Дистанционное обучение

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме «Междометие как часть речи»

Слайд 2

1) Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона. 2) Эй, откликнись, кто идет! 3) Ах, как хорошо мы научились говорить. 4) Ну, расскажи мне небылицы разные. 5) Увы, печальна и бледна, похвал не слушает она. Что общего в этих предложениях ? __________________________ Что выражают эти слова ? __________________________________

Слайд 3

части речи самостоятельные служебные Задание : заполните схему

Слайд 4

Междометие Слава Богу , вы вернулись! « Шаб а ш !» – крикнул он повелительно. Караул ! Лови, лови да дави его, дави! Что выражают выделенные слова ? Это тоже _____________________. На какие группы можно разделить междометия ? ____________ ___________________________________________ Обратите внимание на знаки препинания при междометиях._______ _________________________________________

Слайд 5

Производные междометия 1) от существительных : ужас, матушки, Господи, беда … 2) от глаголов : подумаешь, скажи на милость, здравствуйте … 3) от местоимений и наречий : полно, вот те на, представь себе … 4) от фразеологизмов : слава Богу, Боже мой, вот это да … 5) от заимствованных слов : бис, алло, капут … 6) слова, обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлёп, бум, гав… 7) слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц: ба-бах, мяу-мяу, дзинь-дзинь, тра-та-та, …

Слайд 6

Значения междометий этикетные – (выражают правила этикета) извините, пожалуйста, здравствуйте ; побудительные (побуждают к действию) айда, марш, давай ; эмоциональные (выражают чувства, эмоции) ого, ах, ой .

Слайд 7

Тренировочные упражнения Подумаешь , она обиделась! Приедет он, как же ! Слава Богу , всё хорошо. Алло , ты меня, вообще, слышишь? Ух ты , какая лошадь!

Слайд 8

Синтаксическая роль междометий в предложении Ура ! Наш класс занял первое место в соревнованиях! Далече грянуло ура . 2) « Хи-хи », - послышалось из-за двери. Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха . Ох , как мне больно! О себе я и « ох » не скажу. 4) Ау ! Где вы ?

Слайд 9

Домашнее задание Выучить значения междометий. Составить 6 предложений с междометиями, которые мы изучали на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме «Отрицательные частицы не и ни» Объяснительный диктант. Я ____ мог ____ присутствовать на конференции. В каких только углах ____ побывал я за эти годы! Я встал _____ свет _____ заря. Я должен увидеть это своими глазами во что(бы)(то) _____ стало. Я _____ слышал _____ звука. Кто _____ смотрел этот фильм, должен его обязательно посмотреть. Кто _____ смотрел фильм, все его очень хвалили.

Слайд 2

Составить предложения Когда ни придешь к подруге, _____________________________. Когда не придешь к подруге, _____________________________. Где только не бывал _________! = _________________________. Где ни бывал ________ , _________________________________. Где не бывал ________ , _________________________________.

Слайд 3

Словарная работа Не раз там бывал (=_______________) Ни разу там не был (= _____________) _____ раз говорил мне отец о своем желании поехать в город. (_____________) 2) Я ______ разу не был в горах. (___________) 3) Что бы вы _____ делали, делайте добросовестно.

Слайд 4

Словарный диктант Говорил не правду, книга не интересная, ушел не далеко, невеж ество, нехотя, не мог не сориентироваться, не пререкаясь, недо бор, недо сыпать.

Слайд 5

Не с различными частями речи Название части речи слитно раздельно имя существительное говорить не правду не правда, а ложь имя прилагательное не большой дом не большой, а маленький не красный не стеклянный не труднее имя числительное не кого не у кого, не тот, не я глагол не навидеть не чувствовал деепричастие ненавидя не пренебрегая причастие не прекращающийся дождь не прекращающийся не сколько часов дождь наречие говорить не громко говорить не громко, а тихо не рад, не жалко, не жаль, не намерен, не должен ; далеко не , ни чуть не , совсем не … не чуть - чуть, не по - товарищески

Слайд 6

Домашнее задание § 71, упр. 435.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме « Смыслоразличительные частицы»

Слайд 2

Частицы формообразующие смыслоразличительные (служат для образования формы слова) (вносят различные оттенки, выражают чувства говорящего) бы (б) 1. вопросительные : ли, разве, неужели ; пусть (пускай) 2. восклицательные : что за, как ; бывало 3. указательные : вот (а вот), вон (а вон) ; да 4. сомнение : вряд ли, едва ли ; давай 5. уточнение : именно, как раз ; давайте 6. выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти ; 7. усилительные : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то ; 8. смягчение требования : -ка.

Слайд 3

Смыслоразличительные частицы Вопросительные : ли , разве , неужели (упр. 409) __________ ты написал сочинение ? Написал _____ ты сочинение ?

Слайд 4

Восклицательные : что за , как . (упр. 411) « Что за диковина!» – приятель отвечал.

Слайд 5

Указательные : вот ( а вот ), вон ( а вон ). (упр. 412) _______ уже кое-где мелькает еле заметная травка.

Слайд 6

сомнение : вряд ли , едва ли (упр. 413) Задание : заменить вопросительную частицу частицей, выражающей сомнение . Доклад у тебя длинноват. Закончишь ли ты его за полчаса ? ________ ты закончишь его за полчаса.

Слайд 7

уточнение : именно , как раз (упр. 414) В этом предложении тебе удалось четко сформулировать вывод. ___________ оно больше всего подходит для концовки сочинения.

Слайд 8

выделение, ограничение : только , лишь , исключительно , почти (упр. 415) ____________ у существительных третьего склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак.

Слайд 9

усилительные : даже , даже и , ни , и , же , ведь , уж , всё , всё-таки , -то (упр. 416) Ты ________ не веришь мне ? А еще другом называешься.

Слайд 10

смягчение требования : -ка (упр. 424) Почини ____ выключатель.

Слайд 11

Домашнее задание § 68 прочитать теоретический материал, завершить составление схемы о частицах, используя материал стр. 167-169. Составить 6 предложений со смыслоразличительными частицами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме «Частица как часть речи» Я бы хотел поехать в путешествие. Я же выполнил сегодня задание! Я не хочу есть. Я ни у кого не отпрашивался. Что объединяет эти предложения ?

Слайд 2

Частица как часть речи 1) Я хочу сегодня посмотреть фильм. Я сегодня посмотрел бы фильм, но очень занят. 2) Сегодня наша команды играла хорошо. Как хорошо сегодня играла наша команда! 3) Сегодня выпадет снег. Неужели сегодня выпадет снег ?

Слайд 3

Тренировочные упражнения Задание : списать предложения, обозначить частицы. Великолепен у нас новый нападающий. Что за удар у него! Гимнастической секцией в клубе будет руководить мастер спорта. Именно он в прошлом году был чемпионом области.

Слайд 4

Частицы формообразующие смыслоразличительные (служат для образования формы слова) (вносят различные оттенки, выражают чувства говорящего) бы (б) пусть (пускай) бывало да давай давайте

Слайд 5

Формообразующие частицы Задание : Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу формообразующие частицы (бы, пусть, пускай, давай, да, бывало). Ребята отправятся в поход всем классом. ( характеристика по цели высказывания ) Мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи. ( ) Девочки позаботятся о походной аптечке. ( )

Слайд 6

проверка Ребята, давайте отправ им ся в поход всем классом. ( ) Пусть мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи. ( ) Девочки пускай позаботятся о походной аптечке. ( )

Слайд 7

Тренировочные упражнения Люди всей Земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится война, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет светлое и чистое небо над нами! Да здравствует мир на Земле! В какой ситуации может быть использован этот текст ? Какова его задача ? В каком стиле написан этот текст ? Назовите приметы этого стиля.

Слайд 8

Домашнее задание § 66 прочитать теорию, выучить правило. Упр. 403 списать, обозначить частицы. Разобрать синтаксически 4-е предл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме « Деепричастие ». несовершенного вида совершенного вида (что делая ? ) (что сделав ? ) - а , - я (крич а ) - в , - вши от глаг. быть буд учи - ши - а , - я ( прищур я сь )

Слайд 2

Тренировочные упражнения Задание : образуйте от данных глаголов деепричастия. Занять (что сделать ? ) – (что сдела в ? ) заня в принять ( ) – требовать ( ) – принести ( ) – потчевать ( ) – баловаться ( ) – распорядиться ( ) – миновать ( ) – ворковать ( ) -

Слайд 3

Задание : Замените один из глаголов в предложении деепричастием. 1) Из города уже выступало неприятельское войско гремело в литавры и трубы. 2) Сергей вернулся домой и долго не мог успокоиться.

Слайд 4

Какие морфемы указывают на деепричастие ? Подберите примеры слов, назовите части речи и обозначьте морфемы. -л- - яв - явший - нуть -евши - авший -т- - уч -

Слайд 5

Синтаксический разбор предложения Блистая облака лепились в лазури пламенного 2 дня.

Слайд 6

Задание : Исправьте грамматические ошибки, где это нужно. Расставьте недостающие знаки препинания. ( ВПР, 6-е задание) Закрыв глаза, у меня закружилась голова. 2) Поселившись в столице я пошел работать на фабрику. 3) Выполняя домашнее, задание мне не нужна помощь. 4) Опустив голову с мощными рогами олень сделал несколько шагов в нашу сторону.

Слайд 7

Распределительный диктант Замахнувшись раскрасневшееся выскочившая замахнувшийся выскочивши расстелившийся раскрасневшись оттянувшиеся

Слайд 8

Домашнее задание Упр. 216. Синт . разбор 2-го предл. Поглядывая 3 , висевшие 3 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение изученного по теме «Причастие». Причастие действительные страдательные настоящего прошедшего настоящего прошедшего времени времени времени времени от глаголов I спр . при помощи суф . от глаголов I спр . при пом. суф . при помощи суф . при помощи суф . _______________ ____________ _____________ ______________ от глаг. II спр . от глаг. II спр . при помощи суф . при пом. суф . _____________ ______________ Задание : заполнить схему, сформулировать правило.

Слайд 2

Задание : подчеркни причастие, определи его разряд. Скользящая лёгкая походка щебеч ….. ий шустрый воробей Ла….. щая большая собака гон….. щий стадо старый пастух леч ….. щий добрый врач Образовать д.пр.н.вр . от глаг. грохотать

Слайд 3

Задание : от следующих глаголов образовать д.пр.пр.вр . Играть отчаяться пригореть промокать заостриться Составить предложение с одним из причастий.

Слайд 4

Задание : от следующих глаголов образовать стр. пр. н. вр . Подразумевать слышать погружать объявлять оберегать видеть Составить предложение

Слайд 5

Задание : от следующих глаголов образовать стр. пр. пр. вр . Засеять наградить возвратить расколоть замешать замесить разбить

Слайд 6

Задание : Согласуй причастные обороты с определяемыми словами, поставь запятые. 1) Сосульки (свисавший с крыши) таяли на солнце. ____________ _______________________________________________________. 2) История (придуманный Марией) всем понравилась. – 3) Нитки (запутанный котёнком) были выброшены. –

Слайд 7

Растянувшееся вдоль реки село перекинулось через пути железной дороги. 2) Очнулся я от странного шума шедшего из самой глубины леса . 3) Дети не садитесь в машину к незнакомцам предлагающим вам прокатиться. 4) Стога сена разбросанные по лугу выделялись на фоне вечернего неба.

Слайд 8

Задание : Найди и исправь ошибки , допущенные в предложениях с причастными оборотами. Отвечающий ученик у доски привёл свои аргументы. — Студенты спешат к реке приехавшие в лагерь . —

Слайд 9

Упр. 214 выполнить по заданию учебника. Составить 3 предложения с причастными оборотами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)

Слайд 2

Подготовьте по материалам дополнительных источников (книг, Интернета) сообщение о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого. Прочитайте стихотворение «Не позволяй душе лениться». Сформулируйте и запишите основную мысль стихотворения.

Слайд 3

Гроза идет Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он - кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Сквозь живое сердце древесины Пролегает рана от огня, Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! 1957

Слайд 4

Работа по тексту стихотворения «Гроза идет» Вы прочитали стихотворение Н.А. Заболоцкого «Гроза идет» и изучили биографию поэта. Подумайте, только ли природное ненастье описывает поэт в своем стихотворении. Какие средства художественной выразительности вам показались самыми яркими и точными ?

Слайд 5

Вечер на Оке В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей. И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло. Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. 1957

Слайд 6

Анализ стихотворения «Вечер на Оке» Найдите в стихотворении Заболоцкого пример синтаксического переноса. Выпишите. Не забудьте цитату заключить в кавычки. Выпишите метафору. Кому сложно выполнить 1 и 2 задания, выпишите 2 любые тропа и назовите их.

Слайд 7

Домашнее задание Ознакомиться с материалами презентации и в тетради выполнить задания. Выучить 1 стихотворение Н.А. Заболоцкого.