данного умения на практике. В качестве письменной фиксации результатов предлагается портфолио (портфель достижений обучающегося), лист достижений. Описывается технология оценивания учебных успехов (мини-макс) понятная каждому.

Данный проект соответствует целям и задачам  образовательного процесса,  включён в процесс преподавания и учения, являясь их существенной частью.

Основная часть

Проект «Система оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе»

           В современной начальной школе существует система  контрольно-измерительных материалов, способствующих оценке метапредметных результатов обучающихся. Уровень сформированности данных результатов конкретного ребенка зависит  не только от его способностей к обучению, но и от степени сформированности  самого умения учиться. Для более эффективного процесса обучения и совершенствования умений учиться необходимо определить на каком уровне метапредметных результатов находится конкретный обучающийся. Для решения данной проблемы разработан данный проект  «Система оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе».

Цель проекта: создание  пошагового  алгоритма   деятельности учителя при формировании оценки метапредметных результатов обучающихся.

Поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативную - правовую, методическую и специальную литературу по  теме проекта;
  2. на основе изученных материалов отобрать критерии  оценивания универсальных учебных действий обучающихся;
  3. разработать инструментарий  накопительной оценки выпускника начальной школы.

Гипотеза: если  изучить  технологии и процедуры современной диагностики метапредметных результатов и преобразовать их к применению в конкретных образовательных условиях, то будет сформирована система оценивания метапредметных результатов для определенной группы учащихся начальной школы.

Конкретными условиям для решения описанных задач  являются:

  • Образовательное учреждение МБОУ «СШ№6»;
  • Социальные партнеры: школьный музей, школьная библиотека, Центр детского творчества, детская школа искусств; городская детская библиотека №1; МБУДО "ЦДиЮТТ" "Патриот".

Участники проекта: педагогический персонал, родители, дети, преподаватели дополнительного образования, библиотекари, заведующая музея, тренеры.

Объект проекта: метапредметные результаты универсальных действий.

Предмет проекта:  инструментарий пошагового алгоритма оценивая универсальных действий обучающихся.

Метапредметные результаты – это сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Планируемый результат: составление конкретных методических рекомендаций  для  практической  деятельности учителя.  

 Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения обучающимися предметных задач.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

 Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК
(«Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа-2100»),
т.е. всех учебных предметов базисного плана. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

    В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция - «умение учиться», которое - предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов:

во-первых, как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

во-вторых, может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Модель системы оценки достижений метапредметных результатов в начальной школе. 

Она включает в себя несколько этапов:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний (мотивационный момент).
  • Целеполагание (метод исследования, групповая фронтальная работы).
  • Планирование.
  • Реализация плана.
  • Контроль и оценка.
  • Итог урока.
  • Рефлексия.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, (например, уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.

Особенности предлагаемой системы оценки:

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Принципы оценивания:

  • Критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими);
  • Гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);
  • Естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учеников включаются результаты наблюдений за их учебной деятельность в обычных условиях);
  • Приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

ИНСТРУМЕНТАРИЙ  пошагового алгоритма.

Формирование умения самооценки (начало)

Шаг 1

На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)

Шаг 2

Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам?). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.

Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

Формирование умения самооценки (окончание)

Шаг 3

На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

Шаг 4

Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Шаг 5

Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

Использование сформированного умения самооценки (начало)

Шаг 1

Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

Шаг 2

Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п. 

  • Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
  • Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Использование сформированного умения самооценки (окончание)

Шаг 3

После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. 

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. 

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

                           Технология оценивания учебных успехов (мини)

Оценивание в жизни

ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)

КТО: Мы сами – по итогу деятельности

Традиции оценивания

ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе)

КТО: Учитель

   ТО учебных успехов

ЧТО: решение задач – оценка + отметка

КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге

Технология оценивания учебных успехов состоит из 7-ми правил, отвечающих на основные вопросы оценивания:

ЧТО?  Решение задачи

КТО?  Ученик + Учитель в диалоге

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

ГДЕ? В таблице требований

КАК? По уровням успешности

В первую очередь предлагается внедрять только минимум технологии:  правила 1-3

Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи (задания) – каждой(ого) в отдельности)

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний» 

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи (задания) от начала до конца.

Правило 2. ЧИСЛО ОТМЕТОК

«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий различной направленности. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.

Правило 2. САМООЦЕНКА

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге (Возможно, когда ученик на уроке предъявляет учителю свое решение продуктивного задания, ответ у доски, с места).

Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку». (после сдачи письменного задания учителю, который, соответственно не может организовать диалог во время проверки)»

Самое главное правило - №3. Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение самооценки

Правило №3 САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками …

АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?». (Подробнее см. Сборники)

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение  самооценки. (Принцип мини-макса)

1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется  более осознанным отношением детей к учебе).

2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легкое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Для формирования личностных УУД   используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД   подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе.

Для формирования познавательных УУД  подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Карта наблюдения за развитием универсальных учебных действий (УУД)

ФИО___________________________________________________________

УДД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

Внутренняя позиция школьника

Самооценка

Мотивация учебной деятельности

Соблюдение правил поведения в школе и в общественных местах

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Умение выделить нравственный аспект поведения

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Умение сохранять  учебную задачу

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Портфолио достижений учащегося

Выборки детских работ

  1. Выборки детских работ.
  2. Результаты стартовой  диагностики
  1. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы.
  1. Результаты и материалы тематических работ.
  2. Результаты и матери алы итогового контроля.
  1. Достижения во внеучебной деятельности.

Рабочий портфолио ученика является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Именно портфолио реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Рабочий портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для “встречи” школьника, учителя и родителя.

Лист индивидуальных достижений
при изучении темы, курса.

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка учителя

«Звездный» лист.

дата

За что получил «Звезду»

Подпись учителя

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной системе. Например:

УРОВНИ УСПЕШНОСТИ:            отметки

Необходимый уровень «хорошо, но не отлично».

ЧАСТИЧНО – «3»

ПОЛНОСТЬЮ – «4»

Программный уровень  «отлично».

ЧАСТИЧНО – «4+»

ПОЛНОСТЬЮ – «5»

Максимальный уровень (необязательный) «превосходно».

ЧАСТИЧНО – «5+»

ПОЛНОСТЬЮ – «5 и 5»

Безотметочное обучение.

В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал:

Количественная (абсолютная и относительная), порядковая (ранговая и дескриптивная описательная). 

Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. 

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. 

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками: 

  • самый высокий уровень – 85-100%;
  • высокий уровень – 70-84%;
  • средний уровень – 50-69%;
  • ниже среднего – 30-49%;
  • низкий уровень – менее 30%.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфеля» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков отражается в итоговом оценочном листе только с 5-го класса. В 1-2-х классах используется содержательная качественная характеристика достижений и трудностей учащихся. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития учащихся за учебный период;
  • уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);
  • процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);
  • уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);
  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);
  • выводы о причинах проблем. Неудач и предложения по их преодолению.

При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:

Качество усвоения предмета, %

85-100

Отметка в 5-балльной системе

«5»

65-84

«4»

40-64

«3»

Менее 40

«2»

Список источников

  1. Васильева С.И. Организация мониторинга метапредметных результатов обучения на начальной ступени основной школы.- http://festival.1september.ru/articles/652449/

  2. Вебинар (Webinar.ru) О.Б.Логинова, к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения». Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС.
  3. М. А. Пинская, И.М. Улановская – 2издание,-М:Просвещение,2014-80с.-(Работаем по новым стандартам.- ISBN-978-5-09-032312-3) Новые формы оценивания. Начальная школа.
  4. Т.В. Новикова  Метапредметные результаты в начальной школе.- http://rzhev-school8.ucoz.ru/publ/fgos/fgos/t_v_novikova_metapredmetnye_rezultaty_v_nachalnoj_shkole/45-1-0-550

5. Федеральный государственный образовательный стандарт  НОО: Глава II, пункт 9,11.



Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»

Выполнила:

Швец Л.В., учитель начальных классов

МБОУ СШ№6 г. Нижневартовск

Пояснительная записка

   Программа составлена с учетом основных задач развития образования в регионе, а именно учитывает основные задачи развития образования в регионе.

Основной задачей программы развития является развитие вариативности

воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его учетом его

потребностей, интересов и способностей, в том числе государственная поддержка проектов, направленных на повышение роли школы в воспитании детей и молодежи.

Программа учитывает требования образовательной программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. 

         На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/  отводится 136 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы .

Использование современных учебных материалов:

Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, но и считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.

        Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

         Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Основная часть

        Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих

принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».

Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям

запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Использование современных образовательных технологий: ИКТ, проектная технология, технология проблемного обучения, дистанционное обучение.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

Привлечение социальных партнеров: МБУ «Центр детского творчества»; Нижневартовский государственный университет, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть

сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
  • получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
  • существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
  • свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
  • решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной

деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,  осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической  принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и  отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень

результатов

(1 класс)

Второй уровень

результатов

(2-3 класс)

Третий уровень

результатов

(4 класс)

предполагает

приобретение

первоклассниками новых

знаний, опыта решения

проектных задач по

различным направлениям.

Результат выражается в

понимании детьми сути

проектной деятельности,

умении поэтапно решать

проектные задачи.

предполагает позитивное

отношение детей к

базовым ценностям

общества, в частности к

образованию и

самообразованию.

Результат проявляется в

активном использовании

школьниками метода

проектов, самостоятельном

выборе тем (подтем)

проекта, приобретении

опыта самостоятельного

поиска, систематизации и

оформлении

интересующей

информации.

предполагает получение

школьниками

самостоятельного

социального опыта.

Проявляется в участии

школьников в реализации

социальных проектов по

самостоятельно

выбранному направлению.

Итоги реализации

программы могут быть

представлены через

презентации проектов,

участие в конкурсах и

олимпиадах по разным

направлениям, выставки,

конференции, фестивали,

чемпионаты и пр.

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

Результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и

творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регуляти

вные

учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

 планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане  осуществлять итоговый и пошаговый контроль  по результату;

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве

познавате

льные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять

расширенный поиск информации

с использованием ресурсов

библиотек и Интернета;

коммуник

ативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и

позицию;

договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в

сотрудничестве

учитывать разные мнения и

интересы и обосновывать

собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению

проблемы;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

продуктивно разрешать

конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его

участников;

                                           Содержание курса:

Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;

  • ставить вопросы;
    выдвигать гипотезы;
    давать определение понятиям;
    классифицировать;
    наблюдать;
    проводить эксперименты;
    делать умозаключения и выводы;
    структурировать материал;
    готовить тексты собственных докладов;
    объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Самостоятельная работа над проектом. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает. 

Оценка успешности проектной деятельности. Использование современных оценочных средств: портфолио ученика, карта «Мои достижения».

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев.

Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал? 
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект? 
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность» 
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение» 
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»

Название проекта



Техника исполнения




Самостоятельность




Сложность




Моё настроение




Применение




Требования к уровню подготовки учащихся:

Для оценки эффективности занятий использую следующие показатели:

  • умение выделить проблему
  • умение поставить цель исследования
  • умение сформулировать гипотезу
  • умение выделить объект исследования
  • умение определить предмет исследования
  • умение описать параметры и критерии предмета исследования
  • умение подобрать соответствующие методы исследования
  • умение подобрать инструментарий
  • умение осуществить анализ результатов
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты
  • степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения;
  • косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение   успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Тематическое планирование для 1 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

Кто я? Моя семья

1

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1

Как собирать материал? Твои помощники

1

 Проблема.

1

Проблема. Решение проблемы

1

Гипотеза. Предположение

1

 Гипотеза. Играем в предположения

1

 Цель проекта

1

 Задача проекта

1

 Выбор нужной информации

1

 Выбор нужной информации

1

 Интересные люди – твои помощники

1

 Продукт проекта

1

Виды продукта. Макет

1

Визитка

1

Как правильно составить визитку к проекту

1

Как правильно составить визитку к проекту

1

Выступление перед знакомой аудиторией

1

Выступление перед знакомой аудиторией

1

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это

1

интересно

1

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1

Тест «Чему я научился?»

1

Памятка для учащегося-проектанта

1

Памятка для учащегося-проектанта

1

Твои впечатления от работы над проектами

1

 Ярмарка достижений

1

Тематическое планирование для 2 класса

№   занятия

Тема

Кол.

часов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

1

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

1

Выбор помощников в работе над проектом

1

Этапы работы над проектом

1

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

Проблема. Решение проблемы

1

Выработка гипотезы-предположения

1

Цель проекта

1

 Задачи проекта

1

Сбор информации для проекта

1

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Тест «Чему ты научился?»

1

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-

1

сообщение) «презентация»

1

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

Программа МРР

1

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

Тест «Советы проектанту»

1

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

Памятка жюри конкурсов

1

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

1

Тематическое планирование для 3 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над

проектом

1

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

Проблема. Решение проблемы

1

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза.

Решение задачи.

1

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над

проектом. Сбор информации

1

5-6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

7-8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения

материала на постере

1

11-12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

13-14-15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка

фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

18-19

Программа МРР. Дизайн

2

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

22-23

Требования к компьютерной презентации.

2

24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой

МРР

2

26-27-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по

заданному тексту

3

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на

конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

32

Твои впечатления работы над проектом

1

33

Пожелания будущим проектантам

1

34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

1

Тематическое планирование для 4 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

1-2

Наблюдение и экспериментирование

2

3-4

Методы исследования

2

5-6

Наблюдение и наблюдательность

2

7

Совершенствование техники экспериментирования

1

8

Интуиция и создание гипотез

1

9-10

Правильное мышление и логика

2

11-12

Искусство делать сообщения

2

13

Искусство задавать вопросы и отвечать

1

14

Семинар «Как готовиться к защите»

1

15

Определение проблемы и выбор темы собственного

1

16-17-18

Индивидуальная работа по планированию и проведению

самостоятельных исследований

3

19-20

Коллективная игра-расследование

2

21-27

Индивидуальная консультационная работа по проведению

самостоятельных исследований

7

28

Семинар

1

29-30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

учащихся

2

31-32

Подготовка собственных работ к защите

2

33-34

Собственная защита исследовательских работ и творческих

проектов

2

                                    Использованные источники

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2016г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2009г. № 9.
  3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2008г.
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2015г.