Декады науки в начальной школе

Овсянникова Ирина Сергеевна

В рамках декады науки в параллели проводятся интересные метапредметные мероприятия. Поскольку мы с коллегами являемся участниками стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности средствами литературы, то полюбившейся формой организации такой работы стала совместная разработка сценария игры по содержанию выбранного литературного произведения. Так в 2021-2022 учебном году (4-й класс) коллектив МО учителей нашей параллели разработал сценарий дидактической игры по содержанию произведения «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Закрытие декады обернулось грандиозным праздником.

В 2022-2023 учебном году (1-й класс) в Декаду науки провели игру по мотивам хантыйских сказок.

В 2023-2024 году (2-й класс) тема Декады науки «Дети блокадного Ленинграда» (рассказ В.Карасёвой “Новогодний подарок”) . На открытии Декады было объявлено произведение, которое предстоит прочитать, определены сроки, выданы задания. Торжественное закрытие Декады наук ознаменовалось поздравлением и награждение победителей и активных участников декады наук. Завершилось закрытие литературно – музыкальной композицией «Дети блокады»На заседании МО 2-х классов были подведены итоги декады наук.

В 2024-2025 учебном году (3 класс) в преддверии юбилейной даты города Когалым было принято решение провести Декаду наук по теме «Открываем новую науку – КОГАЛЫМОЛОГИЮ». Посредством жеребьевки распределили направления для каждого класса. Ребята готовили выступления по выбранному направлению, а учителя формировали задания для краеведческой олимпиады.

Обмениваясь идеями, ресурсами и опытом, мы с коллегами создаёт новые учебные материалы, методики и инструменты, которые с успехом применяем в своей работе. Возможность поделиться своими мыслями и идеями, найти единомышленников приносят большое  удовлетворение от работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2021-2022 учебный год

Декада науки

Интеллектуальная игра по произведению Бориса Полевого

«Повесть о настоящем человеке» (Проведена в параллели 4-х классов. Посвящена 80-летию подвига Героя Советского союза А. Маресьева)

 СЦЕНАРИЙ

Цели: формировать у учащихся способность к самостоятельному творческому мышлению, расширять знания учащихся, развивать интуицию, эрудицию, воспитывать упорство в достижении цели, любовь к произведениям классической литературы.

Давным-давно была война, [a]

Давным-давно прошла она.

Для тех, кто жив, она была когда-то.

Но помним мы, как в пламя шли

И как страну для нас спасли

Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев :

Годы, сколько-б ни шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне.

Давным-давно была война

И там, где всё сожгла она,

Хлеба желтеют и синеют реки.

Но тот, кто эту землю спас,

Остались жить в сердцах у нас

Навеки, навеки, навеки.

Припев.

Давным-давно была война,

Но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет,

Пусть знают, что глядят им вслед

Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев.

За годом год стучит в окно...

Была война давным-давно,

Давным-давно в запас ушли солдаты.

Но быль о ней всегда нужна,

О том какой была война

Когда-то, когда-то, когда-то…

Подготовительная работа:

  1. чтение произведения детьми;
  2. просмотр фильмов https://youtu.be/rcZCWYEtOGY и др.
  3. просмотр презентаций, обсуждение в классе.

Ход мероприятия

  1. Открытие марафона.
  1. Фильм (можно показать буктрейлер к произведению https://youtu.be/qlvI7kiFHtU 
  2. Вступительное слово о начале игры, определение сроков, знакомство с планом работы.
  3. Вручение маршрутных листов (изготовлен в виде плана местности, флажками отмечены станции: Высота Математическая, Партизанская тропа, Узел связи, Военторг, Полевая сцена, Читательский лес) и пакетов заданий для каждой из станций.
  4. Жеребьёвка - выбор творческого задания, задания по формированию компьютерной функциональной грамотности командирами классов.
  1. Практическая часть (практическая работа учащихся согласно маршрутному листу, представление результатов, их размещение на магнитной доске и онлайн-доске)
  2. Закрытие марафона (актовый зал)
  1. Вступительное слово.
  2. Представление классами подготовленных творческих заданий.
  3. Подведение итогов по выполнению заданий из маршрутного листа.
  4. Награждение  по номинациям.

Задания для выполнения на станциях. (Их можно вложить в военные планшеты или сумки от противогазов)

Высота Математическая. (Задания направлены на формирование математической грамотности. Вместе с тем, тексты являются и средством воспитания.) Составитель Редька Т.И.

Рабочий лист учащихся 4-______класса

  1. За годы ВОВ боевые потери ВВС КА составили 46100 боевых единиц, ВВС Германии на фронте потеряли 52850 самолетов. Определи разницу потерь. Сколько всего самолетов было уничтожено за годы войны?
  2. Эскадрилья, состоящая из звеньев по 4 самолета в каждом, насчитывает 32 самолета. Сколько звеньев входит в состав этой эскадрильи?
  3. “... Немецкий полевой аэродром, на который налетали штурмовики, лежал километрах в шестидесяти на запад от линии фронта. Связав немецкие истребители воздушным боем, его летчикам удалось оттянуть их от аэродрома на восток примерно километров на двадцать, да и ему [Мересьеву], после того, как вырвался он из двойных “клещей”, удалось, вероятно, протянуть километров пять к востоку….” Сколько километров предстояло проползти летчику Мересьеву до линии фронта?
  4. “...Чтобы заглушить боль, которую причинял ему каждый шаг, он [Мересьев] стал отвлекать себя, обдумывая и рассчитывая свой путь…” Летчик поставил себе задачу преодолевать в сутки 10-12 км. Воспользуйся вычислениями задачи № 3, рассчитай, сколько суток понадобится. Во сколько раз предположения Мересьева отличаются от реального времени преодоления всего пути.
  5. “...В дни войны учёный превратил клинику своего института в офицерский госпиталь…[....].Война, […. ],вызвала такой приток раненых, что госпиталю прищлось вчетверо увеличить число коек по сравнению с тем, на какое он был рассчитан..” На сколько увеличилось количество коек, если до войны их было 500?
  6. За годы войны в госпитале получили лечение свыше 74 тыс. раненых и больных, из которых 82% были возвращены в действующую армию. Посчитайте, сколько человек вернулись в действующую армию после лечения в госпитале.
  7. Госпитальный паек находящихся на излечении бойцов Красной армии был значительно разнообразнее и по отдельным пунктам весомее, чем даже на передовой. Основу его составляли: хлеб (пополам ржаной и пшеничный), мясо, рыба, масло коровье, овощи. В нормы суточного довольствия по госпитальному пайку входили также невиданные на фронте: молоко, сметана, творог, фруктовый сок.

Ниже приведена таблица нормы и калорийности некоторых продуктов.

 

продукт

норма (г)

ккал  в 100 г

продукта

 

продукт

норма (г)

ккал в 100 г

продукта

Хлеб(пшенично-ржаной

600

435

Сливочное масло

40

800

мясо

120

200

сметана

50

150

рыба

50

100

овощи

750

150

молоко

200

50

Фруктовый сок

100

100

творог

25

100

 

 

 

 

1.      Определи калорийность суточной нормы каждого продукта. Данные запиши в таблицу.

 

продукт

норма (г)

ккал  

 

 

продукт

норма (г)

ккал

 

Хлеб(пшенично-ржаной

600

 

Сливочное масло

40

 

мясо

120

 

сметана

50

 

рыба

50

 

овощи

750

 

молоко

200

 

Фруктовый сок

100

 

творог

25

 

 

 

 

 2.      Сколько килокалорий получал красноармеец  в течение всего дня?_________________

3.      Какова суточная калорийность молочных продуктов?____________________________

4.      Что больше: суточная калорийность овощей или молочных продуктов? На сколько?

_______________________________________________________________________

Станция Военторг. (Финансовая грамотность.) Составитель Овсянникова И.С.

Рабочий лист учащихся 4-______класса

1.        Прочитайте статью о книге Бориса Полевого.

           Сюжет произведения основан на событиях, произошедших в жизни советского лётчика Алексея Маресьева.

            Прототипом героя книги Алексея Мересьева стал действительно существовавший человек — советский лётчик-ас Алексей Маресьев, Герой Советского Союза. Его самолёт был сбит в воздушном бою в Великой Отечественной войне, пилот получил тяжелые ранения, в госпитале ему ампутировали обе ноги, но он, проявив упорство и недюжинную силу воли, возвратился в ряды действующих лётчиков.

           Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом. Удостоено Сталинской премии.

            Более восьмидесяти раз книга издавалась на русском языке, сорок девять —     на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.

             «Очень русская, очень советская повесть. Которая завоевала в том числе весь мир, такой не русский и такой не советский. И мир принял её восторженно. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 миллиона экземпляров. Повесть около сорока раз издавалась за рубежом. И около ста раз — на русском языке. Она пользовалась огромной популярностью в советской стране и далеко за её пределами. И не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге советского летчика. И даже не только потому, что стала учебником мужества. (Борис Полевой ярко показал, как можно жить в самых нежизненных условиях. Более того — как можно выжить в самых нежизненных условиях. И ещё более — как остаться Человеком в самых нечеловечных условиях). Но, прежде всего, потому, что у каждого, каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно если знаешь, зачем живешь…» — написала Елена Сазанович в эссе «Борис Николаевич Полевой. Повесть о настоящем человеке»

Книгу Б.Полевого с интересом читают и в наши дни. Это история…

2.        Ответьте на вопросы:

  • Запишите в порядке возрастания все числовые данные, упоминающиеся в тексте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Только до 1954 года общий тираж книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» изданий составил 2.000.000 экземпляров. Население СССР составляло тогда примерно 188 700 000 человек. Сколько еще книг нужно было выпустить, чтобы такая книга была у каждого человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Книгу, выпущенную в 1978 году можно купить (сейчас) за 500 рублей (на Авито), а книга выпущенная в 2018 году  стоит 1500 рублей. Во сколько раз дороже, книга выпущенная в 2018 году?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Школьная библиотека решила закупить 130 экземпляров книги по цене 1500 рублей. Сколько денег должна перевести школа на счет типографии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Станция Партизанская тропа. (Естественно-научная грамотность.) Составитель Редька Т.И.

Рабочий лист учащихся 4-______класса

  1. Во время своего нелегкого возвращения к «своим» летчик Мересьев пересекал болотистые участки. Приведи доказательства этого.
  2. На ветви какого дерева упал самолет Мересьева? Что спасло ему жизнь?
  3. «…На третий день гостеванья Алексеяу деда Михайлы старик утром решительно

 сказал ему:

-Обовшивел ты, Алеха, - беда…..А чесаться-то тебе трудно….»

  • О каком заболевании идет речь?
  • Какое насекомое вызывает этот недуг?
  • Как удалось справиться с насекомыми?
  • Назови причины заражения.
  • Встречается ли это заболевание в наши дни?
  • Каковы меры профилактики.

Станция Узел связи. (Компьютерная грамотность.) Составитель Рогожкина А.А.

Используя графические, видео, аудио редакторы и генераторы, создать:

1.         Облако слов (https://wordscloud.pythonanywhere.com/)

По содержанию произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» выделить ключевые слова и с помощью генератора создать ОБЛАКО СЛОВ

2.         Пазлы (https://plottersvg.ru/generator-puzzle  https://online-puzzle.ru/own_puzzle)

Подобрать картинки или фотографии к произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и с помощью генератора создать ПАЗЛЫ

3.         Ребусы (http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator)

По содержанию произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» выделить ключевые слова и с помощью генератора создать РЕБУСЫ

4.         Кроссворд (https://blog.nils.ru/generator-crossword/)

По содержанию произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» сформулировать вопросы и с помощью генератора создать КРОССВОРД

5.         Филворд (https://blog.nils.ru/generator-word-puzzle/)

Какими качествами обладает Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»? С помощью генератора создать ФИЛВОРД «Качества героя»

6.         Видео/аудиофрагмент (InShot)

Записать видео или аудиофрагмент понравившегося эпизода произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Задания создаются на основе содержания повести (ключевые слова, качества человека)

Станция Полевая сцена. (Креативное мышление.)

1. Литературная композиция о подвиге Мересьева. 4-а, Магомедова М.Х.

2. Реклама книги (создание буктрейлера) 4-в, Рогожкина А.А.

3. Музыкальная композиция (Песня о подвиге Мересьева) 4-а, Ивашкина Л.Г.

4. Театральное представление 4-д, Овсянникова И.С.

( Инсценирование понравившегося отрывка из произведения)

5. Лента времени 4-и, Редька Т.И.

( Определить основные события, происходящие в книге “Повесть о настоящем человеке”, расположить их в хронологическом порядке)

6. Коллаж по содержанию произведения 4-г, Пушкарь Т.И.

Закрытие ДЕКАДЫ НАУКИ.

Ведущий 1. Дорогие друзья! Вы замечали, как прекрасна наша земля! Просторные поля с золотыми колосьями пшеницы, бурные реки, наполненные прозрачной ключевой водой, сибирская красавица-тайга и небо…огромное, бездонное завораживающее…

Ведущий 2. Все дальше и дальше  уходят от нас военные годы. Давно отшумели фронтовые грозы над русской землей. Перепаханы окопы, засыпаны рвы и воронки от взрывов. Но святой долг нового  поколения - никогда не забывать того, что сделали наши деды и прадеды.

1. Литературная композиция (Найти стихи о подвиге Маресьева, о войне….) (4-А)

Ведущий 1. Во время войны и после неё будут созданы замечательные фильмы, написаны картины, спеты песни. О той жестокой войне, о мужестве людей, вставших на защиту родной земли, напишут литературные произведения.

Ведущий 2. Часто писатели используют  в художественной литературе вымышленный сюжет, вымышленные герои, а это произведение написано на основе реальных событий. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». На самом деле такой летчик жил, воевал, был сбит и сумел преодолеть страх, боль и снова сесть за штурвал самолёта.

Отрывок из видео «Доктор Бурденко. Война со смертью»

Рассказ учащихся

(Ученик 1) Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. С 1913 года его семья жила в Твери. После окончания в 1926 году промышленного техникума он работал на местной текстильной фабрике «Пролетарка». Журналистикой Борис Полевой занялся очень рано: уже в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете «Тверская правда» свою первую корреспонденцию, а с 1924 года его заметки регулярно публиковались в городских газетах. Борис Полевой участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент «Правды ».  

(Ученик 2) В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю.

(Ученик 1)  Полевой был тем писателем, который увидел в герое войны черты, необходимые нам сегодня: он нашёл настоящего человека, подвиг которого заключался в огромном нравственном потенциале. Маресьев сражался с самим собой, он на наших глазах делал из себя настоящего человека, а не демонстрировал это во внешнем подвиге. Летчик, Герой Советского Союза (1943), полковник, Алексей Петрович Маресьев родился в 1916 году в городе Камышине на Волге в рабочей семье. Окончив школу, пошел работать на завод. В 1934 году отправился строить Комсомольск-на-Амуре. В свободное время занимался в местном аэроклубе. Незадолго до войны окончил Батайское военное авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта.

(Ученик 2) С первых дней Великой Отечественной войны – в действующей армии на Северо-Западном фронте. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его ЯК-1 был подбит немецким «мессершмиттом». Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины летчик упал в сугроб. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног разбиты. 18 суток полз Маресьев в лесу по снегу к своим. Его обнаружили в бессознательном состоянии с обмороженными ногами деревенские мальчишки.

2. Театральное представление (инсценировка отрывка из произведения) (4-В)

3. Коллаж из иллюстраций по содержанию. (4-Г)

Ведущий 1. Больше недели вся деревня ухаживала за раненым лётчиком, но нужна была медицинская помощь, а врача у них не было.

Ведущий 2. И так же вся деревня вышла к самолёту провожать Алексея, желая ему скорейшего выздоровления.

(Ученик 2) В госпитале имени Н.Н. Бурденко Алексею Маресьеву ампутировали голени обеих ног. «Целые дни, неподвижный, лежал он на спине, смотря всё на одну т и ту же извилину в потолке. Когда товарищи заговаривали с ним, он отвечал – и часто невпопад – «да», «нет» и снова смолкал…»

(Ученик 1) Однажды он прочитал статью о русском военном лётчике, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. «…С раздробленной ногой он сумел… перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрёл протез собственной конструкции. Он долго и упорно …тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию»

Ведущий 1. К Маресьеву после чтения статьи вернулось желание жить, и даже появилась мечта – летать. Вся палата поддерживала это желание, помогая товарищу.

(Ученик 2) Долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать. Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года.

(Ученик 1) С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. За военные годы Алексей Петрович сделал около ста вылетов, сбил одиннадцать самолетов противника (четыре – до ранения, семь – после). 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 1. Боевая слава о безногом лётчике Маресьеве разнесётся по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастят корреспонденты, и среди них окажется будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

4. Музыкальная композиция (Подготовить песню о подвиге) (4-Б) (на фоне лента времени (основные события  книги “Повесть о настоящем человеке”, расставленные в хронологическом порядке)

Ведущий 2. Каждый год уносит от нас всё дальше те лихие годы, но сердце каждого человека сжимается при упоминании о Великой Отечественной войне. Наш лётчик Алексей Маресьев был покалечен, но остался жив, и даже нашёл в себе силы вернуться к любимому делу. А сколько было тех, кто не смог, потому что фашистская пуля или снаряд оборвали молодую жизнь…

Ведущий 1. У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что «Повесть о настоящем человеке» стала любимой у многих людей, не только потому, что её знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз, но и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству.

6. Реклама книги (Буктрейлер) (4-Д)

Ведущий 1. Иногда помочь поверить в свои силы, поделиться уверенностью в успех бывает также важно и трудно, как безногому летать. Вера в успех — это больше чем победа над врагом.

Ведущий 2. Однажды на вопрос, какое человеческое качество Маресьев считает главным, он ответил: «Честность, а главная ценность в жизни – честь и Родина».

Ведущий 1. Ребята! С детства воспитывайте в себе лучшие человеческие качества, идите по жизни настоящими людьми

Ведущий 2. В память о тех, кто сложил головы на фронтах Великой Отечественной войны  и кто погиб защищая Родину в наши дни объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

День победы. (Поет вокальная группа, подпевает весь класс.)

Ведущий 1. Подошел к концу наш марафон, посвященный восьмидесятилетию подвига Алексея Маресьева. Хотим подвести итоги и вручить награды.

[a]Можно использовать слова из песни Давным-давно была война Музыка: А. Зацепин Слова: Л. Дербенев


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

2024-2025 учебный год

Итоги Декады Науки (3-и классы)

В рамках Декады Науки третьеклассники погрузились в изучение своей малой родины через новую научную дисциплину — "Когалымологию". Это направление объединяет различные области знаний, связанных с городом Когалым и регионом в целом.

1. Геральдика (3-в, Рогожкина А.А.)

Подобно государственному гербу, у регионов и городов также существуют свои гербы, которые выполняют важную функцию визуального представления их уникальности и исторической значимости. Учащиеся изучили геральдические символы города Когалым, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также Тюменской области.

Ребята узнали о глубоком историческом значении элементов этих гербов. Например, золотой медведь олицетворяет предусмотрительность, мудрость и силу, синие полосы, символизируют реки Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун, между которыми расположен город Когалым, черная нефтяная капля, подчеркивает важность нефтедобычи для основания и развития города.

Гербы данных территорий гармонично сочетают классические геральдические элементы с современной символикой, тем самым подчеркивая связь между прошлым и настоящим. Это помогает сохранить историческую память, а также демонстрировать динамику развития региона.

2. История города Когалым (3-и, Редька Т.И.)

История – это наука, которая изучает прошлое, развитие общества и деятельность людей.   Город, в котором мы живем - молодой, но несмотря на это, у него тоже есть своя история. История того, как маленький северный посёлок стал красивым городом с развитой и современной инфраструктурой, как превратился в «Жемчужину Западной Сибири».

С историей Когалыма ребята знакомились через историю возникновения когалымских улиц. Они узнали, какая улица появилась самой первой в   поселке, а какая в городе. С чем или с кем связаны названия когалымских улиц. Вспомнили, на какой улице находится школа, в которой они учатся. Рассмотрели на карте города, с какими улицами она пересекается. Узнали некоторые интересные факты о наших когалымских улицах.

3. Когалым в цифрах (3-г, Пушкарь Т.И.)

Море вышек в небе синем.
В высь стремятся словно дым.
Лучший город у России-
Это город Когалым.

Ребята 3Г класса собрали и рассказали учащимся третьих классов интересную информацию о городе в цифрах.

В  1971 год открыто Повховское месторождении. В 1975 году началась история Когалыма, когда на место будущей железнодорожной станции «Когалымская» прибыл первый десант строителей. 1046 человек составляло население  посёлка в 1977 год, когда  получил название «Когалым», а в 1985 году  поселок получил статус города.

Есть у нашего города и свои рекорды. 711 малышей появилось на свет в 2022 году – 395 мальчиков и 316 девочек.  67 872 человека численность населения в  2024 году.

 В Когалыме суровые длинные зимы. Самая низкая температура −62 °C была зафиксирована в 2009 году. Продолжительность периода со снежным покровом составляет 204 дня.

 2 километра 87 метров самая длинная улица в городе- улица Дружбы Народов. Длина проезда Сопочинского примерно 1 км, на этой улице всего 4 дома.

 Океанариум «Акватика», входит в ТОП-10 океанариумов мира. 2 500 видов рыб и земноводных обитает в океанариуме. В 8,5 миллионах искусственной морской воды литрах воды использованы десятки тонн соли

 Длина реки реки Ингу-ягун, которая протекает через город, - 235 км.

В 1991 году основана — одна из крупнейших нефтегазовых компаний России - Луко́йл, которая занимает второе место в стране по объемам добычи нефти.  2,3 млн баррелей нефти «ЛУКОЙЛ» ежедневно добывал в 2023 году.

 

4. Флора и фауна региона (3-б, Ивашкина Л.Г.)

С целью активизации познавательного интереса детей к окружающему миру, культурному наследию региона, возможностью расширить кругозор юных третьеклассников, проводилась Декада Науки, где ребята погрузились в изучение нового и неизведанного.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им, и много о нём узнаём. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными, птицами.

Родной край славится водными богатствами: почти 20 тысяч рек и 300 тысяч озер украшают и питают его.

Фауна округа насчитывает 369 видов, из них 60 — млекопитающие, 256 видов птиц. Флора Югры насчитывает свыше 800 видов растений

Редкие растения, как и редкие животные, занесены в Красную книгу.

Коренные народы региона — ханты, манси— всегда относились к природе с любовью.

Каждое дерево имело особенное значение. Стройная берёза — символ неба.

Щедрый кедр—дерево-кормилец.

Все деревья в своем лесу местные жители знали «в лицо». Знали их возраст, особенности.Людям представлялось, что дерево — это как бы человек. Крона — это голова, волосы. Ствол — тело, ветви — руки, корни — ноги. Деревья, как все живые существа, рождаются, живут, достигают зрелости и умирают. Высохшее, погибшее дерево никогда не использовали для вещей, связанных с жизнью,повседневным бытом. Такие деревья могли сгодиться только для костра.

Из срубленных «живых» деревьев изготавливали «живые» вещи, предметы для каждодневного пользования: лодки,нарты, детали чума и обстановки.

Даже про своё происхождение мы всегда говорим —Югорчане!

5. Геология: Нефть (3-д, Овсянникова И.С.)

Геология - наука  о строении, составе и истории земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых.

Ребята познакомились с историей открытий нефтяных  залежей. Узнали, как называется сорт нефти, добываемой в ХМАО-Югре.   Была представлена информация о том, как развивалась нефтедобыча и каково ее значение  в развитии города Когалыма. Ребята совершили заочное путешествие по улицам Когалыма, познакомились с названиями и историей создания памятников города Когалыма, посвященным нефтяникам и нефтедобыче.

6. География (3-а, Магомедова М.Х.)

География - это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности.

 Ханты-Мансийский автономный округ образован в 1930 году.

 Протяженность границ составляет 4 733 км. Округ занимает площадь 534,8 тыс. кв. км.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра расположен в серединной части России. Округ граничит одновременно с шестью субъектами Российской Федерации (Ямало-Ненецким автономным округом, Красноярским краем, Томской областью, Тюменской областью, Свердловской областью и Республикой Коми). Расположен в зоне таежных лесов и болот.

 Муниципальное устройство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:

- 13 городских округов,
- 9 муниципальных районов,
- 26 городских поселений,
сельских поселений,

в число которых входит наш любимый город Когалым.

15.08.1985 г. посёлок Когалым был преобразован в город.

Город расположен на территории Сургутского района ХМАО Тюменской области России между реками Ингу-Ягун и Кирилл-Высъягун. Площадь города — 20,5 км².

Когалым окружают Лангепас, Сургут, Русскинские, Нефтеюганск, Ноябрьск, Покачи и остальные прилегающие территории, которые указаны на карте.



Предварительный просмотр:

Олимпиада  по краеведению

проводится в конце Декады науки, как подведение итогов мероприятия «КОГАЛЫМОлогия – открываем новую науку».

2. Цель олимпиады:

  • выявить уровень знаний по материалам выступлений учащихся 3-классов в секциях: история, математика, география, геральдика, биология, геология.
  • развивать у детей умение принимать решения в нестандартных ситуациях и умения творчески мыслить;
  • развитие интереса к истории города, округа;
  • развивать у детей дух соревновательности, умение работать самостоятельно.

3. В школьной Олимпиаде принимают участие все ученики 3-х классов.

4. Олимпиада проводится в течение 1 дня.

5. К проверке работ и оформлению протоколов Олимпиады привлекаются учителя, классные руководители 3-х классов.

6. Победители и призеры награждаются грамотами, призами. 

Составители: Редька Т.И., Магомедова М.Х., Рогожкина А.А., Пушкарь Т.И., Ивашкина Л.Г., Овсянникова И.С.

Школьная олимпиада по краеведению для учащихся 3-х классов

2024-2025 учебный год

Время выполнения заданий -  40  минут

                                                                                                                                                                                                                  Блиц-опрос:

1. Как называются жители нашего города?____________________________

2. Назовите первую улицу в поселке Когалым._________________________

3. На какой улице расположена наша школа?__________________________

4. Как переводится слово герб? _____________________________________

5. Что изображено на гербе г.Когалыма? _____________________________

6. Наука о гербах называется … ____________________________________

7. Когалым получил статус города в 19___

8. Самая длинная улица Когалыма - Дружбы Народов.              

Её длина - ___ км _____м

9. Длина реки Ингу-Ягун - ₝₝₝ км

10.    Какой памятник Когалыма является символом  напряжённого труда нефтяников ради комфорта и благополучия миллионов людей, образцом природного богатства и неиссякаемой энергии?

11.      В честь кого названа улица, на которой расположена школа№7 ?

12.   Как называется сорт нефти, добываемый в ХМАО-Югре?

13.  Какое дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? 

14.    Какая птица выводит птенцов зимой?

15.Какую ягоду называют северной земляникой?

                                                            II.            Выполни задания по теме «История»

1. По какому адресу находится первый кирпичный дом, построенный в городе Когалыме? Почему улица носит такое название?_____________

_____________________________________________________________

2. Какие города звучат в названиях улиц г. Когалыма?___________________

________________________________________________________________ 

                                                                                                                                                    III.            Выполни задания по теме «География»

 1.         Где находится город Когалым?________________________

_____________________________________________________________________

2.         Какая хантыйская деревня находится рядом с нашим городом?_______________

_____________________________________________________________________

3.         Какие реки протекают в городе Когалым?_______________

_____________________________________________________________________

 

                                                                                                                                         IV.            Выполни задания по теме «Геральдика»

1. Что обозначают синие полосы на серебряном поле в нижней части герба г.Когалыма? __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. О ком гласит фольклорное описание “Его одно крыло — семь саженей, второе крыло — семь саженей. Мог целые сопки поднимать”? На каком гербе он изображен? __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

                                                                        V.            Выполни задания по теме «Математика. Когалым в цифрах»

  1. Продолжительность периода со снежным покровом в Когалыме составляет 204 дня. Сколько месяцев без снега живет наш город?
  2. Рассмотри таблицу данных

годы

1980г

1992 г

2000 г.

2010 г

2020 г

кол-во чел.

4500

48000

54900

58181

67727

  1. Запиши в каком году в нашем городе проживало наименьшее количество жителей. В  ________ году
  2. Запиши сколько жителей проживало в г.Когалыме в 2000 году? __________________ жителей
  3. Какое самое большое количество жителей проживало в нашем городе? В каком году? _______________________________________________________________
  4. На сколько больше жителей проживало  в нашем городе в 2020 году, чем в 1992 году?

Запиши решение.

                                                                                       VI.            Выполни задания по теме «Биология»

1.О какой ягоде говорится в названии одной из улиц города Когалыма? Какие лечебные свойства в ней  содержатся?

2.Анаграммы  

1.Я застываю на сосне                                         2.Вершиною я в небо упираюсь,

Бываю и на ели,                                                      Но буквы переставишь, сразу ,я,

Смените букву так во мне                                    На голове оленя появляюсь,

Чтоб вы меня с картошкой съели.                       Своей красой обрадую тебя.

 

                                              VII.            Выполни задания по теме «Геология»

  1. Люди  какой профессии  определяют, где находится нефть? Что еще изучают люди этой профессии?
  2. Разгадай ребусы, запиши получившиеся слова:

1._________________

                                                                       2. __________________________

 

Ключ:

I. Блиц-опрос:

1. Когалымчане.   0,5 б.

2. Пионерная.           0,5 б.

3. Степана Повха 0,5 б.

4. Наследство.                 0,5 б.

5. Медведь.                 0,5 б.

6. Геральдика.                0,5 б.

7. 1985                           0,5 б.

8. 2км087м                    0,5 б.

9. 235 км                       0,5 б.

10. “Капля жизни”       0,5 б.

11. Степан Повх           0,5 б.

12. Siberian Light (Сибириан Лайт), Сибирская легкая 0,5 б.

13. Ель.                      0,5б.

14. Клёст .           0,5б.

15. Княженика .    0,5б.

II.              Выполни задания по теме «История»

1.Степана Повха, 2 (0,5 б. – название улицы, 0,5 б. – номер дома, 0,5 б. объяснение – в честь бурового мастера Степана Ананьевича Повха)

2.      Ленинградская, Сургутское шоссе, Таллинская, Рижская, Вильнюсская, Бакинская (по 0,5 б. за каждую улицу)

III.             Выполни задания по теме «География»

  1. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Западная Сибирь 0,5 б
  2. Русскинские 0,5 б
  3.  Кирилл-Высъягун и Ингу-Ягун 0,5 б

IV.             Выполни задания по теме «Геральдика»

1. Две реки: Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун. (0,5 б. - две реки, по 0,5 б. - за каждое название реки, 0,5 б. пояснение - между которыми расположен город)

2. Двуглавая птица (0,5 б.)  «Кат ухуп вой» (0,5 б.). Герб ХМАО-Югры (1 б.).

V.                Выполни задания по теме «Математика. Когалым в цифрах»

  1. Решение задачи                                                                                                       (всего 4 б.)  365 - 204 = 161 (день)   или  366 - 204 = 162 (дня)  

161 : 30 = 5 (ост.11) или 161 : 30 = 5 (ост.6) Ответ: 5 месяцев (2 балла)

  1. Работа с таблицей                                                                                                            (всего 4 б.)

1. Запиши в каком году в нашем городе проживало наименьшее количество жителей В  1980 году (0,5 б.)

  1. Запиши сколько жителей проживало в г.Когалыме в 2000 году? 54900 жителей (0,5 б.)
  2. Какое самое большое количество жителей проживало в нашем городе? В каком году?  В 2020 году проживало 67727 жителей (1б.)
  3. На сколько больше жителей проживало  в нашем городе в 2010 году, чем в 1992 году? 58181 - 48000 = 10181(чел.)                                           (2 б.)

VI.             Выполни задания по теме «Биология»

1..О какой ягоде говорится в названии одной из улиц города Когалыма? Какие лечебные свойства она содержит?   (Рябиновый бульвар,витамины С,В , Е и К,  фолиевая кислота, каротин, используется  при лечении сердечно-сосудистой системы,  снижении артериального давления ) 2 б

2. Смола- масло    1б ;    Гора- рога  1б.

VII.          Выполни задания по теме «Геология»

  1. Геолог — профессия людей, занимающихся геологическими науками. Геологи изучают строение, свойства и развитие Земли, и других планет)- 2 б.
  2.  1). Скважина,   2). Месторождение - 2 б.