Методическое сопровождение образовательного процесса

Симакина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории «Быт и нравы Древней Руси»

для учащихся 7-х классов

Автор разработки:

учитель истории и обществознания ГКОУ СКОШИ №62 3-4 вида г. Улан-Удэ

Симакина О.И.

Аннотация.

Урок «Быт и нравы древней Руси» является завершающим уроком к главе Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для незрячих детей (III – IV вида) обучаются незрячие или слабовидящие дети. Главной задачей учителей, работающих с такими детьми, является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Одной из целей изучения истории в школе, помимо овладения системой исторических знаний и умений, необходимых в дальнейшей жизни, является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для интеграции в современное общество. Большую роль при изучении школьных предметов для таких детей играет сенсорная система – это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире.  Именно поэтому на данном уроке используются различные  виды деятельности, для достижения высокой работоспособности обучающихся, не забывая и о здоровье сберегающих технологиях.

.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование представлений о быте и нравах древних славян.

Цели по содержанию:

Коррекционно - обучающие: 

- помочь обучающимся понять, как жили древние славяне;

- познакомить с особенностями жилища, внутренним убранством дома, питанием и одеждой, военным делом;

- охарактеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Коррекционно – развивающие: 

- способствовать развитию умения делать выводы;

 - развивать диалогическую и монологическую речь;

- развивать  память, внимание, мышление, логику;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в дальнейшей жизни;

- развивать коммуникативные способности учащихся.

 Коррекционно – воспитательные: 

- воспитывать интерес к предмету, сознательное отношение к учебе, самодисциплину, общую культуру, уважительное отношение к истории и традициям русского народа.

Специальные: соблюдать режим зрительной нагрузки, динамические паузы, смену видов деятельности, создать благоприятную рабочую обстановку.

Тип урока: системно-деятельностной направленности изучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практической работы.

Планируемый результат:

Предметный: сформировать систему новых понятий, об образе жизни древних славян; 

Личностные УУД: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение изучаемой темы, проецировать древнерусскую культуру на собственный опыт.

Познавательные УУД: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; 

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, учиться контролировать и оценивать свои действия, понимать значение новых знаний для дальнейшей жизни; 

Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения, овладение ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, а также компетенцией личностного самосовершенствования

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация «Быт и нравы Древней Руси».

Оформление: класс разделён на две части. Во второй части класса за ширмой имитация  русской избы (изображение русской печи, стол с угощением, скамейки, сундук).

Структура урока

I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь и вы друг с другом. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учитель: Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Потому что на уроке нас ожидают новые интересные открытия. 

Слайд 1.

II. Мотивационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня к концу урока  постарайтесь выяснить, насколько полученные новые знания вам будут полезны. 

III. Закрепление ранее изученной темы.

Учитель: Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Культура Древней Руси)
Интересно было читать параграф?

 Давайте проверим, насколько вы это внимательно делали.

Озвучьте самые интересные на ваш взгляд факты из истории культуры Древней Руси  (дети выступают по цепочке).
Высказывания могут быть следующими:

Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом».

Устное народное творчество – это былины, сказки, песни.

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий.

Первые русские книги были очень дорогими. Листы книг изготавливали из телячий кожи.

Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

Древнейшая летопись «Повесть временных лет» была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий.

В 989 году при князе Владимире была построена в Киеве Десятинная церковь.

При Ярославе Мудром был  построен в Киеве Софийский собор.

Стены храмов украшались фресками – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Для изготовления ювелирных изделий использовалась техника зернь, когда на изделие напаивался узор из мельчайших шариков – зёрнышек.

Скань – орнамент или рисунок из тонкой золотой или серебряной проволоки.

Учитель: Молодцы, я вижу, что вы очень внимательно читали дома параграф!

IV. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю сесть поудобнее. Можно закрыть глаза и послушать Древнерусскую музыку

(на фоне музыки учитель читает стихи)

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего посёлка

Отблески оставили свои.

Здесь живёт народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки…

Учитель: Как вы думаете, о  ком и о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?

Учащиеся: О наших предках – славянах.

Слайд 1

Учитель: Итак, запишите тему нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси».

Проблемный вопрос: К концу урока мы с вами определим, что повлияло на формирование самобытности русского народа?

План урока:

1. Жилище древних славян.

2. Одежда древних славян.

3. Военное дело.

Учитель: А что обозначают эти два понятия – быт и нравы. В конце параграфа найдите эти понятия и запишите их в тетрадь. 

Быт – повседневная жизнь людей.

Нравы – обычаи, уклады общественной жизни или повседневные отношения между людьми (учащиеся записывают понятия в тетрадь).

 1. Жилище древних славян.

Слайд 2
Учитель: Первыми жилищами древних славян были полуземлянки. В таких домах пол был ниже уровня почвы, полы были земляные, обмазанные глиняным раствором.  Крыши была с двумя скатами (как и сегодня в деревянных деревенских домах). Делали ее также из деревянных досок, которые покрывали соломой и землей. Сруб, «торчащий» из-под земли засыпали землей, чтобы сохранить тепло в жилище и уберечь его от «красного петуха». Ребята, а что эта за угроза «красный петух»?

Учащиеся: Пожар.

Учитель: Дверь в полуземлянке была узкая, чтобы лучше сохранить тепло внутри. Стенки закрывались досками. Окон не было.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Учащиеся: Потому что люди позже начали строить себе жилища из дерева.

Слайд 3

Учитель: Наши предки славяне в дереве видели не просто строительный материал, а таких же, как и они сами, детей земли и неба. Перед тем как срубить дерево снимали шапку, кланялись земным поклоном и рассказывали о нужде, заставившей покусится на зелёную жизнь дерева.

Дома построенные из дерева  стали называться избами.

Впервые избы появились в северных районах. Как вы думаете почему?

Учащиеся: Земля была  слишком холодной и сырой. 

Учитель: В таких небольших домах жили крестьяне и ремесленники.

Слайд 4

Жилища князей и бояр назывались хоромы, которые состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горница – повалуши, летние спальни – клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. В богатых хоромах была ещё и гридница – большая парадная гостиница, где хозяин пировал со своей дружиной. Недалеко находились жилища управителей, кузница. Располагались амбары, погреб, зерновые ямы. Как вы думаете, что в них хранили?

Учащиеся: Мёд, зерно, масло и другие продукты.

Слайд 5 Гимнастика для глаз (белый слайд).

В класс входят мальчик и девочка (старшеклассники) переодетые в русские национальные костюмы. У них в руках длинное полотенце, вышитое русским орнаментом, на нём хлеб и соль.

Мальчик: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех.

Приглашают детей во вторую половину класса.

Дети рассаживаются на скамейки, которые стоят у стола.

Девочка: Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук

Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Ребята, какие вы знаете?

  • Хлеб батюшка, водица матушка.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
  • Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
  • Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
  • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
  • Не земля хлеб родит, а небо.
  • И пес перед хлебом смиряется.
  • Пересев хуже недосева.
  • Когда рожь цветёт, нельзя холстов белить.
  • Без хлеба смерть, без соли смех.
  • Калач приестся, а хлеб никогда.

Учитель: Ребята вы уже заметили большую часть комнаты, занимает печь. В старину говорили: «Без печи изба - не изба».  Печь ставили напротив двери с северной стороны. А как выдумаете почему?

Учащиеся: Люди старались защититься от холода.

Учитель: Из чего она была сложена?

Учащиеся: Из камней и глины.

Учитель: Для чего она использовалась?

Учащиеся: Для приготовления пищи и отопления.

Учитель: Топилась эта печь по-чёрному, то есть без трубы. Дым выходил на улицу через дверь и отверстие на крыше. А сейчас окунемся в мир внутреннего убранства  домов.
На чём вы сидите?

Учащиеся: На скамейках.

Учитель: Как вы думаете, для чего использовались скамейки?

Учащиеся: Для сидения и для сна.

Столы имели простую, рациональную, прямоугольную форму и массивные ножки в основании. Ребята, а вы обратили внимание, что на столе разнообразная пища. Эти продукты употребляли наши предки. Давайте определим, какие продукты здесь представлены. Давайте начнём с Даши (девочка тотально слепая). Можно предложить ей определить на вкус морковь, репу, горох, мёд.

Учитель:  А ещё на Руси варили разнообразные каши. Их готовили не только из крупы, но и измельчённых продуктов.

Конкурс, угадай в каком горшке какая каша?

Приглашаются  3 человека (слабовидящие) из класса завязывают им глаза и дают попробовать каши , а они должны назвать их (пшённая, манная, овсянная).

Жилые покои освещались свечами и светильнею. В великокняжеских домах и хоромах горели восковые свечи, потому, что воску было много: его снимали в лесах из диких пчельников и продавали, вероятно, дешево. Люди победнее жгли обыкновенное масло (конопляное, льняное) наливаемое в глиняные круглые сосуды. Также была распространена лучина. Лучина - это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать по внутреннему убранству дома бояр и крестьян? (Ответы учеников)

Вывод: Правильно, ребята по внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Знать живёт в больших роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках.

2. Одежда.

Учитель: Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовёт подумать.

О быте, нравах может рассказать.

Рассказ  девочки старшеклассницы: Наряды славян были очень простыми и незамысловатыми. Причиной тому было отдаленное расположение от торговых путей, а также отсутствие у большинства населения денег для покупки дорогих восточных тканей и украшений. Кроме того, простой одежда славянская была еще и потому, что изготовление материи требовало сложного и кропотливого труда.

Посмотрите  на мой наряд. Славянки носили длинную рубашку поверх, которой надевалась понёва – домотканая шерстяная юбка. В отличие от мужской, женская славянская одежда имела красочные вышивки с добавлением различных украшений. Потрогайте мой наряд из какой он ткани. Такая ткань называлась холщёвая.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. Голову украшали налобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами. Позднее на территории сегодняшней России популярностью пользовались кокошники.  Верхняя славянская одежда, представляла собой шубу или поневу. Позднее поневой называли передник, который надевали поверх рубахи. Из украшений особенную изюминку образу добавляли височные кольца. Это спиралевидные кольца, которые носили у висков. Также женщины любили массивные ожерелья из бус. . Замужняя славянская женщина носила одну косу, а незамужние женщины  носили несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине. Но также спереди вдоль плеч.

Рассказ мальчика: Мужская славянская одежда состояла из нескольких основных деталей: рубахи, штанов, а также верхнего одеяния в виде кафтана либо свиты. Рубашка имела  прямые рукава у запястья, рукав обычно стягивался широкой тесьмой, а на груди красовалась вышитая вставка. Обязательно рубашку подвязывали поясом. Штаны – порты были узкие и по длине доходили до щиколоток. Детям шили рубашки из старой одежды родителей. Люди верили, что родительская рубашка защитит ребенка от всяких бед. Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаешь свое счастье. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст».

Зимой носили шубы – кожухи. Ноги оборачивали кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

 Богатые люди носили рубахи из тонкого полотна и шёлка. Верхней одеждой были епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом и золотыми и серебряными пряжками. На ногах носили кожаные сапоги с загнутыми кверху носами. Для хранения вещей чаще всего применялись большие сундуки. А ещё на Руси любили веселиться.

Девочка: приглашает ребят встать в круг.

Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Звучит мелодия «Барыня» и учащиеся выполняют  движения танца под объяснение девочки.

После танца дети садятся за парты.

Слайд 6

 3. Военное дело. выступление с сообщением ученика класса

Жизнь славян и их соседей протекала в череде загорающихся и угасающих конфликтов, сменяющихся периодами мира. 

Профессиональными воинами были княжеские дружинники. По суше они передвигались на конях. А по воде на лёгких ладьях. Головы воинов защищали шишаки – изящные остроконечные шлемы, а тело – кольчуга. Вооружены они были мечами, копьями, саблями.

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Оно состояло из воев. Древние источники отмечают силу, выносливость, хитрость и храбрость славянских воинов, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины-славяне «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей». Клятву славяне давали на щите и мече.
Воинские клятвы славян были скреплены именем бога Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным.

Вывод: Военному делу придавалось большое значение, так как врагов  было много. И долг каждого мужчины был встать на защиту своего народа

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока, что повлияло на формирование самобытности русского народа?

Ученики: природно – климатический фактор, творческое применение новых знаний и умений, выносливость и трудолюбие народа

Как вы думаете, полученные на уроке знания будут вам полезны в жизни?

Упражнение: «Плюс-минус-интересно». Упражнение выполняется устно. «Плюс» – что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, которые могут быть ему полезны для достижения каких – то целей. «Минус» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, информация, которая осталась непонятной, не нужной для него. «Интересно» - любознательные факты, о которых ученик узнал на уроке и что он хотел бы узнать ещё.

Учитель: Осталось оценить ваш труд. Как вы считаете, каких оценок вы сегодня достойны?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Параграф 8 читать. Выписать новые понятия на странице 78.

Дифференциация:

1 группа. Пользуясь сведениями из учебника и интернет – ресурсами, выясните, какими рисунками и орнаментами украшалась мужская и женская одежда в Древней Руси. Материал представить в виде презентации.

2 группа. Пользуясь сведениями из учебника и интернет – ресурсами, подготовить сообщение о славянской семье. Материал представить в виде презентации.

Слайд 7

VII. Итог урока.
Учитель:  Мы очень хорошо поработали с вами. Спасибо вам всем за то, что внимательно слушали, смотрели, отвечали на мои вопросы.

Ресурсы:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6 класс», М., Просвещение, 2016

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

2019-2020 учебный год

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий.

Целью оценивания метапредметных результатов является проверка уровня сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений для дальнейшего совершенствования этих умений. Регулятивные и познавательные УУД проверялись в форме входных диагностических работ. Коммуникативные УУД проверялись в форме монологических, диалогических высказываний. Главное достоинство в системе оценки в соответствии с ФГОС в том, что она переключает контроль и оценивание на оценку разных направлений деятельности школьника.

Особенности оценочных процедур:

  • Все задания предлагаемые учащимся, служат для двух целей – для обучения и для оценивания достижения образовательных результатов.
  • Обучающиеся должны приобрести навыки самооценивания, Если у учащегося есть возможность самому определять степень освоения им учебного материала, какую часть выполненной работы предъявлять учителю для оценки могут возникнуть предпосылки для возникновения у учащегося адекватной, конструктивной самооценки и рефлексии.
  • Динамический характер оценивания. Такой подход к оцениванию позволяет учителю получать информацию о том, как движется в предмете, как развивается тот или иной конкретный ребёнок.
  • Любая оценочная процедура должна быть встроена в общешкольную систему оценки качества.

Продумываю пути их формирования во внеурочной деятельности, разрабатываю с этой целью систему специальных заданий,  а также критерии и показатели оцениванивания сформированности требуемых характеристик. Актуальной становится необходимость осваивать инструментарий для оценки новых образовательных результатов.

Оценку метапредметных результатов провожу в ходе различных процедур.

        Наблюдение – наиболее распространённый способ оценки метапредметных результатов, В ситуации урочной или внеурочной деятельности результаты. Продемонстрированные учащимися, могут быть оценены напрямую. Потому что я вижу, что происходит со становлением метапредметных умений ученика.

         Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом – эталоном. В условиях становления личности самооценка ребёнка является необходимым компонентом развития его самовоспитания и саморегуляции  - осознание человеком самого себя, соотношение физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим. Основными средствами самооценки являются: наблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. Самооценка зависит от развития в человеке рефлексии, требовательности к себе и окружающим.

         Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Это продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта.

        Комплексные итоговые работы составляю на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования по итогам учебного года. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения тематических предметных работ по предметам.

        Начиная с 7 класса, наиболее оптимальным материалом для оценки сформированности метапредметных результатов является проектная деятельность.

        Кроме того, для хранения материалов индивидуальной оценки  метапредметных результатов использую портфолио обучающихся, в котором фиксируются , накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.

Таблица фиксации результатов за 2019-2020 учебный год.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ф.И. ученика

Общение и взаимодействие с партнёрами

Действие с позиции другого

Организация и планирование учебного сотрудничества

Работа в группе

8 класс

Умение выражать свои мысли

Аргументирование своей позиции

Умение задавать вопрос

Вступать в диалог

Принятие различных точек зрения

Готовность к обсуждению

Сравнивать разные точки зрения

Аргументировать свою точку зрения

Определение цели

Планирование способов работы

Обмен информацией

Проявление инициативы внутри группы

Управление поведением партнёров

Устанавливать рабочие отношения

Бесконфликтная совместная работа

Разрешение конфликтных ситуаций

1

ученик

5

5

4

5

5

5

4

4

3

4

5

5

5

5

4

5

2

ученица

5

5

5

5

5

5

4

5

4

4

5

5

5

5

5

5

3

ученица

4

4

4

5

4

4

3

4

4

3

4

4

4

4

3

3

4

ученик

4

3

3

4

3

4

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

5

ученик

4

3

3

4

3

4

3

3

3

4

3

3

3

3

4

3

6

ученица

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

Итоговый показатель ( средний балл)

4,5

4,2

4,0

4,5

4,7

4,1

3,7

3,8

4,0

4,0

3,8

3,8

3,8

3,8

3,7

3,9

Познавательные универсальные действия – исследовательская и проектная деятельность

Ф.И. учащегося

Компоненты исследовательских действий

Работа с индивидуальным проектом (требования)

8 класс

Умение видеть проблему

Умение ставить вопросы

Умение выдвигать гипотезы

Умение структурировать тексты

Давать определения понятиям

Делать выводы и умозаключения

Умение классифицировать

Планирование работы

Поиск решения проблемы

Представление результатов

Оформление результатов деятельности

Обсуждение и оценка результатов деятельности

Организация проектной деятельности

Содержание и познавательность проекта

Защита проекта

Выполнение работы

Итоговый показатель

1

5

4

5

4

5

5

5

5

4

5

4

5

4

4

5

4

4,6

2

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

4

5

4

4

5

4

4,6

3

5

4

3

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4

5

4

4,0

4

3

3

3

3

3

3

4

3

3

4

3

4

3

4

3

4

3,2

5

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3,1

6

5

5

4

4

4

5

5

5

4

5

4

5

4

4

5

4

4,5

Итог

4.5

4,0

4.0

3,5

4,0

4,2

4,7

4,2

3,7

4,3

3,5

4,3

3.7

3,7

4,3

3,7

4,0

Регулятивные учебные универсальные действия

Ф.И. учащегося

Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе

Развитие регуляции учебной деятельности

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Итоговый показатель

8 класс

Количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности

Содержание цели

Конкретность цели

Временная перспектива

Ценностный опыт

Опыт рефлексии

Опыт привычной активизации

Операционный опыт

Опыт сотрудничества

Целеполагание

Само эффективность

Контроль своей деятельности

Оценка своей деятельности

1

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

4

5

4

4,4

2

5

4

4

4

4

4

5

5

5

5

4

5

5

4,5

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3,8

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

3

3

3

3

3,5

5

3

3

4

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3,5

6

5

4

4

4

4

4

4

4

3

3

4

3

4

4,3

Итог

4,0

3,7

3,8

4,0

3,8

4,0

4.0

3.8

3.3

4,2

3.7

4,2

3.7

3,9

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Классы

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Уровни сформированности целеполагания

Уровни сформированности учебных действий

Уровни сформированности действий контроля

Уровни сформированности действия оценки

5

3,7

3,5

3.6

3,6

3,5

6

3,9

3,5

3,7

3,5

3.7

7

3,9

3,7

4,2

3,8

3,8

8

4,2

3,9

4,1

3,9

4,2

9

4,3

4.1

4,0

4,0

4,2

10

4,5

4,3

4,4

4.3

4,4



Предварительный просмотр:

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках истории и обществознания.

Из опыта работы учителя Симакиной О.И.

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Признавая наиболее прогрессивные подходы к классификации общедидактических методов обучения Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера и других в своей работе использую общие группировки – это словесные, наглядные и практические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие методы обучения, которые традиционно вошли в практику не только массовых, но и специальных школ для детей с нарушением зрения.

Говоря о разнообразии форм, методов и средств обучения детей в школах - III-IV вида следует отметить, что они напрямую зависят от глубины зрительного дефекта. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей.

Б.И. Коваленко писал: «Слово в работе со слепыми – мощный рычаг, требующий точки опоры на конкретности. Изложение и беседа должны сопровождаться конкретизацией гораздо шире и глубже, чем со зрячими. Это подчёркивает использование слова для усвоения при его помощи знаний и опыта других…Велика и эмоциональная роль слова. Слово должно быть использовано во всех его многообразных проявлениях как устной, так и письменной речи».

У детей с нарушениями зрения наблюдается диспропорция между запасом слов и образов объектов, поэтому школьники допускают ошибки в определении изучаемых объектов, испытывают затруднения в описании их морфологических признаков, в сравнительной оценке – в обобщении и систематизации материала. Для правильного использования словесных методов обучения определяю для каждого ученика условия и возможности, которые позволят оптимально применить все сохранные функции анализаторов.

При использовании словесных методов стараюсь излагать учебный материал эмоционально, интересно и образно используя мимику, жестикуляцию, громкость и артикуляцию произношения слов. Точно, и доходчиво излагаю информацию, тем самым создаю необходимую основу для адекватных обобщений и выводов. Включаю в словесное изложение материала упражнения по различению и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное). По ходу рассказа, беседы, лекции, работы с текстовым материалом задаю школьникам конкретизирующие вопросы для того, чтобы убедиться в правильном формировании у учащихся понятий об изучаемых объектах и процессах. С этой целью применяю комментированные обобщения учебного материала с привлечением школьников. В старших классах значительное место среди словесных методов обучения отвожу учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения я вижу в стимулировании познавательных интересов, вовлечении учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, в побуждении их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиций. С помощью слова стремлюсь вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

В словесные методы изложения включаю практические приёмы и способы работы, упражнения по различению и узнаванию объектов. По воспроизведению их по памяти. С этой целю предлагаю детям представить словесно эти объекты, нарисовать их. если можно собрать объект из частей и объяснить.

На своих уроках использую озвученные материалы - «говорящую книгу», фоно и видеозаписи, которые позволяют лучше организовать охрану нарушенных анализаторов, рационально использовать их сохранные функции, снимают зрительное, тактильное, слуховое и другое утомление.

На уроках обязательно применяю наглядность, тем самым вношу в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счёте, исходной степенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых учениками.

Цели применения наглядных средств в школе слепых и слабовидящих в общем виде те же, что в массовой школе:

а) формирование, пополнение, уточнение представления определённого предмета, явления окружающего мира;

 б) решение какой – либо частной познавательной задачи.

В своей работе при реализации наглядных методов обучения и формирования адекватных представлений у учащихся об объектах и процессах учитываю следующие факторы:

  • Состав и структуру нарушенных зрительных функций у учащихся
  • Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов
  • Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов
  • Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся
  • Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей

На уроках использую наглядные методы - демонстрационные и иллюстративные.  Метод демонстрации связан с показом учащимся натуральных объектов, например, памятников архитектуры, использую муляжи, макеты, например, средневекового замка. Также смотрим видео и отрывки из кинофильмов.

Метод иллюстраций включает в себя показ учащимся плоскостных изобразительных пособий. Рассматриваем рисунки, картины, плакаты, иллюстрации, фотографии. Использую условно – символические схемы, диаграммы, таблицы, рельефные пособия. Самое важное для меня правильно организовать обследование наглядного материал с позиций последовательности предъявления изучаемых объектов и их изображений. Сначала выделяем контур объекта и только потом начинаем поиск и исследование его частей.  Дети воспринимают изображение в цветовом исполнении лучше, чем чёрно – белые. Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Всё это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.

Раздаточные графические изображения выполняю чёткими линиями, с минимальным количеством деталей. Исторические карты использую с укрупнёнными, чётко выделенными изображениями рек. городов и т.д. Для учащихся с глубокой зрительной патологией использую рельефную наглядность. Использование рельефной наглядности эффективна только в случае специально организованной предварительной работы.

На уроках истории использую: исторические художественные фильмы, кинохроники, учебное кино. Один учебный фильм даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений. Перед демонстрацией кино – и видеоматериалов детям даю предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментирую содержание предъявляемых материалов.

Практические методы обучения школьников предполагают применение действий при выполнении определённого задания. Выполняя практические задания, ученик постоянно сравнивает полученные результаты с запланированным эффектом и имеет возможность регулировать моторику в соответствии с умственным планом. На уроках истории и обществознания дети работают с исторической картой и переработка чувственной информации, полученная в ходе работы, приводит к образованию в сознании ребёнка определённых представлений и понятий, к совершенствованию знаний.

В своей работе использую приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации. При утрате или нарушении зрения использую слух, обоняние, двигательные анализаторы. Для чтения и письма слепых учащихся использую рельефно-точечный шрифт А. Брайля, специальные изобразительные пособия, увеличиваю цветовую насыщенность изображений, оптимальную масштабность.

 При организации урока использую приёмы чередования и сочетания зрительной и слуховой, письменной и устной работы.

Методы обучения органически связаны и взаимно обусловлены формами организации учебной деятельности учащихся на уроке или любой другой формой обучения.

Использую различные формы обучения.

         При фронтальном обучении (беседа, обсуждение, сравнение, диктант и т. д.) все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Однако фронтальная работа не всегда рассчитана на учёт зрительных и интеллектуальных различий детей.

 При групповых формах обучения я как учитель управляю учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. При этом членов группы выбираю таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки.

 К групповым относят также парную работу учащихся. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

 Чаще использую индивидуальное обучение (работа по карточкам, работа с картой, работа у доски, заполнение таблиц, написание рефератов, докладов, работа с учебниками и т. д.).

, когда ученик самостоятельно выполняет задания на уровне и в темпе доступном для ребёнка. Индивидуальное обучение в нашей школе позволяет ученикам осваивать программный материал в комфортных для них условиях.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Конспект урока

по обществознанию в 6 классе

на тему:

«Свободное время»

Учитель истории и обществознания:

Симакина О.И.

Цели: развивать познавательные интересы и критическое мышление в процессе восприятия тематической информации. В процессе совместной обучающей деятельности на уроке добиться освоения значения понятий время, свободное времяотдых, понимания значения свободного времени в жизни человека и семьи, противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка;

Задачи: способствовать через организацию познавательной деятельности освоению необходимого опыта конструктивного способа учебной и социальной коммуникации, получения адаптивной социальной информации из разных источников; создать условия для усвоения на информационном, практическом и эмоциональном уровнях. элементов культуры досуга и организации отдыха в интересах сохранения личного здоровья и развития; осознанного, ответственного выбора досуговой деятельности в условиях социальных альтернатив; предоставить возможность рефлексии личного социального опыта и актуальной социальной практики.

Формировать опыт применения полученных знаний для решения социальных задач; воспитывать бережное отношение к своему времени и времени окружающих, культуру организации досуговой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: учащиеся научатся давать характеристику видов свободного времени; анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логично рассуждение, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде плаката

метапредметные УУД: учащиеся продолжат осваивать навыки по самостоятельной организации учебного взаимодействия в группе. Научатся определять собственное отношение к организации отдыха в семье и своего свободного времени; формулировать свою точку зрения по вопросу темы; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий, используя работу со словарями;

личностные УУД: учащиеся продолжат формирование осознанного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию и рационального распределения времени, осознанного выбора режима дня и действий по построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Оборудование: учебник, доска, мел, пакет с рабочим (текстовым) материалом для работы в группах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции, улыбнитесь гостям.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть «Ералаш». Этот юмористический детский журнал не случайно начинает урок. В нём спрятана тема урока, которой посвящена наша сегодняшняя работа.

- О чём содержание «Ералаша»? (о времени…)

Зачем человеку часы? (чтобы знать время).

Давайте подберём  слова-ассоциации к слову «время».

 Учащиеся без особого труда назовут такие единицы времени, как

минута, секунда, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.

 «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова даёт следующие толкования этого слова время :

ВРЕМЯ – определенный момент, в который происходит 
что-нибудь. 
ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. 
 ВРЕМЯ –  продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

А вот представьте себе, что завтра во всём мире сломаются все часы. Какие могут быть последствия? Что произойдёт в этом случае? (Будет беспорядок, люди потеряют счёт времени, опоздают на работу, в школу , наступит хаос и др)


Вывод :  время-это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека.

Есть такая восточная пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». Попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени. Научимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и позаниматься любимым делом.

Ребята какие дела для вас обязательны? (учёба, выполнение школьных и домашних обязанностей)

Как называется время, которое остаётся после выполнения обязательных дел? (Свободное)

Мы подошли к тема нашего урока Как она будет называться? (Свободное время)

Запишите дату и тему нашего урока в тетрадь

Попробуйте  сформулировать вопросы: а) которые вас интересуют по этой теме, б) которые могут иметь отношение к этой теме и в) на которые мы вместе сможем ответить в процессе её изучения. 

План урока.

  1. Что такое свободное время. Как его правильно распределить? Чем можно заняться в свободное время?
  2. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон.
  3. Свободное время и занятия физкультурой.
  4. Своими руками.
  5. Что такое хобби?

Предлагаю сесть по группам

Свободное время это ничегонеделание? Что вы любите делать в свободное время?

- Ребята, подавляющее большинство из вас в качестве основных занятий в свободное время назвали просмотр телевизора, общение «с компьютером» и сотовым телефоном. Мнения по поводу того к каким занятиям отнести подобное времяпровождение – полезным, бесполезным или вредным у всех разделились. Давайте проведём с вами дебаты то есть одна группа будет доказывать пользу, а другая вред телевизора, компьютера, телефона?

Телевизор

польза

вред

- Если мы будем смотреть по телевизору не развлекательные программы, которые не несут нам никакой информации, а научно-познавательные, то это будет шагом к нашему саморазвитию, что само по себе уже хорошо.

- При просмотре телевизора мы можем почерпнуть полезную информацию, которая пригодится нам в повседневной жизни. Например, кулинарные программы учат нас вкусно готовить и красиво оформлять блюда, программы, посвященные здоровью, учат нас заботиться о нем.

- Приобщение к миру прекрасного, например просмотр канала «Культура».

- В первую очередь просмотр телевизора может вызвать переутомление. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

- У ребенка при просмотре телевизора может возникнуть зависимость. В некоторых случаях телевизор заменяет друзей и живое общение, что негативно сказывается на мышлении человека.

- Еще одна опасность телевидения состоит в пассивности предлагаемых развлечений. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим.

- Чрезмерный просмотр передач и фильмов со сценами насилия повышает у людей склонность к агрессии. Сцены насилия в фильмах выглядят реальными. С годами просмотра таких программ мы привыкаем к насилию и становимся равнодушны к нему.

- Длительное пребывание у телевизора способствует ожирению и набору лишнего веса, так как мы ведем сидячий образ жизни, зачастую питаемся, не отходя от телевизора, чипсами и фастфудом, а также недосыпаем.

Физминутка

Компьютер приносит больше пользы или вреда?

польза

вред

- Компьютер — помощник школьника. Психологи отмечают, что работа за компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление.

- Компьютерные игры учат ребят принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одного действия на другое, развивают творческие способности. Одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие замечательно рисовать.

- Развивающие компьютерные игры - это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом - отличная школа общения и приобретения навыков по поиску и отбору информации.

- Компьютер является средством для развлечения и отдыха.

- Общее обучение с помощью компьютера происходит быстрее и интереснее.

- Благодаря компьютеру происходит развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти, человек приобретает техническую грамотность.

-В ряду главных проблем со здоровьем, которые может вызвать компьютер, большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии здоровья, как физическом, так и психическом.

- Человек «уходит» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество или потому, что ему трудно общаться с домашними.

- Если человек предпочитает компьютер книге — это тревожный знак.

Мобильный телефон приносит больше пользы или вреда?

Времяпровождение с сотовым телефоном.

польза

вред

- Мобильный телефон является удобным видом связи и дает возможность родителям и детям контактировать друг с другом. В этом его огромная польза.

- Сенсорный экран мобильного телефона по-настоящему удобен и даже полезен, способствует улучшению мелкой моторики, сосредоточению, развитию творческих и мыслительных способностей.

- Человек все реже напрямую контактирует с реальным миром и не следит за тем, что происходит здесь и сейчас, а уходит в мир виртуальный, уделяя все внимание тому, что творится на экране телефона.

- Текстовые сообщения — отдельная беда. Человек, пользующийся мобиль-ным телефоном, получает огромное ко-личество эсэмэсок в день. Получает он их и тогда, когда чем-то занят, и тогда, когда отдыхает, а значит, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться.

- Человек увлекается играми, чтением электронных книг, виртуальным общением посредством мобильного телефона и перестает вести активный образ жизни, что очень плохо влияет на здоровье: приводит к набору лишнего веса и ухудшению зрения

Проверка заданий

- Давайте подведём итоги и сделаем выводы.

«общение» в свободное время с телевизором, компьютером и сотовым телефоном имеет свои достоинства и недостатки, поэтому проводить своё свободное время с ними можно и нужно, но все должно быть в меру!

Учебные занятия вынуждают вас долго сохранять одну и туже позу, а это утомляет определённую группу мышц им требуется разрядка.

Обследования медиками детей школьного возраста дают очень безрадостную картину. Почти у 80% современных школьников есть те или иные проблемы со здоровьем. Конечно, многое в здоровье зависит от внешних факторов: окружающих условий, от экологии, однако списывать все на них нельзя! Каждый человек сам хозяин своей судьбы и может многое в своём самочувствие изменить сам.

- Как вы думаете, как?

(ведя активный образ жизни, соблюдая режим труда и отдыха, занимаясь физкультурой, спортом, танцами, больше гуляя на свежем воздухе- Движением, зарядкой, бегом, плаванием, катанием на коньках и лыжах, подвижными играми, волейболом, баскетболом.

 и пр.)

- А много ли спортивных игр вы знаете?

- Предлагаю игру «Угадай». Я раздаю вам карточки в них  логические ряды слов, объединенные единым понятием, вам это объединяющее понятие (вид спорта, спортивная игра) необходимо отгадать. Побеждает та группа, которая правильно и быстрее всех выполнит задание.

  1. Поле, мяч, команда, сетка, свисток. (Волейбол.)
  2. Вода, дорожка, очки, вышка. (Бассейн.)
  3. Снег, горка, палки, мороз, трамплин. (Лыжи.)
  4. Лед, ботинки, сетка, свисток, бортик, ворота. (Хоккей.)
  5. Зал, канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка. (Спортивный зал.)
  6. Доска, фигура, диагональ, поле. (Шахматы.)

Когда занятие становится увлечением человека и он готов посвятить ему много свободного времени, жертвовать чем-то другим ради этого занятия, можно сказать, что это  как вы думаете что? (хобби)

Хобби - постоянное длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя.

Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и напишите ваше увлечение, своё хобби. Наклейте их на дерево желаний. Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время мы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством. Кто хочет рассказать о своём хобби?

Очень много пословиц о труде и отдыхе. У вас на столах конверты в них пословицы но текст их разделён на 2 части. Задание  составить из частей пословицы

1 группа

“Делу время, потехе час”

 «Без дела жить – только небо коптить»

Ленивому всегда праздник

2 группа

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»;

Упустишь минуту, потеряешь час

Играть играй, да дело знай

Вы сегодня молодцы! Работали активно и продуктивно я хочу сделать небольшой подарок: памятки с советами рациональной организации вашего свободного времени.

Выставление оценок за урок.

7.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ -

Наш урок подошёл к концу, закончите фразу (написаны на доске)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

Домашнее задание: Составить распорядок своего дня и сделать вывод, насколько правильно строится твой день.