Дистанционное обучение У11

Романович Ксения Игоревна

У 11

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция за 18.11.2021г.31.53 КБ
Файл Лекция за 19.11.2021г.20 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы производства и факторные доходы.

1. Людьми движут потребности. Потребность - это осознанная человеком нужда в чем-либо, необходимом для его жизнедеятельности.

Потребности каждого человека практически безграничны и постоянно изменяются. Закон возвышения потребностейчеловеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (т.к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом).

Для удовлетворения потребностей люди используют блага. Благо – все, что удовлетворяет потребности людей.

Различают:

свободные (даровые, неэкономические) блага – имеются в неограниченном количестве, то есть их предложение достаточно для удовлетворения потребностей при нулевой цене (бесплатно). В природе имеется лишь несколько видов подобных благ. Например, вода в реке равно доступна всем, кто придет купаться. Воздух, которым мы дышим, пока еще является свободным благом;

экономические блага - это средства (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве - их большинство. Их предложение достаточно лишь при цене, большей нуля.

Для создания экономических благ (товаров и услуг) необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые (денежные) и материальные. Ресурсы используются людьми также и для производства новых ресурсов.

Ресурсы (экономические) – все то, что используется или подлежит использованию в экономике (хозяйственной деятельности).

Ресурсы, с помощью которых можно организовать производство (или которые вовлечены производство экономических благ) – называются факторами производства.

Важнейшие экономические ресурсы (факторы производства):

а) земля и другие природные факторы - естественные природные ресурсы, включают все «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, леса, воды, месторождения полезных ископаемых и т.д.;

б) капитал (реальный) - включает произведенные человеком средства производства (станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач и транспортные коммуникации, вычислительную технику, добытое сырье и полуфабрикаты, материалы и т.д.

Реальный капитал имеет еще одно название - инвестиционные ресурсы (или товары), так как они предназначены для инвестиций (капиталовложений) в экономику.

в) труд - это деятельность людей по производству товаров и услуг; умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют для создания экономических благ.

Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда – его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда – его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.

г) предпринимательские способности. Под ними понимаются присущие некоторым людям способности:

- генерировать новые идеи для совершенствования и развития бизнеса;

- рисковать, что означает готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и риск бесплодности затрат сил и времени на его реализацию;

- удачно координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.

В настоящее время многие учены в качестве факторов производства выделяют организацию и технологию производства. Также характерной чертой современного производства является использование информационных или информационно-компьютерных технологий. На основании этого особое значение приобретает такой новый фактор производства - информация.

Эти факторы — необходимое условие производства в любой отрасли экономики. Соединяясь воедино, эти факторы создают все без исключения виды товаров и услуг, нужных для общества.

2. Каждый экономический ресурс (фактор производства) имеет конкретного хозяина люди, фирмы, государство. Владельцы ресурсов хотят получить доход от их использования, поэтому каждый экономический ресурс является платным. Доход владельцев ресурсов за их хозяйственное применение одновременно является платой, которую вносят пользователи ресурсов.

Каждый фактор участвует в создании различных товаров и услуг и приносит его владельцу соответствующий доход:

заработная плата - вознаграждение работнику за труд, за использование его рабочей силы;

владельцы капитала получают процент. Процент - плата предпринимателя (заемщика) любому физическому или юридическому лицу (кредитору), которое предоставило ему свой денежный, или реальный, капитал, за пользование этим капиталом;

- собственники земли (природных ресурсов) получают ренту. Рента - регулярная плату предпринимателя (арендатора) владельцам земли, рудников, лесов и других природных ресурсов за их использование;

предприниматели получают прибыльПрибыль - вознаграждение (плата) предпринимателю за работу (расходование) его предпринимательских способностей, т.е. за то, что он оплатил и собрал вместе трудовые, природные и капитальные факторы производства, а также организовал их хозяйственное функционирование и взял па себя ответственность и риск за их эффективное использование. В любом бизнесе риск неизбежен.

Результатом взаимодействия факторов производства является создание благ.

Рассмотрим факторные доходы более подробно.

1) Заработная плата. Основные формы оплаты труда – сдельная и повременная. Поощрительная оплата – это часть общей системы труда, нацеливающая работника на достижение показателей, расширяющих и/или превышающих круг его обязанностей, предусмотренных основной нормой. В таком понимании поощрительную оплату необходимо рассматривать именно как дополнительную. Дополнительные (поощрительные) формы оплаты труда за личный вклад. В дополнение к основной заработной плате организация устанавливает различного рода льготы для лучших работников. Это служит своего рода оценкой и признанием организацией особо качественной работы сотрудника или достижения им важных для организации результатов. Дополнительные формы оплаты труда включают: скидки на покупку товаров фирмы; субсидии на питание; оплату расходов на образование; медицинское обслуживание; страхование жизни и т.п.

2) Структура прибыли.

3) С понятием рента связано понятие рентабельность – прибыльность.

4) Согласно узкому пониманию, процент – доход, получаемый в результате вложения денежных средств в предприятие, банк и т.д. Согласно широкому пониманию, процент - доход, получаемый в результате использования фактора капитал. Легко понять, что процент как плата за кредит (т.е. процент в узком смысле) является частным случаем дохода фактора капитал, когда последний предоставляется одним лицом другому в денежной форме.

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Фактор производства

Факторный доход(

Труд

Заработная плата

Земля

Рента

Капитал

Процент

Предпринимательство

Прибыль

Тренировочное задание

1. Что из перечисленного является фактором производства?

Варианты ответов:

  1. Зарплата
  2. Рента
  3. Капитал
  4. Прибыль

2.  Найдите в приведённом ниже списке понятия, отражающие капитал как фактор производства, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

1)

менеджеры

2)

фабричные здания

3)

станки

4)

лесные угодья

5)

фермеры

6)

компьютеры

3. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Фактор производства

Фактор дохода

Труд

Рента

Предпринимательские способности

Процент

Капитал

Зарплата

Земля

Прибыль

Задание: 1. Изучить лекцию и написать конспект

2. Выполнить задания в конце лекции



Предварительный просмотр:

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рынка:

  • общественное разделение труда;
  • экономическая обособленность производителей;
  • самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка:

  • нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
  • нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
  • нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

4. Главные функции рынка

  • посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
  • ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
  • информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
  • регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
  • санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты

Отрицательные черты

  • Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
  • Стимулирует научно-технический прогресс 
  • Способствует ресурсосбережению в обществе
  • Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
  • Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
  • Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
  • Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
  • Порождает тенденцию к монополизации производства
  • Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества
  • Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
  • Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

А) С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

Б) По товарам и услугам:

  • потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
  • средств производства;
  • рабочей силы;
  • инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
  • иностранных валют;
  • ценных бумаг (фондовые биржи);
  • научно-технических разработок и инноваций;
  • информации.

В) По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

   Г) По типу конкуренции:

  • чистой (свободной) конкуренции
  • несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии

7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

  • конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
  • наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
  • функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

Формы монополий

Признаки

Картель

Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах

Синдикат

Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность

Трест

Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности

Концерн

Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости

Консорциум

Объединение монополий

Конгломерат

Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

 

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

 

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

- простых товаропроизводителей

- единичных капиталов

- монополий

- национальных капиталов

- интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция)

Чистая
монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.

Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д.

Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.

Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.

Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.