Проектная деятельность

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

 

Педагогический проект

 «ПОЧТА ДОВЕРИЯ»

                                 Подготовили:

                                                   воспитатели

Гайворонская Н.С.,

 Ломовицкая О.Ю.

Актуальность проекта.

Главным признаком и условием создания единого образовательного пространства (ЕОП) должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса, вовлеченность родителей в «жизнь группы», их инициативность, ответственность и заинтересованность.

Цель проекта.        

Обеспечение обратной связи между детским садом и родителями для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.

Задачи проекта.

1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей.

3. Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.

4. Использовать проект как рабочий инструмент для дальнейшей работы с родителями (обновление тематики почтового ящика)

Продолжительность проекта.

– долгосрочный. (2016-2017 г)

Технология внедрения проекта.

Первый этап. Подготовительный.

Ящик для родительской почты был красочно оформлен и установлен в приемной нашей группы на видном и доступном месте, рядом помещены все необходимые принадлежности (бумага, ручки, карандаши).

Для осуществления обратной связи были разработаны рубрики Почты Доверия:

• «Есть вопросик»;

• «Идея!»;

Для стимулирования родительской активности мною было принято решение раз в квартал предлагать новую тему, в рамках которой родители могут пользоваться Почтой Доверия. Темы были избраны после согласования с родителями.

Список тем:

«Безопасность наших детей» (осень 2016 г.);

«За здоровьем всей семьей!» (зима 2017 г.);

«По дороге сказок» (весна 2017 г.);

«Папа, мама, я – дружная семья!» (лето 2017 г.).

Второй этап. Основной.

Родителям был презентован разработанный ящик, объяснён механизм работы, рассказано о работе рубрик. Также была наглядно представлена тема первого квартала, и было сделано пояснение, что каждый новый квартал будет предлагаться новая тема, но вопросы и предложения от родителей могут быть в рамках предложенной темы или независимы от нее. Было сделано пояснение родителям, что представленная почта не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Почта Доверия - это только повод для дальнейшей работы и средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи.

Вынимать обращения предполагается еженедельно, затем, по мере накопления, обращения родителей будут обобщаться и обрабатываться, продумываться формы информирования родителей по их обращениям: непосредственно (на собраниях, встречах, заседаниях, консультациях и т. д.) и опосредованно (посредством информационных стендов, отчетов, плакатов, брошюр и т. д.).

Третий этап. Заключительный.        

Подведение итогов работы «Почты Доверия».

Это сбор, анализ информации. Оценка эффективности проекта.

Предполагаемый результат:

• Вовлечение большего числа родителей в общение с педагогами.

• Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов;

• Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

• Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

При подготовке использовала электронный ресурс - http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-pochta-doverija.html

F:\DSCN2804.JPG

F:\DSCN2826.JPG



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка  - детский сад

«Аленький цветочек»

 

Педагогический проект

в старшей «А» группе

 "День Матери"

Подготовила:

воспитатель

Ломовицкая О.Ю.

 

2019 год

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.

Цель проекта: воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле.

Задачи проекта:

  • обобщить знания детей дошкольного возраста о международном празднике «День матери»;
  • Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций; поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
  • Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т.д.
  • Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага, носительнице культурных ценностей этноса, цивилизации в целом.

Актуальность:  В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру многонационального населения России.  В результате,  на начальном этапе формировании личности ребенка, на дошкольные учреждения возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Оборудование, материалы: оформление выставки  нарисованных детьми портретов мам, поздравления, шарики для оформления помещения,  песня про маму, стенгазета «Мамы могут всё, что угодно»

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, мамы и бабушки детей.

 Взаимодействие с родителями:

  • Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», «Изречения известных людей о маме».
  • Беседы с родителями на эти темы.
  • Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье».
  • Проведение «Вечера сказок о маме» (чтение сказок мамой, викторины по сказкам, драматизация).
  • Календарное планирование и проведение занятий, совместной деятельности, игровой деятельности в рамках проекта.
  • Участие родителей в итоговом  развлечении в старшей группе «День матери»
  • Создание стенгазеты «Мамы могут всё, что угодно».
  • Изготовление подарка для мам " Цветок"

Предполагаемый результат:

  1. Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
  2. Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.
  3. Совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей.

Интеграция непосредственно- образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта «День матери»:

Образовательная область

Содержание

Задачи для детей старшей группы ДОУ

Социализация

сюжетно-ролевые игры «Мама дома», «Семья», «Мама в магазине», «Мама в больнице», «Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр);
дидактические игры «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши»;
рассматривание семейных фотоальбомов

Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.
Формировать гендерную, семейную принадлежности

Труд

беседа на тему
«Как я помогаю маме дома», «Мамино любимое занятие»

Развить желание вместе с взрослым и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения

Познание

беседа на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как маме помочь приготовить салат»

Расширить преставления о труде взрослых

Коммуникация

заучивание стихотворений наизусть Е. Благинина «Посидим в тишине»,
М. Родина «Мамины руки»
словесная игра «Мамочка»
тематическая образовательная деятельность «День матери»

Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст

Чтение художественной литературы

чтение рассказов: Емельянов Мамины руки. Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе», сказок «Кукушка» (ненецк.) обр. К. Шарова, «Айога» (нанайск.), «Сказки о глупом мышонке» С. Маршак, стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М. Пляцковский «Мамина песенка», Е. Благинина «Мамин день»

Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству

Художественное творчество

изготовление  поделок "Цветок" в подарок мамам на день матери;
рисование портретов мам, на тему «Моя мамочка» «Наряд для мамы»;
лепка «Сладости для мамы», «Цветы для мамы»;
раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;
выставка детских работ «Моей мамочке дарю, за все ее благодарю»

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус

  

Использованная литература: 

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы
  • Л. Воронкова. "Что сказала бы мама"
  • Хрестоматия для детей дошкольного возраста.

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665626451379&id=665626451379&plc=WEB&tkn=VULgCsK5fKme6xSeN3jGexf69Twhttp://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665626453683&id=665626453683&plc=WEB&tkn=BAhQ0LJvspau0XCfql0WZUVTVE0



Предварительный просмотр:

Проект  «Мой город - Моя страна»

Подготовили:

воспитатель Гайворонская Н.С., Ломовицкая О.Ю.

Тип проекта – познавательно – игровой . С 20.11.2018 по 20.01. 2019

Участники проекта: Воспитанники средней группы, воспитатели, родители.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Расширить представления детей о родной стране и родном городе.

ЗАДАЧИ: Показать детям красоту родного города и страны, приобщить к её истории.

Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу.

План проекта

1. Занятие « Мой родной город»

2. Целевая прогулка по близлежащей улице.

3. Заучивание домашних адресов.

4. Работа в книжном уголке. Главная достопримечательность города.

5. Работа в книжном уголке. Виды родного края.

6. Беседа об улицах города. Как давали названия улицам.

7. Рассматривание фотографий « Главные достопримечательности города.

8. Оформление газеты: «По улицам любимого города».

                                     

 Направление  проекта:

1. Мой    город, моя страна

Цель: Знакомить   с   родным   городом   (поселком).

Задачи:     Формировать     начальные представления  о  родном  крае,  его истории    и    культуре.    Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного  движения.  Расширять представления  о профессиях.  Познакомить  с  некоторыми выдающимися  людьми, прославившими Россию,

2. Мой    город. Деревья, растущие в нашем городе.

Цель: формировать  знание детей о деревьях, их роли в экологии города и жизни людей.

3. Мой город. Профессии нашего города.

Цель:  Воспитывать  у детей  уважение к труду взрослых, людям разных профессий

4. « Транспорт нашего города»

Цель: Расширять знания детей  о том, каким бывает транспорт. Закреплять знания о видах общественного транспорта.

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Занятие: «Мой родной город».

Коллективная аппликация «Наш город»

Рассматривание альбома о Пыть -Яхе.

Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Оформление фотоальбома «Мой дом - мой город».

Прогулки детей с родителями по улицам города.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Оформить папку-раскладушку «Мой город Пыть-Ях».

Приобрести набор открыток с достопримечательностями родного города.

Собрать материал об улицах нашего города.

Оформить фото - альбом «Мой дом- мой  город».

                        Фото - альбом «Мой дом - мой  город».

E:\DCIM\101NIKON\DSCN1374.JPG



Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы

по правовому воспитанию

«Мы имеем право! Мы – дети!»

Подготовили: воспитатель Гайворонская Н.С., Ломовицкая О.Ю.

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «право»;
  • обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
  • развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек, в общем, и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

 

I этап – подготовительный 

 Беседа «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка»

Беседа об ответственности и правах ребенка.

Беседа «Каким я хочу быть?» — учить детей избавляться от своих недостатков.

 Загадки по правам детей.

Совместно с родителя изготовить паспорт имени ребенка.

Создание картотеки дидактических игр о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста.

Консультации и памятки для родителей по правовому воспитанию.

 Подготовка к игре «Семья». Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

Чтение рассказов о правах ребенка.

Просмотр мультфильмов «Цветик семи цветик», Смешарики «Азбука права»

 Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»

 Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Разработка занятий по правовому воспитанию.

Изготовления альбома «Моя семья»

II этап – основной

 Занятие «Знакомство с правами ребёнка» — познакомить тетей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.

 Заучивание пословиц о семье.

Беседа «Я имею право на имя»

Беседа «Я имею право на жизнь»

 Беседа «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

 Выставка совместного творчества детей и родителей «Я имею право!»

 Рисование «Дом в котором я живу»«Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик».

 Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей».

 Пение песен «Неразлучные друзья»«Наша дружная семья»

III этап – заключительный

 Составление генеалогического древа семьи. 

Итоговое занятие по правам ребенка «Маленьким детям – большие права».

«Альбом «Моя семья»

 Мы играем «Семья»

«Рисуем дом, в котором мы живём»

Вот что у нас получилось

Рисуем волшебный цветок цветик – семи цветик

Вот что у нас получилось

«Мы имеем права — мы дети!»

«Мы разные, но мы вместе!»



Предварительный просмотр:

Проект для детей средней группы

«Эх, Масленица»

Подготовила:

воспитатель Ломовицкая О.Ю.

Методический паспорт проекта.

Название проекта: «Эх, Масленица».

Вид проекта: 
игровой, творческий;
по областям – чтение литературы, познание, физическая культура, художественное творчество, коммуникация;
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Участники проекта:
дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре. 
Актуальность проблемы:
скудные знания детей о праздновании русского народного гуляния – Масленицы в наши дни.
Цель проекта: 
создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;
воспитание любви и патриотизма к своей Родине;
Задачи проекта: 
- развитие интереса к обрядовым русским праздникам;
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- обогащение духовного мира;
- формирование у детей начал национального самосознания
Предполагаемый результат:
1. Имеют представления о народных праздниках 
2. Имеют представления о народных играх
3. Владеют знаниями масленичной кухни
Предварительная работа:
Чтение сказки про Масленицу
Заучивание закличек и стихов
Во время беседы дать понятие о народных традициях
Наглядная информация: 
Оформление стенда с работами детей
Оформление в приёмной уголка «Масленица»
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей «Масленица пришла!»
Рецепты теста для блинов от родителей
Заучивание закличек и стихов

Продукт проектной деятельности: 
Выставка детских работ:
«Масленица»
«Масленичное солнце»
«Блиночки»
«Масленица пришла»
Уголок «Масленица»
План реализации проекта:
Понедельник «Встреча»
Знакомство детей с народным праздником – Масленицей. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.
Лепка из пластилина «Масленичное солнце»
Вторник «Заигрыш»
Знакомство детей с русскими народными играми – забавами.
Забавы:
Снежки
Взятие снежной крепости
Игры: 
«Солнышко»
Дети делятся на две команды. Участники держат ложку в которой лежит жёлтый шарик, и бегут змейкой между расставленными кеглями.
«Подари конфетку» симпатии
На группе натягивается верёвочка, на которой на тонких нитках подвешены цветные конфетки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать одну конфетку, а затем назвать имя девочки и подарить ей свою конфетку.
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит: 
Заря - зарница, 
Красная девица, 
По полю ходила, 
Ключи обронила, 
Ключи золотые, 
Ленты голубые, 
Кольца обвитые - 
За водой пошла! 
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Среда «Лакомка»
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Угощение сладостями
Рисование «Масленица»

Четверг «Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. 
Лепка «Блиночки»
Пятница «Вечера»
Приобщать к истокам народных традиций. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Развлечение, посвящённое закрытию масленичной недели.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи

«Влияние  малых форм фольклора на развитие речи

дошкольников 3-4 лет»

 (на 2021-2022 учебный год)

Разработала: воспитатель Ломовицкая О.Ю.

Пояснительная записка.

   Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.

   А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».

Актуальность.

    Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

   В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

  Как отмечает Н. Гавриш: «В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

  Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

   Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

   В соответствии с требованиями  Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.

  Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.  

Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме:     «Влияние  малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет».

Цель проекта:

- Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  1. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
  2. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  3. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  4. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время НОД, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.

Цель и задачи определяются государственными стандартами, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

В завершений проекта хотелось достичь определенных результатов,  увидеть, что дети узнали, чему научились за это время.

Ожидаемый результат:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  3. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
  4.  Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  5.  У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:

 1. Доступность содержания материала для детей дошкольного возраста.

 2. Познавательная и нравственная значимость.

 3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.

Сроки реализации проекта: учебный  2021-2022 год.

 Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):

• Анализ предметной среды группы.

• Изучение методической литературы по проблеме.

• Формулирование целей и задач проекта.

Основной этап:

В ходе реализации проекта были использованы такие формы работы с детьми, что еще больше сблизило и раскрепостило их

-  Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.

- Рассматривание иллюстраций.

-  Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

– Слушание сказок.

-  Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.

- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.

- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.

-Инсценирование произведений фольклора.

-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.

Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:

-  Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

- Консультация для родителей  и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».

- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.

           Как обойтись без поддержки своих коллег. Тесное сотрудничество с музыкальным работником, показ театрализованного действия со взрослыми, обобщение и обмен опытом- все совместно с педагогами.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Показ театров с использованием русских  народных  персонажей.

- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Итоговый этап:

-  Выступление на педагогическом совете.

-  Анализ, обобщение результатов проекта: выступление на методических объединениях.

- Рекомендации для педагогов ДОУ  и пр.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе младшего возраста

Цели:

  1. Приобщать детей к устному народному творчеству.
  2. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.  
  3.  Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. 
  4. Воспитывать любовь к художественной литературе.
  5. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
  6.  Формировать понимание назначения и основного содержания  закличек, поговорок, потешек.
  7.  Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
  8.  Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
  9. Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.

Задачи:

Потешки:

  1. Познакомить детей с новыми потешками.
  2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
  3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
  4. .Привлекать детей к рассказыванию потешек.
  5.  Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.
  6. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
  7. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

Совместная деятельность взрослого и детей

  1. Использование потешек в режимных моментах.
  2. Рисование водички по потешке «Дождик, дождик поливай…»
  3. Физкультминутка.
  4. Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
  5. Беседа о потешках.
  6. Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй.
  7.  Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Курочка и цыплята»

Образовательная деятельность в режимных момента.

  1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
  2. Игры по содержанию потешек.
  3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
  4. Дидактическая игра «Чьи детки».

Заклички:

  1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
  2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

Совместная деятельность взрослого и детей.

  1. Беседа о закличках
  2. Обыгрывание закличек  на музыкальных инструментах.
  3. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик..»
  4. Подвижные игры  «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
  2. Использование дыхательной гимнастики «Ветерок» (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)
  3. Игра «Солнечный зайчик».
  4. Рисование дождика с использованием нетрадиционной техники рисования (на песке, на манке и т. д.).
  5. Интеграция разных видов деятельности (аппликация+рисование, аппликация+лепка)

Загадки:

  1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
  2. Учить детей отгадывать загадки. 

Совместная деятельность взрослого и детей.

  1. Использование загадок .
  2. Разгадывание загадок по описанию

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
  2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Пальчиковые игры.

  1. Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.

Совместная деятельность взрослого и детей.

  1. .Выполнение действий согласно тексту.
  2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
  3. Подвижные игры «У медведя во бору…», «Щенок Митрошка».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  1. Использование пальчиковых игр в повседневной деятельности детей, режимных моментах (одевание на улицу, умывание, прогулка)

Русские народные сказки.

  1. Воспитывать любовь к художественной литературе.
  2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
  3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

Совместная деятельность взрослого и детей.

  1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»  
  2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок», «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух» с использованием театральных кукол бибабо, пальчикового театра, плоскостного театра на фланелеграфе.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  1. Чтение сказок.
  2. Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
  3. Рассказывание сказок по картинкам.
  4. Дидактическая игра «Расскажи сказку».
  5. Слушание сказок перед сном.

Колыбельные:

  1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
  2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

Совместная деятельность взрослого и детей.

  1. Игра – инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
  2. Беседа о колыбельной песне.
  3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
  2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
  3. Слушание колыбельных песен перед сном.

Поговорки:

  1. Познакомить детей с поговорками.

Совместная деятельность взрослого и детей.

  1. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Осень.

Потешки:

«Зайчишка-трусишка по полю бежал…»; «Ай, лады, лады, лады…»;

«Синичка, синичка, воробью сестричка…»; «Чистая водичка умоет Саше личико»;

«Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…»; «Огуречик, огуречик…»

«Водят мыши хоровод…»; «Ой, дуду, дуду, дуду...»; « Как у нашего кота шубка очень хороша…»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была? »; «Пошел котик на торжок…»

Русская народная игра «Щенок Митрошка»

Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,

(дети «кормят» щенка кашей с ложки)

Уронил Митрошка, ложку за окошко.

(дети «выбрасывают» ложку за плечо)

Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.

(дети бегут за ложками)

«Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет.»,

 

Пальчиковые игры:

«Осенние листья»; «За грибами…»; «Этот пальчик в лес пошел…»; « Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?»

Игра – песня «Курочка»

«Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать…»

Загадки:

«Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.»(гриб)

«Много одежек, и все без застежек.»(капуста)

«Сладкая, красная на грядке растет.»(морковка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»(кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»(собака) 

«Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.

А потом лежит у ног. Это маленький… щенок.»,

«Ищет зернышки подружка

С хохолком на макушке

От крыльца недалеко

Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?»(курочка).

Заклички:

«Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!»

«Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.»

Колыбельные:

«Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…»

Сказки:

«Репка»,

«Теремок»

Зима

Потешки:

«Как на горке - снег, снег…»; «Ты, мороз, мороз, мороз...»; «Ой ты зимушка-зима…»

Загадки:

«Зимой и летом – одним цветом» (елка)

«Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится» (заяц)

«Всю зиму лежал, а весной убежал» (снег)

«С неба звездой, а в руке водой» (снежинка)

«Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой» (сосулька)

Пальчиковые игры:

«Весело зимой»; «Снежок»; «Маленький Егорка»

Сказки:

«Рукавичка»; «Заяц и лиса»

Колыбельные:

«Ай, люли-люленьки…»

Весна

Потешки.

«Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…»; «Пальчик-мальчик, где ты был…»;

«Солнышко…»; «Ласточка, ласточка…»;  «Вот они, сапожки…»; «Жаворонки»

Заклички:

«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик поливай…», «Радуга-дуга»,

«Иди, весна,

Иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

полной снопок,

Большой урожай

В наш край!»

«Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.»

Пальчиковые игры:

«Сорока-ворона кашу варила»

«Моя семья»

Поговорки

«Труд человека кормит» «Апрель с водой, а май с травой»,  «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».

Колыбельные.

«Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…»

       

Литература

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4.  Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
  6. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009