Дистанционное обучение Сэ-41

Романович Ксения Игоревна

Сэ-41

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.10.2021г.40.44 КБ
Файл 2.12.2021г.33.23 КБ
Файл Лекция за 8.12.202115.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 3. История становления и развития социологии

  1. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

  1. Социологическое воззрение О. Конта

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике.

Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам. Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

  1. Классическая социология начала XX вв

В начале XX в. в общественной жизни происходили значительные изменения, что не могло не отразиться на развитии социологического знания.

Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая характеризовалась революциями, мировыми войнами, волнениями в обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития.

Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;

2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:

1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.

Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция.

Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям.

Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

7) дисциплина.

4. «Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.

Если исключить эти психологические акты из предметной области социологии, появляется возможность исследовать исключительно сферу ценностей – область идеального (или идеосоциального по определению самого Зиммеля). Причем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные ценности. Это позволяет получить «строительный материал» для создания геометрии социального мира.

Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.

Другая категория, введенная Зиммелм в научный оборот, – социальный тип.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.).

Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

Другой представитель формальной социологи В. Парето (1848– 1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.

Исходя из этого, Парето разработал теорию остатков, которые исследователь разделяет на два класса. Первый класс – это остатки «инстинкта комбинаций». Остатки этого класса лежат в основе всех социальных изменений и им соответствует психологическая склонность человека к комбинированию различных вещей. Второй класс включает остатки «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи.

Именно противостояние этих типов остатков является причиной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.

Другим важным элементом учения Парето была классификация социального действия. Социолог выделял два типа социального действия в зависимости от мотивации факторов:

1) логическое социальное действие осуществляется на основе разума и регулируемых норм;

2) нелогическое социальное действие характеризуется незнанием людей их совершающих истинных объектов связей между явлениями.

В сферу внимания Парето входили также процессы убеждения. Исследуя этот феномен, итальянский социолог выделил следующие его типы:

1) «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, потому что это так»;

2) аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет;

3) апелляция к чувствам, интересам;

4) «вербальные доказательства».

Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Сам мыслитель определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Парето указывал, что элита не является постоянной и в обществе происходит процесс ее смены – круговорот элит.

Круговорот элит – это процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, в результате которого происходит изменение состава избранной части населения путем вхождения в нее членов из низшей системы общества, которые соответствуют двум основным требованиям к элите: умению убеждать и умению применять силу там, где это необходимо. Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность.

5. Американская социология: основные этапы развития

Итак, на первом этапе становления социологии (XIX – начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука.

Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском университете. Другой особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер.

Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.

Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям. Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Именно в этой работе были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований, которые сохраняют свою актуальность и по сей день.

Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915 гг.). Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.

На основе своего исследования Тейлор сделал вывод о невыгодности различных производственных и организационных новаций самих по себе, так как они упираются в так называемый «человеческий фактор».

В работах Тейлора впервые получил разработку термин «рестрикционизм». Рестрикционизм – это сознательное ограничение рабочими выработки, в основе которого лежит механизм группового давления. На основе всех полученных данных Тейлор разработал множество практических рекомендаций для оптимизации процесса производства, которые пользуются огромной популярностью.

Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.

Под его руководством в условиях жесточайшего экономического кризиса в странах США и Западной Европы были проведены Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социальнопсихологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы следующие принципы:

1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия;

2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;

3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;

4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами.

Самой известной социологической школой стала чикагская школа, возникшая на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854–1926 гг.). Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840–1910 гг.).

Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Значительное внимание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов. До сих пор сохранили свое значение идеи Самнера о механизмах формирования обычаев, их роли в развитии общества и укреплении связи между поколениями; разработке понятий «мы – группа» и «они – группа», «этноцентризм» как основ межгруппового взаимодействия.

Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации. Парком в научный оборот был введен новый термин «социальная дистанция».

Социальная дистанция – это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности.

Другим отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Вместо философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется вовне в так называемом открытом поведении. Так появился бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первой половине все социальные науки (экономику, психологию, социологию, политологию).

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь.

На границе социологии и социальной психологии была создана концепция потребностей Абрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).

Маслоу создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, в качестве мотивов поведения вступают в действие другие потребности.



Предварительный просмотр:

Социальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.

 

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

 

Социальные отношения — это определённые устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.

 

Два характера социальных отношений

Сотрудничество

Соперничество

1) Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон.

2) Направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы.

3) Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.

1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели.

Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам.

 

В зависимости от состава участников социальные отношения подразделяются на следующие виды:

1) Социально-групповые — отношения между классами, социальными слоями и др.

2) Социально-демографические — отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодежью, пенсионерами и др.

3) Социально-этнические — отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др.

4) Социально-профессиональные — отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями.

5) Межличностные — отношения человека с окружающими его людьми.

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, настил и facere — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Страта — это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Социальная дифференциация (от лат differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.

Стратификация имеет две существенные характеристики:

1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;

2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

 

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Исторические типы стратификационных систем

Наименование

системы

                                                 Её сущность

 Рабство

Рабство — это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.

Кастовая система

Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своему рождению. Существует детальная регламентация в деятельности каждой касты.

Сословная система

Сословие — социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией.

Классовая система

Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передаётся по наследству.

Исторические типы стратификации

Наименование социальной группы

Её сущность

Примеры

Возникновение

Каста (от лат. castus — чистый)

Социальная группа, обладающая пожизненно закреплённым от рождения религиозным правилом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы), шудры (слуги).

Древняя Индия

Сословие

Социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в.: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство (средние городские слои).

Средневековая

Европа

Класс

Социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.

Рабы и рабовладельцы; феодалы и зависимые крестьяне; буржуазия и наёмные рабочие.

Классовое

общество

Наиболее распространённые подходы к анализу социальной структуры общества — стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Страта

Класс

Различается по:

  • уровню доходов;
  • основным чертам образа жизни;
  • включённости во властные структуры;
  • отношениям к собственности;
  • социальному престижу;
  • самооценке своей позиции в обществе.
  • месту в системе общественного производства;
  • отношению к средствам производства;
  • роли в общественной организации труда;
  • способам и размерам получаемого богатства.

Основное различие стратификационного и классового подходов: в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учёта не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жёсткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.

Социальная стратификация:

1) является методом выявления социальных слоёв данного общества;

2) формирует представление о социальном портрете этого общества.



Предварительный просмотр:

Политическая система общества

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

Задания к лекции:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Политическая партияполитическая системаполитическая нормагосударствополитическая идеология.

2. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политическая система общества»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества.