Участие в научно - практических конференциях

Симакина Ольга Ивановна

Одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является научно - практическая конференция. Участие обучающихся в конференции является одним из способов их индивидуальных достижений. Мои ученики являются победителями НПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа по обществознанию на тему: "Доступные выборы"53.85 КБ
PDF icon Презентация к исследовательской работе на тему: "Доступные выборы"2.03 МБ
PDF icon Исследовательская работа по истории на тему: "Славянское очелье-сакральный смысл"1.35 МБ
Файл Исследовательская работа на тему: "Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой"37.63 КБ
PDF icon Презентация к исследовательской работе: "Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой"1.59 МБ
PDF icon Презентация к исследовательской работе на тему: "Это сладкое слово конфета"1.21 МБ
Файл Исследовательская работа по краеведению на тему: «Полёт начинается с земли»41.71 КБ
Файл Исследовательская работа на тему: "История пожарной охраны Улан-Удэ и посёлка Загорск"34.04 КБ
PDF icon Презентация к работе: "История пожарной Улан-Удэ и п. Загорск"2.9 МБ
PDF icon Диплом победителя I степени за победу в НПК "Шаг в будущее"151.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Секция: Обществознание

Тема доклада

Доступные выборы

исполнитель: Помишина Даша

учащаяся 9 класса

научный руководитель: Симакина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания

ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение………………………………………………………………………………………3-4

Основная часть

 Глава 1 Исторический и теоретический анализ нормативных документов и литературы по вопросу избирательные правоотношения инвалидов………………………………………4-6

Глава 2 На избирательном участке…………………………………………………………..6-7

Глава 3 Голосование на дому………………………………………………………………...7-8

Глава 4 Анкетирование и её итоги…………………………………………………………...8-9

Заключение……………………………….……………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………………… 10

Приложение…………………………………………………………………………………11-12

Введение

Актуальность исследования.

Одно из важнейших правы граждан Российской Федерации –  избирать и быть избранными в органы государственной власти нашей страны. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2% населения России) из них мужчин — 5,2 млн человек, женщин — 6,9 млн.  Совершеннолетние люди с ограниченными возможностями здоровья представляют собой социально – политическую активную часть населения. Скоро и я смогу принимать участие в политической жизни моего государства я понимаю, что от моего выбора зависит процветание страны, родного города, судьба народа. Я считаю, что избирательный процесс для людей с ОВЗ не идеален, нуждается в совершенствовании с учётом требований и реалий динамично развивающегося общества. Проблема участия людей с ограниченными возможностями здоровья в выборах, является сегодня одной из самых актуальных, т. к. необходимо совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению инвалидов в избирательный процесс.

Объект исследования: правовой статус инвалидов как субъекта избирательных правоотношений

Предмет исследования: избирательная активность инвалидов

Цель исследования: проанализировать причины недостаточной активности в избирательном процессе людей с ОВЗ, имеющих место в обществе 

Задачи исследования:

1. Дать характеристику инвалидам, как активным участникам избирательного процесса.

2. Раскрыть сущность и содержание избирательного права для лиц с ОВЗ.

3. На основе изучения и анализа социологических опросов лиц с ОВЗ, объединений, представителей общественности выяснить наличие проблем в избирательном процессе.

4.  Дать рекомендации по повышению избирательной активности людей с ОВЗ. Предложить свои пути решения данной проблемы.

Проблема: реализация активного избирательного права отдельных категорий граждан, а именно лиц с ограниченными физическими возможностями.

Гипотеза:

Ограниченные возможности здоровья не могут помешать политической активности граждан, жить полноценной жизнью.

Методы исследования:

1. Изучение литературы и других источников информации

2. Наблюдение

3. Интервью

4. Социологический опрос - анкетирование

5. Анализ полученных данных

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в определении роли людей с ОВЗ в политической жизни нашего государства.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».

Основная часть

Глава I

Исторический и теоретический анализ нормативных документов и литературы по вопросу избирательные правоотношения инвалидов

На международном уровне статус инвалидов закреплён Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года к которой в 2012 году присоединилась Россия., Статья 29 Конвенции указывает какие политические права и возможности наравне с другими инвалидам должны гарантировать государства-участники.

В частности,

А) обеспечивать, чтобы инвалиды могли эффективно и всесторонне участвовать, прямо или через свободно выбранных представителей. в политической и общественной жизни наравне с другими. В том числе имели право и возможность голосовать и быть избранными, в частности посредством:

1) обеспечения того, чтобы процедуры, помещения и материалы для голосования были подходящими, доступными и лёгкими для понимания и использования;

2) защиты права инвалидов на участке в тайном голосовании на выборах и публичных референдумах без запугивания и на выдвижения своих кандидатур для выборов, на фактическое занятие должностей и выполнение всех публичных функций на всех уровнях государственной власти. (1)

 В РФ сферу избирательных правоотношений регулирует Конституция РФ и федеральные законы от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 14 июня 2011 года был принят Федеральный закон №143-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав отдельных граждан», Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, иными законодательными актами.

Работ, посвящённых исследованию избирательного процесса для лиц с ОВЗ не так много.  Бердникова Е.В. Титовская А.В. в работе «Конституционно-правовые гарантии реализации избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями» рассматривают вопросы обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями и раскрывают суть реализации активного избирательного права; предлагают пути разрешения некоторых проблем. Шеховцова Д.А. «Особенности участия российских избирателей с ограниченными возможностями здоровья на выборах» выявляет особенности электорального поведения людей с ОВЗ в ходе проведения социологического исследования методом экспертного интервью. В статье рассматриваются проблемы людей с ОВЗ, с которыми они сталкиваются при попытке реализовать свое электоральное право, а также возможные пути оптимизации ситуации. Кузнецов М.А. «Правовое положение инвалидов по слуху в России: вторая половина XIX - начало XXI века» представляет исследование законодательного регулирования прав, не слышащих в дореволюционной России и деятельность общественного призрения в обеспечении их прав. Фурсов С.А. в работе «Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект» даёт анализ тенденции увеличения числа инвалидов в социальной структуре общества, и указывает на необходимость анализа деятельности властей всех уровней в области социальной и политической интеграции таких граждан.
В Рекомендациях рассматриваются особенности деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Но это человек, который полноценно принимает участие в жизни общества в целом. Я сама являюсь инвалидом и поэтому решила узнать, как государство и общество обеспечивает избирательные права лиц с ОВЗ и как люди, имеющие инвалидность, проявляют политическую активность.

С целю выявления особенностей электорального поведения лиц с ОВЗ мною было проведено специальное социологическое исследование. В исследовании приняли участие представители избирательных комиссий, члены Всероссийского общества слепых Бурятской республиканской организации, наблюдатели, и непосредственно сами люди с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 2 На избирательном участке

9 сентября 2018 года жители республики Бурятия выбирали депутатов Народного Хурала, явка на региональных выборах оказалась низкой –  всего 37,79%, свои голоса отдали 257502 избирателя. Активны ли были избиратели с ОВЗ?

Накануне выборов член Общественной палаты РФ, председатель фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых призвала всех жителей Бурятии проголосовать на выборах-2018: «Мы провели подготовительные мероприятия к выборам — были проведены семинары для председателей территориальных комиссий по сопровождению людей с инвалидностью в части оказания помощи в обеспечении их избирательных прав. К выборам готовы!» 

И так в день голосования я с сопровождающим хотя можно было воспользоваться помощью волонтёров отправилась на избирательные участки № 727 и № 734.  У избирательного участка № 727 играла весёлая музыка, чтобы попасть в помещение мы поднялись по лестнице, но нигде не было видно пандусов для спуска/подъема инвалидных колясок.  Зайдя в помещение ни на одном, ни на другом избирательном участке я не увидела тактильных указателей – средства отображения информации, представляющие собой рельефную полосу определённого рисунка и цвета, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путём осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. То есть всю информацию как пройти в зал голосования я получала не сама, а через сопровождающего. На агитационных стендах отсутствовала информация, выполненная по Брайлю.

Зал голосования на избирательных участках находился на первом этаже. Помещения для голосования большие, просторные, светлые. Специальные кабины для тайного голосования соответствовали параметрам, позволяющим инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственно въехать/выехать в/из кабины, заполнить избирательный бюллетень, но в них не был установлен пониженный столик для удобства сидящего избирателя.

Мы обратились к одному из наблюдателей с вопросом: «Как проголосовать незрячему человеку?» - и получили ответ: «На дому», затем немного подумав нас направили к председателю комиссии. Председатель избирательной комиссии предложил нам увеличительную лупу для слабовидящих и специальный трафарет с прорезями на месте квадратов в избирательном бюллетене для проставления знака по строкам размещения фамилий зарегистрированных кандидатов, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых лиц.

Мой сопровождающий получил бюллетень, кстати бюллетеней, написанных по Брайлю, не было, чтобы узнать какой кандидат под каким номером мне его зачитали и теперь его надо было заполнить. Но тут возникли трудности я никак не могла правильно вставить бюллетень в трафарет так как на нём отсутствовали обозначения - лицевая сторона, верх или низ. Почему-то это не предусмотрено. Ведь во многих городах России на избирательных участках используются бюллетени содержащие звуковые метки.  «Говорящий» бюллетень представляет собой специальный набор, в который входит специальная ручка – тифломаркер она диктует избирателю сведения о кандидатах, представленных в бюллетенях. Используя такой бюллетень незрячий человек может сделать свой выбор, самостоятельно не прибегая к посторонней помощи. Мой сопровождающий заполнил бюллетень и опустил его в урну. Мы обратили внимание на человека, который жестикулируя руками, хотел что-то уточнить у членов избирательной комиссии, но его не понимали. На участках не оказалось сурдопереводчика – специалистов которые владеют языком жестов для слабослышащих и глухих избирателей. После посещения избирательного участка я сделала для себя следующие выводы - избирательные участки должны быть оснащены и обеспечены всем необходимым оборудованием для беспрепятственного участия в выборах людей с ограниченными возможностями, которые хотят проголосовать непосредственно на избирательных участках.

Глава 3 Голосование на дому

Есть альтернатива посещению инвалидом избирательного участка это проголосовать на дому. Человек с ограниченными возможностями здоровья может заранее позвонить в избирательную комиссию и оставить заявку, чтобы в день выборов к нему приехали представители избирательного участка с выносной урной и бюллетенем.  Заявление с просьбой о голосовании на дому может быть подано в участковую избирательную комиссию с момента её формирования, но не позднее, чем за шесть часов до окончания голосования, то есть оно может подаваться и в день голосования. Если человек такое заявление не подавал и не просил кого-либо передать соответствующую просьбу, участковая избирательная комиссия не имеет права приходить к нему с переносным ящиком для голосования.

Данная практика широко используется, она хорошо продумана, но в то же время, по-моему, мнению в ней есть ряд минусов. В избирательной практике встречаются ситуации, когда члены избирательной комиссии, прибыв к избирателю домой, еще из-за двери интересуются, за кого он собирается голосовать, и, если ответ их не устраивает, уходят, не дав возможности проголосовать. Бывает и так, что, войдя в дом, члены комиссии дают советы по голосованию. Все эти действия категорически незаконны и за них предусмотрена ответственность.

На сегодняшний день в российском обществе наблюдается низкий уровень межличностного доверия, и, несмотря на то, что существует возможность проголосовать на дому, далеко не каждый готов впустить к себе незнакомых людей, тем более, когда речь идет о политическом мероприятии.

Глава 4 Анкетирование и её результаты

Мною было проведено анкетирование среди лиц с ОВЗ. В опросе участвовало 20 человек.

Им было задано 5 вопросов (см. приложение).

О дате и времени голосования, о политических партиях, участвующих в выборах, о порядке заполнения избирательного бюллетеня все опрашиваемые заблаговременно получили информацию. А вот познакомится непосредственно с кандидатами в депутаты им не удалось. Член Всероссийского общества слепых республики Бурятия Никитина Лилия Алексеевна пояснила нам: «Мы приглашали к себе в общество кандидатов в депутаты. но по-видимому у них не нашлось времени или желания приехать на встречу с нами. Агитационные материалы в виде листовок, бюллетеней, которые нам принесли были в печатном виде слепые люди их самостоятельно прочитать просто не могли. Агитационного материала выполненного шрифтом Брайля или аудиовизуальных записей предоставлено не было».

60 % (12 ч.) принимали участие в выборах 9 сентября 2018 года, 8 человек лично посетили помещение для голосования избирательного участка, 5 человек самостоятельно заполнили бюллетень, 3 человека заполнили бюллетень с помощью иного лица (незрячие избиратели), четверо пригласили членов избирательной комиссии на дом.

40% опрошенных не приняли участие в выборах По данным опроса, к числу основных причин, по которым они не приняли участие в голосовании – это болезненное состояние, отсутствие лифтов и пандусов в подъездах по месту жительства и на избирательных участках, расположение избирательных участков на большом расстоянии от дома, отсутствие достойного на их взгляд кандидата.

Таким образом, в процессе анализирования данных, полученных в ходе исследования, хорошо видно, что действующая система осуществления избирательных прав людьми с ограниченными возможностями недостаточно проработана и продумана.

Заключение

 Я пришла к выводу, что. система информирования, голосования требуют доработки и сама система участия в выборах для лиц с ОВЗ не всегда доступна. Существует необходимость разработки и законодательной регламентации процедуры, которая позволит каждому человеку отдать свой голос без посторонней помощи.

Устранение недочётов в избирательном процессе должны способствовать полному вовлечению инвалидов в политическую жизнь нашего государства. Ведь для инвалидов личное участие в процессе голосования – одно из жизненно важных событий, позволяющее почувствовать себя нужным обществу.

«Решение проблем людей с ОВЗ в сфере политической активности необходимо не только самим инвалидам, но и обществу в целом, ведь речь идет не только о возможности таких людей участвовать в выборах, но и о возможности реализации их гражданских прав. В этом в первую очередь должна быть заинтересована сама власть, ведь люди с ОВЗ являются достаточно многочисленным электоратом, который может проявить как лояльное отношение к власти, так и оппозиционное». (9)

Список литературы:

  1.  Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней /Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/106 от 13.12.2006.

 Федеральные законы

  1. 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  2.  10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
  3. 14 июня 2011 года №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав отдельных граждан».
  4. 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  5. Бердникова Е.В. Титовская А.В. Конституционно-правовые гарантии реализации избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями Журнал Вестник Саратовской государственной юридической академии: 2014-с.197-200
  6. Кузнецов М.А. Правовое положение инвалидов по слуху в России: вторая половина XIX - начало XXI века. Диссертация М.:2008-с.198
  7. Фурсов С.А. Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект. Диссертация М.:2011-с.192
  8. Шеховцова Д.А. Особенности участия российских избирателей с ограниченными возможностями здоровья на выборах Журналhttps://cyberleninka.ru/images/scholar.svgГуманитарные науки. Вестник

Финансового университета.-№ 3, 2018-с.24-27

Приложение 1

АНКЕТА

для избирателей с инвалидностью

1. Принимали ли Вы участие в выборах 9 сентября 2018 года?

Да

Нет

2. Если нет, то почему? _______________________________________________

3. Если да, то каким образом:

Лично посетили помещение для голосования избирательного участка

Пригласили членов участковой избирательной комиссии на дом

Самостоятельно заполнили бюллетень

Заполнили избирательный бюллетень с помощью иного лица

4. Какие трудности Вы испытывали при посещении помещения для голосования избирательного участка (доступность помещения)?

 __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Получили ли Вы заблаговременно полную информацию, связанную с подготовкой и проведением избирательной кампании?

О дате и времени голосования

Да

Нет

О кандидатах, о политических партиях, участвующих в выборах

Да

Нет

О порядке заполнения избирательного бюллетеня

Да

Нет


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III-IV ВИДА»

670050, г. Улан-Удэ, ул. Чкалова, д. 23, тел/факс: 8(3012) 25-33-55, 25-11-84,

 e-mail: schoolinter6234@gmail.com

Научно – исследовательская работа

«Нет в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой»

Номинация: «Семейная реликвия»

Выполнила:

Баторова  Арюна…

учащаяся 6 класса

Консультанты:

Руководитель:

Симакина Ольга Ивановна

учитель истории

 и обществознания

Контактный телефон:

Улан-Удэ ГБОУ РЦО, 2017

Оглавление

Введение……………………………………………………....3

Основная часть……………………………………………….4-9

1. Реликвия как связь времён……………………………....4-5

2. Жизнь моего прадедушки до призыва в армию………..5

3. Мой прадедушка участник Второй мировой войны……..6-7

4. Подвиг моего прадедушки………………………………...7-8

5. Мирная жизнь………………………………………………8-9

6. Мой прадедушка – моя гордость…………………………..9

Заключение……………………………………………………..10

Список используемой литературы и интернет ресурсов…….10

Приложение……………………………………………………..11-

Введение

Семьдесят два года, как закончилась Вторая мировая и Великая Отечественная война. Но эта тема постоянно волнует наше поколение и будет актуальна во все времена. Этот праздник, как говорят в народе, «радости и слез», напоминает нам о том, что единый народ непобедим, что были люди, которые были готовы отдать жизнь за свою Родину.

Сейчас я учусь в 6 классе и понимаю, что настало моё время  изучить историю семьи не только по  воспоминаниям,  документам и фотографиям, которые хранятся  в архиве семьи моего прадеда по материнской линии, но и что-то создать полезное и интересное для будущего поколения.

Актуальность выбора данной темы в том, что  мы поколение  21 века должны  свято хранить прошлое своей семьи, своей Родины.

Гипотеза: история моей семьи и героическое прошлое моей Родины – одно целое. Солдат войны, обычный человек  является примером для потомков.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить материалы школьной летописи о героях Второй мировой и Великой Отечественной войны, семейный архив, создать сайт  в Интернете, который будет пополняться найденными сведениями.

Объект исследования: семейный архив, архив семей моих родственников.

Предмет исследования: боевой путь и награды, завоеванные во Второй мировой  моим прадедом.

Цель  исследования: Показать сопричастность человеческих судеб - судьбам всей страны, проследить исторический путь жизни и деятельности моего прадеда, Жамсаранова Батора.

Задачи:

* Выяснить, что является семейной реликвией в нашем доме.

* Определить в чём заключается ценность сохранённых семейных реликвий.

* Изучить и систематизировать документы, награды и фотографии семейных архивов.

* Восстановить историческую хронику семейных реликвий

Основная часть

Мой прадедушка был на войне!
Он страну от врагов защищал,
И, когда все горело в огне,
Его ангел крылом укрывал.

Он геройски прошел всю войну,
И с Победой вернулся домой.
Я за мир благодарен ему,
И горжусь тем, что прадед - герой!
Е. Никифорова

1. Реликвия как связь времён.

Тема исследовательского проекта выбрана мной неслучайно. Однажды, рассматривая фотоальбом с бабушкой…, я увидела фотографию человека, в военной форме с орденами и медалями на груди. На мой вопрос: «Кто это?» Я получила ответ: «Это мой отец, твой – прадед, Жамсаранов Батор». Бабушка сказала, что эти награды наша семейная реликвия. Я попросила бабушку показать мне эти награды моего прадеда. Увидев награды, я испытала не только чувство гордости, но меня заинтересовало, что это за награды, за какие подвиги мой прадед получил их?

В  первых я решила выяснить, а что такое реликвия?

Я нашла определение в словаре С.И. Ожегова. Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. Я поняла, что семейные реликвии ценны вдвойне, так как они передаются по наследству между кровными родственниками и представляют особую ценность для членов данной семьи.

В нашей семье это подушечка с боевыми орденами и медалями  и военный билет  моего прадедушки.

Я не знала своего прадедушку, потому что он умер, когда меня ещё не было на свете. Но у моей бабушки сохранились фотографии, военные награды, его военный билет,  а ещё воспоминания моей бабушки, родственников которые помогли мне представить прадедушку – героя.

Исследуя эти документы и проанализировав рассказы близких мне людей, я постаралась проследить жизненный путь простого человека, который с такими же, как и он, простыми солдатами одержали победу во Второй мировой войне.

2. Жизнь моего прадедушки до призыва в армию.

         Родился  мой прадедушка Жамцаранов Батор 16 марта 1925 года  в селе Урдо-Ага Агинского национального округа  читинской области в многодетной семье бедного крестьянина-скотовода.  Помогал по хозяйству отцу. Закончил 4 класса в 1940 году. После окончания начальной школы, возможности продолжать учёбу не было, и мой прадедушка пошёл работать в колхоз имени «Молотова». В 1941 году началась Великая Отечественная война. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжёлое время для страны они осознавали причастность своей судьбы к судьбе Родины. В первые дни войны мужчин и лошадей забрали в армию. Остались в колхозе женщины, дети и старики.  Дисциплина в колхозе была очень строгая.  В летнее время работали весь световой день: на покосе, на посадке овощей, картофеля, пшеницы, помогали выращивать лён, ухаживали за скотом, помогали на заготовке дров. Работали практически наравне  с взрослыми.  «Работать по-военному» - этот лозунг стал законом жизни тыла. Время было голодное, холодное.

3. Мой прадедушка участник Второй мировой войны.

Когда моему прадедушке – Жамсаранову Батору  исполнилось 18 лет, его призвали на действительную военную службу. 26 января 1943 года он был направлен в часть, где  5 февраля 1943 года он принял военную присягу.  В 1943 году Китайская народная республика была оккупирована японскими войсками. Мой прадедушка служил в 582 стрелковом полку в приграничном районе с  Манчжурией. Служба была нелегкой. В связи с неспокойной обстановкой на границе Советское командование было вынуждено все годы Великой Отечественной войны держать на границе с Манчжурией группировку войск, из-за возможности нападения милитаристской Японии. После победы над гитлеровской Германией СССР 8 августа 1945 года объявила войну Японии и уже 9 августа приступила к началу крупномасштабных боевых действий.

Оправдаем мы клятву народа

И жестоко врага разобьем!

Ворошиловских залпов металла

Мы японцам в избытке пошлем.

Чтобы помнили нас не напрасно,

Самураям готовим провал!

Не гулять им в монгольских просторах!

Не видать им Советский Байкал!

(Стихотворение участника боев М. Амариева «Оправдаем клятву»)

Маньчжурская операция войск Забайкальского фронта началась 9 и закончилась 18-19 августа 1945 года начавшейся в эти дни общей капитуляцией японских и маньчжурских войск. В общем стратегическом плане  Забайкальский фронт действовал на главном направлении, имел огромные силы и сыграл решающую роль в разгроме японо-маньчжурских войск.

Мой прадедушка  в звании ефрейтора  в составе Забайкальского фронта участвовал в наступлении на японские позиции. Советским частям необходимо было разбить самую крупную сухопутную группировку японской армии, так называемую Квантунскую армию. Мой прадедушка 10 августа 1945 года  принимал участие в операции по разгрому японской армии в городе Хайпар.  Сопротивление противника было сломлено. Город был взят советскими войсками. Вот как описывают эти события очевидцы: «Забайкальцам удавалось наступать в высоком темпе, по пятьдесят километров в сутки. И это в зной, когда солнце безжалостно жжет руки и лицо,  бойцы мучаются от жажды. А кругом абсолютно безводная пустыня. Тем не менее, измотанные войска с ходу атакуют город Хайлар — заслон японцев на пути к Хинганскому перевалу. Вокруг города, словно живые стражи — высоты с долговременными огневыми точками. Японский гарнизон в шесть с половиной тысяч солдат ожесточенно сопротивляется, но советские части врываются на улицы города. 10 августа Хайлар взят».  Советская армия двигалась, вперёд освобождая населённые пункты от японцев. 12 августа мой прадедушка участвовал в освобождении города Чжаланьтунь.  

4. Подвиг моего прадедушки.

Я искала в сети интернет хоть какую-нибудь информацию о моём родном прадедушке и вот удача! На сайте podvignaroda.mil.ru нашла наградной лист моего прадеда – Жамсаранова Батора. 

Под номером записи: 150661405

Приказ о награждении и сопроводительные документы к нему

Приказ по 9 стрелковому полку 94 стрелковой дивизии от 21 сентября 1945 года город Чжаланьтунь.  От имени Президиума верховного Совета ССР, за образцовое выполнение заданий командования в борьбе с японскими милитаристами проявленные при этом мужество и отвагу награждаю: «Медаль за отвагу»

Под № 40 Жамсаранова Батора, красноармеца, стрелка 8 стрелковой роты, за то, что он 12.08 забрасал гранатами дот врага и уничтожил двух самураев. Колхоз имени «Молотова» член ВЛКСМ.

В этом сражении Прадедушка был ранен в шею и в правое бедро. В госпитале он узнал, что 2 сентября Япония капитулировала и  закончилась Вторая мировая война.

 После лечения мой прадедушка вернулся в свою часть и продолжал служить. Красная армия после победы над японскими милитаристами осуществляла большую работу по наведению порядка на освобожденных территориях Маньчжурии.

5. Мирная жизнь.

     В феврале 1948 года был демобилизован в запас.  Победоносное окончание войны открыло новый этап в жизни советской страны: от решения военных задач предстояло перейти к мирному созидательному труду, залечиванию тяжелейших ран, нанесенных войной. Вернувшись, домой мой прадедушка стал работать механизатором в родном колхозе. В послевоенной деревне престиж механизатора был высоким. Бывшие фронтовики приобретали мирные профессии тракториста, комбайнера, шофера.  В  весенние и летние месяцы  сеяли сельскохозяйственные  культуры и ухаживали за ними, а с наступлением осени — собирали урожай,  в холодное время года  подготавливали всю технику, чтобы в следующем сезоне она не подвела в самый ответственный момент. На своей родной земле встретил он свою будущую жену красавицу Жакргал, создал семью. Долгое время вместе с моей прабабушкой  добросовестно работал чабаном. Профессия чабана очень трудоемкая: прадедушке и прабабушке надо было вставать с рассветом  и проводить целый день на ногах, выполняя  всю работу по уходу за животными. 

6. Мой прадедушка – моя гордость.

Мой прадедушка за участие во Второй мировой войне был награжден медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией», «За отвагу», Орденом Жукова, а также юбилейными медалями.

Мой дорогой прадедушка был честным, добрым, умным, щедрым, бескорыстным – так говорят про тебя родные.

Память о прадеде навсегда останется в страничке нашей семейной истории и служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.

Впервые в этом году на День победы я вместе с мамой и папой приняла участие в международной акции «Бессмертный полк». Я несла транспарант с фотопортретом моего прадедушки. Я хочу помнить и знать кто спас Мир от фашизма и японского милитаризма.

       Я считаю, что пока мы помним – мы живем!!! Так пусть эта память никогда не исчезнет из наших сердец, наших семей. Пусть во все времена люди помнят, передают по наследству эту память!

Историю своей семьи

Каждый должен знать.

 Реликвии семейные

Нужно сохранять,

Чтоб будущим потомкам

Всё это передать.

Заключение

Я горжусь своим прадедом Жамсарановым Батором – участником Второй мировой войны. Он внес свой неоценимый вклад в великое дело Победы. Для моей семьи он – герой,  потому что    воевал  честно, и отважно не прятался за спины других, всегда помнил о своей Родине, о своем воинском долге, о своей семье. В народе говорят: «Человек жив, пока о нем помнят». Мой прадед  всегда будет жить в наших сердцах. Он сделал все, чтобы был мир на нашей земле, чтобы мы жили сейчас, учились, мечтали о будущем. Когда я вырасту, то передам своим детям нашу семейную реликвию, чтобы и они знали своих предков. Никакой ценой нельзя измерить награды моего прадеда, потому что это святыни, которым люди должны поклоняться.

Цели и задачи работы – достигнуты. Благодаря работе над данной темой, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и что немало важно, сумела заинтересовать своей работой всех своих родственников.

 Таким образом, подтверждается гипотеза, выдвигаемая в начале исследования. А самое главное – сохраняется связь между поколениями, и мы будем помнить подвиги героев войны.

Историю войны нужно не только помнить, но и извлекать из нее уроки - уроки мужества и стойкости, уроки преданности и любовь к Родине.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

Котенев А.Я. На Забайкальском фронте. – М.,1985.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., толковый словарь русского языка. – М., 2006.

Интервью  родственников

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.proza.ru/2014/04/23/1016

https://vk.com/zabaykalski_front

Приложение


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение

«Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 62 III-IV вида»

670050, г. Улан-Удэ, ул. Чкалова, д. 23, тел/факс: 8(3012) 25-33-55, 25-11-84,

 e-mail: schoolinter6234@gmail.com

Исследовательская работа

по краеведению

«Полёт начинается с земли»

(Прошлое и настоящее АО Улан – Удэнского авиационного завода).

Исполнитель:

Пинягин Максим Евгеньевич

учащийся 10 класса.

Руководитель:

Симакина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания

ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида

2017

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………..2 - 3

2. Основная часть……………………………………………………………3 - 9

2.1. Как всё начиналось……………………….................................................3 - 4

2.2. Первый самолет………………………………………… ………………4 - 5

2.3. Трудные годы войны……………………………………………………5 - 7

2.4. Победа открыла новые горизонты……………………………………7 -  8

2.5. Есть одна у лётчика мечта………………………………………………...…8

2.6. На пяти континентах………………………. ………………………………9

3. Результаты исследования……………………………………………………9

4. Вывод………………………………………………………………………….9

5. Заключение…………………………………………………………………..10

6. Литература……………………………………………………………………10

5. Приложения……………………………………………………………11 – 17

1. Введение

  Наша школа ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида находится в посёлке Восточный, где и расположен ОАО Улан – Удэнский авиационный завод. Как-то, работая над докладом по истории Бурятии, посвященным промышленному развитию Улан - Удэ, я заинтересовался историей авиационного завода. И мне захотелось узнать больше об этом предприятии.

Заинтересовавшись, я решил поискать в литературе, в Интернете информацию о заводе. А в сентябре мы с классом побывали на экскурсии на авиационном заводе. Об авиации пишут много и многие. Но чаще всего – это рассказы о самолётах и лётчиках, о конструкторах и учёных, о знаменательных перелётах рекордах. Но почти нет материалов, где говорится о заводах, их выпускающих, о точном и сложном труде самолётостроителей. Мой взгляд на становление и развитие завода я уточнял  через различные исторические источники и справочники, мемуары, историческую  литературу, а также средства массовой информации.

Мне стало известно, что авиационный завод богат своими традициями, людьми и достижениями. Возможно, после окончания школы кто-то из выпускников пойдёт работать на этот завод, один из ключевых производственных активов холдинга «Вертолёты России». Это и послужило причиной выбора истории ОАО Улан – Удэнского авиационного завода (ОАО У – УАЗ) по производству самолётов и вертолётов в качестве темы моей исследовательской работы.

Актуальность темы определяется  необходимостью сохранить память о целом поколении людей, чьё детство выпало на трудные предвоенные годы и военную пору, послевоенное возрождение народного хозяйства. О поколении авиастроителей, которые вносят свой вклад в развитие АО У – УАЗ в настоящее время.

Цель моей работы заключается в комплексном анализе зарождения и развития авиационной промышленности в городе Улан – Удэ.                            

Обобщив и проанализировав все собранные мной на момент начала исследования материалы, я поставил перед собой  следующие основные задачи:

1. Собрать, систематизировать все имеющие материалы об АО У - УАЗ, со дня основания по сегодняшний день.

2.Проследить историю появления авиационного завода.

3.Проанализировать историю развития авиационного завода в городе Улан – Удэ.

4. Посетить музей АО У – УАЗ.

5. Посетить АО У - УАЗ в «День открытых дверей».

6. Побеседовать с работниками предприятия.

7. Усовершенствовать навыки научно – исследовательской работы.

Методы, используемые при выполнении работы:

• анализ литературы;

• изучение и обобщение документов;

• интервьюирование;

• теоретический анализ и синтез,

• конкретизация,

• исторический метод.

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована на уроках истории Отечества и истории Бурятии при изучении соответствующих тем; на занятиях кружка по краеведению; по профориентации; электронная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении истории авиации. Она поможет школьникам расширить и углубить знания об АО У - УАЗ, как об одном из крупнейших предприятий республики Бурятия.

2. Основная часть

2.1. Как всё начиналось

         26 мая 1936 года день рождения  ОАО У – УАЗ. 26 мая 1936 года Совет Труда и Обороны Советского Союза принял постановление о начале строительства двух авиаремонтных заводов – в Улан – Удэ и его брата – близнеца в Арсеньеве. 21 декабря 1936 года приказом Наркома тяжёлой промышленности Г.К.Орджоникидзе  Г.Г.Петров был назначен начальником строительства и директором завода №99.[6] Авиаремонтный завод был объявлен ударной стройкой пятилетки. На стройку потянулись люди из других  городов, молодёжь.  В марте 1938 года Г.Г. Петрова, обвинённого в затягивании строительства завода и расстрелянного, сменил Н.Ф. Казаков. Был утверждён Генплан завода. Тогда же было названо первое производственное задание авиаремонтного завода: ему предстояло при трёхсменной работе в год ремонтировать восемьсот самолётов и полторы тысячи авиамоторов. «Каждый день приносил, какой – ни будь успех, радость» [2,с112] - так  писал в своей книге «Годы и десятилетия» Н.Ф. Казаков.

Таким образом, в 1939-й год завод шагнул уже достаточно уверенной походкой, были пущены вспомогательные цеха. (Приложение 1)

2.2. Первые самолёт

 Начальником цеха эксплуатации сильных токов  был назначен выпускник Московского института механизации и электрификации Д.Ж. Жанаев., через два года он добровольцем уйдёт на фронт и погибнет Героем Советского Союза. Коллектив завода приступил к ремонту самолётов, И – 16, СБ и авиационных моторов М – 25, М – 100. Международная обстановка в мире накалялась. Милитаристская Япония начала захват Монголии. Выполняя договорные обязательства, Советский Союз оказал помощь МНР, направив в Монголию войска, танки, авиацию. Наш завод стал прифронтовым. Раненных в небе Халхин – Гола «курносых», как назвали истребитель И- 16, а также бомбардировщики СБ «подлечивали» на авиационном                         

заводе города Улан – Удэ. В событиях на Халхин – Голе получили боевое крещение заводчане: В.И. Ионов, П.С. Кобунов, В.П. Усов. После того, когда японцы потерпели поражение, авиазаводчане вернулись на завод. В предвоенный год на заводе разворачивается стахановское движение. Одними из первых заводских стахановцев стали лётчик цеха 14 – Чернобуров, мотористы цеха 1-2 Беломестных, Лесин и другие. Итак, завод «встаёт на крыло».

2.3. Трудные годы войны

  Наступил 1941 –й год, в котором заводу предстояло освоить производство фюзеляжа и оперения ПЕ – 2, знаменитого пикирующего бомбардировщика(вгоды войны его назвали «пешкой»). [4,72] Война… Её ждали, но она оказалась неожиданной. И в этой противостоящей гитлеровским войскам, праведной силе нашлось место и Улан – Удэнскому авиационному. Завод вовремя родился и успел набраться сил к этому дню. Все военные годы руководил предприятием назначенный в ноябре 1941 года С.Е. Прокопьев.   Без окопов и рвов, без грохота снарядов и визга бомб пролёг незримый фронт через цеха авиазавода.. Авиастроители не просто делали машины, они ковали Победу. Сотни его сыновей уходили на фронт, мстить врагу за порушенную мирную жизнь. Причём многие из них попадали на действующий фронт только после многократных попыток добиться «раз бронирования». По всей стране звучал голос партии: «Всё для фронта, всё для победы!». На заводе вводилась сверхурочная работа, работали, не выходя из завода, по целым неделям, спали по 2 – 3 часа в сутки. Люди себя не жалели. Тяжело было взрослым, а ведь и подростки сплошь и рядом стояли на рабочих местах. В первые дни войны руководство завода столкнулось с очень серьезной проблемой – нехваткой кадров. Квалифицированные, опытные рабочие, на которых до войны держалось производство, в большинстве своем ушли на фронт. Только 60% оставшихся на предприятии имели в среднем год рабочего стажа. Времени на подготовку         достаточно профессиональной смены слесарей, станочников, рабочих других ведущих и вспомогательных профессий не было. Но выход все же был найден. Десятки рабочих начали овладевать смежными профессиями, осваивать скоростные методы труда, включились в движение многостаночников. В феврале 1942 года на авиационном заводе  была создана первая фронтовая комсомольско – молодёжная бригада, возглавлял её А. Моисеенко  О.В. Раздувалова, бывший технолог инструментального цеха, вспоминает: «было слово «надо!», мы не знали слова «нет».[5,124]

В 1942 году завод начал осваивать истребитель ЛА – 5, с мотором воздушного охлаждения. В феврале 1943 года завод приступил к серийному выпуску ЛА – 5.ЛА – 5 впервые появился в небе в разгар Сталинградской битвы. Высокие боевые качества этого истребителя были отмечены лётчиками. С февраля 1943 года до лета 1944 года Красная Армия получила из Бурят – Монголии 283 машины. В июле 1944 года завод начал выпускать Ла – 7. На самолёт этого типа пересел с Ла – 5 и герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. В годы войны на нём летали лётчики – дважды Герои Советского Союза – Г.А. Речкалов,  Д.Б. Глинка, Султан Амет – хан. Всего заводом было выпущено 249 машин.

Но завод помогал фронту не только боевыми самолетами. Как и по всей стране, на заводе создавался фонд обороны, работники завода сдавали свои личные сбережения на создание боевой техники. Большой заботой заводчане  окружили семьи фронтовиков.

Но авиастроители Бурятии приближали победу не только под крышей своего завода.  Многие из них ушли на фронты Великой Отечественной. В первые два года на фронт ушли около двухсот заводчан. Среди первых были Д.Т. Кашкаров, В.А. Квасов, А.А. Дружинин, Д.Н. Эрдинеев… Многие из них не вернулись на родной завод. . Их имена выбиты на обелиске, стоящем у входа в парк имени Д.Ж. Жанаева. На фронтах Великой Отечественной         храбро сражалось более двадцати женщин авиазавода. Все заводчане – фронтовики награждены боевыми орденами и медалями.

Победа! Ради её приближения днём и ночью четыре года неусыпно ковал оружие завод, ради неё отдали свои жизни 983 наших земляка из 766 семей заводчан. (Приложение 2)

2.4. Победа открыла новые горизонты

  С конца 1949 года улан – удэнцы приступили к освоению самолёта МиГ – 15, открывшего эпоху реактивной авиации. До августа 1959 года в столице Бурятии Улан – Удэ выпустили 1117 истребителей. С января 1957 года завод стал выпускать вертолёты КА – 15. Позже КА – 18, КА – 25, МИ – 8. Вертолёт служил и служит сегодня гражданской авиации, спасателям, геологам, участвовал в строительстве БАМа. В 19611965 годах на заводе выпускались высотные самолёты-разведчики и самолёты-мишени Як-25РВ. Самолёт Як - 25РВ создавался в соответствии с Постановлением Правительства СССР №419-198 от 16 апреля 1958 года – документ был настолько важным, что на нём стояло два грифа: «Совершенно секретно» и «Особой важности».[1]

В мирное время завод мечтал о выпуске самолётов гражданской авиации  и мечта сбылась. Начинается выпуск Ан – 24. Первый полёт «Аннушки»  состоялся 1 мая 1965 года. Посмотреть, как он поднимается в небо, собрался весь завод. Восьмидесятые годы были ознаменованы началом сотрудничества с ОКБ Сухого. Завод начал производство самолета Су-25УБ - учебно-боевого варианта легендарного штурмовика Су-25, известного в мире как «Грач» или «Летающий танк». В наши дни штурмовики Су-25УБ состоят на вооружении Министерства обороны России и целого ряда зарубежных стран. Завод всегда ходил в передовиках среди промышленных предприятий города и республики Награждён наградами, дипломами грамотами. Награждён орденом Красного Знамени Указом Президиума         Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года. В 80-90-е годы наряду со штурмовиками Су-25УБ была построена серия палубных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ. Эти самолеты поставлялись для нужд Министерства обороны СССР и России. В частности, они вошли в состав авиационной группы авианосца «Адмирал Кузнецов».  Во второй половине 90-х годов завод начал производство военно-транспортного вертолета Ми-171Ш, оснащаемого ракетным управляемым, ракетным неуправляемым и стрелково-пушечным вооружением. Вертолет прошел серию испытаний и с 2002 года начались его первые поставки. Ми-171Ш поставили на свое вооружение целый ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Европы (в т. ч. из блока НАТО), страны СНГ. В 1994 году завод прошел процесс акционирования, и получил наименование  акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод» (АО У – УАЗ). (Приложение 3)

2.5. Есть одна у лётчика мечта

На протяжении всей истории предприятия – в освоении разных моделей самолётов и вертолётов принадлежит и работавшим на предприятии испытателям. На предприятии гордятся тем, что в группе  лётчиков – испытателей есть Герой России, Заслуженный военный лётчик – испытатель Т.О. Толбоев. Высокую награду в 2007 году ему вручил президент России В.В. Путин. На предприятии работают лётчики – испытатели – полковники В.И. Захаров, Г.Г. Муха, В.А. Сербин. Штурманы – испытатели полковники Г.И. Перминов, В.Л .Панкратов, подполковники Б.Д. Чегринец, В.Н. Никитин.[1,с145]

(Приложение 4)

2.6. На пяти континентах

Сейчас завод участвует во всех международных авиационных выставках, оперативно реагирует на требования покупателей. Мин.                обороны России остаётся одним из главных заказчиков продукции АО У - УАЗ. С 2007 года АО У - УАЗ является частью холдинга «Вертолёты России». На протяжении последних лет Улан-Удэнский авиационный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России», демонстрирует рост объемов производства, при этом постоянно расширяя географию поставок своей авиатехники. [3,с2]

Продукции АО У - УАЗ востребована в странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Центральной Африки, Восточной Европы, Латинской Америки и СНГ.[7] (Приложение 5)

3. Результаты исследования

  В ходе работы над данным исследованием, я выделил основные этапы становления и развития ОАО У - УАЗ завода, прошедшего трудный путь от ремонтного предприятия до признанного на международном рынке производителя качественной и надежной авиационной техники. 

Сердце ОАО У - УАЗ – его производство, от полноценной и ритмичной работы которого зависят, его настоящее и будущее.

4. Выводы

  Главное богатство завода – его люди, без которых не было бы такого мощного и крупного предприятия. АО У – УАЗ единственный в России авиационный завод выпускающий, как самолеты, так и вертолёты.

АО У - УАЗ один из ведущих производителей российской вертолётной техники, флагман экономики Бурятии. Не хлебом единым жив завод. Работая на небо, он твёрдо стоит на земле, доступный одинаково своим многотрудным заботам и земным радостям.

5. Заключение

  Выпущенные в Улан – удэ вертолёты служат укреплению обороноспособности нашей страны. Народ жив, пока помнит свои корни и знает свою историю.                                                                                

Я буду продолжать исследование, моими перспективными задачами является исследование по теме: « Авиазаводчане Герои Великой Отечественной войны».

6. Литература.

1.Воронина Т.В. ООО «Трит – пресс» - Улан – Удэ, 2014.с. 179.

2.Казаков Н.Ф. Годы и десятилетия. изд-во московский рабочий,1982.с.288.

3.Михайлов А. Заглянуть за горизонт. Улан – Удэнский авиационный завод – Новая Бурятия,07.02.11.

4.Тихоновец А.И. Авиастроители. - Улан – Удэ: Бурят. кн. изд – во, 1989.с. 224.

4.Шаповалов В.А., Найдаков В.Ц., Базаров Б.В., Курас Л.В. Улан – Удэ в прошлом и настоящем. – Улан – Удэ: БИОН СО РАН,1996.с.150.

5.ru.wikipedia.org Улан – Удэнский авиационный завод.

6.www.nebaba.yasinskiy.net

                                                                                             



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Тема доклада

История пожарной охраны Улан-Удэ и посёлка Загорск

Секция: «Краеведение»

Исполнитель: Куликов Серёжа

обучающийся 8 класса

Научный руководитель: Симакина Ольга Ивановна

учитель истории, обществознания, ОБЖ

2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение………………………………………………………………………3-4

Основная часть

I Глава. История появления и развития пожарной охраны города Улан-Удэ (Верхнеудинска) ………………………………………………………………4-6

II Глава. История появления и развития пожарно-спасательной части №5.6-8

III Глава. В дыму и огне закалённые…………………………………………8

Практическая часть……………………………………………………………8-9

Выводы …………………………………………………………………………9

Заключение……………………………….……………………………………9-10

Список литературы…………………………………………………………….10

Быть пожарным не просто, друзья,

Ведь не каждый об этом знает.

Быть спасателем – это судьба!

Он страну от беды защищает!

Введение

В нашей школе есть учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», на котором мы знакомимся с пожарной безопасностью. Приобретая на уроках соответствующие знания, умения и навыки, мы сможем в трудную минуту в кризисной ситуации спасти себя и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Мы понимаем, что это залог нашего благополучия, сохранности нашей жизни и жизни наших близких! Мы знаем, что пожар легче предупредить, чем потушить!

Идея изучить историю пожарной охраны в нашем городе и посёлке Загорск зародилась у меня во время экскурсии нашего класса в пожарно-спасательную часть № 5. Я узнал много нового и интересного о профессии пожарного, о пожарной технике, профессиональных инструментах, о костюмах спасателей, о трудовых буднях огнеборцев. Всё это мотивировало меня на проведение исследовательской работы на данную тему.

Актуальность: огонь друг человека, но, если неправильно с ним обращаться, он может превратиться в злейшего врага. В пламени погибают люди, сгорают жилища.  Из выступления Д. Фёдорова заместителя председателя по ГО, ЧС и общественной безопасности администрации Улан-Удэ на 29 января 2024 года: «В Улан-Удэ статистика по пожарам не утешительна. Только с начала года в столице произошли 66 возгораний. Это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Огонь уже унес жизни четырёх человек. Основной причиной специалисты называют неосторожное обращение с огнем». Пожарная охрана играет огромную роль в спасении людей.

Гипотеза: я предполагаю, что через историю создание пожарной охраны города и посёлка Загорск можно увидеть, что современная пожарная охрана подготовлена и оснащена лучше, чем пожарные команды прошлых лет.

Объект исследования: пожарно-спасательная охрана.

Предмет исследования – история возникновения пожарной охраны в нашем городе Улан-Удэ и посёлке Загорск.

Цель исследования: изучение истории создания и развития пожарной охраны города.

 Задачи:

1. Проследить развитие пожарной службы города Улан-Удэ (Верхнеудинска) от истоков до наших дней.  

2. Изучить создание и развитие пожарной охраны в нашем поселке Загорск.

3. Узнать о работниках пожарной части № 5 отличившихся и отмеченных наградами.

4. Прививать интерес к профессии пожарного, воспитывать патриотическую гордость за людей родного края

Методы исследования:

- теоретические (поиска информации, анализ научных источников, интернет-ресурсов);

- практический (посещение пожарной части);

- эмпирические (наблюдение, сбор данных и их анализ).

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков «История Бурятии», «ОБЖ», классных часов, внеклассных мероприятий, для профориентации старшеклассников при выборе профессии.

Основная часть

I Глава. История появления и развития пожарной охраны города Улан-Удэ (Верхнеудинска)

Верхнеудинск (ныне г. Улан-Удэ) — один из старейших городов Сибири и Дальнего Востока. С 1768 г. в городе стали проводиться ежегодные торговые ярмарки, а с 1780 года ярмарки проводились два раза в год — зимой и летом. Верхнеудинск был средоточием богатого купечества. Город выступал торговым посредником между Россией, Китаем и Монголией. Город рос возводились новые деревянные здания. Плана застройки не было, поэтому каждый выбирал место и строил по своему усмотрению. Защита от пожаров имела едва ли не приоритетное значение для богатого и предусмотрительного купечества, что в конечном итоге положительно сказалось на развитии пожарной охраны Бурятии в целом.

С присвоением Верхнеудинску статуса уездного города вскоре была учреждена пожарная команда, правда, без постоянного личного состава, лишь с обозом и пожарными инструментами Люди привлекались на дежурство из числа жителей города по очереди.

Первые сведения о состоянии пожарной охраны г. Верхнеудинска относятся к октябрю 1815 года. Пожарная охрана тогда находилась на содержании Городской управы, а непосредственное руководство ею осуществлялось городничим В государственных архивах сохранилась опись пожарных инструментов, в которой значатся 2 ручных пожарных насоса, 2 кожаных рукава к ним, 1 ствол, 2 конно-бочечных хода, лестница, 84 сажен веревок с крюками и 2 слюдяных фонаря. Водопроводом город не располагал. Основными источниками пожарного водоснабжения были реки Селенга и Уда, колодцы в частных усадьбах. Доставка воды на пожары осуществлялась "путем приглашения водовозов..."

Верхнеудинск часто горел. Самый опустошительный и печально известный дореволюционной Бурятии пожар произошел летом 1878 г. Пожар, начавшийся в усадьбе купца Арона Лазаревича Самсонова (ныне ул. Ленина, 23), продолжался более 3 суток. От пожара пострадала вся центральная часть города, сгорело 87 усадеб, все магазины, примыкавшие к базарной площади, здание полиции и деревянное пожарное депо.

 Для предотвращения подобных бедствий вновь в городе принимаются серьезные меры для пожарной безопасности. Крыши кузниц, бань предлагалось крыть железом. Топка бань по-черному запрещалась, чистку труб должен был проводить профессиональный городской трубочист. Кроме того, предписано строить брандмауэры между домами. Брандмауэр – это стена, выводимая поперек дома и выше крыши из камня или кирпича, предназначаемая для предупреждения распространения пожара, как в каменных, так и деревянных домах. Высокие каменные стены не позволяли распространяться огню. Постройки в то время располагались вплотную друг к другу, поэтому строительство брандмауэров было вполне эффективно для противопожарной защиты. Старые брандмауэры можно и сегодня увидеть в старинной городской застройке на центральных улицах. Например, по правой стороне здания музея города Улан-Удэ по ул. Ленина, 26.

17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этим документом было положено начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в новой общественно-политической формации. К середине 1923 г. в пожарной команде города насчитывалось 33 бойца. Верхнеудинские пожарные располагали 5 коннобочечными повозками, 4 пожарными насосами, 16 лошадьми.

В 1930 г. был введен «Устав службы пожарной охраны», которым определялись внутренний распорядок и обязанности должностных лиц, с этого времени в пожарной охране введена обязательная пожарно-техническая подготовка. В 1932 г. пожарные команды были переименованы в пожарные станции. Это название сохранялось до 1935 г.

Вместе с развитием промышленности росла и крепла пожарная охрана.

II Глава. История появления и развития пожарно-спасательной части №5

История пожарно - спасательной части № 5 неразрывно связана с историей Улан-Удэнского авиационного завода. 26 мая 1936 года Совет Труда и Обороны Советского Союза принял постановление о начале строительства авиаремонтного завода № 99 в городе Улан – Удэ. Пожарная команда при заводе была организована в 1938 году, которая располагалась на рабочей площадке. Численность личного состава в момент организации была в количестве 27 человек и состояла из трёх караулов.

Штат команды состоял из начальника команды, заместителя команды, трёх начальных караулов, трёх командиров отделений, пятнадцати бойцов, трёх телефонисток и кладовщика.

На вооружении пожарной команды было следующее пожарное – техническое вооружение: в первоначальный период один конный ход, а к концу 1938 года поступила пожарная автомашина ПМГ – 1 на шасси ГАЗ – АА, в начале 1939 года поступили на вооружение команды две пожарные автомашины ПМЗ - 1, а также пожарный мотоцикл.

Пожарная команда на рабочей площадке находилась до 1940 года. В апреле 1940 года было выстроено и сдано в эксплуатацию новое пожарное депо, в которое была переведена пожарная команда.

На основании приказа НКВД БМАССР № 200 от 14 мая 1940 года пожарная команда завода № 99 была военизирована, вошла в подчинение НКВД БМАССР и стала именоваться военизированная пожарная команда по охране завода № 99. Численность её составляла 48 человек и состояла она из трёх караулов. На вооружении команды имелось две пожарные автомашины ПМЗ – 1, одна ПМГ – 1 и две водовозки.

С 31 января 1957 года в соответствии с приказом МВД СССР № 0023 стала именоваться первая военизированная пожарная часть МВД Бурятской АССР и был установлен штат, численность которого состояла из 72 человек. На протяжении последующих лет постоянно происходило оснащение пожарной части новой техникой.

Приказом № 060 от 29 сентября 1976 года военная пожарная часть № 1 была переименована в военно- пожарную часть № 5. Силами личного состава были оборудованы: диспетчерская, парадный вход в здание. Проведены работы по расширению территории части на 600 кв.м.

С 1 января 2002 года государственная пожарная служба вышла из состава министерства внутренних дел и была присоединена к МЧС России. Новая символика МЧС появилась на воротах и на фасаде части.

С 1 декабря 2014 года приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС «О переименовании подразделений пожарной службы» военно - пожарная часть № 5 была переименована в пожарно - спасательную.

Сотрудники части обеспечивают пожарную безопасность не только критически важного для страны объекта – Улан-Удэнского авиационного завода, но и оберегают жителей посёлка Восточный, посёлка Загорск, города Улан-Удэ. Тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула – этого основного тактического подразделения в боевой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время – шестьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, выехать к месту тушения.

В целях поддержания в постоянной готовности к тушению пожаров работники проходят курсы переподготовки «Школа повышения оперативного мастерства», а также ежемесячно проходят учения по защите населенных пунктов от пожаров, тушению лесных пожаров, повышения навыков работы с пожарной техникой. 

За годы своего существования пожарно-спасательная часть № 5 добилась больших успехов – как в профессиональной деятельности, так и в спортивной жизни. На протяжении ряда лет спортсмены ПСЧ-5 занимают призовые места в соревнованиях по плаванию, участвуют в спартакиадах и чемпионатах по пожарно-прикладному спорту.

В настоящее время организацией предупреждения и тушения пожаров на территории занимается Главное управление МЧС России по Республике Бурятия – федеральная составляющая пожарной охраны республики

III Глава. В дыму и огне закалённые

Будни пожарных богаты примерами образцовой службы и даже самоотверженными поступками рядового и начальствующего состава. Слава пожарного - трудная слава. На первый взгляд все кажется простым: отлично нес службу, мастерски водил машину, с любовью изучал пожарное дело, с большой заботой вел профилактическую работу. Но вот возник пожар, наводнение или случилось другое стихийное бедствие — первыми, как правило, приходят на помощь люди в пожарных касках. У них смелые, мужественные и добрые сердца, они первыми бросаются на выручку попавшим в беду, рискуя своей жизнью.

Командир отделения 5-ой военизированной пожарной части МВД по Республике Бурятия Геннадий Николаевич Тынтуев 23 мая 1984 года погиб при тушении кровли деревянного жилого двухэтажного дома по адресу: ул. Краснодонская 1. Горящий фронт крыши упал на Геннадия, увлекая его за собой вниз. От полученных травм при падении, он скончался по дороге в больницу, не приходя в сознание. Мемориальная доска в память о командире отделения Геннадии Тынтуеве, погибшем при исполнении служебного долга, установлена на здании 5-й пожарно-спасательной части.
Помощник начальника караула ПЧ-5 ЦУС ФПС по РБ Николай Владимирович Андрушкевич погиб 30 декабря 2006 г., при тушении подвала в пятиэтажном жилом доме по ул. Микояна, 5. Во время тушения, в условиях сильного задымления Николай не заметил отсутствия ступенек и упал в шахту технического подполья, получив при падении перелом основания черепа. Травма оказалась смертельной. На доме по улице Микояна 5 установлена мемориальная доска.

Подвиги, совершенные им на пожарах, навсегда останутся в памяти истории пожарной охраны, в памяти многих граждан.

Практическая часть

Для оформления уголка по пожарной безопасности я решил сделать макет пожарного щита. Для изготовления щита приготовил фанеру, деревянные брусочки, гвозди, ножовку, пустую банку из-под зелёного горошка, флакон от использованной пены для укладки волос, пластмассовый одноразовый стаканчик, фольгу, проволоку.

Основу щита и ящик для песка сколотил из фанеры и брусочков, которые покрасил гуашью в красный цвет.
Лопатку и топор я выпилил из фанеры предварительно нарисовав трафарет и тоже покрасил гуашью.

Из одноразового пластмассового стаканчика сделал ведёрко. Шилом сделал дырочки, в которые вставил проволоку и получилась ручка. Затем готовое ведёрко обклеил самоклеящейся красной бумагой.

Из флакона от использованной пены для укладки волос я сделал корпус огнетушителя. С начала отмерил и отрезал по ширине и высоте самоклеящуюся красную бумагу, чтобы полностью обернуть флакон от дна до крышки. Снял предохранительную бумагу и приклеил клеящей стороной на флакон. Верх нарезал полосками и приклеил к горлышку аккуратно накладывая их одну на другую. Обмотал чёрной изолентой дно и горлышко флакона это придаёт моей поделке более интересный вид. Шланг огнетушителя сделал из трубочки от аквариумного компрессора обмотав его чёрной изолентой. На крышку приклеил один конец шланга, затем сверху приклеил рычаг рукоятку, которую сделал из прищепки. С помощью проволоки прикрепил все изготовленные атрибуты к пожарному щиту.

Выводы

На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы, что на протяжении времени пожарная охрана нашего города и посёлка Загорск изменилась. Современная пожарная охрана подготовлена и оснащена лучше, чем пожарные команды прошлых лет. На вооружении у огнеборцев современная техника, в части работает профессиональный штат спасателей. Ушел в прошлое конный ход, ручной насос, нет должности старший кучер, топорник, машинистка. С распространением телефонной связи и пожарных сигнализаций отпала необходимость дежурить на каланче.

Заключение

Пожарно-спасательная часть по праву может гордиться своей богатой историей и добрыми традициями, грамотными и квалифицированными сотрудниками, ветеранами, которые продолжают передавать свой бесценный опыт молодому поколению огнеборцев. Достоинство, офицерская честь, дисциплина и самоотверженное служение профессии сегодня, как и много лет назад, остаются приоритетными качествами спасателя.

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. которая нужная, важная и благородная. Они изо дня в день проявляют отвагу, самоотверженность, высокий профессионализм, готовность прийти на помощь в экстремальных ситуациях.

Я   восхищаюсь их безграничным мужеством, так как считаю, что профессия пожарного одна из самых важных на земле!

Владимир Гиляровский, знаменитый русский писатель и знаток столицы, дал очень правильную и точную оценку нелегкому труду пожарных. Его фраза «Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой» как нельзя лучше характеризует людей героической и опасной профессии, которые во все времена преданно служат пожарному делу и главной цели своей жизни – спасению людей.

 Список литературы и интернет-ресурсы:

Жалсараев А. Д., Жалсараева Б.Д. Верхнеудинская старина. Очерки о жизни, быте и нравах горожан XIX и ХХ вв. – Иркутск, 2016. – 370 с.

Натаев П.А. Улан-Удэ: краеведческий очерк. – Улан-Удэ, 1983. – 176 с.

Танский М.В. Странички из прошлого Улан-Удэ. – Улан-Удэ, 1966. - 30 с.

История пожарной охраны Бурятии

https://03.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/vse_novosti/4142906

Историческая справка ГУ МЧС России по Республике Бурятия https://03.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/istoricheskaya-spravka


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: