Инновационная экспериментальная деятельность

Симакина Ольга Ивановна

Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения объектов образования. В нашей школе веду элективный курс «Финансовая грамотность». Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности необходимо изучать в школе. Цель финансового просвещения школьников - доставка понятной качественной информации «точно в  срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Педагогические технологии формирования финансовой грамотности у детей с ОВЗ 758.44 КБ
Файл Адаптированная рабочая программа по финансовой грамотности1.86 МБ
Файл Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся по финансовой грамотности.26.49 КБ
PDF icon Актуальные вопросы реализации программы учебного курса «Основы финансовой грамотности» системно-деятельностный подход1.05 МБ
Файл Серия игр – квестов по финансовой грамотности для школьников 5-9 классов1.17 МБ
PDF icon Безопасная работа с банковскими картами920.79 КБ
Файл Практическое задание: "Расходы. доходы, личный бюджет"818.6 КБ
PDF icon Сказка по финансовой грамотности "Как сорока карту потеряла"954.65 КБ
PDF icon Деньги. История возникновения денег.947.4 КБ
Файл Сценарий интеллектуальной игры: "Финансовые бои"31.49 КБ
PDF icon Сведения обучастии в инновационной деятельности по реализации проекта "Финансовая грамотность"609.81 КБ
PDF icon Отчёт о проведении "Недели финансовой грамотности"435.9 КБ
Файл Практическое задание "В налоговой инспекции"20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся по финансовой грамотности.

В ходе организации учебной деятельности учащихся использую следующие формы занятий:

Лекция-беседа. В 9 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности используется с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:

 – просмотр документальных и художественных фильмов;

 – просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;

 – встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими. Лекции как форма занятий занимают примерно 10– 15% всего учебного времени.

Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;

назначение:

 – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.

Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:

 – поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

– поиск и анализ правовых документов по теме;

– разработка индивидуальных или групповых проектов;

– проведение мини-исследований;

– поиск информации для написания эссе;

– составление и решение финансовых кроссвордов.

 • Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:

 • «Управляем денежными средствами семьи»

• «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг»

• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»

 • «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»

• «Внимание! Финансовые риски!»

• «Планируем свой бизнес»

• «Валюты и страны»

• «Налоги и семейный бюджет»

 • «Пенсии родителей»

*Семинар. В 9 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.

Структура семинара для 9 классов будет выглядеть так:

1. Определение цели семинара

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее обсуждение

В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:

 1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?

 2. Чем сегодня обеспечены деньги?

3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?

 4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?

5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?

6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?

7. Какие способы само занятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне, посёлке)?

 8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы?

9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?

10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?

11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?

12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?

 13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)?

14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?

15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов?

16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд?

17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?

18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?

19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка?

20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?

21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?

22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?

23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?

24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?

25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?

26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции?

27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?

28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?

29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?

30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой?

31. Чем полезны банковские карты в современной жизни?

32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара?

33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?

 34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?

35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?

36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?

37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

38. Для чего нужны косвенные налоги?

39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица?

40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?

41. Какая пенсия должна быть справедливой?

42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин? Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).

* Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: – письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

– устный опрос;

– викторина;

– конкурс;

– творческий отчёт;

 – защита проекта;

– защита исследовательской работы;

 – написание эссе; – решение практических задач;

– выполнение тематических заданий.

Учителем могут быть использованы и другие формы обучения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расходы Практическое задание Расходы. доходы, личный бюджет

Слайд 2

Определите приоритет расходов Шерлока Холмса Представьте, что Вам необходимо помочь Шерлоку Холмсу в трудной ситуации. Шерлок составил план расходов на ближайший месяц. Однако, один из его клиентов, для которого сыщик проводил расследование, исчез и не заплатил. В итоге у Шерлока Холмса оказалось меньше денег, чем он рассчитывал, и от каких-то трат придется отказаться.

Слайд 3

Отчего бы мог отказаться Шерлок без вреда для своего комфорта в ближайшем месяце? Новая шапка 4 Плата за аренду квартиры 1 Вода и электричество 2 Услуги миссис Хадсон 3 Посещение кафе 5

Слайд 4

Легче всего отказаться от новой шапки, потому что, старая есть и с ней все в порядке ; от походов в кафе, потому что миссис Хадсон каждый день кормит Шерлока дома. Ответ


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры

«Финансовые бои»

Финансовые бои – это интеллектуальное соревнование между командами, нацеленное на повышение уровня финансовой грамотности участников в процессе поиска ответов на интересные вопросы и выявление сильнейших в понимании своих прав как потребителей банковских услуг.

Мероприятие рассчитано на школьников в возрасте 14-17 лет. Соревнование является командным.

Финансовые бои состоят из нескольких раундов, каждый из которых проводится в уникальном формате. Всего разработано 4 раунда

Цель мероприятия – сформировать представление об элементах разумной и ответственной потребительской стратегии поведения на рынке розничных финансовых услуг.

Для этого в рамках финансовых боев будут решены следующие задачи:

  • познакомить школьников с основными понятиями сферы банковских услуг;
  • углубить их знания о существующих финансовых организациях;
  • побудить школьников задуматься о достоинствах и недостатках таких финансовых услуг, как: вклады, кредиты, банковские карты;
  • сформировать у школьников представление о мерах безопасности при пользовании банковскими картами;
  • развить у школьников навыки работы в команде.

Перед началом соревнований ведущий напоминает о принципах командного успеха:

  • Уважай своих партнеров.
  • Умей выслушать другого.
  • Не согласен – предлагай.

Раунд №1 «Викторина»

Краткое описание:

Формат викторины подразумевает ответ на открытые вопросы ведущего о финансовых услугах и позволяет в динамичной и интересной форме ознакомиться с различными аспектами мира финансов.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 3 балла.

Порядок проведения:

В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, затем выдает командам по 1 бланку ответов. На бланке нужно написать номер команды и верные, по мнению команды, ответы на 3 вопроса.

Ведущий последовательно задает участникам вопросы:

1) С какого возраста разрешается брать кредиты? (Ответ: с 18 лет) 

2) Что можно назвать «вкладом наоборот»? (Ответ: кредит)

3) Помимо возврата долга, что еще должен заплатить банку человек, взявший кредит? (Ответ: процент) 

После оглашения каждого вопроса командам дается 30 секунд на обсуждение. Помощник ведущего звуковым сигналом оповещает участников о начале и окончании обсуждения, во время обсуждения включает веселую музыку. По окончании обсуждения последнего вопроса каждый капитан должен сдать ведущему заполненный бланк с ответами на все три вопроса.

В конце раунда члены жюри объявляют результаты.

Раунд №2 «100 к 1»

Краткое описание:

Раунд «100 к 1» проводится по мотивам одноименного телешоу. Задача команд – после небольшого обсуждения угадать наиболее популярные ответы своих ровесников на 3 вопроса, связанные с пользованием финансовыми услугами. Для данного раунда был проведен опрос 100 человек в возрасте 14-17 лет. Варианты ответов были ранжированы по частоте, шесть наиболее популярных ответов на каждый вопрос включены в игру.

Команды получают баллы, если предложенные ими варианты встречаются среди шести наиболее популярных ответов их сверстников. Чем популярнее ответ, тем больше баллов получает команда. Максимально за раунд можно получить 6 баллов.

Ведущий последовательно задает командам вопросы. После каждого вопроса он засекает 1 минуту, в течение которой игроки совещаются и записывают свои ответы. Через 1 минуту ведущий собирает бланки и зачитывает версии команд. Если озвучиваемый ведущим ответ есть на табло, ведущий открывает соответствующую строчку (щелкает на желтый прямоугольник строки). Если ответа нет, то он нажимает на крестик и звучит сигнал неверного ответа.

Если команда отгадала самую верхнюю строчку, то она получает 6 баллов; каждая последующая строчка оценивается на балл ниже. Если оба ответа команды есть на табло, то команде начисляются баллы за каждый вариант.

1. Почему люди берут кредиты?

А) Не хватает денег

Б) Деньги нужны срочно

В) Хотят то, чего не могут себе позволить

Г) Крупная покупка

Д) Мало зарабатывают

Е) На нужды бизнеса

2. Чем следует руководствоваться при выборе вклада?

А) Процентной ставкой

Б) Надежностью банка

В) Головой / здравым смыслом

Г) Целью вклада

Д) Курсом валюты

Е) Репутацией банка

3. В каких ситуациях банковская карта удобнее, чем наличные деньги?

А) Крупная сумма

Б) Защита от кражи

В) Поездка за границу

Г) Всегда

Д) Покупки в интернете

Е) Маленький кошелек

Раунд №3 «Правда или ложь»

Краткое описание:

В раунде «Правда или ложь» командам предстоит оценить верность предложенных суждений о финансовых услугах.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд можно получить 2 балла.

Ведущий предлагает командам определить правдивость следующих суждений:

1) Подросток шестнадцати лет может открыть вклад в банке и положить туда свои сбережения. (ПРАВДА, вклады доступны потребителям с 14 лет, в то время как кредиты только с 18).

2) Доступ к информации бюро кредитных историй есть только у банков. (ЛОЖЬ, заемщик также может по запросу получить свою кредитную историю. Один раз в год эту услугу ему предоставят бесплатно).

После 30-секундного совещания с командой капитаны по сигналу ведущего должны поднять зеленую (правда) или красную (ложь) карточку. Ведущий отмечает команды, ответившие верно. После каждого вопроса ведущий поясняет правильный ответ.

Раунд №4 «Подозрительная история»

Краткое описание:

«Подозрительная история» – это история персонажа по имени Иван Иванович Иванов, который попадает в затруднительные ситуации при пользовании банковской картой. Повествование прерывается закрытыми вопросами ведущего. Задача команд при ответе на вопрос – помочь Ивану Ивановичу найти оптимальное решение проблемы, которое гарантирует безопасность его банковских операций.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд можно получить 3 балла.

Порядок проведения:

Ведущий выдаёт командам комплект карточек для голосования: в каждом комплекте 3 карточки с номерами 1, 2 и 3 для голосования за соответствующий вариант ответа. Ведущий поясняет, что по ходу действия он будет задавать вопросы, а команды должны будут выбрать правильный, по их мнению, ответ из трех вариантов, представленных на экране.

На обсуждение каждого вопроса командам дается 30 секунд. После каждого вопроса по сигналу ведущего капитаны команд одновременно поднимают карточки с номером выбранного варианта ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Однажды утром Иван Иванович Иванов проснулся, умылся, сделал зарядку, оделся, позавтракал и отправился выбирать подарок своей маме на день рождения, который как раз был в тот день.

Накануне вечером Иван Ивановичу пришло SMS, что на его карту поступила зарплата. Он не очень любит пользоваться банковской картой и предпочитает наличные. Поэтому он пошел к ближайшему банкомату, чтобы снять деньги с карты, как он это делает каждый раз, когда собирается за значительными покупками.

Наш герой подошел к банкомату, вмонтированному в стену при входе в банк «Ромашка», в котором он всегда обслуживался. Иван Иванович хорошо знал и это место, и этот банкомат, поэтому очень удивился, обнаружив на банкомате новую накладку в месте выдачи денег. Он хотел поскорее снять деньги и пойти за подарком, но переживал о том, будет ли это безопасно.

Вопрос №1. Как вы считаете, стоит ли Ивану Ивановичу Иванову снимать деньги в этом банкомате?

  1. Да, все, что находится в здании банка безопасно;
  2. Да, если вокруг нет посторонних людей;
  3. Нет, возможно, эта накладка поставлена мошенниками, которые прячутся где-то поблизости.

Ответ: Ведущий сообщает участникам, что банкомат, находящийся в здании банка (или вмонтированный в его наружную стену вблизи входа) безопаснее: вход в банк, как правило, оборудован видеокамерой, в поле видимости которой попадает и банкомат. Камера фиксирует, кто производит операции по карте, а в рабочие часы поблизости находятся охрана и другие сотрудники банка, которые придут на помощь в случае возникновения проблем. Однако даже это не гарантирует стопроцентной безопасности.

Последнее время мошенники действительно используют накладки, которые задерживают деньги в банкомате: вы вставляете карту, вводите PIN-код, банкомат отсчитывает деньги, но не выдает их вам. Пока вы ходите и просите помощи у сотрудников банка или звоните в банк, отдалившись от банкомата, мошенники подходят и забирают накладку вместе с вашими деньгами. Важно быть осторожными и внимательными: если заметили подозрительную накладку, не пользуйтесь этим банкоматом и сообщите о своем подозрении в банк. Также стоит скрывать свой PIN-код от посторонних: не надо никому о нем говорить или показывать его при вводе.

Иван Ивановичу пришло сообщение на телефон открыл его и прочитал следующее.

Вопрос №2. Вам пришло сообщение: «Уважаемый клиент! В компьютерной системе банка произошел технический сбой. Для восстановления денег на счете, пожалуйста,

подтвердите ваши данные путем ввода PIN-кода по ссылке romashka-bank.online.ru. С

уважением, банк «Ромашка»». Что нужно делать в этом случае?

  1. Не предоставлять PIN-код, банк не может его запрашивать, это мошенники;
  2. Проверить адрес ссылки: если ссылка совпадает с адресом вашего банка, то ввести PIN-код;
  3. Позвонить по номеру, с которого отправлено сообщение, и уточнить информацию.

Ответ: верным является первый вариант ответа. Вариант «Позвонить по этому номеру» не является оптимальным: мошенники обычно являются хорошими психологами и могут легко вас обмануть. Поэтому если и звонить, то только в свой банк – чтобы проверить подлинность полученного сообщения и проинформировать банк о мошенничестве, если окажется, что оно ложное.

Иван Иванович Иванов обшарил все свои карман и понял, что карты у него нет.

Вопрос №3. Вы обнаружили пропажу своей карты. Какой из предложенных вариантов кажется вам достаточным, чтобы гарантировать сохранность денег?

  1. У меня подключено SMS-оповещение, я могу не переживать и поискать ее дома вечером;
  2. Я звоню в банк и блокирую карту;
  3. Моя карта с чипом и требует ввода PIN-кода каждый раз, я могу не переживать и поискать ее дома вечером.

Ответ: самый надежный способ – заблокировать карту, пока с нее не снял деньги посторонний человек.

Подведение итогов

В конце мероприятия ведущий объявляет победителей благодарит школьников за участие и вручает подарки, узнаёт у участников, какие раунды им понравились больше (меньше), что показалось сложным, что заинтересовало.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В налоговой инспекции

Заработная плата Ивана Сидорова  составляла с января по июнь прошлого года 30 000 рублей в месяц. Потом его повысили в должности, и с июля по декабрь он получал заработную плату 40 000 рублей в месяц.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=01f765955ebfba28b61d52b0978cfae2&n=13&exp=1

40 000

          30 000

Определите сумму его подоходного налога за год.