Дистанционное обучение Сп 31

Романович Ксения Игоревна

Сп31

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция за 8.12.2021г.22.81 КБ
Файл Лекция за 9.12.2020г.11.43 КБ
Файл Задание на зачет!!!114.03 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция на тему: «Философская проблема человека»

Проблема человека является одной из наиболее древних и сложных.

Человек скрывает в своем существовании большую тайну, которую пытаются разгадать тысячелетиями.

В античные времена внутренний мир человека сравнивали с Вселенной, называя человека микрокосмом. В средние века, вместе с утверждением представлений о едином личностном Боге, представление о человеке углубляется. С одной стороны, сохраняется представление о человеке, как об одном из видов сущего. С другой – человек рассматривается как личность, уникальное и бессмертное существо, наделенное свободой воли, являющееся образом и подобием Бога (принцип средневекового персонализма). Принцип гуманизма, оформившийся в эпоху Возрождения, подчеркивает творческие потенции человеческой природы. В Новое время образ человека вновь приобретает преобладающие черты разумности, рациональности. Немецкая классическая философия возвела рациональность в абсолют. В системе Гегеля, например, человек становится принципом, в котором мировой разум достигает самосознания.

В настоящее время проблему человека относят к комплексным проблемам, которые решаются системой разнообразных наук и научных средств.

Особое место в этой системе занимает философия, она призвана отыскивать ответы на следующие вопросы:

  1. Какова природа человека и его сущность?
  2. Каков смысл и предназначение человеческого существования?
  3. Каковы перспективы развития человека?

В ХХ веке наиболее популярными философскими концепциями человека были: марксистская, фрейдистская и экзистенциалистская.

  1. Марксистская концепция человека

Марксистская концепция человека стала складываться во второй половине XIX века в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые исходили из трудовой теории антропосоциогенеза. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в складывающемся обществе. Возникновение сознания человека происходило на основе трудовой деятельности и в связи с развитием языка.

К основным понятиям марксистской концепции человека относятся:

«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens – человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др.

Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой – сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность. Спор о том, какое из начал – биологическое или социальное – является определяющим в жизни человеческого существа, продолжается среди философов и ученых на протяжении почти двух столетий.

К.Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» говорил: «...Сущность человека ...есть совокупность всех общественных отношений».

С точки зрения марксизма, в человеке господствующим являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бессознательное.

Индивид это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят.

Личность – это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами.

Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общества – такова и личность.

Индивидуальность – это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей.

В советской философии получил распространение деятельностный подход к пониманию человеческой личности (психолог А.Н.Леонтьев).

Сущность этого подхода заключается в том, что личность формируется и проявляется в различных сферах деятельности: материально-производственной, общественно0политической, духовной и др. Социальная деятельность является всеобщим, универсальным признаком личности. Богатство личности выступает как богатство ее действительных отношений. В условиях тоталитарной системы марксистская теория человека сталкивалась с противоречиями реального социализма.

Общественный идеал марксизма – коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества : снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие способностей человека на благо всего общества (К.Маркс).

Перестройка советского общества привела к отказу от марксистской концепции человека как государственной доктрины.

  1. Структура личности по Фрейду

Родоначальник фрейдистской концепции личности – австрийский психиатр конца XIX – первой половины ХХ века Зигмунд Фрейд. В отличие от марксизма в концепции Фрейда ведущую роль в человеке играют не рациональные мотивы, а влечения, переживания, эмоции.

Свою концепцию человека Фрейд создавал в рамках так называемого психоанализа, или иначе – науки о бессознательных психических процессах. В его творчестве выделяют два этапа.

Первый этап связан с такими работами конца XIX века, как «Исследование об истерии» и «Толкование сновидений», в которых Фрейд обобщил свои психотерапевтические исследования по методике «свободных ассоциаций» (вместо гипноза) и скрытой символике сновидений. На этой основе он представил структуру человеческой личности, состоящей из трех уровней.

Бессознательный – нижний уровень, предсознательный – средний уровень, сознательный – верхний уровень. По мнению Фрейда, бессознательное человека наполнено сексуальной энергией – «либидо» (лат.- влечение). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, которые налагает общество. Сознание находится в состоянии постоянного конфликта, антагонизма с бессознательным, подавляя его сексуальные влечения.

Либидо является мощным мотивом деятельности человека. Так или иначе либидо прорывается сквозь цензуру сознания различными обходными путями, принимая символическую форму в виде обмолвок, описок, шуток, каламбуров и т.п., также – симптомов истерии, амнезии, катарсиса и пр. В конечном счете вся история человеческой культуры, которая включает обычаи, мифы, памятники литературы, искусства, науки, - все это есть прорыв и перевоплощение сексуальных сил.

Анализируя произведения литературы и искусства (Леонардо да Винчи, Шекспира, Гофмана, Гете и др.), Фрейд отмечает в них проявление «эдипова комплекса», согласно которому в детстве у человека существуют сексуальные влечения к своим родителям; последние сдерживаются системой воспитания и загоняются в область бессознательного.

Второй этап творчества Фрейда связан с его работами 20-х годов ХХ века: «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др. После первой мировой войны он присоединяет к половому инстинкту еще инстинкт самосохранения и инстинкт разрушения в качестве основных побудительных сил поведения человека. На этом этапе Фрейд создает усовершенствованную концепцию структуры личности, которая включает в себя три компонента: Ид(Оно), Эго (Я),Супер-Эго(Сверх-Я).

Эго зажато с двух сторон и постоянно пребывает в состоянии конфликта, от которого спасается с помощью вытеснения, сублимации, рационализации.

Вытеснение – непроизвольное устранение из сознания в область бессознательного запретных чувств, мыслей, стремлений к действию.

Сублимация – один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Таким образом, согласно Фрейду, психический фактор оказывается определяющим для законов как телесной, так и общественной жизни.

Идеи о роли бессознательного в жизни человека развивал швейцарский психиатр и культуролог Карл Юнг, основоположник аналитической психологии. Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на «коллективное бессознательное», воплощенное в образах-схемах предельной степени общности – архетипах (личность и тень, мужское и женское, герои мифов и литературные герои – Дон Кихот, Дон Жуан и др.)

Архетипы, являясь суммарным опытом многих поколений, организуют все психические процессы индивида.

Экзистенциализм о существовании и сущности человека

В экзистенциализме, получившем широкое распространение на Западе в капиталистических странах, проблема человека является главной. Для представителей экзистенциализма основным вопросом философии служит вопрос о жизни и смерти человека, о самоубийстве и т.п.

Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX века Кьеркегор («бытие дает страх и отчаяние») и немецкий философ Ф.Ницше («освободить жизнь от подавляющего гнета разума»).

Экзистенциализм возник в начале ХХ века в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер), а во время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель). В рамках экзистенциализма различают религиозное и атеистическое крыло. Среда распространения экзистенциализма – творческая интеллигенция: поэты, писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве.

Экзистенциализм, или философия существования, - одно из иррационалистических направлений в философии. Понятие «экзистенция»

(от лат. exsistentia – существование) в этой философии играет особую роль. Исходным для экзистенциалистов является не существование мира вещей, а существование человека. Существование человека предшествует его сущности, которую человек «лепит» сам.

Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.

Экзистенциалистская концепция человека имеет субъективно-идеалистический характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают «неподлинное» существование человека, когда он находится в зависимости от внешних условий природы и общества, и «подлинное» существование человека, когда он освобождается от внешних условий и ему открывается его экзистенция. Это так называемые «пограничные ситуации»: перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой вины и раскаяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия.

Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе.

Понятия «здесь-бытие», «бытие-в-мире», «бытие-к-смерти» и др., введенные немецким экзистенциалистом М.Хайдеггером для характеристики бытия человека, позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Исторические типы личности.

Размышления о совершенном человеке всегда были важной темой философско-антропологических исследований. Но в различных культурах делались свои акценты на главных качествах совершенного человека:

  • В древнекитайской философии идеал «благородного мужа» включал высшие моральные качества, гуманность, милосердие, стойкость, почтительность к людям, скромность и бескорыстие (конфуцианство);
  • В древнеиндийской философии совершенный человек постигает «собственную природу» мира, выполняет свой долг, свою карму;
  • В античности совершенный человек – это человек, который живет по закону и праву; совершенная личность или «калокагатия» - это гармоническое сочетание возвышенной нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-политической зрелостью (Аристотель). Человек, наделенный здоровьем, пропорциональным телосложением, изящными движениями, силой, способностью к творчеству, к нравственному самосовершенствованию, отказавшись от внешних благ и углубившись в самого себя, обладает душевным спокойствием, мудростью;
  • В средние века совершенный человек обладает совершенной разумной душой, стремящейся следовать Божьим заповедям;
  • В эпоху Возрождения совершенный человек наделен склонностью к добру и любви, к установлению высоконравственных межчеловеческих отношений, способный ценить чужую жизнь и достоинство превыше всего (Т.Мор);
  • В эпоху Просвещения идеал человека – это гуманный, добродетельный, рассудительный и просвещенный человек, следующий законам. «Путь к добродетелям через совершенствование законов» (Гельвеций);
  • В немецкой классической философии совершенный человек – это единство духовного и телесного совершенства, всесторонний, совершенный образованный человек (Л.Фейербах).
  • В русской философии совершенный человек – это гармоническое единство чувства и разума: справедливость, гуманность, отзывчивость, патриотизм, любовь к Родине, Богу, людям;
  • В современной философской литературе отмечается, что формирование совершенного человека напрямую связано с совершенствованием социальной среды, в которой он развивается.

Нынешние условия, несомненно, накладывают свой отпечаток на человеческую личность. Мы можем говорить о влиянии на человека урбанизации, индустриализации, средств массовой коммуникации и усиливающейся мобильности. Формируются также личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества.

Сравнительное изучение различных стран позволило построить аналитическую модель современной личности. Ей присущи следующие черты:

  • открытость экспериментам, инновациям и изменениям (готовность принять новое лекарство, прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новый тип обучения молодежи и т.п.);
  • готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения;
  • ориентация на настоящее и будущее, а не прошлое, экономия времени, пунктуальность;
  • уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и др. социальными проблемами;
  • Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;
  • Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия;
  • Чувство справедливости распределения, т.е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу;
  • Высокая ценность формального образования и обучения;
  • Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

Задание: Написать конспект



Предварительный просмотр:

https://new.znanium.com/read?id=352677

Задание: Изучить Главу 9. Ответить на первые 5 вопросов в конце главы.



Предварительный просмотр:


Темы эссе (выбрать одну!):

  1. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К.Гельвеций).
  2. «Создает человека природа, но развивает и образует его  общество» (В, Белинский).
  3. «Сознание своей личности уже непременно предполагает и  сознание о ее неприкосновенности и о ее нравах» (Н. Добролюбов).
  4. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько  от капризных желаний» (Ж.‐Ж. Руссо).  
  5. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в  побуждениях к совершенствованию»
  6. «Начало личности наступает намного позже, чем начало  индивида» (Б.Г.Ананьев).
  7. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий  другой» (И. Шерр).
  8. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
  9. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это  бедность богачей» (П. Сир).
  10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные  потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
  11. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).  
  12. «Наилучшая экономическая система — это та, которая  максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше  нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).
  13. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой  гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных  правил...» (В.Ключевский).
  14. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они  одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
  15. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)
  16. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною  карикатурою» (И. Ильин). 
  17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами  управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу). 
  18. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим  гражданам» (Ж. Ж. Руссо).
  19. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных  интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).
  20. «3аконы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).  
  21. «Справедливость без силы бесполезна, сила без  справедливости деспотична» (Латинское изречение).  
  22. «Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).  
  23. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С.Лец).
  24. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).  
  25. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).